МЕйялт
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
ОПЫТ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПАВОДКА 2014-2015 ГОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Н.В. Лукьяненко1,
B.В. Шевченко1,
C.В. Широкоступ2, И.В. Переладова2, Ю.А. Мишенко2, Н.В. Федюшкина2, Е.А. Столярова2, 1ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», г. Барнаул, 2КГБУЗ «Краевая клиническая больница», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Алтайском крае», г. Барнаул, 3Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, г. Барнаул
Широкоступ Сергей Васильевич -e-mail: [email protected]
Работа в условиях чрезвычайной ситуации паводка в Алтайском крае определялась масштабностью подтопления 107 населенных пунктов в 25 муниципальных образованиях, с количеством пострадавших 39 619 человек, из них 8611 детей. Подъем воды в реках, определивших затопление территорий, был представлен Чарышом, Катунью, Бией. Обью. Научно обосновано и разработано перспективное планирование комплекса мероприятий при чрезвычайных ситуациях, основанное на прогнозировании развития ситуации для определения масштабов мероприятий, учете эндемичности территорий по природно-очаговым инфекциям и наличии сибиреязвенных захоронений.
Ключевые слова: паводок, противоэпидемические мероприятия, инфекции.
Working in emergency flood in the Altai region, defined scale flooding of 107 settlements in 25 municipalities, with the number of affected 39 619 people, including 8,611 children. The rise of water in rivers, determined the flooded area, was presented Charysh, Katun, Biya. Ob. Scientifically substantiated and developed long-term planning of complex measures in emergency situations, based on the prediction of situation development to define the scope of measures, given the endemic areas of natural focal infections and the presence of anthrax graves.
Key words: flood, control measures, infection.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Широта распространения ЧС природного характера определяет актуальность своевременной и эффективной организации противоэпидемических мероприятий. При составлении плана необходимо оценить многогранность проблемы и комплексности ее решения. По этому оно должно быть перспективным и комплексным.
При планировнии перечня и объемов противоэпидемических мероприятий врач-эпидемиолог, организаторы здравоохранения планируют необходимый запас медицинских лекарственных, иммунобиологических препаратов, дезсредств, определяя их эпидемиологическую и экономическую эффекктивность. В связи с этим планирование должно опираться на методические материалы по их использованию и практический опыт врача.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: научно обосновать и определить содержание перспективного планирования комплекса противоэпидемических мероприятий при ЧС на примере Алтайского края.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Выполненное исследование носило комплексный, многолетний характер.
Исследование включало эпидемиологические, статистические, иммунологические, математические, картографические методы за 2014 год.
В качестве материалов данного исследования использованы формы государственной статистической отчетности:
- отчет по форме № 2 «Об инфекционных и паразитарных заболеваниях» за 2014-2015 гг. в Алтайском крае;
- отчет по форме № 5 «Сведения о профилактических прививках» за 2014-2015 гг. в Алтайском крае;
- отчет по форме № 6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний» за 2014-2015 гг. в Алтайском крае;
- данные мониторингов АРМ «БАРС ШЕВ-своды» в ежедневном режиме.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При перспективном планировании комплекс противоэпидемических мероприятий определен следующими разделами:
1. Организационные мероприятия. В период паводка Главным управлением на основании анализа текущей ситуации должен быть предусмотрен краевой штаб, работу которого должен возглавить заместитель губернатора края. В составе штаба должны находиться специалисты Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Управления ветеринарии Алтайского края и Главного управления социальной защиты.
Предусматривается подготовка медицинских специалистов в условиях работы ЧС.
2. Информационное обеспечение. Мониторинг состояния заболеваемости, противоэпидемических мероприятий и паводковой ситуации предусматривается в
МЕДИНА ЛЬ
ежедневном режиме в системе АРМ «БАРС ШЕВ-своды». При отсутствии электронной почты сбор информации проводится в ручном режиме с передачей по телефону.
3. Оказание медицинской помощи больным с инфекционной патологией. Необходимое количество коек определен из расчета 10,0% от пострадавшего населения -4000 коек. С этой целью подготовлено к перепрофилированию 9500 коек, в том числе 1130 инфекционных. Обеспечена готовность госпитальных баз к приему больных с инфекционной патологией. Определена маршрутизация доставки больных с инфекционной патологией из районов не имеющих инфекционных отделений, в межрайонные больницы.
Произведен расчет резервного запаса антибактериальных препаратов для проведения лечения больных согласно стандартным схемам. Для лиц, проводящих восстановительные работы на размытых скотомогильниках, с целью предотвращения заражения сибирской язвой произведен расчет антибактериальных препаратов из расчета 100 человек.
Проведен подсчет необходимого количества специалистов, автомобилей санитарного транспорта, скорой медицинской помощи и специалистов краевого центра медицины катастроф для доставки пациентов.
4. Организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Исходя из количества проживающего населения на подтопленных территориях и прибывших валан-теров (400 000) актуализирован перечень 220 прививочных бригад. Расчет их количества получен из необходимости обеспечить быстрый охват населения прививками (3-е суток) при нормативе 60 человек в сутки на бригаду при работе как стационарных, так и передвижных прививочных бригад. Укомплектование передвижных бригад определялось транспортным средством (санитарный автомобиль), обеспеченным запасом МИБП в условиях «холодо-вой цепи», стерильным мягким материалом, шприцами, перчатками, дезсредствами, спецодеждой. Расчет количества передвижных бригад производился на основании проведения профилактических прививок в течение трех дней с нагрузкой на бригаду 60 человек. Учитывались состояние доступности доезда бригад в отдаленные территории и автономность работы.
Количество и перечень вакцин определялись наличием в зоне предполагаемого подтопления девяти эндемичных по туляремии районов, двух скотомогильников неблагополучных по сибирской язве. В связи со сложностями водоснабжения населенных пунктов в период паводка определена, как одна из приоритетных, вторая вакцинация против гепатита А у 37 600 человек, в том числе 27 500 взрослых и 10 100 детей. Вакцинация против шигеллеза Зонне оценена как недостаточно эффективная,
исходя из преимущественного распространения шигеллеза Флекснера, высокой стоимости вакцины и короткого периода стойкого иммунитета.
5. Организация фагопрофилактики острых кишечных инфекционных заболеваний. Для профилактики дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа произведен расчет потребности в фагах населения, подверженного риску заражения, а также привлеченных к работам на затопленных территориях людей с учетом времени ликвидации угрозы заражения. При расчете среднее время фагирова-ния определено в 3-4 недели с количеством подлежащих 60000 (с учетом кратности). Фагирование против сальмо-неллеза и брюшного тифа запланировано с учетом уровня заболеваемости в 8000 человек.
6. Организация раннего выявления и лабораторной диагностики инфекционных заболеваний среди населения. С целью раннего выявления инфекционных больных проведен расчет необходимого количества медицинских работников для ежедневных подворных обходов населения подтопленных территорий.
Организованы «поезда здоровья» с включением в них врачей-инфекционистов и эпидемиологов краевых лечебно-профилактических учреждений.
Необходимое количество лабораторных бактериологических исследований определено из расчета 10,0% от населения, находящегося в зоне ЧС, которое потенциально может заболеть (около 4000 человек).
7. Организация дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ. Объем данных работ на территориях, вышедших из зоны подтопления, определялся количеством площадей (по данным прошлого года) в 107 населенных пунктах в 25 муниципальных образованиях (13 160 домов, 15 115 приусадебных участков, 96 объектов социальной сферы, центральных районных больниц, ФАПов, врачебных амбулаторий, участковых и городских больниц, поликлиник, аптек, ПВР и домашних очагов). При планировании мероприятий учитывалась паспортизация децентрализованных источников водоснабжения (индивидуальных колодцев); выгребных ям и туалетов; объектов барьерной дератизации на территории в количестве 7965.
Для проведения работ учреждением предусмотрено формирование 30 дезинфекционных бригад с общей численность персонала 120 человек.
После проведения дезинфекции специалистами ФБУЗ запланирован лабораторный контроль качества воды из децентрализованных источников водоснабжения.
В плане мероприятий предусматривается усиление режима дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях, обеспечивающих медицинскую помощь населению подтопленных территорий, организацию
МЕДИНА ЛЬ
заключительной дезинфекции при необходимости. Проводится расчет дезсредств для дезинфекции на пунктах временного пребывания граждан. Предусматривается проверка готовности дезинфекционного оборудования к работе при ЧС.
ВЫВОДЫ
1. Для работы в чрезвычайных условиях паводка перспективное планирование противоэпидемических мероприятий должно быть комплексным, с формированием органа, координирующего работу управлений и ведомств с единой системой информационного обеспечения.
2. При перспективном планировании используется прогнозирование развития ситуации с целью определения масштабов противоэпидемических мероприятий.
3. Комплекс мероприятий должен предусматривать эндемичность территорий по наличию природных очагов, наличию сибиреязвенных захоронений.
4. В плане предусматриваются следующие мероприятия: организационные - с информационным обеспечением; по оказанию медицинской помощи больным с инфекционной патологией; по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний; по раннему выявлению и лабораторной диагностики инфекционных заболеваний среди населения; по дезинфекции, дератизации дезинсекции; по
фагопрофилактике острых кишечных инфекционных заболеваний.
5. При планировании рациональным является формирование комплексных медицинских бригад для организации и проведения вакцинации населения и фагирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукьяненко Н.В., Сафьянова Т.В., Шевченко В.В. и др. Актуальные проблемы профилактики инфекционных заболеваний, управляемых иммунизацией, в Алтайском крае и пути их решения. Медицинское обозрение. Наука и практика. 2014. № 1 (1). С. 20-24.
Luk'yanenko N.V., Saf'yanova T.V., Shevchenko V.V. i dr. Aktual'nyeproblem profilaktiki infekcionnykh zabolevaniy, upravlyaemykh immunizaciey, v Altayskom krae i puti ikh resheniya. Medicinskoe obozrenie. Nauka i praktika. 2014. № 1 (1). S. 20-24.
2. Салдан И.П. и др. Об организации мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в чрезвычайной ситуации паводка 2014 года в Алтайском крае. Медицинское обозрение. Наука и практика. 2014. № 1 (1). С. 29-32.
Saldan I.P. i dr. Ob organizacii meropriyatiy po profilaktiki infekcionnykh zabolevaniy v chrezvychaynoy situacii pavodka 2014 goda v Altayskom krae. Medicinskoe obozrenie. Nauka i praktika. 2014. № 1 (1). S. 29-32.
3. Лукьяненко Н.В., Сафьянова Т.В., Шевченко В.В. и др. Особенности региональной модели управления эпидемическими процессами инфекционных заболеваний в Алтайском крае. Медицинское обозрение. Наука и практика. 2014. № 1 (1). С. 56-59.
Luk'yanenko N.V., Saf'yanova T.V., Shevchenko V.V. i dr. Osobennosti regional'noy modeli upravleniya epidemiologicheskimi processami infekcionnykh zabolevaniy v Altayskom krae. Medicinskoe obozrenie. Nauka i praktika. 2014. № 1 (1). S. 56-59.