Научная статья на тему 'Опыт педагогического общения со студентами в условиях организации дистанционной летней практики'

Опыт педагогического общения со студентами в условиях организации дистанционной летней практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое общение / образовательный процесс / коммуникация / летняя практика / дистанционное обучение / этика / педагогический такт / формирование личности / досуг / организация свободного времени / студенческая молодежь. / pedagogical communication / educational process / communication / summer practice / distance learning / ethics / pedagogical tact / personality formation / leisure / organization of free time / student youth.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Настоящая статья обращена к проблеме организации летней педагогической практики в дистанционном формате. События, происходящие сегодня во всем мире, связанные с пандемией коронавируса, когда все вузы вынужденно переходят на дистанционный формат обучения, делают наши материалы особенно актуальными. Наше исследование отвечает на вопрос: как образом организуется летняя педагогическая практика студентов, обучающихся на удаленном образовательном режиме. В представленных материалах мы предприняли попытку анализа собственного уникального опыта, который был приобретен летом 2020 года, когда авторам пришлось принимать участие в подготовке и организации летней дистанционной смены для будущих педагогов. Акцент в данной статье сделан на том, как строится педагогическое общение со студентами в онлайн-лагере, какие нюансы скрывает дистанционный формат общения преподавателя и студентов в этом случае. Раскрываются особенности реализации норм педагогической этики и такта при удаленной коммуникации в образовательном процессе. Авторы приводят конкретные сложные ситуации взаимодействия, анализируют примеры конфликтов, которые происходили в дистанционном лагере, описывают пути продуктивного разрешения данных проблемных ситуаций. Статья дает современному педагогу знания современных подходов к организации дистанционного образовательного процесса в педагогическом вузе. Материалы статьи помогут организаторам педагогической практики в вузе, педагогам, студентам, всем, кто заинтересован летним отдыхом детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of pedagogical communication with students in the organization of remote summer practice

This article addresses the problem of organizing summer teaching practice in a remote format. The events taking place around the world today related to the coronavirus pandemic, when all universities are forced to switch to a distance learning format, make our materials especially relevant. Our research answers the question: how is the summer pedagogical practice of students studying in remote educational mode organized? In the presented materials, we attempted to analyze our own unique experience, which was acquired in the summer of 2020, when the authors had to participate in the preparation and organization of a summer remote shift for future teachers. The focus of this article is on how pedagogical communication with students is built in an online camp, and what nuances are hidden by the remote format of communication between the teacher and students in this case. The article reveals the features of implementing the norms of pedagogical ethics and tact in remote communication in the educational process. The authors cite specific complex situations of interaction, analyze examples of conflicts that occurred in the remote camp, and describe ways to resolve these problematic situations productively. The article gives a modern teacher knowledge of modern approaches to the organization of distance education in a pedagogical University. Materials of the article will help the organizers of pedagogical practice at the University, teachers, students, and everyone who is interested in children’s summer vacation.

Текст научной работы на тему «Опыт педагогического общения со студентами в условиях организации дистанционной летней практики»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Опыт педагогического общения со студентами в условиях организации дистанционной летней практики

Щербакова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики, Московский городской педагогический университет

E-mail: elena08041966@yandex.ru

Щербакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики, Московский городской педагогический университет

E-mail: aleks170573@yandex.ru

Настоящая статья обращена к проблеме организации летней педагогической практики в дистанционном формате. События, происходящие сегодня во всем мире, связанные с пандемией коронавируса, когда все вузы вынужденно переходят на дистанционный формат обучения, делают наши материалы особенно актуальными. Наше исследование отвечает на вопрос: как образом организуется летняя педагогическая практика студентов, обучающихся на удаленном образовательном режиме. В представленных материалах мы предприняли попытку анализа собственного уникального опыта, который был приобретен летом 2020 года, когда авторам пришлось принимать участие в подготовке и организации летней дистанционной смены для будущих педагогов. Акцент в данной статье сделан на том, как строится педагогическое общение со студентами в онлайн-лагере, какие нюансы скрывает дистанционный формат общения преподавателя и студентов в этом случае. Раскрываются особенности реализации норм педагогической этики и такта при удаленной коммуникации в образовательном процессе. Авторы приводят конкретные сложные ситуации взаимодействия, анализируют примеры конфликтов, которые происходили в дистанционном лагере, описывают пути продуктивного разрешения данных проблемных ситуаций. Статья дает современному педагогу знания современных подходов к организации дистанционного образовательного процесса в педагогическом вузе. Материалы статьи помогут организаторам педагогической практики в вузе, педагогам, студентам, всем, кто заинтересован летним отдыхом детей.

Ключевые слова: педагогическое общение, образовательный процесс, коммуникация, летняя практика, дистанционное обучение, этика, педагогический такт, формирование личности, досуг, организация свободного времени, студенческая молодежь.

о с

CJ

В настоящее время многие страны, в числе которых и Российская Федерация, столкнулись с проблемой пандемии заболевания короновиру-сом. В связи с этим обстоятельством большинство мировых образовательных систем вынужденно полностью перешли на дистанционную форму обучения.

Организаторы образовательного процесса, преподаватели, студенты в самое короткое время освоили новые для себя программы, позволяющие обучаться в онлайн формате.

Проблемами организации имиджевой стратегии и общения в период летней педагогической практики в оздоровительных лагерях занимались многие исследователи: Белинская А.Б., Калюжный А.А., Казаченко И.П., Семенова М.А., Хурра-мова Г.М., Шепель В.М., Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. и др. [1, 3, 4, 8, 9, 10]. Дистанционное образование так же освещено в научной литературе в работах: Бобровой И.И., Роберт И.В, Хуторского А.В., Андриановой Г.А., Скрипкиной Ю.В., Щербаковой Е.В., Щербаковой Т.Н. и др. [2, 5, 6, 11]. Однако, мы практически не обнаружили работ, посвященных исследованию организации обучения студентов в условиях оздоровительного лагеря. Поэтому в настоящей статье мы остановились на вопросе построения летней педагогической практики студентов, а именно на том, как строилось общение преподавателей и студентов в создавшихся условиях, описали собственный опыт деятельности.

В период самоизоляции, когда все летние оздоровительные лагеря были закрыты, остро стояла задача организации летней практики для будущих педагогов, которая предусмотрена Учебным планом по педагогическим специальностям. Кроме того, необходимо было профессорско-преподавательскому составу выполнить запланированную в индивидуальном плане достаточно существенную учебную нагрузку.

В Институте педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета было решено сделать онлайн лагерь для студентов на цифровой платформе Microsoft Teams в отведенные запланированные планом сроки. Организация летней практики студентов ИППО МГПУ задумывалась в виде своего рода си-мулятора смены оздоровительного лагеря с дистанционным использованием досуговых и обра-

зовательных форм коллективной совместной деятельности. В Онлайн режиме студенты должны быть включены в разнообразные мероприятия. Причем сами они должны быть активными инициаторами, разработчиками, организаторами и участниками всех дел.

Было издано Распоряжение по институту провести практику в сроки с 08 июня по 03 июля 2020 года в течение 4-х рабочих недель. За исключением выходных и праздничных дней смена длилась всего 17 дней Практику проходили студенты 3-х курсов в количестве 51 человека, обучающихся по программам направлений «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» очной формы. С ними работали 12 преподавателей, в том числе и авторы настоящей статьи.

Возможности привлечения детей к работе дистанционного лагеря были весьма ограничены. И это был первый в истории института опыт подобной организации летней практики, перед ее организаторами возникло множество вопросов: как организовать день в лагере? Как сформировать предусмотренные Программой практики необходимые компетенции, умения и навыки студентов? Как мотивировать студентов? Как повысить их познавательную активность и заинтересованность? Как соотнести труд и отдых, чтобы не было вреда здоровью студентов, и полностью были соблюдены санитарные нормы и требования? Как построить целесообразное, оптимальное и продуктивное онлайн - общение? И многие другие задачи решались на совещаниях, предшествующих открытию лагерной смены.

Структура и режим работы лагеря, насколько это было возможным в онлайн условиях, по формам деятельности и общению, была максимально приближена к деятельности обычного оздоровительного лагеря. Вся смена была условно разделена на 3 периода: организационный (1 -й-4-й день), основной (5-й-15-й день) и заключительный (16-17 дни).

Организационный период решал задачи адаптации студентов к работе в лагере: режиму, товарищам по команде (отряду), деятельности, курирующим преподавателям. Всех студентов разделили на 3 команды по 17-18 человек в каждой. Причем, в каждой команде были студенты из разных учебных групп. Такое разделение способствовало лучшему сплочению учащихся, созданию дружных микроколлективов. В это время многие функции брали на себя преподаватели, курирующие отряды. У каждого отряда были свои кураторы.

Основной период включал в себя множество разнообразных видов самостоятельной деятельности: ежедневное проведение утреннего фитнеса, мастер-классы, разнообразные организационно-деятельностные игры, конкурсные и развлекательные мероприятия, квесты, проведение творческих дел с детьми, вечерние отрядные дела и т.д. Проводились также тематические дни: День памяти и скорби, День психологии, День Гарри Поттера, День искусств, день Москвы, День

Интеллекта, День спорта, День любви и дружбы, День еды, День песни и т.д. Учащиеся в этот период были уже самостоятельны и практически делали все сами: проектировали свою деятельность, планировали день в лагере, проводили все запланированные дела, решали возникающие конфликты, распределяли обязанности и ответственность за принятые решения.

Заключительный период завершал программу лагеря, когда подводились итоги работы команд и лагеря, рефлексия собственного опыта. Здесь проводились отрядные обсуждения прожитого, впечатления, анализ того, что получилось, а что не удалось воплотить в жизнь.

Перейдем непосредственно к тому, как в нашем виртуальном лагере осуществлялось общение между преподавателями и студентами, между самими учащимися, между курирующими преподавателями. Оговоримся сразу, что стиль общения между преподавателями и студентами был по классической градации строго демократическим на всех этапах: этапе планирования, этапе организации, этапе анализа. Далее аргументируем обозначенную позицию.

В первый день работы лагеря было проведено важное мероприятие - организационный сбор в отрядах. На нем обсуждались следующие фундаментальные моменты: варианты названия лагеря, режим дня, порядок подготовки и проведения общелагерных мероприятий и отрядных дел, Кодекс лагеря, название и девиз команд, выбор капитана, критерии оценки мероприятий. Студенты самостоятельно определяли свои позиции, которые, в конечном счете, и были приняты.

Из всех предложенных названий лагеря выбрали то, которое поддержало большинство студентов: «Летняя ИППОпея» (от наименования вуза обучения - Институт педагогики и психологии образования).

В первый день определялся распорядок дня, режим работы лагеря. Изначально режим был задан организаторами с учетом того, чтобы студенты могли иметь время на отдых от компьютера, перерыв на обед. Однако, сразу после начала смены студенты высказали пожелание изменить предложенный распорядок, уменьшить дневной перерыв, что и было сделано. Ежедневно в сетке работы планировались следующие моменты

Утренний ритуал, где проводилась перекличка отрядов, поднимался флаг, отмечались лучшие студенты за прошедший день, обозначался план на день.

Фитнес-зарядка, которая проводилась самими студентами. Использовались подвижные игры, музыкальное сопровождение. Формы проведения зарядки были разнообразны. Отражались идеи тематических дней.

Утренние мастер-классы. В первую неделю ориентировочные мероприятия показывали преподаватели. Далее мастер-классы готовили и проводили сами студенты. Они же предлагали тематику. По форме и содержанию утренние мастер-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

классы были самые разнообразные: музыкальные, познавательные, кулинарные, спортивные, развлекательные, развивающие и т.д. Мастер-классы часто носили практический, прикладной характер. Ответственные за их проведение учили других лепить, рисовать, изготавливать поделки из бумаги, кукол, оригами.

Вечерние мероприятия. Были общелагерными и отрядными. Студенты проводили интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, игры, ток шоу, концерты, заочные путешествия, исследовательские конференции, интернет - экспедиции в социальные сети и многое другое.

Внутри них были сформированы микрогруппы, состоящие из 5-6 человек. В каждой группе назначены ответственные звеньевые. Это позволило оптимизировать работу отряда, сделать ее более эффективной, Такое разделение сделало возможным чередование традиционных поручений, включение в деятельность каждого студента. Соответственно, каждый член отряда получил возможность для самореализации, проявить себя, применить свои таланты и умения. Это сбалансировало отношения внутри отряда, способствовало созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, поскольку в деятельность был включен каждый.

Весьма существенным моментом организации общения организации летней практики нам представляется создание Кодекса онлайн лагеря. Проект этого документа, предложенный организаторами, активно обсуждался и принимался студентами. Кодекс создал необходимые условия для благопри-ятого климата функционирования лагерной смены, для комфортного взаимодействия всех участников по схеме: преподаватели - студенты, студенты -студенты, преподаватели - преподаватели. В числе прочих в Кодексе онлайн лагеря были прописаны следующие основополагающие пункты:

- Пребывание в онлайн лагере должно быть психологически комфортным для всех студентов и членов их семей;

- Будьте пунктуальны и вежливы;

- Будьте внимательны ко всем членам команды, стремитесь к взаимопониманию;

- Не забудьте делать гимнастику, будьте активны во время технических перерывов;

- Будьте объективны при оценке деятельности друг друга;

- Помогайте своим товарищам, поддерживайте друг другу в любой ситуации. Сформулированные положения основного Закона жизни онлайн лагеря были просты и понятны. Они неукоснительно соблюдались и студентами, и преподавателями. Это предопределило общий благоприятный и дружеский стиль взаимоотношений между всеми членами большого коллектива лагеря на протяжении всей смены.

§ Далее хочется остановиться на стиле организации деятельности студентов и стиле управления ра-еЗ ботой лагеря со стороны педагогов. Чтобы проил-ав люстрировать это, приведем конкретные примеры.

Ежедневно в первой половине дня было обязательно предусмотрено время для анализа прошедшего дня с показом заранее подготовленной презентации. В течение 30-40 минут отряд совместно с куратором обсуждали вопросы:

- что хорошего произошло вчера?

- кто особенно отличился?

- кто подвел отряд?

- какие проведенные дела понравились?

- что оказалось полезным и интересным для студентов?

- какие были проблемы? Как они решались?

- какие цели и задачи были поставлены? Что из этого было реализовано? Что не удалось? Почему?

- какие чувства и впечатления остались от вчерашнего дня в лагере?

Во время таких обсуждений происходил откровенный разговор, саморефлексия, которые способствовали своевременной корректировке дальнейших действий и планирования работы лагеря. Здесь создавалась атмосфера доверия, значимости мнения каждого члена отряда. Свою позицию по всем обсуждаемым вопросам высказывал также куратор отряда. Такой ритуал помогал совершенствовать работу, активнее вовлекать всех в совместную коллективную деятельность, решать возникшие противоречия, выходить из конфликтных ситуаций, развивал у студентов творческий и исследовательский подхода к педагогической профессии, умения профессионального анализа.

Положительным фактором создания продуктивного живого общения в условиях нашего онлайн лагеря было то, что удалось привлечь к проведению студентами различных воспитательных дел. Это способствовало реальному решению задач, которые ставила Программа педагогической практики. мастер-классов, утреннему фитнесу. Дети были разных возрастов (6-12 лет). Это были ребята, отдыхающие с семьей на даче, младшие братья и сестры самих студентов. Во время проведения мероприятий интересно и взаимно полезно было и детям и взрослым. Привлечение детей создавало удовлетворенность взаимным общением, атмосферу добра в онлайн - лагере.

Деятельность лагеря предусматривала активное использование возможностей цифровых ресурсов: сайтов сети Интернет, сетевых порталов музеев, библиотек, концертных площадок, заочные экскурсии, площадки театров и т.д. В условиях самоизоляции многие организации открыли больше возможностей в Интернете. Все представленные возможности были с успехом и пользой использованы студентами.

В «Летней ИППОпее» была создана открытая информационная среда. Все отряды создали собственные сайты, которые ярко и полно отражали жизнь лагеря.

Обозначим некоторые проявившиеся в лагере проблемы. Это ситуации, когда отказывала компьютерная техника, бывали сбои работы программы Microsoft Teams. Иногда проявлялась физиче-

ская усталость студентов от долгого пребывания за компьютером. Для снятия усталости в режиме работы лагеря были предусмотрены систематическое чередование труда и отдыха (через каждые 45 минут технический перерыв на 10-15 минут, большой перерыв на обед и отдых в середине дня). Кодекс онлайн - лагеря содержал положение: «Не забудьте делать гимнастику для глаз во время технических перерывов».

В заключение отметим, что к плюсам онлайн практики можно отнести постоянное мониториро-вание мнений студентов о том, как студенты оценивают происходящее в лагере, которое обычно проводилось в форме анкетирования. Приведем только некоторые, наиболее показательные из них, высказанные в конце смены:

- «Мне очень понравилось в лагере. Я нашла новых друзей, многому научилась, получила полезные навыки».

- «Была замечательная теплая атмосфера. Понравилось то, что я ощущала постоянную помощь со стороны моих товарищей и преподавателей».

- «Понравились многие мероприятия. Я думаю, что готов к работе с детьми в настоящем оздоровительном лагере».

- «Благодарю за полученный опыт. Многому научился. Жаль расставаться с новыми товарищами».

Мнения студентов говорят о том, что организация общения в онлайн лагере оказалась продуктивной. Проведение летней педагогической практики в дистанционном режиме было успешным. Мы учтем все замечания и пожелания, высказанные студентами в конце смены. В дальнейшем приобретенный опыт вполне возможно будет использовать для организации подобной практики студентов, имеющих проблемы со здоровьем, не имеющих возможность выехать в загородный лагерь по семейным и иным обстоятельствам. Он может помочь учащимся полностью выполнить требования, предусмотренные Учебным планом и Программой практики.

Литература

1. Белинская А.Б. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Б. Белинская. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 206 с.

2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. -№ 11. - С. 124-125.

3. Калюжный А.А., Казаченко И.П. Использование имиджевой стратегии и имиджеологии в деятельности учителя // PR в образовании, 2006, № 4, С. 4-8.

4. Семенова М.А. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения //

Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 69-72. -

5. Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

6. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Скрипки-на Ю.В. Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации // Интернет-журнал «Эйдос». - 2013. - № 2.

7. Хуррамова Г.М. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя воспитателя Г.М. Хкурра-мова // Вопросы педагогики. - 2017. - № 6 -С. 63-65.

8. Шепель В.М. Имидж. Как нравиться людям. М.,2002. - 574 с.

9. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С.266-275.

10. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 411-415.

11. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Опыт использования дистанционных компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов в условиях балльно-рейтинговой системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 192-195.

experience of pedagogical communication with students in the organization of remote summer practice

Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N.

Moscow City Pedagogical University

This article addresses the problem of organizing summer teaching practice in a remote format. The events taking place around the world today related to the coronavirus pandemic, when all universities are forced to switch to a distance learning format, make our materials especially relevant. Our research answers the question: how is the summer pedagogical practice of students studying in remote educational mode organized? In the presented materials, we attempted to analyze our own unique experience, which was acquired in the summer of 2020, when the authors had to participate in the preparation and organization of a summer remote shift for future teachers. The focus of this article is on how pedagogical communication with students is built in an online camp, and what nuances are hidden by the remote format of communication between the teacher and students in this case. The article reveals the features of implementing the norms of pedagogical ethics and tact in remote communication in the educational process. The authors cite specific complex situations of interaction, analyze examples of conflicts that occurred in the remote camp, and describe ways to resolve these problematic situations productively.

The article gives a modern teacher knowledge of modern approaches to the organization of distance education in a pedagogical University. Materials of the article will help the organizers of pedagogical practice at the University, teachers, students, and everyone who is interested in children's summer vacation.

Keywords: pedagogical communication, educational process, communication, summer practice, distance learning, ethics, pedagogical tact, personality formation, leisure, organization of free time, student youth.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

References

1. Belinskaya A.B. Pedagogical conflictology: studies'. manual for bachelor's and master's degrees / A. B. Belinskaya. - 2nd ed. -Moscow: yurayt Publishing house, 2019. - 206 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bobrova I.I. Methods of using electronic educational and methodical complexes as a way of transition to distance learning / / Informatics and education. - 2009. - № 11. - P. 124-125.

3. Kalyuzhny A. A., Kazachenko I.P. Use of image strategy and image theory in the teacher's activity / / PR in education, 2006, no. 4, P. 4-8.

4. Semenova M.A. Features of forming the image of an educational institution // Scientific and methodological electronic journal «Concept». - 2017. - Vol. 25. - P. 69-72.

5. Robert I. In Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for use. Moscow: IIO RAO, 2010. 140 p.

6. Khutorskoy A.V., Andrianova G.A., Skripkina Yu.V. Heuristic strategy of human distance education: experience of implementation // Online magazine «Eidos». - 2013. - № 2.

7. Khurramova G. M. the Concept of true and false authority of the teacher educator G.M. Khurramova // Questions of pedagogy. -2017. - № . 6-P. 63-65.

8. Shepel V. M. Image. How to like people. Moscow, 2002. - 574 p.

9. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T.N. organization of a temporary team in a children's health camp // Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-3. Pp. 266-275.

10. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T. N. Ways of forming a professional image of a modern teacher / / Problems of modern pedagogical education. 2018. no. 60-1. Pp. 411-415.

11. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T.N. Experience of using remote computer technologies in organizing independent work of students in the conditions of a point-rating system / / Baltic humanitarian journal. 2019. Vol. 8. No. 4 (29). Pp. 192-195.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.