Научная статья на тему 'ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕРДСКА)'

ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕРДСКА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / RESOURCE POTENTIAL / ECONOMIC POTENTIAL / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / DEVELOPMENT PRIORITIES / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ждан Галина Васильевна, Сумская Татьяна Владимировна

В статье предложен анализ и оценка ресурсного и экономического потенциала муниципального образования при разработке Стратегии его социально-экономического развития. Работа выполнена на основе отчетных статистических и ведомственных материалов г. Бердска Новосибирской области за период 2008-2017 гг. и материалов, утвержденной ранее Стратегии социально-экономического развития г. Бердска на период до 2025 г. Рассмотрены трудовые ресурсы, промышленное производство, дорожно-транспортный комплекс, инвестиционные, земельные ресурсы, потребительский рынок, туристическо-рекреационный потенциал, социальная сфера, в частности, образование, медицинское обслуживание, культура, физическая культура, спорт и молодежная политика. Проведенный анализ позволил выявить как потенциальные возможности дальнейшего развития, так и факторы, сдерживающие его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ждан Галина Васильевна, Сумская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE EVALUATION OF RESOURCE POTENTIAL OF THE MUNICIPALITY FOR THE PURPOSE OF STRATEGIC PLANNING (ON THE CASE OF THE BERDSK CITY)

The article proposes an analysis and assessment of the resource and economic potential of the municipality in the wirking-out of the Strategy of its socio-economic development. The work was carried out on the basis of reporting statistical and departmental materials of the city of Berdsk of the Novosibirsk region for the period 2008-2017 and materials of the previously approved Strategy of socio-economic development of the city of Berdsk for the period up to 2025. Labor resources, industrial production, road transport complex, investment, land resources, consumer market, tourist and recreational potential, social sphere, in particular, education, health care, culture, physical culture, sports and youth policy, were considered. The analysis made it possible to identify both the potential for further development and the factors that restrain it.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕРДСКА)»

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

DOI: 10.34020/2073-6495-2020-4-114-135 УДК 332.13 + 332.14 + 336.14

ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕРДСКА)1

Ждан Г.В.

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Е-таИ: gvzhdan@ieie.nsc.ru

Сумская Т.В.

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Е-таП: t.v.sumskaya@ngs.ru

В статье предложен анализ и оценка ресурсного и экономического потенциала муниципального образования при разработке Стратегии его социально-экономического развития. Работа выполнена на основе отчетных статистических и ведомственных материалов г. Бердска Новосибирской области за период 2008-2017 гг. и материалов, утвержденной ранее Стратегии социально-экономического развития г. Бердска на период до 2025 г. Рассмотрены трудовые ресурсы, промышленное производство, дорожно-транспортный комплекс, инвестиционные, земельные ресурсы, потребительский рынок, туристическо-рекреационный потенциал, социальная сфера, в частности, образование, медицинское обслуживание, культура, физическая культура, спорт и молодежная политика. Проведенный анализ позволил выявить как потенциальные возможности дальнейшего развития, так и факторы, сдерживающие его.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, экономический потенциал, стратегия развития региона, приоритеты развития, стратегическое планирование.

1 Статья выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках приоритетного направления XI.173 (Проект XI.173.1.1 «Проектно-программный подход в государственной региональной политике и в региональном стратегическом планировании и управлении: методология, практика, институты», № АААА-А17-117022250125-4).

© Ждан ГВ., Сумская Т.В., 2020

EXPERIENCE EVALUATION OF RESOURCE POTENTIAL OF THE MUNICIPALITY FOR THE PURPOSE OF STRATEGIC PLANNING (ON THE CASE OF THE BERDSK CITY)

Zhdan G.V.

Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences E-mail: gvzhdan@ieie.nsc.ru

Sumskaya T.V.

Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: t.v.sumskaya@ngs.ru

The article proposes an analysis and assessment of the resource and economic potential of the municipality in the wirking-out of the Strategy of its socio-economic development. The work was carried out on the basis of reporting statistical and departmental materials of the city of Berdsk of the Novosibirsk region for the period 2008-2017 and materials of the previously approved Strategy of socio-economic development of the city of Berdsk for the period up to 2025. Labor resources, industrial production, road transport complex, investment, land resources, consumer market, tourist and recreational potential, social sphere, in particular, education, health care, culture, physical culture, sports and youth policy, were considered. The analysis made it possible to identify both the potential for further development and the factors that restrain it.

Keywords: resource potential, economic potential, regional development strategy, development priorities, strategic planning.

ресурсный и экономический потенциал региона

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [7] к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся «определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований; разработка, ... утверждение и реализация документов стратегического планирования по вопросам местного самоуправления», а также «мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования». Данным федеральным законом определен перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования. К ним относится и стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая разрабатывается по решению органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Стратегические цели развития большинства территориальных образований Российской Федерации на определенном временном горизонте близки. В настоящее время это: повышение качества жизни населения каждого муниципального образования России, рост всех составляющих экономики (хозяйственного комплекса) в границах его территории для обеспечения высокого качества жизни населения и эффективное использование потенциала ресурсов территории.

Отправной точкой разработки стратегических документов развития является оценка экономической базы развития в ретроспективе. Важно наиболее полно оценить фундамент будущего развития. Для этого сначала определимся с понятиями - ресурсный и экономический потенциал стратегического развития территориального образования.

В научной литературе встречаются разные подходы и разные определения и ресурсного потенциала территории, и экономического потенциала, однозначного понимания на сегодняшний день не существует.

В работе Е.А. Бессоновой, О.Ю. Мерещенко [3] на основании анализа понятия «ресурсный потенциал региона», предложенного различными исследователями, подготовлено собственное обобщение данного понятия: ресурсный потенциал региона - это «особая экономическая категория, представляющая собой систему различных видов ресурсов, расположенных на конкретной территории, используемых для достижения стратегических целей развития региона, подлежащих количественной оценке и имеющих набор качественных характеристик, определяющих эффективность их использования и потенциальные возможности развития этих ресурсов в регионе».

В работе В.Г Беломестнова, Ч.Д. Дашицыренова [1] дается, по нашему мнению, расширительная трактовка ресурсного потенциала территории. В этой работе в оценке ресурсных возможностей территориального развития особое значение уделено организационно-экономическим формам и процессам как части территориальных ресурсов. В работе Н.И. Эрдыние-вой [12] хотя и говорится о ресурсном потенциале развития муниципальных образований, в действительности речь идет о потенциале развития, дополненного такими условиями и факторами, как процессы использования ресурсного потенциала, система мер государственного регулирования муниципального развития, политика и стратегия развития муниципального образования.

По нашему мнению, ресурсный потенциал региона - это экономическая категория, отражающая систему различных видов материальных и нематериальных ресурсов (активов) территории, обладающих набором качественных характеристик и потенциалом возможностей использования для достижения как текущих, так и стратегических целей развития региона.

Эффективность использования потенциала ресурсов территориального образования зависит не только от их количества и качественных характеристик, но и от структуры самих ресурсов, а также экономико-политических условий, социально-экономических условий хозяйствования, наличия эффективной системы управления развитием, наличия эффективных институтов и институциональных условий развития в конкретном территориальном образовании для достижения поставленных целей. В совокупности с ресурсным потенциалом потенциал политических, социальных, экономических и институциональных условий формирует экономический потенциал территориального образования.

Для оценки ресурсного потенциала территории важно определиться с целями исследования. В научной литературе можно найти разные подходы и методики оценки ресурсного потенциала региона, методики оценки

предложены в работах Ф.Н. Клоцвога и И.А. Кушнир [2], Е.А. Бессоновой, О.Ю. Мерещенко [3], О.А. Ломовцевой [5], М.Г Гусейнова [4]. Количественные оценки ресурсного потенциала территориальных образований предлагается использовать, прежде всего, для сравнительной характеристики ресурсных потенциалов субъектов РФ или составляющих ресурсных потенциалов.

Однако сравнительные характеристики и рейтинги не всегда точно отражают реальную ситуацию. Например, низкий инвестиционный рейтинг Красноярского края (согласно данным ежегодного инвестиционного рейтинга субъектов РФ [8]), не объясняет инвестиционную привлекательность данного региона, судя по сравнительному объему инвестиционных вложений за ряд лет.

В практике государственного и муниципального управления развитием административных территориальных образований наиболее востребованным направлением применения оценок ресурсного и экономического потенциала территории является их использование для определения стратегических приоритетов развития, выявления драйверов их социально-экономического развития. Для разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования не менее важно в процессе анализа и оценки количественных и качественных характеристик ресурсного потенциала муниципального образования, его структурных и динамических характеристик, в качестве базы социально-экономического развития территории выявить новые, подтвердить или опровергнуть ранее определенные стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу. Такая работа позволяет уточнить стратегические цели и управленческие задачи на перспективу.

Конечно, стратегические приоритеты развития муниципального образования не могут и не должны опираться только на собственный ресурсный потенциал, не менее важны и созданные на территории условия (организационные, административные, институциональные) привлечения внешних ресурсов, таких как квалифицированные трудовые ресурсы, инвестиции. Такие условия являются важным фактором, влияющим на выбор приоритетов развития.

Помимо этого на выбор стратегических приоритетов развития муниципального образования существенное влияние оказывают государственные программы как инструменты государственного управления для достижения стратегических целей развития, определенных для страны в целом на аналогичный период времени и субъекта РФ, на территории которого находится муниципальное образование.

В данной статье изложен практический опыт проведенного анализа и оценки ресурсного и экономического потенциала муниципального образования при разработке Стратегии его социально-экономического развития для формирования стратегических целей и выявления драйверов социально-экономического развития. Работа выполнена на основе отчетных статистических и ведомственных материалов муниципального образования г. Бердска Новосибирской области и материалов утвержденной ранее Стратегии социально-экономического развития г. Бердска на период до 2025 г. [9].

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Население любого территориального образования является основой формирования важной составляющей ресурсного потенциала, а именно трудового потенциала, включающего предпринимательский потенциал как одну из характеристик трудового потенциала территориального образования.

Проведенный анализ динамики и структуры населения г. Бердска за период 2007-2017 гг. показал рост численности. На 1 января 2018 г. в Бердске проживало 103,578 тыс. человек [10]. За период с 2007 по 2017 г. прирост численности населения города составил 8,64 тыс. человек. Население росло преимущественно за счет миграционного прироста. В последние годы наблюдается естественная убыль населения и сокращение миграционного притока (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию на территории г. Бердска

Показатель 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г.

Численность населения на начало года, тыс. чел. 94,6 96,79 97,55 100,26 101,68 102,81 103,29

Число родившихся, чел. 1154 1297 1284 1434 1343 1429 1269

Общий коэффициент рождаемости (чел. на 1000 чел. населения) 12,1 13,4 13,1 14,2 13,2 13,9 12,1

Число умерших, чел. 1293 1224 1163 1355 1265 1405 1321

Общий коэффициент смертности (чел. на 1000 чел. населения) 13,6 12,6 11,8 13,3 12,4 13,6 12,8

Естественный прирост/убыль населения, чел. -139 73 121 90 71 29 -77

Миграционный прирост/убыль населения, чел. 1334 684 1141 1330 858 453 365

Общий прирост численности населения 1195 757 1262 1420 929 482 288

За рассматриваемый период произошла резкая деформация возрастной структуры населения. Выросла практически на 3,5 % доля молодого населения, населения моложе трудоспособного возраста и населения старших возрастных групп, старше трудоспособного возраста. На 7 % снизилась доля населения трудоспособного возраста (табл. 2).

При этом численность трудовых ресурсов за период с 2007 по 2017 г. выросла с 61 575 до 63 368 человек, темп роста составил 102,9 %. Практически не изменилась доля трудовых ресурсов городского округа в общей численности трудовых ресурсов Новосибирской области (4,466 % - в 2007 г. и 4,43 % - в 2017 г.).

С 2016 г. в г. Бердске наблюдается снижение численности трудовых ресурсов. Эта тенденция с некоторым запозданием повторяет негативную тенденцию снижения численности населения в трудоспособном возрасте, которая началась уже с 2014 г. При этом за период 2007-2017 гг. существенно выросла общая численность занятых в экономике с 36,8 до 42,4 тыс. че-

Таблица 2

Возрастная структура населения г. Бердска по годам, %

Возрастная группа 2010 г. 2014 г. 2017 г.

Численность населения, всего 100,0 100,0 100,0

Население моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) Всего, в том числе: 15,2 17,0 18,7

от 0 до 6 лет 7,6 8,9 9,3

от 7 до 15 лет 7,6 8,1 9,4

Население трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) 62,8 59,1 55,8

Население старше трудоспособного возраста 22,1 23,9 25,5

ловек. Рост трудовых ресурсов обеспечивают работающие пенсионеры. Доля работающих пенсионеров в трудовых ресурсах с 2013 по 2017 г. возросла с 6,7 до 9,6 %.

Важной качественной характеристикой трудового потенциала является потенциал предпринимательства. Потенциал предпринимательства рассмотрим на основе показателей развития малого и индивидуального предпринимательства. Этот вид деятельности в г. Бердске в период 2007-2017 гг. по данным статистики демонстрирует устойчивый рост.

Количество субъектов малого предпринимательства за этот период выросло с 510 до 1646 ед., численность занятых увеличилась с 6,3 до 9,3 тыс. человек, выпуск продукции (работ, услуг) с 1,968 млрд руб. примерно до 9 млрд руб. в год.

За период 2007-2017 гг. несколько изменилась структура действующих малых предприятий по отраслям экономики: выросла доля малых предприятий в сфере промышленного производства, в сфере предоставления услуг, вырос удельный вес предприятий транспорта и связи (из отчета по прогнозу социально-экономического развития за 2017 г.). Если в 2006 г. доля занятых в малом бизнесе составляла 18 % численности занятых, то в 2017 г. их доля составила по г. Бердску 21 %, а с численностью индивидуальных предпринимателей - 29,8 % от числа всех занятых в г. Бердске.

В 2006 г. удельный вес продукции малых предприятий города в общем объеме выпуска продукции, работ, услуг составлял 22,1 %, в 2016-2017 гг., согласно отчетным данным об исполнении прогноза социально-экономического развития г. Бердска за 2017 г., малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями произведено 50 % от общего объема выпуска продукции (работ, услуг) по г. Бердску.

Развитию предпринимательства в немалой степени способствовали появившиеся в 1990-е гг. в г. Бердске условия, такие как высвобождение части производственных площадей и инфраструктурных мощностей ликвидированного радиозавода «Вега», прошедшего процедуру банкротства и преобразованного Химзавода, преобразованного в акционерное общество и частично перепрофилированного Бердского электромеханического завода. Близость к Академгородку с населением, обладающим высоким уровнем профессиональных знаний и компетенций в различных сферах деятельности, также способствовала развитию предпринимательства.

Профессионализм сотрудников администрации города в сфере предпринимательства и улучшения инвестиционного климата можно отнести к особым административным условиям развития. В 2017 г. по результатам конкурса г. Бердск вошел в число 12 финалистов всероссийского этапа Национальной премии «Бизнес-Успех» в номинации «Лучшая муниципальная практика поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного климата». В городе действует консультационный пункт по вопросам развития малого и среднего бизнеса, ведется работа по информированию и привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -СМиСП) к участию в конкурсах на оказание государственной и муниципальной поддержки, оказывается помощь при подготовке конкурсной документации.

В Бердске налажено взаимодействие с банками для оказания содействия в получении банковских кредитов. Утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего передаче во владение или пользование СМиСП.

Для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность налажена работа «Молодежной школы предпринимательства». Для начинающих предпринимателей проводятся консультации о мерах поддержки предпринимательства в Новосибирской области.

Для успешного продвижения продукции предпринимателей на рынки области ежегодно предпринимателям города оказывается содействие в представлении своей продукции, работ, услуг на оптово-розничных универсальных ярмарках, проводимых на территории Новосибирской области при содействии Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Проведенный анализ свидетельствует, что в перспективе рассчитывать на значительный рост трудового потенциала в качестве фактора экстенсивного роста экономики, даже с учетом повышения пенсионного возраста и принимаемых мер по повышению рождаемости, не следует. Такой вывод правомерен по следующим причинам, во-первых, потому, что значительная часть трудоспособных пенсионеров уже задействована в трудовом процессе, во-вторых, принимаемые меры по повышению рождаемости, окажут влияние на рост трудоспособного населения через 18-20 лет, а в ближайшей перспективе будут способствовать сокращению реально занятых в трудовом процессе женщин.

В этой ситуации управленческие задачи в сфере труда и занятости населения должны быть направлены на рост компетенций занятого населения и обучающейся молодежи, стимулирование роста производительности труда, развития инновационного сектора производства, т.е. качественный рост трудового, в том числе предпринимательского потенциала городского округа.

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ресурсный потенциал в сфере материального и нематериального производства в наибольшей степени характеризуют производственные фонды. В ситуации, когда государственная статистика не отслеживает основные фонды предприятий и организаций всех организационно-правовых

форм собственности по муниципальным образованиям, в качестве основы для оценки ресурсного потенциала были использованы данные статистики по отгрузке товаров собственного производства по видам деятельности за ряд лет.

Промышленность является ведущей отраслью экономики г. Бердска. Ее вклад в развитие экономики города на протяжении ряда лет постоянно увеличивался. За период с 2014 по 2017 г. с 35,7 до 46,8 % выросла доля выпуска товаров промышленного производства в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг. За этот же период доля занятых в промышленности увеличилась на 1,5 % с 27,1 до 28,6 % в общей численности занятых в экономике города.

Рост объемов промышленной продукции обусловлен стабильной работой большинства промышленных предприятий. Основные показатели промышленности г. Бердска приведены в табл. 3.

Таблица 3

Основные показатели промышленности г. Бердска по годам

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Объем промышленного производства, млн руб. 11175 12650 15231 16693 18596 21720 23480 29394

Индекс физического объема промышленного производства, % 113,5 105,3 115,1 103,6 104,3 102,4 101,8 103,0

За период 2010-2017 гг. объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза в текущих ценах. Динамика индекса физического объема промышленного производства показывает реальный рост объема промышленного производства за этот период, однако рост был более чем умеренным. С 2010 по 2016 г. реальный рост промышленного производства в Бердске опережал рост этого показателя по Новосибирской области в целом, только в 2017 г. реальный рост промышленного производства по области в целом опередил значение показателя по г. Бердску (табл. 4).

Таблица 4

Индекс физического объема промышленного производства по г. Бердску и Новосибирской области, %

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Индекс физического объема промышленного производства в Новосибирской области [11] 108,3 105,0 109,0 101,4 100,3 99,4 101,1 104,3

Индекс физического объема промышленного производства в г. Бердске 113,5 105,3 115,1 103,6 104,3 102,4 101,8 103,0

За рассмотренный период 2010-2017 гг. объем промышленной продукции в Новосибирской области в сопоставимых ценах увеличился в 1,3 раза, а в г. Бердске увеличение произошло в 1,6 раза.

Как видно из табл. 4, динамика индекса физического объема промышленного производства является нестабильной, общая тенденция данного показателя понижающаяся, несмотря на тенденцию роста объема промышленного производства в текущих ценах.

Промышленный потенциал Бердска восприимчив к инновациям. Это оказалось возможным в результате деятельности ряда базовых предприятий города и вновь созданных малых инновационных предприятий, на которых шло формирование высокотехнологичных производств.

В Бердске налажено и развивается современное производство: микробиологической продукции (ферменты, средства защиты растений), кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов; косметических и пищевых продуктов; высокотехнологичных биологически активных комплексов; медицинских инструментов и оборудования; медицинских изделий; газоанализаторов дымовых газов; приборов и аппаратуры для автоматического регулирования и управления.

Отмечаем опережающую динамику роста выпуска инновационной продукции в г. Бердске. За период с 2013 по 2017 г. объем производства инновационной продукции в г. Бердске увеличился в текущих ценах в 2,3 раза, в 1,7 раза - в постоянных ценах, это выше, чем рост объема промышленной продукции за более длительный период с 2010 по 2017 г. в постоянных ценах. Доля инновационной продукции в валовом объеме отгруженной промышленной продукции г. Бердска в 2017 г. составила 15 %.

Все это свидетельствует об опережающем развитии промышленного производства в г. Бердске в сравнении с показателями по области в целом, опережающем росте объемов инновационной продукции и опережающем росте спроса и цен на промышленную продукцию предприятий г. Бердска.

Опираясь на результаты проведенного анализа, можно утверждать, что г. Бердск обладает высоким потенциалом промышленного развития, прежде всего, инновационного сектора промышленного производства, и может рассматриваться в качестве драйвера экономического развития города в перспективе. Проведенные исследования также подтверждают правильность определенного в «Стратегии социально-экономического развития города Бердска на период до 2025 года» (далее «<Стратегия г. Бердска 2025») направления на развитие инновационного сектора промышленного производства и сохранение тенденции в будущем.

ПОТЕНЦИАЛ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Важными показателями, характеризующими потенциал территории, являются транспортная освоенность и развитость транспортного обслуживания населения и грузов.

Транспортная связь Бердска с Новосибирском осуществляется по автомобильной дороге федерального значения Р-256 «Чуйский тракт», эта магистраль обеспечивает автомобильное сообщение с Барнаулом, ГорноАлтайском и выходит на границу с Монголией. Железнодорожное сообщение обеспечивает транспортную доступность ко всем территориям России, имеющим железнодорожное сообщение с Западно-Сибирской железной дорогой.

Параллельно федеральной автомобильной дороге с севера на юго-восток через Бердск проходит участок Западно-Сибирской железной дороги южного направления Новосибирск - Барнаул - Средняя Азия.

Водный транспорт в г. Бердске практически не получил своего развития, хотя город и расположен на берегах Новосибирского водохранилища и Бердского залива в близкой доступности к порту и речному вокзалу г. Новосибирска. В городе действует аэродром «Бердск-Центральный». Бывший военный аэродром в настоящее время используется как учебно-тренировочная площадка Новосибирского авиаклуба.

Пассажирский автомобильный транспорт представлен 25 муниципальными маршрутами регулярных перевозок. Также на территории г. Бердска осуществляют перевозку пассажиров 9 межмуниципальных (пригородных) автобусных маршрутов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая протяженность автомобильных дорог, расположенных в границах городского округа, составляет 218,7 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения - 205,396 км. Доля благоустроенных местных дорог с асфальтным покрытием составляет 41,8 % (85,8 км), дорог без благоустройства, укрепленных щебнем, - 58,2 % (119,6 км).

Непосредственная близость магистральных федеральных коммуникаций создает определенные экологические проблемы для города. Транзитные транспортные потоки загружают городскую улично-дорожную сеть.

Быстрый темп автомобилизации привел к значительному росту интенсивности и плотности движения транспортных потоков на сети города.

В течение 2010-2017 гг. на территории муниципального образования велась активная работа по развитию транспортной сети, о чем свидетельствуют показатели, представленные в табл. 5. Ежегодно снижается доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям. Появляются новые объекты транспортной инфраструктуры. Наблюдается положительная динамика объемов пассажирских перевозок и грузоперевозок.

Проведенное обследование геометрических параметров магистральных улиц показало, что 67 % улично-дорожной сети не соответствует установленным требованиям, т.е. не соответствует требованиям безопасности и составу транспортных потоков, не обеспечивает надлежащую пропускную способность [12]. 97 % улиц и дорог г. Бердска имеют по одной полосе дви-

Таблица 5

Динамика показателей качества автомобильных дорог г. Бердска

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием (км путей на 1000 кв. км территории) 2921,4 2921,4 2951,3 2926,8 3034,7 3034,7

Доля протяженности автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, % 34,18 34,18 33,84 33,84 32,64 30,78

жения в каждом направлении, только 3 % имеют двух- и более полосную проезжую часть от общей протяженности улично-дорожной сети, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.

Из этого следует, что потенциал транспортно-дорожного комплекса г. Бердска в части автомобильных дорог нуждается в модернизации и дальнейшем развитии для обеспечения нужд растущего производства и повышения качества транспортного обслуживания населения. Город имеет кадровый и инфраструктурный потенциал для развития регионального авиационного сообщения с административными центрами районов области на базе бывшего военного аэродрома, используемого в настоящее время как учебно-тренировочная площадка Новосибирского авиаклуба. Такой аэродром необходим области для организации экстренной медицинской помощи, помощи в чрезвычайных ситуациях населению и организациям отдаленных районов области.

Расположение г. Бердска на берегу Обского водохранилища обеспечивает потенциальную возможность его транспортной связи водными путями с Алтайским краем, Томской и Тюменской областями. Однако отсутствие инфраструктуры как пассажирского, так и грузового водного транспорта, отвечающего современным требованиям безопасности, неясные перспективы спроса на сезонные услуги водного транспорта не позволяют рассматривать водные пути как значимый ресурс для развития города.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА

Основным фактором экономического роста являются инвестиции в основной капитал. Годовой объем инвестиций в основной капитал за период 2010-2017 гг. по г. Бердску увеличился почти в 3 раза (2,95 раза) и составил в 2017 г. 7552 млн руб. Однако реальный рост составил 1,56 раза. Наибольший реальный рост инвестиционных вложений наблюдался в 2012 и 2013 гг. -1,34 и 1,09 раза соответственно.

Важно отметить, что реальный рост объема инвестиций в основной капитал в экономику г. Бердска опережал реальный рост инвестиций в экономику Новосибирской области в целом с 2007 по 2017 г. Соответственно увеличилась доля инвестиционных вложений в экономику г. Бердска в общем объеме инвестиций по Новосибирской области.

По показателю объема инвестиций на душу населения в рейтинге Новосибирской области в 2017 г. Бердск занял 2-е место. На территории г. Бердска в 2017 г. осуществлялась реализация 21 инвестиционного проекта с общим объемом инвестиционных вложений порядка 10 млрд руб. На территории Бердска в 2017 г. шла реализация пилотного проекта центра промышленных биотехнологий «ПромБиоТех» на базе ООО ПО «Сиббиофарм»; проекта развития фабрики «Обувь России»; проекта развития компании Виртекс; проекта крытого сельскохозяйственного павильона; проекта строительства 5-этажного корпуса ООО «Санаторий «Рассвет» и др.

Источником инвестиционных вложений в экономику города являлись преимущественно заемные средства. Финансовый результат крупных и средних предприятий города был более чем скромным. В 2014 г. финансовый результат этих предприятий был отрицательным (-207,2 млн руб.). В 2015-2016 гг. финансовый результат составил немногим более полумиллиарда рублей (507,5 и 637,2 млн руб. по годам). В 2017 г. финансовый результат в целом по городу составил 1024,5 млн руб. Основной объем прибыли был получен предприятиями обрабатывающей промышленности. Весомый вклад внесли предприятия торговли. Однако при таких объемах прибыли рассчитывать на существенный вклад предприятий в развитие экономики за счет собственных ресурсов невозможно.

Привлечение инвестиций бюджетов всех уровней в развитие дорожной инфраструктуры, инженерной и социальной инфраструктуры, льготные условия привлечения заемных ресурсов, организация участия предприятий города в реализации региональных и федеральных программ на территории города, стимулирование спроса на конкурентоспособную, в том числе инновационную продукцию предприятий города - вот неполный перечень задач по стимулированию инвестиционной активности на территории городского округа.

Строительный комплекс играет заметную роль в реализации инвестиционных вложений. За период 2010-2017 гг. объем выполненных работ и оказанных услуг по виду деятельности «строительство» вырос с 921 млн руб. до 4300,6 млн руб., более чем в 4,6 раза. Индекс физического объема выполненных работ и оказанных услуг по виду деятельности «строительство» за этот период составил 2,6 раза.

В объеме выполненных работ и оказанных услуг по виду деятельности «строительство» весомая доля приходится на строительство жилья. За период с 2010 по 2017 г. в городе введено более 600 тыс. кв. м жилья, в год вводилось примерно по 75 тыс. кв. м, наибольший объем жилья был введен в 2013 г. - около 85 тыс. кв. м.

Значительный рост жилищного строительства в рассматриваемом периоде, реализация программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда позволили более чем в 10 раз сократить размер аварийного жилья в г. Бердске. Масштаб сокращения аварийного жилого фонда рассчитан с учетом изменений условий отнесения жилого фонда к аварийному в сторону увеличения в 2010 и 2015 гг. За период 2010-2017 гг. в городе расселены жители 43 аварийных домов общей площадью 19,6 тыс. кв. м. На конец 2017 г. в городе оставалось 12 многоквартирных домов, признанных аварийными, из них расселение дома № 118 по улице Ленина выполнено в течение 2018 г.

Однако в последние два года объемы ввода жилья значительно сократились. Для этого, безусловно, есть объективные причины: ограниченность территориальных ресурсов, сокращение платежеспособного спроса, снижение эффективности вложений в жилищное строительство в качестве «инвестиционных» вложений, недоступность ипотечных кредитов для значительной части работающего населения.

Нужны новые подходы и новые механизмы решения проблемы обеспечения спроса на жилье с учетом реального спроса на арендное жилье, жилье социального найма.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Город занимает площадь в 7206,86 га, территориально ограничен с одной стороны водными границами, с другой - территорией Искитимского и Новосибирского районов. Гражданское строительство имеет резервы площадей на бывших территориях Минобороны в районе р. Раздельной. Однако отсутствуют резервы для развития производственных зон. Решение проблемы ограниченности территории и повышения эффективности использования земельных ресурсов осуществлялось несколькими путями.

Во-первых, территория города была расширена за счет присоединения неиспользуемых, граничащих участков земли Искитимского и Новосибирской районов области площадью около 90 га.

Проведенная работа с администрацией Искитимского района на предмет присоединения к г. Бердску земельного участка этого района площадью 142,9 га позволит расширить границы Восточной промышленной зоны города. В соответствии с проектом Стратегии пространственного развития Российской Федерации продолжена работа по созданию частного индустриального парка на территории Юго-Восточной промышленной площадки города.

Организована техническая инвентаризация объектов недвижимости и имущества (оформление технических планов, постановка объектов на кадастровый учет, регистрация прав муниципальной собственности).

Экономическое развитие города обусловлено благоприятными природными условиями, близостью к Новосибирску и наличием удобной транспортной связи с ним. Его территория является зоной массового отдыха не только городских жителей, но и населения всей восточной части области.

В последние годы город застраивался без учета перспектив его дальнейшего развития. Центральная деловая часть города вплотную примыкает к селитебной территории малоэтажной застройки частного сектора. Часть селитебных территорий попадает в санитарно-защитные зоны производственных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры. В целом планировочная структура, транспортный каркас и инженерная инфраструктура города, сложившиеся еще в 50-60-е гг. прошлого века, не соответствуют современной и перспективной нагрузке и требуют реконструкции и развития.

Необходимо решать задачу поэтапного изменения планировочной структуры г. Бердска, повышения эффективности использования ограниченных земельных ресурсов города.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Потребительский рынок выполняет важную экономическую функцию по доведению продукции потребительского комплекса до конечного потребителя - населения. Структура потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивает потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время в г. Берд-ске частными предприятиями и организациями. Потребительский рынок в

достаточно высокой степени определяет состояние сферы жизнеобеспечения города. По позитивным изменениям на потребительском рынке население во многом оценивает характер проводимых в России экономических и социальных реформ. Основные показатели, характеризующие потребительский рынок г. Бердска, представлены в табл. 6.

Таблица 6

Основные показатели потребительского рынка

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Оборот розничной торговли, млн руб. 8780 9754 12329 13796 15059 17485 19012 20400

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % 113,9 103,4 120,8 105,8 102,2 101,5 102,4 104,3

Оборот общественного питания, млн руб. 544 605 765 934 1010 1162 1264 1360

Индекс физического объема оборота общественного питания, % 115,3 101,4 100,9 102,4 104,6

Объем платных услуг населению, млн руб. 4166 4604 4986 5380 5919 6883 7543 7803

Индекс физического объема оборота платных услуг населению 114,1 102,8 103,5 102,0 102,2 101,4 104,7 100,5

Табл. 6 иллюстрирует положительную динамику оборота розничной торговли, оборота общественного питания и объема платных услуг населению как в текущих ценах, так и в постоянных, а также потенциал быстрого роста и снижения объемов услуг в течение одного года, высокую мобильность развития данного сектора экономики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребительский рынок г. Бердска имеет высокий потенциал развития, чутко реагирующий на изменение платежеспособного спроса населения на его услуги. Необходимо создавать условия для развития данного сектора экономики и повышения качества оказываемых услуг.

РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

В «Стратегии г. Бердска 2025» к числу очевидных конкурентных преимуществ города отнесено наличие привлекательного потенциала рекреационных ресурсов, представленных как природно-климатическими условиями, так и уже имеющейся инфраструктурой, обеспечивающей предоставление лечебно-оздоровительных услуг и возможности для отдыха и досуга.

Город имеет явные преимущества для развития рекреационно-туристи-ческой индустрии:

- местоположение (на берегах Бердского залива Обского водохранилища и реки Бердь, вблизи г. Новосибирска - третьего по численности населения города России с его значительным культурным потенциалом и быстро развивающейся сетью сферы развлечений и отдыха);

- наличие песчаных пляжей;

- наличие больших лесных массивов с хвойным лесом;

- наличие инфраструктурной базы рекреационно-туристической зоны;

- высокая транспортная доступность и возможность использования различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, речной).

В обоснование перспективности развития рекреационно-туристиче-ской индустрии в г. Бердске в «Стратегии г. Бердска 2025» приведен мировой опыт, который показывает, что доход, получаемый от индустрии отдыха, санаторного лечения и туризма в странах, где он успешно развивается, составляет значительную часть бюджетных доходов.

За рассматриваемый период существенное развитие получила инфраструктура рекреационно-туристического бизнеса. В настоящее время услуги в сфере туризма, оздоровления и отдыха представляют 47 учреждений: 11 санаториев и пансионатов, 12 баз отдыха, 12 гостиниц, 12 детских загородных оздоровительных учреждений, 3 из них круглогодичного действия. Наиболее крупные объекты в этой сфере: ООО «Санаторий «Рассвет»; ООО «Макси-Трэвел» Санаторий «CRONA»; ООО Санаторий «Лесная сказка»; ЗАО «Санаторий «Лазурный»; ООО «Санаторий «Парус»; ОАО «Санаторий - Профилакторий «Сибиряк»; ООО «НОЦ «Ортос»; курорт-отель «Сосновка»; АО «Пансионат «Былина»; ООО «Отель «Борвиха».

Удельный вес г. Бердска в туристической индустрии Новосибирской области в 2017 г. характеризуют следующие показатели:

- 33 % - в общем объеме туристического потока, в том числе с целью оздоровления;

- 35 % - в общем объеме туристов, размещенных в организациях отрасли;

- 7 % - занятых в сфере туризма и оздоровления;

- 14,5 % - в объеме платных услуг.

Ежегодно в городе проводится около 60 культурно-массовых мероприятий, не менее 20 фестивалей и конкурсов различного уровня. В городе имеется 15 музеев, 54 историко-культурных объекта, привлекательных для туристов.

Из общей численности занятых в экономике г. Бердска более 30 % прямо или косвенно занято видами деятельности в сферах туризма, отдыха и оздоровления.

Информация о туристическом потенциале г. Бердска размещена на Национальном туристическом портале, а значимые туристические объекты нанесены на Яндекс Карты.

В городе ведется строительство новых объектов рекреационно-туристи-ческого комплекса, таких как: Аквацентр, Экопарк, нового корпуса санатория «Рассвет», комплексного туристического центра «Бердский острог».

На основе отчетных материалов можем утверждать, что развитие индустрии туризма и отдыха успешно реализуется на территории г. Бердска.

Администрацией города ведется работа по взаимодействию с санаториями, размещенными на территории городского округа, по развитию услуг в сфере восстановления здоровья населения, профилактики заболеваний, по налаживанию взаимодействия с лечебными центрами города и области

по предоставлению услуг реабилитации больных после перенесенных тяжелых болезней и операций. Объем таких услуг на территории г. Бердска резко снизился в период реформ. В настоящее время идет постепенное восстановление объемов услуг в сфере профилактики и восстановления здоровья населения. Восстанавливается взаимодействие ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр имени акад. Е.Н. Мешалкина и санатория «Сосновка», расположенного в г. Бердске, налажено регулярное транспортное сообщение и размещение больных и сопровождающих лиц.

Проведенный анализ показывает правильность ранее выбранного направления развития рекреационно-туристического сектора города и сохранение его в качестве драйвера социально-экономического развития на перспективу с усилением направления восстановления и реабилитации здоровья населения, а также возможность включения г. Бердска в перспективный проект создания в Новосибирской области рекреационно-ту-ристического кластера пространственно-распределенного типа для организации круглогодичного отдыха и восстановления здоровья населения.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Ресурсный потенциал социальной сферы, которая включает дошкольное, школьное, профессиональное образование, культуру, физическую культуру и спорт, работу с молодежью, социальную поддержку населения (здравоохранение в Новосибирской области находится в сфере компетенции областных органов управления), следует оценивать по нескольким параметрам. Во-первых, по наличию и качеству материальной базы оказания услуг в этих сферах, во-вторых, по количеству, квалификации, творческому потенциалу, энтузиазму и предпринимательской инициативы занятых в этих сферах деятельности трудовых ресурсов. Часто именно второй фактор является более значимым и решающим в оценке потенциала развития социальной сферы. Экономическим фактором выступает поддержка социально значимых частных инициатив в этих сферах.

Образование. Проведенный анализ показал нехватку мест в детских дошкольных учреждениях и учреждениях общего образования. Принятые меры по увеличению количества мест в действующих группах в действующих детских дошкольных учреждениях, созданию дополнительных групп за счет реконструкции помещений, строительства пристроек, перепрофилирования используемых не по целевому назначению помещений, формирования групп кратковременного пребывания детей - позволили решить проблему дошкольного образования для детей 3-7 лет. При этом существенно возросла средняя нагрузка на одного воспитателя. Остается незакрытой потребность в местах для детей ясельного возраста.

В сфере общего образования имеется аналогичная проблема нехватки мест в общеобразовательных учреждениях. Общая вместимость школ в соответствии с односменным режимом составляет 8294 места. Фактическое количество учащихся на начало 2017/18 учебного года составило 12 335 человек. Во вторую смену обучаются 4158 учеников, что составляет 33,6 % от общего числа учеников, т.е. каждый третий ребенок несколько лет обучается во вторую смену.

Услуги общего образования в городе предоставляют как муниципальные и государственные общеобразовательные учреждения, так и частные школы.

Создание инновационных площадок в системе общего образования, профильного обучения на старшей ступени образовательного процесса в 75 % школ, а также организация работы 10 учреждений дополнительного образования позволили обеспечить высокое качество подготовки школьников. Об этом свидетельствуют отчетные данные о доле выпускников общеобразовательных учреждений, продолживших профессиональное образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Если их доля в 2010 г. составила 92 %, то в 2017 г. - уже 97,3 %.

Для повышения доступности и качества дошкольного, общего школьного и дополнительного образования актуальной является задача строительства новых объектов образования, прежде всего в новых микрорайонах, реализации проектов муниципально-частного партнерства по строительству детских садов, а также участие в реализации общенационального проекта «Образование» по всем направлениям проекта.

Медицинское обслуживание жителей г. Бердска осуществляют Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Бердская Центральная городская больница» (ГБУЗ НСО «БЦГБ»), негосударственные многопрофильные медицинские центры, стоматологические центры.

Несмотря на снижение уровня обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом за предыдущий десятилетний период, уровень заболеваемости населения на 1000 человек населения практически не изменился, он составлял 1565 случаев в 2010 г. и 1587 случаев в 2017 г., прирост составил 1,4 %.

С учетом увеличения доли населения подросткового возраста и старших возрастов, более подверженных заболеваниям различного характера, можно говорить о достаточности ресурсов системы и принятых мер для сохранения здоровья населения города, но недостаточности для снижения уровня заболеваемости и преждевременной смертности.

Система здравоохранения города нуждается в существенном развитии и повышении качества предоставляемых услуг и организации их предоставления, в том числе за счет строительства новых объектов здравоохранения. Задача органов местного самоуправления г. Бердска состоит в активном содействии в реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории города, в участии в реализации областных программ в сфере здравоохранения в целях повышения качества и условий предоставления медицинских услуг в г. Бердске.

Культура, физическая культура и спорт, молодежная политика. Деятельность в этих сферах нацелена на развитие талантов в сфере культуры, спорта, предпринимательства; укрепление физического и психического здоровья; удовлетворение потребности населения в занятиях творчеством, физической культурой и спортом, помощь в трудоустройстве подростков и молодежи; а также повышение культурного уровня и здоровья населения, развитие толерантного отношения в обществе, патриотизма, снижения уровня преступности.

Оценивать ресурсный потенциал этих сфер следует, прежде всего, по конечным результатам и их динамике. Так, в г. Бердске за период с 2010 по 2017 г. выросло число стипендий и премий, полученных одаренными детьми. За свою деятельность два объекта культуры Бердска включены в Национальный Реестр «Ведущие учреждения культуры России - 2017» и в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета».

Музыкальная школа стала победителем Общероссийского конкурса «50 лучших школ искусств», Детская школа искусств «Берегиня» стала призером Всероссийского чемпионата детских школ искусств, завоевала бронзовую медаль на XVI молодежных Дельфийских играх России.

Увеличился охват населения культурно-досуговыми мероприятиями, проводимыми государственными и муниципальными учреждениями культуры. Если в 2010 г. он составил 14,8 %, то в 2017 г. охват населения культур-но-досуговыми мероприятиями повысился до 16 %.

Количество клубных формирований характеризует использование материальных и кадровых ресурсов учреждений, а число их участников свидетельствует о востребованности услуг среди населения и развитии творческих способностей горожан. За рассматриваемый период сеть творческих формирований увеличилась со 133 до 149. В 2017 г. в них занималось 3532 человека, в том числе 2360 детей и молодежи.

Активизирована работа музейных передвижных выставок в учреждениях города и области. В 2017 г. муниципальные музеи города посетили 55 923 жителя и гостя города.

Количество посетителей, пришедших в музейные залы, в сравнении с 2016 г. увеличилось более чем на 3,5 тыс. человек.

О ресурсном потенциале сферы физической культуры и спорта свидетельствуют такие показатели, как количество занимающихся физической культурой и спортом, вовлечение людей с ограничениями по здоровью к занятиям спортом и т.д.

По итогам 2010 г. количество занимающихся физической культурой и спортом в городе составляло 21 919 человек (22,6 % от общей численности населения города); в 2009 г. - 19,6 тыс. человек (20,2 %). В 2017 г. доля горожан, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения г. Бердска составила 32,9 % (значение данного показателя по Новосибирской области - 32,1 %, РФ - 35,7 %). Численность горожан с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2017 г. составила 513 человек и выросла по сравнению с 2016 г. на 28 %.

В 2017 г. в микрорайонах города введены в эксплуатацию 12 спортивных площадок с тренажерами, где каждый желающий независимо от возраста и социального положения может заниматься физкультурой.

В городе организована работа по привлечению населения разных возрастных категорий, но прежде всего детей и подростков, людей старших возрастов к массовым спортивным мероприятиям. В 2010 г. проведено 146 спортивных мероприятий городского, областного и регионального уровня, в которых приняло участие около 25 тыс. человек, из них жителей города - 19 тыс.

Масштабный опыт проведения комплексных спортивных мероприятий российского и международного уровня с предоставлением широкого спектра сопутствующих услуг позволил в 2017 г. провести в г. Бердске 19 всероссийских и 36 региональных соревнований.

О достойном уровне развития материальной базы массовых видов спорта свидетельствуют данные о наличии спортивных сооружений. На конец 2017 г. на территории г. Бердска функционировало 193 спортивных сооружения (в 2010 г. их было 124), получили достойный уровень развития 36 видов спорта.

Об успехах в сфере молодежной политики свидетельствуют данные о доле молодежи, участвующей в реализации социальных проектов. За период 2010-2017 гг. она увеличилась в 6 раз.

Город Бердск с 2015 г. удерживает лидирующее положение в рейтинге реализации молодежной политики среди 34 муниципальных образований области. В 2017 г. Бердску присвоено звание «Лидер сферы молодежной политики».

По итогам областного конкурса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию г. Бердск в 2016 и 2017 гг. занимал 1-е место.

В Бердске создан Молодежный парламент. В 2017 г. он стал инициатором проведения в День города городского молодежного квеста, посвященного 80-летию Новосибирской области, и организатором Международной акции «Тест по истории Отечества».

В 2017 г. Бердск принимал на своей территории областную акцию «Навстречу завтра», посвященную проведению в России Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В акции приняли участие 1500 участников из 32 районов области.

Благодаря молодежной инициативе реализован проект по строительству стрит-парка, который активно используется молодежью, в том числе для проведения фестивалей стрит-культур по направлениям паркур, стрит-бол, мини-футбол, фристайл, хип-хоп, брейк-данс, воркаут. Стрит-парк функционирует с 2014 г. Впервые в 2017 г. в Бердске состоялся межрайонный Фестиваль уличных культур и экстремальных видов спорта, который собрал более 700 участников из Бердска и Новосибирской области.

В рамках реализации проекта «Молодая семья» активизирована работа городского Клуба молодых семей, в состав которого входит более 80 семей и реализуется 5 проектов. Клуб функционирует с 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Бердске активно проводится работа по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде. Проводятся городские профилактические акции «Марафон здоровья», «Сообщи, где торгуют смертью», «Здоровым быть модно», «Стоп СПИД!». Более 2000 молодых бердчан приняли участие в акциях.

В городе организована деятельность молодежных проектно-образова-тельных, дискуссионных площадок, направленных на развитие инновационных компетенций у различных категорий молодежи - учащихся школ, лицеев, студентов, работающей молодежи. С 2011 г. ведет работу Клуб социального предпринимательства, деятельность которого направлена на появление и успешную реализацию на территории г. Бердска новых молодежных социально значимых и предпринимательских проектов.

Активизирована работа с учебными заведениями профессионального образования по содействию студенческой, работающей молодежи в построении профессиональной карьеры, вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, организована Молодежная школа предпринимательства.

Программа круглогодичного трудоустройства подростков и молодежи ежегодно дает возможность учащимся и студентам приобрести трудовой опыт. В летний период работает студенческий отряд проводников. С 2015 г. организуется занятость подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Можем с уверенностью утверждать, что в г. Бердске имеется достаточный ресурсный потенциал для создания условий интеграции молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития города и местного сообщества через реализацию социально значимых, предпринимательских, инновационных проектов; участие молодежи в работе молодежных общественных организаций, объединений, патриотических клубов; деятельность творческих коллективов, фестивальное движение; движение молодежных трудовых отрядов, волонтерские движения.

Проблема, которую предстоит решать в будущем, касается эффективной занятости молодежи. Около 3 тыс. молодых людей ежедневно выезжают на работу за пределы г. Бердска, они составляют около 30 % от общего количества бердчан, выезжающих на работу за пределы города.

Это значительный трудовой потенциал города, наиболее активный и заинтересованный в реализации трудовых творческих способностей, которому необходима поддержка. Задача состоит в организации совместной работы: предпринимательского сообщества по формированию четких требований к знаниям и профессиональным компетенциям специалистов, организации их практики на предприятиях, содействия в получении практических навыков; профессиональных учебных заведений по формированию обучающих программ, методик и повышению квалификации кадрового состава учебных заведений, модернизации материальной базы; молодежи по максимально полному и качественному освоению обучающих программ, приобретению необходимых знаний и компетенций для получения интересной работы и достойной оплаты труда.

Проведенный анализ ресурсного потенциала территории муниципального образования г. Бердска Новосибирской области позволил выявить как потенциальные возможности дальнейшего развития, так и сдерживающие факторы, недостатки в уровне развития ресурсной базы и организационно-экономических условий дальнейшего социально-экономического роста.

Литература

1. Дашицыренов Ч.Д., Беломестнов В.Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ 2013. № 5 (44). С. 158-162.

2. Клоцвог Ф.Н., Кушнир И.А. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2. С. 116-126.

3. Бессонова Е.А., Мерещенко О.Ю. Методические подходы к оценке ресурсного потенциала региона. [Электронный ресурс]. URL: https://www.regionaleconomics. ru.com/jour/article/viewFile/244/201 (дата обращения: 17.072020).

4. Гусейнов М.Г. Ресурсный потенциал региона и его использование (на примере Республики Дагестан). [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2007/fp/1/09.pdf (дата обращения: 16.072020).

5. Ломовцева О.А. Совокупный ресурсный потенциал региона: Методология определения и измерения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 1 (120). Вып. 21/1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovokupnyy-resursnyy-potentsial-regiona-metodologiya-opredeleniya-i-izmereniya/viewer (дата обращения: 20.07.2020).

6. Муниципальная программа «Комплексное развитие систем дорожной инфраструктуры города Бердска на 2016-2021 годы». Утверждена Постановлением администрации города Бердска от 3 февраля 2016 г. N 215. [Электронный ресурс]. URL: http://old.berdskadm.ru/city/strategy/program/ (дата обращения: 03.06.2020).

7. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 15.072020).

8. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2011-2012 гг. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2012 (дата обращения: 24.01.2013).

9. Стратегия социально-экономического развития города Бердска на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://old.berdskadm.ru/city/strategy/ (дата обращения: 15.05.2020).

10. Федеральная служба государственной статистики. БД ПМО Новосибирской области. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы. Город Бердск за 2008-2017 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat. gov.ru/scripts/db_inet2/passport/ (дата обращения: 02.06.2020).

11. Федеральная служба государственной статистики... Регионы России. Социально-экономические показатели 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156 (дата обращения: 14.05.2020).

12. Эрдыниева Н.И. Ресурсный потенциал развития муниципального образования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy/viewer (дата обращения: 1707.2020).

Bibliography

1. Dashicyrenov Ch.D., Belomestnov V.G. Territorial'nye organizacionno-jekonomiche-skie resursy razvitija social'no-jekonomicheskih sistem regiona // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tehnologij i upravlenija. Ulan-Udje: Izd-vo VSGUTU, 2013. № 5 (44). P 158-162.

2. Klocvog F.N., Kushnir I.A. Makrojekonomicheskaja ocenka resursnogo potenciala rossijskih regionov // Problemy prognozirovanija. 1998. № 2. P 116-126.

3. Bessonova E.A., Mereshhenko O.Ju. Metodicheskie podhody k ocenke resursnogo potenciala regiona. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.regionaleconomics.ru. com/jour/article/viewFile/244/201 (data obrashhenija: 17072020).

4. GusejnovM.G. Resursnyj potencial regiona i ego ispol'zovanie (na primere Respubliki Dagestan). [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2007/fp/ 1/09.pdf (data obrashhenija: 16.072020).

5. Lomovceva O.A. Sovokupnyj resursnyj potencial regiona: Metodologija opredelenija i izmerenija // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta.

Serija: Jekonomika. Informatika. 2012. № 1 (120). Vyp. 21/1. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovokupnyy-resursnyy-potentsial-regiona-metodologiya-opredeleniya-i-izmereniya/viewer (data obrashhenija: 20.07.2020).

6. Municipal'naja programma «Kompleksnoe razvitie sistem dorozhnoj infrastruktury goroda Berdska na 2016-2021 gody». Utverzhdena Postanovleniem administracii goroda Berdska ot 3 fevralja 2016 g. N 215. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://old. berdskadm.ru/city/strategy/program/ (data obrashhenija: 03.06.2020).

7. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841 (data obrashhenija: 15.072020).

8. Rejting investicionnoj privlekatel'nosti regionov Rossii 2011-2012 g. URL: http:// www.raexpert.ru/ratings/regions/2012 (data obrashhenija: 24.01.2013).

9. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija goroda Berdska na period do 2025 goda. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://old.berdskadm.ru/city/strategy/ (data obrashhenija: 15.05.2020).

10. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. BD PMO Novosibirskoj oblasti. Pokazateli, harakterizujushhie sostojanie jekonomiki i social'noj sfery. Gorod Berdsk za 2008-2017 gody. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/ passport/ (data obrashhenija: 02.06.2020).

11. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki... Regiony Rossii. Social'no-jekono-micheskie pokazateli 2018 god. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (data obrashhenija: 14.05.2020).

12. Jerdynieva N.I. Resursnyj potencial razvitija municipal'nogo obrazovanija. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy/viewer (data obrashhenija: 1707.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.