Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.М. Артеменков, Г.Д. Островский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ»

— нанесение "незаряженного" грунта на территорию образовавшегося ареала или грунта, обработанного дегазатором.

Поскольку возможно вторичное загрязнение вновь внесенного "незаряженного" грунта парами ХОГ, поступающими из глубины загрязненного участка, в результате чего может образоваться слой грунта с остаточными количествами опасного (вредного) вещества, необходимо повторное пропитывание этого "незараженного" слоя фунта тем же дегазирующим раствором, что даст большую надежность обеззараженности грунта.

Наряду с мероприятиями по нейтрализации остаточных количеств ХОГ на фунте необходимы мероприятия, направленные на нейфализацию токсического воздействия на персонал паров ХОГ. Основным мероприятием, направленным на нейфализацию паров ХОГ. является создание водяной завесы. Капли воды либо создают водную префаду для проникновения паров ХОГ, либо, осаждаясь, увлекают с собой растворимые в воде пары ХОГ.

Непосредственно воздействовать дегазатором на пары ХОГ возможно лишь в определенных условиях, например, барботируя пары ХОГ из баллона через слой дегазатора либо "прибивая" струей дегазатора пары ХОГ непосредственно над грунтом в приземном слое.

Таким образом воздействуют известковым раствором на приземные пары уксусного ангидрида. Пары бромистого метила и флюса БМ-1, выходящие из баллона, пропускают через спиртовой раствор щелочи.

Описанные мероприятия составят основу вновь разрабатываемых разделов "Нейтрализация" аварийных карточек на опасные грузы в готовящихся к переизданию "Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами" [2], а также во вновь разрабатываемой по заказу Врачебно-санитарного управления МПС системе санитарного контроля при ликвидации последствий аварийных ситуаций с ХОГ при перевозке их по железным дорогам.

Выводы. 1. Нейтрализация, являющаяся одним из важнейших разделов работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций с наливными ХОГ. складывается из ряда этапов: локализации мест разлива жидкости, сбора основных ее коли-

честв, зафязненного ею грунта, удаления их из очага аварии и собственно дегазации остаточных количеств ХОГ.

2. Остаточными количествами ХОГ на местности следует считать то количество вещества, которое не может быть собрано современными инженерно-техническими средствами. Поэтому дегазация как основной этап нейтрализации представляет собой санитарно-химическое и первичное природоохранное мероприятие, направленное на нейтрализацию и разрушение именно остаточных количеств ХОГ.

3. По характеру действия используемые на железнодорожном транспорте дегазаторы могут быть разделены на 2 группы: дегазаторы, участвующие в реакциях окислительно-восстановительного и хлорирующего типа, и дегазаторы, участвующие в реакциях нейтрализующего или омыляющего типа.

4. В настоящее время наиболее доступными дегазаторами являются известь хлорная, хлорамин, две трети соль основная гипохлорита кальция, а также, известь гашеная, каустическая сода, кальцинированная сода, аммиак, используемые либо в виде растворов и суспензий (известковое молоко, аммиачная вода и др.), либо в виде порошков (известняк дробленый, содовый порошок и др.).

Литература

1. Медицинские вопросы ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте: Руководство / Под ред. Ю. Н. Коршунова, С. В. Суворова. - Т. 1. — М„ 1991.

2. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — М., 1984.

3. Предупреждение профессиональных отравлений при переработке сыпучих химических грузов на железнодорожном транспорте / Прохоров А. А., Бояр-чук И. Ф., Суворов С. В. и др. — М., 1968.

4. Прохоров А. А., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. Охрана труда при перевозке химических грузов железнодорожным транспортом. — М., 1975.

5. Суворов С. В., Боярчук И. Ф. Профилактические меры при перевозках опасных грузов на железнодорожном транспорте. — М., 1985.

6. Франке Э., Франц П., Варнке В. Химия отравляющих веществ: Пер. с нем. Т. 2. — М., 1973.

Поступила 18.02.97

С Ю. М. АРТЕМЕНКОВ. Г. Д. ОСТРОВСКИЙ, 1998 УДК 614.447.4:656.211.5

Ю. М. Артеменков, Г. Д. Островский ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ

Сетевой центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте, Москва

Существует реальная опасность возникновения очагов особо опасных инфекционных заболеваний на железнодорожных вокзалах. Это может произойти в результате заноса инфекции больными пассажирами, заразившимися в эпидемических или природных очагах инфекционных заболеваний за рубежом или в нашей стране. Нельзя исключить возможность распространения возбудителей особо опасных инфекционных заболева-

ний и возникновения массовых очагов среди пассажиров и персонала вокзалов в результате террористических актов или аварий при нарушении правил фанспортировки заразного материала.

При организации противоэпидемических мероприятий на железнодорожных вокзалах нужно учитывать следующие особенности их работы:

— большое количество пассажиров в отдельные сезоны года (летние отпуска, школьные и

студенческие каникулы, праздничные дни, мобилизационные мероприятия) и время суток (начало и конец рабочего дня);

— быстрая сменяемость пассажиров;

— отсутствие регистрации пассажиров;

— наличие мест, где наблюдается тесное общение пассажиров (комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха, залы ожидания, камеры хранения, кассовые залы, рестораны и буфеты).

Порядок проведения противоэпидемических мероприятий на железнодорожных вокзалах определяется "Планом противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (трупа), подозрительного на особо опасное инфекционное заболевание". Планом предусматривается осуществление всех необходимых мероприятий при выявлении больного в медицинском пункте вокзала, комнате матери и ребенка, комнатах отдыха, залах ожидания. План является комплексным, так как в нем задействованы не только медицинские работники, но и работники хозяйственных подразделений и служб вокзала и работники транспортной милиции.

В соответствии с планом составляются функциональные обязанности медицинских работников и персонала служб вокзала, милиции, где детально определены формы и методы их работы по локализации и ликвидации очага особо опасной инфекции на вокзале.

Для приобретения необходимых знаний и отработки практических навыков с работниками, задействованными в плане, требуется проводить практические и теоретические занятия.

Наиболее эффективной формой совместной подготовки медицинских работников, работников причастных служб вокзалов и транспортной милиции, задействованных в планах, является проведение тренировочных, контрольных и опыт-но-исследовательских учений.

Тренировочные учения на железнодорожных вокзалах преследуют следующие цели:

— определение особенностей развития эпидемического процесса в конкретных условиях данного железнодорожного вокзала;

— выяснение количества пассажиров и сотрудников вокзала, которые могут быть подвержены риску заражения при контакте с больным той или иной нозологической формой инфекции (бубонной септической или легочной формой чумы, геморрагическими вирусными лихорадками) или, что особенно важно и сложно, при возможности искусственного распространения в террористических целях различных рецептур возбудителей высококонтагиозных особо опасных инфекций;

— определение порядка выявления подозрительных больных и их госпитализации;

— определение порядка выявления пассажиров и персонала вокзала, которые могли быть в контакте с больным или находиться в помещениях, зараженных возбудителем инфекции;

— определение количества пассажиров и персонала вокзала, находившихся в различных помещениях вокзала в момент образования и во время существования инфекционного очага (кассовые залы, залы ожидания, рестораны и буфеты, комнаты матери и ребенка, комнаты отдыха, камеры хранения и другие помещения вокзала);

— определение объектов, подлежащих дезинфекции, а также методов ее проведения;

— расчет сил и средств, необходимых для проведения противоэпидемических мероприятий.

Следует иметь в виду, что максимальное распространение заболеваний произойдет при применении аэрозоля с возбудителем особо опасной инфекции. При естественном эпидемическом процессе наиболее интенсивное распространение будет при выявлении больных с легочной формой чумы, наличии блох. Поэтому целесообразно при опытно-исследовательских учениях отрабатывать возможность применения аэрозольного метода заражения, а при контрольно-тренировочных — возникновение на вокзалах очагов легочной чумы.

Контрольно-тренировочные учения проводятся в виде командно-штабного учения, на котором решается эпидемиологическая задача. Участники учения условий задачи заранее не знают, а выясняют это в процессе учения. Эпидемиологическая задача составляется с учетом реальной обстановки на данном вокзале, приводятся поезда, которые прибывают из областей и территорий с природными очагами особо опасных инфекций, указывается связь с международным аэропортом, расположенным в данном городе или соседнем населенном пункте. При разработке эпидемиологических задач используются конкретные данные об эпидемической и эпизоотической обстановке в нашей стране и за рубежом.

Тренировочное учение в виде командно-штабного учения проводится в помещении, в котором вывешивается подробная схема вокзала, можно продемонстрировать отдельные элементы работы (надеть противочумный костюм, показать порядок проведения личной профилактики, табельное имущество). Как правило, с этой целью на вокзалах используются учебные классы гражданской обороны, залы заседаний.

Успех учения в значительной степени зависит от его руководителя, так как он является источником информации и определяет всю последовательность проведения учения. Руководитель учения объясняет, что участникам предстоит провести противоэпидемические мероприятия по локализации и ликвидации очага особо опасного инфекционного заболевания на вокзале в соответствии с утвержденной эпидемиологической задачей, в которую в процессе учения никаких изменений вносится не будет. Единственным источником информации о больном (жалобы, объективные данные, эпидемиологический анамнез) и о контактных (в семье, по месту работы, их состояние на момент проведения мероприятий) является руководитель учения. Данные о количестве пассажиров и персонала в различных помещениях вокзала предоставляют участвующие в учении работники вокзала (начальник вокзала, дежурный по вокзалу). По условиям учения медицинские работники, работники служб и подразделений вокзала, транспортной милиции как бы находятся на своих рабочих местах и по мере развития эпидемической ситуации прибывают в тот или иной пункт вокзала для проведения необходимых мероприятий. Время, требуемое для прибытия с места работы к месту проведения мероприятий, приводится расчетное в зависимости от дислокации учреждения по отношению к вокзалу, наличия транспорта, времени, требуемого для сбора специалистов.

В ходе учения его участники могут пользоваться планами, инструктивно-методическими материа-

лами, обращаться за советами к своим руководителям и сотрудникам, указав при этом, каким образом осуществляется связь (например, номер телефона, нарочный и т. д.).

В процессе учения особое внимание обращается на соблюдение противоэпидемического режима работы в соответствии с условиями эпидемиологической задачи. Перед началом работы в очаге каждый специалист указывает, в каком типе противочумного костюма он работает. Включаясь в проведение мероприятий, специалист может исправить неправильные действия отдельных работников (естественно, с учетом возможности их исправления — например, если своевременно не наложили карантин на какое-либо помещение, то контактных уже невозможно собрать). Крайне важно иметь подробную схему вокзала, чтобы участники учения по схеме демонстрировали, где находятся больные и контактные, каким образом и в каком объеме будут осуществляться карантинные мероприятия.

По указанию руководителя тренировочного учения участники проводят практические мероприятия — одевание противочумного костюма, личную профилактику, на схеме показывают, какими методами и в какой последовательности будут осуществляться карантинные мероприятия в основных помещениях вокзала, последовательность и объем дезинфекционных мероприятий.

В ходе учения ведется протокол, в котором отмечается кто, в какой последовательности и какие проводит мероприятия. После завершения учения проводится его разбор. Руководитель учения делает заключение по его проведению, отвечает на вопросы. Руководители врачебно-санитарной службы, медицинских учреждений дают практические задания по устранению выявленных недостатков. Каждая группа составляет подробный отчет о проведенной работе с учетом замечаний руководителя учения, при этом в отчете не фиксируются неправильные действия. Допущенные ошибки отражаются в протоколе и заключении руководителя учения.

С 1984 по 1995 г. мы провели 29 учений по локализации и ликвидации очагов бубонной и легочной чумы на вокзалах, в том числе 3 опытно-ис-следовательских учения, 10 тренировочных и 16 контрольных. Учения проводились на 20 вокзалах 11 железных дорог. В них приняли участие 845 медицинских работников, работников служб и подразделений вокзалов, транспортной милиции, задействованных в оперативных планах. В ходе учений осуществлялись мероприятия по локализации и ликвидации 75 случаев чумы, в том числе 64 случаев, выявленных непосредственно на вокзалах.

В качестве особо опасной инфекции была взята именно чума, потому что в данном случае имеют место различные клинические формы заболевания (бубонная, легочная, септическая, смешанная) и соответственно разные механизмы передачи инфекции (воздушно-капельный, трансмиссивный, контактный). Для локализации и ликвидации очагов чумы требуется проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий, которые должны быть применены в очагах особо опасных инфекций.

В соответствии с поставленными на учениях эпидемиологическими задачами 28 заболевших из числа выявленных на вокзалах больных чумой заразились непосредственно в природных очагах чумы, в том числе 21 человек заразился, участвуя в

охоте на зайцев, лисиц — заражение произошло контактным путем при разделке тушек больных животных. 7 человек заразились, находясь в природных очагах чумы в результате укусов блох — трансмиссивный путь заражения. В 7 случаях заражение произошло в результате террористического акта — распыления аэрозоля, содержащего возбудителей чумы — воздушно-капельный путь заражения.

У 28 больных, заразившихся в природных очагах чумы, первоначально возникали бубонная и бубонно-септическая клинические формы заболевания, которые осложнились вторичной пневмонией. От 28 больных со вторичной чумной пневмонией возникло 41 заболевание первичной легочной чумой.

В ходе проведения мероприятий были приняты решения об изоляции 5390 человек, взятии под медицинское наблюдение 39 550 человек, госпитализации 211 больных с лихорадкой неясной этиологии.

При проведении учений наиболее часто выявлялись следующие ошибки в действиях участников:

— участники учения проводили личную профилактику перед одеванием противочумного костюма и посещением очага;

— в медицинских учреждениях отсутствовали расчетные данные сил и средств, необходимых для проведения противоэпидемических мероприятий применительно к данному конкретному вокзалу;

— работники медицинских пунктов в ряде случаев вызывали бригаду для госпитализации больного, не сообщив при этом о случившемся руководству поликлиники или центра санэпиднадзора отделения железной дороги. Таким образом о возникновении очага особо опасной инфекции на вокзале территориальные органы здравоохранения узнавали гораздо раньше, чем органы здравоохранения железнодорожного транспорта, при этом информация во врачебно-санитарные службы и их подчиненные организации могла поступить от территориальных медиков, а не в соответствии со схемой оповещения;

— медицинский работник, выявивший больного, порой увлекался сбором эпидемиологического анамнеза, забыв оказать больному первую медицинскую помощь;

— медицинский работник, выявивший больного с опозданием, надевал противочумный костюм и проводил личную профилактику;

— при сборе эпидемиологического анамнеза несвоевременно выясняли, были ли с больным на вокзале члены семьи, попутчики, передавали ли кому-нибудь вещи.

По результатам обобщения тренировочных, контрольных и опытно-исследовательских учений были даны следующие рекомендации по совершенствованию противоэпидемических мероприятий:

1. Информировать врачебно-санитарную службу дороги и врачебно-санитарное управление МПС, не дожидаясь уточнения данных. По мере уточнения дается дополнительная информация. Это позволит врачебно-санитарной службе и вра-чебно-санитарному управлению провести заблаговременно подготовительные мероприятия по развертыванию сил и средств, информировать все заинтересованные службы МПС и других ведомств.

2. Сразу же после возникновения подозрения на заболевание особо опасной инфекцией возникает необходимость принять меры по локализации

эпидемического очага. Первоначально проводятся мероприятия в максимальном объеме, т. е. карантин (в зависимости от нозологической ситуации) налагается на весь вокзал, затем границы карантинной зоны и объем карантинно-ограничитель-ных мероприятий уточняются (от полной изоляции до медицинского наблюдения).

3. На вокзале всех пассажиров и персонал вокзала по степени контакта с больным (больными) следует разделить на следующие группы:

— четко установлено общение пассажиров с больным; можно точно указать, кто, где, когда и сколько времени находился в контакте;

— установлено, что пассажиры и работники вокзала находились с больным в одном помещении, но не установлено, общался ли кто-нибудь из них с больным, хотя исключить такую возможность нельзя;

— нельзя исключить возможность контакта с больным или объектами окружающей среды, которые мог загрязнить больной;

— пассажиры общались с лицами, непосредственно контактировавшими с больными;

— пассажиры находились в помещениях, имеющих общую вентиляцию с помещениями, где находился больной.

Необходимо как можно быстрее определить контактных, распределить их на группы по степени контакта и дать свои рекомендации по объему карантинно-ограничительных мероприятий в целом по вокзалу и по каждой группе контактных. Окончательное решение по проведению карантин-но-ограничительных мероприятий принимается вышестоящими органами вплоть до Государственного комитета санэпиднадзора РФ, МПС РФ. местных органов власти. Крайне важно не допустить действий, которых впоследствии нельзя поправить — например, до принятия окончательного решения распустить пассажиров из помещения вокзала.

4. Для координации всех мероприятий на вокзале врачебно-санитарная служба должна назначить начальника очага и на базе санитарно-кон-трольного пункта вокзала создать штаб очага. Начальником очага назначается опытный эпидемиолог из дорожного центра санэпиднадзора, противочумной станции.

5. Первоочередной задачей эпидемиологической группы, укомплектованной из опытных специалистов центра санэпиднадзора дороги, отделения, противочумной станции, по прибытии на вокзал является:

— определение границ очага и карантинно-ограничительных мероприятий;

— дифференциация всех контактных по степени контакта с больным;

— определение очередности и методов дезинфекции помещений;

— в ходе учений выявилась необходимость включения энтомолога в эпидемиологическую бригаду, так как важнейшим вопросом при определении объема карантинно-ограничительных и дезинфекционных мероприятий является определение наличия блох и их видового состава;

— в поликлинике, обслуживающей вокзал, должно быть достаточное количество противочумных костюмов, термометров для бригады медицинских работников, которая будет проводить перепись контактных и их термометрию на вокзале;

— необходимо заблаговременно рассчитать площади отдельных помещений вокзала, количество в них в различные сезоны года и время суток пассажиров и работников вокзала, определить, сколько на каждое помещение вокзала необходимо дезинфекционных средств и дезинфекторов, сколько нужно медицинских работников для переписи контактных и проведения термометрии.

Тренировочные и опытно-исследовательские учения на вокзалах показали, что весь объем мероприятий, включая госпитализацию больных и пассажиров с повышенной температурой и работников вокзалов, изоляцию пассажиров и работников вокзалов, имевших точно установленный контакт с больными, проведению термометрии и переписи пассажиров, заключительной дезинфекции, должен быть проведен в течение не более чем 4 ч при условии привлечения необходимого количества медицинских работников, дезинфекторов и в помощь им персонала вокзала для заключительной дезинфекции и последующей косметической уборки вокзала.

Наиболее сложным является принятие решения — кого из контактных изолировать, а в отношении кого можно ограничиться медицинским наблюдением. Мы считаем, что при воздушно-капельном механизме заражения, когда источником инфекции является один или несколько больных, изоляции подлежат лица, в отношении которых точно установлено, что они хотя бы кратковременно контактировали с больными. В отношении остальных контактных можно ограничиться медицинским наблюдением. При аэрозольном распылении возбудителя на вокзале изоляции подлежат все без исключения лица, находящиеся на вокзале. При трансмиссивном пути заражения вопрос об объеме изоляции зависит от наличия блох в помещениях вокзала. При их отсутствии можно ограничиться медицинским наблюдением в отношении пассажиров и персонала, а при большом количестве блох, когда угроза трансмиссивного заражения велика, лица, находящиеся в помещении, где обнаружены блохи и был больной, подлежат изоляции.

Таким образом, проведение тренировочных учений по методу "деловых игр" с решением эпидемиологических задач, составленных с учетом конкретного вокзала, позволили повысить готовность медицинских работников и сотрудников вокзалов, милиции, задействованных в планах проведения противоэпидемических мероприятий.

На основании результатов проведенных учений были уточнены планы противоэпидемических мероприятий на случай выявления подозрительного больного (трупа) на особо опасное заболевание на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга.

Результаты проведенных учений использованы при подготовке новой редакции "Инструкции по организации мероприятий на железнодорожном транспорте по санитарной охране территории Российской Федерации".

Опыт проведения учений был обобщен в учебном пособии "Организация тренировочных учений по локализации и ликвидации очагов чумы на железнодорожных вокзалах (по методу "деловых игр")" и методических рекомендаций "Организация опытно-исследовательских учений о локализации и ликвидации очагов особо опасных инфекционных заболеваний на железнодорожных вокзалах".

Поступила 18.02.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.