Научная статья на тему 'Опыт организации «Школы здоровья» для пациентов с патологией органов желудочно-кишечного тракта'

Опыт организации «Школы здоровья» для пациентов с патологией органов желудочно-кишечного тракта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2391
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" / ЭРОЗИВНО-ЯЗВЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ / ПАТОЛОГИЯ ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / HEALTH SCHOOL / EROSIVE AND ULCER DEFEAT OF GASTRODUODENAL ZONE / HEPATOBILIARY SYSTEM / MEDICAL EDUCATION / ORAL HYGIENE / PSYCHOLOGY STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосеева Марина Владимировна, Хохлачева Наталья Александровна, Попова Ольга Пантелеевна, Королев Дмитрий Анатольевич

В «школе здоровья» прошли обучение 268 пациентов с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны и патологией гепатобилиарной системы. Занятия проводили врачгастроэнтеролог и врач-стоматолог. По окончании цикла у пациентов отмечено повышение медицинской грамотности, улучшение гигиены полости рта и снижение уровня тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосеева Марина Владимировна, Хохлачева Наталья Александровна, Попова Ольга Пантелеевна, Королев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of organization of «The school of health» for patients with the pathology of organs of gastrointestinal tract

268 patients with erosive and ulcer defeat of gastroduodenal zone and hepatobiliary system pathology were taught at the «Health school». The lectures were delivered both gastroenterologist and dentist doctors. After the courses it was revealed the increasing of medical education, improving of oral hygiene and decreasing of anxiety level.

Текст научной работы на тему «Опыт организации «Школы здоровья» для пациентов с патологией органов желудочно-кишечного тракта»

Em&jSfc

УДК Б1Б.33/.34-084:Б14.2

Опыт ОРГАНИЗАЦИИ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

М.В. Мосеева, Н.А. Хохлачева, О.П. Попова, Д.А. Королев,

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия Росздрава»

Мосеева Марина Владимировна - e-mail: marinamoseeva@mail.ru

В «школе здоровья» прошли обучение 268 пациентов с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны и патологией гепатобилиарной системы. Занятия проводили врач-гастроэнтеролог и врач-стоматолог. По окончании цикла у пациентов отмечено повышение медицинской грамотности, улучшение гигиены полости рта и снижение уровня тревожности. Ключевые слова: «школа здоровья», эрозивно-язвенные поражения гастродуоденальной зоны, патология гепатобилиарной системы, медицинская грамотность, гигиена полости рта,

психологический статус.

268 patients with erosive and ulcer defeat of gastroduodenal zone and hepatobiliary system pathology were taught at the «Health school». The lectures were delivered both gastroenterologist and dentist doctors. After the courses it was revealed the increasing of medical education, improving of oral hygiene and decreasing of anxiety level.

Key words: health school, erosive and ulcer defeat of gastroduodenal zone, hepatobiliary system,

medical education, oral hygiene, psychology status.

Существенным препятствием для формирования у пациентов активного поведения по укреплению собственного

здоровья остается низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения. Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться на средствах гигиенического воспитания, что свидетельствует об актуальности внедрения в практику здравоохранения «школ здоровья» для пациентов [1, 2].

Цель исследования - оценить эффективности работы «школы здоровья» для пациентов с патологией органов пищеварения, проводимой совместно врачом-гастроэнтерологом и врачом-стоматологом.

Материалы и методы. При организации «школы здоровья» руководствовались приказом МЗ РФ № 455 от23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и № 344 МЗ УР «О создании координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска».

Из 268 больных, выразивших информированное согласие на расширение своих знаний о заболевании, было сформировано две группы. В 1-ю группу вошли 138 больных с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны (эрозивный гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), во 2-ю - 130 пациентов с патологией гепатобилиарной системы (дисфункциональные нарушения желчевыводящих путей, хронический некальку-лезный холецистит, желчнокаменная болезнь, жировой гепатоз, гепатиты различной этиологии, цирроз печени). 3-ю группу составили 60 пациентов, не прошедших обучение в «школе». Все пациенты получили базисную терапию по своему заболеванию, согласно медико-экономическим стандар-

там. В контрольную группу вошли 30 практически здоровых лиц различного пола в возрасте от 20 до 30 лет. В процессе наблюдения исследовался образовательный уровень, психологический статус (по тесту Спилберга-Ханина) [3], уровень качества жизни тестом «КЖ КНЦ РАМН», уровень знаний о своем заболевании, а также клинический и стоматологический статус больных. В конце нашей работы был определен коэффициент социальной эффективности (КСЭ) [4], рекомендованный ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени И.А. Семашко, как одна из составляющих интегрального показателя оценки эффективности медицинской помощи.

Формой проведения занятий явилась групповая работа в виде беседы. В группу входили 8-12 человек. Группы формировались по мере поступления больных на стационарное лечение. Больные активно привлекались к высказыванию своего мнения по поводу обсуждаемых вопросов. Пациенты имели возможность обменяться опытом, получить поддержку, увидеть положительную динамику в заболевании на примере других людей. Длительность цикла обучения составила 10 занятий. Продолжительность занятий 45-60 минут. При необходимости проводились индивидуальные беседы. Обучение методике чистке зубов по Пахомову [5] и контролируемой гигиене полости рта проводилось строго индивидуально после оценки гигиенического статуса ротовой полости. Всем пациентам давались советы по выбору предметов и средств гигиены, которые носили строго рекомендательный характер. Известно, что свой собственный выбор гигиенического средства пациенты делают, ориентируясь на рекламные сообщения фирм-производителей и цену [6]. При этом наиболее привлекательными для потребителей являются гигиенические средства, заявленные производителями как

«отбеливающие». Отсутствует информация о механизмах действия этих средств и рекомендации по их практическому применению.

В то же самое время необходим клинически обоснованный подход к решению данного вопроса как важной части лечебных и профилактических стоматологических мероприятий у данной категории пациентов.

Поэтому в рамках нашей работы отдельным этапом дополнительно было проведено обследование 87 пациентов с эрозивно-язвенными поражениями желудка и двенадцатиперстной кишки в возрасте от 18 до 59 лет. Перед началом исследования было проведено анкетирование участников для выявления мотивированности на контролируемый гигиенический уход за полостью рта, объема гигиенических знаний и навыков. Также был определен стоматологический статус исследуемых пациентов, в частности индексы эффективности гигиены РНР (Podshadley A.G., Haley P., 1968) [5], в оценке выраженности гингивита использовался папиллярно-маргинальноальвеолярный индекс (РМА, Parma, 1960) [5]. Вязкость слюны определяли по методике Т.Л. Рединовой (1987) [5].

Результаты исследований и их обсуждение. В начале цикла занятий было проведено анкетирование, которое позволило выявить, что большинство пациентов (76,11%) для получения информации о своем здоровье предпочитают беседу врача всем другим источникам информации (теле- и радиопередачам, популярной медицинской литературе и др.). Более подробную информацию пациенты хотели бы получить по вопросам питания (84,32%), адекватной двигательной активности (74,25%) и по применению лекарственных и гигиенических средств (36,19%).

Из 268 обследованных довольны гигиеническим состоянием полости рта 84 пациента (31,34%), из них 52 (37,68%) -из 1-й группы, 32 (24,61%) - из 2-й группы. Один раз в день чистят зубы 107 пациентов (39,92%), из них 63 (45,65%) относятся к 1-й группе, 42 (32,30%) - ко 2-й группе. Два раза в день гигиену полости рта осуществляли 110 пациентов (41,04%), из них 75 (54,34%) из 1-й группы, 37 (28,46%) - из 2-й группы. Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) у обеих групп составил в среднем 2,79±0,15. Неприятный запах изо рта (галитоз) отмечают 62 пациента (23,13%). Этот симптом был отмечен в исследуемых группах с одинаковой частотой. При этом 38 из них (61,29%) считают, что явления галитоза не связаны с гигиеной рта или с общим заболеванием. Из числа всех опрошенных 122 пациента (45,52%) тратят на чистку зубов от 1 до 2 минут. Язык чистят всего 49 пациентов (18,28%).

Практически все пациенты, поступившие на стационарное лечение, нуждались в санации полости рта. Весьма демонстративны данные, характеризующие режим обращения больных за стоматологической помощью. 1 раз в год посещают стоматолога 14,4 % женщин и 13,32% мужчин, два раза в год посещала стоматолога одна женщина, более двух лет не были на приеме 64,55% опрошенных. Более 50% обратив-

шихся к врачу не завершают начатое лечение и не выполняют рекомендации врача. К сожалению, редко о необходимости лечить зубы напоминают врачи нестоматологического профиля, в нашем обследовании это составило менее 20%.

Исходя из полученной информации для проведения занятий в «школе здоровья» были привлечены совместно врач-гастроэнтеролог и врач-стоматолог.

Для обеспечения мотивации к обучению для пациентов были разработаны рекомендации, составлена оригинальная программа обучения.

С целью изучения эффективности обучения было разработано задание в тестовой форме по контролю знаний пациентов до и после занятий в «школе» (рис.).

Информированность пациентов о некоторых аспектах заболевания и гигиенических факторах.

По окончании цикла обучения наблюдается повышение уровня общих знаний пациентов о своем заболевании (этиология, основные симптомы, профилактика), пациенты стали лучше ориентированы по вопросам диеты, образа жизни, возможных осложнений своего заболевания, гигиены полости рта.

При исследовании базового психологического статуса выявлено повышение уровней личностной и реактивной тревожности (таблица 1). После обучения в школе отмечено снижение данных показателей у пациентов 1-й и 2-й группы соответственно на 12,84% и 17,35% (1-я группа) и 16,27% и 59,82% (2-я группа), в то время как у пациентов 3-й группы динамики отмечено не было (таблица 2). Примечательно, что уровень реактивной тревожности снижался, а личностной тревожно-

Em&jSfc

сти остается на среднем уровне. Это указывает на нормализацию ситуационной реакции пациента на такую стрессовую ситуацию, как сама болезнь и наличие страха вследствие дефицита знаний о заболевании и связанных с ним осложнений. Средний уровень личностной тревожности свидетельствует о повышении ответственности пациента за свое здоровье при получении достоверных знаний о своем заболевании и мерах по профилактике обострений и осложнений.

После обучения в школе отмечено снижение уровней личностной и реактивной тревожности у пациентов с ЭЯП ГДЗ после занятий в «школе здоровья» на 12,84% и на 17,35%, в то время как у пациентов, не занимающихся в «школе», снижение этих показателей было отмечено на 9,03% и на 18,39% соответственно. Показатели личностной и реактивной тревожности у пациентов с патологией желчевыводящих путей после занятий снизились на 16,27% и на 59,82%, для сравнения у пациентов, не занимающихся в «школе здоровья», эти показатели изменились на 4,05% и на 30,74% соответственно (таблица 1).

таблица 1.

Обследуемые группы Личностная тревожность Реактивная тревожность

Больные (п=268) 47,41±1,61* 46,48±2,12*

Контрольная (п=30) 39,62±1,13 26,62±1,28

Примечание: *-достоверные изменения по сравнению с контролем (р<0,05).

Психологический статус гастроэнтерологических больных

После обучения контролируемой гигиене полости рта индекс РНР [14] улучшился у пациентов на 35,48% и составил 1,8±0,23 против 2,79±0,15 при поступлении в стационар.

В рамках дополнительного обследования пациенты были разделены на две группы по 42 и 45 человек. Одной группе были предложены для использования зубные пасты Colgate, содержащие абразивный компонент дикальция фосфат, в качестве лечебного компонента триклозан, а также экстракты мяты, прополиса, эвкалипта; другой группе были предложены зубные пасты R.O.C.S., содержащие абразивный компонент кремния диоксид, а также в качестве лечебного компонента комплекс MINERALIN, включающий в себя фермент бромела-ин, кальция глицерофосфат и магния хлорид и ксилит.

Во время данного этапа нашей работы зафиксировано следующее: и в первой и во второй группах значительно улучшились показатели индекса РНР, соответственно на 22,67% и 33,82%, что составило в абсолютных цифрах 2,08±0,12 и 1,78±0,05 против 2,69±0,09 в начале исследования. Индекс РМА снизился в первой группе на 32,07%, во второй - на 69,81%, что составило в абсолютных цифрах 1,80±0,61 и 0,8±0,32.

При этом интересным представляется тот факт, что в группе, где использовалась паста R.O.C.S., пациенты отметили исчезновение явлений галитоза (или их значительное уменьшение), длительное ощущение «гладкости зубов», сохраняю-

щееся до следующей чистки, исчезновение кровоточивости десен, а также исчезновение эффекта сухости во рту, который присутствует у этих пациентов вследствие снижения скорости секреции слюны и повышения ее вязкости [7]. При определении вязкости слюны у этих пациентов было обнаружено, что вязкость слюны снизилась с 20,30±5,41 до 11,20±3,40, р<0,05. Выявлена положительная корреляционная зависимость между индексом РНР и вязкостью слюны 0,292. Данные результаты можно объяснить присутствием в составе пасты R.O.C.S. протеолитического фермента бромелаина. Как известно [8], бромелаин обладает муколитическими свойствами, а именно - повышает объем слюноотделения и уменьшает вязкость ротовой жидкости, а также данное соединение, расщепляя нежизнеспособные компоненты зубного налета, способствует его качественному удалению с поверхности зубов.

таблица 2.

1-я группа больных 2-я группа больных 3-я группа больных

Показатели До лечения (n=138) К is е3 s А с( о с До лечения (n=130) После лечения (n=130) До лечения (n=60) После лечения (n=60)

Личностная тревожность 00 ,6 2, +1 СО ,1 8, 4 1 ,6 2, +1 со ,4 4, 4 1 ,1 2, +1 иП СО гС 4 иП С* 1, +1 СО ,8 ГО 4 СО иП 1, +1 иП О 6, 4 СО ,1 2, +1 иП ,1 4

Реактивная тревожность 4 ,6 2, +1 тн С* un 4 * 2 ,8 1, +1 2 ,2 8, со 1 с* 1, +1 со, 6, 4 * 2 ,4 1, +1 со со 6, со un ,4 1, +1 тн ,1 4 2 1, +1 ,4 6, 4

Примечание: *-достоверные изменения по исходными данными (р<0,05).

Изменение психологического статуса в процессе лечения

Таким образом, зубные пасты R.O.C.S. при их применении у пациентов с ЭЯП ГДЗ способствовали улучшению показателей эффективности гигиены полости рта, снижению воспалительных явлений тканей пародонта, снижению вязкости

слюны и, как следствие, уменьшению кариесогенной ситуации у исследуемой категории больных даже в условиях неконтролируемой гигиены полости рта.

Анкетирование после стационарного лечения у пациентов, прошедших обучение в «школе здоровья», показало, что уровень качества жизни вырос по таким критериям, как снижение уровня тревоги у 43,28% опрошенных, повышение настроения и самочувствия у 32,83%. Об эффективности обучающих технологий свидетельствует и повышение медицинской активности пациентов. В результате опроса после обучения в «школе» 33,20% решили бросить употреблять алкоголь, 48,13% - бросить курить, 50% - пересмотреть свой двигательный режим и 52,61% - пересмотреть характер и режим питания. После стационарного лечения 93,28% опрошенных обратились к врачу-стоматологу для проведе-

ния профессиональной гигиены и санации полости рта.

Коэффициент социальной эффективности у 1-й и 2-й групп превысил аналогичный показатель у группы сравнения и составил 90,57% и 91,53% соответственно против 83% (р<0,05).

Заключение

При обучении больных видна позитивная тенденция повышения уровня гигиенической грамотности и медицинской активности пациентов, что в свою очередь приводит к снижению уровня тревожности и повышению качества их жизни. Пройдя цикл обучения, у пациентов улучшилась эффективность гигиены полости рта, они стали мотивированы на поддержание своего стоматологического здоровья, что позволяет уменьшить частоту рецидивов основного заболевания и будет способствовать благоприятному течению гастроэнтерологической патологии. Также проведенное исследование продемонстрировало, что для достижения высоких результатов в осуществлении индивидуальной гигиены полости рта необходимо учитывать состав и свойства зубных паст при проведении лечебных и профилактических мероприятий у пациентов с отягощенным стоматологическим статусом, какими являются больные с эрозивноязвенными поражениями гастродуоденальной зоны.

Все вышеперечисленное дает нам основание считать организацию «школ здоровья» для пациентов с патологией орга-

нов пищеварения совместно врачом-гастроэнтерологом и врачом-стоматологом перспективным направлением в гастроэнтерологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакшеев В.И. Гипертоническая болезнь. Как жить и выживать? / В.И. Бакшеев, Н.М. Коломенец // Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью. М. 2002. 96 с.

2. Шкатова Е.Ю. Организация гастро-школы как путь повышения эффективности лечения больных с торпидным течением язвенной болезни / Е.Ю. Шкатова, Г.М. Злобина, Л.Ф. Молчанова //Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. 2004. № 2-3. С. 170-171.

3. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Т. 1. 312 с.

4. Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение. / Учебник. М.: Медицина, 2002. 416 с.

5. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие / сост. В.В. Гунчев [и др.]. Ижевск. 2008. 324 с.

6. Кириллова Е.В. Клиническая эффективность некоторых зубных паст, принадлежащих к разным ценовым категориям. //Клиническая стоматология. 2006. № 1/37. С. 64-67.

7. Оценка органических и функциональных изменений органов полости рта у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки /М.В. Мосеева [и др.] // Сочетанные гастроэнтерологические заболевания. Взаимосвязанные поражения органов ротовой полости и органов пищеварения: Труды 27 конференции. Смоленск - Москва. 1999. С. 176-179.

8. Федоров Ю.А. Сравнительная оценка лечебно-профилактического действия некоторых зубных паст. //Стоматология детского возраста и профилактика. 2002. № 1-2. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.