Научная статья на тему 'Опыт организации школьных перевозок специализированным пассажирским транспортом в Российской Федерации'

Опыт организации школьных перевозок специализированным пассажирским транспортом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
868
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОБУСОВ / СТАТИСТИКА / МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АВТОБУСОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашутина Надежда Анатольевна

В статье рассматриваются главные структурные составляющие школьных перевозок в Российской Федерации, такие как конструктивные особенности транспорта и законодательная база. В работе приведен подробный анализ современного состояния парка автобусов для перевозок детей. Статья представляет интерес для ученых, занимающихся вопросами пассажирских школьных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашутина Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации школьных перевозок специализированным пассажирским транспортом в Российской Федерации»

УДК 629

Пашутина Надежда Анатольевна

аспирант.

nadinanika@rambler.ru Nadezhda A. Pashutina

Graduate student. nadinanika@rambler.ru

Опыт организации школьных перевозок специализированным пассажирским транспортом в Российской Федерации

Experience of organization school transportation specialized passenger transport in the Russian Federation

Аннотация. В статье рассматриваются главные структурные составляющие школьных перевозок в Российской Федерации, такие как конструктивные особенности транспорта и законодательная база. В работе приведен подробный анализ современного состояния парка автобусов для перевозок детей. Статья представляет интерес для ученых, занимающихся вопросами пассажирских школьных перевозок.

Ключевые слова: школьные перевозки, пассажирские перевозки, нормативные документы, конструктивные особенности автобусов, статистика, модельный ряд автобусов, Федеральный Закон, школьники.

Annotation: The article deals with the main structural components of school transport in the Russian Federation, such as the design features of transport and the legislative framework. The paper gives a detailed analysis of the current state of the bus fleet for transportation of children. The article is of interest to scientists involved in passenger traffic school.

Keywords: School transportation, passenger transportation, regulatory documents, structural features of buses, statistics, range of buses, Federal Law, students.

Современная тенденция увеличения подвижного состава автотранспортных средств в мировом масштабе обусловлена процессами социально-экономического характера: глобализацией, интеграцией, мобильностью, диверсификацией. Необходимость контроля над передвижением и строгих связей наиболее четко просматривается на пассажирских транспортных перевозках. Процессы глобализации на транспорте порождает функциональное развитие логистических систем, как в международном масштабе, так и в пределах отдельно взятой страны. Активное внедрение систем спутникового слежения, реализуемое на двух основных модулях - американских спутников GPS и российских спутников ГЛОНАСС - позволяет эффективно моделировать маршруты движения пассажирских транспортных средств. Однако, естественный прирост подвижного состава приводит к повышению дорожно-транспортных происшествий в мировом масштабе. Согласно «Всемирному докладу о предупреждении

дорожно-транспортного травматизма 2013 года» [1], смертность в результате ДТП составляет 1,24 млн. человек в год, наивысшие показатели зафиксированы в Африке. На каждого человека, который умирает в дорожной аварии, приходится 20 травмированных. 1 из 20 пострадавших остается инвалидом. Анализ аварийности на лицензируемом пассажирском автотранспорте в Российской Федерации за 11 месяцев 2012 года по данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России показал, что совершено 187098 ДТП, в которых погибло 25695 и ранено 237471 человек. По вине водителей лицензируемого пассажирского автотранспорта за 11 месяцев 2012 г. совершено 2140 ДТП, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 12,8%. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами является нарушение водителями Правил дорожного движения. Наиболее трагичными представляются дорожные происшествия с участием школьных автобусов, в результате которых страдают дети. В России за период 2006-2009 годов зафиксировано 10 происшествий [2]. Такие показатели обусловлены не безопасностью и маршрутизацией перевозок детей, а недостаточными статистическими данными.

Проблематика школьного транспорта для России является сравнительно молодой. Президентская программа «Сельский школьный автобус» в рамках национального проекта «Образование» была создана в 2001 году. Для России особенность использования школьного транспорта заключается в возможности его аренды для мероприятий «одного дня». Заказать российский школьный автобус можно для различных видов трансфера, экскурсий, перевозки детей в лечебные учреждения и т. п. Таким образом, в России этот вид транспорта рассматривается более как обобщенно детский, а не узко специализированный со школьной ориентацией. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития российского транспортного комплекса является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг. Эта необходимость стала одним из основных стимулов к внедрению IT-технологий и модернизации, оптимизации на пассажирском автотранспорте, в том числе школьных перевозках [3]. Как показывает мировой опыт, куда целесообразнее доставлять детей в школу, чем строить множество мелких школ, которые, к тому же, не будут обеспечивать качественного образования.

В России существует 12 модификаций автобусов для перевозки детей, получивших одобрение типа транспортного средства и соответствующих ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» [4]: HYUNDAI COUNTY Школьный, Школьные автобусы ISUZU-АТАМАН, Школьный микроавтобус на базе IVECO DAILY, Школьный автобус класса В на базе фургона IVECO DAILY 50C15VH, Школьные автобусы Mercedes-Benz, ПАЗ-32053-70, ПАЗ-32053-77, ПАЗ-4234-70, ПАЗ-320370-08, ПАЗ-320470-03, КАвЗ-4238-05, ЛиАЗ-525626-20. Несколько моделей заслуживают подробного рассмотрения из-за их конструктивных особенностей.

Школьный автобус ЛиАЗ-525626-20 - это новая модель автобуса, разработанная Ликинским автобусным заводом и впервые продемонстрированная на Всероссийском форуме «Образовательная среда 2008». Он относится к автобу-

сам большого класса: вместимость составляет 42 посадочных места, из них два - для взрослых сопровождающих. В первую очередь школьный ЛиАЗ предназначен для школ Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов [5].

Школьный автобус для перевозки детей Hyundai County Школьный производится на базе Hyundai County Long. В его конструкции был реализован ряд конструктивных усовершенствований: установлены система ограничения скорости до 60 км/ч, устройство блокировки движения при открытой двери, ремни безопасности для каждого пассажира, поручни на спинках сидений и подлокотники, глухие окна. Также была изменена компоновка сидений внутри салона: в автобусе есть 18 мест для детей и 1 место для воспитателя [6].

Экспериментальный школьный автобус изготовило ООО «Хорс-А» в Барнауле как опытный образец школьного малогабаритного автобуса с карбюраторным двигателем экологического класса Евро-4. В школьном автобусе предусмотрено 22 места для сидения. В настоящее время новая модель проходит процедуру сертификации [7].

Основной особенностью российской школьной автобусной промышленности являются отсутствие на территории РФ специализированных заводов по производству школьных автобусов, что является результатом несовершенства и молодости инфраструктуры школьного автобусного транспорта. Следствием этого представляются видимые различия в разработке и внедрении систем безопасности, комфортабельности и вместимости в сравнении с аналогичным опытом школьных перевозок за рубежом.

Законодательные и нормативные акты в сфере школьных пассажирских перевозок регламентируют не только необходимый набор конструкционных особенностей для перевозки детей, но и остальные составляющие системы ВАДС. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает «основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в целом: при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей (статья 15); при эксплуатации транспортных средств (статья 16); при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18); при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20)» [8].

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), определяет «основные требования к юридическим организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя органи-

зации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации» [9] и т.д.

Законодательство предусматривает возможность организации образовательным учреждением регулярной перевозки специального назначения при соблюдении следующих условий:

1. Передача соответствующим решением учредителя в оперативное управление образовательному учреждению автобуса (источника повышенной опасности), соответствующего требованиям ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 39 Закона РФ "Об образовании").

2. Закрепление в уставе образовательного учреждения в части структуры финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения при использовании имущества, закрепленного за образовательным учреждением, деятельности по организации регулярной перевозки специального назначения (подпункт 6а пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об образовании").

3. Получение образовательным учреждением лицензии на осуществление пассажирских перевозок и лицензионной карточки на автотранспортное средство (Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402) (с изменениями от 3 октября 2002 г.). Несмотря на серьезную законодательную основу и маршрутизацию пассажирских школьных перевозок, в России автобусы для перевозки детей движутся в общем потоке автомобилей по Правилам Дорожного Движения РФ. Что касается знаков, то ими оборудованы только сами автобусы, что должно вызывать повышенное внимание и осторожность остальных участников движения. Проблема этого сектора состоит в отсутствии культуры вождения среди участников движения по отношению к школьному транспорту; выделения полос движения для автобусов,

перевозящих школьников; оборудования остановок школьного автобуса знаками «Остановка школьного транспорта» и проведения семинарских занятий с детьми и родителями. Проанализировать весь комплекс школьных перевозок в системе «ВАДС» можно из рисунка 1.

Рисунок 1 - Характеристика системы школьных перевозок в Российской

Федерации

В РФ поставка автобусов для сельских школ в рамках позволила улучшить условия обучения путем ежедневной транспортировки в общеобразовательные школы для 136 тысяч школьников [4]. Внедрение полученных знаний и опыта, исследования на базе других стран, адаптация к российским условиям -прерогативные направления деятельности. Это касается не только конструкции, но и всего комплекса школьных перевозок. Российская Федерация имеет материальный, исследовательский, производственный, человеческий ресурс для развития этого вопроса. Правовое общество невозможно в своем существовании без пристального внимания к детской проблематике, в частности получения школьниками качественного и полного общеобразовательного образования путем доставки молодых граждан в школьные учреждения.

Литература:

1. Global Status Report on road safety 2013 world health organization [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/BSIGroupThailand/global-status-report-on-road-safety-2013-who

2. Статистика ДТП // Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html

3. «ТрансРоссия» - инновации в транспорте // Коммерсант.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2167978

4. ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/90/9046.shtml

5. Автобус ЛиАЗ-525626-20 // ЯрКамп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buspiter.ru/catalog/avtobusy-gruppy-gaz/avtobusy-liaz/liaz_525626_20-shkolnyjj-_dizelnyjj.html

6. Hyundai County Школьный // Тагаз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tagaz.ru/buses/school_bus

7. Nastevia школьный //Хорс-а [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hors-a. ru/index.php

8. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156600/

9. Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBs

OFiAA&url=http%3A%2F%2Fultrud.ru%2Fupload%2F*%2FPrMinTransN27_09_ 03 _1995.rtf&ei =Z0OcU7n TDer8ygPi-68911936, d.bGQ&cad=rjt

Literature:

1. Global Status Report on road safety in 2013 world health organization [electronic resource]. - Mode of access: http://www.slideshare.net/BSIGroupThailand/global-status-report-on-road-safety-2013-who

2. Statistics Accident / / Affirmative motorist [electronic resource]. - Mode of access: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html

3. "TransRussia" - Innovations in transport / / Kommersant.ru [electronic resource]. - Mode of access: http://www.kommersant.ru/doc/2167978

4. GOST 51160-98 "buses to transport children. Technical requirements "[electronic resource]. - Mode of access: http://vsegost.com/Catalog/90/9046.shtml

5. LiAZ Bus-525626-20 / / YarKamp [electronic resource]. - Mode of access: http://www.buspiter.ru/catalog/avtobusy-gruppy-gaz/avtobusy-liaz/liaz_525626_20-shkolnyjj-dizelnyjj. html

6. Hyundai County School / / Tagaz [electronic resource]. - Mode of access: http://www. tagaz. ru/buses/school_bus

7. Nastevia school / / Horse and [electronic resource]. - Mode of access: http://hors-a. ru/index.php

8. Federal Law of 10.12.1995 N196-FZ (as amended on 28.12.2013) "On the Road Safety" [electronic resource]. - Mode of access: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_156600/

9. Regulation on road safety in enterprises, institutions and organizations engaged in the carriage of passengers and goods [electronic resource]. - Mode of access:

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBs 0F]AA&url=http%3A%2F%2Fultrud.ru%2Fupload%2F*%2FPrMinTransN27_09_ 03 _1995.rtf&ei =Z00cU7n TDer8ygPi-68911936, d.bGQ&cad=rjt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.