Результаты всех телекоммуникационных проектов творческой группой учителей были оформлены в «Электронную копилку» и легли в основу разработанного методического пособия по развитию социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов [3].
Результаты контрольного диагностирования подтвердили эффективность функционально-содержательной модели развития социальной и гражданской компетентности учащихся старших классов на основе использования практико-ориентированных телекоммуникационных проектов. Педагогическим коллективом школы разработаны методические рекомендации по использованию воспитательного потенциала телекоммуникационных проектов в организации соответствующего возрастным особенностям старшеклассников участия в политической и социальной сферах жизни местного сообщества и, в целом, украинского государства. Временными творческими коллективами педагогов школы собран диагностический инструментарий для мониторинга уровня развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников, разработана модель методической работы по подготовке пе-
дагогов к использованию телекоммуникационных проектов в формировании исследуемых феноменов.
Библиографический список
1. Косилова Е.И. Гражданское общество и государство: модели взаимоотношений // Политологический вестник. - 2006. - Вып. 22 - С. 90-100.
2. Назаренко Г.А. Теоретические основы воспитания культуры демократизма учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. - Черкассы: ЧОИПОПР, 2012. - 120 с.
3. Опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yenakieve-nvk2.edukit.dn.ua/ eksperimentaljna_robota/ (дата обращения: 30.04.2014).
4. Рябов С.Г. Политические представления как компонент содержания современной политической культуры / под ред. И.В. Жадан. - К.: Саммит-книга, 2007. - С. 183-202.
5. Чувардынский А.Г. Гражданское общество в Украине: становление, функционирование, перспективы развития. - Нежин, 2006. - 276 с.
УДК 378; 37
Аванесова Елена Борисовна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА
В настоящей статье описан опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона. Особое внимание уделено рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.
Ключевые понятия: воспитание, общественная активность, социальная среда, студент.
Общественная активность является средством развития общества, определяет содержание общественных, общественно-властных отношений, влияет на процессы демократизации в государстве и в целом выступает ведущим фактором общественного благополучия.
В современной России воспитание общественной активности студенческой молодежи в условиях социальной среды осуществляется посредством включения ее в деятельность различных социальных институтов, к которым относятся образовательные организации, учреждения дополнительного образования, молодежные общественные организации и объединения, молодежные совещательные органы, действующие при исполнительных и законодательных органах власти.
С учетом разворачивающихся в последнее время политических событий, участие молодежи в деятель-
ности общественных организаций и молодежных совещательных органов приобретает особую актуальность, именно поэтому в нашем исследовании мы уделим особое внимание рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.
В нашей стране деятельность общественных объединений регламентирована следующими федеральными законами: «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товариществах собственников жилья», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях» и другими актами.
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Аванесова Е.Б., 2014
Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды..,
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На территории Костромской области в настоящее время действует порядка 300 формальных и неформальных детских и молодежных общественных организаций и объединений. Координацию работы с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями осуществляет департамент образования и науки Костромской области.
В соответствии с законом Костромской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Костромской области» исполнительными органами государственной власти Костромской области меры государственной поддержки оказываются молодежным и детским объединениям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Костромской области и осуществляющим свою деятельность на территории Костромской области не менее трех месяцев с момента их государственной регистрации. К таким мерам поддержки относятся: поддержка проектов (программ) таких объединений, оказание содействия в реализации проектов (программ), победивших на конкурсе, информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских общественных объединений.
Департаментом образования и науки Костромской области ведется региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой в который в настоящее время входит 14 детских и молодежных общественных организаций.
В целях обеспечения взаимодействия между исполнительными органами государственной власти области, общественными объединениями и другими организациями в вопросах реализации государственной молодежной политики на территории Костромской области с 2012 года создан и действует Координационный комитет по молодежной политике при губернаторе Костромской области, постоянной рабочей группой которого является Совет детских и молодежных общественных организаций и объединений.
Деятельность Координационного комитета регламентирована постановлением губернатора Костромской области от 29 декабря 2012 г. №2 307 «О координационном комитете по молодежной политике при губернаторе Костромской области».
В состав Координационного комитета входят 44 человека, представляющие: общероссийские об-
щественные организации, общественные организации Костромской области, общественные организации, молодежные советы, действующие в 15 муниципальных образованиях области (г. Кострома, Буй, Галич, Шарья, Нея и Нейский район, Буйский, Кадыйский, Костромской, Чухломской, Вохомский Парфеньевский, Кологривский, Шарьинский, Красносельский, Макарьевский муниципальные районы). Возглавляет работу Координационного комитета - губернатор Костромской области Сергей Константинович Ситников. Работой Совета детских и молодежных общественных организаций и объединений Костромской области руководит заместитель председателя Координационного комитета, помощник губернатора на общественных началах Сергей Андреевич Фадеев.
В 2013 году члены Координационного комитета при взаимодействии с департаментом образования и науки Костромской области стали организаторами профильных смен молодежного форума «Патриот»; участвовали в проведении эстафеты олимпийского огня в Костромской области; вошли в состав конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов на соискание государственных и областных премий для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации подпроекта «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» на территории Костромской области.
В рамках работы Совета детских и молодежных общественных организаций и объединений Костромской области ежемесячно проводятся рабочие совещания, на которых рассматриваются вопросы по следующим направлениям: организация и проведение совместных мероприятий, мероприятий, организованных представителями Координационного комитета; представительство Костромской области на межрегиональных, окружных и всероссийских мероприятиях, координационных совещательных органах; организация работы региональных представительств проектов Федерального агентства по делам молодежи.
На территории Костромской области созданы и действуют 9 представительств проектов Федерального агентства по делам молодежи: «ВСЕ ДОМА», «Беги за мной», «Ассоциация молодежных правительств», «Зворыкинский проект», «Ты -предприниматель», «Технология добра», «Команда 2018», «АРТ-Квадрат», «Наша общая победа».
С 2008 года в Костромской области осуществляется работа молодежных совещательных органов, действующих при исполнительных и законодательных органах власти.
В соответствии с законом Костромской области от 21 октября 2010 г. № 675-4-ЗКО «О молодёжной политике в Костромской области» молодые граждане участвуют в формировании и реализации молодёжной политики: непосредственно, через
молодёжные общественные объединения, через молодёжное правительство, общественную молодёжную палату, совещательные органы, образуемые органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления.
В целях изучения проблем молодежи Костромской области, поддержки созидательной, гражданской активности молодежи, а также в целях приобщения молодых активистов к парламентской деятельности в 2008 году при Костромской областной Думе создана общественная молодежная палата.
Деятельность общественной молодежной палаты при Костромской областной Думе регламентирована постановлением Костромской областной Думы от 21 февраля 2008 г. №2 2607 «Об общественной молодежной палате при Костромской областной Думе».
Первый состав Молодежной палаты работал в течение 2-х лет и прекратил свои полномочия в связи с прекращением полномочий Костромской областной Думы 4 созыва. 17 марта 2011 года постановлением Костромской областной Думы утвержден новый состав Молодежной палаты, который осуществляет свою деятельность в течение 5 лет, до окончания срока полномочий Костромской областной Думы 5 созыва.
В состав Молодежной палаты вошли 15 человек: представители от молодежных советов муниципальных образований, общественных молодежных организаций, студенческих советов.
С целью увеличения уровня правовой грамотности в молодежной среде с 2012 года общественной молодежной палатой при Костромской областной Думе реализуется Комплексная программа развития правовой грамотности среди молодежи «Территория закона», которая включает 5 подпрограмм: «Азбука права», «Парламентский урок», «Открытое правительство», «Скорая правовая помощь», «Имеешь право».
7 декабря 2013 года организована Конференция представителей консультативно-совещательных структур Костромской области. В рамках Конференции состоялось пленарное заседание на тему: «Перспективы развития молодежного парламентского движения в Костромской области», проведено обсуждение проекта федеральной Стратегии развития молодежной политики в РФ, организовано заседание руководителей консультативно-совещательных структур, работа альтернативных образовательных секций по документообороту и СМИ, а так же прошла работа Аллеи проектов.
С целью оказания содействия созданию механизма подготовки «кадрового резерва» для органов местного самоуправления членами общественной молодежной палаты при Костромской областной Думе в течение 2013 года велась активная работа по созданию консультативно-совещательных структур, а так же повышению эффективности их
работы за счет проведения выездных образовательных сессий. Разработана многоуровневая образовательная программа для членов консультативно-совещательных структур области.
В рамках поддержки общественной молодежной инициативы в 2013 году общественной молодежной палатой при Костромской областной Думе подписаны договора о совместной работе в сфере реализации молодежной политики с такими формированиями как Костромская областная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», Торгово-промышленная палата Костромской области, Костромская областная общественная молодежная организации инвалидов «Белый дельфин», Костромское региональное отделение Ассамблеи народов России, также с Уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Костромской области;
С 2008 года на территории региона действует молодежное правительство Костромской области. С 2008 по 2013 годы было сформировано 5 его созывов, срок действия полномочий которых составлял от 3 месяцев до 1 года. Состав молодежного правительства пятого созыва утвержден распоряжением губернатора Костромской области от 8 мая 2013 года № 334-р «О структуре и составе Молодежного правительства Костромской области».
В структуру Молодежного правительства Костромской области входят 6 профильных министерств, работающие по направлениям: здравоохранение и социальная защита населения; образование, наука и молодежная политика; культура; агропромышленный комплекс; топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство; развитие муниципальных образований.
Количественный состав участников молодежного правительства Костромской области составляет 26 человек, представляющих детские и молодежные общественные организации и объединения Костромской области, профсоюзные организации студентов образовательных организаций высшего образования.
Основными направлениями работы молодежного правительства Костромской области пятого созыва стали: реализация проектов министерств; участие в организации областных мероприятий; участие в межрегиональных и всероссийских мероприятиях.
За время работы молодые министры приняли участие в организации областных мероприятий, в том числе областного фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна - 2013», регионального этапа I Всероссийского конкурса «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства», профильных смен молодежного форума «Патриот», эстафеты олимпийского огня в Костромской области.
Члены молодежного правительства представляли Костромскую область и занимали первые места
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды..
на всероссийских конкурсах: «МУЗАРТЕРИЯ -2013», молодежных проектов, «Лучший молодой работник в сфере ЖКХ и строительства» (окружной этап). Участвовали в мероприятиях: Всероссийский съезд молодежных правительств, Всероссийский молодежный форум «Мы - россияне», Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер». Выступали соорганизаторами таких мероприятий как региональный этап Всероссийского молодежного забега совместно с региональным отделением всероссийского проекта «Беги за мной», субботников совместно с региональным отделением всероссийской экологической организации «ЭКА». На базе Молодежного комплекса «Пале» проводили лекционные и практические занятия в «Школе волонтёров».
В целях проведения совместных координационных совещаний, круглых столов, семинаров, конференций по актуальным вопросам, касающихся защиты прав детей и молодежи между Молодежным правительством Костромской области и Костромской региональной общественной организацией по борьбе с наркоманией среди несовершеннолетних «Детство без наркотиков» 20 февраля 2014 года подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
В настоящее время Молодежным правительством планируется подписание соглашения Костромской области и региональным отделением Всероссийского движения «ЭКА» для совместного проведения экологических и гражданско-патриоти-ческих акций для детей и молодежи Костромской области, создания и организации работы волонтерских экологических отрядов.
В рамках деятельности молодежного правительства Костромской области пятого созыва реализо-вывалось 19 проектов. Наиболее успешное развитие получили проектные инициативы: «Интегрированный фестиваль художественного творчества молодых инвалидов «Вместе мы сможем больше», посвященный 25-летию Всероссийского общества инвалидов», «Формирование единого толерантного пространства для лиц с инвалидностью в муниципальных образованиях Костромской области». Члены молодежного правительства принимали участие в реализации интерактивного проекта комитета по физической культуре Костромской области «Добежим до Сочи», совместного проекта «Подари жизнь дереву» с Костромским отделением межрегиональной общественной экологической организации «ЭКА», «Школы лидеров Всероссийского общества инвалидов», «Программы развития клуба «АКТИВ», «Молодежного движения флешмо-беров «Улицы», «Организации деятельности Костромского регионального отделения проекта «ВСЕ
ДОМА», проектов: «Туристско-рекреационный комплекс «Костромская казачья застава», «Создание предприятия по машинно-технологическому обслуживанию малых форм хозяйствования в сельской местности», «Муниципальный менеджер 2.0: сторонник эффективных решений».
Анализируя опыт деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных организаций и объединений, действующих на территории Костромской области, необходимо отметить, что:
- в деятельности данных организаций и объединений преимущественно участвует молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, обучающаяся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Костромской области;
- молодежь участвует в указанной деятельности на общественных началах, исходя из личных побуждений, не получая взамен материального поощрения;
- проекты, реализуемые молодежью в рамках молодежных общественных организаций и объединений, молодежных совещательных органов, имеют практическое применение, реализуются на территории нашего региона и поддерживаются на уровне не только образовательных организаций, но исполнительных и законодательных органов государственной власти.
Таким образом, молодежь, участвующая в деятельности молодежных общественных организаций и объединений, а также молодежных совещательных органов приобретает уникальный опыт взаимодействия с различными социальными институтами, развивает свои коммуникативные, профессиональные навыки. Все это, в конечном счете, не только повышает уровень общественной активности, но и обеспечивает успешную социализацию молодого человека. Однако с каждым годом усиливается проблема создания условий и формирования особой мотивации, способствующей приобщению молодежи к занятию общественной деятельностью.
Библиографический список
1. РожковМ.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
2. Саврасова-В'юн Т.О. Науковi тдходи вивчен-ня феномену громадьско! активносл // Вшник Чернтвського державного педагопчного ушверситету iменi Т.Г. Шевченко: зб. наук. праць: у 2 т. (Серiя «Психолопчш науки»). - Черншв: ЧДПУ, 2009. - Вип. 74. - Т. 2.