Перспективы Науки и Образования. 2017. 5 (29)
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 50-52. УДК 37.02
Т.К.ЗОЛОТАРЁВА
Опыт организации интеллектуальном образовательной среды на уроках технологии в общеобразовательной школе
Показано, что создание интеллектуальной образовательной среды, реализованной в виде прикладного программного обеспечения вызывает у учащихся большой интерес к предмету, а возможность заинтересовать каждого учащегося за счет усложнения или упрощения объекта изучения, позволяет развить творческие способности и при этом оптимизировать образовательный процесс.
Ключевые слова: образовательная среда, интеллект, общеобразовательная школа, уроки технологии
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 50-52.
T.K.ZOLOTAREVA
The experience of the intellectual organization of the educational environment in the classroom technology in secondary school
It is shown that the creation of intellectual educational environment that is implemented in the application software causes the students have a great interest in the subject, and the ability to motivate each student at the expense of complicating or simplifying the object of study, allows to develop creative abilities and thus to optimize the educational process.
Keywords: educational environment, intelligence, secondary school, technology lessons
£оль образовательной среды в развитии личности её субъектов неоднократно подчеркивалась в трудах Астанина С.В., чик В.М., Попова Д.И., Кузьмицкого А.А., Воронковой И.В., Слепцова А.Ф., Слепцовой М.В. [1,3,5]. В настоящее время внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий приводит к качественным изменениям в структуре образовательной среды общеобразовательной школы и изменению функционального назначения её элементов. Роль учителя как источника знаний нивелируется, всё большее место в образовательном процессе в этом качестве занимает вычислительная техника и создаваемые на её основе базы данных различного назначения.
Однако такой подход к образовательному процессу не позволяет его индивидуализировать, адаптировать под потребности конкретного учащегося, оптимизировать по временным и иным влияющим на качество образования параметрам [2].
Одним из вариантов решения указанной проблемы является интеллектуализация образовательной среды, позволяющая адаптировать её под параметры конкретного учащегося и обеспечить достижение им поставленной образовательной цели оптимальным путём [6-12].
В рамках проводимого нами исследования в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах был поставлен эксперимент по организации интеллектуальной образовательной среды на уроках технологии в общеобразовательной школе. Контрольную группу составлял 7 «А» класс. Для остальных 7-х классов нами была предложена образовательная среда, направленная на самостоятельное получение учащимися знаний и практических навыков изготовления швейных изделий. Для разных типов швейных изделий нами была разработана диаграмма Хассе, включающая в себя в зависимости от сложности его изготовления от 6 до 11 эталонных входных ситуаций, 1 целевую эталонную ситуацию и от 23 до 57 промежуточных эталонных ситуаций, разделённых на уровни
Перспективы Науки и Образования. 2017. 5 (29)
и подуровни [13-15]. Промежуточные эталонные ситуации группы уровня содержали в себе только общую постановку задачи, типа: следующая технологическая операция - пришить карман. Промежуточные эталонные ситуации группы подуровней конкретизировали задачу: место расположения кармана, количество швов, применяемое оборудование и расходные материалы и т.д. Каждый учащийся описывался уникальной текущей ситуацией. Интеллектуализация среды реализована посредством введения коэффициента нечеткого равенства между текущей ситуации учащегося и одной из промежуточных эталонных ситуаций. В зависимости от скорости прохождения учащимся промежуточных эталонных ситуаций нижнего уровня и правильности выполнения технологических операций, коэффициент нечеткого равенства изменялся на шкале от 0 до 1 и зависимости от полученного значения учащийся получал рекомендацию для перехода к одной из эталонных ситуаций следующего уровня группы уровня или подуровня. Таким образом определялся оптимальный для конкретного учащегося путь изучения изготовления швейных изделий. Алгоритм работы был реализован в виде программного обеспечения (презентации) для персонального компьютера [4].
Нами получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы. Создание интеллектуальной образовательной среды, реализованной в виде прикладного программного обеспечения вызывает у учащихся большой интерес к предмету, а возможность заинтересовать каждого учащегося за счет усложнения или упрощения объекта изучения, позволяет развить творческие способности и при этом оптимизировать образовательный процесс в первую очередь по временным показателям. В то же время на уровне 7 класса общеобразовательной школы не более 3,2% учащихся могут самостоятельно поставить и описать образовательную цель проводимых занятий (с помощью родителей до 12,8 % участвовавших) и, соответственно, воспользоваться в полной мере возможностями интеллектуальной образовательной среды. Остальные учащиеся предпочитают действовать по шаблону и в этом плане учебные занятия практически ничем не отличаются от классической формы их проведения.
Статья подготовлена к публикации под руководством доцента кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежского государственного педагогического университета М. В. Слепцовой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астанин С.В., Курейчик В.М., Попов Д.И., Кузьмицкий А.А. Интеллектуальная образовательная среда дистанционного обучения // Новости искусственного интеллекта. 2003. №1. с. 7-14.
2. Вишняков Ю.М., Родзин С.И. Проблемы интеграции интеллектуальных гипермедийных обучающих сред в виртуальные образовательные структуры // Новости искусственного интеллекта. 2000. №3. с. 89-101.
3. Воронкова И.В. Образовательная среда как условие развития интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер подростка // Образование и саморазвитие. 2010. Т.3. №19. с.43-49.
4. Паламарчук А.В., Слепцова М.В. Некоторые аспекты использования информационных ресурсов в предметной области «Технология» // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №1-1. с. 54-57.
5. Слепцов А.Ф., Слепцова М.В. Интеллектуальная образовательная среда: теоретические подходы и возможности реализации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. №5 (61). с.70-88.
6. Слепцова М.В. Актуальные вопросы целеполагания при изучении учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т.7. №1 (26) с.138.
7. Слепцова М.В. Инновационный подход к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №12(44). с.84-102.
8. Слепцова М.В. Компетентностный подход к организации учебного процесса профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6. №3. с.408-413.
9. Слепцова М.В. Направление модернизации учебного предмета «Технология» // European Social Science Journal» Journal. 2013. №9-3 (36). с.144-150.
10. Слепцова М.В. Некоторые аспекты реализации концепции непрерывного технологического образования // Открытое и дистанционное образование. 2015г. Т.3. №3(59). с. 39-46.
11. Слепцова М.В. Новое направление развития учебного предмета «Технология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №33. с. 33-41.
12. Слепцова М.В. Определение целей педагогического процесса профессиональной подготовки в условиях перехода к компетентностной парадигме образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6. №2. с.221-227.
13. Слепцова М.В. Ситуационная модель педагогического процесса // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №4. (39). с.149-152.
14. Слепцова М.В. Теоретические основы построения универсальной модели педагогического процесса // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25) с.24.
15. Слепцова М.В. Универсальная модель педагогического процесса // Мир науки. 2014. №3 с.26.
REFERENCES
1. Astanin S. V., kureychik V. M., Popov D. I., Kuzmitsky, A. A., Intelligent educational environment of distance learning // Artificial intelligence news. 2003. No. 1. P. 7-14.
2. Vishnyakov Y. M., Rodzin S. I. Problems of integration of intelligent hypermedia learning environments in virtual educational structure // News of artificial intelligence. 2000. No. 3. p. 89-101.
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
3. Voronkova V. I. Educational environment as condition of development of intellectual and motivational-emotional sphere of a teenager // Education and self-development. 2010. Vol. 3. No. 19. p. 43-49.
4. Palamarchuk A.V., Sleptsov M. V. Some aspects of the use of information resources in the subject area "Technology" // the New science: Theoretical and practical approaches. 2016. No. 1-1. p. 54-57.
5. Sleptsov, A. F., M. V. Sleptsova Intelligent educational environment: theoretical approaches and possibilities of implementation // Modern researches of social problems (electronic scientific journal). 2016. №5 (61). p. 70-88.
6. Sleptsova M. V. Topical issues of goal setting when exploring academic subject "Technology" in secondary school // Internet journal of the sociology of Science. 2015. Vol. 7. No. 1 (26) p. 138.
7. Sleptsova M. V. Innovative approach to teaching the school subject "Technology" in secondary school //Modern researches of social problems (electronic scientific journal). 2014. №12(44). p. 84-102.
8. Sleptsova M. V. Competence approach to organization of educational process of professional education // Professional education in the modern world. 2016. Vol. 6. No. 3. p. 408-413.
9. Sleptsova M. V. modernization of school subject "Technology" // European Social Science Journal" Journal. 2013. No. 9-3 (36). pp. 144-150.
10. Sleptsova M. V. Some aspects of the concept of continuing technological education // open and distance education. 2015. Vol. 3. No. 3(59). pp. 39-46.
11. Sleptsova M. V. a New direction of development of the subject "Technology" // Identity, family, and society: issues of pedagogy and psychology. 2013. No. 33. p. 33-41.
12. Sleptsova, M. V., Definition of the objectives of the pedagogical process of training in conditions of transition to competence paradigm of education // Professional education in the modern world. 2016. Vol. 6. No. 2. p. 221-227.
13. Sleptsova M. V. Situational model of the pedagogical process // Vestnik of Orel state University. Series: New humanitarian research. 2014. №4. (39). pp. 149-152.
14. Sleptsova M. V. Theoretical basis for the development of a universal model of the pedagogical process // Internet journal of the sociology of Science. 2014. No. 6 (25) p.24.
15. Sleptsova M. V. Universal model of the pedagogical process // science World. 2014. No. 3, p. 26.
Информация об авторе Золотарева Татьяна Константиновна
(Россия, Воронеж) Учитель МБОУ «Гимназия №1» E-mail: [email protected]
Information about the author
Zolotareva Tatyana Konstantinovna
(Russia, Voronezh) Teacher MBOU "Gymnasium №1" E-mail: [email protected]