Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.157-160
УДК 378 : 332.122(98)
Опыт организации и современные тенденции развития морского образования
Л.В. Геращенко
Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы
Аннотация. В статье приведен ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта организации морского образования. Определена необходимость реализации имеющегося потенциала российского морского образования. Предложен новый подход к морскому образованию в России как способу укрепления морского могущества государства.
Abstract. The paper contains retrospective analysis of Russian and foreign experience of maritime education management. The necessity to use the potential of Russian maritime education has been determined. Some new approach to maritime education in Russia as a way to strengthen marine power of the state has been proposed.
Ключевые слова: приморский регион, система морского хозяйства, морское образование, соуправление, конкурентные преимущества
Key words: coastal region, system of maritime economy, maritime education, governance, competitive advantages
1. Введение
Морское образование на современном этапе развития России приобретает все большую актуальность. В условиях глобализации, происходящей в мире, реализация потенциала системы морского образования представляется одним из важнейших направлений государственной деятельности по укреплению экономического могущества и сохранению присутствия в Мировом океане. На наш взгляд, данный, бесспорно высокий, потенциал в настоящее время не реализован.
В научной литературе вопросы морского образования рассматриваются преимущественно в контексте кадрового обеспечения морской деятельности; теоретические исследования проблем современного морского образования с учетом региональных особенностей отсутствуют. Именно поэтому нам представляется весьма значимым выявить в историческом опыте становления морского образования в России положительные тенденции и, с учетом имеющейся зарубежной практики его организации, рассмотреть возможности реализации потенциала. Целью нашей работы является представление нового подхода к морскому образованию в России как одному из способов укрепления морского могущества государства, а также определение путей решения имеющихся проблем с учетом региональных особенностей.
2. Роль морского образования в реализации национальной морской политики
В геополитической концепции "Sea Power" ("морское могущество" - англ.) главным фактором морской силы выступает использование морей и контроль над ними, поэтому решающее значение для страны имеет создание мощного морского флота (Мэхэн, 2002). К необходимым условиям морского могущества государства А.Т. Мэхэн относит склонность населения к занятиям морской деятельностью, а также стремление правительства принимать решения, позволяющие эффективно использовать объективные условия организации морской деятельности.
На современном этапе ведущей тенденцией государственной политики морских держав становится формирование океанической стратегии, нацеленной на освоение дальних просторов Мирового океана. В США это получило воплощение в принятии закона "Об океанах" и Океанического плана действий. В Канаде основы океанической политики изложены в "Законе об океанах" и получили развитие в утверждённой правительством Океанической стратегии. В основу современного механизма реализации океанической стратегии морских держав положен принцип соуправления (governance), суть которого состоит в значительном расширении состава субъектов океанического управления. Кроме органов государственной власти в него входят территориальные административные структуры на уровне регионов и муниципалитетов, отрасли и бизнес, гражданское общество в лице общественных организаций, природоохранных и иных неправительственных структур, научного сообщества, населения страны и прежде всего - прибрежных районов.
157
Геращенко Л.В. Опыт организации и современные тенденции...
Реализация принципа соуправления предполагает целый комплекс мер, который приведён в статье В.Д. Писарева (2007). Для нашего исследования интерес представляют следующие меры:
- укрепление партнерства между всеми сторонами, вовлеченными в выработку океанической политики и принятие решений по ее реализации;
- совершенствование системы научного и информационного обеспечения процессов соуправления в океанической сфере;
- внедрение океанической тематики в образовательные программы школ и вузов, целенаправленное содействие увеличению осведомленности общественности в отношении роли Мирового океана для страны.
История российского флота и тесно связанного с ней отечественного морского образования свидетельствуют об огромном вкладе нашего государства в исследование и освоение Мирового океана. Вместе с тем, в современной отечественной научной литературе отсутствует акцент на важном, на наш взгляд, постулате: могущество флота влияет на мировоззрение граждан.
Исследование на эту тему можно найти у русского морского историка Е.Н. Квашнина-Самарина, который в 1912 г. пытался доказать, что Россия в большей степени морское, нежели континентальное государство в силу укоренившихся в народе "морских идеалов". Рассматривая этапы становления морской силы в России, он определял мощь флота как некий положительный коэффициент, не только "увеличивающий количество могущества государства", но "меняющий формулу «власть, общество, территория»" (Квашнин-Самарин, 2007) - прежде всего, это изменение отношения общества к реализации "морской идеи", осознание положения своего государства в совершенно иных границах, не только территориальных, но и акваториальных.
Интересны в контексте нашего исследования также два документа, принятые в России в 1902 г. "Закон об изменении действующих правил о судоводителях на морских судах торгового флота" и "Положение о мореходных учебных заведениях" Министерства финансов, разработанные в целях развития внешнеэкономических связей России и расширения масштабов морской торговли, носили мобилизационный характер. Были не только созданы различные типы учебных заведений, но и разработан механизм их содержания за счёт средств государственной казны, Министерства финансов (по линии портовых сборов), земств, городских общественных управлений, сословий, частных обществ и отдельных лиц (Под флагом России..., 1995). Данный исторический опыт, на наш взгляд, весьма полезен для разработки современных методов организации морского образования, при этом следует подчеркнуть, что применение мобилизационных мер не противоречит принципам рыночной экономики и вполне эффективно для решения значимой для страны задачи.
В современных условиях глобализации могущество государства зависит от конкурентоспособности национальной экономики. В этой связи весьма современны и убедительны слова Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова о том, что морская мощь, по сути, означает его экономическую мощь, поскольку состоянием экономики "...в конечном счёте определяются все стороны жизни нашей страны, в том числе и её обороноспособность" (Горшков, 1979).
Мировой океан, открытый для хозяйственной деятельности всех стран, является ареной соперничества, доступность морского пространства de jure означает de facto, что оно доступно лишь тем, кто располагает необходимыми для освоения ресурсов океана технологиями. Поэтому в глобальной экономике морское образование становится ключевым фактором формирования конкурентных преимуществ экономики приморского региона.
Сегодня национальная морская политика Российской Федерации, согласно Морской доктрине РФ до 2020 г., состоит в определении государством и обществом целей, задач, направлений и способов достижения национальных интересов в Мировом океане и ориентирована на укрепление позиции России в качестве ведущей морской державы. Категория "морская державность" многоаспектна, в контексте нашего исследования она рассматривается как мировоззрение, основанное на осознании могущества своего государства и стремлении укреплять его мощь.
Формирование мировоззрения - важнейшая целевая функция образования. Именно поэтому, в интересах государства, общества, а также бизнеса в морской деятельности - эффективное использование потенциала системы морского образования как возможности утверждения в обществе ценностей и норм поведения, ориентирующих на занятия в сфере морской деятельности и участие в управлении. Выполнение этой задачи возможно лишь в рамках системы непрерывного морского образования, формируемой в регионе приморского типа, который является "месторазвитием" (термин введён Г. В. Вернадским) населения страны, исторически склонного к морской деятельности.
158
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.157-160
3. Морское образование и развитие приморского региона
Регион - понятие типологическое и выделяется из территории в соответствии с определенными целями и задачами (Гранберг, 2006). В связи с этим границы региона могут не совпадать с административно-территориальными границами. При выделении региона приморского типа главным критерием является определение районов тяготения к морской деятельности.
Выбор Арктического регионального направления национальной морской политики для нашего исследования обусловлен его особой важностью в обеспечении свободного выхода российского флота в Атлантику, наличием исключительной экономической зоны и континентального шельфа, ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также все возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития страны.
Для рационального размещения в регионе производительных сил, с учетом использования конкурентных преимуществ региональной экономики, ключевую роль играет регион Баренцева, Белого и Карского морей. Баренцево море считается уникальным, поскольку обладает высоким полиресурсным потенциалом, значительными запасами биологических и минеральных ресурсов, является важным в обеспечении национальной безопасности страны. В настоящее время облик региона Баренцева моря формируют отрасли и комплексы системы морского хозяйства практически по всем функциональным направлениям морской деятельности, поэтому развитие здесь системы морского образования со специализацией по всем видам морской деятельности представляется целесообразным.
С точки зрения развития образовательной инфраструктуры системы морского хозяйства, наиболее значимыми в этом регионе являются города Мурманск и Архангельск. Становление и развитие этих городов как центров морской промышленности на Севере неразрывно связано с морским образованием, начиная с открытия в начале XVIII в. в Архангельске Адмиралтейской школы и до создания современных лицеев, колледжей, университетов.
Учитывая тот факт, что российские арктические акватории являются частью мировой Арктики, целесообразно рассмотреть международный опыт развития морского образования, прежде всего в арктических государствах (США, Канада, Дания, Норвегия). Несомненный интерес представляют практика выделения специальных "морских грантов" (закон США "О земельных грантах" 1862 г.) для организации обучения на новых направлениях, в том числе связанных с освоением океанских технологий; используемые в Канаде формы вовлечения населения в сферу морской деятельности через создание гибких структур на базе университета.
Опыт организации морского образования в Норвегии представляет интерес особый: это пограничное государство, со сходными климатическими и природными условиями, географическим положением, морскими традициями. Развитие арктического побережья и формирование конкурентных преимущества системы морского хозяйства в Норвегии обеспечивается не только путём развития системы подготовки кадров со специализацией по всем направлениям морской деятельности, но и посредством создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей развитие океанских технологий. Океан является одним из приоритетов норвежской инновационной политики, реализуемой через обширные научные исследования и образовательные программы, поэтому развитие морского образования нацелено на укрепление позиции страны как лидера в исследовании морских экосистем и обеспечении научной основы для эффективного управления морскими ресурсами (Marine..., 2010). В качестве примера можно привести практику организации Свальбардского международного университета (университетский центр UNIS), который образован путём интеграции ресурсов университетов Осло, Бергена, Тромсё и Норвежского университета науки и техники в Тронхейме. Географическое расположение вуза на острове Шпицберген позволяет использовать окружающую природу в качестве природной лаборатории, чем определяет совершенную уникальность учебного заведения.
С позиции устойчивости и эффективности интеграционных связей подобный опыт организации морского образования нам представляется весьма полезным при решении вопросов о размещении производительных сил в регионе российской Западной Арктики. Кроме того, распространённый в отечественной практике механизм интеграции (центры, комплексы, ассоциации и др.) без объединения финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов представляется недостаточно эффективным и нуждается в усовершенствовании.
4. Заключение
Организация морского образования в России, как свидетельствует отечественный опыт в исторической ретроспективе, всегда являлась задачей государственной. Сегодня, в эпоху глобализации, развитие и совершенствование системы морского образования представляется одним из важнейших направлений государственной деятельности.
159
Геращенко Л.В. Опыт организации и современные тенденции...
Решение проблем морского образования только в контексте кадрового обеспечения соответствующей отрасли экономики нам видится недостаточно результативным. Реализация имеющегося потенциала российского морского образования и его дальнейшее развитие возможно на основе формирования мировоззрения, основанного на осознании могущества своего государства и стремлении укреплять его мощь.
Современные тенденции развития морского образования связаны не только с повышением его роли в кадровом обеспечении морского хозяйства. Весьма важным становится использование потенциала морского образования, консолидация усилий общества, государства, бизнеса для развития морской деятельности, формирования конкурентных преимуществ системы морского хозяйства. В отечественной практике эти тенденции пока слабо проявляются в силу отсутствия организационно-экономического механизма их реализации. Разработку данного механизма, на наш взгляд, целесообразно проводить в рамках региональной экономики, предметом изучения которой является рациональное размещение производительных сил, исследование региона в единстве континентальной и морской составляющих экономического пространства.
Литература
Marine studies in Norway. 2010. URL: http://www.study in norway.no.
Горшков С.Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, с.14, 1979.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., Изд. дом ГУВШЭ, с.16, 2006.
Квашнин-Самарин Е.Н. Морская идея в Русской земле. Сб.: Россия морей. Сост. и общ. ред.
В.К. Лобачева. М., Ин-т Ди-Дик, с.192, 2007.
Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю. М.-СПб., Тегга Fantastica, 636 с., 2002.
Писарев В.Д. Океаническое соуправление и политика США. "США-Канада", № 2, с.20, 2007.
Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. Под ред. Пузырева В.П., Скугарева В.Д. М., Согласие, с.230, 1995.
160