Научная статья на тему 'Опыт организации и особенности инженерного обеспечения сил Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг'

Опыт организации и особенности инженерного обеспечения сил Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
288
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИЛЫ ФЛОТА / СИСТЕМА БАЗИРОВАНИЯ / ВОЕННО-МОРСКИЕ БАЗЫ / АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ / БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА / ПРОТИВОДЕСАНТНАЯ ОБОРОНА / МОРСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Третьяков Ю. А., Загодарчук И. Б.

На основании изучения архивных материалов выполнен научный анализ деятельности инженерного отдела Черноморского флота в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Особое внимание уделено организации и особенностям выполнения задач инженерного обеспечения сил флота в условиях оборонительных и наступательных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и особенности инженерного обеспечения сил Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

Представленная система автоматического управления, позволит стабилизировать, оптимизировать, регулировать и управлять процессами горения в топке котла.

Выводы:

Проведенные теоретические исследования переходных процессов, разработка новых конструктивных решений систем автоматического регулирования котлов с топками низкотемпературного кипящего слоя позволят существенно повысить степень автоматизации котлов малой мощности с кипящим слоем. При этом существенно снизятся капитальные затраты при строительстве и реконструкции угольных котельных малой мощности с топками НТКС и произойдёт значительное снижение затрат в процессе эксплуатации таких котельных.

Список литературы:

1. 1.Ю.В.Юферев, "Проблемы и перспективы реконструкции угольных котельных малой мощности по технологии кипящего слоя". // Инженерные системы. АВОК - Северозапад, 2001, № 2, с.41-44.

2. А.В.Смирнов, Ю.В. Юферев. Особенности пуско-наладочных испытаний котла малой мощности с топкой НТКС. - Информационный бюллетень "Теплоэнергоэффективные технологии", 2001, № 1, с. 71-76.

3. Александров С.В., Болбышев Э.В., Бондарев А.В. Разработка систем комплексной автоматизации топочных процессов твердотопливных котлоагрегатов с топками кипящего слоя. - Журнал «Военный инженер», 2018, №2(8), с.26-33.

4. Лукичев А.Е., Смирнов А.В., Сербин Ю.В. К вопросу разработки систем автоматизации котлов малой мощности с топками кипящего слоя. С-Пб.: Инженерные системы АВОК Северо-Запад. № 4(8) 2002г.

5. Сидоров А.Н., Медведев А.И., Щербаков Ф.В. Опыт внедрения котлов малой мощности форсированного низкотемпературного кипящего слоя // Новости теплоснабжения №1. 2009г с. 19-25.

Военная история

УДК 355.48

Третьяков Ю.А., Загодарчук И.Б.

Tretiakov U.A., Zagodarchuk I.B.

Опыт организации и особенности инженерного обеспечения сил Черноморского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Organization experience and engineering support features of the Black Sea Navy Fleet in the

Great Patriotic War of 1941-1945.

Аннотация:

На основании изучения архивных материалов выполнен научный анализ деятельности инженерного отдела Черноморского флота в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Особое внимание уделено организации и особенностям выполнения задач инженерного обеспечения сил флота в условиях оборонительных и наступательных операций.

Abstract:

Based on the study of archival materials, a scientific analysis of the engineering department of the Black Sea fleet during the Great Patriotic War of 1941-1945 was carried out. Particular attention is paid to the organization and features of the tasks of engineering support of the fleet in the conditions of defensive and offensive operations.

Ключевые слова: инженерное обеспечение, силы флота, система базирования, военно-морские базы, аэродромная сеть, береговая оборона, противодесантная оборона, морские десантные операции.

Key words: engineer support, navy fleet strength, location system, navy bases, airfield system, coastal guard, anti-airborne defence, amphibious operations.

Инженерное обеспечение сил Черноморского флота (ЧФ) перед войной являлось видом тылового обеспечения. При этом основные усилия инженерного обеспечения сил флота направлялись на строительство различных специальных сооружений и объектов, фортификационных сооружений батарей береговой обороны, а также аэродромов флота.

Решение этих задач на ЧФ осуществлялось взаимодействием инженерных и строительных организаций, между которыми существовали отношения подряда. В рамках этой системы инженерные органы выступали как заказчик на строительные работы, а строительные организации -как подрядчик [1, л.12].

С началом войны в соответствии с мобилизационным планом подрядные отношения между ними устранялись, и строительные организации переходили в прямое подчинение инженерных органов [2, с.43].

Система базирования сил флота, включавшая значительное количество военно-морских баз (ВМБ), аэродромов и стационарных береговых батарей, была несколько устаревшей. Она имела наибольшее развитие в северо-западном и крымском районах Черноморского побережья СССР. Некоторые из баз флота, располагавшихся в непосредственной близости от западных границ Советского Союза, могли быть утрачены уже в начальном периоде военных действий.

50

Наиболее значимыми недостатками инженерного оборудования ВМБ являлись отсутствие в большинстве из них: акваторий, отвечавших современным на тот период требованиям к инженерному обеспечению; развитой судоремонтной базы; средств механизации погрузочно-разгрузочных работ; специальных сооружений. Живучесть баз была обеспечена слабо. Их ключевые объекты располагались, как правило, на небольшом расстоянии друг от друга, кольцевание и дублирование инженерных сетей не предусматривалось.

Береговая оборона флота к началу Великой Отечественной войны состояла из значительного количества артиллерийских батарей различных типов. Вместе с тем, плотность береговой артиллерии являлась недостаточной для надёжного прикрытия баз флота с суши.

Основными недостатками аэродромов ЧФ, являлось расположение их на большом удалении от ВМБ и их слабое инженерное оборудование.

Вопросы сухопутной и противодесантной обороны ВМБ и морского побережья до начала войны в полной мере решены не были.

Наличие указанных недостатков ограничивало возможности манёвра силами флота и приводило к тому, что, несмотря на наличие относительно глубокой и рассредоточенной системы базирования, она не могла быть в полной мере использована для ведения боевых действий.

С началом войны, в связи с положением на сухопутных фронтах, Черноморский флот в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1942 года был вынужден последовательно оставить базы и аэродромы, расположенные в северо-западных районах Черноморского побережья, Крыму, на Таманском полуострове, а также акватории Азовского моря. Главными базами этого периода, стали базы, расположенные на Кавказском побережье, располагавшие ограниченными возможностями.

В этой связи, инженерным органам флота пришлось решать многообразные и подчас не свойственные им задачи. Наряду с развёртыванием широкомасштабных работ по обеспечению базирования сил флота в новых районах, они активно участвовали в создании береговой, сухопутной и противодесантной обороны военно-морских баз и морского побережья, получили опыт инженерного обеспечения высадки морских десантов. При этом работы по обеспечению сухопутной обороны ВМБ в 1941 и первой половине 1942 годов являлись наиболее значимыми, имевшими жизненно-важное значение.

Высокий динамизм развивавшихся событий, сложность и напряжённость обстановки, многообразие решавшихся задач, заставляли инженерный отдел (ИО) ЧФ изыскивать такие формы организации работ, которые в наибольшей степени отвечали бы ставившимся перед ним задачам.

В этой связи, с началом военных действий инженерный и строительный отделы флота были объединены в единую организацию - ИО. Именно ИО на протяжении всей войны являлся единственным руководящим органом, решавшим все вопросы инженерного обеспечения действий сил флота [7, л. 11]. Объекты капитального строительства ИО ЧФ с началом войны перешли на ранг подвижных строительств и хозяйств экспедиционного порядка.

51

В целях своевременного обеспечения фронта работ рабочей силой, был сформирован ряд новых инженерных и строительных частей (отдельный сапёрный батальон ГВМБ, 95-й отдельный строительный батальон) к производству работ привлекалось местное население по трудовой повинности, в том числе женщины, использовался труд заключенных [8, л. 71].

В целях придания процессу производству работ большей динамичности и эффективности был применён ряд новых форм при их организации и выполнении. К важнейшим из их числа, следует отнести такие как:

- придание оперативному планированию большей самостоятельности и конкретности; увеличение доли проектных работ выполняемых военно-строительными частями;

- использование новых подходов в проектировании (разработка типовых проектов и смет, создание альбомов чертежей типовых объектов, выезды групп проектировщиков на объекты с целью оперативного решения сложных инженерных вопросов и др.);

- использование в строительстве сборно-разборных конструкций, запасов местных строительных материалов и материалов, полученных от разборки временных сооружений.

- обеспечение высокой выработки в смену на одного рабочего;

- проведение мероприятий, снижающих себестоимость производства (увеличивалась продолжительность рабочего дня в весенние и летние месяцы, когда это было возможно по условиям светомаскировки);

- использование материального стимулирования труда;

- активное ведение рационализаторской работы;

- закрытие перевалочных складов;

- использование железнодорожного транспорта взамен автомобильного (где это представлялось возможным);

- применение упрощённых конструктивных решений полевых фортификационных, аэродромных и других сооружений, многоразовой опалубки, замена одних материалов, где это было возможно по техническим условиям, другими более дешёвыми и доступными и т.д.

Вместе с тем, в ходе инженерного обеспечения боевых действий сил Черноморского флота в 1941-42 годах не нашли окончательного решения ряд важных вопросов. Не удалось полностью обеспечить производство квалифицированной рабочей силой, строительными и горюче-смазочными материалами, строительными машинами и транспортом.

В целом, практика боевых действий в первый период Великой Отечественной войны выявила ряд недостатков в предвоенных взглядах на инженерное обеспечение сил флота и необходимость их корректировки. Следует отметить то, что обобщение опыта инженерного обеспечения сил ЧФ в первый период войны позволило выявить весь комплекс нерешённых вопросов, имевших место в ходе оборонительных операций сил флота и сухопутных войск на

приморском направлении, а также предложить обоснованные пути их решения; определить основные, научно обоснованные, алгоритмы выполнения задач инженерного обеспечения сил ЧФ в ходе оборонительных операций, которые будут иметь существенное значение в современных условиях.

К основным из них следует отнести следующие:

- усиление централизации управления системой инженерного обеспечения сил флота в ходе боевых действий;

- увеличение количества и объёмов инженерных задач по сравнению с предвоенным периодом;

- поддержание стабильного общего количества ВМБ флота на театре военных действий;

- зависимость успешности обороны ВМБ от качества инженерного оборудования рубежей их сухопутной и противодесантной обороны;

- увеличение количества инженерных и строительных частей в составе флота с началом войны, применение их по принципу универсализации и высокая эффективность;

- определение зависимости оперативности и качества выполнения задач инженерного обеспечения сил флота в ходе войны от возможностей предвоенной группировки сил и средств инженерного обеспечения и мобилизационных ресурсов;

- выполнение ИО ЧФ всего комплекса инженерных задач с опорой на собственные силы и использование местных материалов и людских ресурсов;

- совершенствование организации выполнения задач инженерного обеспечения в ходе ведения боевых действий на основе полученного опыта.

В 1943-1945 годах силы Черноморского флота, в связи с обстановкой складывавшейся на сухопутных фронтах, начав продвижение на запад из портов Кавказского побережья в начале 1943 года, завершили его осенью 1943 года занятием болгарских портов Бургас и Варна.

В ходе этих событий были возвращены все базы флота, утраченные в 1941-1942 годах. Вновь обретённые базы были в значительной степени разрушены врагом и обладали, в связи с этим, ограниченными возможностями по обслуживанию кораблей.

По этой причине, успешное решение флотом возложенных на него задач в большой степени зависело от обеспечения его нормальными условиями базирования в кратчайшие сроки. Базовое строительство стало играть в работах этого периода ключевую роль. Кроме того, проводившиеся флотом морские десантные операции также требовали выполнения большого объёма инженерных задач, значительную роль продолжали играть работы на объектах береговой обороны и на объектах аэродромного строительства.

Основными объектами строительства в рассматриваемый период были как различные временные сооружения и полевые постройки, особенно в период обеспечения десантных операций флота, так и сооружения капитального типа, особенно при производстве восстановительных работ в

освобождённых от противника базах. При этом объекты капитального строительства в освобождённых от фашистов базах флота преобладали.

Выполнение этих задач было связано с преодолением ряда трудностей как оперативного, так и производственного характера

Обстановка, складывавшаяся в 1943 - 1944 гг., требовала выполнения большого объёма работ в короткие сроки. В тоже время, выдвинувшись в новые районы, основные производственные единицы ИО ЧФ столкнулись с прежними трудностями - слабой обеспеченностью строительства материалами, квалифицированной рабочей силой и изношенностью материальной части. Всё это обострялось практически полным отсутствием в освобождённых районах удовлетворительного жилья для рабочих, развитой производственной инфраструктуры, продовольствия и исправной дорожной сети.

В этой обстановке ИО ЧФ был предпринят максимум усилий по совершенствованию организации и производства работ.

К важнейшим мероприятиям этого периода следует отнести такие как:

- совершенствование системы обеспечения производства проектно-сметными материалами (предварительная подготовка и приведение в 1943 году всех изыскательских материалов: топографических карт, планов, геологических данных и др., в том числе и привезённых из тылового архива, в состояние, позволяющее их использование;

- составление инженерно-географического и инженерно-тактического описания Крымского полуострова, работа по сбору данных, касающихся ранее существовавших производственных предприятий ГВМБ в Севастополе;

- увязка планов строительства с планами проектирования; распространение опыта применения новых конструкций через Информационный бюллетень Инженерного управления (ИУ) ЧФ (до 1944 года - ИО);

- создание ряда проектов сборно-разборных сооружений;

- применение различных способов обеспечения производства рабочей силой, в том числе квалифицированной (формирование новых строительных батальонов; использование личного состава воинских частей, военнопленных, переселенцев и местного населения; создание собственной системы подготовки квалифицированных рабочих);

- расширение источников получения строительных материалов (развитие собственных подсобных производств, создание совместных производств с участием гражданских организаций, использование трофейных материалов и проведение их закупок на территории соседних государств);

- принятие мер к дальнейшему повышению производительности труда (широкое использование премиальной оплаты труда, организованное ведение рационализаторской работы) [9, л. 31,49].

Вместе с тем, в ходе инженерного обеспечения действий сил Черноморского флота в 1943-945 годах, не нашли окончательного разрешения ряд важных вопросов. В том числе, не удалось полностью обеспечить производство строительными материалами отдельных наименований, горючесмазочными материалами, строительными машинами, решить вопросы бытового обустройства рабочих.

В целом, обобщение опыта инженерного обеспечения сил ЧФ во втором и третьем периодах войны позволило выявить весь комплекс инженерных задач, решавшихся в ходе оборонительных операций сил флота и сухопутных войск на приморском направлении, а также возможные пути их решения; определить основные тенденции выполнения задач инженерного обеспечения сил флота в ходе наступательных операций армии на приморском направлении, которые могут иметь существенное значение для современных условий.

К основным из них можно отнести следующие:

- высокая эффективность централизации управления системой инженерного обеспечения сил флота в ходе боевых действий;

- увеличение общего количества ВМБ флота на театре военных действий в ходе наступательных операций;

- зависимость успеха действий морских десантов от качества инженерного обеспечения их подготовки и высадки, постоянное увеличение количества инженерных и строительных частей в составе флота, применение их по принципу универсализации и высокой эффективности;

- выполнение ИУ ЧФ всего комплекса инженерных задач с опорой на собственные силы и использование местных материалов и людских ресурсов;

- совершенствование организации выполнения задач инженерного обеспечения в ходе войны на основе накопленного опыта.

Таким образом, опыт боевых действий в ходе Великой Отечественной войны на Черноморском театре выявил наличие ряда недостатков в системе инженерного обеспечения действий сил ЧФ СССР накануне Великой Отечественной войны и позволил сформировать основательную теоретическую базу для её совершенствования в последующий период.

Литература:

1. РГА ВМФ, Ф. р - 80, оп. 6с, д. 13.

2. Теппер П. К. Военно-строительные органы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. - Л.: ВВИТКУ, 1969г. - 56 с.

3. Золотарёв В.А., Шломин В.С. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза. - СПб: Полигон, 2004 г. - 5227 с.

4. Салагин Я. Т. Опыт десантных операций в Отечественную войну 1941-1945 гг. - М.: Воениздат, 1947. - 421 с.

5. ЦВМА, ф. 6, оп. 00512, д. 46.

6. ЦВМА, Ф. 2095, оп. 1, д. 58.

7. ЦВМА, Ф. 2095, оп, 1, д. 54.

8. ЦВМА, Ф.6, оп. 005503, д. 6.

9. ЦВМА, Ф. 6, оп. 005506, д. 33

УДК 355.48:355/359(470)

Вербовой А.О.

Verbovoy A. O.

Комплексный исторический анализ событий 23 февраля 1918 года Comprehensive historical analysis of the events of February 23, 1918

Аннотация:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье на основе всестороннего изучения директив командования фронтов и военных документов периода Гражданской войны, мемуаров участников событий 23 февраля 1918 года и научных работ по теме объективно рассматриваются указанные в названии события. Дополнительно в работе обоснованно опровергается исторически вымышленная версия рассматриваемых событий, нашедшая сторонников в последние двадцать лет среди отдельных представителей современной российской историографии.

Abstract:

The article is based on comprehensive study of the fronts command directives and military documents of the Civil War period, memoirs of the participants of the events of February 23, 1918 and scientific works on the topic. In addition, the paper reasonably refutes historically fictional version of the events under consideration, which has found supporters in the last twenty years among some representatives of modern Russian historiography.

Ключевые слова: Первая мировая война, Октябрьская революция, ленинское правительство, Красная Гвардия, Красная Армия, Псков, Нарва, флот, отряд, Брестский мир, исторический факт.

Key words: First World War, October Revolution, Lenin government, the Red Guard, the Red Army, Pskov, Narva, fleet, squad, the Brest Treaty, historical fact.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.