Научная статья на тему 'ОПЫТ ОЧИСТКИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КОМПАКТНОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ УСТАНОВКОЙ'

ОПЫТ ОЧИСТКИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КОМПАКТНОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ УСТАНОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДТОВАРНЫЕ ВОДЫ / ЩЕЛОЧНЫЕ МОЮЩИЕ РАСТВОРЫ / УДАЛЕНИЕ МАСЕЛ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Глазков Д.В.

В статье представлены экспериментальные результаты предварительной очистки нефтесодержащих жидких отходов, образующихся на предприятиях при техническом обслуживании резервуаров для хранения горюче-смазочных материалов, проведении ремонтных и сервисных работ, мойке изделий, использованных при работе с различными смазывающими материалами, непосредственно на месте их образования с помощью компактной передвижной установки, включающей фильтр с загрузкой из сорбционного материала, камеру с размещенным в ней реактором-отстойником и нутч-фильтр для отделения и обезвоживания осадка. Взвешенные вещества, неэмульгированные жиры, масла и эмульгированные нефтепродукты из водной фазы удаляются фильтрованием через сорбционный материал на основе полипропилена, а эмульгированные и растворенные нефтепродукты осаждаются в реакторе-отстойнике на поверхности коагулянтов - гидроксидов железа или магния. Эффективность предварительной очистки от механических примесей и неэмульгированных нефтепродуктов была близка к 100 %, эмульгированных и растворенных нефтепродуктов составила более 98,7 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE TREATMENT OF OILY WASTEWATER FROM RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES WITH A COMPACT MOBILE UNIT

Experimental results of preliminary treatment of oily liquid wastes generated at enterprises during maintenance of storage tanks for combustible and lubricating materials, repair and maintenance works, washing products that have worked with different lubricants directly at the place of their formation by means of a compact mobile unit including a filter with a sorption material loading, a chamber with a settling tank placed in it, and a nutsch filter for separation and dehydration are presented. Suspended substances, non-emulsified fats, oils and emulsified petroleum products from the aqueous phase are removed by filtering through sorption material based on polypropylene and emulsified and dissolved petroleum products are settled in the reactor-settling tank on the surface of coagulants - iron or magnesium hydroxides. The efficiency of pretreatment from mechanical impurities and non-emulsified petroleum products was close to 100 %, emulsified and dissolved petroleum products > 98,7 %.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОЧИСТКИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КОМПАКТНОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ УСТАНОВКОЙ»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 2 (61). С. 96-102. The Siberian Transport University Bulletin. 2022. No. 2 (61). Р. 96-102.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

Научная статья УДК 628.316

doi 10.52170/1815-9265_2022_61_96

Опыт очистки нефтесодержащих сточных вод предприятий железнодорожного транспорта компактной передвижной установкой

Дмитрий Владимирович Глазков

Сибирский государственный университет путей сообщений, Новосибирск, Россия, gdv@myttk.ru

Аннотация. В статье представлены экспериментальные результаты предварительной очистки нефтесодержащих жидких отходов, образующихся на предприятиях при техническом обслуживании резервуаров для хранения горюче-смазочных материалов, проведении ремонтных и сервисных работ, мойке изделий, использованных при работе с различными смазывающими материалами, непосредственно на месте их образования с помощью компактной передвижной установки, включающей фильтр с загрузкой из сорбцион-ного материала, камеру с размещенным в ней реактором-отстойником и нутч-фильтр для отделения и обезвоживания осадка. Взвешенные вещества, неэмульгированные жиры, масла и эмульгированные нефтепродукты из водной фазы удаляются фильтрованием через сорбционный материал на основе полипропилена, а эмульгированные и растворенные нефтепродукты осаждаются в реакторе-отстойнике на поверхности коагулянтов - гидроксидов железа или магния. Эффективность предварительной очистки от механических примесей и неэмульгированных нефтепродуктов была близка к 100 %, эмульгированных и растворенных нефтепродуктов составила более 98,7 %.

Ключевые слова: подтоварные воды, щелочные моющие растворы, удаление масел и нефтепродуктов Для цитирования: Глазков Д. В. Опыт очистки нефтесодержащих сточных вод предприятий железнодорожного транспорта компактной передвижной установкой // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 2 (61). С. 96-102. DOI 10.52170/1815-9265_2022_61_96.

BUILDING AND ARCHITECTURE

Original article

Experience in the treatment of oily wastewater from railway transport enterprises with a compact mobile unit

Dmitry V. Glazkov

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia, gdv@myttk.ru

Abstract. Experimental results of preliminary treatment of oily liquid wastes generated at enterprises during maintenance of storage tanks for combustible and lubricating materials, repair and maintenance works, washing products that have worked with different lubricants directly at the place of their formation by means of a compact mobile unit including a filter with a sorption material loading, a chamber with a settling tank placed in it, and a nutsch filter for separation and dehydration are presented. Suspended substances, non-emulsified fats, oils and emulsified petroleum products from the aqueous phase are removed by filtering through sorption material based on polypropylene and emulsified and dissolved petroleum products are settled in the reactor-settling tank on the surface of coagulants - iron or magnesium hydroxides. The efficiency of pretreatment from mechanical impurities and non-emulsified petroleum products was close to 100 %, emulsified and dissolved petroleum products > 98,7 %. Keywords: bottom waters, alkaline washing solutions, removal of oils and petroleum products For citation: Glazkov D. V. Experience in the treatment of oily wastewater from railway transport enterprises with a compact mobile unit. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(61):96-102. (In Russ.). DOI 10.52170/1815-9265 2022 61 96.

Введение

использова-горюче-сма-обслужива-

© Глазков Д. В., 2022

ние резервуаров для хранения горюче-смазочных материалов, проведение ремонтных и сервисных работ, к числу которых относят мойку изделий, использованных при работе с различ-

Хранение, транспортировка и ние в технологических процессах зочных материалов, техническое

ными смазывающими материалами, зачистку и промывку емкостей, а также экипировка локомотивов сопровождаются образованием отходов 1-го класса опасности. Эти отходы состоят из высоковязких осадков (нефтешламов), содержащих в своем составе обводненные нефтепродукты, ржавчину и другие механические примеси, а также из подтоварных вод и ливневых стоков, сильно загрязненных эмульгированными и растворенными нефтепродуктами.

Вязкие нефтешламы утилизируют путем переработки на специализированных предприятиях, используя методы пиролиза, механического разделения фаз центрифугированием или флотацией, экстракции нефтепродуктов и сырой нефти органическими растворителями и др. [1-3].

Отработанные моющие растворы периодически сбрасывают на заводские очистные сооружения; подтоварные воды, проливы, ливневые стоки накапливают в заглубленных резервуарах и затем направляют на переработку и обезвреживание. Высокая концентрация нефтепродуктов (более 1 000 мг/л) не позволяет сбрасывать эти воды в системы коммунального водоотведения, а в большинстве случаев и на заводские сооружения очистки сточных вод без предварительной обработки. Выбор технологии предварительной обработки зависит от физических и химических свойств этих отходов, а также наличия соответствующего оборудования для их переработки.

Традиционные методы очистки нефтесодер-жащих сточных вод включают в себя усреднение состава стоков, отстаивание для осаждения крупных механических примесей и удаления всплывающих масел, жиров и реагентную флотацию [4, 5]. Чаще всего для этого применяют аппараты напорной флотации [6, 7]. Во флотаторе часть сточной воды насыщается воздухом под избыточным давлением, с последующим снижением давления до атмосферного. При этом происходит интенсивное выделение большого количества мельчайших пузырьков газа, поднимающих из объема жидкости на поверхность мелкодисперсные частицы, представляющие собой хлопья коагулянта с захваченными загрязнениями. В качестве коагулянтов чаще всего используют соли железа и алюминия [8]. Предварительная обработка нефтесодержащих

сточных вод в сочетании с отстаиванием, обработкой коагулянтами и флотацией позволяет снизить концентрацию нефтепродуктов более чем на 90 %. После механической очистки вода поступает на доочистку с использованием методов сепарации примесей на мембранах, обработку ультразвуком, адсорбцию на активированных углях или синтетических сорбентах, АОР-процессы (Advanced oxidation processes) и др. [4]. Для извлечения нефти и нефтепродуктов из сточных вод как на стадии предварительной очистки, так и на стадии доочистки используют огромное количество различных природных и синтетических материалов, обладающих сорб-ционной емкостью от десятков до нескольких тысяч мг/г [8]. Применение синтетических материалов в качестве сорбентов имеет одно важное преимущество - возможность регенерации. Регенерацию сорбентов осуществляют физическими (сжатие, центрифугирование и др.) или химическими методами (элюирование подходящим растворителем). Используя многоступенчатые процессы и комбинируя методы очистки, можно снизить содержание нефтепродуктов в очищенной воде до концентрации менее 1мг/л и достичь национальных стандартов по содержанию вредных примесей в промышленных сточных водах.

Традиционная схема и технологии очистки сточных вод от нефтепродуктов, описанные выше, имеют ряд существенных недостатков:

1. Периодические (залповые) сбросы даже небольших объемов подтоварных вод, проливов, ливневых стоков или отработанных моющих растворов, в которых концентрация нефтепродуктов, СПАВ и твердых примесей может достигать нескольких десятков тысяч г/м3, в приемные резервуары заводских очистных сооружений приводят к загрязнению канализационных сетей, которые потом являются постоянным источником поступления нефтепродуктов в сточные воды.

2. При сбросе отработанных моющих растворов образуются устойчивые нефтяные эмульсии, оборудование и устройства для очистки сточных вод на стадии доочистки не справляются с возросшей нагрузкой и быстро выходят из строя, или требуется частая замена дорогостоящих комплектующих, материалов и адсорбентов. Для решения возникающих проблем на стадии флота-

ционной очистки периодически требуется повышать расход реагентов, подключать дополнительные флотаторы и устройства для обезвоживания флотошлама.

Целью данной работы является экспериментальная оценка эффективности предварительной очистки производственных сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, непосредственно на месте их образования с помощью передвижной установки.

Материалы, объекты и методы исследования

Объектами исследования являлись:

- подтоварные воды одной из баз топлива Западно-Сибирской железной дороги, содержащие в своем составе механические примеси, растворенные, эмульгированные и не-эмульгированные нефтепродукты;

- отработанный щелочной моющий раствор после мойки изделий, использованных при работе с подшипниками, заправленными смазкой ЛЗ-ЦНИИ (У), которая имеет следующий состав: масло касторовое - 0,2 г/г; Са(ОН)2 - 0,005 г/г; NaOH - 0,005 г/г; дифениламин C12H11N - 0,007 г/г; присадка ДФ-11 -0,05 г/г; масло веретенное АУ - 0,733 г/г;

- отработанный щелочной моющий раствор после мойки изделий, использованных при работе с подшипниками, заправленными смазкой БУКСОЛ, имеющей следующий состав: 12-оксистеарат лития [CH3(CH2)4CH(OH)(CH2)iiCOOLi] - 0,12 г/г; олеат лития [CnH33COOLi] - 0,03 г/г; диалкил-дитиофосфат цинка [СН3 NHCH2C6H3OHR S-Zn-S] - 0,08 г/г; нитрованное масло (присадка - 0,015 г/г; нефтяное масло - 0,755 г/г.

В качестве сорбента для нефтепродуктов и фильтрующей загрузки для удаления загрязненных нефтепродуктами механических примесей на стадии предварительной очистки в данной работе использовали материал из полипропиленового волокна. Сорбционная емкость волокна по нефтепродуктам составила 10 г/г.

Реагенты:

- деэмульгатор ТНД: неионогенный СПАВ, продукт полимеризации окисей пропилена и этилена с глицерином [9];

- железо (III) хлорид 6-водный (ГОСТ 414774), 10 %-й раствор;

- магний сернокислый 7-водный (ГОСТ 4523-77), 10 %-й раствор;

- натрия гидроокись (ГОСТ 4328-77), 10 %-й раствор.

Методы анализа:

- массовую концентрацию неэмульгирован-ных жидких нефтепродуктов, механических примесей и осадков определяли путем отделения фильтрованием с помощью бумажного фильтра;

- массовую концентрацию эмульгированных и растворенных нефтепродуктов определяли флуориметрическим методом, основанным на экстракции нефтепродуктов из пробы воды гексаном и измерении интенсивности флуоресценции экстракта на анализаторе жидкости «Флюорат 02» [10];

- остаточное содержание растворенных мыл определяли по количеству связанной щелочности, измеряемой по объему соляной кислоты, затраченной на титрование раствора в присутствии метилоранжа после определения свободной щелочности, измеряемой по объему кислоты, затраченной на титрование раствора в присутствии фенолфталеина.

На рисунке представлена принципиальная схема установки для очистки сточных вод, подтоварных вод, проливов, ливневых стоков, отработанных моющих растворов.

Установка содержит насосы; фильтр с загрузкой из сорбционного материала на основе полипропилена; реактор-отстойник, выполненный в виде емкости; дозировочный насос для подачи реагента через смеситель; нутч-фильтр, работающий под вакуумом или избыточным давлением, оснащенный фильтрующей перегородкой, изготовленной из ткани. Перед началом работы устройство перемещают к источнику образования или накопления сточных вод. Из накопительной емкости объемом 20 м3 с глубины 0,5 м сточные воды, содержащие различные загрязнения, нагнетаются насосом в сорбционный фильтр, в котором происходит очистка от взвешенных веществ, всплывших неэмульгированных жиров, масел, нефтепродуктов и эмульгированных нефтепродуктов. Далее вода поступает в реактор-отстойник, куда одновременно по трубопроводу дозировочным насосом через смеситель вводят раствор реагента, в качестве которого используют сульфат магния или хлорное железо, образующие в результате

а)

б)

Передвижная установка для очистки сточных вод: а - принципиальная схема; б - ЗБ-модель; 1 - адсорбционный фильтр; 2 - расходомер; 3 - реактор-отстойник; 4 - нутч-фильтр;

5 - емкость с реагентом

гидролиза нерастворимые гидроксиды, на поверхности частиц которых адсорбируются эмульгированные и растворимые нефтепродукты. Затем образовавшуюся суспензию насосом подают в нутч-фильтр, где осуществляется ее фильтрование под давлением сжатого воздуха или под вакуумом. Фильтрат сбрасывают в канализацию или в емкость для транспортировки на ближайшие очистные сооружения. Обезвоженный осадок вместе с фильтровальной тканью и отработанный картридж сорбционного фильтра отправляют на утилизацию. Производительность установки 50 л/ч, продолжительность пребывания воды в реакторе-отстойнике 0,5 ч.

Результаты исследования и их анализ

Очистка подтоварных вод В табл. 1 представлены результаты очистки подтоварной воды, содержащей механические примеси, растворенные, эмульгированные и не-эмульгированные нефтепродукты.

Температура воды составляла 14 °С, рН = 6,3. При использовании сульфата магния в качестве реагента для более полного осаждения эмульгированных и растворенных нефтепродуктов воду необходимо подщелачивать до значений рН = 9-10. Регулировали рН путем подачи раствора NaOH в реактор-отстойник одновременно с раствором MgSO4.

Результаты показывают, что более 90 % примесей задерживаются на сорбционном

фильтре. Применение хлорного железа в качестве коагулянта более предпочтительно, поскольку FeQз подвергается полному гидролизу в широком диапазоне значений рН (более 3,4), следовательно, не требуется корректировка рН сточной жидкости. Увеличение суммарной начальной концентрации механических примесей, свободных и эмульгированных нефтепродуктов с 270 мг/л до 1 250 мг/л заметно влияет на эффективность их удаления путем пропуска через сорбционный фильтр, что приводит к уменьшению ресурса работы сорбционного фильтра и повышенному расходу реагентов на стадии доочистки. При постоянной работе с сильнозагрязненными сточными водами с концентрацией примесей более 1 000 мг/л перед сорбционным фильтром можно установить совмещенный с гидроциклоном фильтр с инертной зернистой загрузкой, что позволит существенно снизить затраты на дорогостоящие реагенты [11].

Очистка отработанных моющих растворов В процессе мойки изделий, работавших с подшипниками, заправленными смазкой ЛЗ-ЦНИИ (У), при температуре моющего раствора 90 °С происходит снижение вязкости смазки и переход части веретенного масла в раствор в виде неэмульгированной примеси. При этом касторовое масло подвергается щелочному гидролизу с образованием натриевых солей рицинолевой, линолевой и олеиновой кислот, являющихся ПАВ, в присутствии ко-

торых частички веретенного масла образуют устойчивую водную эмульсию [12]. В процессе мойки изделий, использованных при работе с подшипниками, заправленными смазкой БУКСОЛ, которая по сути является суспензией твердых литиевых мыл в нефтяном масле, при температуре моющего раствора 90 °С происходит снижение вязкости смазки и переход частиц суспензии в щелочной водный раствор [12]. При взаимодействии со щелочью литиевая соль олеиновой кислоты переходит в раствор, образуя ПАВ, который стабилизирует суспензию. Свободных (неэмульгированных) нефтепродуктов в процессе мойки изделий, заправленных смазкой БУКСОЛ, практически не образуется. Таким образом, отработанные моющие растворы представляют собой жидкость, состоящую из смеси механических примесей, растворенных и неэмульгированных нефтепродуктов и эмульсии первого рода («масло в воде»). При этом растворимость нефтепродуктов в воде относительно невелика и составляет 10-50 мг/л. Очевидно, что прежде, чем сбросить такие растворы на локальные очистные сооружения, необходимо разрушить эмульсию, отде-

лить неэмульгированные нефтепродукты и взвешенные примеси от жидкой фазы.

Отработанную жидкость из моечной машины (3-5 м3) подают в емкость, в которой она отстаивается и охлаждается до температуры 60-70 °С. После чего в нее при интенсивном перемешивании с помощью мешалки ка-витационного типа подается деэмульгатор в количестве 30-40 г/м3 [13]. Затем с помощью переносного нефтеотделителя (скиммер) удаляют всплывшие неэмульгированные жиры, масла и нефтепродукты. Далее насосом жидкость направляют через сорбционный фильтр в реактор-отстойник (см. рисунок), одновременно дозируя реагент, в качестве которого был использован сульфат магния в количестве 50-250 мг/л в пересчете на Mg2+. В результате реагентной обработки образуется суспензия, состоящая из смеси нерастворимых магниевых солей жирных кислот, твердых литиевых мыл и гидроксида магния. После фильтрования суспензии в нутч-фильтре была определена степень очистки отработанных щелочных моющих растворов. Результаты испытаний приведены в табл. 2.

Таблица 1

Технические характеристики и показатели качества исходной и очищенной воды

Объект исследования Нефтепродукты (НП) в исходной воде, мг/л Реагент, доза реагента в пересчете на катион, мг/л НП в воде после сорбцион-ного фильтра, мг/л НП в воде после нутч-фильтра, мг/л Степень очистки воды от НП, %

Неэмульгирован-ные НП и механические примеси Эмульгированные и растворенные НП

База топлива № 1 180 434 MgSO4, 200 Mg2+ 23,00 1,5 99,6

180 434 FeQз, 80 Fe3+ 23,00 1,3 99,7

База топлива № 2 250 1 000 MgSO4, 200 Mg2+ 116,00 13,4 98,7

250 1 000 FeQз, 110 Fe3+ 116,00 9,0 99,1

120 151 FeQз, 80 Fe3+ 0,62 0,5 99,7

Таблица 2

Технические характеристики и показатели качества очистки щелочных моющих растворов

Раствор Доза MgSO4 в пересчете на Mg2+, мг/л Связанная щелочность, моль/л Степень очистки, %

№ 1 (№ОИ - 40 г/л; смазка ЛЗ-ЦНИИ -8 г/л) 50 0,0018540 64

150 0,0006695 87

240 0,0000515 99

№ 2 (№ОИ - 40 г/л; смазка БУКСОЛ -8 г/л) 30 0,0002656 68

50 0,0000330 96

100 0,0000830 99

Очищенный раствор не сбрасывается в заводскую канализацию, а после корректировки состава направляется на повторное использование.

Анализ последних исследований и разработок в области технологий обезвреживания сильнозагрязненных нефтесодержащих сточных вод показывает, что стадию предварительной очистки этих отходов можно осуществлять непосредственно на месте их образования с помощью компактных передвижных установок, включающих фильтр с загрузкой из сорбцион-ного материала, камеру с размещенным в ней реактором-отстойником и нутч-фильтр для отделения и обезвоживания осадка.

Взвешенные вещества, неэмульгирован-ные жиры, масла и эмульгированные нефтепродукты из водной фазы удаляются фильтрованием через сорбционный материал на основе полипропилена, а эмульгированные и растворенные нефтепродукты осаждаются в реакторе-отстойнике на поверхности коагу-

лянтов - гидроксидов железа или магния. Фильтрат сбрасывают в канализацию или в емкость для транспортировки на ближайшие очистные сооружения. Обезвоженный осадок вместе с фильтровальной тканью и отработанный картридж сорбционного фильтра отправляют на утилизацию. Устройство прошло испытания в производственных условиях по очистке загрязненной подтоварной воды одной из баз топлива Западно-Сибирской железной дороги, которые показали высокую степень очистки воды от механических примесей и неэмульгированных нефтепродуктов (100 %), эмульгированных и растворенных нефтепродуктов (более 98,7 %).

Применение предлагаемого способа для регенерации отработанных моющих и обезжиривающих растворов приводит к повышению эффективности и стабильности очистки сточных вод на заводских очистных сооружениях и позволяет вернуть очищенные моющие растворы на повторное использование.

Список источников

1. A critical review on energy recovery and non-hazardous disposal of oily sludge from petroleum industry by pyrolysis / Jiantao Li, Fawei Lin, Kai Li [et al.] // Journal of Hazardous Materials. 2021. Vol. 406. P. 124706.

2. Status and prospect of oil recovery from oily sludge: A review / K. Hui, J. Tang, H. Lu [et al.] // Arabian Journal of Chemistry. 2020. Vol. 13, iss. 8. P. 6523-6543.

3. Johnson O. A., Affam A. C. Petroleum sludge treatment and disposal: A review // Environmental Engineering Research. 2019. № 24 (2). Р. 191-201.

4. Li Yu, Mei Han, Fang He. A review of treating oily wastewater // Arabian Journal of Chemistry. 2017. Vol. 10. P. S1913-S1922.

5. A review of oilfield wastewater treatment using membrane filtration over conventional technology / Syarifah Nazirah Wan Ikhsan, Norhaniza Yusof, Farhana Aziz, Nurasyikin Misdan // Malaysian Journal of Analytical Sciences. 2017. Vol. 21, № 3. Р. 643-658.

6. Edzwald James and Haarhoff Johannes. Dissolved Air Flotation For Water Clarification. US : McGraw-Hill Professional, 2011. 352 p.

7. Jayaprakash Saththasivam, Kavithaa Loganathan, Sarper Sarp. An overview of oil-water separation using gas flotation systems // Chemosphere. 2016. Vol. 144. P. 671-680.

8. Oil and grease removal from wastewaters: Sorption treatment as an alternative to state-of-the-art technologies. A critical review / Ariana M. A. Pintor, Vítor J. P. Vilar, Cidália M. S. Botelho, Rui A. R. Boaventura // Chemical Engineering Journal. 2016. Vol. 297. P. 229-255.

9. Деэмульгаторы нового поколения на основе жидкокристаллической нанотехнологии / ГК «ТЭК». 2017. URL: https://s.siteapi.org/bd6f411869160c7/docs/32d6695fde2daabbfdc9f720f81c629e5b0306d9.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

10. ПНД Ф 14.1:2:4.128-98. Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовой концентрации нефтепродуктов в пробах природных, питьевых, сточных вод флуориметрическим методом на анализаторе жидкости «Флюорат-02» // Техэксперт : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200079424 (дата обращения: 10.03.2022).

11. Physical pretreatment of petroleum refinery wastewater instead of chemicals addition for collaborative removal of oil and suspended solids / Yuxiao Sun, Yi Liu, Jianqi Chen [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 278. P. 123821.

12. Рязанцев А. А., Глазков Д. В. Технология регенерационной очистки щелочных моющих растворов // Политранспортные системы : материалы X Международной научно-технической конференции (Новосибирск,

15-16 ноября 2018 г.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2019. С. 447-450.

13. Рязанцев А. А., Глазков Д. В. Технология регенерационной очистки щелочных моющих растворов от машин мойки колесных пар, подшипников и корпусов букс // Политранспортные системы : материалы IX Международной научно-технической конференции (Новосибирск, 17-18 ноября 2016 г.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2017. С. 273-275.

References

1. Jiantao Li, Fawei Lin, Kai Li, Fa Zheng, Beibei Yan, Lei Che, Wangyang Tian, Guanyi Chen and Kunio Yoshikawa. A critical review on energy recovery and non-hazardous disposal of oily sludge from petroleum industry by pyrolysis. Journal of Hazardous Materials. 2021;406:124706.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Hui K., Tang J., Lu H., Xi B., Qu C., Li J. Status and prospect of oil recovery from oily sludge: A review. Arabian Journal of Chemistry. 2020;13(8):6523-6543.

3. Johnson A. C. Affam, Petroleum sludge treatment and disposal: A review. Environmental Engineering Research. 2019;24(2):191-201.

4. Li Yu, Mei Han, Fang He. A review of treating oily wastewater. Arabian Journal of Chemistry. 2017;10:S1913-S1922.

5. Syarifah Nazirah Wan Ikhsan, Norhaniza Yusof, Farhana Aziz, Nurasyikin Misdan. A review of oilfield wastewater treatment using membrane filtration over conventional technology. Malaysian Journal of Analytical Sciences. 2017;21(3):643-658.

6. Edzwald James and Haarhoff Johannes. Dissolved Air Flotation For Water Clarification. US: McGraw-Hill Professional; 2011. 352 р.

7. Jayaprakash Saththasivam, Kavithaa Loganathan, Sarper Sarp. An overview of oil-water separation using gas flotation systems. Chemosphere. 2016;144:671-680.

8. Ariana M. A. Pintor, Vitor J. P. Vilar, Cidalia M. S. Botelho, Rui A. R. Boaventura. Oil and grease removal from wastewaters: Sorption treatment as an alternative to state-of-the-art technologies. A critical review. Chemical Engineering Journal. 2016;297:229-255.

9. New generation demulsifiers based on liquid crystal nanotechnology (2017). (In Russ.). URL: https://s.siteapi.org/bd6f411869160c7/docs/32d6695fde2daabbfdc9f720f81c629e5b0306d9.pdf.

10. Quantitative chemical analysis of water. Method of measuring the mass concentration of petroleum products in samples of natural, drinking, and waste water by the fluorimetric method on the fluid analyzer "Fluorat-02" (2012). (In Russ.). URL: https://docs.cntd.ru/document/1200079424.

11. Yuxiao Sun, Yi Liu, Jianqi Chen [et al.]. Physical pretreatment of petroleum refinery wastewater instead of chemicals addition for collaborative removal of oil and suspended solids. Journal of Cleaner Production. 2021;278:123821.

12. Ryazantsev A. A., Glazkov D. V. Technology of regeneration cleaning of alkaline detergent solutions.

Polytransport systems. Proceedings of the X International Scientific and Technical Conference. (Novosibirsk November 15-16, 2018). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2019. P. 447-450. (In Russ.).

13. Ryazantsev A. A., Glazkov D. V. Technology of regenerative cleaning of alkaline detergent solutions from washing machines for wheel pairs, bearings and axle boxes. Polytransport systems. Proceedings of the IX International Scientific and Technical Conference. (Novosibirsk November 17-18, 2016). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2017. P. 273-275. (In Russ.).

Информация об авторе

Д. В. Глазков - заведующий кафедрой «Гидравлика, водоснабжение и химия» Сибирского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук, доцент.

Information about the author

D. V. Glazkov - Head of the Hydraulics, Water Supply and Chemistry Department, Siberian Transport University, Candidate of Engineering, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 13.04.2022.

The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 13.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.