Научная статья на тему 'Опыт обеспечения эффективных механизмов инновационного развития малого бизнеса'

Опыт обеспечения эффективных механизмов инновационного развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / БИЗНЕС-СЕТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / FOREIGN EXPERIENCE / BUSINESS NETWORKS / STATE BACKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудакова Ирина Анатольевна, Гладкова Юлия Владимировна

Проведен анализ состояния развития малого бизнеса, особенностей и тенденций его развития в экономически развитых странах. На основе западного опыта в области создания структур поддержки и содействия становлению и развитию малого бизнеса сформулированы основные направления его адаптации к российским реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PROVIDING EFFECTIVE MECHANISMS FOR SMALL BUSINESS INNOVATIVE DEVELOPMENT

Small business situation, characteristics and trends of its development in the economically developed countries are analyzed. On the basis of the western experience in creating support structures and promoting the innovative development of small business, the primary areas of its adaptation to the Russian realities are formulated.

Текст научной работы на тему «Опыт обеспечения эффективных механизмов инновационного развития малого бизнеса»

УДК 334

ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

И.А. ДУДАКОВА, Ю.В. ГЛАДКОВА

(Донской государственный технический университет)

Проведен анализ состояния развития малого бизнеса, особенностей и тенденций его развития в экономически развитых странах. На основе западного опыта в области создания структур поддержки и содействия становлению и развитию малого бизнеса сформулированы основные направления его адаптации к российским реалиям.

Ключевые слова: малый бизнес; зарубежный опыт; бизнес-сети; государственная поддержка.

Введение. Бурное развитие малого бизнеса в ведущих промышленно развитых странах связано с периодом становления экономики знаний. Малые предприятия, создаваемые в новых отраслях, смогли проявить свои преимущества в значительной мере благодаря использованию такого производственного ресурса, как инновации.

Прямое сравнение развития малого бизнеса в различных странах является весьма условным, а сопоставление с Россией носит лишь общий характер. Тем не менее, оценка накопленного знания относительно наиболее эффективных организационно-экономических механизмов обеспечения инновационного развития малого бизнеса в промышленно развитых странах позволяет адаптировать данные подходы к российским реалиям.

Сравнивая развитие малого бизнеса в экономически развитых странах и России, следует отметить, что история развития малого бизнеса в нашей стране и за рубежом отличается следующими моментами:

- развитие малого бизнеса в экономически развитых странах происходит поступательно, реагируя на общее развитие рыночных отношений и согласуясь с ним. В России малое предпринимательство развивалось рывками - полностью прекращая и возобновляя свое существование;

- если в промышленно развитых странах малый бизнес всегда существовал в рыночных условиях, то в современной России он сам является стимулятором рыночной экономики.

Интенсивный рост числа малых предприятий в странах с рыночной экономикой приходится на 80-е годы ХХ века. Это было связано с тем, что в экономической структуре промышленно развитых стран произошли качественные изменения, которые выразились в реструктуризации, поиске более высоких прибылей, снижении издержек производства. Одновременно у крупных корпораций появляется стремление к повышению гибкости своих структур путем вертикальной дезинтеграции производственных процессов и развития субподрядных отношений с большим числом мелких и средних фирм, использующих дешевую и малоквалифицированную рабочую силу.

В это же время начинает развиваться субконтрактная система между крупными предприятиями и малым бизнесом, поскольку усиление неопределенности, новые рыночные условия обусловили отказ крупных предприятий от производства промежуточного продукта на собственных фирмах. Произошло расширение сферы промышленных и предпринимательских услуг и их активное развитие.

В Европе появляются новые формы организации предпринимательства на основе новых технологий - промышленные округа, которые объединили малые фирмы в сетевые организации и позволили организовать множество кооперативных связей между предприятиями, а вместе с тем, и предоставление разнообразных услуг. Это позволило обеспечить занятость и в непроизводственной сфере (транспорте, строительстве, сфере банковских услуг). Органы власти всячески сти-

мулируют создание предпринимательских ассоциаций и консорциумов. В таблице представлена эволюция подходов к проблемам инноваций в промышленно развитых странах.

Эволюция подхода к проблемам инноваций в промышленно развитых странах*

1970-1980-е годы 1990-е Начало 21-го века

Политика Раздельно: - научная и промышленная; - общенациональная и региональная. Системный подход к решению проблем инновационной политики - Повышение наукоемкости отраслей; - повышение устойчивости инновационных процессов

Основные направления воздействия на инновационную среду Поддержка инноваций по отдельным направлениям: - стимулирование НИОКР в компаниях; - расширение финансирования инноваций; - стимулирование инновационной деятельности и улучшение инновационного менеджмента в малых и средних фирмах; - стимулирование кооперации между исследовательскими центрами, университетами и компаниями - Поддержка кооперации на всех уровнях; - совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности; - сохранение конкурентной среды - Стимулирование инноваций в связи с процессами глобализации; - выделение приоритетных направлений в связи с переходом к шестому технологическому укладу; - реформирование функционирования всей национальной инновационной системы для повышения ее эффективности

Новые механизмы инновационной политики - Создание инновационных кластеров; - стимулирование организации новых инновационных компаний; - упрощение административной и нормативной базы функционирования инновационных компаний; - использование налоговых и прочих косвенных методов стимулирования НИОКР и инновационных процессов в экономике; - просвещение общества о роли инноваций в экономике Новые формы партнерства государства и предпринимательского сектора

Поддержка малого бизнеса в США. В США существует развернутая структура системы регулирования малого бизнеса, представленная на рис. 1. Наиболее актуальный для России опыт США по поддержке малого и среднего бизнеса заключаются в следующем:

- функционирование Администрации Малого Бизнеса (АМБ) как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программноцелевого управления;

- особая роль муниципальных и региональных органов содействия малому и среднему бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому и среднему бизнесу на льготной основе;

- специальные квоты для малого и среднего бизнеса при распределении государственных заказов, в том числе военных и космических заказов крупным корпорациям;

- уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и государственных научно-исследовательских институтах;

- финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.

*

Разработана нами по материалам: Кузнецов А.Н. Инновации как основа развития и совершенствования малых и средних предприятий сферы услуг: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005.

Рис 1. Организационная структура системы регулирования малого бизнеса в США [1]

Поддержка малого бизнеса в странах европейского сообщества. Европейское сообщество на переломе столетий ясно осознало задачу перехода на новую парадигму экономического развития - новую инновационную политику, основанную на знаниях.

В странах ЕС политика государственного регулирования малого бизнеса разрабатывается и реализуется министерствами экономики, промышленности и торговли. Так, в министерствах экономики Германии и Голландии есть специальные отделы малого и среднего бизнеса. Во Франции аналогичный отдел создан в Министерстве промышленности. В Англии - Министерство по малому предпринимательству. Однако масштабы государственного регулирования заметно уступают американским (как и японским и южнокорейским). Например, в Англии нет специального законодательства по малому предпринимательству.

В начале нынешнего века Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач стимулирования инновационного развития в ЕС. В их числе: увеличение доли затрат на НИОКР в ЕС с 1,9% ВВП в текущем периоде до 3% ВВП к 2010 г. (что и было реализовано) главным образом за счет ассигнований частного сектора (на две трети рост должен быть обеспечен частным бизнесом), дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики в ЕС, а также создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом реалий расширения ЕС [2].

С этой целью еще в 1984 г. была создана Европейская сеть бизнес-инновационных центров (European Business Network - EBN), которая является международной некоммерческой организацией. Ее учредителями являются Европейское сообщество и группа промышленников. Бизнес-сеть состоит из национальных сетей и является одним из важнейших элементов интегрированной Европейской инновационной системы. К 2000 г. в состав сети входило более 200 организаций, включая 150 бизнес-инновационных центров, расположенных в 21 стране Европы и дальнего зарубежья (Турция, Китай, США, Южная Америка и др.). Россия сотрудничает с EBN через ряд некоммерческих организаций [3].

При этом в рамках одной страны бизнес-инновационные центры объединяются в национальные бизнес-сети, в работе которых принимают участие:

- инкубаторы и бизнес-парки;

- торговые ассоциации;

- региональные и местные руководители;

- частные компании;

- агентства регионального развития;

- европейская комиссия и другие европейские организации;

- промышленные ассоциации;

- торгово-промышленные палаты;

- финансовые структуры;

- научные и технологические парки;

- университеты и исследовательские центры;

- другие международные сети.

Основной задачей таких центров является поддержка бизнесменов, работающих в сфере инноваций, и развивающихся инновационных фирм. При этом ставится цель вырастить новые инновационные фирмы или перенастроить уже имеющиеся таким образом, чтобы они уже рассматривались как часть процесса промышленного планирования. Эти фирмы начинают взаимодействовать с публичными или частными структурами на основе соглашений, предусматривающих их участие в региональном и местном развитии. Широкая сфера охвата дает возможность оказывать различные услуги по развитию фирм и наладить кооперацию со специализированными сервисными службами.

Особую роль бизнес-инновационные центры играют в регионах, не обладающих высокой инновационной активностью, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, позволяющего им интенсивно развиваться. Для России это имеет большое значение, способствующее развитию малого бизнеса в сфере услуг.

Поддержка малого бизнеса в Японии. В Японии функционирует специальная правовая система малого бизнеса. В организационную структуру регулирования малого бизнеса входят (рис.2):

- Правление по малому и среднему предпринимательству при Министерстве внешней торговли;

- Национальная корпорация по функционированию малого и среднего бизнеса;

- Государственная корпорация по функционированию малого и среднего бизнеса;

- региональные службы Министерства внешней торговли и промышленности;

- инвестиционные корпорации мелкого предпринимательства;

- Государственная корпорация по страхованию и функционированию для малого бизнеса;

- ассоциация по гарантированию займов;

- комиссия по справедливым сделкам - правительственный орган, контролирующий выполнение антимонопольного законодательства.

Рис. 2. Организационная структура развития малого бизнеса в Японии [4]

Государственная система поощрения исследований и разработок, обеспечивающих инновационное развитие малого бизнеса, подразделяется в Японии на следующие типы:

1. Государственные дотации и субсидии, подавляющая часть которых направляется на университетские исследования.

2. Финансирование инвестиций в НИОКР и предоставление целевых займов под конкретные исследовательские проекты. Это происходит несколькими путями: а) предоставление низкопроцентных кредитов для коммерциализации важных промышленных технологий и строительства важных исследовательских объектов; б) заключение контрактов с частными компаниями на коммерческое освоение результатов, полученных государственными научно-исследовательскими учреждениями; в) посредничество в организации совместных исследований частных компаний и государственных НИИ, выполнение поручительских исследований со стороны частного сектора, приглашение в Японию по запросам фирм иностранных ученых, сбор и предоставление научнотехнической информации о промышленной технологии.

3. Предоставление налоговых льгот для стимулирования роста расходов частных корпораций на НИОКР вне зависимости от области научно-исследовательских работ. Если расходы корпо-

рации на НИОКР в данном финансовом году превышают наивысший уровень этих расходов за прошлые годы, то 20% суммы превышения вычитывается из налога на прибыль корпораций. Аналогичная по характеру система действует специально для малого бизнеса, отличие в том, что 6% расходов на НИОКР вычитается из налога на прибыль.

Япония находится в процессе реформирования своей модели научно-технического и инновационного развития. Некоторое отставание страны от США в сфере информационных технологий побудило японское правительство в январе 2001 г. принять закон о формировании информационного общества.

Выводы. Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

- институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

- соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;

- дифференциация налогообложения с учетом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, национальных меньшинств, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

- инкубаторы, технопарки и технополисы как формы организации наукоемкого малого и среднего бизнеса;

- промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

- отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого и среднего бизнеса.

Обобщая опыт промышленно развитых стран в области создания структур поддержки и

содействия становлению и развитию малого бизнеса в сфере инноваций, можно сформулировать следующие основные направления его адаптации к российской действительности.

1. Первоочередной задачей должно стать приведение структуры государственных органов поддержки инновационного бизнеса в соответствие с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [5].

2. Перспективные фундаментальные исследования, позволяющие обеспечить дальнейшее развитие страны, должны выполняться за счет государства и грантов, выдаваемых различными коммерческими и некоммерческими организациями.

3. Приток средств в фундаментальную науку можно обеспечить за счет применения косвенных мер стимулирования инвестирования со стороны негосударственного сектора.

4. Прикладные технологии должны создаваться в непосредственной близости с объектами промышленности, а именно - в научных подразделениях индустриальных корпораций или в самостоятельных научных организациях в соответствии с заказами промышленных компаний.

5. Для поощрения заинтересованности предприятий промышленности в инновациях и вложениях в отечественную науку можно использовать как меры косвенного стимулирования (например, ускоренная амортизация или льготное налогообложение), так и проведение научных исследований в соответствии с текущими промышленными нуждами и обеспечение передачи прав на результат инновационной деятельности самому заказчику.

6. Основные фонды российских научно-исследовательских организаций в большинстве случаев несоразмерно велики, и их содержание в прежнем виде требует значительных средств и по большей части неоправданно, что сказывается на стоимости разработок. В промышленно развитых странах эта проблема была решена с помощью научных и технологических парков, когда в одном месте была сосредоточена вся необходимая инфраструктура, а при помощи специальных экономических зон (СЭЗ) молодые наукоемкие фирмы получили возможность максимального использования льготного режима на самом сложном этапе развития инновационного бизнеса -стартовом. Возможности организации научных исследований на базе СЭЗ, в принципе, исключают большие непроизводственные затраты, обеспечивают большую маневренность в привлечении и выполнении заказов.

7. Для обеспечения массового и реального спроса на НИР возможно использовать опыт создания и функционирования федеральной информационной системы для бизнеса в США на основе уже существующей системы поддержки малого предпринимательства в Интернете [6].

8. Полностью самостоятельное финансирование собственных исследований государственными научными центрами приведет лишь к тому, что им придется сосредоточиться лишь на коммерческой сфере, бюджетное же финансирование позволит проводить научные разработки на перспективу (поисковые исследования) и обеспечить работу по подготовке кадров. Опыт других стран показывает, что здесь весьма эффективными оказываются государственные программы, которые предоставляют венчурное финансирование под инновационные проекты, предлагаемые малым и средним бизнесом.

Библиографический список

1. Дагаев А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса / А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 2. - С. 84-85.

2. Создание инновационной Европы / Независимая экспертная группа по НИОКР и инновациям. - 2006. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/invest-in-research/.

3. Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере; Союз Инновационно-технологических центров России; Российская сеть трансфера технологий // Информационный портал. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.rttn.ru/news/id_?&lang=rus.

4. Япония сегодня // Энциклопедия «Япония от А до Я». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/Япония от А до Я / Малый бизнес/.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. / Правительство РФ. - 17.01.2008 г.

6. Российский деловой портал информационной поддержки малого предпринимательства. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.allmedia.ru/.

Материал поступил в редакцию 13.05.11.

References

1. Dagaev A. Gosudarstvenny'e garantii dlya malogo innovacionnogo biznesa / A. Dagaev // Problemy' teorii i praktiki upravleniya. - 2006. - # 2. - S. 84-85. - In Russian.

2. Sozdanie innovacionnoj Evropy' / Nezavisimaya e'kspertnaya gruppa po NIOKR i innova-ciyam. - 2006. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://europa.eu.int/invest-in-research/. - In Russian.

3. Fond sodejstviya razvitiyu maly'x form predpriyatij v nauchno-texnicheskoj sfere; Soyuz In-novacionno-texnologicheskix centrov Rossii; Rossijskaya set' transfera texnologij // Informacionny'j portal. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: www.rttn.ru/news/id_?&lang=rus. - In Russian.

4. Yaponiya segodnya // E'nciklopediya «Yaponiya ot A do Ya». [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://slovari.yandex.ru/Yaponiya ot A do Ya/Maly'j biznes/. - In Russian.

5. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. / Pravitel'stvo RF. - 17.01.2008 g. - In Russian.

6. Rossijskij delovoj portal informacionnoj podderzhki malogo predprinimatel'stva. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.allmedia.ru/. - In Russian.

EXPERIENCE OF PROVIDING EFFECTIVE MECHANISMS FOR SMALL BUSINESS INNOVATIVE DEVELOPMENT

I.A. DUDAKOVA, Y.V. GLADKOVA

(Don State Technical University)

Small business situation, characteristics and trends of its development in the economically developed countries are analyzed. On the basis of the western experience in creating support structures and promoting the innovative development of small business, the primary areas of its adaptation to the Russian realities are formulated.

Keywords: small business, foreign experience, business networks, state backing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

932

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.