Научная статья на тему 'Опыт национальных парков США по сохранению наследия и организации туризма'

Опыт национальных парков США по сохранению наследия и организации туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1516
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный парк / система национальных парков США / особо охраняемая природна я территория / приро д ное и культурное наследие. / national park / USA national parks system / specially protected natural area / natural and cultural heritage.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максаковская Наталья Сергеевна, Максаковский Николай Владимирович

В статье анализируется опыт Соединенных Штатов Амер ики, являющихся «прародителем» идеи национальных парков и давших всему миру образец организации этого типа особо охраняемых территорий. Система наци ональных парков США характеризуется как главный механизм сохранения приро дного и кул ьтурного наследия страны, излагается ее история, структура и при нципы построения. Изучается роль американских парков в развитии индустрии т уризма, о собый акцент сделан на изучении их посещаемости, подкрепляемом ориг инальной статистикой Службы национальных парков США за 2018 год. Наиболее позитивные аспекты американского опыта предложены для внедрения в росси йскую практику сохранения наследия и организации т у ризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE U.S. NATIONAL PARK EXPERIENCE IN HERITAGE CONSERVATION AND ORGANIZATION OF TOURISM

The article analyses experience of the United States of America, the cou n try that created idea of national parks and gave the world a model for organizing this type of specially protected areas. The United States National Park System is characterized as the main mech a nism for the preservation of the country 's natural and cultural heritage, and its history, structure, and princ i ples of construction are revealed. The role of American parks in the development of the tourism industry is being studied, with a particular focus on their attendance, s upported by the original 2018 U.S. National Park Service statistics. The most positive a s pects of the American experience are proposed for introduction into the Russian practice of heri t age preservation and organization of tourism.

Текст научной работы на тему «Опыт национальных парков США по сохранению наследия и организации туризма»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

УДК 502.4

ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ США ПО СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА

Н.С. Максаковская1, Н.В. Максаковский2

furman50@hotmail.com; nmaks2007@rambler.ru

'Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма 2Эксперт по Всемирному наследию и охраняемым природным и историческим территориям Москва, Россия

Аннотация. В статье анализируется опыт Соединенных Штатов Америки, являющихся «прародителем» идеи национальных парков и давших всему миру образец организации этого типа особо охраняемых территорий. Система национальных парков США характеризуется как главный механизм сохранения природного и культурного наследия страны, излагается ее история, структура и принципы построения. Изучается роль американских парков в развитии индустрии туризма, особый акцент сделан на изучении их посещаемости, подкрепляемом оригинальной статистикой Службы национальных парков США за 2018 год. Наиболее позитивные аспекты американского опыта предложены для внедрения в российскую практику сохранения наследия и организации туризма.

Ключевые слова: национальный парк, система национальных парков США, особо охраняемая природная территория, природное и культурное наследие.

Для цитирования: Максаковская Н.С., Максаковский Н.В. Опыт национальных парков США по сохранению наследия и организации туризма. Наследие и современность. 2019; 2(4):б1-95.

Вместо введения: охрана наследия в США — общий обзор

Соединенные Штаты Америки - огромное государство, территория которого простирается на тысячи километров от ледовитой Арктики (Аляска) до сухих и влажных субтропиков (Калифорния, Аризона, Нью-Мексико, Техас, Джорджия, Флорида), и от берегов

Тихого океана до Атлантики. В силу этого размаха природа здесь крайне разнообразна и живописна. Америка славится своими грандиозными природными творениями: бездонными каньонами, глубокими пещерами, высочайшими водопадами, мощными ледниками, массивами нетронутых таежных лесов, субтропическими рощами гигантских стометровых секвой, бескрайними болотами, дикими прериями и горными пустынями, чистейшими горными реками и озерами.

Особенно в этом плане известен так называемый «Дикий Запад» (от Вашингтона и Монтаны на севере до Калифорнии и Аризоны на юге), где исторически природа, по сравнению с Восточным побережьем, сохранилась значительно лучше. Главной природной осью, на которую здесь словно нанизаны многочисленные охраняемые природные объекты, служат живописные Скалистые горы, протягивающиеся мощной дугой по территории США, с севера на юг, примерно на 3000 км. Другая полоса, также меридиональная, где концентрируются различные резерваты и парки, прослеживается по тихоокеанскому побережью штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния.

Именно здесь, на «Диком Западе» располагаются самые знаменитые - брендовые национальные парки, прославившие США на весь мир. Это, прежде всего, Глейшер (живописнейший участок Скалистых гор с причудливыми скалами, горными озерами, ледниками); Олимпик (девственные горные «дождевые» леса); Йеллоустон (самое значительное в мире скопление гейзеров и термальных источников, стада американских бизонов); Йосемит (один из самых высоких водопадов мира), Секвойя и Редвуд (уникальные рощи вечнозеленой секвойи); Гранд-Каньон (самое грандиозное ущелье на планете, глубиной до 1,6 км, шириной до 30 км и длиной около 400 км!), Дэс-Вэлли (неземные пейзажи калифорнийской каменисто-песчаной пустыни), Брайс-Каньон (уникальный «каменный лес», сформированный эрозионными процессами из массива красноватого песчаника) и ряд прочих (рис. 1-6). Многие из этих парков включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage List), что лишний раз подчеркивает их особенную значимость.

Однако и в других штатах, особенно на Восточном побережье или на границе с Мексикой, также можно встретить интересные творения природы, охраняемые в статусе национальных парков. К примеру, это Грейт-Смоки-Маунтинз (живописный участок Аппалачских гор), пещеры - Мамонтова и Карлсбадские (одни из самых глубоких, разветвленных и красивых карстовых подземелий планеты), Эверглейдс (водно-болотные угодья международного значения).

Рис. 2. Йосемитский водопад, штат Калифорния

Рис. 4. Национальный парк Секвойя, штат Калифорния

Рис. 6. Национальный парк Джошуа-Три, штат Калифорния

Очень богата дикими природными ландшафтами Аляска, где создан целый ряд экзотичных и крупных национальных парков и резерватов. Здесь можно увидеть высочайшие горные пики, огромные ледники, стаи нерестящегося лосося и десятки медведей гризли.

К настоящему времени практически все имеющиеся в стране ценные и наиболее сохранные природные территории и объекты уже взяты под охрану. Прежде всего, речь идет о самых известных, знаковых для Северной Америки природных категориях, входящих в федеральную систему национальных парков США - собственно национальных парках, национальных резерватах и национальных монументах. Однако в стране имеются и иные типы охраняемых природных территорий, как-то: «национальные леса», подчиняющиеся Лесной Службе, фаунистические заказники Службы рыбы и дичи, ботанические сады и дендрарии, это также весьма многочисленные парки штатов (порядка 2 тыс. по стране), это и целая сеть «участков дикой природы», и т. д.

Ряд ценных ландшафтов (преимущественно лесных и болотных) принадлежат неправительственным экологическим организациям, например, это орнитологические резерваты национального Одюбо-новского общества (The National Audubon Society).

Что касается сохранения историко-культурного наследия, то здесь стоит напомнить, что история США как государства относительно молода. Ее нельзя сравнить с гораздо более богатой историей многих других современных стран мира, особенно если они органично возникли на основе мощных древний цивилизаций (Древний Египет, Античные Рим и Греция, Китай и др.). Колонизация европейцами Северной Америки (в основном, англичанами и французами) началась только в начале XVII в., а до этого вся история этой части света была связана с аборигенными индейскими народами. Эти два главных этапа в жизни Северной Америки, собственно, и отражаются в палитре объектов культурного наследия, выявленных и охраняемых в современных Соединенных Штатах.

Следы древних культур индейцев, которые являлись хозяевами североамериканских просторов с незапамятных времен и вплоть до пришествия европейцев-колонистов, сохраняются в виде остатков древних поселений, это также священные места, культовые сооружения, захоронения, и так далее. Очевидно, что самым известным подобным объектом является национальный парк Меза-Верде, штат Колорадо, - руины древнего скального поселения, населенного индейцами анасази в VI-XIII вв.

Памятники, относящиеся к колониальной эпохе, рабовладению, гражданской войне Севера и Юга, к периоду становления США как

единого государства (XVII-XIX вв.), широко представлены мемориалами, связанными с великими деятелями американской истории, военными или иными значимыми событиями в жизни страны. Отметим, в первую очередь, знаменитый Индепенденс-Холл в Филадельфии -место подписания Декларации независимости США в 1776 г., мемориалы президентов Америки, Статую Свободы - настоящий символ Америки конца XIX - начала ХХ столетия.

В качестве памятников сохраняются исторические ранчо ковбоев-скотоводов, остатки поселений старателей, напоминающих о «золотой лихорадке», а также старинные форты, символизирующие время захвата новых территорий и гражданские войны. Это также старинные инженерные сооружения и разного рода исторические производства.

Сбережение всего этого историко-культурного наследия, как аборигенного, так и колониального, зиждется на специальных, практикуемых американцами, территориальных формах охраны. Прежде всего, имеются ввиду различные исторические категории в рамках Системы национальных парков США - национальные исторические парки, национальные военные парки, национальные поля сражений и др. Играют важную роль и те формы охраны историко-культурных объектов, которые приняты на уровне отдельных штатов (парки, мемориалы, монументы и т. д.). Ряд старинных зданий и сооружений, имеющих культурную ценность, находится в собственности National Trust for Historic Preservation (NTHP) - частной некоммерческой неправительственной организации, базирующейся в Вашингтоне.

Таким образом, можно сказать, что богатое и разнообразное природное и культурное наследие США уже нашло достойные формы охраны. Накопленный в этой сфере опыт (почти полуторавековой -со времени организации первого национального парка в мире, в 1872 г.) необходимо тщательно изучать, и, по возможности, перенимать, однако не автоматически, а приспосабливая к конкретным условиям. Наиболее интересен в этом плане опыт Системы национальных парков США.

1. Система национальных парков США — основа сохранения культурного и природного наследия

1.1. История возникновения, становления и развития

Система национальных парков США (US National Park System) занимает центральное положение в сфере сохранения культурного и природного наследия этой страны [1-4].

Америка, как уже указывалось, является родоначальницей самой идеи национальных парков, то есть крупных (как правило) охраняемых территорий, предназначенных для сбережения и использования

в туристических и просветительских целях наиболее знаменитых природных феноменов и самых живописных местностей. Слово «парк» символизирует нетронутую природу, красивый ландшафт, комфортную естественную обстановку. Слово «национальный» означает, во-первых, общегосударственное значение, особенную ценность объекта; во-вторых, федеральную принадлежность этих земель, которые специально выкупаются у частных собственников, или у индейских племен; в-третьих, этим термином обозначается общедоступность парков, их демократичность, предназначенность для всех групп населения. Именно из США, начиная со времени образования первого такого парка, эта идея успешно распространилась по всему миру. Поэтому не удивительно, что именно в США (а также в соседней Канаде, во многом перенявшей этот опыт) система национальных парков достигла наивысшего развития, и здесь национальный парк есть основная, самая распространенная и самая известная категория охраняемых территорий.

«Лучшей идеей Америки» назвал национальные парки известный американский писатель и историк Уоллес Стегнер: «Национальные парки - лучшая из идей, когда-либо приходивших нам в голову. Абсолютно американские, абсолютно демократичные, они отражают нас в наших лучших, а не в худших проявлениях» [1]. Система прочно вошла в сознание американского общества, стала одной из наиболее доходных отраслей экономики туризма, оставаясь при этом предметом национальной гордости, привлекая внимание к различным природным феноменам и разным страницам истории страны. Национальные парки активно посещаются зарубежными туристами, укрепляя позитивное отношение к стране в целом.

Проблема создания природоохранных территорий в США стала актуальной со второй половины XIX в. в связи с успехами промышленной революции, бурным железнодорожным строительством, быстрым освоением западных земель фермерами. В то же время хищническое использование природных ресурсов, спекулятивная распродажа западных земель грозили исчезновением живописных уголков природы, многих видов фауны и флоры. Железнодорожное строительство в 1860-1870-х гг. на Западе привело к почти полному истреблению бизонов и к массовому голоду и вымиранию целых племен коренных жителей - индейцев.

Кроме того, огромным стимулом для создания национальных парков было открытие американских писателей-романтиков и художников-пейзажистов, что природные ландшафты - культурное достояние нации, которое могло служить жителям городов для приобщения к природе и для полноценного отдыха (Вашингтон Ирвинг (1783-1859), Джеймс Фенимор Купер (1789-1851), Натаниэль Готорн

(1804-1864), Генри Лонгфелло (1807-1882), Герман Мелвилл (1819-1891). Заряженные этой идеологией, с середины XIX в. небольшая группа идеалистов - политиков и экологов - стала продвигать совершенно новую для тех времен идею создания национальных парков. Но для этого было необходимо, чтобы земли, леса и воды, подлежащие охране и консервации, не были распроданы в руки частных лиц, а остались в государственной собственности.

Принято считать, что самым первым национальным парком Америки (и мира) является Йеллоустонский парк с его знаменитыми гейзерами и термальными источниками, стадами бизонов и глубокими каньонами из «желтого камня». Он был учрежден 1 марта 1872 года, когда распоряжение о его создании было подписано Президентом Улиссом Грантом (Yellowstone Act). Эту идею долго продвигала группа из нескольких энтузиастов, которая получила, в конце концов, поддержку у представителей власти и бизнеса.

Однако был у Йеллоустона один реальный конкурент - Йосеми-тская долина в горах Сьерра-Невада, в Калифорнии, также уникальное место, с гигантским каскадным водопадом высотой более 700 метров, высокими отвесными скалами по бортам долины, рощами стометровых секвой. Этот район получил особый охранный статус еще в 1864 г., но формально национальным парком он был объявлен только в 1890 г. На этот раз движущей силой в кампании за охрану уникального места оказался другой энтузиаст - шотландец Джон Му-ир, писатель и натуралист. В 1903 г. он провел в Йосемитской долине несколько дней с тогдашним Президентом США - Теодором Рузвельтом, который был заядлым охотником, путешественником и ценителем дикой природы. В дальнейшем Рузвельт активно поддержал создание целого ряда парков резерватов в США.

В начале ХХ столетия на карте США появились такие национальные парки, как Кратер-Лейк (1902), Зайон (1909), Глейшер (1910), Гавайские вулканы и Гранд-Каньон (1916), некоторые другие.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1916 г., Службы национальных парков (National Park Service), которая, наряду со Службой Леса (Forest Service) и Службой Рыбы и Дичи (Fish/Wildlife Service), стала крупнейшим в стране владельцем территорий природного и культурного наследия. Служба подчинена Департаменту Внутренних дел США (US Department of the Interior), ныне она имеет 11 региональных подразделений и весьма многочисленный штат - 20 000 человек! (в скобках отметим, что профессия рейнджера - охранителя парков -считается в США очень почетной). Директор Службы назначается Президентом страны и утверждается Сенатом [4].

В последующем численность уникальных территорий, подчинявшихся этой Службе, постоянно возрастала. В 1920-1930-е гг. были созданы такие, ставшие впоследствии очень популярными парки как: Брайс-Каньон (1928), Гранд-Тетон (1929), Грейт-Смоки-Маунтинз (1934), Шенандоа (1935), Олимпик (1938), Маммос-Кейв (1941) и др.

В послевоенные годы, в связи автомобильным бумом, и вообще, в связи с общей мирной перестройкой жизни американского общества, многие парки стали испытывать слишком большие рекреационные нагрузки. Что вынудило организаторов отдыха и консервациона-листов принять соответствующие меры. Так, в 1956 г. стартовала десятилетняя кампания "Mission-66", с целью улучшить (к 1966 г.) инфраструктуру парковых территорий, но так, чтобы одновременно более эффективно сберечь те уникальные природные объекты, ради охраны которых, собственно, парки и создавались. Далее, в соответствии с этой, все более четко проявляющейся природоохранной озабоченностью, в 1964 г. в США появляются аналоги наших заповедников, «участки дикой природы» - Wilderness. Много таких участков было выделено в границах существовавших к тому времени национальных парков, образуя там своего рода «заповедные ядра».

В последней трети прошлого столетия образование новых национальных парков активно продолжилось: Норс-Каскейдс (1968) и Бедлендс (1978), на Аляске - Врангель-Святой Илья, Катмай и Глейшер-Бей (все - 1980), Джошуа-Три и Дэс-Вэлли (оба - 1994), ряд прочих. В наступившем столетии было создано всего несколько парков, последними из которых оказались Гатэвэй-Арч (2018) и Ин-диана-Дюнс (2019), однако, понятно, что все это были уже не столь известные, знаковые территории, как ранее. К началу 2020 г. в стране было уже 62 национальных парка.

На каком-то этапе появилась необходимость включить в Систему иные категории ценных территорий и объектов, имеющие как чисто природную ценность (резерваты и монументы), так и историко-культурную, а также рекреационную. Что и было сделано. Элементы этой разросшейся системы, суммарное число которых перевалило уже через четыре сотни, можно встретить теперь почти везде на огромной территории США.

Ныне Система национальных парков является не только основным гарантом сохранения природного и культурного наследия США, но и главным рекреационным ресурсом американцев (и всех гостей США), поскольку туризм развивается - с теми или иными ограничениями, в больших или меньших масштабах, - на всех территориях/объектах Системы, включая даже природные резерваты.

1.2. Структура Системы

По состоянию на 1 января 2020 года, в Систему национальных парков США входило 419 различных территорий и объектов, занимающих в сумме порядка 85 млн акров (34,5 млн га), принадлежащих к 20 категориям, которые принято объединять в 3 следующие группы (Приложение 1) [4].

Природные территории. В их задачу входит сохранение на вечные времена наиболее ценных природных участков и объектов, обладающих особенной живописностью, высокой научной значимостью, экологической целостностью. Именно к этой группе относятся собственно национальные парки - наиболее крупные по площади, выдающиеся по своим характеристикам природные области, которые, что вполне естественно, пользуются наибольшей известностью, выступают в роли национального символа, являются предметом национальной гордости американцев. На национальные парки, которых в целом по стране 62, приходится порядка 61% общей площади, занимаемой всеми участками, находящимися в ведении Службы национальных парков (52 млн. акров, или 21 млн га).

Уже говорилось, что основная часть самых знаменитых парков располагается в наименее освоенных западных штатах: в горах и нагорьях (Большой Бассейн, Скалистые горы, Сьерра-Невада) или на побережье Тихого океана. Наиболее известные парки этого, все еще «Дикого Запада» - Глейшер, Олимпик, Кратер-Лейк, Йеллоустон, Гранд-Тетон, Йосемит, Брайс-Каньон, Секвойя, Редвуд, Гранд-Каньон, Дэс-Вэлли, Петрифайд-Форест, Роки-Маунтинз, Арчес, Меза-Верде. В восточных штатах национальных парков существенно меньше, но их туристская роль, учитывая приближенность к крупным мегаполисам, огромна: Акэйдия, Шенандоа, Грейт-Смоки-Маунтинз, Маммос-Кейв, Эвергдейдс. Значительную площадь (миллионы акров) занимают национальные парки на Аляске: Врангель-Святой Илья, Денали, Кат-май, Глейшер-Бей, это поистине гигантский резерв нетронутой северной природы. На самом юге США, вблизи мексиканской границы находятся, наоборот, довольно небольшие по размерам парки - Карл-сбад-кавернс, Гвадалуп-Маунтинз. Имеются национальные парки и вне основной (материковой) территории США, например, на Гавайях: Халекала и Гавайские вулканы. Наиболее бедными в плане национальных парков оказываются только равнинные и сильно освоенные штаты Среднего Запада - Небраска, Канзас, Миссури, Айова, некоторые другие.

Другая важная категория, принадлежащая данной группе, - это национальные резерваты, которых 21, и на них приходится примерно 27% общей площади (23 млн акров), крупнейшие из них находятся на Аляске.

Промежуточное положение занимают национальные памятники, которых по стране 83, однако ввиду небольших, подчас точечных, размеров они в сумме занимают примерно 3% площади всей Системы (2,8 млн акров). По прежней схеме, эта категория считалась полностью природной, теперь же в нее включаются и историко-культурные достопримечательности. Примерами первых может служить такое знаменитое природное образование, как останец Девилс-Тауэр в штате Вайоминг, пример вторых - статуя Свободы в бухте Нью-Йорка.

Исторические территории. Их задача сводится, прежде всего, к охране разного рода историко-культурных достопримечательностей: мемориалы, объекты археологии, исторические здания и сооружения, культурные ландшафты и пр. Общее количество таких объектов весьма внушительно - 189, однако покрываемая ими площадь невелика -всего несколько десятых процента от суммарной площади, занимаемой всеми категориями Системы национальных парков США.

Историческая группа охраняемых территорий по внутренней структуре более разнообразна, чем природная группа. Она включает в себя национальные исторические парки, которых в 2019 г. числилось 57. Например, это старые части Бостона и Филадельфии, Клондайк на Аляске и разные места, связанные с культурой индейцев. Далее следуют такие категории, как национальный военный парк и национальное поле битвы. Многие из них связаны с событиями войны Севера и Юга в 1861-1865 гг., например, это места сражений при Чикамоге (Джорджия), Фредериксберге (Виргиния), Шило (Теннесси), Виксберге (Миссисипи), Геттисберге (Пенсильвания).

Еще в 1911 г. была установлена такая категория, как национальный мемориал. К ней относятся мемориалы Вашингтона, Рузвельта, Джефферсона и Линкольна в Вашингтоне, генерала Гранта в Нью-Йорке, Т. Костюшко в Филадельфии, это и военный мемориал Перл-Харбор на Гавайях и др. - ныне всего 30 таких памятных мест. В 1935 г. была введена еще одна категория - национальное историческое место, которая ныне объединяет 76 объектов. Это, прежде всего, торговые фактории и военные форты, связанные с первыми этапами колонизации страны. Это также места рождения или жительства Президентов США - Вашингтона, Адамса, Линкольна, Тафта, Теодора Рузвельта, Гувера, Франклина Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауэра, Кеннеди, Картера и др. Это также места, связанные с жизнью и деятельностью таких знаменитых американцев, как Лонгфелло, Роберт Фултон, Эдисон, Юджин О'Нил, Карл Сэндберг, Мартин Лютер Кинг.

В некоторых районах США подобные исторические объекты располагаются особенно кучно. Например, за штатом Виргиния установилось даже прозвище «Кузница президентов» - здесь родились восемь президентов США. В первую очередь это относится к Джорджу

72

Вашингтону, имение которого Маунт-Вернон расположено к югу от американской столицы. В Виргинии родился и Томас Джефферсон, мемориальные места которого находятся у г. Шарлотсвиль. По соседству с ним родился и президент Джеймс Монро. Не менее интересна и историческая Тропа Авраама Линкольна, проходящая по территории штатов Кентукки и Иллинойс.

Рекреационные территории. Цель выделения подобных участков - это обеспечение условий для развития загородного отдыха, поэтому они, прежде всего, приурочены к наиболее комфортным и доступным участкам. Как по числу (18), так и по занимаемой площади (3,6 млн акров) первенство в данной группе держат национальные зоны отдыха. Они могут быть самыми разными: от зоны отдыха Гатэвэй, на южной окраине Нью-Йорка (свыше 9 млн посетителей ежегодно), до удаленных областей, как, например, Бигхорн-Каньон, в горах на границе Монтаны и Вайоминга.

Важную роль в развитии туризма играют национальные озерные побережья на Великих озерах, а также национальные морские побережья, которые можно найти и на берегах Тихого океана, и на берегах Атлантики.

Выделено несколько национальных пейзажных троп, самой известной из которых является Аппалачская тропа протяженностью 5200 км, которая протягивается вдоль гряды Аппалачских гор от штата Мэн до Джорджии, по землям 14 штатов. Функционирует также несколько национальных парквеев - это уже не пешеходно-велосипедные, а полноценные автомобильные дороги.

Упомянем и полтора десятка национальных рек и диких и живописных рек, которые вошли в Систему относительно недавно. Они предоставляют уникальные возможности для рафтинга и экотуризма.

Таким образом, в Систему национальных парков США входят самые разнообразные территории и объекты. Симптоматично, что в их числе такие исторические символы Америки, как Белый дом, мемориалы американских Президентов, Статуя Свободы, гора Рашмор с барельефами четырех Президентов в Южной Дакоте, а также Гол-ден-Гейт - знаменитый мост в Сан-Франциско. Это также природные чудеса мирового масштаба, настоящие символы Северной Америки, такие как гейзеры Йеллоустона, каньон реки Колорадо, Йосемитский водопад, гигантские секвойи Калифорнии, экзотичные останцы красного песчаника парка Арчес и т.д. Количество посетителей этих популярных мест исчисляется миллионами.

Особо отметим, что вне Системы национальных парков США, под управлением различных иных ведомств, существуют, также играя важную роль в сохранении наследия, так называемые Related Areas

(всего около 170). Среди них своей многочисленностью (55 по стране) выделяются национальные территории наследия (National Heritage Areas). Они могут быть как природными (Appalachian Forest National Heritage Area в Мэриленде), так и историко-культурными (Crossroads of the American Revolution National Heritage Area в Нью-Джерси). Впрочем, многие из подобного рода участков все же зависят от Службы национальных парков, которая принимает участие в процессе управления ими, организует техническую или финансовую поддержку, и т. д.

1.3. Пространственное конструирование Системы национальных парков

В «Политике управления» Службы национальных парков США закреплен основной принцип планирования единой общегосударственной (федеральной) системы парков: охват всего многообразия природного и культурного наследия, для чего необходимо сочетать охрану уникального, экзотичного, с охраной типичного, показательного, эталонного. И, если географическое распределение уникальных природных объектов вряд ли поддается каким-либо четким научным закономерностям (все это, понятно, «штучный товар»), то выявление типичных ландшафтов может базироваться на принципе природного представительства (каждый физико-географический район должен быть представлен, как минимум, одним национальным парком). То же и с историко-культурными объектами: декларируется, что, с одной стороны, в Систему должны быть включены все наиболее ценные (то есть уникальные, неповторимые) объекты, а с другой стороны, следует стремиться к тому, чтобы представить все основные исторические периоды в жизни страны, все важнейшие аспекты ее культурной жизни, особенности развития всех ее регионов и так далее [3].

И такой подход был вполне успешно реализован, особенно в последние десятилетия, когда резерв уникальных территорий уже исчерпался, и Система национальных парков росла, в основном, за счет вовлечения в нее типичных объектов. Вмешалась и установка на более активное выявление рекреационных территорий вблизи крупных центров формирования рекреационного спроса. В итоге современная картина географического распределения всех элементов Системы -природных, исторических и рекреационных - предстает в виде, хотя и не идеальной, но более или менее равномерной «сетки». С той важной оговоркой, что основная часть парков и резерватов приурочена к западным штатам и Аляске (и там они самые крупные по площади), а наиболее высокая концентрация рекреационных и исторических объектов отмечается, наоборот, на староосвоенном и густо заселенном востоке страны. При этом «пониженная плотность» объектов Системы заметна лишь в отдельных штатах Среднего Запада. Однако нет ни одного американского штата, где бы не было

выявлено хотя бы нескольких элементов Системы: последние места в этом рейтинге занимают Айова и Висконсин - там всего по 4 объекта, в прочих штатах - значительно больше, например, Юта - 17 объектов, Аляска - 19, Аризона - 24, Калифорния - 33.

1.4. Законодательное и нормативно-методическое

обеспечение

Если говорить о законодательной базе функционирования Системы национальных парков, то здесь фундаментальную роль сыграл Федеральный Закон о Службе национальных парков - National Park Service Organic Act, принятый в 1916 г. Этот Закон учредил специальную государственную Службу, ответственную за сбережение наиболее ценных территорий страны, совокупность которых была определена как Система национальных парков (на тот момент в Системе числилось всего несколько категорий). Была сформулирована основная задача Службы и Системы парков: «оберегать живописные места, природные и исторические достопримечательности и дикую жизнь такими методами, чтобы обеспечить их сохранность для удовольствия будущих поколений». Будучи, за прошедшее столетие, неоднократно дополненным, этот Акт и поныне остается основным руководящим документом в изучаемой сфере.

Помимо этого, имеется еще несколько десятков федеральных законов, связанных (прямо или косвенно) с проблематикой национальных парков, охраной природного и культурного наследия, как-то: Закон об исторических местах - Historic Sites Act (1935), Закон о территориях дикой природы - Wilderness Act (1964), Закон о национальных музеях - National Museum Act (1966), Закон о диких и живописных реках - Wild and Scenic Rivers Act (1968), Закон о редких видах - Endangered Species Act (1973), Закон об охране археологических ресурсов -Archaeological Resources Protection Act (1979), Закон о регулировании рекреации на федеральных землях - Federal Lands Recreation Enhancement Act (2018) и ряд прочих [4].

Главным нормативно-инструктивным и одновременно методическим документом Службы национальных парков в сфере управления подведомственными территориями является уже упоминавшаяся «Политика Управления» - "Management Policies" [3]. Последняя версия Политики относится к 2006 г. В этом основополагающем - с точки зрения планирования, проектирования и управления Системой парков - документе содержится расшифровка всех базовых положений Закона 1916 г., с акцентом на изложение практических принципов управления охраняемой территорией. Специальные разделы Политики посвящены: принципам построения единой федеральной Системы парков, законодательству, проектированию и планированию, охране земель, управлению природными ресурсами, управлению

биологическими и водными ресурсами, охране геологических образований, выявлению и сохранению «участков дикой природы», управлению историко-культурными объектами, развитию туризма и экологического просвещения, инженерной инфраструктуре, возможностям развития коммерческой деятельности, взаимоотношениям с местным сообществом, особенно с аборигенным индейским населением и т.д.

В качестве дополнительных материалов, развивающих положения Закона 1916 г. и «Политики Управления», выступают многочисленные частные руководства (Regulations), посвященные самым разнообразным (подчас очень узким и специфичным) вопросам: регистрация исторических построек, размещение кладбищ и свалок твердых бытовых отходов, управление пожарами, регулирование автомобильного и водного трафика, развитие концессий, лицензионная охота и рыбная ловля, взимание платы за отдых, отлов диких животных... Важную роль играют и издаваемые по разным случаям Указы Директора Службы национальных парков (Director's Orders).

Перечисленные документы Службы выполняют роль нормативов и инструкций для проектировщиков, менеджеров, туроператоров, рейнджеров, исследователей, да и самих посетителей. При этом не остается неосвященным ни один важный вопрос, касающийся проблемы развития туризма и сохранения природного и культурного наследия. Роль этого «пакета» регламентирующих и предписывающих документов для успешной повседневной жизни национальных парков трудно переоценить.

1.5. Основные принципы сохранения наследия в рамках Системы национальных парков США

Можно констатировать, что Служба национальных парков США, несмотря на функционирование особо охраняемых объектов по линии Лесной службы, Службы Рыбы и Дичи и пр., была и остается главным гарантом сбережения национального наследия. Именно под ее эгидой находятся все наиболее популярные природные и культурные достопримечательности, подлинные символы страны, многие из которых известны во всем мире. Судя по формулировкам, закрепленным в Законе 1916 г. и Политике Управления [3; 4], сохранение наследия в рамках Службы национальных парков зиждется на соблюдении нескольких основополагающих принципов.

Во-первых, установлена практика, при которой объекты природного и культурного наследия управляется не разрозненно, а совместно, под эгидой единого органа на высшем - федеральном уровне, по единообразным методикам и на основе одних и тех же (с некоторыми вариациями) федеральных законов. Службе нацио-

нальных парков подведомственны также рекреационные территории, которые, по своей сути, могут иметь как природный, так и культурный генезис.

Во-вторых, при конструировании единой общегосударственной Системы национальных парков акцент делается на сбережении не только уникальных, наиболее экзотичных, но и типичных, наиболее характерных объектов. Именно такое сочетание позволяет представить природное и культурное наследие страны наиболее полно, в чем, собственно, и состоит генеральная задача Службы национальных парков, зафиксированная в ее базовых документах.

В-третьих, пополнение Системы национальных парков строится на строгом научном и максимально объективном подходе. Для этого территории, участки или объекты, перспективные для включения в Систему, оцениваются по нескольким критериям. Так, необходимо подтвердить, что изучаемый объект:

- обладает особенной - общенациональной, а иногда даже и мировой, значимостью (National Significance);

- оптимально вписывается в уже существующую картину распределения ценных объектов и территорий, управляемых Службой (Suitability); при этом приоритет должен отдаваться таким кандидатам, которые закрывают существенные пробелы Системы, например, располагаются в пока еще не представленных природных районах, либо демонстрируют какой-то оригинальный тип культурного наследия и т. д.;

- является вполне реальным дополнением к уже существующей Системе национальных парков (Feasibility); в этих целях изучается целый ряд чисто практических аспектов: достаточна ли площадь территории, оптимальны ли ее внешние границы, насколько современное хозяйственное использование успело нарушить природные и культурные ресурсы, оцениваются транспортная доступность и характер жизнедеятельности местного населения, а также потенциальные затраты, которые будут необходимы для выкупа земель в федеральную собственность, для их рекультивации и обустройства и пр.;

- будет наиболее эффективно сохраняться именно под эгидой Службы национальных парков, в сравнении с иными государственными или частными структурами (Direct NPS Management).

В-четвертых, важнейшее значение имеет обеспечение доступа к объектам национального наследия для всех желающих из всех слоев населения, в расчете на любой уровень запросов и возможностей. Все без исключения элементы Системы - будь то крупные парковые территории, отдельные монументы, и даже резерваты, - допускают посе-

тителей, правда, при условии соблюдения необходимых ограничений. Охрана наследия и развитие туризма, для которого ценные природные или историко-культурные объекты служат необходимым ресурсом, -неразделимы (см. разделы 2 и 3).

В-пятых, ключевой термин - «управление наследием» понимается весьма широко, с включением таких аспектов, как: собственно охрана (установление необходимых ограничений); вовлечение наследия в сферу экскурсионного дела, рекреации и активного туризма; оптимизация взаимодействия с местным населением; привлечение бизнеса к сохранению наследия; организация научных изысканий и мониторинга; популяризация природных и культурных ценностей и использование их в сфере образования и пр.

2. Роль национальных парков в развитии туризма и рекреации

Механизмы регулирования туристских потоков. Статистика посещаемости. Объекты и территории, образующие Систему национальных парков, пользуются высочайшим спросом в сфере туризма и отдыха, поскольку именно они обладают наивысшим (в масштабах страны) рекреационным потенциалом, и могут предоставить посетителям наиболее широкий спектр услуг - от пребывания на лоне девственной и экзотичной природы (прежде всего в национальных парках) до массового отдыха у воды (национальные морские и озерные побережья, зоны рекреации) и экскурсионного осмотра разного рода историко-культурных достопримечательностей (национальные исторические парки и другие категории исторической группы).

Уровень посещаемости более чем 400 участков, входящих в современную Систему национальных парков США, в 2018 г. составил примерно 318 млн человек (для сравнения: 2000 г. - 286 млн, 1990 г. - 255 млн, в 1975 г. - 188 млн, в 1960 г. - 71 млн, 1950 г. - 32 млн). При этом самыми популярными и часто посещаемыми (по несколько млн в год) являются наиболее крупные, экзотичные и знаменитые национальные парки (в основном на Западе, но также и на Востоке) или же национальные зоны отдыха и национальные автострады (в основном на Востоке, но также и на Западе). Пятерка лидеров по уровню посещаемости выглядит так. Национальная зона отдыха Голден-Гейт в Сан-Франциско - 15,2 млн человек в год; трасса Блю-Ридж-Парквей (Вирджиния, Северная Каролина, длина 755 км) -14,7 млн; Национальный парк Грейт-Смоки-Маунтинз в южных Аппалачах - 11,4 млн; зона отдыха Гатэвей на юге Нью-Йорка - 9,2 млн Наконец, это национальный мемориал Авраама Линкольна в Вашингтоне с 7,8 млн посетителей [4].

На собственно национальные парки, которых, напомним, 62, приходится около четверти всех посещений Системы национальных парков, а именно 75 млн ежегодно (данные на 2018 г.).

В истории развития национальных парков США были разные периоды. Некогда парки осваивались лишь отдельными группами энтузиастов, а военные отряды охраняли их территории от посягательств браконьеров, разного рода добытчиков и нечистоплотных промышленников. Далее, какое-то время парки были недооценены и посещались ограниченно («Великая депрессия»). Однако после, наоборот, туда хлынул поток посетителей (послевоенная Америка), для чего потребовалось принятие специальных мероприятий и программ (программа Mission-66, введение системы «участков дикой природы» - wilderness). В настоящее время ситуацию с посещаемостью национальных парков в США в общем и целом можно оценить как вполне стабильную, сбалансированную, лишенную каких бы то ни было особо острых конфликтов: к этому благополучию не мог не привести огромный, накопленный за десятилетия, опыт американцев в этой сфере их жизни.

Вместимость национальнъх парков - «краеугольный камень», один из важнейших вопросов теории и практики развития туризма на этих охраняемых территориях. В этом вопросе можно выделить три аспекта, изучение которых, в конце концов, позволяет максимально верно определить оптимальный уровень посещаемости того или иного рекреационного угодья.

- Во-первых, это физическая способность природного ландшафта выдерживать рекреационные нагрузки. Здесь имеется в виду необходимость изучения особенностей местного рельефа, растительности, почвы и иных природных параметров, с целью определения потенциальной способности ландшафтов разных типов сопротивляться рекреационному прессу.

- Во-вторых, это психологическая полноценность отдыха, что подразумевает необходимость создания таких условий, при которых у посетителей не возникало бы никакого эмоционального дискомфорта (обеспечение тишины, устранение чуждых посторонних звуков, предотвращение чрезмерного скопления людей и т. д.).

- В-третьих, это предупреждение разрушения наиболее важных объектов осмотра (ради сохранения которых, собственно, обычно и создаются национальные парки). К числу таких «ядер», притягивающих главное внимание, относятся разного рода феномены природы (гейзеры, пещеры, стада диких животных, деревья-великаны, скалы-останцы, термальные источники и т.д.) или же ценные объекты культурного

наследия (руины древних поселений, памятники архитектуры, инженерные сооружения, сады и парки, наскальные изображения и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным методом регулирования туристических потоков на территории национальных парков США является функциональное зонирование территории, что предусматривает выделение особого набора зон, которые отличаются друг от друга степенью и характером вводимых ограничений. Так, в национальных парках США предусматривается выделение следующих четырех стандартных зон [1-3].

- Природная Зона ("Natural Zone") - охрана природных ландшафтов, уникальных и эталонных объектов, экологически обоснованная рекреация; выделяются подзоны - участки расположения природных феноменов, особо охраняемые объекты природы, «территории дикой природы», или "wilderness", а также участки для проведения научных исследований и участки, имеющие особый режим управления.

- Зона Культурных Объектов ("Cultural Zone") - охрана историко-культурных достопримечательностей и культурного ландшафта в целом; выделяются подзоны - сохранения ценных объектов, традиционного природопользования, памятные или исторические места.

- Зона Развития ("Park Development Zone") - обслуживание посетителей, участки массового отдыха, разнообразные вспомогательные службы, коммуникации и т.д.

- Зона Особых Видов Использования ("Special Use Zone") - выпас скота, добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство, водохранилища и иные гидротехнические сооружения и т. д. (указанные виды хозяйственной деятельности в парках США разрешаются в специально отведенных местах и на особых условиях).

Опыт США показывает, что широкое по площади распространение ограничительных режимов посещаемости действенно лишь при нагрузках с малой местной составляющей, то есть вдали от крупных городов. А при значительных местных нагрузках (вблизи и на окраинах крупных городов) задачи сохранения ландшафтов должны решаться не столько путем запретов и ограничений, сколько с помощью продуманного благоустройства и рациональной организации системы посещения территории в целом.

Так, в американских парках, помимо зонирования, активно используются такие «рычаги», позволяющие регулировать туристические потоки и снижать риск деградации осваиваемых культурных и природных ресурсов, как:

- рациональное планирование и «гибкое» использование до-рожно-тропиночной сети (что позволяет «увести» потоки рекреантов

от наиболее уязвимых участков и объектов, и наоборот, сконцентрировать их в более безопасных местах);

- установление дополнительных временных и пространственных ограничений, сезонные ограничение доступа на те или иные участки национального парка;

- ограничение потока туристов с помощью введения лимитов на количество мест ночлега в кемпингах или же мест на парковках, и т. д.;

- переход с личного автотранспорта на общественный транспорт (автобусы-«шаттлы», «минибасы»), а также на экологически безопасные виды транспорта (велосипеды, сигвеи, электросамокаты и электромобили);

- создание отвлекающих аттрактивных центров, что помогает более равномерно распределять потоки туристов, направлять их в нужных направлениях, отвлекать от наиболее посещаемых объектов;

- активная прокладка так называемых «учебных троп» для пешеходного познавательного туризма. Технически грамотно проложенная тропа - это важный залог сохранения природного ландшафта и одновременно - обеспечения максимальной информативности маршрута;

- дифференциация входной платы - в зависимости от сезона, дней недели, введение льгот для разных категорий посетителей и т. д.

Статистика посещаемости центральной категории Системы - собственно национальных парков - отчетливо подтверждает тенденцию к нарастанию туристского потока. Небольшой, умеренный или резкий рост отмечен примерно у % всех национальных парков. Вот статистика посещаемости наиболее популярных территорий, относящаяся, с одной стороны, к 2008 году, а с другой - к 2018 году. Грейт-Смоки-Маунтинз, чемпион по посещаемости среди всех национальных парков: 9,0 и 11,4 млн; Гранд-Каньон - 4,4 и 6,4 млн; Йеллоустон - 3,0 и 4,1 млн; Йосемит - 3,4 и 4,0 млн, Олимпик - 2,8 и 3,1 млн; Роки-Маунтинз - 2,8 и 4,6 млн; Зай-он - 2,7 и 4,3 млн; Акэйдия - 2,0 и 3,5 млн; Шенандоа - 1,0 и 1,2 млн; Брайс-Каньон - 1,0 и 2,7 млн. Иными словами, прирост годовой посещаемости за одно десятилетие (2008-2018 гг.) был в отдельных случаях полуторо-двукратным, и даже более [4]!

Рис. 7. Въезд в национальный парк Брайс-Каньон, штат Юта

Рис. 8. Автодорога в национальном парке Зайон, штат Юта

Рис. 9. Туристы в национальном парке Зайон, штат Юта

Рис. 12. Панорама Йосемитской долины

Небольшое число национальных парков держат посещаемость на стабильном уровне, еще меньше (считанные единицы) - показывают снижение посещаемости. К числу последних относится очень известный парк - Эверглейдс, на южной оконечности Флориды. Этот парк посетили: в 2008 г. - 0,8 млн туристов, в 2013 г. - 1,1 млн, в 2018 г. -0,6 млн! Впрочем, для этого парка свойственны резкие колебания посещаемости на протяжении всей его истории, начиная еще с 1947 г. Причем наивысший показатель - 1,5 млн - был отмечен в 1972 г., и более превзойден не был [4].

Имеются данные о посещаемости (также в 2018 г.) разных других категорий, входящих в Систему национальных парков США. Эти цифры свидетельствуют о высоком интересе и к этим объектам, будь то рекреационные, природные или исторические категории. Число визитов на некоторые объекты достигает нескольких миллионов в год, что особенно относится к наиболее популярным и доступным местам, находящимся на Восточном побережье, в Калифорнии или Флориде.

Так, очень высокая посещаемость, сравнимая с таковой у самых популярных национальных парков, отмечается у национальных зон отдыха (помимо упомянутых выше Голден-Гейт и Гатэвэй, отметим Делавер-Вотер-Гэп, штат Нью-Джерси, 3,2 млн визитеров); у исторических дорог (помимо трассы Блю-Ридж-Парквей, о которой уже говорилось, отметим мемориальный парквей имени Дж. Вашингтона, 7 млн); у национальных озерных и морских побережий (Слиппинг-Беар-Дюнс на озере Мичиган и Канаверал во Флориде, по 1,6 млн), у национальных исторических парков (Сан-Франциско Меритайм-Парк, 4,2 млн). Среди национальных монументов также встречаются крайне популярные объекты: самый посещаемый из них - это Статуя Свободы, которая установлена на небольшом острове в заливе Нью-Йорка, куда от Манхеттена идет паром, с 4,2 млн туристов ежегодно. Наконец, это знаковые национальные мемориалы в крупных городах Америки (мемориал Авраама Линкольна в Вашингтоне - около 8 млн) [4].

У периферийных объектов, особенно сильно удаленных, посещаемость оказывается гораздо более скромной. Так, национальный природный резерват Чарли-Ривер, что на Аляске, посещают всего несколько тысяч туристов за год.

3. Доступность наследия — важный принцип организации туризма

Уже отмечалось, что рожденная в США идея национальных парков, доступных для всех слоев общества, очень демократична. Для целей организации парков сначала выкупаются необходимые земли, затем эти территории обустраиваются и предоставляются в пользование всем же-

лающим (естественно, при соблюдении определенных норм и правил, и соответственно принятой системе функционального зонирования).

Важно также отметить, что Система национальных парков в США спланирована таким образом, чтобы удовлетворить спрос всех основных групп населения, предоставив им самые широкие возможности - как в выборе самого места отдыха, так и в характере этого отдыха (набор рекреационных занятий, продолжительность пребывания, место проживания и стоимость выбранных услуг и др.).

Действительно, в парках могут найти все необходимое для своего отдыха не только активные здоровые люди, представляющие средний класс и населяющие крупные города (принято считать, что именно этот пласт населения является самым перспективным потребителем туристических услуг, предоставляемых национальными парками), но и более «проблемные» группы населения [3].

Во-первых, речь идет о жителях «глубинки» - периферийных отдаленных районов, откуда бывает трудно добираться до места назначения (на первый взгляд, имея ввиду действительно прекрасные американские дороги и высокую степень мобильности населения США, это не представляется особой проблемой, однако громадные физические размеры страны все-таки усложняют ситуацию).

Эта проблема решается благодаря тому, что современная сеть объектов и территорий, образующих современную Систему национальных парков, покрывает, более или менее равномерно, практически всю страну: это десятки парков и монументов, мемориалов и исторических парков, рекреационные зоны, побережья озер, приморские зоны отдыха, парквеи, дикие реки и живописные тропы и т.д. (а если добавить к этому весьма многочисленные парки штатов, «национальные леса» и разного рода резерваты, то сеть пригодных для отдыха участков становится еще гуще).

Все это делает проблему поиска места отдыха вполне решаемой, как для жителей мегаполисов и крупных городов, так и для обитателей периферийных районов, даже самых отдаленных, а также для населения бедных на нетронутую природу штатов Среднего Запада.

Во-вторых, речь идет о малоимущих гражданах, с низкими доходами, которые не могут позволить себе отдых с выездом в другой район страны вообще или могут позволить это крайне редко (школьники и студенты, представители низкооплачивамых профессий, гастарбай-теры и вновь прибывшие мигранты, к этой же категории можно условно отнести и пенсионеров, хотя среди последних немало и весьма обеспеченных людей).

Эта проблема решается за счет введения гибкой системы оплаты туристических и сопутствующих услуг. Так, в «Политике управления» фиксируется, что основные услуги, к числу которых принадлежит, прежде всего, охрана территории (protection), предоставление общей информации (information and orientation) и просветительская работа (interpretation), должны быть бесплатными для всех посетителей ("basic services will be available to all visitors free of charge"). Вместе с тем оговаривается, что плата за конкретные рекреационные услуги, которые зависимы от инфраструктуры и связаны с регулярными затратами, расходными материалами и специальным оборудованием, должна быть назначена и должна взиматься.

Если в прежние годы при посещении национальных парков почти повсеместно существовал обязательный минимум - обычная входная плата, то в настоящее время лишь порядка 120 территорий Системы национальных парков (из 419) взимают деньги за вход, от 3 до 25 долларов с человека. К числу взимающих плату парков относятся практически все наиболее популярные парки США - Гранд-Каньон, Йеллоустон, Йосемит, Олимпик и пр. Очевидно, что именно они приносят основной доход: умножим, допустим, 20 долларов на 6,4 млн человек, которые приезжают ежегодно в Гранд-Каньон, и получим сумму в 128 млн (!) долларов (и эту прибыль дает лишь один, хотя и очень популярный, объект Системы национальных парков США, причем здесь не учтен доход от покупки прочих туристских услуг).

Однако далее - выбор весьма широк, и он зависит от финансовых возможностей и желания посетителя. Можно продолжать отдыхать без особых запросов (пешие прогулки - треккинг, «скандинавская ходьба», размещение в дешевых кемпингах), но можно купить пролет над местностью на вертолете, принять участие в рафтинге, заказать сопровождение, можно разместиться в самом дорогом отеле и т. д.

Имеется система различных льгот, например, скидки для посетителей старше 60 лет, детей, волонтеров, военнослужащих. Введен единый билет, действующий в течение года на вход, причем не только во все территории, входящие в Систему национальных парков США, но и в охотничьи заказники Службы Рыбы и Дичи, а также резерваты, управляемые Лесной Службой, и иные объекты федерального подчинения, - в целом это касается более 2 тысяч рекреационных угодий по всей стране (Interagency Annual Pass - стоимость 80 долларов). Все это делает отдых в парках удобным, демократичным, с услугами по принципу - «на любой кошелек» ! Именно поэтому здесь может отдыхать любой человек, даже если он принадлежит к числу малообеспеченных.

В-третьих, речь идет о людях с ограниченными возможностями, т.е. инвалидах, которые, даже при той уважительной атмосфере, которая в западном обществе создается вокруг них, и при очень высоком

88

социальном и техническом обеспечении их жизни, все равно не в состоянии пользоваться природными и культурными благами американской цивилизации в той же мере, в какой это способны делать обычные здоровые люди.

В национальных парках США внимание людям с ограниченными возможностями (устройство подъемников, пандусов, перил, специальных скатов на тротуарах и пр.) оказывается не только на основных элементах инфраструктуры (места парковок, визит-центры, сувенирные магазины, рестораны, туалеты и др.), но и на парковой территории. К примеру, для удобства таких граждан специальным образом оборудуются отдельные, наиболее сложные, участки туристических маршрутов, для них допускаются парковки в местах, запрещенных для обычных посетителей, чтобы максимально приблизиться к смотровым площадкам и объектам осмотра и так далее. В отдельных разрешенных для этого местах для инвалидов особым образом оборудуются места для отдыха, стоянки и рыбалки. Приспособление объекта осмотра или отдыха для инвалидов может быть запрещено лишь в том случае, если это повлечет за собой нежелательную перестройку, изменит внешний вид объекта и создаст проблемы для других посетителей.

Инвалиды имеют право на пожизненный бесплатный доступ в национальные парки. Разрабатываются для них и специальные экскурсии, с учетом их ограниченных возможностей. Привилегии инвалидов, пребывающих на территории национальных парков, зафиксированы в специальном разделе «Политики управления» Службы национальных парков США.

Вместо заключения: что из американского опыта может позаимствовать Россия?

Опыт США в плане организации особо охраняемых территорий и сбережения своего наследия актуален для нас ввиду нескольких обстоятельств.

1). Обе страны оказываются вполне сопоставимыми по своим огромным физическим размерам и отсюда - по степени ландшафтного и культурного разнообразия (при всей, конечно же, неповторимой специфике каждой из стран в плане спектра представленных ландшафтов и палитры культурных традиций, да и всего хода их исторического развития).

2). В обеих странах имеются давние традиции создания - в целях сбережения наследия - особо охраняемых территорий, с более чем столетней историей. Правда, отметим все же существенное опережение США, где, как известно, первый национальный парк был учрежден еще в 1872 году. В царской России первые природные резерваты (в современном их понимании) были созданы лишь в начале XX сто-

летия, хотя их прообразы - священные места, охраняемые засечные лесополосы, монастырские леса, царские и великокняжеские охоты, -выделялись с гораздо более ранних времен. Первый государственный заповедник - Баргузинский, был создан в начале 1917 г.

Однако по-настоящему глубокий водораздел пролег не здесь, не в вопросе - кто был первый, а в самом сценарии дальнейшего развития систем ООПТ. Так, США начали с того (и долго шли по этому пути), что стали выделять национальные парки - обширные местности с экзотичной дикой природой, предназначавшиеся «для наслаждения всей нации». В России пошли другим путем: главной организационной формой сохранения природного наследия здесь стали заповедники, с весьма строгими запретами, и с явным главенством научно-исследовательских функций над рекреационными (что, очевидно, более отвечало менталитету закрытого советского общества того времени).

Тем не менее, постепенно обе системы сближались, шел процесс конвергенции: в 1960-х гг. в США возникла система «территорий дикой природы» (их можно расценить как аналоги наших заповедников), равно как в СССР стали возникать в начале 1970-х гг. первые национальные парки, которые стали копировать зарубежные, прежде всего американские, образцы [1; 2; 5; 6].

3) В итоге, к настоящему времени в США и в России сформировались весьма мощные и разветвленные системы федерально значимых и федерально же управляемых охраняемых территорий, вполне сопоставимые по своему размаху и огромной роли в деле сохранения национального наследия.

Так, в США, как уже говорилось, общее число объектов, включенных в Систему национальных парков, достигло 419, их разнообразие - порядка 20 категорий, занимаемая площадь - 34,5 млн га.

В России же суммарное число федеральных особо охраняемых природных территорий составляет ныне примерно 300 единиц, включая основные категории: государственные природные заповедники (110), национальные парки (62), это также 60 федеральных заказников и 17 федеральных памятников природы, около 50 дендропарков и ботанических садов. Добавим к этому музеи-заповедники и музеи-усадьбы - основные у нас формы сбережения объектов историко-культурного наследия и культурных ландшафтов. Из 150 подобных территорий по стране около 30 являются федеральными. Суммарная площадь вышеперечисленных 330 федеральных территорий, сохраняющих культурное и природное наследие России, составляет, ориентировочно, 75 млн га.

Правда, если учесть иные охранные категории федерального уровня - участки, находящиеся под управлением Лесной Службы (155 «национальных лесов» - 77 млн га), заказники Службы Рыбы и Дичи (568 - 60,7 млн га), а также 803 «территории дикой природы» (45 млн га), то США в этом «соревновании» окажутся далеко впереди.

Вместе с тем, система управления природным и культурным наследием, а также степень вовлеченности этого богатейшего ресурса в сферу туризма, - разнятся очень сильно. И в этом плане России есть чему поучиться. Ибо наш ресурс, который, несомненно, очень богат, явно недоиспользуется, о чем свидетельствуют цифры, отражающие посещаемость наших и американских национальных парков (приложение 2).

Итак, во-первых, необходимо последовать примеру Системы национальных парков США, в рамках которой одновременно и взаимосвязано сберегается как природное, так и культурное наследие, и именно такой подход мы считаем правильным и наиболее эффективным.

В нашей стране, наоборот, утвердилась и до сих пор жива схема, когда природные и историко-культурные ценности управляются по линии различных ведомств (Минприроды РФ, Минкультуры РФ, некоторые другие). Хотя в прошлые годы неоднократно предпринимались попытки объединить усилия по сохранению культурного и природного наследия в рамках единой межведомственной структуры. Вероятно, что к этой идее стоило бы вернуться, и как минимум, наладить необходимые межведомственные контакты.

Во-вторых, в России до сих пор не разработано такого всеобъемлющего документа, каким является Политика управления Службы национальных парков США. Более того, в действующем российском законодательстве не освещены многие важные вопросы, касающиеся сохранения объектов наследия, нет необходимых инструкций и методик, каковыми, как было показано выше, пользуется Служба национальных парков США в своей повседневной работе.

В-третьих, полезно перенять американский опыт по вовлечению различных объектов наследия в сферу туризма. Для чего можно рекомендовать воспользоваться различными механизмами, которые традиционно применяются в американских парках для регулирования потоков посетителей (эти методы уже вполне успешно, но все еще не столь эффективно, как хотелось бы, культивируются и на наших охраняемых территориях, так что резерв роста здесь имеется значительный).

Конечно, не надо «перебарщивать» и привлекать неорганизованные массы туристов в заповедники - они, по нашему глубокому убеждению, должны и впредь оставаться ключевой формой сбережения природного наследия России, полигоном для проведения научных изысканий, убежищем для редких и исчезающих видов, стабилизато-

ром экологического баланса и пр. Вместе с тем, заповедные места не должны оказаться вообще вне сферы туризма, но только разумно организованного и безопасного для природной среды. Извечный вопрос о балансе между «сохранением» и «развитием» должен быть разрешен в пользу одновременного и непротиворечивого развития того и другого. Природное и культурное наследие должно стать еще более доступным (причем, для всех групп населения), но при обязательных гарантиях сохранности этого наследия на долгие времена. А о том, что эта задача вполне реальна, ярко свидетельствует опыт Службы национальных парков США, рассмотренный в настоящей статье.

Приложение 1

Структура Системы национальных парков США (на 01.01.2020 г.) [6]*

Группы объектов Категории Площадь, акры Кол-во

Национальный парк (National Park) 52 млн 62

Национальный резерват (National Preserve) 23 млн 19

Природные Национальный резерват (National Reserve) 33 тыс. 2

Национальный памятник (National Monument) 2,8 млн 83

Национальный исторический парк (National Historical Park) ок. 200 тыс. 57

Национальное историческое место (National Historic Site) 36 тыс. 76

Национальный военный парк (National Military Park) 38 тыс. 9

Исторические Национальное поле сражения (National Battlefield) 13 тыс. 11

Национальный парк поля сражения (National Battlefield Park) 9 тыс. 4

Национальное место поля сражения (National Battlefield Site) 1,0 1

Интернациональный памятник истории (International Historic Site) 45 1

Национальный мемориал (National Memorial) 9 тыс. 30

Рекреационные Национальная зона отдыха (National Recreation Area) 3,6 млн 18

- Национальная автострада (National Parkway) 173 тыс. 4

- Национальное озерное побережье (National Lakeshore) 150 тыс. 3

- Национальное морское побережье (National Seashore) 594 тыс. 10

- Национальная река (National River) 429 тыс. 5

- Национальная дикая пейзажная река (National Wild and Scenic River) 310 тыс. 10

- Национальная пейзажная тропа (National Scenic Trail) 225 тыс. 3

Прочие объекты 39 тыс. 11

Система национальных парков, всего 85 млн акров 419

* Разделение категорий Системы на указанные три группы практиковалось в прошлые годы. Согласно новой версии Политики управления (2006 г.) такое разделение уже не предусматривается. Тем более, что некоторые категории приобрели комплексный характер и их трудно однозначно отнести к какой-то из трех групп. Так, в категорию национальных памятников, куда ранее входили исключительно природные образования, в настоящее время включаются и историко-культурные объекты. Национальные реки и дикие пейзажные реки обладают, как правило, и природной и рекреационной ценностью.

Приложение 2

Охрана природного и культурного наследия в США и России (по данным на 2019 г.) [4; 5]

Категории-аналоги, сохраняющие природное и культурное наследие US National Park Service Российская Федерация

National Parks Количество 62 62

Площадь 21 млн га 19,4 млн га

Национальные парки Посещаемость ок. 75 млн чел. 15-16 млн чел.*

National Historical Parks/ National Battlefields/ Количество 81 ок. 150

National Battlefield Parks/ National Military Parks

Площадь Н.д. Н.д.

Музеи-заповедники/ музеи-усадьбы Посещаемость 42.5 млн чел. ок. 35 млн чел.

* Почти половина этого потока (порядка 7 млн) приходится на подмосковный «Лосиный остров», являющийся, по сути, лесопарком.

Литература

1. Бишоп К., Грин М., Филлипс А. Модели национальных парков. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. 216 с.

2. .Забелина Н.М. Национальный парк. М.: Мысль, 1987. 172 с.

3. Management Policies. Washington (DC., USA): US. Dept. of the Int., Nat. Park Service, 2006. 160 p. (https://www.nps.gov/policy/MP_2006.pdf)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. https://www.nps.gov/aboutus/national-park-system.htm - официальный сайт Службы национальных парков США.

5. Максаковская Н.С., Максаковский Н.В. Национальные парки России как основа природоохранного каркаса и ресурс туризма. Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Научный журнал Серия «Естественные науки», вып. 1 (25), Москва, 2017. С. 9-20.

6. Максаковский Н.В. Развитие сети национальных парков в России (дополнительные материалы к Стратегии управления национальными парками России). М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002. 36 с.

THE U.S. NATIONAL PARK EXPERIENCE IN HERITAGE CONSERVATION AND ORGANIZATION OF TOURISM

N. Maksakovskaya1, N. Maksakovsky2

furman5 0@ hotmail.com; nmaks2007@rambler. ru

'Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism 2Expert on World Heritage and Protected Natural and Historical Territories

Moscow, Russia

Abstract. The article analyses experience of the United States of America, the country that created idea of national parks and gave the world a model for organizing this type of specially protected areas. The United States National Park System is characterized as the main mechanism for the preservation of the country's natural and cultural heritage, and its history, structure, and principles of construction are revealed. The role of American

parks in the development of the tourism industry is being studied, with a particular focus on their attendance, supported by the original 2018 U.S. National Park Service statistics. The most positive aspects of the American experience are proposedfor introduction into the Russian practice of heritage preservation and organization of tourism.

Keywords: national park, USA national parks system, specially protected natural area, natural and cultural heritage.

For citation: Maksakovskaya N., Maksakovsky N. The U.S. national parks experience in heritage preservation and organization of tourism. Heritage and Modern Times. 2019; 2(4):6l-95.

References

1. Bishop K., Grin M., Fillips A. Modeli nacionalvnyvx parkov. M.: Izd-vo Centra ox-ranyv dikoj prirodyv, 2000. 216 s.

2. Zabelina N.M. Nacionalvnyvj park. M.: Myvsl\ 1987. 172 s.

3. Management Policies. Washington (DC., USA): US. Dept. of the Int., Nat. Park Service, 2006. 160 p. (https://www.nps.gov/policy/MP_2006.pdf)

4. https://www.nps.gov/aboutus/national-park-system.htm - oficiaFny^j sajt Slu-zhbyv nacionalvnyvx parkov SShA.

5. Maksakovskaya N.S., Maksakovskij N.V. Nacionalvnyve parki Rossii kak osnova prirodooxrannogo karkasa i resurs turizma. Vestnik Moskovskogo Gorodskogo Pedagog-icheskogo Universiteta. Nauchnyvj zhurnal Seriya «Estestvennyve nauki», vyvp. 1 (25), Moskva, 2017. S. 9-20.

6. Maksakovskij N.V. Razvitie seti nacionalvnyvx parkov v Rossii (dopolnitelvnyve materialyv k Strategii upravleniya nacionalvnyvmi parkami Rossii). M.: IzdateFstvo Centra oxranyv dikoj prirodyv, 2002. 36 s.

Сведения об авторах

Максаковская Наталья Сергеевна,

кандидат пед. наук, доцент кафедры Рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия.

E-mail: furman50@hotmail.com

Максаковский Николай Владимирович, кандидат геогр. наук, эксперт по Всемирному наследию и охраняемым природным и историческим территориям, г. Москва, Россия. E-mail: nmaks2007@rambler.ru

Authors of the publication

Natalya Maksakovskaya, Ph.D. (Pedagogics), Associate professor of Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia. E-mail: furman50@hotmail.com

Nikolai Maksakovsky, Ph.D. (Geogr.), expert on World Heritage and Protected Natural and Historical Territories, Moscow, Russia.

E-mail: nmaks2007@rambler.ru

Дата поступления 01.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.