Научная статья на тему 'Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО'

Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадакин В.В., Шигаев А.В.

В статье освещается опыт реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Республике Мордовия, которая определена одним из субъектов Российской Федерации для его экспериментального внедрения. Авторы описывают результаты деятельности Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, являющегося оператором в реализации программных мероприятий ГТО в регионе. Показано, что в настоящее время в вузе реализуется проект «Комплекс ГТО в жизнь МордГПИ», главная цель которого заключается в том, чтобы ввести в жизнь института новый физкультурно-спортивный комплекс, позволяющий вовлечь студентов и всех участников образовательного процесса в занятия физкультурой и спортом. В статье также обозначены некоторые задачи, решение которых в дальнейшем будет способствовать успешному внедрению Комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадакин В.В., Шигаев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО»

ОПЫТ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА В РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

УДК/UDC 796.077

Информация для связи с автором: reception@mordgpi.ru

Поступила в редакцию 08.05.2015 г.

Ректор Мордовского государственного педагогического института,

кандидат педагогических наук, доцент В.В. Кадакин1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шигаев1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

EXPERIENCE OF MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.E. EVSEV'EV IN IMPLEMENTATION OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE"

Rector of Mordovian State Pedagogical Institute, Ph.D., associate professor V.V. Kadakin1

Ph.D., Associate Professor A.V. Shigaev1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Аннотация

В статье освещается опыт реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Республике Мордовия, которая определена одним из субъектов Российской Федерации для его экспериментального внедрения. Авторы описывают результаты деятельности Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, являющегося оператором в реализации программных мероприятий ГТО в регионе. Показано, что в настоящее время в вузе реализуется проект «Комплекс ГТО - в жизнь МордГПИ», главная цель которого заключается в том, чтобы ввести в жизнь института новый физкультурно-спортивный комплекс, позволяющий вовлечь студентов и всех участников образовательного процесса в занятия физкультурой и спортом. В статье также обозначены некоторые задачи, решение которых в дальнейшем будет способствовать успешному внедрению Комплекса ГТО.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, физическая культура, подготовка, здоровый образ жизни, опыт реализации.

Annotation

The authors of the present article highlight the experience of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» in the Republic of Mordovia, which is determined by one of the subjects of the Russian Federation for its experimental implementation. The authors define the performance of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, being an operator within the «Ready for Labor and Defense» program activities in the region. It is shown that Currently, the project «Ready for Labor and Defense complex in MordGPI» is being implemented, the main purpose of which is to put in practice of the Institute of the new sports complex, which promotes involvement of students and all participants of the educational process in physical culture and sports classes. In addition, the authors highlight a number of tasks which when settled will contribute to the effective implementation of the «Ready for Labor and Defense» complex.

Keywords: All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense», physical culture, training, healthy lifestyle, experience of implementation.

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Популяризация массовой физической культуры и здорового образа жизни - сегодня наиболее актуальна в Республике Мордовия. Забота о здоровье граждан выдвигается в качестве главного приоритета социальной политики региона, о чем свидетельствует включение нашей республики в состав одного из субъектов Российской Федерации для экспериментального внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО. В данном контексте можно отметить, что повышается роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность. Приоритетными направлениями политики вуза становятся формирование идеологии здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, создание условий, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности.

Существенный вклад в решение данной проблемы может внести внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

в среду студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Возрождение системы ГТО было объявлено в Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 [3]. Во исполнение данного Указа приняты постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"» и распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне».

Оператором по реализации программных мероприятий ГТО в регионе определен МордГПИ. Данный выбор продиктован прежде всего накопленным в институте опытом вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом, имеющимся опытом комплексного тестирования уровня физической подготовленности, физического развития и здоровья студенческой молодежи. В частности, на факультете физической культуры уже с 2010 г. успешно внедряется разработанная программа подготовки и оценки

уровня физического развития студентов «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», в основу которой положена система оценки по результатам выполнения нормативов летнего полиатлона [1, с. 3-5]. Все студенты факультета (с 1-го по 5-й курс) задействованы в сдаче норматива один раз в год, в весенне-летний период, а процедура сдачи проходит в один день. Для тех, кто не набирает проходного балла, организуются резервные дни для пересдачи. Показанный результат привязан к оценке по предмету ПФСС и ПСМ - «Повышение спортивного мастерства». Введение данных нормативов и среза контрольных показателей позволяет ежегодно отслеживать уровень развития профессиональных умений и навыков будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Успешная реализация программы подготовки и оценки уровня физического развития студентов - «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» - способствовала созданию базовой основы для внедрения в институте Всероссийского комплекса ГТО.

В настоящее время в вузе разработан и реализуется проект «Комплекс ГТО - в жизнь МордГПИ». Его цель заключается в том, чтобы внедрить в жизнь института новый физкультурно-спортивный комплекс, который в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции позволит вовлечь всех участников образовательного процесса в занятия физкультурой и спортом; поможет сделать культуру здоровья модной среди молодого поколения, стать эффективным средством отвлечения юношей и девушек от вредных привычек и асоциальных форм поведения. Все мероприятия проекта делятся на 3 блока.

Iблок - организационно-мониторинговый - направлен на мониторинг и модернизацию материально-спортивной инфраструктуры института и создание нормативно-правовой, методической и материально-финансовой базы; а также мониторинг физической подготовленности и состояния здоровья студентов, преподавателей и сотрудников института и разработку на основе полученных данных медицинских рекомендаций и требований к технологии проведения тестирования.

II блок - содержательно-деятельностный - включает проведение комплекса мероприятий, непосредственно направленных на вовлечение всех участников образовательного процесса в спортивно-оздоровительную и физкультурную деятельность; организацию регулярного тестирования студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников МордГПИ; внедрение системы стимулов для занятий спортивно-оздоровительной деятельностью.

III блок - итогово-результативный - способствует созданию и введению в действие системы мониторинга эффективности и результативности мероприятий, проведенных в рамках Программы; выявлению наиболее эффективных форм, методов, технологий спортивно-оздоровительной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья; организации продуктивной деятельности преподавателей, сотрудников и студентов института, основанной на гигиенических принципах организации труда и культуре здорового образа жизни.

К настоящему времени в рамках реализации проекта в институте проведен цикл мероприятий по тестированию: работают комиссии и инспекции Центра тестирования ГТО; по результатам мониторинга физической подготовленности и планового медицинского обследования студентов, преподавателей и сотрудников сформированы группы и определен порядок прохождения тестирования; разработаны индивидуальные паспорта здоровья для лиц, включенных в программу сдачи норм ГТО; сформирована система сти-

мулов для студентов, ППС и сотрудников к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни института, республики, успешному прохождению тестирования; результаты организации, участия и эффективности тестирования включены в оценку деятельности деканов, руководителей структурных подразделений, органов студенческого самоуправления. В вузе стартовал конкурс на лучшую организацию работы по реализации Комплекса ГТО среди факультетов, общежитий, структурных подразделений института. Началась реализация дополнительных образовательных программ для студентов, учителей физической культуры, организаторов физкультурно-спортивной работы, готовящихся для работы по введению Комплекса ГТО.

Реализации проекта способствует и то, что сегодня институт развивается как базовый центр педагогического образования в регионе [5, с. 60-66]. Большое значение имеет и современная спортивная инфраструктура: стадион, включающий футбольное поле, хоккейный корт, беговые дорожки, баскетбольные и волейбольные площадки, сектора для прыжков и метаний, спортивно-оздоровительный лагерь, специализированные залы для занятий спортивной и художественной гимнастикой, боксом, единоборствами, тяжелой атлетикой, четыре многофункциональных зала для игровых видов спорта и т. д. [2, с. 6-8].

На базе вуза проведен первый фестиваль ГТО среди всех категорий коллектива института, в котором приняли участие свыше 700 человек. В рамках фестиваля состоялся конкурс ГТО для оценки физической подготовленности студентов, преподавателей и сотрудников. Проведенные мероприятия по внедрению Комплекса ГТО как в институте, так и в республике в целом показали, что главное здесь - уйти от формализма при оценивании результатов и итоговых оценок проекта.

Принципиальным моментом при внедрении ГТО, как показал первый практический опыт, служит решение вопросов о судьбе имеющихся в вузе программ по физической культуре. Необходимо понимать, что Комплекс не должен заменять собой работающие учебные образовательные программы по физической культуре, существующие в российских вузах. Он призван способствовать массовому вовлечению студентов в дополнительные систематические занятия физической культурой и спортом с целью успешной сдачи ими нормативов комплекса на серебряный или золотой знак, а также содействия в выполнении имеющихся физкультурных программ. Здесь, по нашему мнению, главную роль должен сыграть спортивный клуб вуза как неотъемлемая часть продвижения ГТО [4].

Проведение цикла мероприятий по внедрению первого этапа Комплекса ГТО позволило также определить ряд задач, решение которых в дальнейшем будет способствовать успешному внедрению Комплекса ГТО не только в вузах и других образовательных организациях, но и в обществе в целом.

1. В СМИ необходима систематическая планомерная работа по формированию активной жизненной позиции населения по отношению к ГТО.

2. В качестве основы для мониторинга уровня физической подготовленности должна быть оптимизирована система диспансеризации. Это позволит объективно определить биологический возраст и правильно распределить учащихся по медицинским группам для занятий физической культурой и спортом. Считаем также необходимым восстановить на новой государственной основе работу лечебно-физкультурных диспансеров в регионах и активнее продвигать проекты создания центров спортивной медицины.

№ 8 • 2015 Август | August http://www.teoriya.ru

3. Требуется разработка системы стимулирования физических и юридических лиц, учитывающая их вклад в пропаганду здорового образа жизни и степень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом. В ее рамках можно предусмотреть льготы для лиц, сдавших нормативы ВФСК, при поступлении в вузы, военные училища, при устройстве на работу в силовые структуры, в образовательные учреждения и спортивные организации; учредить стипендии для учащихся, на протяжении нескольких лет выполняющих нормы Комплекса; вовлечь школы и вузы в конкурсную деятельность, направленную на выполнение учащимися нормативов ВФСК.

4. Необходима четкая система стимулирования и мотивации руководителей различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных органов власти, глав предприятий, хозяйственно-экономических и бюджетных структур - к созданию условий, побуждающих население вести здоровый образ жизни. Краеугольным камнем такой системы должен стать критерий здорового образа жизни работника, учет показателя состояния здоровья населения в пределах ответственности того или иного должностного лица или руководителя.

5. Необходимо возродить профессию спортивного врача, расширить централизованную систему непрерывного спортивного образования, включая подготовку и переподготовку - повышение квалификации вузовских тренеров-преподавателей, тренеров по олимпийским видам спорта, спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно образовывать, и грамотно тренировать и оздоравливать нашу молодежь. Наконец, требуется внести коррективы в саму управленческую модель комплекса, цель которых заключается в выстраивании четкой вертикали управления системой внедрения и реализации ВФСК на всех уровнях управления.

Вывод. Современный физкультурно-спортивный комплекс, использующий достижения прежнего ГТО, позволит решить одну из ключевых стратегических задач - воспитать здоровое поколение россиян. Новые физкультурно-спортивные нормы ориентируют на понимание того факта, что здоровье каждого конкретного человека и общества в целом должно стать национальной идеей, основой государственной политики в области оздоровления населения.

Литература

1. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт - флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. - 2014.

- № 8. - С. 3-5.

2. Мирошкин В.В. По страницам летописи факультета физической культуры Мордовского пединститута / В.В. Мирошкин, А.В. Коку-рин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 6-8.

3. Российская газета - Федеральный выпуск № 6340 [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): [вып. от 24.03.2014]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/.

4. Федотова Г.Г. Физическая культура в контексте гуманитарного образования студенческой молодежи / Г.Г. Федотова, Г.В. Пожарова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 2. - С. 74-77.

5. Шукшина Т.И. Развитие культурно-продуктивной личности в условиях базового центра педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Высшее образование сегодня.

- 2013. - № 1. - С. 60-66.

References

1. Kadakin, V.V. Mordovskiy gosudarstvenny pedagogicheskiy institut

- flagman razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v regione (Mordovian State Pedagogical Institute - leader of development of physical culture and sport in the region) / V.V. Kadakin // Teoriya i praktika fiz. kul'tury.

- 2014. - № 8. - P. 3-5.

2. Miroshkin, V.V. Po stranitsam letopisi fakul'teta fizicheskoy kul'tury Mordovskogo pedinstituta (Based on the history of Faculty of Physical Education of Mordovian Pedagogical Institute) / V.V. Miroshkin, A.V. Kokurin // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 6-8.

3. Rossiyskaya gazeta - Federal'ny vypusk № 6340 [electronic resource]: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 marta 2014 g. № 172 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO): [24.03.2014] (Federal Issue № 6340 [electronic resource]: Presidential Decree March 24, 2014 № 172 "On the All-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense"(GTO).

- Available at: http://www.rg.ru/.

4. Fedotova, G.G. Fizicheskaya kul'tura v kontekste gumanitarnogo obrazovaniya studencheskoy molodezhi (Physical culture in the context of liberal education of students) / G.G. Fedotova, G.V. Pozharova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012. - № 2. -P. 74-77.

5. Shukshina, T.I. Razvitie kul'turno-produktivnoy lichnosti v usloviyakh bazovogo tsentra pedagogicheskogo obrazovaniya (Development of culturally efficient individual within the basic center of pedagogical education) / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2013. - № 1. - P. 60-66.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

НОВЫЕ КНИГИ

Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение:

сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (27-28 мая 2015 года, г Пермь, Россия / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: АСТЕР. Рецензент:

В.В. Маркелов - доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Сборник содержит материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, отражающие современное состояние и перспективы развития физической культуры учащейся молодежи, спорта, спортивной медицины, медицинской реабилитации, адаптивной физической культуры и туризма. В сборник вошли работы по проблемам га детского и юношеского спорта, инновационные проекты, предложения по повышению качества физического воспитания в £ образовательных учреждениях, а также медико-биологические и психолого-педагогические аспекты физической культуры, £ спорта и туризма. Представлены традиционные взгляды и предложены инновационные методики в области медицинского

0 обеспечения спорта, различные методики кинезитерапии, традиционной медицины. Рассмотрены частые вопросы диагностики и экспертизы при занятиях спортом. Предлагаются проекты по организации и методикам реабилитационных услуг для различных контингентов.

1 Издание адресовано научным работникам, учителям физической культуры, тренерам, руководителям и сотрудникам про-с фильных факультетов и кафедр физкультурных вузов, университетов, институтов, физкультурно-спортивных организаций,

руководителям спортивных клубов и команд, научно-исследовательских лабораторий, врачам ЛФК и спортивной медицины, S аспирантам, магистрантам и студентам профильных факультетов и отделений. н

(U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.