Научная статья на тему 'Опыт межепархиального издания в русской православной Церкви (на примере сыктывкарской газеты «Вера-Эском»)'

Опыт межепархиального издания в русской православной Церкви (на примере сыктывкарской газеты «Вера-Эском») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иеромонах Сергий (родченко)

Статья посвящена исследованию типологических особенностей православной межепархиальной (межрегиональной) газеты. В качестве иллюстрации рассматривается многополосник «Вера-Эском», распространяющийся в северных областях России. Отмечается тематическая широта издания, охватывающего не только внутриправославную, но и общехристанскую проблематику, а также жанровое своеобразие его материалов, ориентированных на очерковую стилистику письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иеромонах Сергий (родченко)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт межепархиального издания в русской православной Церкви (на примере сыктывкарской газеты «Вера-Эском»)»

6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2003 - 367 с.

7. Фатеева И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: дисс. на соискание уч. степени д-а фил. наук / И.А. Фатеева. - Екатеринбург, 2008.

8. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб.-практич. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009 - 721 с.

ОПЫТ МЕЖЕПАРХИАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (НА ПРИМЕРЕ СЫКТЫВКАРСКОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕРА-ЭСКОМ»)

© Иеромонах Сергий (Родченко)*

Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Москва

Статья посвящена исследованию типологических особенностей православной межепархиальной (межрегиональной) газеты. В качестве иллюстрации рассматривается многополосник «Вера-Эском», распространяющийся в северных областях России. Отмечается тематическая широта издания, охватывающего не только внутриправославную, но и общехристанскую проблематику, а также жанровое своеобразие его материалов, ориентированных на очерковую стилистику письма.

Отечественными теоретиками уже неоднократно было замечено, что одной из самых существенных тенденций современной журналистики является регионализация прессы. Она представляет собой «отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60 %), и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70 %), и динамикой подписных тиражей» [9, с. 27].

Но, кроме того, в период постсоветской истории в отечественной прессе возникло еще одно новое явление, которое вполне отразилось также и на церковной периодике - особенно применительно к газетному ее типу. Речь идет о появлении изданий, которые в качестве своей аудитории охватывают несколько административно-территориальных образований. Причиной это-

* Докторант кафедры Канонического права и управления, кандидат богословия.

му послужил, по мнению ученых, пресловутый финансовый фактор: «Экономические трудности заставляют СМИ приглядываться к тому, как решаются подобные проблемы у соседей, участвовать в налаживании и развитии экономических, социально-политических и культурных связей между сопредельными территориями - районами, областями. В связи с этим стала укрупняться и проблематика местных СМИ. Появились издания, теле- и радиопрограммы, рассчитанные на аудиторию нескольких районов и областей, которые приобрели характер региональных СМИ» [5, с. 102]. Под этими СМИ подразумеваются такие масс-медиа, которые «... возникают на стыке районов, областей и представляют собой межрайонные, межобластные, межреспубликанские (имеются в виду автономные республики) СМИ, охватывающие своей проблематикой более крупные по площади местности - регионы, отличающиеся от других совокупностью естественных или исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения. Образовались новые СМИ, которые распространяют свою информацию в пределах Северо-Запада, Центрального, Центрально-Черноземного регионов, Поволжья, Урала, Северного Кавказа, Дальнего Востока» [5, с. 102].

Ярким примером такого регионального - а в контексте нашей тематики лучше сказать межепархиального - издания является сыктывкарская газета «Вера-Эском» [см.: 2]. Будучи одним из самых ранних православных журналистских предприятий (первый номер вышел 4 января 1991 года), она претерпела весьма сложную типологическую эволюцию. Родилась «Эском» (что на языке коми означает «вера») на стыке светской и церковной инициатив - ее учредили газетно-журнальное издательство «Периодика» и благо-чиннический округ Коми ССР. Подзаголовок первых номеров заявлял чрезвычайно широкий типологический диапазон - «Общественная, духовная, рекламно-информационная газета». Однако уже с № 6, просуществовав чуть больше месяца, газета переопределила себя - в качестве «Республиканского христианского еженедельника». Экономические проблемы первой половины 1990-х заставляют редакцию сокращать издание: «Эском» лишь номинально остается еженедельником, реально же выходит раз в две недели. Каких трудов и энтузиазма стоило сохранить «Веру», видно из публикаций тех лет: так, в первом номере за 1993 год редакция, обращаясь к читателям, пишет: «Оба прошедших года были трудными для нас, как и для всей страны. За какой-то месяц истаяли деньги, полученные редакцией за подписку. В непростом финансовом положении оказалась Церковь - наш учредитель, и отказалась от финансирования газеты. Нам помогли благотворители. Мы благодарны им. В обступившем холоде рынка и сами мы экономили «тепло» во всем: работали неполным штатом, получали свои самые низкие среди журналистов республики оклады и с месячными, и с

двухмесячными задержками, отказались от многих командировок, - и все же вынуждены были сократить периодичность. Порой, беря в руки свежий номер «Веры», мы удивлялись тому, что газета вообще вышла...» [4, с. 1]. Видимо, именно эти трудности (справедливы процитированные наблюдения доцента МГУ A.A. Грабельникова) заставляют редакцию расширять аудиторию - учитывая, что газета больше не связана церковным издателем (хотя формально в выходных данных еще очень долгое время будет упоминаться благочиние Коми). Сначала «Вера-Эском» охватывает, кроме своей национальной автономии, всю Архангельско-Мурманскую епархию, а затем распространяется и на соседние области. В результате с февраля 1995-го издание провозглашает себя «Христианской газетой Севера России». Декан Кировского филиала МГЭИ О.В. Бакина комментирует этот факт следующим образом: «Выход газеты за границы Республики Коми... обусловлен рядом факторов. Во-первых, тем, что газета информирует читателей о главных событиях в жизни Православной Церкви не только своего региона, но и России, дает подробные новости со всего Севера. Во-вторых, рассказывает не только о церковных праздниках и традициях, но и публикует материалы на темы современной науки, образования, медицины, отвечает на вопросы духовной жизни» [1, с. 41].

В дальнейшем этот орган печати формально перестал быть церковным изданием - структуры РПЦ вышли из состава учредителей газеты. Однако, поскольку «Вера» родилась, провела самый трудный период формирования, становления, выживания, обретения типологической ниши именно в качестве издания, соучрежденного с Церковью, то и мы рассматриваем ее здесь в таковом качестве. Тем более что в предметно-тематических приоритетах «Эском» всегда придерживалась церковно-огласительного направления (о чем говорят материалы под рубриками «Проповедь», «Беседа», «Вонмем», «Святцы», «Цветник духовный», «Лексикон» и т.д.). Впрочем, изначально журналисты продекларировали: «Мы ни в коем случае не собираемся говорить от имени Церкви»; хотя здесь же, чуть выше, признались: «Мы будем стремиться стать православной газетой», а далее добавляют, что «... политика для нас существует лишь одна - христианская, поэтому, кстати, мы не будем публиковать собственно политические мнения разных групп и партий. Мы не собираемся вступать в бесплодную полемику» [3, с. 1].

Свобода от политической ангажированности с одной стороны и погони за конъюнктурой медийного рынка с другой сделали газету весьма качественной по содержанию. Этому же способствуют отсутствие официоза и универсальность тематики (редакция достаточно активно публикует экономические, социальные, общекультурные материалы). Бессменный редактор газеты И.В. Иванов подтверждает, что его коллектив старается охватить самую широкую аудиторию, однако предпочтение при этом отдает неклерикальной ее части: «Среди наших читателей немало батюшек, активных при-

хожан. Но я особенно хочу обратить внимание как раз на «второй эшелон» -православных людей, которые на данном этапе развития общества не проявляют себя активно в церковной жизни. Но уже как-то пытаясь жить по христианским заповедям, они влияют на характер и умонастроения общества. Что мы знаем об этих людях? Очень мало.. Их больше, чем активно практикующих христиан. Они доброжелательны, но не терпят понуканий и директив. Они жадны до знаний, но воспринимают любую информацию критично, через призму собственного жизненного опыта. Их надежда очень велика, но страшно хрупка. Очень важно поэтому газетам находить пути к этому читателю и уметь представлять его чаяния перед церковной властью.» [6, с. 109].

В текущем году газета отметила 20-летний юбилей, выпустив за это время почти 650 номеров. Надо признать, что сам факт стабильного выхода в свет - без явных перерывов и сбоев - на протяжении подобного периода времени является большой редкостью для православного издания: этим не могут похвастать даже официальные органы печати РПЦ, такие как «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник». Пять лет назад, поздравляя коллектив редакции с очередным юбилеем, Святейший Патриарх Алексий II отметил: «С первых же номеров газета стала регулярно обращаться к теме духовного возрождения, систематически публиковать материалы, рассказывающие об истории и современной жизни Русской Православной Церкви, о необходимости крепить православное единство, созидать мир и общественное согласие. Это позволило ознакомить читателей с позицией Церкви по многим насущным вопросам нашего времени, помогло им найти дорогу к храму, обрести истинную веру, познать непреходящую красоту православия.

Весьма отрадно, что и сегодня «Вера» учит своих читателей не падать духом и не унывать, вселяет надежду, помогает добрым советом, рассказывает о сокровищах духовной культуры, о выдающихся деятелях отечественной истории, праздниках и традициях, памятных датах и юбилеях.

Верность своему призванию, живой отклик на происходящие в жизни Русского Севера события и искренность позволили газете обрести популярность среди широкого круга читателей и подтвердить ответственный статус полезного издания» [8].

Естественно, что «Веру» признали, отдавая ей должное, и коллеги-журналисты. «Одно из самых приятных впечатлений от Сыктывкара - общение с редакцией газеты «Эском»» [7], - замечает, например, православный журнал «Русский Дом».

Действительно, сегодня «Вера-Эском» - это 32-полосник со стабильным тиражом в 7 тысяч экземпляров, который распространяется на территории Архангельской, Кировской, Вологодской областей, в Санкт-Петербурге, Коми и Карелии. Лицом газеты на протяжении 20 лет было - и ос-

тается - производство собственного профессионального продукта. Что тоже не случайно: из пяти пишущих журналистов четверо окончили в 88-91-м годах журфак Ленинградского (Петербургского) госуниверситета. Причем и собственно продукт этот весьма своеобычен для современной медиасреды: сыктывкарская газета огромное внимание уделяет очерковым материалам, чем с одной стороны поддерживает лучшие традиции отечественной журналистики, а с другой - выгодно отличается от подавляющего большинства других российских изданий. Свидетельствует о достаточно приличном профессиональном уровне газеты и ежедневно обновляемый интернет-ресурс (www.rusvera.mrezha.ru), на котором доступны как свежие материалы «Ве-ры-Эском», так и почти весь 20-летний архив.

В целом же явление межепархиального издания пока можно оценивать для церковной журналистики лишь как начальную, еще довольно робкую, тенденцию - хотя, учитывая общемедийную ситуацию, и весьма перспективную.

Список литературы:

1. Бакина О.В. Провинциальная православная печать на российском рынке изданий // Средства массовой информации в современном мире. 2002: Тез. науч.-практ. конф. 24-25 апр. - СПб., 2002. - С. 40-41.

2. Вера-Эском: Христианская православная газета Севера России / Учредители: Управление печати Республики Коми, ред. газеты. Гл. ред. И. Иванов. - Сыктывкар: Изд.: Изд-во «Эском», 1991.

3. Вера-Эском. - 1991. - № 9.

4. Вера-Эском. - 1993. - № 81.

5. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 336 с. - (Практ. журналистика).

6. Иванов И.В. Церковная власть, редакция, читатель (опыт взаимодействия) // Вера и слово: Мат-лы Первого междунар. фестиваля правосл. СМИ 16-18 нояб. 2004 г. / Ред.-сост. С.В. Чапнин. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. - С. 104-112.

7. Максимов Н.М. Эском - это вера [Электронный ресурс] // Русский Дом: Журнал для тех, кто любит Россию. - Режим доступа: www.rus-sdom.ru/oldsayte/2004/200411i/20041133.html (дата обращения: 23.05.2011).

8. Святейший Патриарх поздравляет читателей «Веры» [Электронный ресурс] // Вера: Христианская газета Севера России. - Режим доступа: www.rusvera.mrezha.ru/508/main.htm (дата обращения: 23.05.2011).

9. Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие / Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова, И.И.Засурский и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 303 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.