Научная статья на тему 'Опыт кластерной политики Азии и США'

Опыт кластерной политики Азии и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ДИРЕЖИСТCКАЯ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРОВ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурук А.Ф., Убоженко Е.В.

Определено, что особенности кластерной политики национальных экономик и факторы их успеха зависят от различий структуры кластера, роли государства в кластерном развитии и принципах кластерной политики. Выделено два различных подхода к определению принципов кластерной политики, западный и восточный, что во многом обусловлено культурными различиями американской и азиатской цивилизаций. Проведен анализ особенностей проведения кластерной политики в странах Азии и США, выделены эффективные инструменты развития кластеров, механизмы их поддержки и стимулирования, определены стратегии обеспечения конкурентных преимуществ с целью определения возможностей их адаптации в России. Обобщены основные направления кластерной политики государств, инструменты и методы развития и поддержки кластеров, в том числе выделены: меры макроэкономической политики по созданию инфраструктуры кластера, тематические программы финансирования инновационных проектов, специфические программы поддержки кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт кластерной политики Азии и США»

Опыт кластерной политики Азии и США

Бурук А.Ф.,

к.э.н., научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук anjuta-5@yandex.ru

Убоженко Е.В.

к.э.н., заведующая кафедрой Цифровой экономики и менеджмента Сибирского университета геосистем и технологий ewunsk@yandex.ru

Определено, что особенности кластерной политики национальных экономик и факторы их успеха зависят от различий структуры кластера, роли государства в кластерном развитии и принципах кластерной политики. Выделено два различных подхода к определению принципов кластерной политики, западный и восточный, что во многом обусловлено культурными различиями американской и азиатской цивилизаций. Проведен анализ особенностей проведения кластерной политики в странах Азии и США, выделены эффективные инструменты развития кластеров, механизмы их поддержки и стимулирования, определены стратегии обеспечения конкурентных преимуществ с целью определения возможностей их адаптации в России. Обобщены основные направления кластерной политики государств, инструменты и методы развития и поддержки кластеров, в том числе выделены: меры макроэкономической политики по созданию инфраструктуры кластера, тематические программы финансирования инновационных проектов, специфические программы поддержки кластеров. Ключевые слова: Кластерная политика, дирежистская и либеральная политика, приоритеты, направления, структура и органы управления, меры поддержки кластеров, средовые условия, система финансирования.

Согласно [1], кластерная политика способствовала достижению целого ряда экономических и социальных целей многих стран мира. Международный опыт свидетельствует об активном развитии кластеров, и наиболее кластеризованными являются страны Северной Америки, ЕС, Азии. Международная практика. Так, например, в рамках кластеров в США функционирует свыше половины предприятий, а удельный вес валового внутреннего продукта (ВВП), который производится на этих предприятиях, уже превысил 60 %. В ЕС насчитывается порядка 2000 кластеров, в которых занято до 40 % трудовых ресурсов [2].

В современной литературе существует мнение, что национальные особенности кластерной политики зависят от различий структуры кластера и роли государства в кластерном развитии и принципы кластерной политики. Так существуют принципиальные различия между западным и восточным опытом кластеризации. С точки зрения построения кластера национальные подходы предполагают следующие особенности американской и азиатской модели.

Аналогично, с точки зрения роли государства выделяются два основных подхода - «снизу вверх», так называемой либеральной и «сверху вниз», дерижисткой кластерной политикой. Ярким примером проведения либеральной и дирижист-кой кластерной политики являются соответствующие страны США и Азии.

В работе [3] авторы утверждают, что основные различия в западном и восточном подходах к определению принципов кластерной политики заключаются в культурных различиях американской и азиатской цивилизаций.

Вопросами изучения кластерной политики посвящено множество трудов, в том числе исследованию опыта реализации кластерной политики в различных странах - Т. Андерссон [4], Б. Дойрин-гер [5], К. Кетельс, Ж. Линдквист, О. Солвелл [6] и другие. М. Сопологина и Д. Павелкова в работе [7] сравнивают кластерную политику в странах ОЭСР и Азии, используя две функции: подход к кластерной политике и роль правительства. Основные характеристики кластерной политики Азии выделяются в работе [8]. Условия и факторы раз-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

es

№ OI

О Ш

m х

<

m о х

X

вития кластеров в регионах России были изложены в трудах [9]. Изучению особенности либеральной и дирижистской моделей кластерной политики, а также актуальность и возможность применения дирижистской модели в современных российских экономических условиях были исследованы в работах [1; 10; 1111] и других.

Несмотря на существование в мировой практике различных подходов к организации эффективной кластерной политики, а также к образованию территориальных кластеров, не существует универсального подхода к управлению кластерами рекомендуемая для всех экономик, и соответственно, разработка политики кластерного развития должна быть уникальной и адаптированной под особенности развития страны, использующие собственные инструменты их поддержки. Таким образом, опыт зарубежных стран по использованию кластерной политики может быть применим в России только с учетом институциональной и ментальной специфики отечественной экономики. Все это обуславливает необходимость изучения, обобщения и использования передового зарубежного опыта кластеризации в отечественной практике.

В связи с вышеизложенным, основной целью исследования является анализ особенностей проведения кластерной политики в странах Азии и США, выделение эффективного инструментария развития кластеров, механизмов их поддержки и стимулирования с целью определения возможностей их адаптации в России.

Дирежистская политика

В Азии кластерная политика осуществляется национальным правительством в сотрудничестве с местными органами власти и активно поддерживается государственными программами.

Азиатские страны применяют политическое регулирование, в частности от определения национальных приоритетов, формулирования видения на будущее.

В азиатских странах кластеры служат главным образом инструментом для создания базовой инфраструктуры для сокращения региональных пробелов или, для поощрения развития высокоспециализированных городов.

В Азии государственная помощь относится к строительной инфраструктуре, научно-исследовательской деятельности и включает в основном субсидии для фирм, кредиты и налоговые льготы.

К чисто азиатским характеристикам относятся: активная помощь государства в экспансии отечественных производителей и продвижении отечественных товаров на внешних рынках и защита отечественных производителей от иностранной конкуренции на внутренних рынках, разработка кластерных инициатив на региональном и муниципальном уровнях.

На сегодняшний день активно идет процесс формирования региональных кластеров в Юго-Восточной Азии и Китае, в частности, в Сингапуре (в области нефтехимии). Ведущие предприятия в «Шанхайской зоне» КНР работают по специальной модели производства, когда предприятия кластера находятся в одном регионе, но при этом максимально используют природный, кадровый и интеграционный потенциалы соседних регионов» [12].

Таблица 1

Показатели Характеристика

Цель определение национальных приоритетов, формулирование видения на будущее, стимулирования инновационного развития

Характеристика политики служат главным образом инструментом для создания базовой инфраструктуры, для сокращения региональных пробелов или для поощрения развития высокоспе-циализи-рованных городов, налаживанию кооперации между част-ными промышленными компаниями. Оказывает активную поддержку венчурного бизнеса. Важная роль отводится установлению контактов с зарубежными предприятиями, решающая роль отводится местным органам и компаниям

Показатели Характеристика

Стратегии обеспечения конкурентных преимуществ □ стимулирование инноваций; □ владение дешевой рабочей силой; □ финансовая поддержка.

Инструменты 1) субсидирование и кредитование программ развития: - конкуренции; - научных исследований; - образовательной деятельности. 1) налоговые льготы; 2) безвозмездное пользование промышленным и научным оборудованием; 3) безвозмездная аренда земельных участков и т.д.

Анализ японской кластерной политики показал, что она состоит в определении приоритетных направлений развития экономики и стимулирования инновационного развития в таких отраслях, как: разработки и производства больших интегральных схем, нанотехнологий, робототехники, информационно-компьютерных технологий, медицине, биотехнологии и биоинформатики, охраны окружающей среды и др.

Опыт Японии отличается от опыта США тем, что инновации связываются не с новыми фундаментальными научными принципами и решениями, а со способами рационализации сложившихся форм производственного труда.

Характеристики кластерной политики Японии:

1) стимулирования инновационного развития приоритетных направлений развития экономики и промышленности;

2) налаживание кооперации между частными промышленными компаниями, научно-

исследовательскими, учебными учреждениями и государственными организациями;

3) активная поддержка венчурного бизнеса;

4) важная роль отводится установлению контактов с зарубежными предприятиями, налаживанию международного научно-технического и гуманитарного обмена, а также по подготовке специалистов;

5) решающая роль отводится местным органам самоуправления, властям префектур и муниципалитетов и компаниям.

С в 2001 году в Японии приняты проекты развития промышленных и интеллектуальных кластеров, ведется активное создание этой формы генерации инноваций. Данные проекты разрабатывались с учетом зарубежного опыта, прежде всего американского, но имеются и некоторые особенности. В Японии решающая роль отводится регионам в лице местных органов самоуправления и компаний. Предполагается, что власти префектур и муниципалитетов должны самостоятельно планировать строительство различных объектов, решать вопросы размещения частных предприятий и лабораторий, выделять земельные участки, брать на себя значительную часть расходов по развитию необходимой инфраструктуры.

Таблица 2

Основные известные программы развития кластеров в Японии

№ Программы Характеристика программ

1 «Долина Саппоро» Научно-производственных объединение, выросшие из венчурного предприятия на основе группы микрокомпьютерных исследований Хоккайдо».

2 «Проект создания сверх кластера Хоккайдо» Направлен на развитие венчурного бизнеса, по сотрудничеству между промышленными компаниями, научно-исследовательскими, учебными учреждениями и государственными организациями, по налаживанию международного научно-технического и гуманитарного обмена, а также по подготовке специалистов.

3 Политика промышленных кластеров Финансирование в размере 500 млн. долларов в год на развитие кластеров и инновационных компаний на основе взаимодействии 10 200 МСП и 560 университетов и научно-исследовательских организаций.

4 Городской центр цифровых разработок Призван содействовать разработчикам программного обеспечения, веб-дизайнерам и другим специалистам в организации венчурных предприятий

5 «Электронный шелковый путь» Направлен на развитие сотрудничества с зарубежными партнерами.

6 «Инициатива кластера знаний» Стимулирует развитие кластеров в 18-ти регионах страны, университеты выступают в роли ядра кластеров, образованных сетью малых инновационных фирм и крупных промышленных компаний.

паниями, так же научно-исследовательскими, учебными учреждениями и соответствующими государственными организациями. Разобщенность между ними - одно из слабых мест японской инновационной системы.

Спецификой японской кластерной политики можно назвать активную поддержку венчурного бизнеса. Ведь многие западные, прежде всего американские, крупные кластеры возникли именно из небольших венчурных предприятий. Важная роль отводится установлению контактов с зарубежными предприятиями.

Согласно программам кластерного развития Японии проекты были реализованы и скорректированы правительством Японии, чтобы стать эффективной политикой для формирования региональных инноваций и создания рабочих мест, роста в промышленных секторах.

На данный момент большое значение в кластерной политике Японии придается налаживанию кооперации между частными промышленными ком-

Рис.1. Средовые условия развития кластеров в Японии

В Японии существует четкая кластерная политика, проводимая Министерством экономики, торговли и промышленности (МЕТИ), Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий (МЕХТ), а также региональными властями.

С 2001 года МЕТИ разработал политику промышленного кластера, и в течение первого периода до 2005 года было запущено 20 проектов промышленного кластера, направленных на повышение конкурентоспособности Японии за счет промышленных кластеров.

Международное сотрудничество в области кластерной политики имеет большое значение в Японии. Все кластерные инициативы имеют специальные инструменты или программы, направленные на поощрение международного сотрудничества [8].

Либеральная политика Весьма интересен опыт США в области формирования кластерных структур. Здесь нет четко

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

es

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

сформулированной общефедеральной политики, направленной на развитие кластеров. Федеральное правительство не имеет права напрямую вмешиваться в политику отдельных штатов в области регулирования региональных кластеров, но предоставляет им косвенную поддержку в виде субсидирования программ развития конкуренции, научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Суть американского типа заключается в создании благоприятной экономической среды, для развития кластеров, где внедрение инноваций становится необходимым условием функционирования фирм. Государство предоставляет исполнителям программ НИОКР значительные преимущества: налоговые льготы, безвозмездное пользование промышленным и научным оборудованием, безвозмездную аренду земельных участков, субсидирование научных разработок и т.д. [12].

Успех американских кластеров основан на эффективной стратегии, поддерживаемой тремя сильными сторонами: непрерывными инновациями, передачей технологий и применением на рынке, переквалификацией и постоянным привлечением высококвалифицированного человеческого капитала, эффективной финансовой системой.

Инновации составляют для американских кластеров источник конкурентоспособности и определяющий фактор поддержания в глобальной конкуренции. Поскольку кластерная система организована на поддержании тесных связей между академической средой и бизнес-средой, она предлагает постоянную передачу технологий и их применение на рынке. В этой связи все американские университеты имеют офисы по передаче технологий.

Помимо инвестиций в фундаментальные исследования, большинство из них направлены на прикладные исследования и разработки. Поэтому политика США поощряет передачу технологий через университеты и на постоянной основе и создает стартапы, а также побочные проекты, чтобы способствовать расширению кластеров и, следовательно, региональному развитию.

Инновации постоянно стимулируются через центры передового опыта и различные программы, созданные для этой цели. Центры передового опыта создаются путем объединения усилий государства, научной среды и образования, частного сектора с целью создания компаний в областях новых технологий, а также для коммерциализации инновационных продуктов.

Постоянное привлечение талантов и квалифицированного персонала является постоянной заботой для США [13]. К этому добавляется широкий охват усилий на государственном или федеральном уровне для профессиональной подго-

товки человеческого капитала, переквалификации и быстрой адаптации к изменениям. Помимо всего этого, хорошо известна ежегодная политика США по привлечению «мозгов» по всему миру посредством различных программ, способствующих ее собственному развитию, что является очень успешной стратегией.

Система финансирования американских кластеров. Американские кластеры, вопреки ожиданиям, очень сильно поддерживаются государством, как на федеральном уровне, так и на уровне каждого государства. В первую очередь это направлено на то, чтобы кластеры получали постоянные страховые фонды для инновационной деятельности, создания лабораторий для исследований и разработок новых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На федеральном уровне это достигается за счет федеральных программ финансирования, таких как, например, исследование инноваций в области малого бизнеса (SBIR), созданное в 1982 году для МСП, которое завершено за короткое время с помощью программы Small Business Technology Transfer (STTR), разработанной для создания исследовательских лабораторий в университетах [14].

Финансирование через гранты и происходит в два этапа: грант в размере 100 000 долларов США в течение 6 месяцев на начальном этапе и 750 000 долларов США максимум на 2 года для разработки прототипов, продуктов и т.д. Также на федеральном уровне крупные федеральные агентства США, такие как Администрация малого бизнеса предоставляет или субсидирует кредиты RDI в университетах. На государственном уровне существует система финансирования через кредиты по льготным ставкам и специальным фондам с годовым бюджетом в 2 млрд. долларов США.

На местном уровне кластеры финансируются местными органами власти за счет государственного финансирования на создание рабочих мест, поддержку кредитов, перемещение компаний и т.д.

Существуют также различные частные фонды и другие фонды, которые постоянно обеспечивают инновационную деятельность и передачу технологий и их применение на рынке, материализуется в маркетинге продуктов и услуг, а также создание стартапов и побочных продуктов, которые способствуют местному развитие.

В частности, мы можем включать следующие формы финансирования и соответствующие типы инвесторов:

- коммерческие банки, предлагающие компании выгодные кредиты;

- финансирование от крупных компаний в рамках кластеров, что обеспечивает около трети общего объема финансирования начального этапа;

- частные или смешанные организации, предоставляющие гранты или займы по льготным ставкам;

- инвестиции в тип венчурного капитала (венчурные фонды) и бизнес-ангелов;

- значительная финансовая поддержка со стороны университетов, входящих в кластеры. Американские университеты имеют права интеллектуальной собственности на результаты исследований, проводимых в своих лабораториях, капитализируются путем продажи лицензий. Эти учреждения также развиваются с многонациональными партнерствами для образовательных проектов или исследовательских контрактов;

- привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в рамках кластеров через программы, осуществляемые максимум на 5 лет в таких передовых областях, как, например, фармацевтическая, биотехнология, для содействия открытию бизнес-инкубаторов, динамики начинающих и т.п.

Из этого анализа следует, что основные факторы успеха американских, кластеров, обеспечиваются за счет очень эффективной системой финансирования, поддерживаемой политикой государства, а также некоторыми особенностями, которые находятся в изученных моделях:

- наличие в их составе некоторых престижных международных университетов;

- специализация в области высоких технологий;

- поддержка исследований и инноваций;

- передача технологий и применение инноваций на рынке;

- владение высококвалифицированной рабочей силой;

- постоянное осуществление программ квалификации и переквалификации для человека капитала в соответствии с текущими требованиями рынка труда.

В заключение, были выделены основные факторы успеха американских кластеров: сильный предпринимательский дух, который выращивается на постоянной основе, большая тематическая диверсификация и специализация в области высоких технологий, наличие в их составе некоторых престижных международных университетов, несколько исследовательских лабораторий, как в университетах, так и в частном секторе, отличная международная наглядность благодаря университетам и исследовательским лабораториям, международное содействие в целях привлечения финансирования в форме ПИИ, обладание квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силой, адаптация к требованиям рынка путем реализации программ переквалификации человеческого капитала, эффективная система финансирования посредством сильной поддержки со стороны государства и широкий спектр средств для непрерывного финансирования инноваций, высокая концентрация компаний на региональном уровне, постоянная инновация, передача технологий и применение инноваций на

рынке, высокая мобильность рабочей силы и постоянное привлечение «мозгов», наличие некоторых бизнес-сетей и некоторых внутренних социальных сетей, основанных на духе сотрудничества и распространения информации между исследователями и между компаниями в кластере.

Заключение. Политика государства в сфере развития и поддержки кластеров, несмотря на национальную специфику, содержит ряд базовых мероприятий, которые используются повсеместно и наиболее часто к ним относятся:

1. Меры макроэкономической политики. Данный уровень представляет собой обеспечение стабильности национальной экономики и, как следствие, создание благоприятных условий для инновационного и инвестиционного климата и создания кластеров;

2. Меры по созданию инфраструктуры кластера. Задача создания инфраструктуры кластера решается в зависимости от вида деятельности последнего, и являются специфическими для каждого кластера. На данном этапе решается вопрос о регулировании деятельности кластера и принятии нормативных актов, направленных на создание рынка для продукции, производимой в рамках кластера;

3. Тематические программы финансирования инновационных проектов; инновационная (исследовательская и технологическая) политика, программы поддержки малого и среднего бизнеса, международное сотрудничество, меры стимулирования экспорта, образовательная политика. Данные меры носят всеобщий характер (напрямую не направлены на стимулирование конкретных кластеров), тем не менее они опосредованно влияют на процесс кластеризации. В рамках этих мер, кластеры могут также рассматриваться как специфический инструмент, усиливающий эффективность этих программ;

4. Специфические программы поддержки кластеров. В данном случае речь идет о финансовой и/или технической поддержке, оказываемой кластерному центру, а также о программах (например, программах поддержки исследований и разработок, программах переподготовки кадров и т.д.), направленных на конкретных участников кластеров.

Как было отмечено ранее, подход «сверху вниз» является доминирующим в странах Востока. Американский подход предполагает минимальное вмешательство государства в процесс кластеризации, и доминирующим является подход «снизу вверх. Несмотря на некоторый рост популярности подхода «снизу вверх» все же в научной литературе отмечается, важность государственного регулирования как фактора успеха кластерного развития. В качестве примера приводят следующие доказательства, что появление Силиконовой долины связывают во многом со

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

Oi

о

es

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

стимулирующим влиянием спроса со стороны оборонной промышленности, и с программами грантового финансирования исследований и разработок. Таким образом, в большинстве работ скорее высказывается точка зрения о необходимости комбинирования государственных и частных инициатив и нахождение их оптимального соотношения.

С точки зрения институционализации кластерных инициатив, преимуществом подхода «сверху вниз» является нацеленность на региональное развитие, в отличие от инициатив «снизу вверх», которые направлены на реализацию экономических интересов отдельных фирм-участников кластера.

Тем не менее, существенным недостатком подхода «сверху вниз» является вероятность инвестирования в проекты с низким уровнем спроса на продукцию вследствие невозможности идентификации потенциала кластера, то есть оценки потребности, как на создаваемую инфраструктуру, так и на сам товар, производимый стимулируемыми организациями.

При этом другое преимущество подхода «сверху вниз» - это наличие продвинутой аналитической базы и возможность взаимовыгодного сотрудничества между государственными органами, ответственными за инициативу, и консультантами, а также академическим сообществом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в различных ситуациях могут быть применимы, как подход «снизу вверх», так и подход «сверху вниз».

Литература

1. Греченюк О.Н. Греченюк А.В. актуализация применения модели дирижистской кластерной политики в России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2016 - № 1 (27) - С.17 -20.

2. Акопян А.Р. Развитие кластерной политики зарубежных стран в условиях глобальной конкуренции // Вестник университета, 2016 - № 7-8. -C. 185-191.

3. Макарова О.Ю. Соболева О.В. Иванова В.А. Кластерный подход в инновационном развитии Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Москва, 2014 - 127 с.

4. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E.W. The- Cluster- Policies- Whitebook / IKED- International- Organization- for- Knowlwdge -Economy -and -Enterprise- Development. Malmo -Sweden, 2004 - 252 p. URL: http://portal.research.lu.se/portal/files/5954460/13040 64.pdf дата обращения: 15.09.2019.

5. Doeringer P., Terkla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly, 1995. - Vol. 9, № 3 - P. 225237.

6. Lindqvist G., Ketels C., Solvell O. The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Stock-holm: Ivory Tower, 2013. URL: http://www.czechinvest.org/data/files/the-cluster-initiative-greenbook-3916-cz.pdf дата обращения: 15.09.2019.

7. Sopoligovâ M., Pavelkov D. Cluster policy in Europe and Asia: A comparison using selected cluster policy characteristics // International Studies, 2017 - № 10(3) - P. 35-50.

8. Pessoa A. Regional cluster policy: The Asian model vs. the OECD approach. ERSA conference papers 11. European Regional Science Association. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/42024/1/MPRA_paper_42024.pdfJцата обращения: 15.09.2019.

9. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. Отчет по результатам общероссийского исследования // М.: Опора России; ВЦИОМ; Мин-во экон. развития и торг. РФ, 2006. - 156 с. URL: http://wciom.ru/fileadmin/content/Usloviya%20i%20fa ctory%20malogo%20predprini matel'stva_2006 дата обращения: 15.09.2019.

10. Нескромная Е.Е. Государственная политика кластерного развития: концептуальные основы и мировой опыт // Экономические науки, 2010 - № 5 (66). - С.11-15.

11. Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. Электронный вестник, 2016 - Выпуск № 58 -С. 126-146.

12. Scutaru L. International models and policies of successful clusters. Ecoforum, 2016 - № 5, Special Issue -P. 159-166.

13. Alcimed. Les «clusters» américains: cartographie, enseignements, perspectives et opportunités pour les pôles de compétitivité français, Etude pour le compte de la Direction générale des Entreprises (DGE), Ministère de l'Economie, de l'Industrie et de l'Emploi, 2008.

Cluster Policy Experience in Asia and the USA Buruk A.F., Ubozhenko E.V.

Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences It is determined that the features of the cluster policy of national economies and the factors of their success depend on differences in the structure of the cluster, the role of the state in cluster development and the principles of cluster policy. Two different approaches to defining the principles of cluster policy, western and eastern, have been singled out, which is largely due to the cultural differences between American and Asian civilizations. The analysis of the features of conducting cluster policy in the countries of Asia and the USA is carried out, effective tools for cluster development, mechanisms for their support and stimulation are highlighted, strategies for ensuring competitive advantages are determined to determine the possibilities for their adaptation in Russia. The main directions of cluster policy of states, instruments and methods of cluster development and support are summarized, including the following: macroeconomic policy measures to create a cluster

infrastructure, thematic programs for financing innovative projects, specific cluster support programs.

Keywords: Cluster policy, conducting and liberal politics, priorities, directions, structure and governing bodies, cluster support measures, environmental conditions, financing system.

References

1. Grechenyuk O.N. Grechenyuk A.V. updating the application of the model of conducting cluster politics in Russia // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies, 2016 - No. 1 (27) - P.17-20.

2. Hakobyan A.R. The development of the cluster policy of foreign countries in the context of global competition // University Bulletin, 2016 - No. 7-8. - C. 185-191.

3. Makarova O.Yu. Soboleva O.V. Ivanova V.A. Cluster approach in innovative development Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, 2014 - 127 p.

4. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E.W. The- Cluster- Policies- Whitebook / IKED- International-Organization- for- Knowlwdge -Economy -and -EnterpriseDevelopment. Malmö -Sweden, 2004 - 252 p. URL: http://portal.research.lu.se/portal/files/5954460/1304064.pdf дата обращения: 15.09.2019.

5. Doeringer P., Terkla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly, 1995. - Vol. 9, № 3 - P. 225-237.

6. Lindqvist G., Ketels C., Sölvell Ö. The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Stock-holm: Ivory Tower, 2013. URL: http://www.czechinvest.org/data/files/the-cluster-initiative-greenbook-3916-cz.pdf_дата обращения: 15.09.2019.

7. Sopoligova M., Pavelkov D. Cluster policy in Europe and Asia: A comparison using selected cluster policy characteristics // International Studies, 2017 - № 10(3) - P. 35-50.

8. Pessoa A. Regional cluster policy: The Asian model vs. the OECD approach. ERSA conference papers 11. European Regional Science Association. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/42024/1/MPRA_paper_42024.pdf_дата обращения: 15.09.2019.

9. Conditions and factors for the development of small business in the regions of Russia. Report on the results of an all-Russian study // M .: Support of Russia; VTslOM; Min-in econ. development and bargaining. RF, 2006 .-- 156 p. URL: http://wciom.ru/fileadmin/content/Usloviya%20i%20factory%20 malogo%20predprini matel'stva_2006 appeal date: 09/15/2019.

10. Indiscreet E.E. State policy of cluster development: conceptual foundations and world experience // Economic Sciences, 2010 - No. 5 (66). - S.11-15.

11. Dubrovskaya Yu.V., Kozonogova E.V. Analysis of the features of economic clustering based on world experience // Public Administration. Electronic Bulletin, 2016 - Issue No. 58 - P. 126-146.

12. Scutaru L. International models and policies of successful clusters. Ecoforum, 2016 - № 5, Special Issue -P. 159-166.

13. Scutaru L. International models and policies of successful clusters. Ecoforum, 2016 - № 5, Special Issue -P. 159-166.

14. Alcimed. American "clusters": cartography, lessons, perspectives and opportunities for French competitiveness clusters, Study on behalf of the General Directorate of Enterprises (DGE), Ministry of the Economy, Industry and Employment, 2008.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

M О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.