Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЦИДНЫХ СВОЙСТВ КОЖИ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЦИДНЫХ СВОЙСТВ КОЖИ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЦИДНЫХ СВОЙСТВ КОЖИ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ»



Рис. 2. Шкала и другие составные части прибора.

/ — корпус; 2 —движок; 3 — шкала; 4 — конусное отверстие.

ЛИТЕРАТУРА

Бальская М. Гиг. и здоровье, 1941, № 5, стр. 19.—Р усских А. В кн.: Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1960, стр. 48.

Поступила ЗО/УИ 1964 г.

УДК 614.777-07 : [612.791 : 576.8)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЦИДНЫХ СВОЙСТВ КОЖИ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

А. А. Иванов

Кафедра коммунальной гигиены

I Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова

В 1963—1964 гг. на кафедре проводилась работа по санитарно-гигиеническому обоснованию предельно допустимой концентрации севина и метахлорфенилизоцианата в водоемах и в соответствии с методической схемой, принятой для таких исследований (С. Н. Черкинский), определялась недействующая доза этих веществ в условиях хронического эксперимента. Состояние животных (кроликов) при этом контролировалось физиологическими, биохимическими, иммунологическими, па-тогистологическими и другими тестами. Мы предприняли попытку выявить у тех же животных изменения в их иммунобиологическом состоянии путем изучения бактерицидных свойств кожи с тем, чтобы выяснить возможность использования этого теста в санитарно-токсикологических исследованиях.

Ряд авторов (Л. А. Первушина; К- М. Лебедева; Н. Н. Клемпар-ская; А. В. Лизгунова; А. Е. Каплан, и др.) показал, что бактерицидные свойства кожи, т. е. способность кожи убивать нанесенные на ее поверхность различные виды микроорганизмов, являются физиологической функцией целостного организма, контролируемой и регулируемой нервной системой. Исходя из такой предпосылки, можно полагать, что изменения бактерицидности кожи, наступающие после какого-либо воздействия, в известной мере отражают изменения, происшедшие в организме в целом. Сообщений о влиянии химических веществ при пероральном поступлении их в организм на бактерицидные свойства кожи мы не обнаружили.

Исследуя бактерицидность кожи, мы применяли метод, разработанный Н. Н. Клемпарской. Опыт был поставлен на 15 кроликах-самцах средним весом 3,5 кг.

Изучены бактерицидные свойства кожи области живота и наружной поверхности правой задней лапы. Шерсть на этих участках на площади 80—100 см2 тщательно выстригали На следующий день 5 мл суточной бульонной культуры кишечной палочки (штамм Е-12), разведенной в физиологическом растворе 1 : 50000, равномерно наносили ватным тампоном на исследуемые участки кожи кроликов, фиксированных на станках. Отпечатки с кожи на пластинки с 7% агаром Эндо снимали с интервалами 5 и 10 мин. Первую пластинку прикладывали сразу после нанесения культуры. Пластинки помещали в стерильные чашки Петри, после выращивания в термостате при 37° в течение 24 часов производили подсчет выросших колоний по отпечаткам с пластинок на бумаге.

Далее вычисляли индекс бактерицидности кожи, т. е. процент погибших микроорганизмов из числа нанесенных на кожу. Для этого вычисляли разность между числом колоний на 1-й и 2-й пласгинке и находили процент этой разности от числа колоний на 1-й пластинке. Полученный показатель обозначали как индекс бактерицидности кожи за 5 мин. экспозиции; аналогично определяли индекс бактерицидности за 10 мин. экспозиции. Для контроля среды на зараженность в разных чашках оставляли неисполозованными 3 пластинки со средой Эндо.

На протяжении 2 месяцев проведено 27 определений у подопытных животных, разбитых на 4 группы, и 10 у контрольных (5-я группа).

Пероральную затравку кроликов севином и метахлорфенилизоци-анатом производили ежедневно, кроме воскресений, в течение 6 месяцев. Ежедневная доза севина для 1-й группы кроликов была 0,007 мг/кг, для 2-й—0,7 мг/кг\ 3-я и 4-я группа получала метахлорфенилизоциа-нат соответственно в дозах 0,005 и 0,05 мг/кг. В каждой группе обследовали несколько животных: в 1-й — 2, во 2-й — 3, в 3-й — 4, в 4-й — 2, в 5-й — 4. Измерения бактерицидности кожи были начаты с 147-го дня затравки (у кролика № 3, затравленного метахлорфенилизоцианатом в дозе 0,005 мг/кг, с 78-го дня затравки) и проводились со средним интервалом 20 дней, в одно и то же время суток. Результаты наблюдений одного из дней опыта (152-й день затравки метахлорфенилизоцианатом) показывают, что средний индекс бактерицидности кожи живота с учетом всех определений в контрольной (5-й) группе установлен на уровне 68,7%, в 3-й группе —на уровне 38,9%, в 4-й группе — 40,4%.

При измерении бактерицидности кожи на 147-й день затравки кроликов севином в дозе 0,007 мг/кг средний индекс ее оказался равным 39,2%; в 1-й группе животных тот же показатель был равен 42,8%. В контрольной (5-й) группе он был определен на уровне 59,4%.

Фотографии отпечатков, снятых с кожи живота подопытного кролика № 11 (а), затравленного севином в дозе 0,7 мг/кг, на 165-й день эксперимента и отпечатки с кожи контрольного кролика № 4 (б) представлены на рисунке. Столь четкого снижения бактерицидных свойств кожи на лапе в отличие от наблюдавшегося значительного снижения бактерицидности кожи живота отметить не удалось. Полученные нами данные согласуются с представлениями о сегментарном механизме влияния иннервации на бактерицидные свойства кожи (А. Е. Каплан). Первоочередное снижение бактерицидных свойств кожи живота, по-видимому, объясняется влиянием с рефлексогенных зон, которыми для этого участка кожи являются внутренние органы брюшной полости, в первую очередь страдающие при скармливании животным биологически активных химических веществ.

Результаты опытов мы оценивали по средним бактерицидным индексам кожи. Для этого определяли среднее арифметическое значение числа колоний, выросших на 1-й пластинке, по всем проведенным в течение последних 2 месяцев затравкам в каждой группе. Затем вычисляли среднее арифметическое значение для 2-й, а после этого и для 3-й пластинки. По этим средним арифметическим и были вычислены средние индексы бактерицидности кожи (см. таблицу).

В связи с неодинаковым числом микробов, наносимых на кожу подопытных кроликов, а также в связи с некоторой противоречивостью данных, полученных по первому интервалу определений, возникла необходимость в дополнительной статистической обработке результатов опытов для определения достоверности выявленных различий.

• -. V

■ : •

. V . -

Отпечатки колоний с пластинок, снятых с кожи живота кролика К? 11, затравленного севином в лозе 0,7 мг/кг (а), и кролика № 4 из контрольной группы с интервалами 5 и 10 мин. (б), ■

Статистическое сравнение по критерию согласия х2 средних индексов бактери цидности кожи живота в первом интервале определений показало абсолютную досто верность превышения индекса бактерицидности кожи контрольных животных над ин

Средние индексы бактерицидности кожи (в %)

0 Локализация и интервал определения (в мин.)

Группа животных Вещество для затравки Доза (в мг/кг) живот лапа

5 10 5 10

1-Я Севин .......... 0,007 14,3 66 8 27,1 67,9

2-я 0,07 19,9 56,3 0,0 45,1

3-я Метахлорфенилизоцианат 0,005 16,4 49,7 ' 0,0 57,4

4-я » 0,05 24,2 32,9 14,9 67,9

5-я Контроль ........ 37,2 71,1 50,0 86,6

дексом бактерицидности любой опытной группы (значения /2 = 9,67—40,59 при степени свободы К-1 соответствуют Ж0,01). В то же время различия индексов бактерицидности кожи живота между группами затравленных животных в этом интервале ока-

Ф

¿ались недостоверными (х2=1,46—2,21; Я>0,1). Порядок величин индексов бактери-цидности кожи живота среди групп затравленных животных во втором интервале оказался достоверным х2 = 3,85—19,06; Р<0,05); недостоверным в этом интервале было превышение контрольного значения индекса бактерицидности кожи живота над таковым в группе кроликов, затравленных севином в малой дозе х2= 1»26; Р>0,2).

Итак, ститистической обработкой доказана достоверность выявленного угнетающего действия севина и метахлорфенилизоцианата на бактерицидную функцию кожи; повышение вводимой дозы этих веществ вызывает более заметное снижение бактерицидности кожи. Севин оказывает более слабое угнетающее действие на бактерицидную функцию кожи, чем метахлорфенилизоцианат.

Выводы

1. Введение химических веществ в организм теплокровных животных может оказать влияние на бактерицидные свойства кожи. Степень снижения бактерицидности последней зависит от токсических свойств химических веществ.

2. Наиболее заметное снижение бактерицидности кожи под влиянием севина и метахлорфенилизоцианата определяется в первые 5 мин. экспозиции. Степень угнетающего действия севина и метахлорфенилизоцианата на бактерицидные свойства кожи в зависимости от вида вещества и его дозы отчетливо определяется в интервале 10 мин.

3. Определение бактерицидного индекса кожи может быть рекомендовано для выявления иммунобиологического состояния животных в санитарно-токсикологических исследованиях.

ф

ЛИТЕРАТУРА

*

Каплан А. Е. В кн.: Сборник научных трудов Донецк, научно-исслед. ин-та травматологии и ортопедии. Донецк, 1962, в. 5, стр. 159.—Клемпарская Н. Н. и др. (ред.) Вопросы инфекции иммунитета и аллергии при острой лучевой болезни. М., 1958.—Лебедева К. М. В кн.: Сборник трудов Челябинск, мед. ин-та. Челябинск, 1957 стр. 145.—Лизгунова А. В. Вестн. дерматол., 1958, № 4, стр. 20.— Черкинский С. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, в. 1, стр. 52.—Первушина Л. А. Ж. микро-биол., 1955, № 8, стр. .70.

Поступила 13/1 1965 г.

УДК 614.72-074.543.9

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ВИТАЛЬНОГО ОКРАШИВАНИЯ ТКАНЕЙ ПРИ НОРМИРОВАНИИ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИИ

А. И. Копанев

Уфимский научно-исследовательский институт гигиены

и профессиональных заболеваний

Метод витального окрашивания тканей разработан Д. Н. Насоновым и В. Я. Александровым. В многочисленных работах с применением этого метода показано, что практически любой раздражитель при определенной силе и продолжительности воздействия ведет к определенному комплексу изменений физико-химического состояния тканей, в основе которого лежат денатурационные изменения клеточных белков. Внешне эта реакция клетки проявляется рядом признаков, не зависящих от природы воздействующего агента: уменьшением степени дисперсности коллоидов, протоплазмы, увеличением ее вязкости, сдвигом реакции кле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.