Научная статья на тему 'Опыт использования температурно-миографического биоуправления в программе реабилитации родителей детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью'

Опыт использования температурно-миографического биоуправления в программе реабилитации родителей детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРНО-МИОГРАФИЧЕСКИЙ БОС-ТРЕНИНГ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ГРДВ-СИНДРОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева Л. И., Алексеева Е. В.

Термин синдрома гиперактивности и дефицита внимания (ГРДВ) описывает детей с устойчивыми и несоответствующими их возрасту симптомами невнимательности и гиперактивности импульсивности. По данным разных авторов, около 10% населения страдают этим расстройством [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселева Л. И., Алексеева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования температурно-миографического биоуправления в программе реабилитации родителей детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

УДК 612.821

Л.И. Киселева, Е.В. Алексеева

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНО-МИОГРАФИЧЕСКОГО БИОУПРАВЛЕНИЯ

В ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Центр психологического биоуправления, Красноярск

Термин синдрома гиперактивности и дефицита внимания (ГРДВ) описывает детей с устойчивыми и несоответствующими их возрасту симптомами невнимательности и гиперактивности - импульсивности. По данным разных авторов, около 10% населения страдают этим расстройством [2].

Ключевые слова: температурно-миографический БОС-тренинг, психотерапия, ГРДВ-синдром

Термин синдрома гиперактивности и дефицита внимания (ГРДВ), может быть, и новый, но дети с чрезмерно активным и несдержанным поведением известны давно. Они невнимательны, плохо учатся, не придают значения различным требованиям взрослых, как будто не слышат обращенные к ним слова; они гиперактивны и импульсивны, постоянно находятся в движении и совершают необдуманные поступки. Но иногда такие дети выглядят и ведут себя нормально, спокойно играют и не создают проблем. Эта непоследовательность заставляет окружающих думать о том, что ребенок может контролировать свое несносное поведение, если приложит больше усилий или если взрослые ограничат его более жесткими рамками. Однако обычно это не помогает. Такие дети хотят вести себя хорошо, но недостаточный самоконтроль не позволяет им сделать это. Поведение детей с ГРДВ - постоянный источник стресса и тяжелых переживаний для самого ребенка и его окружения.

Для семей, в которых есть дети, страдающие ГРДВ, характерны семейные стрессы и снижение чувства родительской компетентности, тяжелые депрессии у матерей, ослабление контактов с друзьями и родственниками, частые супружеские конфликты, уход одного из родителей, разводы [2].

Начав свою работу с детьми с ГРДВ, мы обратили внимание на то, что родители (в основном матери), занимающиеся непосредственно воспитанием и проводящие большую часть времени с ребенком, сами нуждаются в психологической помощи и лечении. Многие из них были подавлены и разочарованы, некоторые просто с трудом скрывали неприязнь к своему ребенку, который каждым своим поступком доводил их до отчаяния. Такое положение дел могло свести все наши усилия по лечению наших юных пациентов на нет.

Было принято решение разработать реабилитационный курс, включающий рациональную психотерапию и биоуправление, для родителей, преследуя следующие цели:

1. Научить родителей правильно относится к своему ребенку, адаптировать их к эмоциональным трудностям, связанным с воспитанием ребенка, страдающего ГРДВ;

2. Обучить релаксации и снятию психоэмоционального напряжения;

3. Связать воедино лечение родителей и ребенка, тем самым дать им шанс изменится вместе.

Для достижения поставленных целей мы разделили курс реабилитации на две части: первая включала в себя несколько сеансов индивидуальной психотерапии, а вторая - 10-15 сеансов температурно-миографического биоуправления.

Для оценки эффективности проводимых мероприятий использовались психологические тесты Люшера и тест тревожности в начале и в конце курса лечения, показатели изменения взаимоотношений между детьми и родителями, а также нормализация их физического и психического состояния. Периодически проводился ЭЭГ-мониторинг и отмечалось изменение альфа-активности у пациентов.

Для проведения сеансов биоуправления использовался программно-аппаратный комплекс БОСЛАБ.

Клинический пример № 1. Пациентка К., 31г. Обратилась с жалобами на тревогу, нарушение сна, внутреннее напряжение, снижение памяти, постоянные головные боли, беспричинное беспокойство за мужа и сына. На момент ее обращения ребенок уже проходил курс бета-тренинга и психотерапии по поводу ГРДВ.

Из анамнеза: в таком состоянии женщина находилась уже несколько лет, но в последние 2 месяца нарушился сон (долго не может заснуть, часто просыпается, снятся кошмары). Осложнились отношения с близкими родственниками, коллегами по работе. Усилилась внутренняя тревога и страх за сына и мужа. На ночь принимает валокордин, экстракт валерианы. Последние 2 недели принимала “Новопас-сит” без видимого эффекта, приступы головных болей купировала анальгетиками.

После курса психотерапии были проведены 8 сеансов температурно-миографического биоуправления, включающего мышечный и дыхательный тренинг.

Со 2-го сеанса отмечалась прогрессивная мышечная релаксация, повышение температуры, а с 7-го сеанса - рост мощности альфа-ритма (рис.).

В результате проведенного лечения пациентка научилась самостоятельно расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение. Улучшилось самочувствие, нормализовался сон, прошли головные боли. Женщина восстановила социальные контакты, уладила отношения на работе и смогла полноценно помогать своему ребенку бороться с его проблемой.

Клинический пример № 2. Пациентка Л., 34 г. Изначально обратилась по поводу невнимательности и плохой успеваемости своего сына.

В процессе сбора анамнеза выяснилось, что она сама уже несколько лет мучается головными болями, находится

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5 0

1 2 3 4 5 6

Рис. Динамика а-ритма

в подавленном состоянии из-за бессилия хоть что-то изменить в своем ребенке. Последние несколько дней, после принятия решения перевести его во вспомогательную школу, пропали сон, аппетит, появилась неприязнь к сыну. Головные боли купировала анальгетиками, на ночь принимала фенозепам.

Женщине было предложено пройти курс реабилитации. После нескольких психотерапевтических сеансов был проведен курс температурно-миографического биоуправления.

С 3-го сеанса наблюдалась стабильная и длительная мышечная релаксация, повышение температуры. На протяжении всего курса отмечался экспоненциальный рост мощности альфа-ритма.

В результате проведенного курса пациентка научилась самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, освоив навыки релаксации; улучшились сон и аппетит; она полностью отказалась от приема лекарственных препаратов. Головные боли практически не беспокоили. Отношение к сыну изменилось в лучшую сторону; было принято решение оставить его в прежней школе, продолжать лечение и дополнительные занятия с преподавателями.

Таким образом, положительный клинический эффект подтверждает необходимость проведения для более эффективного лечения детей с ГРДВ, используя технологию биоуправления, в рамках реабилитационной программы, наряду с психотерапевтическими сеансами ЭМГ-тренинга, параллельного лечения родителей разработанной нами методикой как метода, обучающего пациента снятию психоэмоционального напряжения, а также как средства терапии головных болей, напряжения [1]. Такой подход способствует нормализации семейной обстановки, т. к. родитель в процессе лечения меняет свое отношение к ребенку, лучше начинает понимать его состояние, получает навык справляться со своим психоэмоциональным напряжением (выходит из невротического статуса); ребенок же становится более спокойным и адекватным в своем поведении благодаря улучшенной поддержке родителей.

Разработанная методика комплексной семейной терапии с применением БОС-тренинга и психотерапии позволяет значительно увеличить эффективность лечения ГРДВ-синдрома.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джафарова О.А. Биоуправление при лечении головных болей напряжения / О.А. Джафарова, И.В. Фрицлер, О.С. Шубина // Биоуправление-4: теория и практика. Новосибирск, 2002. С. 218-229.

2. Mash Eric J. / Eric J. Mash, David A. Wolf // Abnormal child psychology. 2003. P. 130-162. http://www.booksto-re4u.net/31492_ericjmashdavidawolfe.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.