Научная статья на тему 'Опыт использования технологии модульного обучения в вузе средствами Moodle'

Опыт использования технологии модульного обучения в вузе средствами Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOODLE / МОДУЛИ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Владимировна

В статье описан опыт использования технологии модульного обучения средствами MOODLE. Раскрываются понятия технологий модульного и дистанционного обучения. Показаны выделенные автором методические элементы проведения некоторых форм обучения в вузе. Представлен пример разработанного учебно-методического комплекса по дисциплине «теория и методика обучения математике для бакалавров», обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями «Информатика», «Математика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования технологии модульного обучения в вузе средствами Moodle»

Технология и практика

обучения

Иванова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий факультета математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ MOODLE

В статье описан опыт использования технологии модульного обучения средствами MOODLE. Раскрываются понятия технологий модульного и дистанционного обучения. Показаны выделенные автором методические элементы проведения некоторых форм обучения в вузе. Представлен пример разработанного учебно-методического комплекса по дисциплине «теория и методика обучения математике для бакалавров», обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями «Информатика», «Математика»

Ключевые слова: модульное обучение, дистанционное обучение, MOODLE, модули, теория и методика обучения математике, учебно-методический комплекс.

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» указано, что «научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны <...> развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты

высшего образования (ФГОС ВО) предлагают сократить количество аудиторных лекционных и практических и/или лабораторных занятий и увеличить время на самостоятельное изучение курсов многих учебных дисциплин, отсюда «возникла проблема усвоения студентами большего количества информации за малый вре-

88

менной промежуток» [2]. Отметим, что ФГОС ВО под самостоятельным изучением студентами дисциплин подразумевают систематическую, управляемую преподавателем деятельность студента, становящуюся преобладающей в современных условиях. Преподавателю необходимо организовать такую самостоятельную деятельность студентов, в ходе которой они овладевали бы способами добывания знаний. Таким образом, важнейшая задача современного преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам организовать самостоятельную работу. Всем известны два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторную самостоятельную работу по дисциплине всегда все преподаватели проводят на учебных занятиях под своим непосредственным руководством, по своим заданиям, с использованием своих учебно-методических пособий. Однако развитие самостоятельности у обучающихся посредством внеаудиторной самостоятельной работы вызывает значительные сложности.

Одно из направлений развития самостоятельности у обучающихся в вузах мы видим в «интеграции обра-

зовательных технологий саморазвития личности студента» [3], а точнее, в интеграции технологий дистанционного и модульного обучения.

Процесс внедрения дистанционных технологий в высшее образование обусловлен следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4, с 4]. Анализ литературы позволил нам понятие технологии дистанционного обучения представить формулой (рис. 1).

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ = = СРЕДА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ + МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

Рис. 1. Основные элементы технологии дистанционного обучения

89

Итак, основными элементами технологии дистанционного обучения являются: среда передачи информации и методы технической среды обмена информацией, в качестве такой среды наиболее известной и распространённой в РФ является MOODLE (эта аббревиатура «Modular Object — Oriented Dynamic Learning Environment» достаточно известная в российских вузах). MOODLE объединяет в себе единое обучающее место для студентов и преподавателей, эта среда с открытым кодом, свободная от лицензионных отчислений, позволяющая создавать, хранить, распространять учебные материалы, созданные преподавателем в электронном виде, обеспечивающая общение всех участников образовательного процесса, автоматизирующая процессы обучения, контроля и оценки. Преподаватель создаёт учебно-методический комплекс (УМК) по необходимой ему дисциплине в открытом курсе среды MOODLE, загружая нужной информацией, используя только те методы, которыми оснащена сама среда. Далее, создав курс дисциплины в MOODLE, преподавателя получает возможность управлять им, подключая студентов к курсу, проверять их выполненные задания, следить за их успеваемостью, настраивая журнал оценок. В последнее время, к сожалению, «...появилось достаточно много исследований, свидетельствующих об отрицательном влиянии дистанционных технологий. на качество высшего образования» [5, с. 3]. Мы

же предлагаем использовать методы технологии дистанционного обучения в качестве дополнений к аудиторным лекционным, семинарским и лабораторным занятиям с использованием элементов технологии модульного обучения. Внеаудиторная самостоятельная работа, представленная в среде МООЭЬЕ, выполняется студентами по заданиям педагога, без его непосредственного участия. Анализ исследований о планировании и проведении внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в среде МООЭЬЕ позволил нам выделить следующие методические элементы:

1) проектирование домашних заданий разной тематики, направленных на самостоятельную учебную деятельность студентов;

2) обязательное включение в комплекс домашних заданий творческого задания прикладного характера (1-2 на семестр) с целью формирования навыков самосовершенствования;

3) чёткое определение времени на выполнение каждого задания с целью развития навыков самоорганизации студента;

4) наглядное формулирование бал-льно-рейтингового оценивания каждого задания, направленное на самостоятельное определение уровня их выполнения;

5) своевременное консультирование по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, с целью

90

формирования навыков саморазвития;

6) контроль выполнения заданий.

Выявленные методические элементы мы успешно реализовали методами среды МООЭЬЕ, внедряя элементы технологии модульного обучения. Одной из успешных форм организации самостоятельной работы студентов в высшей школе «представляется модульное обучение, которое индивидуализирует процесс получения образования...» [6]. Несмотря на то что в нашу страну технология модульного обучения проникла ещё в конце 80-х годов прошлого века благодаря научным исследованиям П.А. Юцявичене [7, 8], до сих пор она у нас находится на этапе поиска по причине различных трактовок её базовых понятий. «Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации» [7]. Анализ литературы показал, что существуют различные трактовки центрального понятия технологии модульного обучения — «модуль». Однако в данной статье мы не будем рассматривать различные подходы к определению этого понятия, а лишь сошлёмся на определение, данное в докторском исследовании Пальмиры Альбиновны Юцявичене: «. блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [7]. С целью интег-

рации с технологией дистанционного обучения мы использовали определение понятия технологии модульного обучения как «технологии, позволяющей обучающимся в самостоятельном режиме работать над темами, предусмотренными рабочей программой дисциплины, каждый модуль включает в себя методические рекомендации по работе над темами» [9].

Итак, на стыке двух технологий мы разработали учебно-методический комплекс по теории и методике обучения математике (ТиМОМ) в среде МООЭЬЕ для бакалавров третьего курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями «Информатика», «Математика». Эффективность его использования была проверена в течение двух лет, лишь только изменялась и/или добавлялась учебная информация в тот или иной модуль. Дисциплина «ТиМОМ» является одной из важных дисциплин для будущих учителей математики, но сегодня аудиторных часов на неё отводится очень мало. Если сравнивать по количеству часов, то до введения компе-тентностного подхода в вузы, то есть двадцать лет назад, эта дисциплина преподавалась пять семестров подряд, а сейчас всего два семестра и с меньшим количеством часов. Справиться с такой глобальной проблемой нам и помогли технологии модульного и дистанционного обучения. В таблице 1 представлены все модули по ТиМОМ с указанием как аудиторных, так и внеаудиторных часов, общее

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 2/2018

..............................91

Таблица 1

Классификация модулей

№ Название модулей Количество аудиторных часов Количество самостоятельных часов

5 семестр

1 Общая методика 34 8

2 Частная методика. Методика обучения математике в 1-6 классах 20 8

3 Частная методика. Методика обучения алгебре в 7-9 классах 27 8

4 Частная методика. Методика обучения геометрии в 7-9 классах 27 8

6 семестр

5 Частная методика. Методика обучения алгебре и началам математического анализа в 10-11 классах 12 27

6 Частная методика. Методика обучения стереометрии в 10-11 классах 12 22

7 Методика решения задач единого государственного экзамена по профильной математике 8 20

количество взято из рабочего учебного плана по программе бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями «Математика» и «Информатика».

Как видно из таблицы 1, каждый модуль — обязательный организационно-содержательный блок. Студент может достаточно самостоятельно работать по учебной программе соответствующей дисциплины, все компетенции, цели, задачи и содержание которой отражаются в среде дистан-

ционного обучения МООЭЬЕ. По каждому модулю в МООЭЬЕ отражены лекционный материал, лабораторные работы, тесты, индивидуальные задания. В таблице 2 представлены ресурсы МООЭЬЕ, используемые для учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине ТиМОМ.

Отметим некоторые из них, самые востребованные нами при разработке УМК:

1. Ресурс КНИГА, который мы наполняли учебной информацией

92

Таблица 2

Ресурсы MOODLE, используемые для УМК по ТиМОМ

Формы обучения и методы проверки результатов обучения Методы обмена информацией технической среды MOODLE

Лекция ФАЙЛ (в виде презентации), КНИГА, ГЛОССАРИЙ, СТРАНИЦА, ГИПЕРССЫЛКА

Лабораторные работы КНИГА, ГЛОССАРИЙ, ЗАДАНИЕ, СЕМИНАР, ОПРОС, ГИПЕРССЫЛКА

Тесты ТЕСТ

Различные формы внеаудиторной самостоятельной работы по вариантам ЗАДАНИЕ, ПАПКА, ГЛОССАРИЙ, ОПРОС, ИГРЫ

как для лекционных, так и для лабораторных занятий, выделяя основные разделы информации главами. Этот ресурс был интересен студентам тем, что все определения понятий, занесённых в глоссарий, гиперссылками открывались в КНИГЕ, тем самым создавалось удобство для запоминания новых определений понятий в методике обучения. На рис. 2 представлена структура КНИГИ лабораторной работы «Изучение десятичных дробей в 5-6-х классах» модуля «Частная методика. Методика обучения математике в 1-6-х классах»

Слева отражается оглавление КНИГИ, которое представляет собой план лабораторной работы, справа отражается содержание каждой главы, то есть пункта плана. Как видно из рисунка 2, внизу в содержании главы есть гиперссылки на опорные схемы и на СЕМИНАР по теме

лабораторной работы. Элемент курса СЕМИНАР среды МООЭЬЕ позволяет студентам прикрепить свою работу для просмотра, рецензии и взаимного оценивания. Указанный элемент, к сожалению, не нашёл одобрения у студентов из-за их предпочтения выполнять такую работу в аудиторное время.

2. Ресурс ЗАДАНИЕ представляет собой элемент курса МООЭЬЕ для прикрепления студенческих ответов на конкретные задания преподавателя с целью его оценить, отметка за выполненное задание отражается в журнале. В основном студенты прикрепляют свои ответы в виде файлов в разных форматах, но можно и непосредственно отвечать в самой среде МООЭЬЕ, пользуясь текстовым редактором самой среды. На рисунке 3 представлен пример ресурса внеаудиторной самостоятельной рабо-

93

Рис. 2. Пример КНИГИ одной лабораторной работы

ты по применению производной для решения текстовых задач курса алгебры и начал математического анализа для 10-11-х классов модуля «Частная методика. Методика обучения алгебре и началам математического анализа в 10-11-х классах». На рисунке 3 указан алгоритм решения текстовых задач на оптимизацию, ориентированных для старшеклассников. Студентам требовалось изложить методику решения таких задач с использованием указанного сверху алгоритма, прикрепив свой ответ в виде файла.

3. Ресурс ФАЙЛ, позволяющий преподавателю выкладывать информацию в среде МООЭЬЕ в различных форматах. Студент может как скачать информацию, так и открыть непосредственно в самой среде. Например, мы выкладывали презентации лекций после их рассмотрения в аудиторное время. Очень удобен ресурс ФАЙЛ для предоставления скачивания электронного ресурса по методике обучения отдельных математических

разделов в html. Например, студенты самостоятельно знакомятся с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при обучении математике. Выкладываются нами для скачивания студентами в соответствующих модулях различные ЭОР, к примеру, описанные в статье «Интерактивные интеллект-карты как средство обобщения учебной информации» [10]. На рисунке 4 представлен ЭОР по тригонометрии «Карта памяти. Простейшие тригонометрические уравнения» модуля «Частная методика. Методика обучения алгебре и началам математического анализа в 10-11 классах» методика использования которой представлена в статье [11, с. 66]. ЭОР такого вида в среде MOODLE прикреплены в основном архиве. Студенты после скачивания, читают статьи с использованием ЭОР такого плана.

Аналогично, через ресурс ФАЙЛ мы знакомим студентов в рамках модуля «Общая методика» с различ-

94

Рис. 3. Пример ЗАДАНИЯ внеаудиторной самостоятельной работы

Рис. 4. Карта памяти по тригонометрии

95

Рис. 5. Крупномодульная опора «Алгебраическая система множеств»

ными крупномодульными опорами по математике [12, с. 141].

4. Ресурс ТЕСТ представляет собой набор тестовых заданий с автоматическим оцениванием ответов студентов [13]. На рисунке 6 представлен тест, состоящий из 33 вопросов модуля «Частная методика. Методика обучения алгебре в 7-9 классах».

Опишем более подробно различные формы внеаудиторной самостоятельной работы, используемые нами при разработке УМК по ТиМОМ, представленные в среде МООЭЬЕ ресурсом ЗАДАНИЕ по каждому

из семи представленных модулей (табл. 1):

1. Методическая разработка учебного занятия, в частности, составление плана-конспекта урока. На лекции «Урок как классно-урочная форма обучения математике» в рамках модуля «Общая методика» студентам сообщаются основные требования к уроку математики, его структура, план конспекта урока, как оформляется ход урока в конспекте, типы уроков и т.д. Затем предлагается задание составить план-конспект урока по математике в рамках моду-

96

Рис. 6. Пример тестового задания в среде MOODLE

лей 2-6 (табл. 1), примеры конспектов уроков представлены также в среде МООЭЬЕ, студенты прикрепляют составленный конспект урока в среде МООЭЬЕ, преподаватель проверяет конспект, ставит отметку с комментариями.

2. Информационный поиск, в частности, анализ статьи из журнала «Математика в школе». Студентам предлагается какая-либо определённая тематика, например «Исторические сведения при обучении математике» в рамках модуля «Общая методика», указываются авторы и темы статей журнала «Математика в школе»; студенты делают обзор статьи по такому плану в виде презентации:

1. Указать автора, название статьи, название журнала, год, номер, страницы (им приводится конкретный образец).

2. Аннотация статьи: краткое содержание статьи из 10 предложений.

3. Ключевые слова: 5-7 слов.

4. Полное содержание анализируемой статьи с добавлением своего мнения.

3. Выполнение кейс-задания, в частности, разбор методических ситуаций или решение математических задач. Предлагалась конкретная ситуация, возникшая на уроке математики, студентам указывались вопросы: почему ученики допустили ошибку? как в этой ситуации показать ученику его ошибку? как сформировать умение выполнять самоконтроль?

4. Разработка группового проекта, в частности, оформление стендового доклада по определённой теме, при оформлении которого участвуют все студенты группы, каждый со своим индивидуальным заданием. Например, в этом учебном году по ТиМОМ студентам предлагалось сделать обзор различных доказательств теоремы Пифагора в рамках модуля «Частная методика. Методика обучения геометрии в 7-9-х классах», каждый прикреплял своё доказательство в среде МООЭЬЕ, пользуясь в большей степени доказательствами Вальтера Литцмана [14], преподаватель оценивал прикрепленные работы и делал рекомендации для стендового доклада. На рис. 7 представлена часть из полу-

98

чившегося стендового доклада, приуроченного к неделе науки математики.

5. Составление глоссария, в частности, подбор терминов и их определения по конкретной школьной математической теме в рамках модулей 2-6. Студенты заводили математический словарь, все определения из которого могли встретиться в тексте среды МООЭЬЕ.

Все ресурсы среды МООЭЬЕ, отражённые в таблице 2, позволяют преподавателю не только обмениваться информацией со студентами, но

и контролировать их, оценивать их работу, помогать в планировании и организации самостоятельной работы студентов.

Итак, использование технологии модульного обучения при разработке УМК по ТиМОМ средствами МООЭЬЕ, непрерывное его применение в качестве дополнения к аудиторным занятиям способствует повышению качества знаний, умений и навыков по указанной выше дисциплине, повышает познавательный и профессиональный интерес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».- URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235028.pdf.

2. Грушевский С.П., Иванова О.В. Крупномодульные опоры как средство повышения самостоятельности студентов при обучении высшей математике // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. Том. 9. — № 2. Часть 2.

3. Грушевский С.П., Иванова О.В. Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — № 131. — С. 1015-1024.

4. Виды дистанционных образовательных технологий. — URL: http://eop.cfuv.ru/OR/ pdfs/DOT-teor_aspekt.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

5. Сайедамин Азими. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов: дис. „.кандидата пед. наук. — Казань, 2017. — 219 с.

6. Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Райсвих Ю.А., Штыкова Т.В. Модульное обучение в процессе подготовки магистрантов к межкультурному взаимодействию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета — 2016. — №9. — С. 18-24.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Монография. — Каунас: Швиеса,1989. — 271 с.

8. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. доктора пед.. — Вильнюс, 1990. — 406 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

99

9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика — М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

10. Иванова О.В. Интерактивные карты памяти в обучении элементам тригонометрии // Педагогическая информатика. — 2016. — № 2. — С. 63-71.

11. Иванова О.В. Интерактивные интеллект-карты как средство обобщения учебной информации // Школьные технологии. — 2018. — №1. — С. 46-58.

12. Грушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании. Монография. — М.: НИИ школьных технологий, 2017. — 200 с.

13. Иванова О.В. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у будущих педагогов с использованием дистанционных методов обучения // Преподавание математики и информатики в школе и вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — 2017. — С. 63-66.

14. Лицман В. Теорема Пифагора. — М.: Гос. изд-во физико-математической литературы. — 1960. — 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.