Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ческого состояния. Основываясь на работах Л. А. Ильина, Л. А. Ильина и А. Т. И Банникова, можно предположить, что установленные в опытах на животных качественные и количественные закономерности резорбции и эффективность мер обработки ссадин, загрязненных 239Ри, будут близкими в случае попадания его на травмы кожи человека. В плане практического применения полученных результатов необходимо отметить, что обработку ссадин желательно проводить в ближайшие сроки после несчастного случая. Для этой цели лучше всего использовать окислители — 0,5% раствор перманганата калия или 3% раствор перекиси водорода. После обработки на рану необходимо наложить стерильную марлевую повязку.

Выводы. 1. Уровни резорбции растворимых, относительно растворимых и нерастворимых соединений 239Ри через ссадины кожи за 2 сут составляют от 0,046 до 17% от нанесенного количества.

2. Скорость изменения относительного содержания 2:1 Фи в организме пропорциональна превышению максимального содержания над текущим. Она одинакова (Тафф=0,21±0,07 сут) для каждого изучаемого соединения данного нуклида.

3. Количество всосавшегося 239Ри зависит от глубины повреждения кожи — уровни суточной резорбции нитрата 239Ри через ссадины площадью I см2, полный разрез кожи и при подкожном введении равны соответственно 0,12, 0,31 и 0,8%.

4. Наибольший эффект получен при обработке через 5 мин после загрязнения ссадин 2а,Ри и использовании растворов перманганата калия или мь,!ла.

5. После отторжения струпа в опытных участках кожи, которые были подвергнуты обработке, остается 0,19%, а без обработки — 0,34% плутония.

Литература. Беляев Ю. А. — Мед. радиол., 1959,

№ 9, с. 45—51. Булдаков Л. А., Нифатов А. П., Толочкова И. М. и др. —

Радиобиология, 1967, № 4, с. 591—601. Ильин Л. А. Основы защиты организма от воздействия

радиоактивных веществ. М., 1977. Ильин Л. А., Иванников А. Т., Попов Б. А. н др. — Гиг.

и сан., 1976, № 8, с. 48—53. Ильин Л. А., Иванников А. Т. Радиоактивные вещества

и раны. М., 1979. Нормы радиационной безопасности (НРБ-76). М., 1978.

Поступила 02.11.82

Summary. The research was aimed at determining quantitative patterns of plutonium compounds resorption through various skin lesions (scratches, abrasions, cuts), ft and at establishing the relationship between the resorption rate and skin lesion depth, chemical form of 2;,0Pu, lesion area and the amount of an applied solution. The rate of changes in 239Pu intake by the organism was assessed by means of an exponential model. The evidence concerning the efficacy of treating 239Pu nitrate-contaminated lesions with the help of various preparations is presented.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 378.661:001.8

В. И. Кардашенко

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

I ММИ им. И. М. Сеченова

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) предусмотрены улучшение научно-исследовательской работы в вузе, ее тесная связь с качеством подготовки специалиста. Назначение преподавания в вузе — всемерно содействовать повышению научного уровня образования. Подготовка врача профилактической медицины, призванного решать задачи охраны здоровья населения как в настоящее время, так и в будущем, невозможна без своевременной ориентации студентов на актуальные проблемы медицинской науки. Одним из путей реализации этого является внедрение результатов научных исследований, проводимых на

кафедре, в учебный процесс. Составление презен-тивной, а затем прогностической модели деятельности врача-гигиениста свидетельствует о постоянном совершенствовании работы врача СЭС, изменении удельного веса отдельных направлений. Возросшая лаборатория и инструментальная обеспеченность СЭС позволяют врачу проводить обследование объектов с применением современных гигиенических, физиологических, бактериологических, токсикологических и других методов. Все большее место в бюджете времени врача занимают научно-практическая работа и как следствие ее разработка комплексных оздоровительных и гигиенических мероприятий, направленных на оздоровление среды и охрану здоровья человека.

В настоящее время врачу СЭС по гигиене детей и подростков приходится оценивать влияние на детское и подростковое население новых, вновь возникающих факторов окружающей среды, прогнозировать влияние их на здоровье и работоспособность молодого поколения. Возникает необходи-^мость в определении допустимого воздействия факторов окружающей среды на растущий организм и оптимальных параметров воздействия с учетом возрастной чувствительности. В связи с демографическим прогнозом является актуальным прогнозирование уровня физического развития и состояния здоровья детей и подростков, заболеваемости и изменений в ее структуре. Особое значение приобретает решение гигиенических вопросов, связанных с изменениями условий жизни детей и подростков при поступлении в школу, профессионально-техническое и техническое училище, на производство, а также на более ранних ступенях— при поступлении в дошкольное учреждение (ясли— сад). Следовательно, будущего специалиста необходимо подготовить к самостоятельному научному «исследованию и прогнозированию. Решение этих задач в подготовке врача по гигиене детей и подростков обеспечивают лекционный курс и включение учебно-исследовательской работы в учебный 1 процесс.

Теоретическая подготовка студента осуществляется при изложении лекционного курса. Лекция призвана ориентировать студента на актуальные проблемы науки и практики в настоящее время и в будущем, поэтому при чтении лекций следует освещать научные исследования по наиболее важным вопросам курса. Естественно, что это должны быть научные работы, выполненные на большом материале, одобренные научной и врачебной общественностью. На кафедре гнгиены детей и подростков I ММИ им. И. М. Сеченова при чтении лекций по проблеме «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков» излагаются фундаментальные исследования по изучению физического развития и установлению нового уровня оссификации костной системы, т. е. научные материалы, позволяющие обосновать явление акселерации роста и развития. Эти работы легли в основу созданного кафедрой комплексного метода оценки физического развития. Применение комплексного метода, предусматривающего определение биологического уровня развития организма и гармоничность морфофункцнонального статуса, позволило установить связь состояния здоровья с уровнем физического развития ребенка. Исследованиями, проведенными на кафедре, доказано, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармонии морфофункцнонального статуса сочетается с отклонениями в состоянии здоровья и чем значительнее указанные нарушения, тем серьезнее ♦ заболевания детей. Использование этого метода оценки позволяет выделить детей группы риска трех различных степеней (I степень — вероятность заболевания возможна, II степень — вероятность

заболевания значительна, 111 степень—вероятность заболевания наибольшая) и наметить комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, которые должны проводиться дифференцированно с учетом степени риска. Использование указанного метода оценки физического развития целесообразно при прогнозировании здоровья человека. Эти материалы излагаются в лекционном курсе, а на практических занятиях студенты осваивают комплексный метод оценки физического развития.

При изложении проблемы «Гигиена трудового, политехнического и производственного обучения» широко используются материалы диссертаций, выполненных в отделе гигиены подростка и студента I ММИ им. И. М. Сеченова, в которых доказана повышенная чувствительность организма подростка к химическим факторам производственной среды. Используются научные работы других коллективов, раскрываются различные точки зрения исследователей на адаптацию организма подростка к химическому реагенту малой интенсивности.

При рассмотрении проблемы «Гигиена обучения и воспитания детей дошкольного возраста», в частности проблемы «школьной зрелости», приводятся материалы исследований, выполненных на кафедре, которые свидетельствуют о различной степени морфофункциональной готовности детей 5—б лет к систематическому обучению и необходимости проведения дифференинрованных гигиенических мероприятий. Результаты научных исследований кафедры широко освещаются при чтении лекций субордннаторам по таким темам, как «Гигиенические аспекты проблемы ожирения у детей и подростков», «Бнорнтмическне типы суточной динамики работоспособности, их диагностика, возможности перестройки у учащихся средних специальных и высших учебных заведений, «Физиолого-гигиеническая оценка современного учебного оборудования и использование полимерных материалов» и т. д. Привлечение материала научных исследований связано с отказом от чтения лекций в традиционной информационной форме и переходом на проблемное изложение. Наличие учебника по гигиене детей и подростков 1980 г. нздания и методических указаний к лекционному курсу позволяет на лекциях излагать дискуссионные вопросы, раскрывать перспективность проблемы и показывать значение ее в практической деятельности врача. Учебно-исследовательская работа в форме реферативных обзоров научной литературы, проведения экспериментально-обследовательских самостоятельных занятий, органически включенная в учебный процесс на всех этапах прохождения курса гигиены детей и подростков, направлена на подготовку будущего специалиста к самостоятельному исследованию и овладению естественнонаучным методом. Такой подход к организации учебного процесса формирует у студентов методологическое и научное мышление, позволяет им усвоить принципы, закономерности и перспективность изучаемого предмета.

Поступила 2910.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.