Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ВУЗЕ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
MOODLE / РЕСУРС / ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ / "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / RESOURCE / TEACHING / ELEMENTS / "FOREIGN LANGUAGE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова О.Г., Процукович Е.А.

В данной статье описывается опыт использования платформы Moodle, представлены возможности и инструменты платформы, которые оказались наиболее функциональными в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова О.Г., Процукович Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM AT THE UNIVERSITY

This article describes the experience of using Moodle platform, presents the potential and tools of the platform that turned out to be the most functional in the context of the forced transition to distance learning.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ВУЗЕ»

46 The scientific heritage No 51 (2020)

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ВУЗЕ

Смирнова О.Г.,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия

Процукович Е.А.

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия

EXPERIENCE OF USING MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM AT THE UNIVERSITY

Smirnova O.,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

Protsukovich E.

PhD in Philology, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

Аннотация

В данной статье описывается опыт использования платформы Moodle, представлены возможности и инструменты платформы, которые оказались наиболее функциональными в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Abstract

This article describes the experience of using Moodle platform, presents the potential and tools of the platform that turned out to be the most functional in the context of the forced transition to distance learning. Ключевые слова: Moodle, ресурс, обучение, элементы, «Иностранный язык». Keywords: Moodle, resource, teaching, elements, "Foreign language".

Несколько месяцев назад наша система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентным вызовом. Она должна была выполнять свои функции в ситуации, когда единственный проверенный образовательный инструмент - модель очного обучения не могла быть использована. Это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны, поскольку ни один из вузов не предвидел такой ситуации, а потому и не готовился к ней. В течение первых двух-трех недель все вузы без исключения испытывали трудности, зачастую значительные, отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков [3, 4].

Мы попытались проанализировать, как наш вуз отреагировал на этот вызов. Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был безальтернативным, и Амурский государственный университет справился с этой задачей.

От студентов и преподавателей требовалось практически сразу перейти на новые форматы учебной работы, взаимодействия со студентами и коллегами. Это не только трансляция образовательного контента, но и управление им, прикрепление к нему домашних заданий, установление дистанционной обратной связи со студентами и многое другое.

И здесь мы должны отметить, что в целом наш педагогический корпус проявил себя героически на всех уровнях. Преподавателям не пришлось осваивать новые технологии, они не столкнулись с нехваткой технологической и методической поддержки, и с непониманием студентов и коллег, так как в Амурском государственном университете

давно используется платформа Moodle, вуз организовал обучение преподавателей и студентов навыкам работы с системой.

Преподаватели кафедры иностранных языков Амурского государственного университета использовали весь большой набор средств системы дистанционного обучения Moodle для создания курсов по дисциплине «Иностранный язык» для разных специальностей и направлений подготовки.

Модульная структура курсов была представлена стандартными образовательными ресурсами, такими как задание, веб-страница, лекция, файл, папка, гиперссылка, книга, глоссарий, форум, чат и др. Эти ресурсы позволили разнообразить подачу учебного материала, способы контроля и самоконтроля, обеспечили коммуникацию преподавателя со всеми пользователями курсов.

Проанализировав опыт использования платформы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными элементами для изучения дисциплины «Иностранный язык» стали задание, лекция, книга, тест, глоссарий, база данных и форум [1].

Элемент Задание оказался одним из самых востребованных, с его помощью преподаватели могли оценивать развернутые ответы студентов (сообщения, пересказы, презентации), которые прикреплялись в виде текста, мультимедиа, файла (файлов). Преподаватели имели возможность давать отзывы, оставлять комментарии, прикреплять исправленные ответы, начислять дополнительные баллы за наличие презентации и т. д.

Для того чтобы представить учебный материал в интересной и гибкой форме преподаватели воспользовались элементом Лекция. Хотя, как правило, лекции по дисциплине «Иностранный язык»

The scientific heritage No 51 (2020)

47

не читают, но использовать данный формат для изложения грамматического материала было весьма полезным. Наиболее эффективными оказались лекции по грамматике с контрольными вопросами по каждому разделу.

В курсе «Иностранный язык» ресурс Книга позволил студентам легко находить и изучать информацию любой теме, а преподавателям четко структурировать и отбирать материал.

Особенно продуктивным элементом оказался Тест. Система Moodle уже имеет в своем арсенале стандартные типы вопросов, что позволило преподавателям активно использовать их в курсе «Иностранный язык». Важно, что ответы оценивались мгновенно и автоматически сразу после завершения теста, и это существенно экономило время преподавателей на проверку работ.

Что касается элемента Глоссарий, то он использовался стандартным способом для создания словаря к юнитам и модулям. К его преимуществам можно отнести следующее лексические единицы, включенные в глоссарий, подсвечивались во всех материалах курса в виде гиперссылки на соответствующие статьи глоссария. Следовательно, работа с лексическим материалом была очень результативна, поскольку она мотивировала студентов тщательно прорабатывать лексику, правильно размещать лексические единицы в глоссарии.

Еще одним важным ресурсом стала База данных. Преподаватели и студенты использовали ее для создания базы структурированных записей по заранее определенной тематике. Структура записей состояла из различных типов полей (изображение, текст, выпадающий список и т. д.). Каждую запись можно было сопровождать комментарием или оценивать по любой заданной шкале. Студенты могли добавлять записи в базу данных на основе заранее определенных требований [2].

И, конечно же, для реализации интерактивного режима, коммуникативной функции и организации общения участников курса элемент Форум был не-

заменим. Данный ресурс использовался как для обсуждения учебных проблем, так и для проведения онлайн консультаций [1].

Таким образом, оценивая функциональные возможности и инструменты платформы Moodle, их использование преподавателями и студентами нашего вуза, мы пришли к выводу, что данная платформа оказалась действительно незаменимой для организации полноценного образовательного процесса.

Можно констатировать следующее: кризис создал не только проблемы, но и возможности для нового, более продуктивного взаимодействия. Позволим выразить нашу уверенность в том, что новая модель образования будет предполагать отнюдь не полный уход в дистанционное взаимодействие, а широкое использование, как дистанционного обучения, так и цифровых технологий в целом, как элемента традиционной модели обучения, что значительно повысит качество образования и вовлеченность студентов.

Безусловно, цифровые технологии в образовании никогда не заменят реального преподавателя или живого общения со студентами, но мы должны активно использовать потенциал технологий для расширения возможностей образовательного взаимодействия за пределами аудитории, университета или города.

Список литературы

1. Худолей Н.В. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. №2 4. С. 410423.

2. Шевченко А.С. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, № 4, С. 418- 426.

3.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/63376

4.

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/04/ 827151^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.