Научная статья на тему 'Опыт использования локальных систем обмена услугами и товарами в кризисных условиях'

Опыт использования локальных систем обмена услугами и товарами в кризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБМЕНА / "БАНК ВРЕМЕНИ" / LETS / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / LOCAL EXCHANGE SYSTEM / TIME BANKS / INSTITUTIONALIZATION / HORIZONTAL SOCIAL TIES / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловодова Е.В.

Рассмотрены две основные формы институционализированных локальных некоммерческих систем обмена услугами и товарами, которые существуют за рубежом, в том числе в России «банки времени» и LETS. Изложена история возникновения данных систем, раскрыты особенности их устроения, показана социальная и экономическая значимость для жизнедеятельности местных сообществ. Обоснована целесообразность создания подобных институционализированных систем в Донбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of using the local services and goods exchange in crisis conditions

Two basic forms of foreign institutionalized local non-commercial services and goods exchange systems, including in Russian ones, the time banks and LETSs are considered. The article presents the history of emergence of these systems, the features of their structure, their social and economic importance for local communities. The feasibility of establishing such institutionalized systems in the Donbass has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Опыт использования локальных систем обмена услугами и товарами в кризисных условиях»

Институциональные проблемы экономики УДК 64.044:338.124.4

Е.В. ВОЛОВОДОВА, канд. соц. наук, зав. отделом

социальной экономики

Е-mail: volovodova.ev@yandex.ru

ГУ «Институт Экономических Исследований», Донецк, ДНР

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБМЕНА УСЛУГАМИ И ТОВАРАМИ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены две основные формы институционализированных локальных некоммерческих систем обмена услугами и товарами, которые существуют за рубежом, в том числе в России - «банки времени» и LETS. Изложена история возникновения данных систем, раскрыты особенности их устроения, показана социальная и экономическая значимость для жизнедеятельности местных сообществ. Обоснована целесообразность создания подобных институционализированных систем в Донбассе.

Ключевые слова: локальная система обмена, «банк времени», LETS, институ-ционализация, горизонтальные социальные связи, местное сообщество.

Volovodova E.V. Experience of using the local services and goods exchange in crisis conditions.

Two basic forms of foreign institutionalized local non-commercial services and goods exchange systems, including in Russian ones, - the time banks and LETSs are considered. The article presents the history of emergence of these systems, the features of their structure, their social and economic importance for local communities. The feasability of establishing such institutionalized systems in the Donbass has been substantiated.

Keywords: local exchange system, time banks, LETS, institutionalization, horizontal social ties, local community.

В результате разрушения производственной и социальной инфраструктуры, невыплат заработной платы, пенсий, социальных пособий, транспортной и экономической блокады Донбасса не удовлетворяются должным образом первоочередные потребности жителей - в еде, одежде, ремонте жилья, медицинском обслуживании, уходе за детьми и др. Положение усугубляется из-за отсутствия у людей знаний и практического опыта, позволяющих им самостоятельно изменять ситуацию в лучшую сторону путем использования в рамках некоммерческих общественных структур потенциала человеческих ресурсов - различных способностей, умений, навыков.

Жители Донбасса не владеют информацией об успешном западном и российском опыте вовлечения и использования потенциала человеческих ресурсов в кризисных ситуациях для удовлетворения жизненно важных потребностей. В частности, в рамках специально организуемых для этой цели локальных некоммерческих систем обмена услугами, продуктами и товарами. Деятельность данных институционализированных систем,

© Е.В. Воловодова, 2016

которая регулируется правилами, закрепленными в соответствующих документах, приводит к значительным результатам - социальным, экономическим и др.

Исследование, проведенное автором в 1999-2000 гг. в двух поселках г. Донецка, пострадавших от закрытия шахт и объектов ведомственной социальной инфраструктуры, выявило достаточно развитую неинституционализиро-ванную практику обмена услугами, продуктами и товарами, осуществляемую жителями на неформальной основе. Чаще всего жители оказывали друг другу услуги, которые не требовали высокой квалификации (от 10 до 30% участников опроса). В их числе - заем денег, предоставление в пользование книг, продуктов, вещей; приобретение медикаментов, продуктов и товаров; мелкий ремонт жилья, уход за больными и престарелыми соседями, сопровождение их в медицинские учреждения и проч. Более квалифицированные виды услуг (ремонт различных видов техники, обуви, пошив и ремонт одежды и др.) оказывались меньшим количеством респондентов (от 1 до 9%), но, тем не менее, и они имели место.

Исследование показало, что неин-ституционализированный обмен услугами, продуктами и товарами осуществлялся эпизодически. Он возникал как спонтанная реакция людей на критическую ситуацию и регулировался традиционными нормами взаимопомощи и взаимоподдержки. Данные неформальные нормы не обеспечивали вовлечение и использование потенциала человеческих ресурсов на постоянной основе и в том объеме, который был необходим для удовлетворения жизненно важных потребностей людей.

Показательным являлось отношение жителей к перспективе создания институционализированной структуры -некоммерческого общественного центра

обмена услугами. Большинство опрошенных (около двух третей) полагали, что такой центр необходим. Отрицательно отнеслись к идее создания центра лишь 6-7% респондентов. Жители поселков не только поддержали идею создания центра по обмену услугами, но и были готовы участвовать в его работе. Свыше 40% опрошенных заявили о своем желании оказывать услуги и получать их в центре.

Однако как 17 лет назад, так и сегодня, несмотря на чрезвычайно сложные экономические и социальные условия, институционализированные некоммерческие системы обмена услугами и товарами в Донбассе не созданы. Традиционная взаимоподдержка и взаимопомощь, которую жители оказывают друг другу на неформальной основе, не приводит к сколько-нибудь существенному удовлетворению их первоочередных потребностей в услугах, продуктах и товарах.

В связи с вышесказанным представляет интерес изучение зарубежного и российского опыта организации и функционирования локальных некоммерческих систем обмена услугами и товарами, действующих на институциональной основе.

Как известно, кризис всегда стимулирует поиск новых путей развития. После 2008 г. во всем мире резко сократилось доверие людей к идеям глобализации. В то же время высокая вероятность второй волны финансово-экономического кризиса стимулировала развитие тенденции, противоположной глобализации. Ее суть в локализации. Одним из проявлений локализации является активное развитие местных систем обмена услугами, продуктами и товарами.

Первой исторически возникшей формой локальной системы обмена являются так называемые «банки времени» [1-2].

Несмотря на то, что использование времени в качестве средства взаиморасчетов изобретение давнее - барщина в царской России, трудодни в советских колхозах (аналоги известны с античных времен), концепция «банка времени» в его первоначальной форме принадлежит советскому психологу и логисту В. Лившицу.

В 1977 г. В. Лившиц внедрил систему гибкого рабочего времени на хлебокомбинате эстонского города Кохтла-Ярве [3, с. 138-140; 4, с. 8-80]. Для сотрудников устанавливались «присутственные» часы, в которые они обязаны были находиться на рабочем месте (обычно с 10 до 12 и с 14 до 16 часов). Остальное время отрабатывалось по согласованию в удобные для каждого часы. В результате организация производственного процесса, составление сменных сеток и ведение табелей рабочего времени усложнились, но при этом заметно выросла производительность труда и сократилось количество больничных у сотрудников. Кроме того, подстройка графика работы под семейные обстоятельства и личные биоритмы дала неожиданный эффект: в таких условиях работники были не против переработки. Более того, большинство из них постоянно, по собственному желанию задерживалось на рабочем месте, хотя доплаты за это не полагалось. Когда возник вопрос о том, что делать с «переработанными» часами, их стали учитывать, позволив людям распоряжаться образовавшимися «излишками». Часы можно было копить, превращать в дни отгула, брать на личные нужды, дарить. Они превратились во внутреннюю «валюту».

В этом же городе в 1980 г. был проведен эксперимент по обороту времени, подобно денежному обороту. В ходе эксперимента осуществлялся обмен време-

нем за услуги между «банками времени» трех организаций: НИИ сланцев, хлебокомбината и ТЭЦ. Об этом эксперименте много писали в газетах, но в Советском Союзе массового распространения идея В. Лившица не получила. В начале 1980-х годов эксперимент был свернут. Однако благодаря американскому репортеру Д. Шиплеру о «банке времени» узнали в США.

В современной форме «банк времени» был создан американским юристом и общественным деятелем Э. Канном [5, р. 6]. К мысли о создании «банка времени» Э. Канн пришёл в 1980 г. В отличие от В. Лившица, он рассматривал «банк времени» не как способ мотивации персонала предприятия, а как инструмент развития социальных и волонтерских проектов. Канн решил создать своего рода большую семью (общину), в которой, благодаря обмену услугами, смогут выжить даже неимущие, а социальная экономика будет цениться больше, чем финансовая. Чтобы войти в такую общину, достаточно сделать что-либо для других. Таким образом родилось учреждение Time Dollar Institute - некоммерческий фонд, ставящий своей целью создание и поддержку местных общин. Его президентом стал профессор Э. Канн.

Суть идеи «банка времени» проста: каждый человек располагает свободным временем, которое можно выгодно инвестировать - оказывать окружающим какие-нибудь услуги и получать за это на свой счет соответствующее количество времени. Временной капитал можно потратить таким же образом - воспользоваться услугами любого другого клиента «банка времени». При этом действует принцип полного равноправия: час неквалифицированного труда (подметание двора или оказание помощи при переезде) ценится как час квалифицированного

(урок музыки или консультация юриста). Расчётной единицей для всех видов услуг является один час затраченного времени (например, в США - «Time-Dollar» [6, р. 2], в Японии - «DanDan»). Чтобы стать клиентом «банка времени», нужно заполнить анкету, пройти собеседование, подтвердить свои навыки дипломами и сертификатами. В личной карточке клиента указывается, какие услуги он может оказывать и в каких нуждается.

Участники «банков времени» отмечают, что деятельность в их рамках подходит абсолютно всем, потому что каждый человек уникален и талантлив. Он может предложить другим то, что не предложит никто другой. Самые востребованные услуги «банков времени» - ремонт и уборка помещений, репетиторство, массаж, маникюр и макияж, услуги водителей и курьеров.

«Банки времени» позволяют своим участникам использовать время так, чтобы одновременно получать доступ к материальным ресурсам и укреплять социальные связи. По данным американских и европейских исследователей, способность формировать социальные связи между людьми делает «банки времени» эффективным инструментом создания местных сообществ (общин). Будучи сугубо локальным явлением, объединяющим людей, проживающих на одной территории и на небольшом расстоянии друг от друга, «банки времени» позволяют налаживать между ними связи. Они генерируют так называемые слабые социальные связи, объединяя в социальные сети в рамках местных сообществ представителей разных социальных групп и поколений. Из разъединенных городским образом жизни, но проживающих на одной территории людей, «банки времени» помогают формировать местные сообщества. Их становление на основе отношений

взаимопомощи приводит к укреплению доверия, взаимного уважения между людьми и др. [7, р. 325].

Первые шесть американских «банков времени» возникли по инициативе Э. Канна в 1987 г. Они обычно организовывались активом из трех-четырех энтузиастов, которые создавали вокруг себя сообщества, начинали выпускать бюллетень «спроса и предложения товаров и услуг» на основе опроса участников системы, а также вести учет заработанных и потраченных часов.

В Великобритании один из первых «банков времени» был создан в 1999 г. по инициативе доктора Р. Бинга в наименее благополучном районе Лондона. Наблюдая депрессию и социальную изоляцию среди многих своих пациентов, Р. Бинг убедился в необходимости внедрения социального механизма, который позволил бы наладить контакты между людьми и дал им возможность почувствовать себя нужными и полезными для общества.

Наибольшее распространение «банки времени», как правило, получают в период экономических спадов. Много таких проектов реализовывалось в Южной Америке, особенно в Аргентине, в начале 2000-х годов - как реакция на случившийся там экономический кризис [8, р. 6]. После 2008 г. заметный рост числа «банков времени» наблюдался в наиболее кризисных регионах Европы - в Испании и Греции.

Всего известно около 250-ти моделей «банка времени», существующих под разными названиями: «Доллар времени», «Местная система обмена временем», «Банк времени», «Районный обмен услугами», «Член общины - члену общины», «Банк счастья» (социальная сеть «банковских услуг» в Эстонии).

Старейший и самый масштабный из действующих на территории постсовет-

ского пространства «банк времени» существует с 2006 г. в Нижнем Новгороде. В нем зарегистрировано свыше 4 тыс. человек, которые за всю историю проекта совершили сделок более чем на 4,2 тыс. часов. В городе есть активное ядро постоянных участников проекта. Однако прирост сообщества за счет запуска проекта в других регионах пока идет медленно. Практика нижегородцев показывает, что наиболее востребованы простые бытовые услуги: мелкий ремонт, автоперевозки, обучение иностранным языкам и музыке, помощь по дому.

В России небольшие «банки времени», объединяющие несколько сотен участников, работают примерно в десяти городах. Главная проблема данных проектов в том, что они, как правило, делаются на энтузиазме одного человека, от активности и организованности которого зависят результаты их деятельности. Поэтому с целью активизации данного движения был запущен стартап «TimeRepublik», предоставляющий возможность использовать «банк времени» для поиска новых клиентов.

Другой формой систем местного обмена являются так называемые LETS, впервые созданные в Канаде.

В 80-х годах в канадском регионе Ванкувер в результате массового закрытия рудников, резкого роста безработицы у населения не хватало денег для удовлетворения первоочередных нужд. В этих условиях безработный программист М. Линтон запустил в городке Кортни в 1983 г. систему местного обмена под названием LETS (Первоначальный вариант расшифровки LETS - Local Employment and Trading Systems - система местной занятости и торговли) [9, р. 14]. В условиях нехватки рабочих мест и невозможности заработать канадские доллары замысел М. Линтона сводился к созданию

альтернативной системы занятости и экономического обмена между людьми. Создание LETS было направлено на ин-ституционализацию, структурирование и стимулирование неформальных обменов товарами и услугами между жителями.

Устройство LETS перекликается с принципами организации классического бартера. Однако, представляя собой систему обменов, в основе которой лежит принцип взаимного безналичного кредитования группы участников, LETS отличается от бартера тем, что подразумевает не двусторонний, а многосторонний обмен [10, р. 86].

LETS - это саморегулируемая торговая сеть, поддерживаемая собственной внутренней «валютой». Она позволяет пользователям самостоятельно решать вопрос о количестве «денег», находящихся внутри сети (осуществлять эмиссию). Пользователи сети могут эмитировать внутреннюю «валюту» в момент покупки. В результате приобретения ими товара или услуги на их счет заносится запись о долге, а на счет продавца - запись о получении определенной суммы. Денежные единицы LETS можно потратить только в той же системе, которая их эмитировала. Сами по себе денежные единицы - это обещания участников системы предоставить позднее товар или услугу, требующуюся другим ее членам. Это не долги, не разменные деньги и не материальная собственность. У денежных единиц LETS нет внутренней стоимости до момента их расходования. Когда пользователь покупает товары или услуги, все счета начинаются с нуля. Отрицательный остаток на счету - это признание пользователем обязательства вернуть его членам системы тем способом и в то время, которые ему наиболее удобны. LETS - это закрытые самодостаточ-

ные системы, общий остаток их «денег» равен нулю.

«Деньги» LETS закрепляются внутри сообщества системой безналичных индивидуальных счетов. В противовес свободно обращающейся национальной валюте безналичные «деньги» LETS всегда остаются внутри сообщества, обеспечивая стабильность предложения «денег» и всей местной экономики. Стремясь уйти от дефицита «денег», М. Линтон запланировал систему как беспроцентную и некоммерческую. «Деньги» в такой системе нужны для того, чтобы опосредовать обмен между людьми товарами, услугами и навыками. Они не служат целям захвата экономической власти одних людей над другими. «Деньги» служат всему сообществу в целом и каждому в отдельности.

Обеспечением функционирования LETS обычно занимаются члены организации на общественных началах. Каждый участник предоставляет информацию о том, какие товары и услуги он предлагает. Такая информация, поступающая на регулярной основе, формирует общую базу данных, доступную каждому участнику. Член системы, заинтересовавшийся тем или иным предложением, связывается с потенциальным продавцом. Стоимость соответствующего товара или услуги определяется в результате договоренности заинтересованных сторон

[11, р. 7].

Обмены в рамках системы LETS в отличие от «банков времени» часто подвержены налогообложению. Так, например, в Великобритании и Австралии, где LETS получили широкое распространение, данные обмены подразделяются государственными органами на облагаемые и необлагаемые налогом. В том случае, если предлагаемый товар или услуга связаны с профессиональной деятельностью

человека, их предоставление другому участнику расценивается как осуществление коммерческой деятельности и облагается налогами. Если же LETS не обеспечивает профессиональную занятость человека, его участие в обмене не определяется как налогооблагаемая деятельность.

Таким образом, в случае, когда LETS выступает как дополнительная, но не альтернативная денежная система, она сохраняет автономию по отношению к внешней экономической системе.

С начала 90-х годов дефицит национальных денег в местных сообществах вызвал быстрый рост числа локальных обменных систем, прежде всего в развитых капиталистических странах. Данный рост стал ответом на глобализацию капитала, вымывающую деньги из местных экономик. Локальные системы обмена типа LETS появились во многих странах: США, Австралии и Новой Зеландии (там их поддержали местные правительства), в Великобритании, Франции и Японии. Подобные системы в герма-ноязычных странах (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн) известны под названием Tauschring - «кольцо обмена» или Tauschkreis - «круг обмена», во франкоязычных регионах Европы - под названием SEL. В ряде стран Латинской Америки они используются под именем Trueque - по названию древней торговой традиции коренных общин.

В странах третьего мира, примерно с середины 90-х годов, локальные обменные системы и «банки времени» были запущены в Мексике, Сальвадоре, Перу, Аргентине, Бразилии, Сенегале, Таиланде, Индонезии. За последние 20 лет местные валюты утвердились примерно в 55 странах по всему миру.

В России одна из первых систем локального обмена, аналогичная LETS,

появилась в Курганской области на ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» (ШААЗ). В условиях, когда в 1995 г. на расчётный счет предприятия поступило только 2 % от общего оборота собственных средств, а в 1996 г. - лишь 0,2 %, были введены чековые книжки. С их помощью на ШААЗе пытались стабилизировать долги по зарплате перед персоналом. В 1996 г. из 28 млрд. 235 млн. рублей начисленной работникам зарплаты почти четверть (7 млрд. 44 млн. рублей) выдавалась по безналичному расчету. Данные расчёты проводились путем отоваривания чеков продуктами, промышленными товарами и оказанием услуг в счет депонированной зарплаты.

В последние годы наибольшую известность в России приобрела система локального обмена, которая была введена в поселке Шаймуратово в Башкортостане. Экономист ОАО «Шаймуратово» предложил его собственнику и генеральному директору реализовать идею создания местной валюты в качестве антикризисного средства.

Механизм системы локального обмена в ОАО «Шаймуратово» был устроен следующим образом. На половину объема выпущенной товарной массы производилась эмиссия местной валюты (т. н. «шаймуратиков» или талонов). Местный магазин заключал с ОАО «Шай-муратово» договор купли-продажи товарных талонов. «Шаймуратово» предлагало своим работникам приобретать эти талоны на добровольной основе. В результате у работников возникали задолженности, которые погашались товарами, услугами и частично деньгами, исходя из суммы их заработной платы. Учет товарных талонов велся в соответствующем журнале. Таким образом получалось, что торговля кредитовала товарным кредитом работников предприятия, а предпри-

ятие принимало на себя все риски работников.

Система локального обмена на ОАО «Шаймуратово» помогла выжить не только самому сельхозпредприятию, но и подняла деревенскую экономику: товарооборот вырос в 12 раз, соседи помирились, отдав друг другу копившиеся годами долги, производительность труда в хозяйстве выросла на 50-60%.

Примером успешной реализации LETS в России является проект «100 друзей». Инициатива стартовала в 2008 г. в г. Иркутске [12]. По свидетельству одного из основателей проекта, он возник как необходимость физического выживания во время первого финансового кризиса. Создались условия, в которых были заинтересованные лица, готовые помогать друг другу, товары и услуги, необходимые друг другу, доверие внутри сообщества. Но не было денег, необходимых для обмена. Для решения этой проблемы был создан сайт 100druzei.info. Проект вышел далеко за пределы г. Иркутска - его региональные ячейки есть во всех крупнейших городах страны.

Выводы.

Системы местного обмена, такие как LETS и «банки времени», служат исключительно интересам местных сообществ, задачам удовлетворения потребностей людей. Они являются инициативами, ставящими во главу угла производство товаров и услуг первой необходимости (причем, силами самого сообщества), строительство необходимой инфраструктуры и, самое главное, - формирование крепких горизонтальных социальных связей, отношений взаимопомощи, взаимодоверия между людьми, проживающими на одной территории. Фактически, данные инициативы без привлечения денежных средств из внешних источников способствуют становлению местной со-

циальной экономики, не зависящей от глобальных финансовых рынков.

Основой местных инициатив всегда является удовлетворение естественных потребностей членов местных сообществ за счет использования их собственных способностей, умений, навыков, а не противоестественное стремление к потреблению. Поэтому создание институционализированных локальных некоммерческих систем обмена услугами и товарами в населенных пунктах Донбасса может стать стимулом для развития и использования различных умений и навыков жителей, позволяющих удовлетворять их жизненно важные потребности, способствовать становлению местной социальной экономики и смягчению кризиса.

Список использованной литературы

1. Региональная Обменная Система «Банк Времени» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: bankvremeni.org //.

2. Нижегородский банк времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: timebank.ru//.

3. Лившиц В.М. Банк времени /

B.М. Лившиц // Тезисы докладов II Республиканского научно-практического семинара. - Таллин. - 1979. - С. 138-140.

4. Никонова Г.Ф. Применение скользящего графика работы на Кохтла-Ярвеском хлебокомбинате / Г.Ф. Никонова // Тез. Респ. науч.-практ. конф. (Кохтла-Ярве, 22-23 мая 1980 г.); НИИсланцев. - Кохтла-Ярве, 1980. -

C. 79-80.

5. Seyfang G. Time Banks and the Social Economy: Exploring the UK Policy Context / G. Seyfang; Centre for Social and Economic Research on the Global Environment. - Norwich, 2006. - 14 p.

6. Seyfang G. Tackling social exclusion with community currencies: learning from LETS to Time Banks / G. Seyfang // International Journal of Community Currency Research. - 2002. - Vol 6, No. 3. -P. 1-11.

7. Lee Gregory. Spending Time Locally: The Benefit of Time Banks for Local Economies / Gregory Lee // Local Economy. - 2009. - Vol. 24, No. 4. - P. 323-333.

8. Blanc J. Local Currencies in European History: An Analytical Framework / J. Blanc // Monetary regionalization. Local currency systems as catalysts for endogenous regional development. - Weimar, 2006. - 16 p.

9. Croall J. LETS Act Locally. The Growth of Local Exchange Trading Systems / J. Croall. - London: Calouste Gulbenkian Foundation, 1997. - 120 p.

10. Colin C. Williams. The New Barter Economy: An Appraisal of Local Exchange and Trading Systems (LETS) / W. C. Colin // Journal of Public Policy. -1996. - Vol. 16, No. 1. - P. 85-101.

11. Collom E. Equal Time, Equal Value. Community Currencies and Time Banking in the US / E. Collom, J.N. Lasker, C. Kyriacon. - Burlington: Ashgate Publishing Company, 2012. - 23 p.

12. Система местного обмена Иркутска «100 друзей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 100druzei.info.

Статья поступила в редакцию 12.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.