ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-242-247 EDN: https://elibrary.ru/hyvbyf NIION: 2003-0059-1/24-979 MOSURED: 77/27-003-2024-01-178
Опыт использования когнитивно-бихевиоральиой терапии
Надежда Владимировна Ефимкина1, Ирина Алексеевна Чеснокова2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Представлен обзор отечественных и зарубежных источников изучения опыта использования когнитивно-бихевиоральной (поведенческой) терапии при работе с клиентами, испытывающими экзистенциональные проблемы. Раскрыты современные тенденции и трудности применения на практике методов когнитивно-поведенческой терапии. Обозначены дальнейшие направления исследований в данном подходе.
Ключевые слова: когнитивно-бихевиоральная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, КБТ, АКПП
Для цитирования: Ефимкина Н. В., Чеснокова И. А. Опыт использования когнитивно-бихевиоральной терапии // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 242-247. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-242-247. ЕБМ: НУУВУЕ
Original article
The experience of using cognitive behavioral therapy
Nadezhda V. Efimkina1, Irina A. Chesnokova2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. This article provides an overview of domestic and foreign sources for studying the experience of using cognitive behavioral (behavioral) therapy when working with clients experiencing existential problems. The current trends and difficulties of applying CBT methods in practice are revealed. Further research directions in this approach are presented.
Keywords: cognitive behavioral therapy, cognitive behavioral therapy, CBT, automatic transmission For citation: Efimkina N. V., Chesnokova I. A. The experience of using cognitive behavioral therapy. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):242-247. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-1-242-247. EDN: HYVBYE
Появление термина когнитивно-бихевиоральная терапия (далее также КБТ) (когнитивно-поведенческая терапия) относится к XX веку, когда многолетние споры и исследования, в ходе которых когнитивные и поведенческие методы работы противопоставлялись, закончились объединением этих двух направлений психологии. В данном случае ученым удалось доказать бессмысленность противостояния этих подходов и экспериментально подтвердить тот факт, что значительно большего эффекта при проведении коррекции в преодолении проблем клиента можно добиться в том
случае, если усилия обоих подходов будут объединены. Ведущую роль в процессе их объединения сыграла совместная разработка практических методик лечения панического расстройства Дэвида М. Кларка (Англия) и Дэвида X. Барлоу (США).
Со стороны когнитивного подхода, психологи опираются на предположение, что все внутренние проблемы и нервно-психические переживания неизбежно ведут к негативным последствиям, влекут за собой нелогичные и нецелесообразные мысли или убеждения человека, которые, в свою очередь, формируют у него
© Ефимкина Н. В., Чеснокова И. А., 2024
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
дисфункциональные стереотипы мышления. Преобразовав и перестроив данные стереотипы, можно изменить как эмоции, так и само поведение клиента, а значит, преодолеть имеющиеся у него психологические проблемы.
Со стороны бихевиорального (поведенческого) подхода, предполагается благоприятное воздействие на поведенческие схемы человека при помощи поощрения и подкрепления правильных форм при одновременном исключении подкрепления нежелательных форм.
На сегодняшний день когнитивно-поведенческая психотерапия считается самым перспективным направлением мировой практической психологии, благодаря высокой эффективности, достигнутой в клинических исследованиях, и прочно сформировавшимся фундаментальным научным основам.
Начальный этап формирования КПТ относят к исследованиям таких светил науки, как: И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, А. Лазарус, Д. Мейхенбаум. Опираясь на их открытия, удалось развить науку о поведении, а затем присоединить к ней и результаты экспериментальных исследований в области когнитивного направления.
На следующем этапе результаты когнитивно-поведенческой терапии (далее также КПТ) были закреплены и существенно дополнены работами Альберта Эллиса и Аарона Бека. В США в настоящее время функционируют два крупнейших института, в которых работают лучшие специалисты в области КБТ.
1. Институт когнитивной терапии Аарона Бека, после его смерти в 2021 г. руководство которым взяла на себя его дочь — Джудит Бек. Девизом института является следующее высказывание: «Улучшение жизни во всем мире благодаря совершенству и инновациям в когнитивно-поведенческой терапии и когнитивной терапии, ориентированной на восстановление» [1].
2. Институт Альберта Эллиса развивается благодаря его последователям и коллегам — Albert Ellis Institute.
К наиболее известным зарубежным психологам и психотерапевтам КБТ относятся Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен, А. Е. Айви, Л. Саймэк-Даунинг, Р. Нель-сон-Джоунс, Д. Мичебаум, М. Перре и У. Бауманн.
Отличительной чертой сегодняшнего поколения, накладывающей мощный отпечаток на психику человека, является тот факт, что оно проживает в эпоху интенсивного, ни на миг не прерывающегося и не сбавляющегося темпа роста техническо-информаци-онного прогресса [4]. Этот процесс движется с такой невероятной скоростью, что просто сметает на своем пути все, что не соответствует его сути и его целям. Основная масса людей, что вполне очевидно, не успевает подстраиваться или адаптироваться к новым жизненным реалиям, внедряющим замысловатые научные открытия и технические усовершенствования.
В результате вместо неоспоримой пользы, которая, вне всякого сомнения, является основной целью данного явления, оно наносит существенный, иногда необратимый, вред психике человека. Нацеленный на создание комфортных внешних условий, темп техническо-информационного прогресса разрушает внутреннюю целостность человека, его личность, поглощает индивидуальность, оказывает чрезмерное давление, лишает возможности саморазвития, полноценной самореализации. Иными словами, индивид лишается возможности осуществить собственный реальный выбор, он обязан следовать навязанным ему алгоритмам взаимодействия [3] и функционирования среди себе подобных. Человек уже не чувствует себя в безопасности, напротив, он ощущает тревогу и страх, неизбежность делает его безвольным, слабым, он болезненно осознает, что в преобладающем большинстве случаев он, по независящим от него причинам, не способен оказывать влияние на значимые для него события. Это провоцирует возникновение острых психо-физиологических реакций: чувство бессилия и подавленности, апатия, фрустрация, гнев и т. д.
В справочнике МББ говорится о том, что данные острые реакции включают в себя «навязчивые мысли или мечты, уклонение от напоминаний о событии, а также негативное воздействие на настроение, когнитивную деятельность, возбуждение и реактивность» [2].
Один из представителей когнитивно-бихевиораль-ного направления в России, Василюк Е. Ф., выделил три группы психотравмирующих факторов.
«Первая группа — это массивные (катастрофические) факторы, к которым относятся внезапно возникающие чрезвычайные ситуации (катастрофы, вооруженные конфликты), связанные с потерей материального благополучия и близких людей.
Ко второй группе относятся ситуационно-острые (подострые) факторы. Подобные факторы характеризуются тем, что вовлекают личность многопланово и внезапно, так как связаны с социальным положением, статусом, престижем, изменением социального окружения (инвалидизация, внезапная потеря работы, ущерб для самоутверждения).
Третья группа факторов — пролонгированно-си-туационные. Они приводят к хроническому нервно-психическому перенапряжению. К ним относят факторы, которые вызываются содержанием ситуации, например, положение отверженного в коллективе. Также к этим факторам относятся ситуации, вызываемые завышенным уровнем притязаний личности при отсутствии реальных возможностей. В группу пролонгированно-ситуационных факторов включены факторы, изменяющие условия многих лет жизни (определение ребенка в детский дом), социальную де-привацию (длительнаяэкспедиция)» [5, с. 28].
Вполне закономерным является тот факт, что по мере возрастания темпа жизни, а также резких изме-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
нений окружающих человека условий, увеличивается нагрузка на психику, что вызывает, в свою очередь, резкое снижение психо-эмоциональной устойчивости, способности противостоять стрессам, психологической стабильности в целом. Конечно, в первую очередь это относится к жителям мегаполисов и крупных городов.
Отсюда невероятное число самоубийств, депрессий, фобий, фрустраций, апатий, тревожных расстройств: большая часть населения страдает от разочарования жизнью, от социальной аномии, отсутствия чётких планов на будущее, находится в подавленном состоянии или состоянии неопределенности, испытывает чувство растерянности. Бесконечная суета, пустота, отсутствие реальных перспектив и гарантий, невозможность сосредоточиться на чем-либо, поток информации, перегруженность сознания — все это приводит к обесцениванию духовных и моральных устоев.
Современное общество характеризуется безликостью массы, быстрым распространением аморальности, отсутствием уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, которые чаще всего признаются «устаревшими» и «не отвечающими современным требованиям», наблюдается деформация нравственных установок.
Согласно научной справке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2021-2022 гг. количество тревожных расстройств и различных форм депрессий выросло на 25 %. В России также ежегодно отмечается рост числа граждан, нуждающихся не только в психологической помощи, но и в психиатрическом лечении. Статистические сведения, опубликованные в системе «Консультант-Плюс», также свидетельствуют о ежегодном приросте лиц, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах. Например, в России общее число больных с психическими расстройствами в 2018-м году только приближалось к 4 млн человек (что составило около 3 % населения страны), а уже к 2020 г. это количество увеличилось до 4,2 млн человек. При этом, по мнению экспертов, реальное количество граждан, страдающих различными психическими нарушениями, значительно больше приводимых в официальных источниках данных.
Так как непреложной истиной является фактор невозможности искусственного сдерживания темпов информационно-технического развития, практическим психологам, в целях сохранения психического здоровья клиентов, необходимо тщательно отбирать и включать в индивидуальные консультации более действенные подходы воздействия на сознание обратившихся к ним за поддержкой людей. Особенно это важно при оказании им экстренной помощи, ибо очень часто обращаются к психологу только в том случае, когда ситуация уже вышла из-под контроля, а человек уже не способен нормально функционировать в привычной для него среде. По мнению большинства
современных российских практических психологов, результативнее данным целям отвечает когнитивно-бихевиоральная терапия.
При этом даже те психологи, которые в своей практической деятельности применяют КБТ, говорят о необходимости выработки в рамках данного подхода новых, более действенных техник и упражнений, а также новых диагностических методик, позволяющих в сжатые сроки достигать высоких результатов в коррекционно-реабилитационной работе с клиентами, так как большинство из них сильно ограничены во времени, у них нет возможности посещать психолога на протяжении длительного времени (тем более на регулярной основе).
В 1999 г. в России представители КБТ объединились под эгидой научно-образовательной организации «Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП)», фундаментом которой стала «Клиника Неврозов им. И. П. Павлова». Инициаторами создания данной ассоциации являются Ковпак Д. В., Аверьянов Г. Г., Палкин Ю. Р. и Курпатов А. В. За время своего существования данная ассоциация накопила богатейший опыт практического использования методов когнитивно-поведенческой психотерапии, в ее стенах проводятся многочисленные международные конференции, практические семинары, реализуются образовательные программы (в настоящее время действуют как краткосрочные, так и долгосрочные программы), проводятся многочисленные тренинги (тимбилдинг, коучинг, группы встреч, инкаунтер-группы, группы тренинга умений).
Особенное предпочтение отдается группам тренинга умений, так как именно эта форма проведения тренингов в большей степени соответствует целям и задачам когнитивно-бихевиорального направления. В данном групповом методе воздействия на клиента центром внимания является наблюдаемое поведение. Поведенческие психологи все свое внимание направляют на очевидные поведенческие проблемы клиента и не занимаются установлением причинно-следственных связей с прошлым негативным опытом человека, который чаще всего является источником возникновения этих поведенческих проблем.
Бихевиористы не отрицают наличие прямой связи между фиксируемыми трудностями взаимодействия и прошлыми событиями, но основные терапевтические усилия направляют не на их изучение и детализацию, а «атакуют» непосредственно сами формы и стратегии поведения, наравне с этим переоценивают и тщательно изучают факторы окружающей среды. Поведение обязательно рассматривается в его связи с окружающим контекстом. Каждая группа тренинга умений состоит из определенных обязательных частей: непосредственно учебной модели, четко указанных целей, измерительной части и итоговой оценки.
Согласно независимым опросам, статистическим
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
данным и мнению известных аналитиков в сфере психологических знаний, на данный момент времени у ассоциации наблюдается наивысший потенциал среди аналогичных российских психологических научно-практических объединений и широкие перспективы развития в области когнитивно-бихевиоральной терапии. Ассоциация объединяет профессионалов, стоящих на страже психического здоровья населения РФ: психиатров, психотерапевтов, практических психологов, консультантов, неврологов, нейробиологов, нейрохирургов и врачей других специализаций. Установлены прочные связи со специалистами многих регионов нашей страны и стран ближнего зарубежья. Члены Ассоциации проводят масштабные психологические исследования, продвигают, популяризируют, развивают и обогащают новыми практическими и теоретическими исследованиями когнитивно-бихе-виоральное направление. За последние 5 лет в рамках данной организации совершаются многочисленные научные открытия, относящиеся к рассматриваемой нами теме.
За годы своего существования АКПП приняла участие во многих международных социальных проектах. Например, ежегодно она принимает участие в Международном дне людей, переживших самоубийство близкого человека, который отмечают в мире с ноября 1998 года благодаря инициативе Американского Фонда по превенции самоубийств. С 2016 г. АКПП стала полноправным участником данного мероприятия, а с 2019 года Ассоциация стала официальным членом Европейской Ассоциации КПТ (ЕАВСТ).
Руководством АКПП были установлены главные цели, определяющие направления психологической деятельности, осуществляемой участниками, входящими в ее состав:
• способствовать развитию научно-теоретических знаний и стимулировать появление новых открытий в сфере когнитивно-поведенческой терапии в России;
• объединить под своим началом как можно большее число специалистов различных направлений и специализаций (медицинских работников, психологов, консультантов, педагогов, аспирантов и т. д.) с целью создания единого профессионального пространства для лиц, применяющих в своей практической деятельности методы и подходы когнитивно-поведенческой психотерапии;
• привлекать молодых специалистов к исследованиям и научным программам, приводящимся в рамках АКПП;
• формировать как научно-теоретическую, так и практическую интеллектуально-профессиональную среду, являющуюся прочной платформой, способствующей прогрессу и процветанию российской школы когнитивно-
поведенческой психотерапии, сохраняющей своеобразие и уникальные индивидуальные подходы;
• внедрять элементы просветительской деятельности: обучающие программы, направленные на повышение уровня психологической и психотерапевтической грамотности населения Российской Федерации.
Необходимо отметить вклад в научные и эмпирические разработки, способствующие упрочнению позиций и усовершенствованию КПТ, ещё двух отечественных институтов.
Московский институт психоанализа, где также весьма активно занимаются развитием когнитивно-поведенческого направления ученые, педагоги, психологи-консультанты: Щепина-Шанграу А. В., Валаева О. Г., Асмолов А. Г., Марцинковская Г.Д., Лявас Ковар-скис, Спиваковская А. С., Демидов А. А. и др.
В ноябре 2023 года институтом был организован и проведен телемост, в рамках которого встретились два мировых эксперта в области прикладного анализа поведения Майкл Мюллер и Антонина Щепина-Шанграу. Встреча проводилась в формате прямого эфира, все желающие могли принять в ней участие (при предварительной регистрации) и получить уникальную возможность напрямую обсудить животрепещущие темы, относящиеся к КПТ, задать вопросы специалистам и пополнить багаж знаний новой полезной информацией.
Институт психотерапии и клинической психологии, ведущими специалистами которого являются Никитин Д. А., Гордеева Е. Г., Власов Н. А., Харитонов С. В., Доморацкий В. А., Усачева Е. М.
На основании изученных нами материалов можно сделать следующие выводы:
• несмотря на имеющиеся различия во взглядах зарубежных и отечественных специалистов по КПТ, психологи сходятся во мнении, что данный подход к оказанию психологической помощи пациентам является более эффективным в случаях необходимости преодоления у клиентов экзистенциальных проблем и проблем смысложизненного ориентирования;
• в настоящее время в мировом научном сообществе проводятся многочисленные конференции, симпозиумы, коллоквиумы (в том числе в дистанционном формате), на которых активно обсуждаются вопросы и трудности применения на практике методов КПТ, интенсивность взаимодействия как между организациями, так и между отдельными специалистами не снижает свих темпов, несмотря на нестабильность в политической сфере и на обострение ситуации на внешнем уровне между многими странами;
• так как данный подход (например, в отличие
от психоанализа, который вошел в практику более ста лет назад) является одним из самых молодых, то перед психологами открываются большие перспективы для проведения исследований, опросов, экспериментов, пилотажных срезов, интервьюирования клиентов, лонгитюдных наблюдений и пр. по основным вопросам КПТ, которые требуют уточнений или опровержений;
• в настоящее время наблюдается стойкая тенденция перехода психологов-консультантов, применяющих другие психологические техники и подходы в своей практической деятельности, на использование когнитивно-бихевио-ральных техник, данное направление занимает лидирующие позиции в мировом психологическом сообществе, но при этом продолжает дальнейшее развитие, не ограничиваясь уже достигнутыми. КБТ является самой востребованной как в среде профессионалов, так и среди начинающих специалистов. У данного направления большой потенциал развития и значительные перспективы: все чаще проводятся международные конференции, открываются научные центры, в которых проводятся многочисленные исследования под руководством ведущих представителей когнитивно-бихевиорального направления.
Список источников
1. https://beckinstitute.org/(датаобращения: 10.12.2023).
2. www.msdmanuals.com (датаобращения: 10.12.2023).
3. Балашова В. А., Алымова А. И. Социально-перцептивная оценка привлекательности коммуникатора // Психология и педагогика слу-жебнойдеятельности. 2020. № 3. С. 11-14.
4. Балашова В. А., Хаснулина Д. И. Направленность личности как условие развития перцептивно-интерактивной компетентности психолога // Юридическая психология. 2022. № 3. С. 17-23.
5. Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотрапия. Учебное пособие. Под. ред. проф. Чермянина С. В. и проф. Соловьевой С. Л. СПб : «АЙСНГ», 2014.
References
1. https://beckinstitute.org/(accessed: 10.12.2023).
2. www.msdmanuals.com (accessed: 10.12.2023).
3. Balashova V. A., Alymova A. I. Social-perceptual assessment of the attractiveness of a
communicator // Psychology and pedagogy of service activities. 2020. № 3. P. 11-14.
4. Balashova V.A., Khasnulina D.I. Personality orientation as a condition for the development of perceptual-interactive competence of a psychologist // Legal psychology. 2022. № 3. P. 17-23.
5. Traumatic stress. Etiology. Pathogenesis. Diagnostics. Psychotrapy. A study guide. Edited by Prof. Chermyanina S. V. and Prof. Solovyov S. L. St. Petersburg : AISNG, 2014.
Библиографический список
1. Власов H. А. Методология когнитивно-поведенческой психотерапии // Методология современной психологии. 2020. № 12. С. 13-20. EDN HSULCW.
2. Кравцов О. Г. Психологическое содержание цифровизации в контексте правоохранительной деятельности // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности : состояние и перспективы : сборник научных трудов VII Международной конференции, Москва, 15-16 июня 2023 года. М. : Московский университет МВД России имени
B.Я. Кикотя, 2023. С. 148-151. EDN WNVPGL.
3. Леонтьев Д. А. Человек и жизненный мир : от онтологии к феноменологии // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1.
C. 25-34. DOI 10.17759/СНР.2019150103. EDN YZVGFV.
Bibliographic list
1. Vlasov N. A. Methodology of cognitive behavioral psychotherapy // Methodology of modern psychology. 2020. № 12. P. 13-20. EDN HSULCW.
2. Kravtsov O. G. Psychological content of digitalization in the context of law enforcement activities // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects : Collection of scientific papers of the VII International Conference, Moscow, June 1516, 2023. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2023. P. 148-151. EDN WNVPGL.
3. Leontiev D. A. Man and the life world : from ontology to phenomenology // Cultural and historical psychology. 2019. Vol. 15. № 1. P. 25-34. DOI 10.17759/CHP.2019150103. EDN YZVGFV.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
Н. В. Ефимкина — доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
И. А. Чеснокова — преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.
N. У. Efimkina — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named afterV.Ya. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences;
I. A. Chesnokova — Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации
The article was submitted 10.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 09.02.2024.
Information about the authors
09.02.2024.
Психология. Учеб. пособие. Под ред. И. В. Трошева, В. Л. Цветкова; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. 311 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность».
Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.
Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.