Научная статья на тему 'Опыт использования и контроля моторных масел в АТП СП «Эрдэнэт»'

Опыт использования и контроля моторных масел в АТП СП «Эрдэнэт» Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
356
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЮЩЕ-ДИСПЕРГИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА / WASHING-DISPERGATIONS PROPERTIES / IMPURITY / WATER / ВЯЗКОСТЬ / VISCOSITY / КАПЕЛЬНАЯ ПРОБА / DROP TEST / ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ И ЭКСПРЕСС-РЕМОНТ МОТОРНЫХ МАСЕЛ / THE EXPRESS CONTROL AND EXPRESS REPAIR OF ENGINE OILS / ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ / ОБВОДНЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Дунаев Анатолий Васильевич

Изложены особенности применения и контроля качества моторных масел дизелей горно-транспортных машин в условиях их эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Дунаев Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE AND CONTROL OF ENGINE OILS IN THE ERDENET MOTOR TRANSPORT UNIT

Features of application and quality assurance of engine oils of diesel engines of mountain-transport cars in the conditions of their operation are stated.

Текст научной работы на тему «Опыт использования и контроля моторных масел в АТП СП «Эрдэнэт»»

© A.B. Дунаев, 2013

УДК 621.899 A.B. Дунаев

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В АТП СП «ЭРДЭНЭТ»

Изложены особенности применения и контроля качества моторных масел дизелей горно-транспортных машин в условиях их эксплуатации.

Ключевые слова: моюше-диспергируюшие свойства, загрязненность, обводненность, вязкость, капельная проба, экспресс-контроль и экспресс-ремонт моторных масел.

Не все, даже известные Российские и зарубежные [1, 2] поставщики моторных масел обеспечивают заявленное в рекламе качество своих масел. Требуется обязательный их входной контроль по щелочному числу, вязкости, загрязненности, а если масло поставляется в железнодорожных цистернах, то и по обводненности.

Применение масел самых высоких классов качества, как правило, не оправданно. Они целесообразны только для самых экстремальных условий работы моторов, что редко. К тому же, эти масла заметно дороже. При выборе масел следует ориентироваться на рекомендации моторостроителей, отступая от них в сторону повышения качества масла при старении моторов или при ужесточении условий эксплуатации от предусмотренных заводом-изготовителем [3]. Применение высших сортов дорогих масел без должного качества и своевременности технического обслуживания не гарантирует исключения ускоренного изнашивания моторов и их аварий. Никакое масло не даст ожидаемого эффекта без надлежащего обслуживания машин, при не устраняемом загрязнении и обводнении масел и впускного воздуха [3].

Следует определять срок смены масел не по рекомендациям завода-изготовителя техники, а по фактическому состоянию масла [4, 5, 6]. Заметное увеличение срока службы может быть при новом моторе, легких условиях эксплуатации, хорошем обслуживании и при очень качественном масле, а при старом моторе и при плохом обслуживании, когда масло загрязняется, обводняется, разжижается топливом, портится из-за не устраняемых неисправностей системы смазки, сроки службы масла резко сокращаются [3]. В то же время современные масла, например, классов качества Св-4, в исправных моторах, в хороших условиях эксплуатации и обслуживания, как показала практика, могут работать до 1,5 тыс. часов на горнотранспортной технике, до 4 тыс. часов на грузовиках в легких условиях или до 150 тыс. км пробега легковых автомобилей [5].

По мере старения мотора, изнашивания его кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы, а также снижения давления в системе смазки по другим причинам следует переходить на более вязкие масла [3]. Здесь, а также во многих других условиях, следует отказываться от применения всесезонных масел.

О всесезонных маслах, например, М-6з/10В и маслах классов вязкости БАБ 10Ш-30, 15Ш-40 и им подобных. «Всесезонность» этих масел преувеличена и порой приносит вред моторам. Во-первых, при напряженном режиме работы ЛВС вязкости всех масел в ЦПГ снижаются до примерно равного минимального значения, которое при 100 °С должно быть не менее 3 сСт [5]. Во-вторых, полимерные присадки, загущающие маловязкое базовое масло, под механическим воздействием в маслонасосах и в других сопряжениях ЛВС относительно быстро разрушаются. Во время работы вязкость этих масел через 20—100 часов уменьшается на 25— 50 %, что повышает пусковой износ (Ж. «За Рулем», 3, 2002 г., с. 105). Разрушение присадок происходит и при транспортировке и при длительном хранении масел, поэтому перед применением масло может потерять 10—20% вязкости. В этом случае возможна ошибка при выборе вязкости масла на целый класс. В-третьих, всесезонные масла дороже. В-четвертых, как правило, в парке предприятий больше машин старых, изношенных, для которых нужны более вязкие, чем по норме, масла [3], а всесезонные масла усиливают их изнашивание.

Лалее, если техника используется интенсивно и масло заменяется через 250—500 часов, то нет смысла применять всесезонное масло, т. к. в короткий период маловероятны зима и лето. А если ЛВС пускаются теплыми, то смысл всесезонных масел отсутствует совсем.

Разработчики и производители таких масел предупреждают: «Применение всесезонных моторных масел требует тщательной проверки» во всех условиях эксплуатации и в каждом конкретном случае. 228

После 2—3 лет эксплуатации все моторы горно-транспортной техники требуют промывки системы смазки. Игнорирование промывки существенно сокращает ресурс и масла и мотора. Из Российских промывочных масел доверия заслуживают препараты Челябинской серии «Лавр» от ООО «ЛАВР XXI век», масла разработки ВНИИ НП марок МПТ-1, МПТ-2 и масла марки «Квалитет. Препараты «ЛАВР» представляют концентрированный комплекс поверхностно-активных веществ и направленных растворителей разной химической природы, активно воздействующих на смолистые, коксовые и нагаровые отложения на деталях двигателей. Масло МПТ-2М по ТУ 0253-04500151742-03 рекомендуется для автотракторных, судовых и тепловозных дизелей. Оно на основе маловязких масляных фракций, обладающих высокой смазывающей способностью, содержит до 10% композиции моющих, диспергирующих, противоза-дирных и других присадок. Его производство освоено на ряде НПЗ России и допущено к применению Решениями Государственной Межведомственной Комиссии.

Высококачественные и дорогие масла, не пригодные к применению только из-за загрязненности, но имеющие большой запас рабочих свойств по остальным показателям, подлежат очистке от мехпримесей и повторному использованию, хотя-бы по пониженному классу качества.

Практика показывает, что для увеличения срока службы масла, да и мотора, маслофильтры, в соответствии с результатами экспресс-контроля масла, требуется менять чаще, чем само масло. Центробежные масло-очистители подлежат обязательному обслуживанию не реже чем через 200—250 часов работы.

Если ведется регулярный учет расхода топлива и масла на доливку между его сменами, то имеется возможность контролировать удельный расход масла на угар в цилиндро-поршневой группе. Конечно, необходимо исключать явные потери на утечки, угар в турбокомпрессоре и другие потери, которые не должны быть значительными. Поэтому имеется возможность простого и эффективного диагностирования общего состояния цилиндропоршневой группы ЛВС и определять время ее переборки (по резкому росту угара масла свыше 2—2,5 %, но не более 4,5%) без применения какого-либо диагностического средства.

Многие моторы, особенно горных и дорожно-строительных машин, требуют от владельцев дополнительных мер по защите от загрязнения системы смазки и впуска воздуха. Эти разнообразные меры, упущенные изготовителями техники, резко повышают ресурс мотора и масла. Например, в АРМ-1 АТП СП «Эрдэнэт» для автосамосвалов БелАЗ-7512 защитили маслобаки, ввели их периодическую очистку, провели ремонт воздуховодов и шкафов с воздухофильтрами, ставили защитные экраны перед шкафами воздухоочистителей, защищали нижние воздухофильтры экранами от брызг грязи, изменили порядок мойки машин, а новые дизели «Cummins» с обоих сторон надежно закрыли прочными экранами.

С начала 90-х годов произошло заметное изменение соотношения стоимостей овеществленного (машины, оборудование, материалы) и живого (зарплата) труда. Это требует изменения соотношения между затратами на техническое обслуживание и затратами на ремонт машин. То есть, нужно чаще проводить работы по ди-аг-ностированию и обслуживанию,

особенно по узлам защиты систем смазки, топливоподачи, охлаждения, воздухоподачи двигателей, гидроприводам, контрольно-измерительным системам, по системам и механизмам управления, что в целом резко повышает надежность и срок службы машин, снижает затраты на ремонт, приобретение техники и на сами горнотранспортные работы.

В качестве примера приближения к этому можно привести комплексную комис-сионную проверку автосамосвалов БелАЗ в АРМ-1 АТП СП «Эрдэнэт» еженедельно во взрывной день с 14 до 16 часов. При этом водители самостоятельно проводят работы по техническому обслуживанию и мелкому текущему ремонту, а по замечаниям комиссии проводятся дополнительные работы.

В России, Китае, на Украине, в Финляндии, в некоторых других странах Европы и Азии ширится применение различных добавок к моторным маслам для «безразборного ремонта» дизелей, бензиновых моторов, силовых передач и гидродриводов с их предварительным диагностированием для предотвращения ошибочных работ. Это заметно продлевает срок службы изношенных агрегатов, обеспечивает их безаварийную работу на низкокачественном масле, а кратковременно и в случае потери масла [7—12]. Особенно эффективны в этом Красноярские трибо-технические наноалмазы КАРАТ-5, композиция АРВК от ИМАШ РАН, а также ряд серпентиновых трибопрепа-ратов.

Простой, с «капельной пробой» на фильтровальной бумаге, экспресс-контроль моторного масла [4, 5, 6] должен стать нормой для каждого мастера ТО и ремонта моторов. Он позволяет своевременно выявлять в масле воду, грязь, ухудшение моющих свойств, недопустимое старение масла и перегрев моторов.

Имеется возможность оказывать помощь горно-транспортным предприятиям в налаживании использования и контроля масел по следующим направлениям:

• эксплуатационного физико-химического анализа;

• спектрального анализа на установке МФС-7М;

• экспресс-контроля масел без применения сложных и дорогих приборов, но доступного любому мастеру и даже водителю. Этот контроль в силу оперативности и простоты подлежит повсеместному применению.

Особенности экспресс-контро-

ля моторного масла дизелей горной техники. Множество показателей моторного масла определяется при его разработке, подготовке к производству, изготовлении и различных испытаниях, а потребитель обязан контролировать только основные рабочие показатели масла, в т.ч. для диагностирования мотора.

Основные моторные свойства масла таковы: смазывающие (или антиизнос-ные, антизадирные и антифрикционные), моюще-диспергирующие (предотвращающие образование нагаров и отложений), антикоррозионные и нейтрализующие кислые продукты сгорания дизтоплива. Прямой контроль этих свойств эксплуатационникам затруднен, контролируют только доступный перечень прямых и косвенных физических и химических показателей, сопряженных с перечисленными свойствами. К ним относятся щелочное число и моюще-диспергирующие свойства, кинематическая вязкость и температура вспышки масла, загрязненность мехпримесями, водой, топливом. Весьма полезен спектральный анализ концентраций присад-кообразующих металлов и продуктов изнашивания деталей, в основном для диагностирования двигателей. Разнообразные стандартные методы контроля

масел (более 35) трудоемки, сложны, требуют дорогостоящей оснащенности и высококвалифицированного персонала, да и не все нужны в практике. Поэтому эффективен экспресс-контроль, включающий простые инструментальные и органолептические методы, не требующий дорогостоящего оборудования и приборов, но естественно менее полный. Однако, как показала многолетняя практика, этот контроль позволяет оперативно и достоверно выявлять заметное ухудшение рабочих свойств масла и основные неисправности двигателей, что дает возможность устранять их повышенное изнашивание и аварии, а также заменять масла в соответствии с фактической потребностью. Впервые основу экспресс-контроля масла в 1947 г. разработала фирма «Shell» [5], другие элементы этого контроля разработаны ведущими отраслевыми НИИ РФ [4, 6], введены в руководства по эксплуатации некоторых транспортных [13] и судовых дизелей и используются зарубежными фирмами.

Цели экспресс-контроля: выявление и предупреждение недопустимого ухудшения моющей способности масел, обводненности, разжижения диз-топливом, засорения мехпримесями и падения вязкости в целях резкого уменьшения износов двигателей, предотвращения аварий их кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы; выявление несоответствия качества свежего масла паспортным данным, его недопустимой обводненности и загрязненности; подготовка рекомендаций по экспресс-восстановлению временной работоспособности масла и предотвращению аварийного изнашивания двигателя при работе без смены масла.

Основные аварийно-опасные ухудшения показателей масла приведены ниже:

Обводнение масла. Вода наносит большой вред качественным моторным маслам. Лаже небольшое ее количество (0,1...0,2 %), взаимодействуя с присадками масел, быстро (за несколько дней при нормальной температуре или за несколько часов работы дизеля в номинальном режиме) разлагает их. После этого в масляных системах ЛВС образуются липкие отложения, забивающие маслофильтры, трубки, каналы, масло-заборники и вызывающие неисправности клапанов масляных систем. Особенно быстро разрушаются самые активные присадки, поглощающие влагу из окружающего воздуха. Вследствие распада присадок снижается щелочное число масел, ухудшаются их смазывающие, антиизносные, моюще-диспергирую-щие свойства, они вспениваются, увеличивается скорость отложений лаков и нагаров в ЦПГ, а из-за вымывания защитных присадок повышается коррози-онность масла, особенно к деталям из цветных металлов. Естественно, что при этом износ деталей ЛВС возрастает, а надежность его работы, особенно КШМ, падает вплоть до аварийных за-диров подшипников.

Вода не желательна в маслах вообще, но с небольшим ее количеством (до 0,05 % в свежих и до 0,10 % в работающих маслах) приходится мириться из-за трудности удаления воды и дефицитности масел. Обводненные свежие масла (0,05...0,10 %) не пригодны по номинальному назначению. После отстаивания их можно применять в менее ответственных агрегатах.

Механические примеси. Основной причиной изнашивания деталей ЛВС в эксплуатации является загрязненность масел, поэтому контроль и борьба с загрязненностью масел имеет первостепенное значение. Опасны твердые механические частицы (кремнезем из пыли, твердые металлические частицы), имеющие твердость выше или равную твер-

дости трущихся деталей и вызывающие абразивное изнашивание. Мягкие механические и органические частицы, как правило, не опасны, а при повышенных зазорах в некоторых сопряжениях даже полезны.

Разжижение топливом. Вязкость и смазывающая способность (маслянистость). Они обусловливают прочность масляной пленки между трущимися деталями, от которой зависит их нагрузочная способность, износостойкость, стойкость к задиру и другим повреждениям, а отсюда и надежность узлов трения. Каждый агрегат в конкретных условиях требует свою — оптимальную вязкость. С утяжелением условий его работы (например, повышение нагрузки на подшипники коленчатого вала и температурного режима масла) требуется повышенная вязкость. Требуемая вязкость повышается и с износом подшипников КШМ, когда снижается давление в системе их смазки [3].

По мере нормальной работы ЛВС вязкость незагущенного минерального масла медленно растет из-за механических (грязь, продукты изнашивания) и органических (продукты окисления и выгорания масел) примесей. Снижается же вязкость масел без загущающих присадок только из-за разжижения топливом (при его неполном сгорании из-за неисправности топливной аппаратурой и износа ЦПГ). При этом снижение вязкости сопровождается снижением температуры вспышки, которая имеет также и самостоятельное значение и определяет потери масла на угар. У всесе-зонных же масел с загущающими присадками вязкость быстро падает из-за деструкции присадок (без снижения температуры вспышки), что требует особого внимания при их применении.

Концентрация присадок, определяющая эксплуатационные свойства масел. Это (а не вязкость) — основной показатель качества масел, обусловливаю-

щий их ценность, надежность работы и ресурс ЛВС. Именно по нему в первую очередь проводится подбор масел. К сожалению, полный контроль присадок в маслах потребителем не возможен, а экспресс-методом по «капельной пробе» возможна примерная оценка только моюще-диспергирующих свойств, что не снижает значения такой проверки в эксплуатации ЛВС. Правда, распространяются реактивы «экспресс-щелочность», которые позволяют ориентировочно определять щелочное число, а по нему судят о концентрации пакета присадок в целом.

Срок службы. Априорная регламентация срока смены масла не оправданна. Срок службы масла кончается моментом снижения до допустимых значений показателей загрязненности, обводненности и моторных свойств. Последнее определяется моментом, когда срабатывание присадок приводит к снижению щелочного числа до 2,5—3,5 мг КОН/г у низкокачественных масел и до 4—5 у высококачественных, или до уровня на 10...20 % выше возрастающего кислотного числа. Однако определение щелочного и кислотности масел в условиях эксплуатации машин затруднительно.

Изготовители дизелей не могут дать точных рекомендаций по срокам службы масел как из-за разнообразия и изменчивости условий эксплуатации и нестабильности качества технического обслуживания двигателей, так и непредсказуемой вариации качества масел даже одной и той же марки. Заводским ориентиром является, например, нормативное количество израсходованного дизелем топлива на единицу объема его картерного масла соответствующего класса качества, но с учетом угара масла: малому угару соответствуют несколько меньшие сроки и наоборот. Ориентиры предназначены для нормальных условий эксплуатации и качест-

венного технического обслуживания ЛВС. Они требуют уточнения на основе входного контроля свежего и периодического контроля работающего масла

Основные факторы корректировки срока службы масла:

• соотношение фактических показателей качества свежего масла с нормативами;

• соответствие условий работы масла (часовой расход топлива, температура масла в длительном режиме, качество работы системы очистки масла и перио-дичость ее обслуживания) показателям, заданным заводом-изготовителем ЛВС;

• степень ухудшения состояния двигателя, частично определяемая через снижение мощности, повышение удельного расхода топлива и масла, расходом картерных газов, полнотой сгорания топлива, износом подшипников КШМ и падением давления масла для них, интенсивностью обводнения и разжижения топливом, загрязнением мехприме-сями (через систему воздухоподачи, маслозаливные отверстия и сапуны) и через дымность отработавших газов;

• при переходе на более качественное масло, при хорошем техсо-стоянии дизеля или улучшении его обслуживания срок службы масла повышается, что и следует из многолетней практики эксплуатации дизелей судов, тепловозов, дизель-генераторных установок, автомобилей, сельхозмашин. В то же время, с износом и с усилением неисправностей дизеля, при пониженном качестве масла (что все сильнее проявляется в маслах РФ и в маслах новых агрессивных иностранных маслофирм), упущениями в техническом обслуживании сроки службы масла заметно снижаются. Субъективное же значительное сокращение срока службы масла для «повышения срока службы двигателя» может дать обратный эффект как по

снижению ресурса ДВС, так и по экономике его применения.

Безусловно, при нарушении допустимых значений любого показателя масла, как по загрязненности, обводненности, вязкости и температуре вспышки и, особенно, при сворачивании и изменении цвета «капельной пробы», масло подлежит срочной смене. Решение о смене масла только по наступлению черного цвета неверно.

Годность масла к работе по данным контроля уточняют с учетом особенностей предстоящей работы машин до ближайшего обслуживания. При этом могут возникать ситуации, когда в ближайшее время невозможно провести полное ТО системы смазки, но возможен экспресс-ремонт масла, что является элементом рекомендаций.

Экономическая эффективность контроля, на примере автосамосвалов БелАЗ АТП СП «Эрдэнэт», такова, что только в 2000 г. от рационального применения масла М-14В2 на 21 машинах с дизелями 8ДМ-21А, без учета эффекта от предотвращения аварийных износов дизелей, получена экономия в 42,5 тыс. $. Срок службы масла М14В2 доведен, в среднем, до 650 час при заводских рекомендациях 750 час. Для дизелей «Cummins» KTA-38C и KTA-50C срок службы масла «Mobil Korea» класса качества CG-4 доведен до 1200 час при среднем сроке 800 час и рекомендованном фирмой «Камминз» сроке для масел классов СС и CD 125— 250 час. При этом, данные анализов показывали запас работоспособности масел класса CG-4 до 1500 час. У 40-тонных автосамосвалов БелАЗ с дизелями ЯМЗ эффективность контроля и своевременной профилактики обусловлена предотвращением интенсивного изнашивания дизелей из-за более частого и более резкого за-

грязнения, разжижения дизтопливом и обводнения масла. Особенно эффективен экспресс-контроль для двигателей с большим сроком службы. С постоянным ростом цен на топливо-смазочные материалы и увеличением их дефицита необходимость в экспресс-контроле масел повышается. Организация рабочего места такого контроля даже для нескольких горнотранспортных машин окупается за месяц.

Порядок контроля: Пробы масла рекомендуется брать еженедельно, а при ухудшении состояния дизеля и масла — ежедневно. Лля экспресс-анализа на работающем дизеле берется 150 г масла перед доливкой свежего. Лля полного анализа нужно 200 г.

При заборе проб получают от водителя, тракториста-машиниста информацию об условиях работы и симптомах неисправностей дизеля: перегрев, расход масла на угар, давление и уровень масла, характер дымления дизеля, течи масла, воды, топлива, состояние воздушного тракта, чистоту и исправность сапунов, маслозаливных горловин, чистоту дизеля, проводимые работы по ТО, ремонту и устранению неисправностей. Контролеру также целесообразно самостоятельно осматривать и ослушивать ЛВС. Это нужно для уточнения причин ухудшения состояния масла и дизеля.

Экспресс-контроль масла включает проверку обводненности, вязкости и температуры вспышки, загрязненности по индикатору «ИЗЖ» и стеклянным пластинам, а также «капельную пробу» для определения моющих свойств, содержания мех-примесей и проверки возможного перегрева масла. Контроль щелочного числа проводится заявочно из-за дефицитности реактива. Лругие про-

верки проводятся при неоднозначности экспресс-контроля, в предаварий-ном состоянии дизелей, по указаниям руководства предприятия или по желаниям владельцев техники.

Отрицательные результаты контроля любого показателя масел, свидетельствующие о его браковочном состоянии (попадание воды, дизтоплива, мехпримесей, снижение вязкости и срабатывание присадок) служат основанием для экстренных

мер по устранению неисправностей дизеля и восстановлению качества масла.

Длительность контроля — не более 0,5 ч. Определен минимум простых средств для экспресс-контроля на сумму до 1500 руб. При необходимости автором может быть оказана техническая помощь по изложенным вопросам и получению технологической карты по экспресс-контролю масел.

1. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. М., Техинформ, 1999.

2. Сафонов A.C. и др. Масла для автотракторных двигателей. Свойства, классификация, ассортиментные группы. СПб., НПИКЦ, 2004.

3. Григорьев M.A. и др. Моторное масло и надежность двигателей. М., Стандарты, 1985.

4. Авторские свидетельства СССР № 201768, 267248, 348078, 513163 на экспресс-методы определения необходимости замены масла. Авторы: Хмелевой Н.М., Пасечников Н.С.

5. Уильям Гергель (Корпорация «Луб-ризол») Периодичность замены дизельных масел. Доклад на 2-й Международной конференции по проблемам разработки, производства и применения смазочных материалов. Бердянск, 2—6.09.1997.

6. Резников В.Д. Анализ моторного масла — лучший способ диагностики двигателя. Журналы «Автоперевозчик», № 6 и № 7, 2001.

7. Зуев В.В. Конституция, свойства минералов и строение земли (энергетические аспекты). СПб., Наука, 2005.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8. Гнатченко И.И. и др. Автомобильные масла, смазки, присадки. Справочник автомобилиста. СПб. — Москва, Полигон — АСТ, 2000.

9. Башенок A.B., Казарезов В.В., Тало-вина И.В., Костенко В.В. Серпентины в триботехнике. Журнал «Минералогия», № 1, 2002.

10. Дроздов Ю.Н.и др. Повышение антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов путем введения композиций присадок различной природы и происхождения. Доклады межд. конгр. «Механика и трибология транспортных систем-2003» в двух томах. Ростов н/Д., РГУПС, 2003.

11. Шабанов А.Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность? СПб., 2004 г.

12. Балабанов В.И. и др. Безразборный сервис автомобиля. Обкатка, профилактика, очистка, тюнинг, восстановление. М., Известия, 2007.

13. Дизели ДМ-21А. Руководство по эксплуатации (0390-00-000 РЭ). \ГШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Дунаев Анатолий Васильевич — кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заместитель заведующего лаборатории № 5.4 ГНУ ГОСНИТИ, Dunaev135@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.