Научная статья на тему 'Опыт использования автоматизированной системы дистанционного обучения в дневной форме обучения студентов и магистрантов РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина'

Опыт использования автоматизированной системы дистанционного обучения в дневной форме обучения студентов и магистрантов РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коротаев Александр Фёдорович, Сидоров Валерий Васильевич

Рассматривается опыт проведения «смешанного обучения» (в англоязычной терминологии «blended learning») при дневной форме обучения в вузе. Приведены преимущества, которые дает использование автоматизированной системы дистанционного обучения в дополнение к традиционным аудиторным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования автоматизированной системы дистанционного обучения в дневной форме обучения студентов и магистрантов РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина»

100

ИТО Марий Эл -2010

Опыт использования автоматизированной системы дистанционного обучения

в дневной форме обучения студентов и магистрантов РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Коротаев Александр Фёдорович (afk45@yandex.ru), Сидоров Валерий Васильевич

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва

Аннотация

Рассматривается опыт проведения «смешанного обучения» (в англоязычной терминологии «blended learning») при дневной форме обучения в вузе. Приведены преимущества, которые дает использование автоматизированной системы дистанционного обучения в дополнение к традиционным аудиторным занятиям.

В Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина в течение ряда лет проводится обучение с использованием дистанционных технологий. Были испробованы различные формы проведения дистанционных занятий, апробированы различные автоматизированные системы дистанционного обучения (СДО) - «RedClass» компании RedCenter, «e-learning 3000» компании ГиперМетод, «Доцент» компании Униар.

Последнее время наиболее широко использовалась СДО «Доцент». На начальном этапе эксплуа -тации этой системы ее применение ограничивалось работой с установленными в ней компьютерными обучающими программами-тренажерами, позволяющими освоить офисные прикладные программы (Word, Excel, PowerPoint, MS Project и др.) в режиме самообучения.

Одновременно с этим преподавателями университета осваивались инструментальные средства разработки компьютерных обучающих программ и тестов, которые могут использоваться как в составе СДО «Доцент», так и автономно. Особо отметим такие средства, как «Униар Паблишер» и «Униар Билдер», позволяющие быстро и эффективно разрабатывать компьютерные обучающие программы пользователями персональных компьютеров, не имеющими навыков программирования.

«Униар Паблишер» - инструментальное средство для оперативной разработки электронных учебных материалов на основе Word-документов. Причем основная работа проводится именно в текстовом редакторе Word при соблюдении определенных правил форматирования исходного документа. После чего исходный Word-документ средствами «Униар Паблишер» быстро конвертируется в пол -ноценную компьютерную обучающую программу, имеющую оглавление, навигацию, систему поиска и т. д. Кроме того, в «Униар Паблишер» имеются средства дополнительной настройки обучающей программы, организации ссылок, открытия дополнительных окон, подключения тестов и пр.

«Униар Билдер» - инструментальное средство для разработки компьютерных контролирующих программ. «Униар Билдер» имеет профессионально оформленный набор из 18 стандартных экранов (шаблонов), позволяющих создавать тесты, содержащие вопросы различных типов. Помимо тради -ционных «одиночный выбор» и «множественный выбор», это могут быть вопросы типов «указание последовательности объектов», «указание соответствия объектов», «выбор областей», «перемещение объекта по экрану», «ответ - число», «ответ - формула», «сборка чертежа» и др.

Что же касается самой программной оболочки СДО «Доцент», то она позволяет обеспечивать обучение по различным дисциплинам и курсам, создавая различные варианты учебных планов, что дает возможность создавать индивидуальные траектории обучения. Учебный план может содержать электронные учебные пособия, компьютерные обучающие программы, групповые и индивидуальные тесты, самостоятельные работы, консультации в нескольких формах их проведения.

На наш взгляд, в условиях вуза наибольший интерес представляет реализация модели «смешанного обучения» (в англоязычной терминологии «blended learning»), когда СДО играет роль некого дополнения к очным занятиям. Такая модель была испробована при изучении магистрантами курсов «Компьютерные технологии в науке и производстве» и «Математические пакеты для инженерных и научных расчетов», а также студентами при изучении курсов «Информатика» и «Соединения в машиностроении». Был обеспечен 100-процентный охват всех обучающихся по данной модели, чему способствовало наличие практически у всех обучаемых компьютеров, подключенных к глобальной сети Интернет, в крайнем случае, имелась возможность пользоваться компьютерными классами в университете или в общежитии. Всего на настоящий момент в СДО «Доцент» зарегистрировано более 700 обучающихся.

Информационные технологии в обучении

101

Какие же преимущества дает использование СДО в дополнение к традиционным лекциям, практическим и лабораторным занятиям?

1. Прослушав лекции, студенты имеют возможность в любое удобное для себя время повторить теоретический материал, обратившись к размещенным в системе электронным учебникам, конспектам лекций, презентациям преподавателей.

2. Имеется возможность дистанционно найти свои варианты заданий, лабораторных работ и т. д., заранее их просмотреть и подготовиться к выполнению.

3. Студент, не выходя из дома, может пройти пробное тестирование по изучаемым курсам и тем самым подготовиться к сдаче этих тестов. Окончательное (зачетное) тестирование можно организовать в компьютерных классах под наблюдением преподавателя, причем без выхода в Интернет, а используя внутреннюю интернет-сеть.

4. Используя предусмотренный в СДО «Доцент» режим «Самостоятельная работа», можно организовать дистанционное выполнение домашних заданий, курсовых работ и проектов, проверку и комментирование их преподавателем, а также окончательное оценивание.

5. Преподаватель может использовать страницу новостей системы для вывешивания различных объявлений. Кроме того, наличие в СДО встроенной электронной почты позволяет оперативно передавать обучаемым индивидуальные и групповые сообщения, например, о назначенных им тестах или консультациях.

6. Особо хочется отметить наличие в СДО «Доцент» средства проведения дистанционных он-лайн-консультаций, которые можно проводить в нескольких режимах.

• Режим «Конференция» предоставляет возможность свободного общения студентов и препода -вателя, обсуждения заданных тем и вопросов, рассмотрения некоторого общего документа, размещаемого преподавателем в специальном окне.

• В режиме «Консультация» обучаемые могут задавать преподавателю вопросы, на которые тот может отвечать либо индивидуально, либо всем вместе, выставив заданный вопрос на всеобщее обозрение.

• В режиме «Фронтальный опрос» преподаватель имеет возможность провести оперативный опрос участников консультации с подведением его итогов по каждому участнику.

• Имеется также режим «Свободный разговор», в котором студенты могут общаться друг с другом, даже без участия преподавателя.

• Кроме того, предусмотрен режим «Видеоконференция», который при наличии у пользователей соответствующего оборудования позволяет обеспечить онлайн-аудио- и видеосвязь.

Во всех режимах консультации преподаватель имеет информацию о ее участниках, держит ее под своим контролем и может заблокировать действия любого участника.

Подводя итог, можно отметить, что реализуемая модель «смешанного обучения» обеспечивает интенсификацию процесса обучения за счет дополнительного методического обеспечения самостоятельной работы студентов, дополняет контакты студентов и преподавателей дистанционными средствами взаимодействия.

Информационная культура

проектной деятельности образовательного учреждения

Костюнина Ольга Анатольевна (koso2007@yandex.ru), Волкова Юлия Ивановна (vljliv@mail.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», РМЭ

Аннотация

Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию личности, развитие ее интеллектуальных, волевых качеств и творческих способностей.

Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение различных интеллектуальных мероприятий и конкурсов требуют от школы воплощения этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.