Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭССЕ / ПОРТФОЛИО / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Н. А., Семенова Ю. И., Сотникова С. С.

Статья посвящена проблеме использования альтернативных способов оценивания достижений студентов при изучении иностранного языка, которые дополняют текущий и промежуточный контроль, предусмотренный образовательной программой. Современный специалист должен владеть рядом профессиональных компетенций, быть гибким и отвечать требованиям, предъявляемым обществом и рынком труда. Актуальность проблемы разработки и применения альтернативных способов оценивания сформированности необходимых компетенций заключается в том, что разный уровень владения иностранным языком студентами в рамках одной группы не всегда делает оценку их индивидуальных результатов корректной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина Н. А., Семенова Ю. И., Сотникова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 372.8

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

© 2020 Н. А. Забелина1, Ю. И. Семенова2, С. С. Сотникова3

1канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: nadz@bk.ru; 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: kinisha2 @ yandex. ru Зканд. фил. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: svetlana-s-sotnikova @ yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена проблеме использования альтернативных способов оценивания достижений студентов при изучении иностранного языка, которые дополняют текущий и промежуточный контроль, предусмотренный образовательной программой. Современный специалист должен владеть рядом профессиональных компетенций, быть гибким и отвечать требованиям, предъявляемым обществом и рынком труда. Актуальность проблемы разработки и применения альтернативных способов оценивания сформированности необходимых компетенций заключается в том, что разный уровень владения иностранным языком студентами в рамках одной группы не всегда делает оценку их индивидуальных результатов корректной.

Ключевые слова: оценивание, коммуникативная компетенция, высшее образование, эссе, портфолио, проектная работа, информационные технологии, тестирование.

Изменения в системе высшего образования, социальном заказе общества и требованиях к будущему специалисту инициировали изменения в системе оценивания результатов обучения, а именно:

1) привлечение обучающихся к оценке своих результатов, а также результатов своих одногруппников;

2) вовлечение преподавателей вузов в процесс разработки внешнего контроля;

3) интеграция оценки как составляющей образовательного процесса;

4) использование традиционных и альтернативных форм и методов оценки;

5) применение результатов стандартизированных тестов как одного из многих показателей результатов обучения.

Современную систему оценивания результатов образования характеризуют следующие аспекты:

• система оценивания как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов;

• деятельностный подход в основе оценки;

• комплексный подход к оценке результатов образования;

• интеграция оценивания в образовательный процесс [Абрамова и соавт.

2017].

Современный этап обучения иностранным языкам имеет свои сложности, одной из которой является то, что традиционным видам контроля свойственны некоторые недостатки: низкая объективность оценивания, субъективное отношение преподавателя к студенту и т.д. Кроме того, студенты обычно получают отметку за конкретное задание, контрольную работу, устный или письменный ответ, а не за достигнутый результат. Следует также подчеркнуть, что в организации процесса иноязычного обучения не разработано чётких приемов оценки динамики и уровней сформированности коммуникативной компетенции.

Применение аутентичного оценивания может стать решением данной проблемы, так как такой вид оценивания предусматривает оценку уровня сформированности необходимых умений и навыков студентов, при котором используются учебные ситуации, максимально приближенные к ситуациям реальной жизни -профессиональной или академической [Соскеу 2014].

Данный вид оценивания определяет уровни сформированности компетенций обучающихся и, по сути, сравнивает учебные достижения студентов с разработанными критериями, которые соответствуют целям и содержанию обучения и прозрачны для всех участников образовательного процесса. Прозрачность практических результатов обучения, возможность стимулировать активность и готовность студентов к саморазвитию и работе над собой для достижения новых целей являются преимуществами такого вида оценивания.

Критериальный вид контроля оценивает выполнение таких видов работ:

1) работы/проекты в письменном виде;

2) написание эссе, научной статьи (оценивание уровня сформированности навыка академического письма);

3) устные выступления (презентации) на заседаниях кафедры, научно-практических студенческих конференциях / конференциях учителей иностранного языка школ города и области с обзором результатов своих исследований;

4) письменные / устные работы, проекты, видеофрагменты и т.д. [РорИаш 2009].

Система оценивания имеет следующие характеристики: прозрачность,

системность, последовательность, согласованность и координация. Прозрачность предполагает осведомлённость обучающихся о графике проведения контрольных работ, их форме и объектах контроля, критериях оценивания. Системность обеспечивает как всестороннюю проверку уровня сформированности коммуникативных умений студентов во всех видах речевой деятельности, так и научную организацию проведения и разработки контрольных материалов. Последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков, а согласованность - единство действий всех преподавателей при проведении контроля и его оценивания. Координация подразумевает согласование контрольных мероприятий с преподавателями других дисциплин во избежание перегрузок обучающихся [Сороковых и соавт. 2019].

В системе единого контроля и оценивания используются несколько способов контроля.

Педагогические тесты. Сам тест как инструмент контроля качества обучения имеет как достоинства, так и недостатки.

К достоинствам теста можно отнести:

• объективность, которая заключается в стандартизации всех аспектов;

• обеспечивание равных условий;

• высокая степень точности по шкале оценивания.

Недостатками тестирования считают следующее:

• данные тестирования не показывают причин пробелов в знаниях;

• тест не позволяет оценить продуктивные уровни навыков и умений;

• для тестирования характерен элемент случайности [Семенова 2020].

В ходе изучения дисциплины «Лексико-грамматические аспекты иноязычной коммуникации» студенты выполняют лексические и грамматические тесты. При разработке тестов используется критериально ориентированный подход, который позволяет определить уровень освоения студентами определенного раздела или темы.

Тесты могут быть открытые, когда студент сам записывает правильный ответ, закрытые и смешанного типа. В тесты открытого типа можно включать задания на дополнение (закончить предложение нужным словом или словосочетанием), задания со свободным ответом (пояснение, сочинение). Например:

1) Дополните предложения, используя активную лексику

1. The tree_loudly and fell. Everything was still again.

2. The excellent conditions provided for the experiment_greatly to its

success и т.д.

2) Переведите текст

Поездка в горы

В начале июня мы всей семьей ходили в поход. Мама сказала, что это будет прекрасной возможностью подышать свежим воздухом. Мы начали собирать рюкзаки: палатку, котелок, фотоаппарат, спальные мешки и продукты. Чем больше вещей мы клали в рюкзак, тем больше, казалось, оставалось. Утром мы встали рано и отправились в путь ...

3)Прокомментируйте следующую пословицу, проиллюстрируйте ее собственным примером.

Gossiping and lying go hand in hand. 4) Напишите эссе на предложенную тему (250-300 words):

A river trip that went wrong и т.д.

5) Проанализируйте лексику данного текста: выделите ключевые слова, составьте тематические группы слов.

В тестах закрытого типа возможны задания на установление соответствия, выбор верного ответа из нескольких предложенных вариантов, установление правильной последовательности и т.д. Например:

Сопоставьте следующие слова и словосочетания с их словарными определениями:

1. hike

2. to go on a hike

3. to go hiking

4. hiker

a) a meal eaten outdoors, as on an excursion

b) to move about without a definite destination or purpose

c) to move about without purpose or plan

d) one that walks, especially a contestant in a footrace

5. picnic

e) excursion on foot

6. walking tour

f) a long walk or march

7. walker

g) a foot traveler

8. to travel on foot

h) to go on an extended walk for pleasure or exercise

9. to wander

i) to go on an extended walk for pleasure or exercise

10 to roam

j) to walk across

Вышеуказанные задания направлены не только на контроль усвоения активной лексики, но и на проверку уровня сформированности профессиональных компетенций. Задания закрытого типа проверяются по ключам. Оценка за выполнение таких заданий зависит от количества верных ответов. Задания открытого типа проверяются по критериям. Например, для комментирования пословицы разработаны следующие критерии: содержание, коммуникативные навыки, организация текста, языковое оформление. По каждому критерию приводится ранжирование баллов, как и в описанном выше случае. При выставлении итогового балла за тест необходимо определить долю каждого задания в тесте. Например, задания закрытого типа можно оценивать в 5-10 баллов, задания открытого типа в 10-20 баллов.

Тесты смешанного типа содержат как открытые, так и закрытые задания.

Портфолио

Портфолио представляет собой как форму, так и организацию продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося. В портфолио также входят все соответствующие материалы из внешних источников (от одногруппников, преподавателей и т.д.), которые предназначены для количественной и качественной оценки уровня сформированности компетенций обучающегося, диагностики и дальнейшей коррекции учебного процесса [Кирьянова 2016].

Задача портфолио - продемонстрировать все, на что способен обучающийся, и проследить динамику его прогресса в обучении. Состав портфолио варьируется в зависимости от конкретных целей обучения дисциплине.

Обычно применяют два вида портфолио: рабочее и оценочное. В рабочее портфолио отбираются продукты учебно-познавательной деятельности, в оценочное -обязательные элементы по требованию преподавателя или с точки зрения обучающегося, наиболее полно отражающие его прогресс в обучении.

Студенты Курского государственного университета размещают свои портфолио в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на сайте университета.

ш оЕ"

При этом каждый преподаватель в рамках своей дисциплины может разработать тот тип портфолио, который наиболее полно будет раскрывать достижения студента. Например, в рамках дисциплины «Лексико-грамматические аспекты иноязычной коммуникации» по теме «Кино» студентам было предложено собрать тематический портфолио, в который должны были войти результаты выполнения следующих заданий: глоссарий по теме, тексты для чтения и аудирования с аудиозаписью, анонс фильма, рецензия на просмотренный фильм, сочинение о любимом актере или актрисе, сценарий собственного фильма по предложенному рассказу, видеофрагмент собственного фильма и т.п. Все выполненные задания студенты сначала показывали преподавателю, затем собирали в электронную папку и предъявляли преподавателю по завершении изучения темы. Таким образом, обучение становилось интересным для студентов, а преподаватель получал дополнительные возможности оценивания уровня усвоения учебного материала студентами.

Информационные тестовые технологии

Для каждого теста в первую очередь определяют оптимальное время тестирования. Самым оптимальным временем для выполнения теста принято считать время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления (в среднем это 40-50 минут). Тест может включать от 25 до 40 заданий. Суммарное время ответа тестируемого не должно превышать 45 минут.

Тестовые задания обычно выполняют в одной из следующих форм:

- закрытой - с выбором одного или нескольких вариантов из предложенных;

- открытой - задание подразумевает вписать слово или выражение в текст и т.д.;

- установление соответствий.

Эти формы заданий должны быть знакомы обучающимся и не требовать дополнительных объяснений. В одном тесте обычно придерживаются следующего соотношения:

- задания закрытого типа - 60%,

- задания открытого типа - 20%,

- задания на установление соответствия - 20%.

Для положительной оценки за тест, как правило, нужно выполнить от 50% заданий. Пороговыми значениями принято считать: 50%, 75%, 85%, где более 85% -«отлично» [Alderson 2006; Bachman 2004].

Одними из самых распространенных информационных тестовых технологий являются LMS, Moodle, Google forms.

В ходе изучения дисциплины «Лексико-грамматические аспекты иноязычной коммуникации» тесты по грамматике «Модальные глаголы в английском языке» в 5-м семестре предлагается выполнять в виртуальной обучающей среде Moodle. Тесты проводятся как по отдельным грамматическим блокам, так и по нескольким, которые

позволяют определить уровень освоения студентами определенного раздела. Приведем пример теста по теме «Модальные глаголы can, may и must. Часть заданий закрытого типа - студентам предлагается выбрать один из предложенных модальных глаголов. Например:

¡^ Модальные глаголы х + | - W X

■е- ей © Д https://sdo.kursksu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=21957&cmid=5936 50% — © й а. ш\ ш =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНН ™ - И

Курсы Кафедра теории к! |Hr О в —ИИ Тгне man_befa^n, r ..... о"*- « в > < > —————— > »—™ > п^,

□□□□□□ □□□□□□ 1 □□□□

(Г*- ■ га

1 т <° И ш a L и л щф № .и 13:42 — - Чт ^ <>)• ENG Р 03.08.2020

Часть заданий открытого типа - требуется вписать правильный модальный глагол:

Модальные I

<-0 -> О Л | © в https://sdo.kursksu.ru/rnod/quiz/attempt.php?attempt=21957Sicmid=5936Stpage=1 50% — 0 Ф ± И|\ ID

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Баллы считаются автоматически, по окончании теста студент видит полученные баллы, также у него есть возможность просмотреть свои ответы, в том числе неправильные, и узнать правильный ответ. В описании к тесту преподаватель устанавливает минимальный порог для выполнения теста. Обычно это 50 % выполненных заданий.

Написание эссе

Творческие задания, к которым можно отнести написание эссе, как и другие виды контроля, имеют свои достоинства и недостатки. Среди достоинств выделяют:

• отсутствие готовых решений и ответов;

• возможность оценить глубину освоения материала;

• творческие задания позволяют развить и оценить уровень творческих, учебно-исследовательских, меж- и надпредметных навыков и умений;

• творческие задания позволяют понять всю степень и глубину пробелов в знаниях, выявить их причину [ЛЬгашоуа 2018].

В рамках изучения дисциплины «Лексико-грамматические аспекты иноязычной коммуникации» студенты изучают две лексические темы «Отдых. Путешествие» и «Кинематограф», в рамках которых по окончании их изучения студентам предлагается написать эссе на темы, например, «Развитие лексических навыков обучающихся основной школы по теме "Отдых. Путешествие" / "Кинематограф"»; «Развитие социокультурной компетенции обучающихся на примере темы "Отдых. Путешествие"/ "Кинематограф"»; «Развитие грамматического навыка обучающихся на примере темы "Модальные глаголы"» и др.

Эссе оцениваются, как правило, по нескольким критериям: решение коммуникативной задачи, стиль повествования, организация текста, языковое оформление, орфография и пунктуация. Для получения высокой оценки студент должен полностью решить коммуникативную задачу; эссе должно быть написано в нейтральном стиле; текст должен быть правильно и логично организован, с правильным использованием средства логической связи, он должен быть разделен на абзацы. Также студент должен продемонстрировать владение лексическим и грамматическим материалом раздела, допускаются 1-2 негрубые ошибки; при этом орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если содержание эссе не отражает аспекты, указанные в задании, или не соответствует требуемому объему.

Проекты

Следующие черты и особенности характеризуют проект:

• применение языка в приближенных к условиям реального общения ситуациях;

• упор на самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу обучающихся;

• выбор наиболее интересной темы для обучающихся;

• отбор языкового материала, формата заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

• визуализация результата.

В рамках дисциплины «Лексико-грамматические аспекты иноязычной коммуникации» студентам предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Отдых. Путешествие» и «Кинематограф». Это могут быть такие проекты, как «Путешествие в страну (на выбор студента)», «Любимые места отдыха в России / Великобритании и т.д.», «История кинематографа» (страна на выбор студента), «Известные актеры 20 века». Проекты рекомендуется оформлять в форме презентаций, содержащих как фото, так и видеоматериал. Студенты заранее знакомятся с критериями оценки проектов. Приведем примеры таких презентаций:

Для получения отличной оценки за презентацию студент должен продемонстрировать отлично развитые умения, связанные со знанием структуры и организацией презентации; использовать надлежащие источники и методы; иметь отлично развитые умения систематизации и обобщения информации из иноязычных источников; показать превосходный уровень владения материалом. У выступающего не должно быть затруднений на этапе анализа аудитории и заучивания речи; оратор должен уметь заинтересовать публику в начале выступления и создать благоприятную атмосферу, грамотно подобрать материал для визуализации. Оценивается степень полноты раскрытия материала, использованные решения должны полностью соответствовать задачам презентации. Студент должен знать все необходимые устойчивые словосочетания и клишированные формулы речевого этикета; иметь высокий уровень доказательности, наглядности, качества преподнесения информации; не испытывать затруднений в использовании возможностей своего голоса. Отмечается самостоятельное и осознанное планирование деятельности, способность к саморефлексии, умение работать в команде. Допустимы 1-2 лексико-грамматические ошибки [Белозерцева 2015].

Предлагаемые альтернативные способы контроля достижений студентов факультета иностранных языков способствуют реализации разноуровневого подхода к оцениванию индивидуальных результатов каждого обучающегося в отдельности. Показателями достижений выступает их индивидуальный прогресс в овладении иностранным языком, формирование и развитие компетенций, предусмотренных стандартом образования, на более глубоком и качественном уровне.

Библиографический список

Абрамова И.Е. Альтернативные способы оценивания результатов обучения английскому языку студентов нелингвистических направлений / И.Е. Абрамова, А.В. Ананьина, О.М. Шерехова, Е.П. Шишмолина, Л.Н. Юсупова. Петрозаводск, 2017. 102 с.

Белозерцева Н.В. Особенности осуществления контроля в процессе обучения студентов вузов иностранному языку и культуре в условиях компетентностного подхода // Компетенции и образование: модели, методы, технологии. М.: Центр научной мысли, 2015. С. 7-40.

Кирьянова Е.А. Портфолио: становление аутентичного способа оценивания // Электронный журнал «Концепт». 2016. № 13. С. 31-37. URL: http://e-koncept.ru/2016/76155.htm (дата обращения: 12.09.2020)

Семенова Ю.И. Основы разработки электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. № 1 (53). 2020. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3565/ (дата обращения: 12.09.2020).

Сороковых Г.В. Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика / Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова, А.М. Герасимова и др. М.: Перспектива, 2019. 279 с.

Abramova I.E., Shishmolina E.P. Alternative Assessment and Evaluation. Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24). URL: https://www.ef.ru/epi/regions/europe/russia/ (дата обращения: 03.08.2020).

Alderson J.Ch. Language Test Construction and Evaluation. CUP, 2006. 245p.

Bachman L.F. Statistical Analyses for Language Assessment. CUP, 2004. 364p.

Cockey S.W. (Ed.). Teaching World Languages: a Practical Guide. Washington: NCLRC. 2014. URL: http://studylib.net/ doc/18347435/teaching-world-languages-a-practical-guide (дата обращения: 30.07.2020).

Popham W. J. Assessment Literacy for Teachers: Faddish or Fundamental? Theory into Practice, № 48, 2009. Р. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.