Научная статья на тему 'Опыт интеграции Кольского научного центра ран с вузами по решению комплексных задач устойчивого развития АЗРФ'

Опыт интеграции Кольского научного центра ран с вузами по решению комплексных задач устойчивого развития АЗРФ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
44
7
Поделиться
Ключевые слова
КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / KOLA SCIENCE CENTRE / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES FOR ENGINEERING / ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ И НИИ / INTEGRATION OF UNIVERSITIES AND RESEARCH INSTITUTIONS / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONTINUITY OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Маслобоев Владимир Алексеевич

Социально-экономический контекст развития АЗРФ требует качественного инженерно-технического кадрового потенциала. Анализируются основные факторы определяющие ситуацию, проблемы и решения кадрового обеспечения реализации национальных интересов России в Арктике. Нужны специалисты, знакомые со спецификой использования теоретических знаний и практических навыков в условиях крайнего Севера, социально адаптированные к жизни в Заполярье. Необходим комплекс мер, нацеленных на популяризацию инженерного образования, с одной стороны, и удержание молодежи в регионе по мере формирования, с другой, модернизация существующей в регионе системы профессионального образования. Раскрывается позитивный опыт интеграции Кольского научного центра с вузами базовые кафедры вузов в институтах КНЦ, научно-образовательные центры, региональный университетско-академический кластер высшего профессионального образования, инновационное партнёрство науки, образования, власти и бизнеса. Сделан акцент на непрерывность экологического образования для устойчивого развития, начиная с детского сада, школы, вуза.

Experience of integration of the Kola Scientific Center of RAS with Universities in solving complex problems of sustainable development in the Russian Arctic

Socio-economic circumstances in the Russian Arctic require high quality engineering and technical personnel. The article is focused on the analysis of the key factors that determine the situation, staffing problems and solutions of national interests of Russia in the Arctic. Specialists, able of the use theoretical knowledge and practical skills in the Far North, socially adapted to the life in the Arctic, are needed. A set of measures aimed at promoting the engineering education, on the one hand, and retention of young people in the region, on the other hand, and the modernization of existing regional system of vocational education are required. The article reveals positive experience of integration of the Kola Science Centre (KSC) with the universities basic departments of the universities and the institutions of the KSC, scientific and educational centers, and regional university-academic cluster, innovative partnership of science, education, government and business. The article focuses on the continuity of environmental education aimed to maintain the sustainable development, starting from kindergartens and ending up with school and university education.

Текст научной работы на тему «Опыт интеграции Кольского научного центра ран с вузами по решению комплексных задач устойчивого развития АЗРФ»

УДК 303.03+314.17+332.14

Опыт интеграции Кольского научного центра РАН с ВУЗами по решению комплексных задач устойчивого развития АЗРФ

© Маслобоев Владимир Алексеевич, доктор технических наук, профессор, заместитель председателя Кольского научного центра РАН

«

Аннотация. Социально-экономический контекст развития АЗРФ требует качественного инженерно-технического кадрового потенциала. Анализируются основные факторы определяющие ситуацию, проблемы и решения кадрового обеспечения реализации национальных интересов России в Арктике. Нужны специалисты, знакомые со спецификой

использования теоретических знаний и практических навыков в условиях крайнего Севера, социально адаптированные к жизни в Заполярье. Необходим комплекс мер, нацеленных на популяризацию инженерного образования, с одной стороны, и удержание молодежи в регионе по мере формирования, — с другой, модернизация существующей в регионе системы профессионального образования. Раскрывается позитивный опыт интеграции Кольского научного центра с вузами — базовые кафедры вузов в институтах КНЦ, научно-образовательные центры, региональный университетско-академический кластер высшего профессионального образования, инновационное партнёрство науки, образования, власти и бизнеса. Сделан акцент на непрерывность экологического образования для устойчивого развития, начиная с детского сада, школы, вуза.

Ключевые слова: Кольский научный центр, инженерно-технический кадровый потенциал, интеграция вузов и НИИ, непрерывность экологического образования

Experience of integration of the Kola Scientific Center of RAS with Universities in solving complex problems of sustainable development in the Russian Arctic

© Masloboev, Vladimir A. Doctor of technical science, professor, deputy chairman of the Kola Scientific Center, Russian Academy of Sciences

Abstract. Socio-economic circumstances in the Russian Arctic require high quality engineering and technical personnel. The article is focused on the analysis of the key factors that determine the situation, staffing problems and solutions of national interests of Russia in the Arctic. Specialists, able of the use theoretical knowledge and practical skills in the Far North, socially adapted to the

life in the Arctic, are needed. A set of measures aimed at promoting the engineering education, on the one hand, and retention of young people in the region, on the other hand, and the modernization of existing regional system of vocational education are required. The article reveals positive experience of integration of the Kola Science Centre (KSC) with the universities — basic departments of the universities and the institutions of the KSC, scientific and educational centers, and regional university-academic cluster, innovative partnership of science, education, government and business. The article focuses on the continuity of environmental education aimed to maintain the sustainable development, starting from kindergartens and ending up with school and university education. Keywords: Kola Science Centre, human resources for engineering, integration of universities and research institutions, the continuity of environmental education

Опыт интеграции Кольского научного центра РАН с ВУЗами по решению комплексных задач устойчивого развития АЗРФ

Основные национальные интересы Российской Федерации в Арктике

(Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2008 № Пр - 1969)

-- Использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

-- Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

-- Сбережение уникальных экологических систем Арктики;

-- Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Основные удорожающие факторы Арктической зоны Российской

Федерации:

- Удаленность от высокоразвитых экономических районов страны;

- Отсутствие надежных транспортных связей;

- Экстремальность природных условий, требующая крупных энергетических затрат;

- Гипертрофированная структура производства с высокой трудоемкостью и себестоимостью продукции;

- Высокий уровень экологических издержек;

- Высокие капитальные затраты на все виды строительства;

- Повышенные эксплуатационные затраты на содержание среды жизнедеятельности;

- Высокий уровень затрат на обустройство человека в Арктике.

Социально-экономический контекст

Программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: развитие Арктики - приоритетная задача.

Стратегия «2020/2025» Мурманской области: упор на кластеры и инновационное развитие

Промышленный потенциал Мурманской области - самый мощный в циркумполярном поясе - позволяет позиционировать регион в качестве индустриальной площадки освоения Арктики

Сложились предпосылки интенсификации разведки и разработки природных ресурсов, активизации механизмов воспроизводства ресурсной базы, внедрения новых ресурсно-сберегающих и энергоэффективных технологий

Реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощными мультипликативными и комплексно-формирующими эффектами для Мурманской области.

Наиболее развитая во всей Арктической зоне Российской Федераци сеть образовательных учреждений обуславливает дополнительн конкурентное преимущество Мурманской области.

Структура экономики Мурманской области, характерная для индустриального общества с преобладанием промышленно-сырьев сектора, неизбежно будет меняться и модернизироваться

Приоритеты 1-го этапа Стратегии:

- разработка и реализация комплекса взаимоувязанных мер по предотвращению миграционного оттока населения; -подготовка кадрового задела для реализации Стратегии.

Целевой образ региона: переход на инновационную траекторию устойчивого комплексного социально-экономического развития; превращение Мурманской области в один из стратегических центров АЗРФ.

Необходимым условием построения полноценной инновационной экономики является наличие полномасштабного промышленного комплекса регионов АЗРФ, определяющегося наличием:

1. Фундаментальной практико-ориентированной науки;

2. Инновационной промышленности;

3. Фундаментального развивающего образования.

Реализация поставленных амбициозных задач невозможна без качественного инженерно-технического кадрового

потенциала

Для реализации устойчивого инновационного развития региона, укрепления существующих и освоения новых областей хозяйственной деятельности необходима качественная и стабильная кадровая база.

Нужны специалисты, знакомые со спецификой использования теоретических знаний и практических навыков в условиях крайнего Севера, социально адаптированные к жизни в Заполярье.

Квалификация специалистов должна быть достаточной для работы в условиях современных наукоемких высокотехнологичных производств.

Нужны специалисты ментально ориентированные на охрану окружающей среды Арктики, нацеленные на экологизацию экономики и своей жизни в целом.

ВПО региона в проекции на структуру

экономики

________ Структура ВРП _,

рые

'П.И.И.рГ II

ВПО региона в проекции на структуру кадровой потребности

Динамика выпуска из школ Мурманской области

Количество выпускников 9-х классов в Мурманской области

7800 7600 7400 7200 7000 6800 6600 6400 6200 6000 5800

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Количество выпускников 11-х классов в Мурманской области

4976

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Доля выпускников, остающихся в регионе, и выбирающих инженерно-технические специальности

6000

3000

2000

1000

1718

2009 год

4283

1515

2010 год

4153

1376

2011 год

3882

2012 год

2013 год

■Общее количество выпускников 11-х классов

-сдававших ЕГЭ по физике (доля в общем числе выпускников)

■ -поступивших в вузы в пределах региона

Выпускники региональных ОУ профобразования - фактическая кадровая база для предприятий и организаций Мурманской обл.

Обеспеченность региональной экономики кадрами ИТС

* - на основе прогноза кадровой потребности по ВЭД от облкомстата и методики прогнозирования по УГС от центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (см. диссертационное исследование Щегловой А.Н.)

Необходим комплекс мер, нацеленных на популяризацию инженерного образования, с одной стороны, и удержание молодежи в регионе - с другой

Основные факторы, определяющие ситуацию:

- результаты ЕГЭ - главный критерий оценки школы; как следствие - противодействие со стороны школ массовой сдаче экзамена по физике;

- низкая привлекательность профессиональной карьеры в регионе;

- высокая доступность образовательных услуг в «центрах» на фоне ослабленной конкурентной способности регионального профобразования.

Основные заинтересованные стороны и системные барьеры

дьных кадров для корпоративных

Существенная часть лиц, задействованных в корпоративных программах профподготовки уходит на «свободный» рынок труда.

Крупнейшие работодатели

Программы поддержки подготовки пр нужд:

- «Молодые кадры ОАО «Апатит»;

- «Профстарт» (Кольская ГМК).

Учреждения профессионального образования

Учредители ОУ ВПО - федеральны^Усцтешность ОУ слабо зависит от его активности в решении региональных проблем. Об|ватна£ьс|зязь в контуре управления профобразованием - слабая. Спектр \пециальнГос^й СПО плохо согласован с кадровой структурой работодателя.

Механизмы адаптации содержания профобразования к региональным нуждам (индивидуализация, практико-ориентированность, ...) не поддерживаются федеральным финансированием. Индивидуализация - «дорогое удовольствие». Выпускников СПО необходимо доучивать на рабочие или инженерные специальности.

Региональные влас1

Государственная программа «ЯЭ^вщ^ю образования» Мурманской области:

- «Высшего профессионального образо^щаяв регионе нет и не будет»;

- «Поднимем з/плату педагогам и все нал^д+цхя"свод(э собой»;

- результаты ЕГЭ - есть цель регионального

Несмотря на декларации, внятная кадровая политика в регионе отсутствует.

Развитие качественного инженерно-технического образования в регионе -в интересах всех сторон

- Необходимо целенаправленно повышать привлекательность образования, трудоустройства и жизни в регионе. Нужна активная позиция региональной власти.

Основные направления действий:

- обеспечить сдачу ЕГЭ по физике максимально возможным количеством учащихся;

- создать условия для раннего (на этапе выбора места и получения и профиля профессионального образования) вывода молодых людей на профессиональную карьеру в регионе;

-- мотивация региональных образовательных учреждений к обеспечению содержания образования, нацеленного на потребности региональной экономики.

Перспективы развития региона в инновационном направлении выдвигают новые требования к качеству кадрового обеспечения, удовлетворить которые существующая в области система профессионального образования не способна

Филиалы центральных вузов

Один из крупнейших вузов региона.

В основном обеспечивает потребности области в кадрах инженерных, экономических, естественно-научных, гуманитарных специальностей. Статус филиала ограничивает развитие. Социально-экономическая структуры Республики Карелия и Мурманской области существенно отличны; как следствие - различие приоритетов в области профессионального образования.

Один из крупнейших вузов региона.

Основной профиль - экономические и гуманитарные специальности. Недостаточная кадровая и материально-техническая база.

Единственный полноценный технический вуз в регионе. Является ведомственным образовательным учреждением, что отражается на приоритетах развития вуза.

Решают лишь отдельные проблемы региона в области профессионального образования

Не всегда достаточно высокое качество образовательных услуг

оссийская

^Ы аук

В реализации интересов России на Севере важную роль играет Российская академия наук:

• научная база освоения природных богатств;

• разработка и коммерциализация наукоемких технологий;

• комплексные исследования социальных, экономических, техногенных процессов;

• подготовка высококвалифицированных кадров.

с

/ со

<с %

Л

З^ОЛЬСКИИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

% %

т О

Н

г

В

О}

Кольский научный центр РАН:

• 9 исследовательских институтов;

• более 400 докторов и кандидатов наук;

• мощная материально-техническая база;

• целенаправленные, глубокие и систематические исследования по наиболее важным для региона направлениям.

Основные отрасли:

• горнодобывающая

• цветная металлургия

• рыбная промышленность

• энергетика

• военно-промышленный комплекс

Перспективные направления:

• освоение углеводородных месторождений шельфа Баренцева моря

• создание и развитие наукоемких технологий и производств по переработке сырья

• создание Центра нанотехнологий

• укрепление оборонного комплекса

Стратегические задачи:

• укрепиться в собственных границах;

• обеспечить экономическую, экологическую, техногенную безопасность;

• занять ведущие позиции среди стран евро-арктического региона;

• обеспечить эффективное использование природных богатств и геополитического положения Кольского Севера;

• создать условия для инновационного развития экономики региона.

КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР - ФОРПОСТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крупнейший в мировом Заполярье Академгородок

г. Апатиты

Границы дрейфе. I \ льдов

Сс^рсрмыи ЛСДОВИТЫ¡1' ОНШШМ Щ / |

Северный пол (ос

'ЕНЛАНДИЯ (ДАНИЯ)

Мурманск

ЮРВЕГИЯ

КАНАДА

Берингово

— Согласованные границы

— Несогласованные границы

— — 200-мильная зона

(от берега)

г Территории, которые Россия считает своими

РОССИЯ

СТАЦИОНАРНЫЕ БАЗЫ Кольского научного центра в Арктике

МУРМАНСК - ПГИ КНЦ РАН

И^ш лхЯ Й Xtl.ll

ин ш* I

~Ий'

Дальние Зеленцы - ММБИ КНЦ РАН

ВагетэЬигд (78.08Ы 14.12Е)

ШПИЦБЕРГЕН - БАЗА КНЦ РАН «БАРЕНЦБУРГ»

Полярно-альпийский ботанический сад КНЦ РАН-крупнейшая в мире коллекция растений, интродуцированных в Арктику

Город Кировск, подножье горы Вудъяврчорр

Международное сотрудничество

КНЦ сотрудничает со 188 организациями из 36 стран мира.

В кооперации выполняются 58 научных проектов, в том числе 24 с финансовой поддержкой зарубежных фондов.

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

КАДРЫ:

штатная численность 1491 человек

научных сотрудников - 642, из них

102 доктора наук и 319 кандидатов наук

(в их числе 4 академика и 2 член- корреспондента РАН, более 40

действительных членов негосударственных академий и

международных академий)

Общая стоимость основных фондов - более 2,7 млрд. руб.

Оперативное финансирование за 2008-2012 г.г. -по бюджету 6,1 млрд. руб. по контрактам 0,6 млрд.

з пространственном развитии России

Особенности и сценарии социально-экономического

развития современного Севера России

КНЦ взаимодействует с СОПС и Экспертным советом по Арктике Федерального Собрания РФ в выработке планов действий по реализации стратегических задач России в АЗРФ.

Km

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ВКЛАД КНЦ В ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

Постдипломное образование: 150 аспирантов и соискателей 4 диссертационных совета Защищено в 2008-2012 гг 14 докторских и 90 кандидатских диссертаций

400 преподавателей ¿1 базовая кафедра

АФМГТУ

60

Процентное соотношение численности молодых ученых е институтах КНЦ РАН от общего

количества научных сотрудников

КНЦ - один из главных центров подготовки высококвалифицированных специалистов научной и производственной сферы для Баренц-региона

• 21 базовая кафедра

• ~ 3500 студентов, более 30 специальностей

• ежегодный выпуск - около 600 чел.

• площадь учебных и вспомогательных помещений - более 50 000 кв.м.

• 26 специальностей аспирантуры

• численность аспирантов - более 165 чел.

• ежегодный выпуск - 30-40 чел., востребованных в КНЦ и реальном секторе экономики

Образовательная деятельность и работа базовых кафедр в Кольском

научном центре РАН

Базовые кафедры КФ ПетрГУ в институтах Кольского научного центра РАН

ГОИ кафедра горного дела и обогащения КФПГУ, проф. Мельников H.H.

пги НУЦ «Физика атмосферы ближнего космоса и космических лучей» НУК экспериментальной физики Объединенный НУЦ по радиогеофизике,

ИППЭС кафедра биологии КФПГУ кафедра экологии КФПГУ

ИЭП Научно-образовательный центр ИЭП

ИИММ кафедра информационных систем КФПГУ кафедра информационных технологий КФПГУ кафедра прикладной математики КФПГУ

ЦФТПЭС Высоковольтные электроэнергетика и электротехника - профессор Ефимов Б.В.

Базовые кафедры ВУЗов в институтах КНЦ РАН

Мурманский государственный гуманитарный университет

Географии и экологии (баз. каф. ММБИ) - к.вет.н. доцент A.B. Николаев;

Мурманский государственный технический университет

Биоэкологии (баз. каф. ММБИ) - д.б.н. Н.Г. Журавлева;

Апатитский филиал МГТУ

Геологии и полезных ископаемых (баз. каф. ГИ) - проф., акад. Ф.П. Митрофанов; Горного дела (баз. каф. ГОИ) - проф., акад. РАН H.H. Мельников;

Химии и и строительного материаловедения (баз. каф. ИХ) - проф., акад. B.T. Калинников; Геоэкологии (баз. каф. ПАБСИ, ИППЭС) - профессор, чл.- корр. РАН В.К. Жиров;

Апатитский филиал ИНЖЭКОНа

Финансов и бухгалтерского учета (баз. каф. НЭП) - к.э.н. Е.А. Вербиненко; Государственного и муниципального управления (баз. каф. ИЭП) - к.э.н. A.B. Шпак; Экономики и менеджмента (баз. каф. ИЭП) - д.э.н., проф. Ф.Д. Ларичкин; Социологии и права (баз. каф. ИЭП) - к.э.н. И.А. Гущина;

Ростовский государственный университет

Океанологии (баз. каф. ММБИ) - чл.-корр. РАН Д.Г. Матишов;

Научно-образовательные центры

МНОЦ КНЦ- проф., акад. В.Т. Калинников;

НОЦ ГОИ - проф. акад. Н.Н.Мельников;

НОЦ функциональных материалов ИХТРЭМС - проф.,

акад. В.Т. Калинников;

НОЦ ИЭП - к.э.н., доцент Е.А. Вербиненко;

НОЦ «Морские экосистемы» (МГТУ-ММБИ)

НОЦ ПГИ - д.ф.-м.н. В.Е. Иванов;

УНЦ «Апатиты» - проф., акад. В.Т. Калинников;

УНЦ «Экоцентр МГУ» - проф. чл.-корр. РАН В.К. Жиров,

проф. А.В.Смуров;

УНЦ ПАБСИ-МГТУ - д.г.-м.н., проф. Н Е. Козлов.

Перспективная задача интеграции КНЦ РАН с ВУЗами региона -сконцентрировать образовательный потенциал КНЦ и обеспечить системное решение задачи подготовки кадров высшей квалификации технического и естественно-научного профиля для региональной науки и наукоемких сфер хозяйственной деятельности.

Региональный университетско-академический кластер ВПО

т

Программы краткосрочного ДПО

Программы бакалавриата

Работа с одаренными детьми

Программы послевузовского ДПО

I

Высокотехнологичные производства и инновационные предприятия региона

Аспирантура

Ы.

Кольский научный центр РАН

«Тройная спираль» взаимодействия

Бизнес

Кластеры и инновационная!

система

Научно-образовательный комплекс

Для сравнения липИдная тройная спираль^/ ВЛАСТЬ

I

\

Инновационное партнерство науки, образования, власти и бизнеса

ОБРАЗОВАНЫ

Институт

>блем промышленной экологии.

Севера

Institute

of the Industrial Ecology Problems of the North

Кольский научный центр Российская Академия наук

Kola Science Centei

the Russian Academy of Sciences

(ИППЭС КНЦ РАН) (INEP KSC RAS)

Непрерывность экологического образования для устойчивого развития

Детский сад

Зеленая планета

Школа

Шаг в будущее

Шаг в науку

ВУЗ —►

Научные конференции

Аспирантура—► Работа

НИР Гранты

Рецензент: Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор