РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 12 • декабрь 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
опыт инновационного развития кнР как драйвер оптимизации электронного бизнеса в РФ
Костин К.Б.1, Березовская А.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье проанализированы характерные черты развития ведущих транснациональных корпораций (ТНК) электронного бизнеса Китайской Народной Республики (КНР), выявлены ключевые факторы роста электронного бизнеса Китая. На основе анализа стратегий электронного бизнеса Китая и результатов проведенного опроса среди российских и китайских потребителей предложены направления оптимизации электронного бизнеса ТНК России на основе применения опыта Китая.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронный бизнес, глобальные цепочки ценности, электронные платформы, ТНК, глобальная конкурентоспособность.
Innovative development of china experience as a driver of optimization of e-business in Russia
Kostin K.B.1, Berezovskaya A.A.1
1The St. Petersburg State University of Economics, Russia
введение
Эффективность рыночных инструментов оптимизации бизнеса является определяющей в формировании глобальной конкурентоспособности. Глобальную конкурентоспособность страны следует интерпретировать как способность государства принимать активное участие в мировых экономических отношениях, создавая такую внутреннюю бизнес-среду, которая бы способствовала прогрессивному развитию конкурентных преимуществ отечественных экономических субъектов и формированию устойчивой позиции страны на мировых рынках, тем самым обеспечивая прозрачность экономического хозяйствования, высокий уровень жизни граждан, а также эффективность мировой торговли [20].
Одной из современных инноваций развития мировой торговли является возникновение электронного бизнеса. На основе разработанного исследователями Bukht и Heeks подхода можно отметить, что электронный бизнес делится на ядро, узкие и широкие области применения (рис. 1).
Ядро и узкие области применения относятся к ИКТ производящего участка и включают в себя различные цифровые услуги (например, услуги аутсорсингового колл-цен-тра) или платформы экономики услуг (например, Facebook и Google). Широкие области применения включают различные цифровые технологии, которые направлены на оптимизацию в области электронного бизнеса. Также туда включены технологии для электронной коммерции, автоматизации, искусственный интеллект (далее - ИИ) - алгоритмическая экономика, «экономика обмена» (например, Uber и Airbnb) и трудовые онлайн-платформы (например, Upwork и Amazon).
Развивающаяся цифровая экономика является результатом разработки и внедрения новых технологий и инноваций на протяжении нескольких последних десятилетий. Основные этапы эволюции технологий электронного бизнеса включают в себя расширение персональных компьютеров (далее - ПК) массового производства в середине 1980-х годов, становление цифровых инструментов проектирования и роботизированного производства оборудования в 1990-е годы, бум аутсорсинга и офшоринга в 2000-х, растущую способность многонациональных предприятий (далее - МНП) для более эффективного использования корпоративных данных, технологических систем и повышения функциональной совместимости и координации.
Анализируя научные труды в области детерминации понятия «электронный бизнес», подчеркивая его практическую и методологическую значимость, заметим, что в широком понимании «электронный бизнес» дифференцируется современными отечественными и зарубежными авторами в зависимости от понимания термина «электронная среда», то есть часть из них понимает только интернет-пространство, другая часть добавляет еще и частные сети и EDI - Electronic Data Interchange (электронный обмен данными).
ABSTRACT:_
In the article the authors analyzed the typical features of TNCs e-business development in the People's Republic of China. The key factors of e-business growth in China were identified. Based on the analysis of the Chinese e-business development strategies' and survey results conducted among Russian and Chinese consumers Russian e-business optimization vectors were proposed based on the application of the Chinese experience.
KEYWORDS: e-business, global value chains, MNCs, global competitiveness, e-platforms
JEL Classification: F10, F14, F23 Received: 19.10.2018 / Published: 28.12.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kostin K.B. (kost_kos0mail.ru)
CITATION:_
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2018) Opyt innovatsionnogo razvitiya KNR kak drayver optimizatsii elektronnogo biznesa v RF [Innovative development of China experience as a driver of optimization of e-business in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (12). - 4175-4192. doi: 10.18334/rp.19.12.39578
Ядро: цифровой сектор (ИТ/ИКТ)
Программное обеспечение изготовление оборудования 1Т-консалтинг Информационные услуги
Телекоммуникации
Узкие области: цифровизирующаяся экономика
Экономика обмена
Экономия на концертах
Цифровые услуги
Экономика платформ
Широкие области: Цифровая экономика
Электронный бизнес
Электронная коммерция
Промы шленность 4.0
Точное земледелие
Алгоритмическая экономия
Ядро:
цифровой
сектор
(ИТ/ИКТ)
Узкие области:
цифровизирую
щаяся
экономика
Широкие
области:
Цифровая
экономика
Рисунок 1. Представление цифровой экономики Источник: составлено авторами по [15]
По мнению авторов, интернет-технологии и инновации в электр онном бизнесе не являются первостепенными его составляющими, но важны как элемент стратегии формирования конкурентных преимуществ. Под «электронным сизнесом» авторами предлагается понимать особое экономическое явление, вид предпринимательской деятельности, связанный с осуществлением любых транзакций с применением информационно-коммуникационных технологий с целью извлечения прибыли и достиже -ния поставленных целей [8] (Kostin> Berezovskaya> 2017).
Актуальность исследования обусловлена тем, что все больше онлайн-ритейлернив (продавцов) выходит на рынок, осознавая преимущества онлайн-бизнеса. Указ анные преимущества включают в себя низкий порог входа, автоматизацию и оптимизацию финансовых и торговых сделок с помощью электронных программ, повышение при-
ОБ АВТОРАХ:_
Костин Константин Борисович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ([email protected])
Березовская Анастасия Артуровна, аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Костин К.Б., Березовская А.А. Опыт инновационного развития КНР как драйвер оптимизации электронного бизнеса в РФ // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 12. - С. 4175-4192. 10.18334/гр.19.12.39578
быльности за счет сокращения издержек, рост объемов рынка и т. д. Потенциал рынка электронной торговли в мире, в том числе и в России, достаточно высок и стремительно развивается, что подтверждается статистическими данными и соответствующими научными исследования [6, 7, 8] (Kmet, 2010; Kostin, 2016). Несмотря на это, онлайн-ритейл в России сталкивается с такими проблемами, как сильная конкуренция с зарубежными онлайн-магазинами, неразвитость экономики в целом, низкий уровень квалификации и сервиса, трудности оплаты и доставки и др. [2] (Berezovskaya, 2016).
Научная гипотеза исследования
Китай обладает высоким уровнем инновационности методов и технологий организации и ведения электронного бизнеса. Эффективность развития электронного бизнеса КНР отражается в положительной динамике и финансовом росте. Применение зарубежных методов оптимизации электронного бизнеса, в частности использование инструментов и технологий Китая, способно активизировать электронный бизнес России. Это, в свою очередь, приведет к формированию новых конкурентных преимуществ Российской Федерации и на мировом рынке товаров и услуг в целом.
Авторская идея исследования заключается в выявлении преимуществ Китая в области развития электронного бизнеса и сравнение их с общемировыми показателями и показателями России в частности. Для доказательства выдвинутой гипотезы авторами был проведен опрос среди представителей электронного бизнеса России и Китая, а также предложена модель повышения эффективности работы российского электронного бизнеса за счет применения опыта развития электронного бизнеса Китая.
К основным элементам научной новизны исследования относятся:
1. Определение электронного превосходства Китая в условиях развития современного мирового рынка товаров и услуг путем подготовки статистического обзора и анализа динамики и структуры электронного бизнеса.
2. Основываясь на результатах проведенного авторами опроса, выявление мнения респондентов в отношении уровня эффективности российского и китайского электронного бизнеса, а также определение перспективных направлений его повышения.
3. Анализ конкурентных преимуществ Китая на примере инновационного развития электронного бизнеса.
4. Расчет сравнительных преимуществ Китая в секторе «экспорт высокотехнологичных товаров».
5. Предложение алгоритма повышения эффективности электронного бизнеса России на основе внедрения опыта китайских ТНК.
Китайская экспансия
В настоящее время наблюдается активное развитие электронного бизнеса. За счет этого все больше компаний находят электронный бизнес более привлекательным, чем традиционный. Повышение эффективности развития электронного бизнеса России
Рисунок 2. Рост электронного бизнеса Китая,2007-2017гг.,млрд долл., валовый объем продаж Источник: составлено авторами по [17]
возможно за счет применения опыта ведущих стран - участников рынка электронной торговли.
Китай является кмупнейшим игроком электронного бизнеса в мире. Розничная торговля Китая более чем на 40% превышает соответствующий показатель для США. Совместно эти рынки формируют более 55% мирового электронного бизнеса [14] (Туиппа, Tsмi Уя., Tsao Ts., 2014). На рисунке 2 представлена статистика роста валового объама продаж Китая, осуществленных с помощью инструментов электронной торговли товарами и услугами. Данные позволяют сделать вывод, что этот объем вырос с 7 млрд долларов в 2007 году до 465 млрд долларов в 2015 г. Общий объем розничного рынка Китая вегрос в первом квартале 201(5 г. на 10%. В 220177 г. рост электронного бизнеса р Китае составил 17,4179%. Таким образом, Китай можно отнести к одним ир самых привлекательных розничных онлайн рынков.
Удельный вес (величина в общем объеме) пользователей интернета в Китае ниже, чем в США, Германии, Великобритании. Таким образом, можно заключить, что китайский рынок обладает большими перспективами раявития и возможнортями, чем западные рынки. Несмотря на сравнительно низкие показатели Китая по количеству пользователей интернета среди ведущих стран и по уровню готовности к информационной экономике (1Л\[СТЛВ-2015), аналитики предсказывают наиболае высокий рост электронного бизпеса Китая среди всех стран (более 317%) в 2020 г. [18].
Электронный бизнес Китая можно считать одним из наиболее организованных в мире. КНР была первооткрывателем сегмента С2С (Сошишег-То-Сошишег) и в 2010 году именно этот сегмент имел самый большой удельный вес. Затем начался рост сегмента В2С, в котором Китай является лидером по данным 2013-2016 гг. (рис. 3).
Примерно половина онлайн-продаж В2С в Китае осуществляется непосредственно с помощью интернет-магазинов, а вторая половина генерируется через магазины на онлайн-платформах. Помимо создания собственных интернет-магазинов на больших платформах, таких как ТМЛЬЬ поставщики продуктов также могут выбрать сотрудничество с интернет-магазинами (это сектор В2В2С) [8]. Платформы с возможностью осуществления собственных операций и операций с помощью третьих лиц позволяют
2008 2009 2010 -2011 2012 2013 2014 2015 2016
5,6 32,8 47 14,6
52 55
4,9 28,9 14,2
4,8 28,5 61 11,7
4,7 64 9,5 8,7
24,8
4,5 67
22,8 9,42
67
19,68 11,5
3,6 17,9 68 12,5
3,4 16,1 69 13,5
3,2 14,3
В2С (оптовая торговля) В2С (розничная торговля) С2С В2В
Рисунок 3. Дииамические изменения структуры электронного бизнеса Китая,2008-2016 гг.
Источник: составлено авторами по [23]
увеличить сбыт продукции и, соответственно, увеличить прибыль. Важным фактором роста в данном случае является поиск подходящего партнера [6].
Участники онлайн-рынча Китая расширяют пуии вз аимодей ствия с зарубежными партнерами, продавцами и покупателями, коммуницируя через различные каналы. В настоящее время ведется оживленная зарубежнач торговли на платформах С2СВ; официальные каналы ВНС становятся вск более популярными для пакупаи товаров и услуг за рубежом, которые доставляются либо по почте напрямую из-за границы или же с тамо-жтнных складов в Китае. В2017 гаду Ы8 миллионов китайских потребителей покупали заграничные товары в интернете с общей стоимостью примерно в $35 миллиардов, а продавали - почти 41% товаров в мире (в секторе В2С) [4, 10]. Таким образом, трансграничный электронный бизнес растет вместе состальным китийским интернкт-аыниом.
На рисунке 4 представлены ключевые участники электронного бизнеса Китая. Сеть розничной торговли в КНР хсрактеризуется тыскко° ктокуренцией и быстрым развитием. Что касаеття платформ элемтронных продаж, ЛНЬаЬа является доминирующей китайской платформой в настоящий момент. Таобао (С2С) и ТМЛЬЬ (В2С) характеризуют ся иамым и высокими показателя ми по числу посотителей и объемов продаж. Однако из-за серьезной конкуренции и дорогого маркетинга на ТМЛЬЬ сотрудничество с другими каналами В2С позволяет генерировать более высокую прибыль. В данном случак имеетая в виду сотрудничество с чматформами, обслуживающими определенную товарную цепочку. Кроме того, все большее число платформ предла-гаюн моддержку трансграничной ло гистики,чтобы утеличить их предложение в числе зарубежных млатформ. Количаство вариантоо партнерства дня поставщикан продукции расширяется.
Около поаовины электронноио бизнеса о Китае по-прежнему занимает место на С2С площадках, из которых Таобао является ключевым представителем. С 95% долей
Рисунок 4. Структура ключевых игроков электронного бизнеса Китая по объему выручки, 2015 г.,%
Источник: составлено авторами по [22]
рынка Таобао практически неуязвим с точки зрения внутриотраслевой и международной конкуренции. В то же время, его главным конкурентом выступает Alibaba в сфере В2С. Также компания JD недавно вновь запустила платформу С2С Paipai. Ожидается, что Paipai будет расти в рамках сотрудничества с Tencent, но пока это не является угрозойдля Таобао.
Площадки Taobao и Paipai работают с виртуальными магазинами, которые позволяют осуществлять неогранитенное открытие аккаунтов. Но рибота с ними требует регистрации. Регистрация доступна только китайским резидентам. Кроме этого типа рынка также существуют рекламные страницы, такие как JD-affiliated, 58 и Ganji, построившие прибыльный бизнес на размещении местных объявлений. Разместив здесь объявление, не требуется регистрация в магазине.
Онлайн-продажи B2C в Китае являются движущей силой всегоэлектронного бизнеса страны. Почти все крупные торговые площадки B2C в основном состоят из продуктов, которые предлауаются третьей стогоной - вгадельцами бренда, оптовиками, дистрибьюторами и т. д. Показательным примером является платформа TMALL, в рамках сотртдничества с которой продавцы платят арендную плат% и несут маркетинговые расходы.
В рамсах функционирования электхонного бизнеса Китая наиТолее распространенной является модель, когда продавцы имеют свой собственный виртуальный магазин на платформе и суми несут ответственность за дославку, финаосовые расо четы и обслуживание клиентов. На некоторых платформах владельцы магазинов могут заключить контракт на услуги, такие как доставка к потребителю с помощью платформы. Вторая по величине платформа B2C JD обладает, к примеру, развитой собственной логистической системой, которой владельцы магазинов могут воспользоваться за дополнительную плату. Компания JD (ранее 360Buy) была изначально
онлайн-ритейлером электроники, но расширила сферу деятельности в последние годы благодаря поддерживаемой доставке.
логистика расширяет нищи
Многие платформы предлагают собственный ассортимент продукции, для которого они организовывают процесс покупки и продажи от физического лица к физическому лицу. В данном случае платформы сосредотачиваются на определенной категории товара посредствам прямых продаж. В частности, если говорить о платформе YHD (Yihaodian), то она обладает одной из наиболее значительных долей в мировом электронном бизнесе благодаря собственным поставкам. Это можно объяснить тем, что мажоритарной долей в указанной платформе владеет компания Walmart (американская компания-ритейлер, управляющая крупнейшей в мире розничной сетью). Напротив, Suning контролирует большую часть торговли через прямые продажи электроники и бытовой техники. Однако YHD и Suning не единственные участники данного рынка электронных платформ. К примеру, существуют предприятия, специализирующиеся на торговле одеждой и косметикой. Другие платформы, такие как сайт электроники Yixun (51Buy), полностью работают в формате специализированного магазина [19] (Gu, O'Connor, 2006).
Другие китайские представители электронного бизнеса различаются по выбору различных маркетинговых инструментов. Например, VIP полностью работает на «флэш-продажах», что означает, что все продукты продаются со скидкой, но в формате временного доступа. Китайский бренд смартфонов Xiaomi уже совершил рывок, получив прибыль в размере 22 млрд долл. в 2013 г. посредством предложения ограниченного количества новых продуктов. Это значительно больше, чем показатели объема продаж мирового гиганта Amazon^.
Кроме того, в Китае существует растущий рынок небольших интернет-магазинов, предлагающих конкретные категории товаров. К примеру, китайские потребители могут заказать фрукты через Fruitday, купить вино через Yesmywine и получить свои сумки из Mbaobao. Рост мобильного шопинга дает этим магазинам возможность консолидировать рынок для своей продукции с помощью собственных приложений. Это повлекло за собой сокращение доли рынка 30 крупнейших интернет-магазинов Китая за последние 10 лет. Выявление конкретных вкусов среди целевой аудитории китайских потребителей будет формировать некоторые нишевые рынки, повышая возможность развивать собственные каналы продаж.
Анализируя китайский электронный бизнес, можно отчетливо выделить тренд повышения роли кооперации. Например, в 2014 году компания Tencent приобрела значительную долю в JD, с тем чтобы расширить свое присутствие в сфере электронной коммерции за счет ее главного конкурента Alibaba. Ряд предприятий использует логистические цепочки конкурентов или их маркетинговые инструменты.
Бытовая техника 15%
Электроника 25%
Одежда и обувь 28%
Рисунок 5. Сегментное деление электронногорынка Китая2017 г.,% Источник: составлено авторами по [16]
Сегмент В2С электронного бизнеса Китая занимает большой удельный вес в реализации ряда основных продуктов, таких как мода, электроника и бытовая техника. На эти основны категории товаров приходится бол е половины всей онлайн- орговл , как видно на рисунке 5. Другие относительно развитые категории: косметика, детские товары, товары для дома и медиа-пр одукция.
Нами также были выявлены сравнительные преимущества Китая в области экспорта высокотехнологичных товаров аад ытранами-лидерами в глобальном рейтинге стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта (по ППС) [25]. А именно над США (1 место),Германией (4 месыо), Японией (И кесто). Расчеты были проведены по формуле Бела-Балласса.
Анализ сравнительных преимуществ поЫормуое Бела Балласоа:
где ЯСА^ - коэффицент выявленных сравнительных преимуществ, х^ - экспорт продукта ) из страны 1, х - общий э к с п орт из стран ы 1, ха ; - о б щи й э к спорт продукта ) из страны а;ха - общий экспорт из страны а
Оцен к а ср ав н и т ель н ых п р еи мущ е ств ЯСА^ Ки т ая п р ов о ди л а сь н а о сн о в е п р е иму -ществ над показателями стран-лидеров (США, Япония, Германия) по уровню ВВП в 2Т17г. Дтабт. 1).
По результатам выявленных показателей сравнительных преимуществ Китая и Ро с сии ( твбп. 1 ) , м ожн о сделать выв од, что Р о ссия н е о б ладает ср ав нит ель ным пр е в имуществом в сегменте «экспорт высокотехнологичных товаров» ни перед одной из стран, данные коттрых были проакализированы. Китай же обладает значительным преимуществом перед США и Японией, так как показатель сравнительного преимущества составляе т дначение > 1.
Анализируя российский электронный бизнес, можно отметить, что актуальность его развитияпонимают не только продавцы и покупатели, но и правительство: «Предлагаю запустить масштабную программу развития экономики нового технологического направ-
иУА^ = тЦД)ЫхфЫха>
71)
Таблица 1
оценка сравнительных преимуществ китая и России в секторе экспорта высокотехнологичных товаров над сША, Германией и Японией, 2016 г.,
млн долл.
страна ввп, 2017 г. [25] Экспорт товаров (всего) [11] Экспорт товаров (всего) [9] сравнительное преимущество китая сравнительное преимущество России
Китай 11 393 571 2 216457 2 216 457 - -
Россия 1 425 703 352 974 6 639 - -
США 18 153 487 1 550 720 153 186 2,2654 0,1904
Германия 3609439 352 974 189 646 0,4165 0,0350
Япония 4825207 688 949 92 883 1,6599 0,1395
Источник: составлено авторами
ления, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, на исследовательские центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости страны» (В. В. Путин) [13].
Характеризуя развитие экономики России, следует отметить, что направления ее поддержки недостаточно эффективны, а законодательная база в недостаточной степени способствует ее развитию [1]. Исследование роли соответствующих китайских инициатив (эффективность которых подтверждается ростом ВВП) позволяет говорить о целесообразности их адаптации в Российской Федерации. Принимая во внимание заинтересованность правительства России в развитии электронного бизнеса, авторами были предложены направления развития электронного правительства. В первую очередь, его целью должно стать более четкое регулирование отношений в области электронного бизнеса.
В 2017 г. авторами был проведен опрос среди потребителей электронных товаров и услуг России и Китая (178 чел., в возрасте от 22 до 53 лет), основной целью которого стало выявление мнения респондентов об уровне эффективности отечественного и китайского электронного бизнеса, а также определение перспективных направлений его повышения. Учитывая ответы респондентов, отмечены ключевые факторы и средства оптимизации, основные из которых представлены далее. Можно отметить, что опрошенные позитивно относятся к китайским платформам и осуществляют покупательскую деятельность на них (более 84% хотя бы раз приобретали продукты на электронной платформе Китая ЛНЕхргезз). Что же касается России, то уровень владения информацией низкий (71,5% опрошенных не смогли назвать ни одну отечественную электронную платформу).
На основе выявленных особенностей инновационного развития электронного бизнеса Китая, представленных в таблице 2, к основным аспектам поддержки отраслей России (по примеру Китая) - их электронного развития со стороны государства необходимо отметить следующие:
• льготное налогообложение для представителей электронного бизнеса в стратегически-привлекательных отраслях;
• создание инфраструктурных условий с целью повышения эффективности доставки контента и товаров по всей территории России;
• повышение персонализации в сети интернет - разработка систем вычисления индивидуальных предпочтений потребителей, которая поможет повысить результативность деятельности предприятий различных отраслей в сети интернет;
• использование китайских платформ российскими компаниями, что предполагает также расширение сферы влияния на рынке.
По результатам анализа можно отметить, что в Китае существует большое количество платформ, направленных на различные сегменты потребителей. Наиболее популярным в России является сегмент В2С2С, что вызвано, в первую очередь, низкими
Таблица 2
Конкурентные преимущества Китая на примере инновационного развития
электронного бизнеса
Объект исследования Показатель/фактор конкурентного преимущества
Налоговая система Льготы для субъектов электронного бизнеса в размере от 20% до 70% покрытия всех затрат.
Государственная поддержка Формирование платформ с низким по стоимости трафиком. Разработка стратегий инновационного развития электронного бизнеса. Информирование населения и предпринимательской среды о новых эффективных направлениях взаимодействия. Создание предложений и помощь в реализации кооперационных проектов с целью развития электронных продуктов как на внутренних, так и на внешних рынках
Политика предприятий Большинство продавцов имеют свой собственный виртуальный магазин на платформе и сами несут ответственность за доставку. Широкое распространение «флэш-продаж» - все продукты продаются со скидкой. Развитость мобильного шопинга. Рост нищевых рынков, что позволяет повышать возможность развития собственных каналов. Внутренняя и эффективная кооперация. Направленность на реализацию таких продуктов, как модная одежда, электроника и бытовая техника
Уровень готовности страны к электронной коммерции 81,6% по рейтингу ЮНКТАД: Информационная экономика [5]. Для сравнения, соответствующие показатели для других стран: Россия - 1,03%, Германия - 75,5%, США - 86,83%, Япония - 41,26%
Уровень инновационного развития страны 52,54. Для сравнения, соответствующие показатели для других стран: Швейцария (наиболее высокий показатель) - 67,69, Россия - 38,76 [21]
Источник: составлено авторами по [4, 6, 8, 16, 19, 22, 23]
Internet ■ Intranet ■ Extranet
67,4 79,4
121,02
39,7 42,19
28,92
Китай
Россия
Рисунок 6. Структура эффективности электронного бизнеса России и Китая, 2015 г. Источник: составлено авторами по [12]
• Предоставление льгот дло субъектов электронного бизнеса России.
• Информирование населения и предпринимательской среды о новых эффективных направлениях взаимодействия. • Повышение эффективности нормативно-правовой базы по регулированию электронных продаж и покупок.
• Развитие электронного
правительства.
• Формирование платформ с низким по стоимости трафиком.
• Стратегическое развитие
электронного бизнеса.
• Создание предложений и
помощь в реализации кооперационных проектов с целью развития электронных продуктов, как на внутренних, так и на внешних рынках. • Повышение уровня кооперации между производителями и представителями платформ. • Формирование собственных электронных площадок для торговли
_
• Переход к приобретению товаров в электронных магазинах за счет формирования следующих конкурентных преимуществ: скорость доставки, удобство оплаты, широкий выбор. • Вступление в диалог с производителями и платформами с целью определения возможных вариантов эффективного взаимодействия
Потребитель
Рисунок 7. Алгоритм по вышения эффективности электронного бизнеса России на основе внедрения опыта китайских ТНК Источник: составлено авторами
доходами населения и повышением уровня коммерческой деятельности среди физических лиц [3]. Можно сделать вывод о том, что уровень развития В2С2С, который чаще всего подразумева ет схему элнктринной торгов ли с участием посредника в в иде платформы на втором этапе, в России работает несколько иначе: роль платформ тут играют социальные сети («ВКонтакте», БасеЬоок, Instagram и другие).
Ключевыми причинами низкого развития электронных платформ в России является их высокая стоимость. Рентабельными становятся только 17-18% из всех созданных [12]. Однако, анализируя деятельность ТНК, отчетливо выделяется тренд использования инструментов Intranet и Extranet [8]. Эффективность электронного бизнеса в России в сравнении с китайским выглядит следующим образом (рис. 6):
На основе выявленных особенностей организации и ведения электронного бизнеса в Китае были выделены ключевые аспекты, ведущие к повышению эффективности работы ТНК за счет оптимизации электронного бизнеса (рис. 7). К ним относятся следующие:
1. Большое количество многофункциональных платформ, обладающих хорошим уровнем защиты продавцов и потребителей, позволяющих вести деятельность отдельных субъектов. Преимуществом является минимизация вложений за счет ведения деятельности на существующей платформе, которая предоставляет веб-пространство и предлагает собственную систему оплаты Alipay, значительно облегчающую процесс обработки платежа. Однако поскольку дизайн сайта определяется оператором платформы, у предприятия нет возможности активно развивать свой бренд. Схожая ситуация складывается при продажах через посредника. В этом случае предприятие-производитель выдает разрешение на продажу его продукции брендированной китайской компании, которая предлагает ее в своем электронном магазине. При этом посредник получает комиссию от продаж. При выборе данного варианта развитие и продвижение собственного бренда в Китае вряд ли возможно.
Этих недостатков можно избежать, если российские предприятия, предлагающие дополняющую друг друга продукцию, создадут общий портал для продаж через интернет «сделанных в России» продуктов, предназначенных для определенной отрасли. Такой портал может достаточно быстро добиться широкой известности с помощью эффективного продвижения. Упомянутая выше платформа HC360 является примером успешной реализации такого отраслевого онлайн-портала, объединяющего многих поставщиков.
2. Формирование бизнеса на основе открытия собственного интернет-магазина в Китае считается наиболее выгодным решением. Этот вариант связан со значительными затратами, но производитель сохраняет при этом полный контроль над дизайном и содержанием сайта и может активно развивать свой бренд. Для новичков в сфере электронной коммерции в Китае целесообразным является применять следующую стратегию: стандартные продукты с высокими объемами продаж и более низкой стоимостью предлагаются на крупном интернет-портале, а полный ассортимент, включая дорогостоящие продукты премиум-класса, представляются в собственном интернет-магазине.
3. Разработка интернет-магазинов, изначально направленная на мобильную среду, то есть продажи через смартфоны и планшеты, которые в Китае развиваются высокими темпами. В том числе и индустриальные товары продаются во все больших объ-
емах через мобильные устройства. Поскольку китайские поисковые машины все чаще не определяют страницы, не имеющие мобильной версии, многие предприятия придерживаются девиза «mobile first!». Иностранные компании, пренебрегающие мобильной коммерцией, могут быстро оказаться в Китае на втором плане.
4. Высокий уровень развития законодательной базы Китая и ее эффективность. Только в период с 2011 по 2015 гг. в Китае были изданы 17 новых постановлений и нормативных актов, эффективно регулирующих сферу электронной коммерции.
5. Социальные сети и интерактивная коммуникация с клиентом. Социальные сети играют значительно более важную роль в B2B в Китае, чем в России, соответственно, высоко значение «сцепления» их с интернет-магазином. Большинство популярных в Китае платформ абсолютно неизвестны в других странах. WeChat - китайский аналог WhatsApp, приложение для мгновенного обмена сообщениями, которое уже используется более 400 миллионами китайцев. Помимо функции обмена сообщениями WeChat предлагает и другие функциональные возможности, например, ленту новостей наподобие ленты в соцсети Facebook.
заключение
Таким образом, адаптация инновационного опыта Китайской Народной республики, подробно рассмотренного в данной статье, сможет существенно повысить уровень эффективности отечественного электронного бизнеса и будет способствовать устойчивому экономическому росту. По мнению авторов, стратегия синхронизации электронного бизнеса России и Китая будет выступать в качестве фактора формирования новых конкурентных преимуществ, а также способствовать укреплению конкурентоспособности России в мировом хозяйстве, что повлечет за собой экономический рост. В век форсированного развития информационно-коммуникационных технологий экономика постоянно подвергается значительным преобразованиям, постепенно переходя от «реальной» к «электронной». Предложенная стратегия синхронизации, по мнению авторов, является определяющим фактором роста конкурентоспособности России на мировом рынке товаров и услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Законопроект Федерального Закона Российской Федерации «Об основах деятель-
ности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» от 01.12.2015 г. Intermedia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intermedia.ru/news/287861 (дата обращения: 02.12.2016).
2. Березовская А.А Дискуссионная сущность и эволюционное развитие креативной
экономики Китая и России в разрезе музыкального бизнеса // Ощущение и восприятие Китая: путешествие по России: Сборник научных трудов по итогам конференции молодых ученых Академии общественных наук КНР и Санкт-Петербургского государственного экономического университета/под ред. Проректора по научной
работе СПбГЭУ, доктора экон. наук проф. А.Е. Карлика. - СПб., 2016.
3. Годовой Отчет ПАО Сбербанк за 2017 г. ПАО Сбербанк. [Электронный ресурс].
URL: http://www.sberbank.com/common/img/files/Annual_report_rus_y2017.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
4. Данные Всемирного Банка. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/
indicator/TX.VAL.TECH.CD?end=2014&locations=RU-CN&start=2017 (дата обращения: 11.08.2018).
5. Доклад об информационной экономике за 2017 год: обзор. Цифровизация, тор-
говля и развитие. Unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ier2017_overview_ru.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
6. Кметь Е. Последние тенденции развития рынка электронной коммерции Китая //
Проблемы теории и практики управления, 2010.
7. Костин К.Б. Классификация инструментов цифрового маркетинга для предприятий
отечественного и международного туристского бизнес // Экономика и управление, 2016. - № 1(123).
8. Костин К.Б., Березовская А.А. Современное состояние и перспективы развития ми-
рового электронного бизнеса // Российское предпринимательство, 2017. - № 24. -doi: 10.18334/rp.18.24.38563.
9. Мировой атлас данных. Knoema. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/
Китай/Экспорт-высокотехнологичных-товаров?compareTo=US,DEJP,RU (дата обращения: 28.10.2018).
10. Мировой атлас данных. Knoema. [Электронный ресурс]. URL: ttps://knoema.ru/ atlas/topics/Внешняя-торговля/Экспорт/Экспорт-медиатоваров_и_услуг (дата обращения: 11.08.2018).
11. Мировой атлас данных. Knoema. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/ atlas/topics/Внешняя-торговля/Экспорт (дата обращения: 11.08.2018).
12. Отчет «Современное состояние и перспективы развития электронного бизнеса в России». McConnell International LLC, 2016 г
13. Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Онлайн. «Путин призывает развивать цифровые технологии, но учитывать риски». ТАСС/Ruptly. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/3830997 (дата обращения: 06.09.2018).
14. Тюрина Е.А., Цзи Я., Цао Ц. Электронная розничная торговля Китая: тенденции развития и анализ подходов к оценке эффективности услуг электронных торговцев // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 4-1(45).
15. Bukht R and Heeks R, Defining, conceptualizing and measuring the digital economy. Development Informatics Working Paper No. 68. Centre for Development Informatics, University of Manchester. - Manchester, 2017 .
16. China Cross-Border E-Commerce Opportunity Report, 2017. Ruben de Bie, Economic Policy Officer at Consulate General Guangzhou
17. China's eCommerce Revolution. Morgan Stanley website. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morganstanley.com/ideas/china-e-commerce-revolution (дата обращения: 07.12.2016).
18. Electronic Business - a Challenge for Management. PricewaterhouseCoopers, 2015
19. Gu X., O'Connor J. A new modernity? The arrival of «creative industries» in China // International Journal of Cultural Studies, 2006. - № 3.
20. Human Development Report 2017. Hdr.undp.org. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hdr.undp.org/sites/ default/files/hdr14-report-en-1.pdf ( дата обращения: 01.09.2018 ).
21. INSEAD, WIPO, Cornell University: The Global Innovation Index 2017
22. Top 10 most popular online shopping sites in China. China Daily website. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2014-06/05/content_17563442. htm ( дата обращения: 07.12.2016 ).
23. Trends in China's E-Commerce Market. China Briefing website. [Электронный ресурс]. URL: http://www.china-briefing.com/news/2014/06/04/trends-chinas-e-commerce-market.htm ( дата обращения: 07.12.2016 ).
24. Handbook of Statistics online. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unctad. org/Templates/Page.asp?intItemID=33770&lang=1 (дата обращения: 08.08.2018).
25. World Development Indicators: Gross Domestic Product, 2017
REFERENCES:
Berezovskaya A.A (2016). Diskussionnaya suschnost i evolyutsionnoe razvitie kreativnoy ekonomiki Kitaya i Rossii v razreze muzykalnogo biznesa [Discussion essence and evolutionary development of creative economy of China and Russia in the context of music business] Feeling and perception of China: a trip to Russia. (in Russian). China's eCommerce RevolutionMorgan Stanley website. Retrieved December 07, 2016,
from http://www.morganstanley.com/ideas/china-e-commerce-revolution Gu X., O'Connor J. (2006). A new modernity? The arrival of «creative industries» in
China International Journal of Cultural Studies. 9 (3). Handbook of Statistics onlineUnctad. Retrieved August 08, 2018, from http://www.
unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=33770&lang=1 Human Development Report 2017Hdr.undp.org. Retrieved September 01, 2018,
from http://www.hdr.undp.org/sites/ default/files/hdr14-report-en-1.pdf Kmet E. (2010). Poslednie tendentsii razvitiya rynka elektronnoy kommertsii Kitaya [Recent Trends in E-Commerce Market Development in China]. Theoretical and Practical Aspects of Management. 55-65. (in Russian). Kostin K.B. (2016). Klassifikatsiya instrumentov tsifrovogo marketinga dlyapredpriyatiy otechestvennogo i mezhdunarodnogo turistskogo biznes [Classification of Digital Marketing Tools for Russian and Foreign Travel Agencies]. Ekonomika i upravlenie. (1(123)). (in Russian).
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2017). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya mirovogo elektronnogo biznesa [Current state and prospects of the global ebusiness development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38563. Top 10 most popular online shopping sites in ChinaChina Daily website. Retrieved December 07, 2016, from http://www.chinadaily.com.cn/business/2014-06/05/ content_17563442.htm Trends in China's E-Commerce MarketChina Briefing website. Retrieved December 07, 2016, from http://www.china-briefing.com/news/2014/06/04/trends-chinas-e-commerce-market.htm Tyurina E.A., Tszi Ya., Tsao Ts. (2014). Elektronnaya roznichnaya torgovlya Kitaya: tendentsii razvitiya i analiz podkhodov k otsenke effektivnosti uslug elektronnyh torgovtsev [Electronic Retail in China: Analysis of Trends and Approaches to the Estimating of Online-retailors Efficiency]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1(45)). (in Russian).