Научная статья на тему 'Опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения США'

Опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения США Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
730
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / HEALTHCARE INFORMATIZATION / ELECTRONIC HEALTH RECORD / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Копаница Г. Д.

Данная статья является продолжением статьи о соответствующем европейском опыте. В статье анализируются опыт информатизации американской системы здравоохранения. Приводятся текущие задачи информатизации и конкретные примеры их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience and ways of developing of informatization healthcare system in USA

We analyze the American experience of healthcare informatization. Current tasks and problems are presented in the paper. Recommendations are given to avoid these problems in Russia

Текст научной работы на тему «Опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения США»

I и информационные

технологии

>

Г.Д. КОПАНИЦА,

к.т.н., ассистент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики, Национального исследовательского Томского политехнического университета; старший научный сотрудник ТГАСУ, г. Томск, Россия, [email protected]

ОПЫТ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОША

УДК 002; 002:338.2

Копаница Г. Опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения США (Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия)

Аннотация: Данная статья является продолжением статьи о соответствующем европейском опыте. В статье анализируются опыт информатизации американской системы здравоохранения. Приводятся текущие задачи информатизации и конкретные примеры их реализации.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, медицинская информационная система, интеграция. UDC 002; 002:338.2

Kopanica G. The experience and ways of developing of informatization healthcare system in USA

(National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia)

Abstract: We analyze the American experience of healthcare informatization. Current tasks and problems are presented in the paper. Recommendations are given to avoid these problems in Russia.

Keywords: Healthcare informatization, electronic health record, integration.

Введение

При проектировании и реализации проектов по информатизации здравоохранения в России как на уровне лечебного учреждения, так и на более высоких уровнях [1] будет полезно учесть опыт США, которые уже прошли часть пути по проектированию, внедрению и интеграции медицинских информационных систем (МИС), однако заметно отстают от европейских стран по уровню проникновения МИС. При разработке и внедрении МИС в России будет интересно учесть не только опыт успешных внедрений, проблемы, возникшие при внедрении, но и обратить внимание на государственную политику в области информатизации здравоохранения, которая имеет отличия как от Российской, так и от Европейской.

Методы и материалы

В статье проведен анализ текущего положения дел и тенденций развития информатизации здравоохранения в США. Анализ включал в себя публикации по проблемам информатизации здравоохранения, содержащиеся в базах PubMed и ScienceDirect. Большое внимание уделено Акту о медицинских информационных технологиях для экономики и здравоохранения (Health Information

Зарубежный опыт

Technology for Economic and Clinical Health Act, HITECH Act), который определяет стратегию информатизации здравоохранения. Оценка включала следующие аспекты: текущее состояние, проникновение информационных технологий в клиники, интеграция различных участников системы здравоохранения, задачи, стоящие перед отраслью, и меры государственного стимулирования информатизации здравоохранения.

Существующее положение дел в области информатизации здравоохранения в США

Исследование, проведенное в 2008 г. среди 4484 частно практикующих врачей [2], показало, что около 83% врачей не имеют или не пользуются медицинскими информационными системами. Из них 16% уже приобрели МИС, но еще не внедрили их. Среди врачей, работающих в клиниках, около 52% не использовали МИС [3]. Сложившееся положение заметно отличалось от Европы, где проникновение МИС было гораздо обширнее [4]. При этом вся отрасль здравоохранения США инвестировала не более 2% в информатизацию при показателе других отраслей порядка 10% [5, 6].

Для преодоления данного технологического отставания в 2009 году был принят Акт о медицинских информационных технологиях для экономики и здравоохранения (Health Information Technology for Economic and Clinical Health Act, HITECH Act), в рамках которого на развитие информатизации здравоохранения было выделено 25,9 миллиардов долларов [7]. Следует отметить, что в соответствии с данным актом информатизация должна стать основой для реформы здравоохранения [8]. HITECH Act называет внедрение МИС с возможностью обмена данными и разумное их использование особенно важной целью внутренней политики [9].

Важным мотивирующим фактором для внедрения МИС является финансовое стимулирование врачей и клиник, описанное в главе 4

www.idmz.ru

гая 3, №5

■■■■

гш

HITECH-акта. При этом требуется подтвердить «разумное и полезное использование» МИС, что не дает возможности формально установить систему и не использовать ее. А начиная с 2015 года, доктора и клиники, не использующие МИС, будут подвергнуты финансовым санкциям.

Обмен медицинскими данными для обеспечения непрерывного оказания медицинской помощи [10] является неотъемлемой частью разумного использования МИС. Таким образом изначально создается инфраструктура для обмена медицинскими данными.

Разумное использование

Под довольно размытым понятием «разумного использования» в основном понимается следующее:

1. Использование МИС для выписки электронных рецептов.

2. Поддержка обмена структурированными данными между различными МИС.

3. Генерирование статистических отчетов, требуемых органами управления здравоохранением.

Для подтверждения «разумного использования» и получения соответствующего финансирования установлена система сертификации МИС. При этом приводится исчерпывающий список требований, которым должна соответствовать МИС:

1. Использование МИС для выписки электронных рецептов.

2. Передача рецептов в электронной форме.

3. Реализация проверки совместимостей «лекарство-лекарство» и «лекарство-аллергия».

4. Ведение демографических показателей.

5. Ведение контроля за выписанными медикаментами.

6. Ведение алергоанамнеза.

7. Возможность обработки данных лабораторных исследований.

8. Возможность обработки информации для пациентов старше 13 лет.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■

ВрЭЧ :::: Зарубежный опыт

™ и информационные

технологии

>9. Реализация системы поддержки принятия решений хотя бы по одному параметру.

10. Генерация отчетов для органов управления здравоохранением.

11. Организация доступа пациентов к данным МИС хотя бы в виде распечатанных документов.

12. Организация обмена медицинскими данными.

13. Защита данных электронной истории болезни.

Инфраструктура

В настоящий момент в США разработаны и широко применяются стандарты, позволяющие разрабатывать МИС с высоким потенциалом обмена медицинскими данными. При этом государственными органами не создаются какие-либо сети обмена данными или централизованные хранилища. Совокупность двух основных стандартов Continuity of Care Record (CCR) (Стандарт документов о преемственной (непрерывной) медицинской помощи) [11] и HL7 [12] позволяет производителям создавать интероперабельные решения.

Проблемы внедрения МИС в США

Стоимость покупки и внедрения

В ходе исследования барьеров на пути внедрения МИС 66% врачей назвали стоимость покупки основным препятствием. Исследование также показало, что софинансирование покупки МИС будет являться мотивацией для покупки МИС для 50% опрошенных. Таким образом данная мера практически решает проблему информатизации отрасли. Следует отметить, что государство, выделив средства на закупку МИС установило лишь несложную процедуру сертификации, что позволило повысить конкуренцию на рынке и снизить среднюю стоимость одной лицензии с 70 000 до 30 000 долларов [13].

На данный момент уже можно сделать выводы об окупаемости комплексной инфор-

матизации отдельных лечебных заведений. Например, Бостонский госпиталь смог сэкономить порядка 10 миллионов долларов в год и снизил процент врачебных ошибок на 55%.

Стоимость обслуживания

Стоимость обслуживания МИС также может являться преградой при принятии решения о внедрении. Средняя стоимость обслуживания МИС составляет порядка 8500 долларов в год [13]. Высокая стоимость объясняется и тем, что МИС требует постоянной доработки в плане новых интерфейсов обмена данными и отчетных форм. Данное обстоятельство приводит также и к расходам на обучение персонала.

Стоимость обучения врачей

В настоящее время дополнительные тренинги требуются большинству врачей, так как использование МИС не входит в программу обучения в медицинских высших учебных заведениях [14].

Заключение

В статье рассмотрено текущее состояние дел в области информатизации системы здравоохранения в США. Описаны основные проблемы и пути их решения.

Исходя из анализа, можно сделать вывод о том, что основным приоритетом развития информатизации американской системы здравоохранения являются внедрение комплексных МИС и их интеграция систем на уровне передачи данных электронной истории болезни. Данная задача поставлена, несмотря на довольно низкий уровень использования МИС в настоящий момент и отставание по этому показателю от европейских стран. Однако государственная поддержка, в первую очередь финансовая, и высокая конкуренция на рынке позволяют решать данную задачу. Интеграции МИС способствует широкое использование стандартов HL7 и CCR. Данные стандарты предоставляют разработ-

72

Зарубежный опыт

www.idmz.ru

гол 3, №5

■■■■

гш

чику как набор данных, так и их структуру для обмена между МИС.

Меры материального стимулирования информатизации охватывают не только покупку лицензий МИС, но и учитывают стоимость внедрения и дальнейшего обслужива-

ния, что позволяет частным практикам и клиникам полностью финансировать МИС. Также следует признать правильным положение об информатизации как опоре реформы здравоохранения, так как именно информатизация способствует оптимизации системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Госииков В.К. Информатизация здравоохранения как объект управления на различных иерархических уровнях//Информационно-аналитический вестник ТЬСду «Социальные аспекты здоровья населения». — 2009. — № 2. — С. 16-21.

" 2. DesRoches С.М., Campbell E.G., Rao S.R. et aI. Electronic health records in ambu-

latory care — a national survey of physicians//The New England journal of medicine. - 2008. — № 359(1). — P. 50-60.

3. Hsiao C-J., Hing E., Socey T.C. et al. Electronic Medical Record/Electronic Health Record Systems of Office-based Physicians: United States, 2009 and Preliminary 2010 State Estimates//In: Statistics DoHC, ed. National Center for Health Statistics: National Center for Health Statistics, 2009.

4. Копаница E, Цветкова Ж. Европейский опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2013. — № 2.

5. Simon S.R, Kaushal R., Cleary P.D. et al. Correlates of electronic health record adoption in office practices: a statewide survey//Journal of the American Medical Informatics Association: JAMIA. — 2007. — № 14(1). — P. 110-117.

6. Menachemi N., Perkins R.M., van Durme D.J. et a. Examining the adoption of electronic health records and personal digital assistants by family physicians in Florida//In-formatics in primary care. — 2006. — № 14(1). — P. 1-9.

7. Stark P. Congressional intent for the HITECH Act//The American journal of managed care. — 2010. — 16(12 Suppl HIT). — P. 24-28.

8. Sanders D.L., Kern S.I. What the HITECH Act means for you. Data breach rules require new procedures//Medical economics. — 2010. — № 87(6). — P. 26-29.

9. Blumenthal D. Launching HITECH//The New England journal of medicine. — 2010. — № 362(5). — P. 382-385.

10. Ferranti J.M, Musser R.C, Kawamoto K et a. The clinical document architecture and the continuity of care record: a critical analysis//Journal of the American Medical Informatics Association: JAMIA. — 2006. — № 13(3). — P. 245-252.

11. Vine D.G., Kibbe D.C. The continuity of care record (CCR) — Essential concepts for practitioners//Samj S Afr Med J. — 2005. — № 95(4). — P. 224.

12. Lopez D.M., Blobel B. Architectural Approaches for HL7-based Health Information Systems Implementation//Methods of information in medicine. — 2010. — № 49(2). — P. 196-204.

13. Menachemi N., Collum T.H. Benefits and drawbacks of electronic health record systems//Risk management and healthcare policy. — 2011. — № 4. — P. 47-55.

14. Parish C. Edging towards a brave new IT world//Nursing standard. — 2006. — № 20(27). — P. 15-16.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.