Научная статья на тему 'Опыт и проблемы развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Новгородской области'

Опыт и проблемы развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козина А.М.

Социально-экономическая обстановка в агропромышленном комплексе (АПК) Новгородской области в период перехода к рынку и становления рыночных отношений была довольно сложной. Недостаточный уровень финансирования сельского хозяйства, слабая материально-техническая база, низкая заработная плата способствовали тому, что многие руководители и специалисты ушли в другие отрасли. В то же время, проводилась большая работа по реформированию предприятий АПК, происходило дробление крупных коллективных хозяйств на более мелкие, появилось значительное количество частных собственников фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и проблемы развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Новгородской области»

Стеценко А.В.

канд.экон.наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»

вспахивая землю... ноутбуком

использование информационного ресурса в АПК

Информационное обеспечение позволяет многократно увеличить производительность труда, оптимизировать по заданным критериям использование ресурсов, сократить документооборот с переходом к «безбумажным» технологиям управления производством, выработать оптимальное решение и рекомендации по реализации поставленных потребителем информации задач.

Грамотное управление сложным многоотраслевым производством АПК невозможно без замены принципиально устаревшей производственной инфраструктуры и развития новых образований рыночного типа, без разветвленной структуры предприятий информационно-консультативной деятельности, поставляющей достоверную, оперативную, исчерпывающую информацию о состоянии внутренней и внешней среды управляемых объектов. Кроме того, эти структуры должны предоставлять потребителям необходимые сведения о технологиях производства различных сельскохозяйственных культур, животных, птиц, о средствах механизации и автоматизации технологических процессов в сельском хозяйстве, о средствах защиты растений и животных, о

технологиях переработки сельскохозяйственной продукции, о рынке сельскохозяйственной продукции, удобрений, сельскохозяйственной техники, горючих и смазочных материалов, о достижениях науки и техники, научных открытиях и т.п. По сути, работа действующей отраслевой системы научно-технической информации в АПК должна координироваться с задачами отраслевой науки и технической политики. Структура научно-технической информации, основанная на широком использовании новых информационных технологий, средств вычислительной и коммутационной техники, обеспечивает руководителей и специалистов организаций АПК информацией, повышает их уровень знаний для успешного ведения дел, помогает глубже анализировать проблемы, выступает как справоч-

кое предпринимательство, 2008, № 4 (1)

ное бюро, давая ответы на разнообразные вопросы.

Созданные во многих регионах РФ информационно-консультационные службы, как новые инфраструктурные организации, в стратегической перспективе будут развиваться и совершенствоваться, поскольку в настоящее время они недостаточно эффективно работают в силу субъективных причин: не в полном объеме подготовлены информационная и консультативная базы данных, недостаточно компетентных сотрудников, способных выдать оптимальный вариант управленческих решений, как правило, обслуживаются не все сферы АПК, а только предприятия различных форм собственности и типов хозяйствования. Основная роль информационно-консультационных служб в сельскохозяйственном производстве состоит в том, чтобы помочь сельским товаропроизводителям принимать оптимальные решения, то есть те решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Однако для развития производства сельские товаропроизводители должны принимать совершенно разные решения, учитывая при этом окружающую ситуацию. Развитие сельскохозяйственного производства приводит к увеличению выхода продукции на единицу земли, труда, капитала или других ресурсов, используемых в производстве. Такое увеличение возможно при помощи:

а) выбора более производительных технологий, в частности семена, удобрения, механизация;

б) более эффективного применения этих технологий, например,

своевременного внесения химикатов;

в) более полного использования трудовых ресурсов;

г) оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов, например, выбора наиболее эффективного способа механизации;

д) изменения системы ведения хозяйства, то есть производства эффективных культур, перехода от растениеводства к животноводству, специализации, иногда разделения крупномасштабного производства на семейные фермы;

е) изменения внешних факторов, особенно улучшения организации маркетинга, использования безотходной технологии при переработке продукции, увеличения доли фермерских хозяйств, улучшения транспортировки, осушения и орошения земель, изменения сельскохозяйственной политики и земельного законодательства.

Владея информацией, руководитель сельскохозяйственного предприятия может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности: отслеживать протекающие на предприятии процессы в режиме реального времени, составлять оперативные отчеты о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени, сравнивать целевые результаты с фактически достигнутыми. На основании

информационное обеспечение позволяет многократно увеличить производительность труда

агробизнес

мониторинга делаются выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых предприятию приходится работать. Изменение условий внешней и внутренней среды предприятия влечет за собой пересмотр целевых параметров. Необходимо проверить, насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изменений добиться поставленных целей (1). На основании изменений целевых параметров, а также прогноза изменений сильных и слабых сторон самого предприятия корректируется план действий по достижению целей, и уже этот новый, пересмотренный план воплощается в жизнь. Таким образом, задачи, решаемые информационно-консультационной службой, помогают: • ориентироваться в сложившейся ситуации и содействовать организации конкурентоспособного производства;

• в рамках принятых перспективных планов находить современные технологии и методы их реализации;

• оказывать содействие в разработке бизнес-планов, позволяющих вскрыть проблемы производства и обосновать методы их преодоления;

• аргументировать целесообразность разработки инвестиционных проектов бизнес-планов, возможность возврата кредита.

В заключение отметим, что специфика методического подхода к системе информационно-консультационного обслуживания заключается в выявлении проблем отраслей АПК, сборе информации, связанной с их решением, подготовке наиболее подходящего технологического решения, в выдаче рекомендаций для внедрения, обучении специалистов организаций АПК.

Литература

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2002.- 464 с.

A.V. Stetsenko

Cand. Econ. Sci., Docent, Department of Applied Economic Sciences, Oryol State University

Use of information resource in agribusiness

For the agribusiness management system to be flexible it needs input of reliable and timely information on the status of facilities under management and external environment, i.e., better information support of decision-makers in the area of farm management.

российское предпринимательство, 2008, № 4 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.