Научная статья на тему 'Опыт и перспективы политического и экономико-правового сотрудничества России (СССР) и Индии'

Опыт и перспективы политического и экономико-правового сотрудничества России (СССР) и Индии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL BUSINESS / SOVIET-INDIAN RELATIONS / POLITICAL / ECONOMIC AND LEGAL COOPERATION / WORLD POLITICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ивина Наталья Владимировна, Некрасова Ирина Сергеевна

В статье отмечаются актуальность и значимость расширения взаимоотношений России и Индии, что диктуется необходимостью повышения экономического потенциала Российской Федерации и укрепления ее позиций в мировой хозяйственной и политической системах за счет усиления экономических связей, особенно в условиях применяемых санкций. Авторы отмечают, что сегодня следует развивать сотрудничество с теми странами, с которыми исторически сформированы дружественные контакты и имеются объективные предпосылки для дальнейшего существенного наращивания взаимных поставок различных видов продукции. К числу таких государств относится Индия. На современном этапе обострения мировой конкурентной борьбы за сырьевые и товарные рынки, как и за механизмы внешнего влияния на темпы экономического и технологического развития стран, важно правильно оценивать возможности экономического сотрудничества России и Индии, исходя из их географического и экономического состояния, исторического опыта экономических связей, а также роли и места в мировой хозяйственной структуре. В настоящее время между этими государствами сформировано и действует так называемое стратегическое партнерство на основе дружественных взаимовыгодных отношений, развивающихся более 70 лет. В представленной работе рассмотрены и обоснованы направления дальнейшего успешного развития политического и экономико-правового сотрудничества России и Индии в перспективе, способствующие повышению эффективности политико-экономических отношений между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices and prospects of political, economic and legal cooperation between Russia (the USSR) and India

The expansion of relations between Russia and India is a relevant and significant issue. It is dictated by the need to improve the economic potential of the Russian Federation and consolidate its position in the world economic and political systems because of the improvement of economic relationship, especially in the face of sanctions. In the authors’ opinion, Russia should cooperate with countries having the long-standing friendly relations with it that can be objectively enhanced in future in the context of mutual supplies. These countries include India. At the present stage of the aggravated competition for commodity and raw material markets and the mechanisms for influencing the pace of economic and technological development of countries, it is pivotal to assess properly the opportunities for the economic Russian-Indian cooperation according to their geographical and economic status, the historical experience of economic relations, their role and place in the global economic system. Nowadays, these countries are involved in the strategic partnership on the basis of the friendly and mutually beneficial relations having developed over seventy years. The research presents and substantiates the areas for further progress in political, economic and legal cooperation between Russia and India upgrading their political and economic relationship.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы политического и экономико-правового сотрудничества России (СССР) и Индии»

УДК 339.9:327(47+57+540) Ивина Наталья Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика» Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ

Некрасова Ирина Сергеевна

мировой судья в городе Москве (в отставке), ассистент кафедры «Международные отношения и геополитика транспорта» Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ)

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ (СССР) И ИНДИИ

https://doi.org/10.24158/pep.2018.10.9 Ivina Natalia Vladimirovna

PhD in Economics, Associate Professor, World Economy Department, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Nekrasova Irina Sergeevna

Justice of the Peace (Retired Judge), Moscow, Assistant Professor, International Relations and Geopolitics of Transport Department, Institute of International Transport Communications, Russian University of Transport

PRACTICES AND PROSPECTS OF POLITICAL, ECONOMIC AND LEGAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA (THE USSR) AND INDIA

Аннотация:

В статье отмечаются актуальность и значимость расширения взаимоотношений России и Индии, что диктуется необходимостью повышения экономического потенциала Российской Федерации и укрепления ее позиций в мировой хозяйственной и политической системах за счет усиления экономических связей, особенно в условиях применяемых санкций. Авторы отмечают, что сегодня следует развивать сотрудничество с теми странами, с которыми исторически сформированы дружественные контакты и имеются объективные предпосылки для дальнейшего существенного наращивания взаимных поставок различных видов продукции. К числу таких государств относится Индия. На современном этапе обострения мировой конкурентной борьбы за сырьевые и товарные рынки, как и за механизмы внешнего влияния на темпы экономического и технологического развития стран, важно правильно оценивать возможности экономического сотрудничества России и Индии, исходя из их географического и экономического состояния, исторического опыта экономических связей, а также роли и места в мировой хозяйственной структуре. В настоящее время между этими государствами сформировано и действует так называемое стратегическое партнерство на основе дружественных взаимовыгодных отношений, развивающихся более 70 лет. В представленной работе рассмотрены и обоснованы направления дальнейшего успешного развития политического и экономико-правового сотрудничества России и Индии в перспективе, способствующие повышению эффективности политико-экономических отношений между странами.

Ключевые слова:

международные экономические отношения, внешнеэкономическая деятельность, советско-индийские отношения, политическое и экономико-правовое сотрудничество, мировая политика.

Summary:

The expansion of relations between Russia and India is a relevant and significant issue. It is dictated by the need to improve the economic potential of the Russian Federation and consolidate its position in the world economic and political systems because of the improvement of economic relationship, especially in the face of sanctions. In the authors' opinion, Russia should cooperate with countries having the long-standing friendly relations with it that can be objectively enhanced in future in the context of mutual supplies. These countries include India. At the present stage of the aggravated competition for commodity and raw material markets and the mechanisms for influencing the pace of economic and technological development of countries, it is pivotal to assess properly the opportunities for the economic Russian-Indian cooperation according to their geographical and economic status, the historical experience of economic relations, their role and place in the global economic system. Nowadays, these countries are involved in the strategic partnership on the basis of the friendly and mutually beneficial relations having developed over seventy years. The research presents and substantiates the areas for further progress in political, economic and legal cooperation between Russia and India upgrading their political and economic relationship.

Keywords:

international economic relations, international business, Soviet-Indian relations, political, economic and legal cooperation, world politics.

Индия выступает важным торговым партнером России, самым значимым в Южно-Азиатском регионе, в 2016 г. она находилась на 16-м месте среди стран - импортеров товаров из России и на 19-м - среди экспортеров продукции в Россию. Однако среди торговых партнеров Индии РФ занимает далеко не первые позиции. Вместе с тем российско-индийские торговые отношения располагают большим потенциалом, что связано с географическим и экономическим положением стран в

мировом сообществе, положительным опытом советско-индийских связей, а также чрезвычайно широкими возможностями наращивания взаимных поставок разных видов продукции.

Прежде всего следует отметить, что во внешнеэкономической сфере Индии важную роль сыграли отношения с СССР и другими социалистическими государствами. Советский Союз выступал в поддержку национально-освободительного движения восточных стран, руководствуясь такими принципами, как дружба и взаимовыручка, содействовал стремлениям республики добиться экономической независимости. СССР являлся кредитором индийской экономики, выдавал долгосрочные кредиты на сумму более 600 млн р., большая часть которых направлялась в область черной металлургии. На Бхилайском заводе, возведенном с помощью СССР в 1966 г. и ставшем символом дружбы двух государств, было выплавлено около трети всей индийской стали. В том же году СССР начал строительство нового металлургического предприятия в Бо-каро. Целью нашей страны было создание завершенных промышленных комплексов, в частности заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре. В общей сложности с помощью СССР к концу 1960-х гг. было сооружено свыше 60 объектов промышленности, на которых «в начале 1970-х гг. производилось 30 % стали, изготовлялось 85 % тяжелого оборудования, 60 % тяжелого энергооборудования, 25 % алюминия, добывалось 80 % нефти» [1, с. 52].

Второе место по масштабам содействия развитию индийской промышленности заняла нефтяная отрасль, СССР оказал республике помощь в получении независимости в этой сфере от крупных империалистических монополий. Также энергетика стала областью, не оставшейся незамеченной Советским Союзом, - 11 электростанций, сумевших обеспечить 20 % необходимой электроэнергии, было воздвигнуто при его участии. Кроме того, советско-индийские отношения подкреплялись договорами в секторах военной промышленности, фармацевтики, приборостроения, сельского хозяйства, подготовки специалистов и др. Многие государственные индийские компании, являющиеся конкурентоспособными на мировом уровне, такие как BHEL, Oiland Natural Gas Corporation (ONGC) и Hindustan Aeronautics Limited (HAL), были созданы в сотрудничестве с СССР [2, с. 62]. Наша страна оказывала поддержку в исследовании космоса, затрачивала средства на разработки в атомной энергетике, оборонном комплексе. Немаловажен факт, что погашение советских кредитов производилось индийскими товарами. Это оказывало положительный эффект на динамику индустриализации индийской экономики, а также на объемы торгового оборота между государствами. Таким образом, СССР занял 2-е место среди экономических партнеров Индии.

Важную роль в индийско-советских отношениях сыграла решительная позиция СССР в индийско-пакистанском конфликте в начале 1970-х гг. Советский Союз выступал за прекращение кровопролития и мирное политическое урегулирование проблем. Предпосылки к сближению Индии с нашей страной были очень явными, в частности 09.08.1971 г. был заключен советско-индийский договор о мире и дружбе. Этот акт сулил новые, более доброжелательные отношения между двумя государствами в политической, экономической и культурной сферах, а также упрочнял положение Индии на международном уровне. В 1972 г. были подписаны соглашения в сфере научно-технического сотрудничества. В ноябре 1973 г. Л.И. Брежнев посетил республику, где на переговорах в Дели была подтверждена общая решимость к приложению усилий в решении международных вопросов и улучшению международного климата.

Новое правительство, пришедшее к власти в 1977 г., заявило, что внешняя политика «неприсоединения и установления дружественных отношений со всеми странами» не изменит вектор. Индия была активным противником колониализма, расизма, апартеида и империализма. Государству удалось укрепить национальную независимость и встать на путь превращения в великую державу в соответствии со своими принципами, несомненно, на это повлияла активная поддержка Советского Союза.

Отдельно следует сказать о торговых отношениях между нашими странами. Так, 15.04.1976 г. в Нью-Дели было подписано торговое соглашение между СССР и Республикой Индией. Согласно этому договору участники обязались развивать равноправные торгово-экономические отношения на основах взаимной выгоды, упрощая таможенные и налоговые процедуры, предоставляя при необходимости лицензии на более привлекательных условиях, чем другим странам, юридические и физические лица обоих государств могли пользоваться особыми привилегиями при соблюдении местных законов. Немаловажен факт, что все платежи в соответствии с данным актом осуществлялись в индийских рупиях, что было выгодно Индии. Правительства двух стран обязались содействовать тому, что импорт и экспорт товаров будет осуществляться на индийских или советских судах. Были приняты решения о проведении ярмарок и консультаций в целях выявления новых путей развития торговых отношений. В приложении к рассматриваемому документу обозначен список товаров, экспортируемых из Советского Союза, в частности автомобилей, строительного, горно-шахтного и геолого-разведочного оборудования, сельскохозяйственных агрегатов, механизмов для текстильной промышленности, кинематографического

оборудования, печатных машин, средств воздушного сообщения, морских и речных судов, медицинского оборудования, нефтепродуктов, удобрений, химических веществ, медикаментов, подсолнечного масла, книг. Из Индии в СССР привозили железную руду, краски, лаки, ядохимикаты, линолеум, фанеру, эфирные масла, натуральные смолы, камедь, канцелярские товары, сельскохозяйственные продукты, чай, кофе, орехи, табак, фруктовые соки. В 1980-1981 гг. наша страна находилась на 3-м месте в индийском импорте и на 1-м - в экспорте, на долю Советского Союза приходилось 8,1 % стоимости импорта Индии и 18,3 % - экспорта [3, с. 177].

В области военно-технических отношений СССР для Индии был незаменимым партнером. Начало сотрудничество в этой сфере берет в 1962 г., когда республика закупила советские вертолеты и транспортные самолеты МиГ-21. Во время вооруженного конфликта в 1965 г. между Пакистаном и Индией, когда страны Запада и США ввели эмбарго на вооружение, СССР стал единственным поставщиком техники и оружия. В 1965-1969 гг. на долю Советского Союза приходилось 80 % индийского импорта вооружения, далее этот показатель незначительно сокращался. В результате распада СССР объемы поставок резко снизились, для Индии это была серьезная потеря, поэтому в 1994 и 1998 гг. были подписаны долгосрочные договоры в области военно-технического сотрудничества [4, с. 100].

Изложенное свидетельствует о том, что между нашими странами сложилось так называемое стратегическое партнерство вследствие дружественных взаимовыгодных связей на протяжении 70 лет [5, с. 73; 6, т. 2, с. 120]. Эти отношения служат признаком регионального и глобального порядка. Действительно, за годы дружбы был достигнут ряд успехов в области торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в военно-технической сфере, была проделана огромная работа по вопросам обеспечения национальной и международной безопасности.

Ситуация в мире претерпевает изменения, что не может не отражаться на взаимоотношениях стран, в том числе России и Индии. В настоящее время ведущей становится концепция однополярности с одновременным развитием многополярного мира. Россия и Индия состоят в таких организациях, как «Группа 20», ШОС, БРИКС, и сложно представить общую политическую картину без их деятельности. В качестве члена ШОС Индии проще вести диалог по ряду вопросов с другими странами-участницами или наблюдателями, в том числе речь идет о прокладке транснациональных транспортных коридоров, в частности «Север - Юг», который должен послужить кратчайшим путем из России в Индию. Как указано в материалах круглого стола в честь 70-летнего юбилея российско-индийских отношений 17.02.2017 г., обоим государствам необходимо выстраивать логичную систему нового миропорядка взамен биполярному миру и утрачивающему значение однополярному [7, с. 15]. Нужно закладывать фундамент будущих отношений на просторах Большой Евразии - общей экономической, логистической и информационной платформы безопасного сотрудничества от Шанхая до Лиссабона, от Дели до Мурманска [8, с. 112].

Интересы двух стран во многом совпадают: это и нежелание подчиняться коалиции во главе с США, и смягчение конфликтной ситуации между Севером и Югом, и стремление интегрироваться в мировое хозяйство. Однако существуют и проблемы в отношениях, которые ограничивают взаимовыгодное сотрудничество России и Индии:

1) атомная программа Индии (строительство атомных электростанций), связанная с острым дефицитом энергоресурсов;

2) наличие в республике политических лидеров, ориентированных на западные страны;

3) иллюзия по поводу благодарности России за оказанные в прошлом помощь и поддержку СССР;

4) отношение РФ к Индии как к второстепенной державе;

5) отсутствие лоббистов как у России в Индии, так и у Индии в РФ;

6) логистические трудности (большие расстояния и вопрос дороговизны);

7) проблема кредитования отечественного экспорта в Индию;

8) отсутствие гармонизации процедур торговли.

Россия и Индия близки политически, но географически находятся на далеком расстоянии друг от друга. В основном товары доставляются с помощью длинного и затратного морского маршрута. По нашему мнению, решение логистических проблем кроется в строительстве транспортного коридора «Север - Юг». Визовый режим также выступает негативным фактором, усложняющим торгово-экономические связи. Либерализация торговли должна положительно сказаться на экономических отношениях. Также Индия, будучи мировым лидером по обработке металлов, заинтересована в прямом получении российских алмазов, но РФ сдерживает продвижение в данной сфере. Экспорт табака и чая, потерявший обороты в недавнем времени, снова занял лидирующие позиции в мире по объемам поставок этой продукции. «В двусторонней торговле Индия обладает относительными сравнительными преимуществами по 40 категориям (текстиль, кожа, ювелирные украшения, овощи и фрукты, чай и кофе, некоторые изделия из металла, отдельные виды химикатов). Россия обладает... преимуществами по металлам и изделиям из них (никель, алюминий, медь, железо, сталь), удобрениям, топливу, древесным изделиям, отдельным видам

химикатов. Подписание преференциальных торговых соглашений с Индией может позитивно сказаться на торговле услугами, инвестиционном и научно-техническом сотрудничестве» [9, с. 127].

Структура торговли носит неоптимальный характер, но в последние годы возросли объемы вывоза отечественных оборудования и транспортных средств, велика статья экспорта металлов, удобрения и сырья. Индия также увеличила поставки высокотехнологичного оборудования, электроники, компьютеров, но они ничтожно малы по сравнению с сельскохозяйственными и продовольственными товарами, текстилем и медикаментами. Отношения между бизнес-структурами двух стран сложились не лучшим образом, а индийские государственные предприятия забюрократизированы, впрочем, как и в РФ [10, с. 148-153]. Часто случаются задержки товарных платежей, наша сторона сетует на экспортные ограничения. России приходится уступать крупные контракты по строительству различных объектов высокоразвитым конкурентам, что во многом связано с отсутствием пропагандистской деятельности РФ в Индии. Поставлять в республику углеводород Российская Федерация не может из-за слишком длинного маршрута. Новые пути позволили бы устранить эту проблему, например в советский период существовал треугольник Россия - Индия - Ирак, с помощью которого велись поставки вооружения из СССР в Ирак, экспорт нефти из Ирака в Индию, импорт в СССР товаров из Индии. Сейчас можно создать систему совместных предприятий по добыче углеводорода в странах Центральной Азии, в энергоресурсах которой Индия очень заинтересована.

Индия выражает готовность инвестировать десятки миллиардов долларов в нефтегазовую сферу, в которой больше всего нуждается, но вновь возникает проблема транспортировки. Освоение космического пространства также лежит в области интересов экономического сотрудничества обоих государств, однако на ближайшую перспективу рассчитывать не приходится. Кроме того, как аграрная страна Индия на 100 % обеспечивает себя продовольствием и даже экспортирует его, тем не менее к 2030 г. предполагается большой прирост населения, который послужит поводом к увеличению продовольственных запасов, в данном случае сотрудничество с РФ способно спасти положение. С нашей точки зрения, Россия может сдавать в аренду территории под сельскохозяйственные угодья, помогать в создании фермерских хозяйств, открывать предприятия обрабатывающей промышленности, формировать рабочие места для индийцев в отечественном агросекторе. Индия до сих пор удерживает тарифы на ввоз сельскохозяйственной продукции на высоком уровне (средние пошлины на товары этого сегмента составили 33,2 % в 2010/2011 финансовом году, тогда как иностранные пошлины на несельскохозяйственные товары равнялись 8,9 %) [11, с. 131]. В связи с этим очевидно, что важно сотрудничество между государствами, а не просто экспорт продукции.

Следует упомянуть о возможности трехстороннего сотрудничества России, Индии и Китая, но краеугольным камнем являются отношения последних в силу их сопернической политики [12, с. 45]. Тем не менее такой проект имеет право на существование ввиду открытия следующих перспектив:

- усиления позиций трех стран перед США и исламским миром;

- решения проблем агросферы для России;

- совместной разработки минеральных и топливно-энергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока;

- привлечения китайских и индийских инвестиций в развитие металлургической промышленности Сибири и Дальнего Востока;

- соединения российской научной мысли с индийским инженерным потенциалом и качественной недорогой рабочей силой Китая;

- формирования взаимоотношений в таких значимых областях, как обрабатывающая промышленность, координация проектов в освоении космоса, авиации, энергетике, машиностроении.

Военно-техническая сфера является самой важной в сотрудничестве России и Индии, что доказано несколькими примерами. Наши страны совместно разработали истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, многофункциональную сверхзвуковую крылатую ракету «БраМос» для сухопутных сил, ВВС и МВФ [13, с. 138]. Важно, что после формирования в 2010 г. «особо привилегированного партнерства» российско-индийская торговля не перешла на новый уровень намеченных 20 млрд долл. к 2015 г., а наоборот, пошла на спад. Это связано с тем, что контакты государств ограничены сферами военной техники и атомной энергетики.

Особо отметим, что после обретения независимости в 1947 г. Индия прошла сложный путь политического и социально-экономического роста. В стране начала реализовываться модель импортозамещающей структурной модернизации с опорой на государственный капитализм. В результате перехода на экспортно ориентированную форму развития и ослабления давления государства на рыночный механизм и крупное частное предпринимательство произошел существенный сдвиг в социально-экономической сфере. Наблюдается либерализация политики в отношении импорта зарубежных товаров, и увеличивается поддержка экспорта продукции и капитала, в результате чего возрастает уровень вовлеченности социально-экономической составля-

ющей Индии в мировой механизм, индийский рынок становится открытым к процессам глобализации [14, с. 600; 15]. Приток зарубежного капитала стал следствием проводимой властью либеральной политики в области экономики. Правительству Индии удалось успешно направить иностранные инвестиции в секторы информационных технологий и программного обеспечения, ставшие наиболее значимыми и определившие научно-технический прогресс. Также вложения были сделаны в горнодобывающую промышленность, электроэнергетику, строительство, транспорт, здравоохранение, образование и др. Приток иностранных финансовых средств привел к увеличению числа соглашений о сотрудничестве с компаниями многих стран, предполагающих участие последних в контроле над предприятиями [16, р. 253].

В настоящее время Индия представляет собой страну с быстро развивающейся экономикой. Подчеркнем, что сотрудничество с таким государством представляется чрезвычайно важным [17, р. 15]. Учитывая непрекращающиеся санкции, применяемые к России и Ирану, следует усиливать связи с теми странами, с которыми исторически налажены контакты и существуют перспективы для наращивания взаимных поставок различных видов продукции. В частности, весьма активны в контактах с Индией Омская и Оренбургская области.

Однако нельзя не отметить, что индийские организации не принимают гарантии российских банков от отечественных организаций, участвующих в проводимых в Индии международных тендерах. Развитию экономического сотрудничества, с нашей точки зрения, могло бы способствовать создание совместных российско-индийских финансовых учреждений, которые бы взяли на себя кредитование поставок комплектного оборудования и предоставление гарантий. Проблемы, которые сложились в отношениях наших стран, зависят от обеих участниц и должны решаться поступательно и взаимовыгодно. Так, расширению двусторонней торговли и упрощению ее порядка, несомненно, способствуют прямые связи, широкое использование консигнации при продаже чая и табака. Бесспорно, РФ нужно создать все условия индийскому бизнесу при открытии консигнационных складов и магазинов, реализующих индийские товары.

Подводя итог анализа политического и экономико-правового сотрудничества России и Индии, сложившейся ситуации с внешнеторговыми связями и путей решения существующих проблем, можно сделать следующие обобщающие выводы:

- стратегическое партнерство является объективной и острой необходимостью;

- для реализации прочных двухсторонних экономических связей целесообразно использовать положительный опыт, накопленный Индией и СССР, а также экономические отношения между регионами;

- одним из механизмов реализации стратегического партнерства является строительство транспортной инфраструктуры, в частности международного транспортного коридора «Север - Юг»;

- условия международной конкуренции и противодействия требуют повышения эффективности экономико-правового сотрудничества России и Индии.

В заключение следует сказать, что перед нашими государствами стоят большие задачи в развитии торгово-экономических связей. Мы считаем, что совместными усилиями России и Индии можно преодолеть имеющиеся трудности и двусторонние отношения выйдут на уровень, отвечающий интересам обеих стран.

Ссылки:

1. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики. Кн. 1. М., 2010. 683 с.

2. Зенкина Е.В. Международная конкурентоспособность в новой экономике: валютно-финансовые аспекты : монография. Саарбрюккен, 2011. 255 с.

3. Загородникова Т.Н., Кашин В.П., Шаумян Т.Л. Образ России в общественном сознании Индии: прошлое и настоящее. М., 2011. 295 с.

4. Россия - Индия: 70 лет дипломатических отношений / отв. ред. В.П. Кашин, Т.Л. Шаумян. М., 2017. 184 с.

5. Там же. С. 73.

6. Углеводородная экономика : монография / Е.А. Телегина, Л.А. Студеникина, С.В. Жуков и др. Т. 2. М., 2013. 338 с.

7. Зенкина Е.В., Наянов Е.А. Структурные дисбалансы мировой экономики // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 6. С. 14-18.

8. Россия - Индия ... С. 112.

9. Там же. С. 127.

10. Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий : учебник / А.Д. Бобрышев, В.М. Тумин, К.М. Та-рабрин и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.Д. Бобрышева, д-ра экон. наук, проф. В.М. Тумина. М., 2019. 289 с.

11. Россия - Индия ... С. 131.

12. Малинина Е.В. Современные аспекты усиления взаимосвязи между инвестиционной и инновационной политикой // Дайджест-финансы. 2009. № 10 (178). С. 43-46.

13. Россия - Индия ... С. 138.

14. Маляров О.В. Указ. соч. С. 600.

15. Make in India [Электронный ресурс] // Ministry of Commerce & Industry. URL: http://dipp.nic.in/programmes-and-schemes/industrial-promotion/investment-promotion (дата обращения: 17.10.2018).

16. Sustaining Competitiveness in the New Global Economy / ed. by S.R. Ramkishen. Cheltenham, 2013. 296 p.

17. Methodology Development for Rating the Infrastructure Support of Small Business in the Regions / L.G. Rudenko, V.M. Karaulov, N.A. Zaitseva, A.A. Larionova, A.S. Chizhik // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 14. P. 11-20.

References:

Bobryshev, AD, Tumin, VM (eds.) & Tarabrin, KM (et al.) 2019, Business Models in Managing Sustainable Development of Enterprises, textbook, Moscow, 289 p. In progress, (in Russian).

Kashin, VP & Shaumyan, TL (eds.) 2017, Russia - India: Seventy Years of Diplomatic Relations, Moscow, pp. 73, 112, 127, 131, 138, (in Russian).

'Make in India' 2018, Ministry of Commerce & Industry, viewed 17 October 2018, <http://dipp.nic.in/programmes-and-schemes/industrial-promotion/investment-promotion>.

Malinina, EV 2009, 'Modern Aspects of Enhancing the Relationship between the Investment and Innovation Policies', Day-dzhest-finansy, no. 10 (178), pp. 43-46, (in Russian).

Malyarov, OV 2010, The Independent India: the Evolution of the Social and Economic Model and the Economic Development, book 1, Moscow, p. 600, (in Russian).

Ramkishen, SR (ed.) 2013, Sustaining Competitiveness in the New Global Economy, Cheltenham, 296 p. Rudenko, LG, Karaulov, VM, Zaitseva, NA, Larionova, AA & Chizhik, AS 2017, 'Methodology Development for Rating the Infrastructure Support of Small Business in the Regions', Man in India, vol. 97, no. 14, pp. 11-20.

Telegina, EA, Studenikina, LA & Zhukov, SV (et al.) 2013, Hydrocarbon Economy, monograph, vol. 2, Moscow, 338 p., (in Russian).

Zagorodnikova, TN, Kashin, VP & Shaumyan, TL 2011, The Image of Russia in the Public Consciousness of India: Past and Present, Moscow, 295 p., (in Russian).

Zenkina, EV 2011, International Competitiveness in the New Economy: Monetary and Financial Aspects, monograph, Saarbrücken, 255 p., (in Russian).

Zenkina, EV & Nayanov, EA 2015, 'Structural Imbalances of the World Economy', Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomich-eskiy zhurnal, no. 6, pp. 14-18, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.