08.00.14
УДК 66.0(075.8)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИНДИИ И БАНГЛАДЕШ
© 2017
Леонова Ольга Георгиевна, доктор политических наук, доцент, профессор факультета глобальных процессов
МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва (Россия)
Аннотация
Введение. В условиях глобализации политические факторы начинают оказывать все большее воздействие на экономику, развитие экономических взаимоотношений между странами, их динамику и эффективность. Показательным примером являются экономическое взаимодействие и торговля Индии и Бангладеш.
Материалы и методы. Складывающийся в зарубежной науке синтез методов различных теоретических школ социологии, экономики и политологии признает важное значение политических факторов, что помогает исследовать широкие институциональные и нормативные рамки, в которых существуют экономические действия и рыночные отношения. Данный подход предполагает теоретическое осмысление специфики национально обусловленных политических, социальных и экономических различий между странами и их воздействия на формы экономической кооперации.
Результаты. Характерные черты экономических взаимоотношений между Индией и Бангладеш: экономический диспаритет, торговый дисбаланс и большие объемы нелегальной торговли.
Обсуждение. Экономические факторы, которые оказывают влияние на развитие этих взаимоотношений: структурная асимметрия экономик этих стран, либерализация экономик и уход государства с рынка, девальвация индийской рупии.
Политическими факторами, негативно влияющими на экономическое сотрудничество двух стран, являются: неэффективная региональная политика Индии и стремление к статусу региональной державы; позиционирование себя в качестве глобального актора; её опасения из-за укрепления позиций радикального ислама в Бангладеш; потоки нелегальной миграции; груз прошлых взаимных претензий и конфликтов; стремление правительства Бангладеш переложить вину за сложную экономическую и политическую ситуацию в стране на Индию и тем самым отвлечь население от внутренних проблем.
Заключение. Сегодня правительство и Индии и Бангладеш демонстрируют желание улучшить двусторонние отношения, укрепить экономическое сотрудничество и увеличить объемы взаимной торговли. Необходимо, чтобы это обоюдное желание перешло в плоскость реальной политики.
Ключевые слова: Бангладеш, импорт, Индия, кооперация, политические факторы, торговля, торговый дисбаланс, экономические взаимоотношения, экономические факторы, экспорт.
Для цитирования: Леонова О. Г. Экономические взаимоотношения Индии и Бангладеш // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 127-134.
ECONOMIC RELATIONS BETWEEN INDIA AND BANGLADESH
© 2017
Leonova Olga Georgievna, Doctor of Political Science, Associated Professor, Professor of Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University, Moscow (Russia)
Abstract
Introduction. In the context of globalization political factors has begun to have an increasing impact on the economy, the development of economic relations between the countries, their dynamics and efficiency. A case in point is the economic interaction and trade India and Bangladesh.
Materials and methods. Developing in foreign science synthesis methods of various theoretical schools of Sociology, Economics and Political science recognizes the importance of political factors, which helps to explore the wider institutional and regulatory framework in which there are economic actions and market relations. This approach involves theoretical understanding of the specificities of due to the national political, social and economic differences between countries and their impact on forms of economic cooperation.
Results and discussion. The characteristic features of economic relations between the countries: economic disparity, trade imbalances and large volume of illegal trade.
Economic factors that influence the development of these relations: the structural asymmetry of the economies of these countries, the liberalization of economies and the withdrawal of the state from the market, the devaluation of the Indian rupee.
Political factors affecting economic cooperation between the two countries are: ineffective regional policy of India and the ambition to gain the status of a regional power; positioning itself as a global actor; its concerns due to the strengthening of positions of radical Islam in Bangladesh; the flows of irregular migration; burden of the past mutual claims and conflicts; the desire of the government of Bangladesh to shift the blame for the difficult economic and political situation in the country on India, and thus to distract the population from domestic problems.
Conclusion. Today, the governments of India and Bangladesh demonstrate the desire to improve bilateral relations, strengthen economic cooperation and increase mutual trade volumes. It is necessary that this mutual desire turned into the plane of real politics.
Key words: Bangladesh, cooperation, economic relations, economic factors, export, import, India, political factors, trade, trade imbalance.
Введение
Глобализация, как известно, имеет несколько аспектов: экономический, социокультурный, правовой и информационный, которые хорошо изучены и описаны в соответствующей литературе [1; 2].
В XXI в. особое значение приобретает политический аспект глобализации. Политические факторы начинают оказывать все большее воздействие на экономику, а развитие экономических взаимоотношений, их динамика и эффективность показывают свою зависимость от принимаемых государственными лидерами политических решений.
Наглядным примером, который подтверждает данный тезис, является история развития экономических взаимоотношений Индии и Бангладеш.
Материалы и методы
Складывающийся в зарубежной науке синтез методов различных теоретических школ социологии, экономики и политологии признает важное значение политических факторов, что помогает исследовать широкие институциональные и нормативные рамки, в которых существуют экономические действия и рыночные отношения. Данный подход предполагает теоретическое осмысление специфики национально обусловленных политических, социальных и экономических различий между странами и их воздействия на формы экономической кооперации.
Происходящие в последнее время сдвиги в границах между политологией, социологией и другими общественными науками, в том числе экономикой, свидетельствуют о некоторых весьма существенных изменениях в предметной структуре социального знания. Что касается экономического измерения, то здесь политология и социология исследует широкие институциональные и нормативные рамки, в которых существуют экономические действия и рыночные отношения [3, c. 14-15].
Результаты
Экономическое сотрудничество Индии и Бангладеш составляет существенный аспект взаимоотношений двух стран и включает в себя двустороннюю торговлю, инвестиции, кредиты, создание совместных предприятий, развитие инфраструктуры и транспорта. Оно отвечает взаимным интересам обеих стран и оказывает стабилизирующий эффект на непростые политические взаимоотношения между ними.
Бангладеш является одним из важнейших рынков для индийских товаров и самым большим рынком индийского экспорта среди стран-челнов СААРК.
В течение ряда лет (1985-90 гг.) темпы роста торговли Индии с Бангладеш (20,3 %) были значительно выше, чем темпы её внешней торговли (7,94 %), или её торговли со странами СААРК (16,68 %). В 2003 году доля Бангладеш в индийской торговле со странами СААРК была 49,64 % [4, с. 1-35]. В 2013-2014 гг. произошел значительный спад торговли, тем не менее она все еще составляла 33,02 % [5].
В 1995 г. Индия занимала первое место среди экспортеров в Бангладеш, в то время как Китай со значительным отставанием - второе место. Среди других экспортеров были Сингапур, Япония и Кувейт. Индия оставалась лидером среди экспортеров в Бангладеш вплоть до 2005-2006 гг., затем на первое место вышел Китай, который там продолжает оставаться вплоть до сегодняшнего дня.
В 2013-14 гг. индийский легальный экспорт в Бангладеш достиг крупной величины в 5,25 млрд долларов, и это без учета нелегального экспорта, который по некоторым оценкам составляет аналогичную сумму. Доходы Индии от торговли с Бангладеш, как полагают наблюдатели (достоверных сведений нет), возможно, составляют не менее
12-15 млрд долларов, что делает эту страну для Индийской Республики самым важным экспортным рынком в мире [5].
С другой стороны, экспорт Бангладеш в Индию составлял очень небольшой процент от объема индийского импорта, и то он в течение времени постепенно уменьшался: от 14,4 % в 1980 г. до 12 % в 1990 г. и затем упал до 5,3 % в 2000, и 3,6 % в 2003 [4, с. 1-35].
В целом колебания экспорта Бангладеш носило маятниковый характер. Так в период 2004-2008 г. началось увеличение этого экспорта в Индию (с 89,3 млн долларов до 358,1 млн) и в 2010-2011 гг. он достиг объема 500 млн, затем произошел очередной его спад в 2012-2013 гг. до 472,98 млн долларов. Несмотря, на казалось бы, большие суммы, на фоне импорта Индии в Бангладеш, они выглядят незначительно и остаются на низком уровне до сих пор. Например, бангладешский экспорт в 2013-2014 гг. составлял примерно 9,02 % от индийского импорта
[5].
Хотя торговля между странами достигла неплохих показателей, её потенциал еще далеко не раскрыт в полной мере. Можно констатировать досадное отсутствие в этой области стратегических планов и полноценных усилий со стороны правительств обеих стран по развитию экономических взаимоотношений и придания им необходимой динамики. Пока эти взаимоотношения развиваются самостоятельно на основе диктата свободного рынка, географического соседства и других объективных факторов.
Разумеется, какие-то необходимые меры по развитию экономической кооперации между странами время от времени принимались. Они включали в себя двустороннее торговое соглашение, которое подвергалось периодическому обновлению и коррекции, соглашение по совместному использованию и транзиту внутренних водных ресурсов, создание совместной комиссии по рекам и экономическому развитию.
Первое торговое соглашение между странами сроком на одни год было подписано в марте 1972 года в рамках Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между Индией и Бангладеш. В этом соглашении были четко обозначены товары экспорта и импорта, уровень торговли определялся решением правительств этих стран, а взаимные расчеты должны были производиться в рупиях. Соглашение также предусматривало приграничную торговлю между Бангладеш и ближайшими к ней индийскими штатами. Правда сразу же после подписания соглашения началась такая беспрецедентная нелегальная
торговля на границах двух государств, что данное положение о приграничной торговле пришлось срочно пересмотреть, расчеты в рупиях были отменены в 1975 г. и стали производиться в иностранной валюте. Торговое же соглашение было решено периодически пересматривать после окончания определенного срока, что и постоянно делалось, и таковым положение дел остается до сего дня.
Совместная экономическая комиссия была учреждена на министерском уровне вскоре после либерализации экономики Бангладеш. В её рамках учреждено четыре комитета, которые занимаются вопросами экономического сотрудничества, торговли, транспорта, науки, технологий и сельского хозяйства. Кроме того, есть еще несколько меморандумов о взаимопонимании, которые касаются проблем сотрудничества в специфических областях деятельности.
Однако, как считают многие эксперты, все эти органы, призванные заниматься развитием кооперации между странами, давно уже работают не слишком эффективно и находятся практически «в спящем режиме». Одна из причин их низкой результативности - отсутствие заинтересованности и поддержки со стороны правительств этих стран [6, с. 124].
Несмотря на то, что рынок Бангладеш является крупнейшим для экспорта Индии, индийские бизнесмены и предприниматели не слишком жалуют его своим вниманием, которое он заслуживает, а предпочитают осваивать и завоевывать рынки других развивающихся стран. Бангладешские промышленники и предприниматели жалуются, что сложись странная традиция: индийский бизнес рассматривает бангладешский рынок как остаточный рынок или как некую «свалку» для своих наиболее некачественных товаров. Возможно, эти жалобы преувеличены, однако в них есть часть правды, которая отражает имеющиеся трудности развития экономических взаимоотношений двух стран.
В последнее время развитие экономического сотрудничества между странами в глобальной экономике все большей степени зависит от уровня политических взаимоотношений между ними. Это особенно ярко видно на примере Индии и Бангладеш, поскольку обе страны являются ближайшими, но асимметричными по размеру и экономической мощи, соседями. Если бы между ними существовали более глубокие стратегические и политические взаимоотношения, экономическое сотрудничество развивалось бы более эффективно.
Все условия для их развития есть. Так экономическая либерализация, проведенная в Бангладеш в 1982 г., а в Индии в 1991 г., привела к уменьше-
нию роли государства в экономике этих стран, а значит, к уменьшению влияния политических факторов, которые могли бы осложнять экономическое взаимодействие; сокращению барьеров для импорта, стимулированию инвестиций, росту возможностей для развития связей частного бизнеса по обе стороны границ. Но этого не случилось, по крайней мере, в том размере, который следовало бы ожидать. Частный бизнес и промышленность в обеих странах не отреагировали адекватно на открывающиеся либерализацией экономики возможности для развития сотрудничества и взаимовыгодной кооперации, отчасти в силу негативного груза прошлого, отчасти из-за соблазнов, которые представляли собой открывающиеся рынки развивающихся стран в Юго-Восточной Азии и в Африке. В результате потенциал экономического сотрудничества Индии и Бангладеш остается нереализованным, и как это не парадоксально, в силу отсутствия доминирующей роли государства в экономике. Более того, начиная с момента либерализации более сильный экономический партнер - Индия выигрывает много больше от экономического сотрудничества, чем более слабый - Бангладеш, и более активно подчиняет себе национальный рынок последней, обеспечивая себе фактически односторонние, монопольные торговые льготы в этой стране.
Индия была главным торговым партнером Бангладеш в течение многих лет после либерализации этой страны. Но экспорт Индии в эту страну стал стагнировать и даже падать в своих объемах после того, как Бангладеш стала получать помощь от международных финансовых организаций и третьих стран, поскольку эта помощь была обусловлена в том числе и расширением поставок их товаров в эту страну. И даже в этих условиях индо-бангладешская торговля продолжала оставаться однобокой, в которой индийский экспорт доминировал, а импорт товаров из Бангладеш оставался на очень низком уровне.
Экспорт Бангладеш в Индию также всегда был подвержен колебаниям, когда рост его объемов (наиболее значительные были в 1991-92 гг.; 1995-96 гг.; 2000-01 гг.; 2005-2006 гг.; 2008-2009 гг.; 2011-2012 гг.) чередовался с падением (1992-93 гг.; 1996-97 гг.; 1999-2000 гг.; 2002-2003 гг.; 2009-2010 гг.; 2013-2014 гг.) [5].
Одной из причин такой флуктуации является тот факт, что Бангладеш не слишком надежный торговый партнер и не гарантирует поставок в Индию заказанных партий товаров (весьма неширокой номенклатуры) нужного количества и в оговоренное в соответствующих соглашениях время. Например,
газетная бумага (бумага для печатания газет) - один из немногих видов товаров, которые Индия была готова покупать у Бангладеш. Но её экспорт в Индию фактически вырождается и сегодня находится на совершенно незначительном уровне: то потому, что Бангладеш не может совершить эти поставки из-за случающегося дефицита сырья, то из-за необходимости выполнять соглашения по поставкам этого товара на другие, более важные для страны рынки. В результате Индия нашла других поставщиков этой бумаги, причем более высокого качества и по более комфортной цене. Благодаря либерализации экономики и образованию большого числа частных компаний, произошла диверсификация поставщиков этого товара в Индию и расширение его выбора. Постепенно экспорт газетной бумаги из Бангладеш в Индию почти сошел на нет, и сегодня она практически незаметна в корзине экспортных продуктов, а индустрия её производства переживает тяжелейший кризис из-за отсутствия спроса. На смену газетной бумаги почетное место в экспорте Бангладеш заняла готовая одежда.
Время от времени Индия пыталась импортировать из Бангладеш удобрения, но объемы и этого экспорта весьма варьировались. Так в первой половине 90-х годов удобрения составляли 50 % бангла-дешского экспорта в Индию, и даже несколько лет назад они еще фигурировали в списке экспортируемых товаров, но уже на одном из последних мест. Сегодня основные статьи экспорта Бангладеш составляют следующие товары: текстиль, фрукты, орехи, минералы, топливо, минеральные масла, соль, сера, медь, рыба и морепродукты и проч. Несколько лет назад структура бангладешского экспорта в Индию начала меняться за счет падения в нем доли традиционных товаров: джута и продукции из него и появления новых экспортных товаров. В целом можно отметить возможность расширения рамок бангладешского экспорта за счет как традиционных, так и новых для экспортной корзины товаров. Хотя импорт Индии в страну по-прежнему в несколько раз (почти в 14 раз по подсчетам автора) превышает бангладешский экспорт. Главные статьи инд ийского экспорта в Бангладеш в последнее время - это хлопковая пряжа (нить), текстиль, зерновые , овощи, сахар и кондитерские изделия, транспортные средства, подвижной железнодорожный состав, железо и сталь, минералы, органические химикаты, электрооборудование и др. Большая доля в индийском импорте хлопковой пряжи и текстиля объясняется тем, что основным продуктом экспорта самой Бангладеш является готовая одежда, пошитая из этого самого индийского хлопка.
Интенсивная нелегальная торговля в довольно больших объемах имеется между Индией и Бангладеш в приграничных областях. Поскольку она происходит подпольно, то неразрывно связана с контрабандой товаров, а оценки её объемов очень приблизительны. Есть все основания полагать, что её размеры сопоставимы с официальной торговлей между этими странами.
Феномен этой нелегальной торговли сильно политизирован бангладешскими СМИ и политическими партиями, которые уверяют, что из страны контрабандным путем безжалостно выкачиваются её самые ценные ресурсы. Все это расценивается как стратегическая политика Индии, направленная на то, чтобы ослабить Бангладеш. Но внимательное изучение реальной ситуации показывает, что дело тут совершенно в другом. Те факторы, которые влияют на дисбаланс в официальной торговле между странами, оказывают свое доминирующее влияние и на торговлю нелегальную. Так в Индии цены на продукцию сельского хозяйства значительно ниже, чем в Бангладеш, а цена риса - важного продукта питания в этой стране, даже вдвое дешевле. Это порождает в основном однонаправленный поток нелегальной торговли: а именно, из Индии в Бангладеш.
Торговый дисбаланс - еще одна проблема экономического сотрудничества двух стран.
Торговый баланс Бангладеш с Индией всегда имел отрицательные значения, его дефицит увеличивался с каждым годом. Если в 1980 г. он составлял 47,6 млн долларов, то в 2000 г. уже достиг 895 млн, а уже в 2003 г. превысил миллиардную отметку и достиг 1 435,9 млн долларов [4, с. 1-35].
В последние годы темпы роста экспорта обеих стран стали быстро расти. Но поскольку бангла-дешский экспорт начал расти со сравнительно низкой отметки по сравнению с таковым Индии, то разрыв между ними лишь увеличивался, стал окончательным, а дефицит торгового баланса Бангладеш в 2014 году достиг рекордного уровня в 4,7 млрд долларов [5]. Если же брать в расчет нелегальную торговлю между странами, то его размер будет еще выше. У Бангладеш, кроме того, сложился еще и дефицит торгового баланса с Китаем, который был значительно выше, чем таковой с Индией, - а именно, более 6,5 млрд долларов. При этом никого в стране, казалось, данный дефицит не смущал, на него попросту ни официальные власти, ни бизнес не обращали внимания, тогда как торговый дисбаланс с Индией вызвал чуть ли национальное возмущение по всей стране.
Это можно объяснить не только чисто экономическими, но и политическими факторами.
Разумеется, главная причина лежит в структурной асимметрии экономик этих стран. Индийская экономика более диверсифицирована, модернизирована технологически, чем экономика Бангладеш, которая характеризуется большой долей теневого сектора, неразвитой инфраструктурой, низкой производительностью труда и весьма ограниченной номенклатурой товаров на экспорт.
Другой важный экономический фактор, который оказал свое влияние на формирование торгового дисбаланса - это экономическая, а особенно, торговая либерализация, которая в Бангладеш произошла раньше, чем в Индии, а также девальвация индийской рупии по отношению к национальной валюте Бангладеш - таке (taka). Она привела к дальнейшему снижению стоимости индийских товаров, повышению их конкурентоспособности и, таким образом, увеличению преимуществ индийского экспорта.
Да, экономическая либерализация и высокие темпы экономического роста позволяют Индии представлять себя в качестве экономического локомотива для развития всего региона Южной Азии. Но, к сожалению, Дели не предпринимает действенных мер, чтобы мотивировать своих партнеров по региону к более тесной интеграции и не пытается сделать свой региональный проект более для них привлекательным.
Обсуждение
Политические и психологические факторы также всегда играют довольно большую роль во в заимоотношениях между этими странами.
Так современная индийская внешняя политика нацелена в основном на продвижение своих экономических интересов и обеспечение национальной безопасности страны, в том числе снижение возможных угроз, исходящих от ближайших соседей. Индийское правительство постоянно твердит о необходимости более тесной экономической кооперации с соседними странами, позиционируя эту задачу как приоритетный вектор своей внешней политики [7, с. 7-9].
Однако результаты её реализации пока неубедительны, а действия в этой области недостаточно эффективны. Индия имеет сухопутные и морские границы в восемью странами: Бангладеш, Бутан, Китай, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри Ланка. С шестью из них (исключение составляют Мальдивы и Бутан) у Индии сложились весьма непростые, а порой и конфликтные отношения. При этом с Бангладеш у Индии всегда были наиболее тесные исторические, религиозные, экономические, этнические и лингвистические связи [8, с. 45-46]. Еще первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру рас-
сматривал идустанский субрегион как сферу исключительного влияния Индии. Страна пытается следовать его заветам [9, с. 2].
Однако, отношения Индии с данными странами, особенно с Бангладеш, осложняет тот факт, что она стремится утвердить себя в качестве региональной державы, т. е. ядрообразующего центра региональной системы в Южной Азии [10, с. 9]. Однако такие попытки пока не венчались успехом, поскольку региональная политика Индии, как считают многие эксперты, характеризуется дисфункциями, колебаниями курса, иногда отсутствием логики в своих действиях и элементами национального высокомерия, которые все чаще проявляются в её поведении. Пока страна демонстрирует неэффективную тактику поведения с суверенными государствами - своими соседями по региону, которая, по их мнению, характеризуется бесцеремонностью, отсутствием должного уважения и зачастую ничем не обусловленной грубостью и жесткостью, что приводит к негативным результатам.
Несмотря на свой размер, демографический ресурс, динамично развивающуюся экономику, Индия не является безусловным и авторитетным политическим лидером в своем регионе. Большинство её соседей слишком ревниво отстаивают свое право на политический и экономический суверенитет и, как могут, сопротивляются политическому давлению с её стороны и попыткам доминировать в регионе.
Соседние страны не признают статус Индии как региональной державы, и все её попытки построить региональную систему и позиционировать себя в качестве регионального политического лидера пока не увенчались успехом.
Поэтому Индии, формирующей сферу своего регионального влияния, еще предстоит найти адекватные ответы на вызовы существующей асимметрии в регионе и своем ближайшем окружении и выработать эффективную стратегию и тактику выстраивания собственной региональной системы.
В последнее время Индия позиционирует себя в качестве глобального актора, но это вызывает раздражение и рост недоверия к ней в регионе. Бурный рост индийской экономики и ВВП (от 6 до 8 % в год) и перспектива к середине столетия стать третьей крупнейшей экономикой в мире после США и Китая придает Индии все больше политических амбиций. Формируется новая стратегия внешней политики, активизируются взаимоотношения с глобальными лидерами, в то время как соседние страны отходят на второй план и страдают от пренебрежительного к ним отношения. Осознавая свой возросший статус в глобальной иерархии государств
мира, Индия не скрывает, что желает развивать равноправные взаимоотношения только с державами равными ей по статусу [11, с. 38].
Данные тенденции новой индийской внешней политики стали еще одним фактором, который оказывает влияние на характер, содержание и объемы экономического сотрудничества Индии с Бангладеш.
Чтобы занять место регионального лидера и стать центром нового азиатского миропорядка, Индии необходимо сделать вопросы экономического развития региона более приоритетными, чем проблемы его безопасности, а экономическую глобализацию и региональное экономическое сотрудничество считать более эффективным инструментом её обеспечения. Тогда это приведет к укреплению связей с соседними странами, в том числе и с Бангладеш, и будет отвечать реальным, а не только декларируемым целям прагматичной внешней политики страны.
В свою очередь, в Бангладеш весьма озабочена амбициями Индии быть региональным лидером, поскольку считают, что это может затронуть суверенитет их страны.
Хотя взаимоотношения Индии с Бангладеш могут быть на несколько градусов «теплее», чем таковые с Пакистаном, однако в то же время они менее экономически тесные, чем с другими странами региона.
Одна из главных проблем Бангладеш заключается в том, что большая её часть окружена Индийскими штатами, что порождает в стране чувство, как будто она «заперта Индией» и ей нет доступа в большой мир.
На протяжении всего периода существования Бангладеш как независимого государства, за исключением первых нескольких лет после её образования, взаимоотношения двух стран всегда отличались наличием взаимного недоверия, подозрения и дисгармонии.
В 2001 г. между странами даже произошел вооруженный конфликт, следствием которого было усиление политической нестабильности в Бангладеш, рост беспорядков и насилия в стране.
Во время правления в Бангладеш премьер-министра Халеды Зиа (Khaleda Zia - вдова предыдущего лидера страны и глава Националистической партии) в 2001-2007 гг. враждебность между странами достигла своего пика.
Многие аналитики полагали, что искусственное раздувание проблем и враждебности имеет целью отвлечь население Бангладеш от острых социальных и экономических проблем внутри страны, от обвинения правительства в поголовной коррупции [12, с. 112-114].
Протяженная совместная граница также порождает проблемы, особенно для Индии: десятки тысяч мигрантов из Бангладеш стремятся попасть в эту страну легально или нелегально. А из числа официальных мигрантов около 25 тысяч после окончания срока действия их визы остаются в Индии на нелегальном положении и никогда не возвращаются в свою страну обратно. Проблема индо-бангладешской миграции серьезно осложняет взаимоотношения между странами.
В свою очередь, обиды Бангладеш на свою более экономически и политически успешную соседку возрастают, сопротивление региональным амбициям Индии становится все жестче. Так она отвергла несколько предложенных ей индийской стороной совместных экономических проектов, отказывается от индийских инвестиций и вообще склонна винить во всех своих неудачах именно Индию.
Например, такой катастрофический торговый дисбаланс политическая элита Бангладеш использует в чисто политических целях для разжигания враждебных отношений населения, и прежде всего, частного бизнеса, к Индии, которые, в свою очередь, затем оказывают дальнейшее влияние на увеличение турбулентности торговых потоков и экономического сотрудничества между странами.
В то же время негативные эффекты плохого администрирования и уровень коррупции в Бангладеш столь высоки, что бьют рекорды даже в привычных к ним южно-азиатских государствах. Вызывает тревогу, и не только в Индии, усиление позиций в стране радикального ислама, наличие там исламистских военизированных групп, имеющих связи с ИГИЛ, и устрашающая, но реальная перспектива талибанизации Бангладеш. Информация о том, что в стране нашли приют группы террористов, целью которых является проникновение на территорию Индии и дестабилизация ситуации в её северных штатах, усложняет процесс налаживания взаимоотношений двух стран.
Помимо проблемы безопасности есть и другие вопросы, которые накладывают свой отпечаток на отношения Индии и Бангладеш, а именно: совместная охрана и наведение порядка на границе, долевое использование водных ресурсов, транспорт и транзитные перевозки, нелегальная миграция.
Заключение
Сегодня правительства и Индии и Бангладеш демонстрируют желание улучшить двусторонние отношения, укрепить экономическое сотрудничество и увеличить объемы взаимной торговли. Необходимо, чтобы это обоюдное желание перешло в плоскость реальной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин И. В., Леонова О. Г. Политическая глобалистика. М. : Изд-во Юрайт.
2. Encyclopedia of Global Studies. Ed. by Helmut K. Anheier, Mark Juergensmeyer. SAGE Publications. 2012.
3. Леонова О. Г. Национальные основы формирования новой социально-экономической системы России. М. : Альфа. 2001. 300 с.
4. Rahman M. Bangladesh-India Bilateral Trade //Journal of Applied Business and Economics. 2008. Volume 8. № 1. P. 1-35.
5. International Monetary Fund, Direction of Trade Statistics database [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary-data.inf.org/
6. Dubey Muchkund. India's Foreign Policy. Coping with Changing World. Orient BlackSwan Privet Limited. 2016. P. 124.
7. Genguly S. (ed.) India's Foreign Policy Retrospect and Prospect. New Delhi: Oxford University Press. 2010. P. 7-9.
8. Bandyopadhyaya J. The Making of India's Foreign Policy: determinants, institutions, processes, and personalities. New Delhi : Allied Publishers PvtLmd, New Ed. 2013. P. 45-46.
9. Foreign policy of India. С. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/ duawahab/foreign-policy-of-india-36407477
10. Mohan C. Raja. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, May 26, 2006. 9 p.
11. Леонова О. Г. Стратегия внешней политики Индии. Эволюция, принципы, цели // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2017, № 5. С. 38.
12. Malone David M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. Oxford India Paperbacks, New Delhi, India. 2014. P.112-114.
13. Ибрагимов А. М. Еще раз о международно-правовой системе гарантий // Международное публичное и частное право. 2011. № 1. С. 2-4.
REFERENCES
1. Il'in I. V., Leonova O. G. Politicheskaya glob-alistika (Political global studies), M. : Izd-vo YUrajt.
2. Encyclopedia of Global Studies. Ed. by Helmut K. Anheier, Mark Juergensmeyer. SAGE Publications. 2012.
3. Leonova O. G. Nacional'nye osnovy formi-rovaniya novoj social'no-ehkonomicheskoj sistemy Rossii (The national basis for the formation of new
socio-economic system of Russia), M. : Al'fa. 2001. 300 p.
4. Rahman M. Bangladesh-India Bilateral Trade, Journal of Applied Business and Economics. 2008. Volume 8. № 1. pp. 1-35.
5. International Monetary Fund, Direction of Trade Statistics database [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://elibrary-data.inf.org/
6. Dubey Muchkund. India's Foreign Policy. Coping with Changing World. Orient BlackSwan Privet Limited. 2016. P. 124.
7. Genguly S. (ed.) India's Foreign Policy Retrospect and Prospect. New Delhi : Oxford University Press. 2010. pp. 7-9.
8. Bandyopadhyaya J. The Making of India's Foreign Policy: determinants, institutions, processes, and personalities. New Delhi : Allied Publishers PvtLmd, New Ed. 2013. pp. 45-46.
9. Foreign policy of India. C. 2. [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.slideshare.net/ duawahab/foreign-policy-of-india-36407477
10. Mohan C. Raja. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, May 26, 2006. 9 p.
11. Leonova O. G. Strategiya vneshnej politiki Indii. EHvolyuciya, principy, celi (Strategy of India's foreign policy. Evolution, principles, objectives), Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel' - Observer. 2017. No. 5. pp. 38.
12. Malone David M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. Oxford India Paperbacks, New Delhi, India. 2014. pp. 112-114.
13. Ibragimov A. M. Esche raz o mezhduna-rodno-pravovoy sisteme garantiy (Once again on the international legal system safeguards), Mezhdunarod-noe publichnoe i chastnoe pravo. 2011. No. 1. pp. 2-4.
Дата поступления статьи в редакцию 18.05.2017, принята к публикации 20.07.2017.