Научная статья на тему 'ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОКЛИМАТА И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ТЕАТРА (по данным обследования Государственного Ордена Ленина Академического Большого театра СССР)'

ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОКЛИМАТА И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ТЕАТРА (по данным обследования Государственного Ордена Ленина Академического Большого театра СССР) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОКЛИМАТА И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ТЕАТРА (по данным обследования Государственного Ордена Ленина Академического Большого театра СССР)»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

-БД

ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОКЛИМАТА И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ТЕАТРА

(по данным обследования Государственного Ордена Ленина Академического Большого театра СССР)

Санитарный врач Я. Я. Китаева

Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции

В гигиеническом отношении театр можно условно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, в какой мере в театре обеспечиваются гигиенические условия для зрителей и, во-вторых, каков гигиенический режим театральных помещений как производственных помещений, в которых творческие работники заняты в течение своего рабочего дня. В таком направлении нами и были поставлены исследования по гигиенической оценке внешней среды зрительного зала и производственных помещений Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР.

Здание театра было сооружено в 1780 г. по проекту Розберга. Театр получил название Петровского (по наименованию улицы, на которую выходил его фасад). В 1805 г. старый Петровский театр сгорел. В 1825 г. здание театра было вновь отстроено по проекту проф. Михайлова под руководством архитектора Бове. В основных чертах внешний облик этого здания сохранился до наших дней. В марте 1853 г. в театре возник грандиозный пожар, оставивший лишь наружные стены и передний фасад с колоннами. Заново театр отстроен в 1856 г. архитекторами Никитиным и Ка-восом. Это здание сохранилось до нашего времени. Реконструкции и некоторой перепланировке подвергались внутренние помещения театра.

Зрительный зал имеет 2126 мест, расположенных в партере и на 5 ярусах. Кубатура зала 20 000 м3. Зал обеспечен центральной приточно-вытяжной вентиляцией. Подогретый приточный воздух из расчета 22 м3 в час на человека подается по периметру зала во всех ярусах. Вытяжка осуществляется через решетку над центральной люстрой и через шахты над сценой. Зрительный зал не отапливается. Все остальные помещения театра отапливаются от теплоцентрали.

Свыше 1500 м2 занято под сцену с карманами; высота ее 40 м. Для очистки воздуха сцены оборудована централизованная пылесосная установка. Специальной вентиляции сцена не имеет. Артистические уборные обеспечены самостоятельной системой вентиляции, эффективность которой, по данным санитарного обследования, недостаточна. Для репетиционной работы имеются специальные залы. Часть театрального здания отведена для размещения различных производственных цехов: гримерного, костюмерного, реквизиторского, бутафорского, разных электроцехов и т. д.

Исследования воздушной среды микроклимата помещений Большого театра мы проводили в течение 1953—1955 гг. в зимний и летний периоды во время спектакля при работе существующих вентиляционных систем. В летний период исследования проводили при средней температуре наружного воздуха 18—21°, в зимний период средняя температура наружного воздуха была —10—11°.

Результаты динамического исследования температуры зрительного зала в зимний период показали, что в подавляющем большинстве точек температура воздуха была значительно выше комфортного уровня. При этом по мере подъема от ложи бенуара к верхним ярусам отмечается повышение средних и максимальных температур: бельэтаж — до 24.5°, 2-й ярус — до 25°, 3-й ярус — до 26,5°. В летний период микроклиматические условия в зрительном зале ухудшаются. Средняя температура повышается до 26—28°. При этом в летний период значительно выше также и показатели относительной влажности, доходившие до 90% (против 60% зимой), что неблагоприятно сказывается на микроклиматических условиях в зале.

В зимний период в партере температура воздуха перед началом спектакля была 20°, в конце первого действия 21°, к концу второго действия 24°, в конце спектакля почти 26°. В ложах бенуара максимальное повышение температуры наступало обычно через 2 часа после начала спектакля, в бельэтаже — через час. Максимальное повышение воздуха на верхних ярусах отмечалось во время первого действия. Еще более значительный подъем температуры и при этом от более высокого исходного уровня отмечался в летний период на ярусах (температура достигала 29°). Все это свиде-

тельствует о недостаточной эффективности существующей вентиляционной системы зала и указывает на необходимость ее усовершенствования.

Изучение микроклиматических условий на сцене проводилось во время спектакля в местах наибольшего сосредоточения артистов. Исследования температуры воздуха показали, что в зимний период температура доходила до 24° при относительно высоких скоростях движения воздуха (до 0,7 м/сек). Здесь наблюдались также повы шенные концентрации двуокиси углерода (до 0.28%) и нарастание окисляемости воздуха (до 12,3 мг/м3). В летний период микроклиматические условия сцены были еще менее благоприятными.

В помещении оркестра отмечалась повышенная температура воздуха (зимой 23—24°, летом 29—30°), некоторое увеличение концентрации двуокиси углерода (до 0,18%) и высокие показатели окисляемости воздуха (8,8 мг/м3).

В некоторых артистических уборных воздушная среда характеризуется повышенным содержанием органических веществ (окисляемость до 30 мг/м3) и повышенной относительной влажностью.

Таким образом, исследования показали, что в связи с недостаточной эффективностью вентиляции помещений Большого театра микроклиматические условия и воз душная среда в основных помещениях театра не отвечают санигарным нормам.

Была сделана попытка выяснить характер и интенсивность заболеваемости работников театра с временной утратой трудоспособности. Оказалось, что число случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности за 1951 —1953 гг. колебалось от 141 до 151 на 100 работающих. Количество дней нетрудоспособности на 100 работающих в указанные годы составляло от 1325 до 1506 дней.

Среди творческих работников отмечаются более повышенные показатели заболеваемости, причем преобладающей формой заболевания солистов оперы и работников хора являются болезни верхних дыхательных путей, к числу которых относятся фарингиты, ларингиты, ларинготрахеиты. У работников оркестра выявляется относительно повышенная заболеваемость органов кровообращения и периферической нервной системы.

Не имея возможности в рамках настоящей статьи дать достаточно полный анализ заболеваемости по отдельным нозологическим формам, мы все же считаем возможным отметить, что зарегистрированная относительно повышенная заболеваемость верхних дыхательных путей у артистов оперы, хора может быть в известной мере связана также и с недостаточно благоприятным состоянием воздушной среды основных помещений театра (повышенная температура, запыленность воздуха, мелкодисперсный характер пыли, повышенная скорость движения воздуха и др.).

Данные исследования были использованы при разработке осуществляемого проекта кондиционирования воздуха.

Поступила 12/1У 1956 г.

* ъ ъ

НОВЫЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Кандидат химических наук А. А. Качан

Из кафедры неорганической и аналитической химии Белоцерковского сельскохозяйственного института

В настоящем сообщении излагается метод применения весьма чувствительной к ультрафиолетовому свету реакции фотохимического образования метиленового голубого из его бесцветного лейкооснования для индикации ультрафиолетового излучения. Эта реакция выгодно отличается тем, что проходит во всей физиологически активной области солнечного излучения (290—400 тц). Для того чтобы появившийся краситель при освещении ультрафиолетовым светом растворов лейкоформы метиленового голубого мог после прекращения действия ультрафиолетового света восстановиться до лейкоформы, т. е. обесцветиться, в раствор добавляется небольшое количество хлористого олова. Раствор лейкоформы метиленового голубого с добавкой впСЬ находится в запаянной ампуле. Нижняя часть ампулы (см. рисунок) представляет собой колбочку А, в которой находится индикаторный раствор. В верхней части ампулы В находится кусочек металлического олова для регенерации хлористого олова в растворе. Дело в том, что с увеличением количества индикаций, содержание ионов Бп ++ в растворе постепенно уменьшается. В том случае, когда содержание ионов 8п++в растворе падает настолько, что образовавшийся при облучении краситель в темноте не обесцвечивается, раствор в ампуле на несколько секунд переливают в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.