Научная статья на тему 'Опыт формирования и перспективы развития народных предприятий в России'

Опыт формирования и перспективы развития народных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА РАБОТНИКОВ / REGIONAL DEVELOPMENT / PUBLIC ENTERPRISES / JOINT-STOCK COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разгулина Екатерина Дмитриевна

В настоящее время согласование интересов отдельных работников и предприятия в целом на основе объективной заинтересованности персонала в эффективном использовании всех ресурсов предприятия возможно с помощью участия трудящихся в собственности предприятий. Это возможно в организациях, где установлена такая организационно-правовая форма, как закрытое акционерное общество работников (народное предприятие). Методологические основы формирования народных предприятий требуют особого внимания, поскольку остаются проблемы, которые слабо разработаны, в том числе проблемы становления экономической организации предприятий, правовая и законодательная базы. связи с вышеперечисленным нами проведен обзор современного состояния российских акционерных обществ работников (народных предприятий), представлена их классификация по отраслевому и региональному признакам. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы. Для достижения поставленной цели использовались системный и комплексный подходы, а также общенаучные методы исследования (сравнительный анализ, обобщение, сопоставление), табличные приемы обработки информации. Результаты проведенного исследования позволили выявить проблемы, препятствующие широкому распространению данной формы предприятий, в частности законодательные ограничения процесса преобразования в народные предприятия коммерческих структур, отсутствие реальных налоговых и других льгот, а также консультационных центров по обучению работников основам экономических и управленческих знаний и др. Перспективы развития акционерных обществ работников зависят от экономической политики государства, направленной либо на концентрацию собственности, либо на ее демократизацию путем развития коллективных форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of formation and prospectsof development of public enterprises in Russia

Nowadays the coordination of interests of individual employees and the enterprise as a whole on the basis of personnel’s objective interest in the efficient use of the enterprise’s resources is possible with the help of workers’ participation in the ownership of enterprises. This is possible if the enterprise is a closed joint-stock company (public enterprise). The methodological foundations of public enterprises formation require special attention as the issues are weakly developed, including the problems of formation of enterprises’ economic organization, the legal and legislative frameworks. In connection with the stated above, we have performed a review of the current state of the Russian joint stock companies of workers (public enterprises). The article presents their classification by sectoral and regional indicators. Periodicals and Internet resources are an information base of the study. To achieve the goal we have used system and integrated approaches, as well as general scientific methods (comparative analysis, generalization, comparison), tabular methods of information processing. The results of the study have helped identify the issues hindering the widespread adoption of this form of enterprises, particularly, legislative limitations of the commercial structures’ transfer to public enterprises, lack of real tax and other benefits, as well as centers for training employees in the basics of economic and management knowledge, etc. The prospects of development of joint stock companies of workers depend on the state economic policy aimed either at the concentration of ownership or its democratization through the development of collective forms of management.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования и перспективы развития народных предприятий в России»

Экономика территорий

© Разгулина Е.Д.

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

РАЗГУЛИНА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

младший научный сотрудник отдела проблем социально-экономического развития

и управления в территориальных системах

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: ekaterina-razgylina@yandex.ru

В настоящее время согласование интересов отдельных работников и предприятия в целом на основе объективной заинтересованности персонала в эффективном использовании всех ресурсов предприятия возможно с помощью участия трудящихся в собственности предприятий. Это возможно в организациях, где установлена такая организационно-правовая форма, как закрытое акционерное общество работников (народное предприятие).

Методологические основы формирования народных предприятий требуют особого внимания, поскольку остаются проблемы, которые слабо разработаны, в том числе проблемы становления экономической организации предприятий, правовая и законодательная базы. В связи с вышеперечисленным нами проведен обзор современного состояния российских акционерных обществ работников (народных предприятий), представлена их классификация по отраслевому и региональному признакам. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы. Для достижения поставленной цели использовались системный и комплексный подходы, а также общенаучные методы исследования (сравнительный анализ, обобщение, сопоставление), табличные приемы обработки информации.

Результаты проведенного исследования позволили выявить проблемы, препятствующие широкому распространению данной формы предприятий, в частности - законодательные ограничения процесса преобразования в народные предприятия коммерческих структур, отсутствие реальных налоговых и других льгот, а также консультационных центров по обучению работников основам экономических и управленческих знаний и др. Перспективы развития акционерных обществ работников зависят от экономической политики государства, направленной либо на концентрацию собственности, либо на ее демократизацию путем развития коллективных форм хозяйствования.

Региональное развитие, народные предприятия, акционерные общества работников.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Поэтому особый интерес представляют формы хозяйствования, органично сочетающие интересы персонала и предприятия в целом на основе заинтересованности всех работников в эффективном использовании ресурсов. Как показывает практика, данная форма хозяйствования реализована на предприятиях, основанных на рабочей акционерной собственности, или на так называемых народных предприятиях (НП), закрытых акционерных обществах работников (ЗАОР).

В настоящее время в России законодательная возможность создания народного предприятия представлена Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». По мнению Г.С. Шапкиной [5], целью Закона о народных предприятиях является создание обществ с наиболее благоприятными условиями участия в них лиц, связанных с обществом трудовыми отношениями. Данный закон затрагивает не только особенности создания и правового положения таких обществ, но и вопросы прав и обязанностей акционеров, устанавливает дополнительные гарантии и способы защиты их интересов, в том числе путем ограничения участия в таких обществах лиц, не являющихся работниками предприятия.

Г.В. Полковников [6] отмечает, что фактически народные предприятия являются не предусмотренным в ГК РФ видом юридического лица. По мнению автора, народные предприятия тяготеют скорее к кооперативной, чем к акционерной организационно-правовой форме, что может быть подтверждено тем, что для них установлены не свойственные акционерным обществам нормы:

- в них голосуют не акции, а лица;

- объем прав участников, владеющих обыкновенными акциями, может различаться в зависимости от наличия трудовых отношений с эмитентом;

- существенно расширены полномочия акционеров контрольной (ревизионной) комиссии, а компетенция наблюдательного совета ограничена по сравнению с компетенцией совета директоров акционерного общества.

Тем не менее в нашей стране на пути развития народных предприятий существует немало препятствий. В первую очередь это законодательные ограничения процесса преобразования в народные предприятия коммерческих структур, государственных и унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. База для создания народных предприятий очень ограничена, что не соответствует потребностям времени. Во-вторых, работникам народного предприятия должно всегда принадлежать более 75% уставного капитала, работников - не акционеров может быть не более 10% от списочной численности всех работающих, одному работнику-акционеру не может принадлежать более 5% от общего количества акций. Для того чтобы выдержать эти нормы, Закон о народных предприятиях жестко регламентирует:

1) работник-акционер при своем увольнении по любым причинам обязан продать, а народное предприятие обязано купить принадлежащие ему акции;

2) работник-акционер может в течение года продать не более 20% принадлежащих ему акций и только работникам народного предприятия.

Ограничивая некоторые права работника во владении акциями, Закон о народных предприятиях расширяет их в области реального участия в управлении

предприятием, предоставляя ему право голоса при решении большого числа вопросов на общих собраниях акционеров вне зависимости от количества его акций.

В.В. Залесский [2], рассматривая вопросы, возникающие при анализе норм Закона о народных предприятиях, делает вывод о недостаточной продуманности концепции закона, об отходе от основополагающих принципов акционирования, о конструировании своеобразного юридического кентавра с чертами производственного кооператива и акционерного общества, отмечая, что любые кентавры долголетием не отличаются.

По данным исследования Хабибул-лина Р.И. [11], в настоящее время число народных предприятий в России остается на катастрофически низком уровне по сравнению с опытом развития таких предприятий в других странах. По состоянию на II квартал 2014 года в России насчитывалось всего 43 реально действующих ЗАОР (табл. 1).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что народные предприятия представлены в различных сферах деятельности. К сфере сельского хозяйства относятся 14 предприятий, которые заняты выращиванием зерновых, зернобобовых культур и ягод, разведением крупного рогатого скота и сельскохозяйственной птицы, мясным и молочным скотоводством.

Большая часть российских акционерных обществ работников (36) имеют численность до 500 человек. Предприятия с численностью работников от 1001 до 2500 человек представлены тремя народными предприятиями:

- Кондитерское предприятие «НП Кон-фил» (Волгоградская область);

- Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени СП. Титова (Республика Татарстан);

- Туринский целлюлозно-бумажный завод (Свердловская область).

Таблица 1. Распределение ЗАОР по видам деятельности

Вид деятельности Число НП

Сельское хозяйство 14

Производство пищевых продуктов 5

Пассажирские перевозки 3

Производство целлюлозы, древесной массы, картона и бумаги, изделий из них 2

Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве 2

Управление эксплуатацией жилого фонда 2

Производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов 1

Монтаж прочего инженерного оборудования 1

Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины 1

Производство мебели 1

Добыча глины и каолина 1

Разработка гравийных и песчаных карьеров 1

Производство изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента 1

Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов 1

Предоставление услуг по монтажу, ремонту и ТО машин для сельского хозяйства 1

Розничная торговля 1

Издательство и полиграфическая деятельность 1

Сбор и очистка воды 1

Общественное питание 1

Производство одежды 1

Уборка территории и аналогичная деятельность 1

43

Источник: Хабибуллин Р.И. Акционерные общества работников: современное состояние, эффективность, проблемы и перспективы развития // Экономическая наука современной России. - № 3 (66). - 2014. - С. 72; Данные информационного агентства Р|га [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fira.ru

Распространенность ЗАОР в регионах России крайне незначительна (табл. 2). Акционерные общества работников представлены в 23 субъектах РФ, причем почти половина из них (21 народное предприятие) сконцентрирована в трех регионах (Липецкой и Свердловской областях, а также в Кабардино-Балкарской Республике).

По ответам на письма, разосланные автором исследования [10] в органы исполнительной власти регионов, о необходимости развития народных предприятий на их территории можно судить о том, что руководители регионов понимают востребованность данных организаций на соответствующей территории, однако без поддержки со стороны федеральных властей и успешного опыта развития подобных предприятий в соседних областях главы регионов не готовы реально поддерживать такие хозяйствующие субъекты. В связи с этим показателен опыт развития коллективных форм хозяйствования на территории Липецкой области, где была начата реализация уникальных для России программ - областной целевой программы «Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012 - 2014 гг.» и долгосрочной государственной программы «Развитие коопера-

ции и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанной на 2014 - 2020 гг.

Расширение практики создания коллективных форм хозяйствования является приоритетным направлением экономической политики данного региона. Выступая на ежегодном Пятнадцатом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» в ЦЭМИ РАН, глава Липецкой области О.П. Королев заявил, что «соответствующие современному историческому этапу производственные отношения будут способствовать успешной модернизации экономики и восстановлению социальной справедливости в обществе, гарантируют высокое качество жизни для всех» [4; 10].

В целях поддержки создания народных предприятий администрация Липецкой области предусмотрела следующие меры:

1) предоставление субсидий на возмещение части затрат на организационные расходы, связанные с созданием народного предприятия;

2) предоставление субсидий народным предприятиям на возмещение части затрат (30%) на приобретение основных средств;

3) предоставление субсидий юридическим лицам при создании народного

Таблица 2. География распространения ЗАОР

Регион Число НП Регион Число НП

Липецкая область 8 Краснодарский край 1

Свердловская область 7 Нижегородская область 1

Кабардино-Балкарская Республика 6 Орловская область 1

Алтайский край 2 Республика Татарстан 1

Тамбовская область 2 Ростовская область 1

Амурская область I Республика Калмыкия 1

Архангельская область 1 Санкт-Петербург 1

Белгородская область 1 Саратовская область 1

Волгоградская область 1 Смоленская область 1

Забайкальский край 1 Удмуртская Республика 1

Калужская область 1 Челябинская область 1

Курская область 1 Всего 43

Источник: Хабибуллин Р.И. Акционерные общества работников: современное состояние, эффективность, проблемы и перспективы развития // Экономическая наука современной России. - № 3 (66). - 2014. - С. 73; Данные информационного агентства Р|га [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fira.ru

предприятия на возмещение затрат по правовой, консультативной поддержке и организации обучения работников;

4) предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате первого лизингового платежа в размере 30% стоимости оборудования;

5) предоставление займов до 5 млн руб. на срок до трех лет через областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2013 году субсидии из областного бюджета получили 5 народных предприятий в сумме 9,3 млн руб. (в 2012 году -1 млн руб.) [7]. Первым участником областной целевой программы стало НП «Экспресс Липецк». Ранее ООО «Экспресс Липецк» являлось дочерним предприятием ОАО «Липецкие автобусные линии» и специализировалось на пассажирских перевозках. Коллектив, в котором трудится 51 человек, принял решение о создании ЗАОР. Многие скептически относились к идее поддержки процесса создания народных предприятий. Были сомнения в том, что программа вообще заработает. Но результат оправдал себя. За полтора года в регионе насчитывается уже 8 народных предприятий в таких социально значимых сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство (4), пассажирские перевозки (2), общественное питание (1), а также в промышленности (1). В планах - создание народного предприятия в дорожном строительстве, которое будет оказывать дорожные и транспортные услуги. Это позволяет говорить о Липецкой области как о пилотном регионе, в котором «с нуля» создаются и развиваются народные предприятия.

Деятельность народных предприятий находится в центре внимания фракции КПРФ. Она внимательно изучается, пропагандируется, служит основанием для законодательных инициатив партии. Опыт работы народных предприятий в

отрасли сельского хозяйства неоднократно обобщался в рамках «круглого стола», проводимого в Государственной думе в 2011, 2012 и 2014 гг. Его участники составили пакет рекомендаций, которые были направлены в органы государственной власти России, включая президента и председателя правительства. Работа, проводимая парламентской фракцией КПРФ, позволила внести в Госдуму законопроект «О народных предприятиях». Однако он постоянно снимается с обсуждения.

Важно отметить, что принятие Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» предполагало создание предпосылок для сохранения и возможного успешного развития одной из современных демократических форм собственности - акционерной собственности работников. Однако, по мнению О.А. Терновой, деятельность таких предприятий в российских условиях не является эффективной. И причина, с точки зрения автора исследования [9], заключается не столько в недостаточной продуманности концепции Закона о народных предприятиях, сколько в отсутствии целого комплекса законодательных инициатив, направленных на поддержку и развитие акционерных обществ работников как весьма перспективной формы предприятий малого и среднего бизнеса, с учетом опыта зарубежных стран, где аналогичные предприятия на практике доказали свою эффективность. Этот аспект недостаточно рассмотрен в науке гражданского права, что негативно сказывается на законотворчестве Российской Федерации в сфере правового регулирования деятельности акционерных обществ работников.

Переходя к заключению, сделаем выводы:

1. Суть народных предприятий заключается в наделении работников акциями своей компании путем безвозмездного

распределения их между всеми членами общества. Привлечение работников к участию в собственности предприятий является важнейшим фактором повышения эффективности функционирования организаций. Однако в России число данных предприятий находится на низком уровне.

2. Основные причины такого положения заключаются в ряде проблем, в частности, это законодательные ограничения процесса преобразования в народные предприятия коммерческих структур, государственных и унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Вместе с тем база для создания народных предприятий очень ограничена, что не соответствует потребностям времени (минимальное число работающих - 50 человек), отсутствуют реальные налоговые и другие льготы, а также консультационные центры по обучению работников основам экономических и управленческих знаний. К тому же практически отсутствует независимая экспертиза социально-экономической эффективности предприятий, основанных на участии работников в принятии решений.

3. Перспективы развития акционерных обществ работников, по мнению исследователей [1; 10], зависят в первую очередь от экономической поли-

тики государства, направленной либо на концентрацию собственности, либо на ее демократизацию путем развития коллективных форм хозяйствования. По мнению В.К. Сенчагова [8], «в качестве первоочередной меры, направленной на защиту национальных интересов России, следует отойти от господствующей модели олигархического капитализма и перейти к социально ориентированному рыночному хозяйству, основанному на многообразии различных форм собственности, включая коллективную собственность народных предприятий, на приоритете национальных и общественных интересов над корпоративными, на высокой значимости моральных ценностей и культурного развития».

Таким образом, формирование институциональной среды развития акционерных предприятий с собственностью работников - актуальная задача, стоящая перед российским обществом, экономической наукой и практикой [11]. Подводя итог, можно заключить, что методологические основы формирования народных предприятий только еще складываются в нашей стране. Данная тема требует особого внимания, поскольку остаются проблемы, которые слабо разработаны, в том числе проблемы становления экономической организации предприятий, правовая и законодательная базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев, В. Г. Акционерные общества работников (народные предприятия). Имеют ли они право на жизнь в современной экономической системе России? [Текст] / В. Г. Зайцев // Закон и право. -№ 8. - 2010. - С. 40-44.

2. Залесский, В. В. Почти акционерное общество [Текст] / В. В. Залесский // Журнал для акционеров. - № 10. - 1998. - С. 14.

3. Зимина, Т. В. Народные предприятия в посткризисных условиях [Текст] / Т. В. Зимина // Экономист. - 2012. - № 9. - С. 39-48.

4. Клейнер, Г. Б. Реформирование и модернизация российских предприятий - резерв повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики: материалы Четырнадцатого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» [Текст] / Г. Б. Клейнер. - М. : ЦЭМИ РАН, 2013.

5. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями [Текст] / под ред. Г. С. Шапкиной ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. - С. 25.

6. Полковников, Г. В. Корпоративное право в странах Западной Европы и России. Актуальные проблемы российского корпоративного права [Электронный ресурс] / Г. В. Полковников. - Режим доступа : http//www.auditorium.ru/books/700/polkovnikov/html

7. Селиванова, Е. Липецкая область становится «донором» в передаче позитивного опыта экономического развития для регионов Центральной России [Электронный ресурс] / Е. Селиванова // Региональное деловое издание «Экономика и жизнь. Черноземье». - Режим доступа : http://www. eizh.ru/articles/analitika/lipetskaya-oblast-stanovitsya-donorom-v-peredache-pozitivnogo-opyta-ekonomicheskogo-razvitiya-dlya-r

8. Сенчагов, В. К. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России [Текст] / В. К. Сенчагов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 10. - С. 8-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Терновая, О. А. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ работников (народных предприятий) в России и за рубежом : дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук [Текст] : 12.00.03 / О. А. Терновая. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2004. - 151 с.

10. Хабибуллин, Р. И. Акционерные общества работников: современное состояние, эффективность, проблемы и перспективы развития [Текст] / Р. И. Хабибуллин // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 3 (66). - С. 68-87.

11. Хабибуллин, Р. И. Формирование эффективной институциональной среды развития народных предприятий в России [Текст] / Р. И. Хабибуллин // Российское предпринимательство. - 2013. -№ 17 (239). - С. 58-64.

12. Shirley, M. M., Walsh, P. Public vs. Private Ownership: The Current State of the Debate (January 2001): world Bank Policy Research Working Paper № 2420. - [Electronic resource] / M. M. Shirley, P. Walsh. -Available at : http://ssrn.com/abstract=261854

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Разгулина Екатерина Дмитриевна - младший научный сотрудник отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: ekaterina-razgylina@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Razgulina E.D.

EXPERIENCE OF FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC ENTERPRISES IN RUSSIA

Nowadays the coordination of interests of individual employees and the enterprise as a whole on the basis of personnel's objective interest in the efficient use of the enterprise's resources is possible with the help of workers' participation in the ownership of enterprises. This is possible if the enterprise is a closed joint-stock company (public enterprise).

The methodological foundations of public enterprises formation require special attention as the issues are weakly developed, including the problems of formation of enterprises' economic organization, the legal and legislative frameworks.

In connection with the stated above, we have performed a review of the current state of the Russian joint stock companies of workers (public enterprises). The article presents their classification by sectoral and regional indicators. Periodicals and Internet resources are an information base of

the study. To achieve the goal we have used system and integrated approaches, as well as general scientific methods (comparative analysis, generalization, comparison), tabular methods of information processing.

The results of the study have helped identify the issues hindering the widespread adoption of this form of enterprises, particularly, legislative limitations of the commercial structures' transfer to public enterprises, lack of real tax and other benefits, as well as centers for training employees in the basics of economic and management knowledge, etc.

The prospects of development of joint stock companies of workers depend on the state economic policy aimed either at the concentration of ownership or its democratization through the development of collective forms of management.

Regional development, public enterprises, joint-stock companies.

REFERENCES

1. Zaitsev V. G. Aktsionernye obshchestva rabotnikov (narodnye predpriyatiya). Imeyut li oni pravo na zhizn' v sovremennoi ekonomicheskoi sisteme Rossii? [Joint-Stock Companies (Public Enterprises). Do They Have the Right to Life in the Modern Economic System of Russia?]. Zakon ipravo [Law and Justice], no. 8, 2010, pp. 40-44.

2. Zalesskii V. V. Pochti aktsionernoe obshchestvo [Almost Joint Stock Company]. Zhurnal dlya aktsionerov [Journal for the Shareholders], no. 10, 1998, p. 14.

3. Zimina T. V. Narodnye predpriyatiya v postkrizisnykh usloviyakh [Public Enterprises in the Post-Crisis Conditions]. Ekonomist [The Economist], 2012, no. 9, pp. 39-48.

4. Kleiner G. B. Reformirovanie i modernizatsiya rossiiskikh predpriyatii - rezerv povysheniya effektivno-sti i konkurentosposobnosti rossiiskoi ekonomiki: materialy Chetyrnadtsatogo vserossiiskogo simpo-ziuma "Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii" [Reform and Modernization of Russian Enterprises - Reserve for Increasing the Efficiency and Competitiveness of the Russian Economy: Proceedings of the Fourteenth all-Russian Symposium "Strategic Planning and Development of Enterprises"]. Moscow : TsEMI RAN, 2013.

5. Kommentarii k Federal'nomu zakonu "Ob aktsionernykh obshchestvakh" s izmeneniyami i dopolneniyami [The commentary to the Federal law "On joint stock companies" with amendments and additions]. Edited by G. S. Shapkina. Moscow : ZAO "Yuridicheskii Dom "Yustitsinform", 2002, p. 25.

6. Polkovnikov G. V. Korporativnoe pravo v stranakh Zapadnoi Evropy i Rossii. Aktual'nye problemy rossiisko-go korporativnogo prava [Corporate Law in the Countries of Western Europe and Russia. Topical Issues of Russian Corporate Law]. Available at: http//www.auditorium.ru/books/700/polkovnikov/html

7. Selivanova E. Lipetskaya oblast' stanovitsya "donorom" v peredache pozitivnogo opyta ekonomicheskogo razvitiya dlya regionov Tsentral'noi Rossii [The Lipetsk Oblast Becomes a "Donor" in the Transfer of Positive Experience of Economic Development for the Regions of Central Russia]. Ekonomika i zhizn'. Cher-nozem'e [Economy and Life. Chernozemye]. Available at:http://www.eizh.ru/articles/analitika/lipetska-ya-oblast-stanovitsya-donorom-v-peredache-pozitivnogo-opyta-ekonomicheskogo-razvitiya-dlya-r

8. Senchagov V K. Novye ugrozy ekonomicheskoi bezopasnosti i zashchita natsional'nykh interesov Rossii [New Threats to Economic Security and Protection of National Interests of Russia]. Problemy teorii iprak-tiki upravleniya [Theoretical and Practical Issues of Management], 2013, no. 10, pp. 8-19.

9. Ternovaya O. A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti aktsionernykh obshchestv rabotnikov (narodnykh predpriyatii) v Rossii i za rubezhom : dis. na soisk. uch. step. kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Joint Stock Companies of (Public Enterprises) in Russia and Abroad: Ph.D. in Law]. Moscow : Institut zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, 2004. 151 p.

10. Khabibullin R. I. Aktsionernye obshchestva rabotnikov: sovremennoe sostoyanie, effektivnost', problemy i perspektivy razvitiya [Joint-Stock Company: Current State, Efficiency, Problems and Prospects]. Ekono-micheskaya nauka sovremennoi Rossii [Economic Science of Modern Russia], 2014, no. 3 (66), pp. 68-87.

11. Khabibullin R. I. Formirovanie effektivnoi institutsional'noi sredy razvitiya narodnykh predpriyatii v Rossii [Formation of an Effective Institutional Environment for the Development of Public Enterprises in Russia]. Rossiiskoepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2013, no. 17 (239), pp. 58-64.

12. Shirley M. M., Walsh P. Public vs. Private Ownership: The Current State of the Debate (January 2001): World Bank Policy Research Working Paper No. 2420. Available at: http://ssrn.com/abstract=261854

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Razgulina Ekaterina Dmitrievna - Junior Research Associate at the Department of the Issues of Socio-Economic Development and Management in Territorial Systems. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: ekaterina-razgylina@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.