Научная статья на тему 'Опыт философского осмысления феноменологизма в компетентности психолога'

Опыт философского осмысления феноменологизма в компетентности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА / COMPETENCE OF THE PSYCHOLOGIST / СИСТЕМНОЕ СОЗНАНИЕ / SYSTEM CONSCIOUSNESS / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / PHENOMENOLOGICAL THERAPY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / ФЕНОМЕНОЛОГИЗМ / PHENOMENOLOGISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ингуран Ольга Викторовна

Статья посвящена философскому осмыслению феноменологизма в компетентности психолога. В ней приводится анализ работ в области семейного системного подхода в психотерапии. В вопросах системной феноменологической терапии подготовленность современного психолога можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Показано, что одной из составляющих компетентности профессионала является владение сформированными феноменологическими семейными системными ценностями, что может являться важным компонентом духовной составляющей структуры личности профессионала, сформированным на базе универсальных ценностных представлений (единых для всех и каждого), имеющих духовную значимость и направленную на оказание всесторонней помощи. По этой причине возрастает значимость профессионального обучения психологов знаниям, включающим в себя основы феноменологических законов. Определено, что личностью профессионала могут конструироваться и развиваться акмеологические способности. При этом является совершенно очевидным факт, что феноменологическая ориентация специалистов в семейных системных порядках может быть рассмотрена в качестве формирования компетентности самого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL REFLECTION OF PHENOMENOLOGISM IN THE COMPETENCE OF A PSYCHOLOGIST

The article is devoted to the philosophical understanding of the phenomenologism in psychologist’s competence. It presents the analysis of works in the field of the family system approach in psychotherapy. In questions of systemic phenomenological therapy, the preparedness of a modern psychologist can be considered as the most important component of his/her professional competence. It is shown that, one of the components of the professional competence is the possession of the formed phenomenological family system values. This can be an important component of the spiritual component of the personality structure of the professional, formed on the basis of universal value conceptions (uniform for all and everyone), having spiritual significance and aimed at providing all-round assistance. For this reason, the significance of the professional psychologists’ training of knowledge, comprising the fundamentals of phenomenological laws, is increasing. It is defined that acmeological abilities can be designed and develop by a professional’s personality. Herewith, it is quite obvious that the phenomenological orientation of specialists in family system orders can be considered as forming the competence of the specialist himself.

Текст научной работы на тему «Опыт философского осмысления феноменологизма в компетентности психолога»

УДК 150.0.07

ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЗМА В КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА

Ингуран Ольга Викторовна — аспирант 2-го курса кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: majivan_nutan02@mail.ru

Компетентность психолога объективно основывается на человеческих ресурсах, призванных обеспечить глубокие и многоплановые изменения во всех сферах жизни человека. Данным преобразованиям предъявляются высокие требования к индивидуальным психологическим особенностям специалистов помогающих профессий, предполагающих самоотдачу, постоянное интеллектуальное, личностное профессиональное развитие, раскрытие и реализацию творческого потенциала, а также повышение устойчивости к ситуациям конкуренции, эмоционально-психологического напряжения, психологическим перегрузкам и эмоциональному выгоранию.

В таких условиях возрастает роль подготовки специалистов, способных оказывать психологическое сопровождение с целью личностного развития индивида, оказывать квалифицированную помощь людям в жизненных ситуациях, а также содействующих позитивным изменениям во внутреннем мире конкретного человека и в межличностных отношениях между людьми.

В вопросах системной феноменологической терапии подготовленность современного психолога важно рассматривать в качестве важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Одной из составляющих компетентности профессионала является владение сформированными феноменологическими семейными системными ценностями, что может являться важным компонентом духовной составляющей структуры личности профессионала, сформированным на базе универсальных ценностных представлений (единых для всех и каждого), имеющих духовную значимость и направленную на оказание всесторонней помощи. По этой причине возрастает значимость профессионального обучения психологов знаниям, включающим в себя основы феноменологических законов.

Личностью профессионала могут конструироваться и развиваться ак-меологические способности. Является совершенно очевидным факт, что феноменологическая ориентация специалистов в семейных системных порядках может быть рассмотрена в качестве формирования компетентности самого специалиста. Так, системно-феноменологический подход Берта Хеллин-гера основывается на фундаментальных человеческих ценностях. Согласно этому подходу, за всеми чувствами, переживаемыми человеком, скрывается безусловная архетипическая любовь. С помощью данного метода возможно выявление системообразующего фактора, который может являться причиной, нарушившей жизнедеятельность человека.

В настоящее время являются недостаточно изученными условия, механизмы и закономерности формирования и развития профессиональной субъек-тности психолога с учётом насущных запросов; также отсутствует целостная научно обоснованная система, нацеленная на подготовку будущих профессионалов к процессу успешного включения их в самостоятельную деятельность по окончании вуза.

Феноменологическое системное сознание может быть сформировано на основании создателей фундаментальных концепций, работавших в области системного мышления. Необходимо отметить феноменологическую философию Э. Гуссерля и Хайдеггера; психиатрию Ф. Базалья, К. Ясперса, онтологию Ж.-П. Сартра [8]; теорию

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена философскому осмыслению феноменологизма в компетентности психолога. В ней приводится анализ работ в области семейного системного подхода в психотерапии. В вопросах системной феноменологической терапии подготовленность современного психолога можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Показано, что одной из составляющих компетентности профессионала является владение сформированными феноменологическими семейными системными ценностями, что может являться важным компонентом духовной составляющей структуры личности профессионала, сформированным на базе универсальных ценностных представлений (единых для всех и каждого), имеющих духовную значимость и направленную на оказание всесторонней помощи. По этой причине возрастает значимость профессионального обучения психологов знаниям, включающим в себя основы феноменологических законов. Определено, что личностью профессионала могут конструироваться и развиваться акмеологические способности. При этом является совершенно очевидным факт, что феноменологическая ориентация специалистов в семейных системных порядках может быть рассмотрена в качестве формирования компетентности самого специалиста.

Ключевые слова: компетентность психолога, системное сознание, феноменологическая терапия, семейные ценности, фе-номенологизм.

активных методов обучения как средства формирования и развития личности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина; концепцию рефлексивно-гуманистической психологии К. Роджерса; положения системного подхода Б.Г. Ананьева; системно-феноменологическую психотерапию (консультирование); семейные расстановки Б. Хеллингера; групповую психотерапию К. Левина; теорию морфических (морфоген-ных) полей социальных систем Р. Шел-дрейка; анализ жизненных сценариев (скрипт-анализ) Э. Берна; семейную скульптуру В. Сатир; концептуальную терапию и принципы системного уравновешивания И. Бузормени-Надя; классическую семейную терапию Мары-Сельвини Паллацолли, Х. Штирлина; гипнотерапию М. Эриксона.

Перечисленные концепции на сегодняшний день в основном нашли широкое применение в зарубежных странах, тогда как в нашей стране практические психологи выбирали узкие направления деятельности, руководствуясь одной из концепций психологических школ. Однако в настоящее время объективная необходимость указывает на то, что такой подход в профессиональной помощи психолога является недостаточным, а это значит, что на его смену должен прийти системно-феноменологический подход, использующий и интегрирующий в своей практике различные инструменты психотерапевтической помощи.

При знании психологом данных направлений и эффективном применении их в своей практической деятельности формируется особая духовность личности специалиста, обеспечивается продуктивный процесс её личностного профессионального развития. Поэтому многими современными клиническими психологами и психологами-консультантами при оказании психологической помощи применяется комплекс различных техник внутри направлений системной феноменологической психотерапии. Некоторые современные авторы рассматривают такой подход в своих работах (Е.В. Борисов [1], И.Н. Шкура-тов [14], С.А. Назаров [6] и др.).

Исходя из вышесказанного, представляется весьма актуальным обращение к феноменологическому подходу, претендующему на возможность сущностного постижения психического. Основателем феноменологии Э. Гуссерлем в программной статье «Философия как строгая наука» отмечается, что «в эпоху

живой реакции против схоластики боевым кличем было: "долой пустые анализы слов". Мы должны спрашивать у самих вещей. Назад к опыту, к созерцанию, которое одно только может дать нашим словам смысл и разумное право» [4].

Проведя анализ существующих работ по истории психологии, можно сделать вывод о том, что до сих пор психологической наукой не уделялось достаточно внимания как в целом феноменологическому подходу, так и в частности «феноменологической психологии» Э. Гуссерля. В учебниках по истории психологии практически невозможно встретить упоминание о феноменологических идеях. При этом невозможно отрицать факт воздействия феноменологических идей на следующие психологические направления: экзистенциональная психология, гештальтпсихология, психоаналитические концепции М. Босса и Л. Бинсван-гера [13].

«Феноменология предполагает обращение к первичному опыту, у Э. Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как "трансцендентальное Я" и "чистое смыслообразование" (интенцио-нальность)» [2].

Присутствие феноменологизма обнаруживается в различных областях психологического знания, к числу которых относят психологию эмоций, воли, восприятия, когнитивной деятельности, воображения. Г. Шпигельберг, являясь одним из наиболее авторитетных исследователей феноменологического движения, утверждает, что в ХХ веке влияние феноменологии на психиатрию и психологию более значимо, чем какого-либо другого философского движения [12].

Исходя из понимания задач философского осмысления феноменологизма в психологии, важно иметь в виду то, что среди имеющихся крупнейших стратегий современности феноменология состоит в тесной связи с психологией. Основной вопрос в таком случае заключается в установлении степени оправданности претензий феноменологического подхода Э. Гуссерля на универсальное и сущностное постижение психической жизни. Остаётся открытым вопрос относительно имеющихся перспектив феноменологического подхода в данном направлении.

В эпоху коренной трансформации психологической науки и её институтов Э. Гуссерлем были сформированы

основы феноменологического подхода в психологии, в которых стало проблематичным её традиционное определение как «науки о душе», тезис о «психологии без души» уже не казался нелепым, а наоборот, приобретал всё больше сторонников [3].

Э. Гуссерль обозначил различие между созерцанием психолога и его мышлением. Другой особенностью его учения является распространение понятия созерцания за пределы чувственности, в результате чего появляется возможность говорить о «категориальных созерцаниях» и априорном познании (опыте) [3].

Особенность учения Э. Гуссерля была в выработке нового инструмента познания. С точки зрения Э. Гуссерля, феноменологический метод направлен на постижение сущности вещей, а не фактов. По мнению автора, феноменолога не может интересовать та или иная моральная норма, его должно интересовать то, почему она и есть эта самая норма. Изучение ритуалов и гимнов различных религий, безусловно, является важным, но значимее понять, что представляет собой религиозность как таковая и что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными.

В качестве предмета феноменологии выступает царство чистых истин, априорных смыслов, которые являются актуальными и возможными, реализовавшимися в языке и мыслимых формах. Познание возможно рассматривать в качестве потока сознания, внутренне организованного и целостного, а также и как относительно независимого от конкретных психических актов, от самого субъекта познания и его непосредственной деятельности.

В современной психологической науке и практике упоминание о феноменологическом подходе можно встретить реже других. Тогда как поведенческое направление — на слуху, психоаналитическое или психодинамическое — встречаем нередко, о когнитивном — знаем. Хотя на самом деле в русле практической психологии именно феноменологический подход наиболее распространён и используется повсеместно. Это особенный метод, в котором главное представлено не поведением, а содержанием сознания воспринимающего и переживающего; иными словами, что человеком обнаруживается в его сознании, то им и переживается [10]. Феноменологизм представлен и ощущением, и восприятием, и представлением, и мыслью.

В настоящее время феноменологический подход получил широкое распространение в рамках в прикладной психологии. Такие направления, как ге-штальт-терапия, НЛП, психосинтез, системно-феноменологический метод Берта Хеллингера [11] и другие полевые техники, содержат в себе отражение данного подхода.

Феноменологической парадигмой во главу угла ставятся проявления внутренней жизни, представленные видением, ощущением, переживанием; при этом всё это рассматривается в качестве живо переживаемого, непосредственно ощущаемого, а не объективно анализирующего причину и следствие. Здесь значимей понимание того, как всё это может проживаться.

Приоритетное содержание индивидуального сознания — это и есть фено-менологизм, здесь важно то, что именно видит в своём сознании человек, что им ощущается и как им это осознаётся. Любое субъективное становится приоритетнее объективного. В момент рассуждений психологов о субъективности индивидуального восприятия ими используется феноменологическая парадигма [5; 9].

Стоит отметить также, что феноменологический подход достаточно хорошо зарекомендовал себя в работе с метафорами. Процесс анализа и конструирования метафор является действенным средством, влияющим на внутренний мир личности.

Феноменологизм в компетентности психолога иногда называют перцептивным. Психолог в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как субъект воспринимает самого себя, какое влияние на поведение субъекта оказывают его потребности, эмоции, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Исходя из этого понимания, индивид не в силах изменить происходящие события, но ему под силу изменение своего восприятия этих событий и их интерпретации [5]. Что является основной задачей психотерапии: она не изменяет в корне проблему, но способствует тому, чтобы субъект, испытывающий душевные затруднения, смог взглянуть на себя по-иному и более результативно смог справиться со значимой для него ситуацией.

Исходя из понимания феноменологического подхода, каждый субъект наделён уникальной способностью

индивидуального восприятия и интерпретации окружающей действительности. С точки зрения философии, феноменом будет называться психическое переживание реальности, тогда как феноменологией можно считать изучение того, как индивид справляется с этой реальностью.

В качестве наиболее популярных из форм феноменологической терапии на сегодняшний день можно считать клиент-центрированную терапию Карла Роджерса и гештальт-тера-пию Фредерика Перлза. Основы лечения по Роджерсу состоят в создании отношений, характеризующихся тремя значимыми и взаимосвязанными позициями («триада Роджерса»), в число которых входят: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность [7].

Другими направлениями в отраслях прикладной психологии, основывающихся на феноменологической парадигме, являются гуманистический подход, НЛП, психосинтез, системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Особого внимания заслуживает подход Б. Хеллингера — всемирно известного философа и психотерапевта, автора системно-феноменологического подхода, специалиста в области отношений во всех сферах жизни, который и по сей день проводит семинары по всему миру, приглашающие в пространство «Знающего поля» (или морфогенетического поля), в котором каждый желающий может прожить, исследовать, обнаружить и осознать феномен проявленного Знания за пределами логики [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе самосовершенствования феноменологический подход к жизни является подходом от внутреннего к внешнему, от чувства к поведению. Предположительно опыт философского осмысления феноменологизма психологами, специалистами «помогающих» профессий, поспособствует повышению уровня компетентности психологов и позволит вывести профессию психолога на новый качественный уровень.

ССЫЛКИ

[1]. Борисов Е.В. Эволюция трансцендентально-феноменологических оснований онтологии в работах Э. Гуссерля и экзистенциальной аналитике М. Хай-деггера: дис. ... канд. филос. наук. — М., 1997. — С. 91.

[2]. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М.: ДИК, 1999. — 407 с.

[3]. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д.В. Склядне-ва. — СПб.: Наука, 2001. — 315 с.

[4]. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. — СПб.: Владимир Даль, 1998. — 609 с.

[5]. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 602 с.

[6]. Назаров С.А. Психолого-акмеоло-гический подход в системе профессионального развития личности // Акмеоло-гия. — 2017. — № 1 (61). — С. 75-77.

[7]. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994. — 480 с.

[8]. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. — СПб.: Наука, 2001. — 219 с.

[9]. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 429 с.

[10]. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа,

2001. — 446 с.

[11]. Хеллингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удаётся. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 328 с.

[12]. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. — М.: Логос, 2002. — 608 с.

[13]. Шпет Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). — М.: Гермес, 1914. — 219 с.

[14]. Шкуратов И.Н. Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля): дис. ... канд. филос. наук. — М.,

2002. — 181 с.

REFERENCES

[1]. BorisovE.V. Jevoljucija transcenden-talno-fenomenologicheskih osnovanij on-tologii v rabotah E. Husserl i jekzistencio-nalnoj analitike M. Heidegger; [Evolution of the transcendental phenomenological bases of ontology in the works of E. Husserl and the existential analyst M. Heidegger]: Dis-sertacija kandidata filosofskih nauk [the Dissertation of the candidate of philosophical sciences]. — M., 1997. — Р. 91.

[2]. Husserl E. Idei k chistoj fenom-enologii i fenomenologicheskoj filo-sofii [Ideas for pure phenomenology and

phenomenological philosophy]. — M.: DICK, 1999. — P. 407.

[3]. Husserl E. Kartezianskie razmish-lenija / Per. s nem. D.V. Skljadneva [Cartesian Reflections / Trans. with ger. D. V. Sklyadneva]. — SPb.: Science, 2001. — P. 315.

[4]. Husserl E. Krizis evropejskih nauk i transcendentalnaja fenomenologija. Vve-denie v fenomenologicheskuju filosofiju [Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. Introduction to Phenomenological Philosophy]. — St. Petersburg. 1998. — P. 609.

[5]. Merleau-Ponty M. Fenomenologija vosprijatija (1945) / Per. s fr. pod red. I.S. Vdovinoj, S.L. Fokina. [Phenomenology of Perception (1945) / Transl. with fr. ed. I.S. Vdovina, S.L. Fokina]. — St. Petersburg: Yuventa; Science, 1999. — P. 602.

[6]. Nazarov S.A. Psihologo-akmeolog-icheskij podhod v sisteme professional-nogo razvitija lichnosti [Psychological-acmeological approach in the system of professional development of personality] // Akmeologia [Acmeology]. — 2017. — № 1 (61). — P. 75-77.

[7]. Rogers K. Vzgljad na psihoterapi-ju. Stanovlenie cheloveka / per. s angl. [A look at psychotherapy. The formation of man./ Transl. with English]. — M.: Progress, 1994. — P. 480.

[8]. Sartre J.-P. Voobrazhaemoe. Fenom-enologicheskaya psihologija voobrazhenija [Imaginary. Phenomenological psychology of imagination]. — SPb., 2001. — P. 219.

[9]. Fromm E. Dusha cheloveka. [The soul of man ]. — M.: Republic, 1992. — P. 429.

[10]. Heidegger M. Osnovnie problemi fenomenologii [The main problems of phenomenology]. — SPb., 2001. — P. 446.

[11]. Hellinger B. Ljubov duha. Chto k nej privodit i kak ona udajotsja [Love of the spirit. What leads to it and how it works]. — Moscow: Institut konsultirovania i sistem-nich reshenij [Institute of Consulting and System Decisions], 2009. — P. 328.

[12]. Shpigelberg G. Fenomenologiches-koe dvizhenie. Istoricheskoe vvedenie. [Phenomenological movement. Historical introduction]. — M., 2002. — P. 608.

[13]. Shpet G. Javlenie i smisl (Fenomenologija kak osnovnaja nauka i eje problemi). [Phenomenon and meaning (Phenomenology as the main science and its problems)]. — Moscow: Hermes, 1914. — P. 219.

[14]. Shkuratov I.N. Fenomenolog-icheskij podhod v psihologii: istorija i per-spektivi (po rabotam E. Husserl); [Phenomenological approach in psychology: history and perspectives (on the work of E. Husserl)]; Dissertacija kandidata filo-sofskich nauk [The dissertation of the candidate of philosophical sciences]. — M., 2002. — P. 181.

EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL REFLECTION OF PHENOMENOLOGISM IN THE COMPETENCE OF A PSYCHOLOGIST

Olga V. Inguran — 2-year Postgraduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail majivan_nutan02@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the philosophical understanding of the phenomenologism in psychologist's competence. It presents the analysis of works in the field of the family system approach in psychotherapy. In questions of systemic phenomenological therapy, the preparedness of a modern psychologist can be considered as the most important component of his/her professional competence. It is shown that, one of the components of the professional competence is the possession of the formed phenomenological family system values. This can be an important component of the spiritual component of the personality structure of the professional, formed on the basis of universal value conceptions (uniform for all and everyone), having spiritual significance and aimed at providing all-round assistance. For this reason, the significance of the professional psychologists' training of knowledge, comprising the fundamentals of phenomenological laws, is increasing. It is defined that acmeological abilities can be designed and develop by a professional's personality. Herewith, it is quite obvious that the phenomenological orientation of specialists in family system orders can be considered as forming the competence of the specialist himself.

Keywords: competence of the psychologist, system consciousness, phenomenological therapy, family values, phenomenologism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.