Научная статья на тему 'Опыт факторного анализа теоретических конструктов в области исследования ассертивного поведения сотрудников ОВД'

Опыт факторного анализа теоретических конструктов в области исследования ассертивного поведения сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / АССЕРТИВНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ACTIVITY / BEHAVIOR / ASSERTIVENESS / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саунин Евгений Валерьевич

В статье представлены отражены основные этапы проведения факторного анализа теоретических конструктов в области изучения ассертивности, предложенных различными авторами. В структуру разработки первичного опросника вошли описания ассертивности Дж. Вольпе, Дж. Смита, В. Каппони и др. Факторный анализ позволил выделить целый ряд факторов, имеющих отношение к понятию ассертивности, в том числе ранее не описанный фактор альтруизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саунин Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of factor analysis of theoretical constructs in the field of research of assertive behavior of police officers

The article presents the main stages of the factor analysis of theoretical constructs in the field of assertiveness study proposed by various authors. The structure of the development of the primary questionnaire included descriptions of assertiveness of J. Volpe, J. Smith, V. Capponi and others. Factor analysis allowed identifying a number of the factors related to the concept of assertiveness, including the previously undescribed factor of altruism.

Текст научной работы на тему «Опыт факторного анализа теоретических конструктов в области исследования ассертивного поведения сотрудников ОВД»

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2019

УДК 159.9

ОПЫТ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

ОВД

Евгений Валерьевич Саунин, Управление МВД России по Приморскому району, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлены отражены основные этапы проведения факторного анализа теоретических конструктов в области изучения ассертивности, предложенных различными авторами. В структуру разработки первичного опросника вошли описания ассертивности Дж. Вольпе, Дж. Смита, В. Каппони и др. Факторный анализ позволил выделить целый ряд факторов, имеющих отношение к понятию ассертивности, в том числе ранее не описанный фактор альтруизма.

Ключевые слова: деятельность, поведение, ассертивность, факторный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.428-432

EXPERIENCE OF FACTOR ANALYSIS OF THEORETICAL CONSTRUCTS IN THE FIELD OF RESEARCH OF ASSERTIVE BEHAVIOR OF POLICE OFFICERS

Evgeny Valeryevich Saunin, the Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in the

Primorsky district, St. Petersburg

Abstract

The article presents the main stages of the factor analysis of theoretical constructs in the field of assertiveness study proposed by various authors. The structure of the development of the primary questionnaire included descriptions of assertiveness of J. Volpe, J. Smith, V. Capponi and others. Factor analysis allowed identifying a number of the factors related to the concept of assertiveness, including the previously undescribed factor of altruism.

Keywords: activity, behavior, assertiveness, factor analysis.

Теоретический анализ в области исследования ассертивного поведения показал, что структурные особенности данного феномена в представлениях различных авторов отличаются значительной неоднородностью. Поэтому на этапе анализа проблемы ассертивности нами были подобраны блоки вопросов, которые в той или иной мере отражали различные стороны ассертивности [1, 2, 3, 4, 5, 6]. В первичный вариант опросника нами были включены 90 показателей, которые были описаны в различных теоретических работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Первичные результаты факторного анализа по результатам составленного опросника, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Полная объясненная дисперсия факторных значений при первичном факторном анализе ^ (авторский опросник)__

Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения

Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %

1 10,331 10,331 10,331 10,331 10,331 10,331

2 5,167 5,167 15,498 5,167 5,167 15,498

3 4,686 4,686 20,184 4,686 4,686 20,184

4 3,894 3,894 24,078 3,894 3,894 24,078

5 3,585 3,585 27,662 3,585 3,585 27,662

6 3,494 3,494 31,156 3,494 3,494 31,156

7 3,174 3,174 34,330 3,174 3,174 34,330

Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения

Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %

8 2,875 2,875 37,205 2,875 2,875 37,205

9 2,669 2,669 39,874 2,669 2,669 39,874

10 2,491 2,491 42,365 2,491 2,491 42,365

11 2,414 2,414 44,779 2,414 2,414 44,779

12 2,314 2,314 47,094 2,314 2,314 47,094

13 2,225 2,225 49,319 2,225 2,225 49,319

14 2,097 2,097 51,416 2,097 2,097 51,416

По результатам первичного анализа дисперсионных нагрузок, можно сделать вывод о том, что общая структура представлений в области ассертивности и ассертивного поведения у различных авторов значительным образом отличается. Так, в структуре полученных характеристик не было образовано ни одного фактора с достаточно большой нагрузкой. А кумулятивный процент дисперсии достиг 50% лишь к четырнадцатому показателю. Вследствие этого, далее работа осуществлялась с показателями, которые вошли только в первый фактор, имеющий максимальную нагрузку. С этой целью, были отобраны показатели, имеющие значения, значительно превышающие средние величины (более 0,3). Вследствие чего во вторичную матрицу было отобрано 34 показателя, которые в дальнейшем были подвергнуты процедуре повторной факторизации по методу Главных Компонент. Данные повторной факторизации данных представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Полная объясненная дисперсия факторных значений при повторном факторном анализе (авторский опросник)_

Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения

Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %

1 7,158 21,052 21,052 7,158 21,052 21,052

2 2,471 7,267 28,319 2,471 7,267 28,319

3 2,089 6,143 34,462 2,089 6,143 34,462

4 1,993 5,861 40,323 1,993 5,861 40,323

5 1,658 4,876 45,199 1,658 4,876 45,199

6 1,541 4,533 49,732 1,541 4,533 49,732

7 1,392 4,094 53,826 1,392 4,094 53,826

8 1,267 3,726 57,552 1,267 3,726 57,552

На следующем этапе нами была предпринята попытка определения числа факторов, которые бы максимально отражали составляющие исследуемой проблемы. Для этого, результаты факторного анализа были преобразованы нами в график числовых значений (график нормализованного простого стресса, построенный по методу «каменистой осыпи»). Однако, на имеющемся графике видно, что между показателями нет значительно выраженного перехода от высоких к низким значениям. Данные отражены на рисунке 1.

Данные, отраженные на рисунке 1, указывают на возможность использования или однофакторной структуры данных или четырех-пяти факторной структуры с целью анализа данных. Однако, ввиду отсутствия однозначного подхода к анализу понятия ассертивности, был выбран второй вариант интерпретации. Более того, вследствие того, что накопленная дисперсия достигает приблизительно 50% значений лишь к шестому фактору, он также был включен в структуру анализа.

Далее были представлены результаты отбора факторных значений по каждому фактору отдельно. В качестве методов исследования были использованы метод анализа Главных Компонент и далее, с целью упрощения структуры и интерпретации показателей факторного анализа, использовалось вращение факторов по методу Варимакс с нормализацией Кайзера. Итоговые данные после использования вращения факторов представлены в таблице 3.

График нормализованного простого стресса

Номер компоненты

Рисунок 1. - График нормализованного простого стресса (обобщенные данные факторизации)

Таблица 3 - Вторичный факторный анализ матрицы компонент (авторский опросник)

Номера вопросов Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

VAR00008 ,745

VAR00005 ,657

VAR00026 ,599

VAR00009 ,595

VAR00012 ,892

VAR00014 ,858

VAR00013 ,811

VAR00017 ,777

VAR00019 ,423 ,647

VAR00021 ,629

VAR00022 ,516

VAR00023 ,318 ,753

VAR00028 ,661

VAR00010 ,375 ,530

VAR00030 ,670

VAR00004 ,639

VAR00001 ,584

Лазарус Б -,436 ,477

VAR00015 ,372 ,441

САКС1 ,714

VAR00018 ,702

VAR00016 ,543

Анализ вопросов, вошедших в итоговый вариант опросника показал, что в структуру представлений об ассертивности вошли несколько следующих факторов: самооценочный фактор (правовой), фактор спонтанности (активность), волевой фактор, связанный с социумом (регуляционный), фактор независимости (Я-фактор), фактор уверенности, поведенческий фактор. В целом, факторная структура полученных показателей оказалась схожа с результатами факторного анализа, проведенного ранее на уже существующих методиках исследования ассертивности. Однако, факторный анализ теоретических положений позволил добавить («вписать») в структуру факторов показатель независимости (который уже был описан ранее, но не вошел в факторную структуру уже используемых методик), а также ряд новых показателей, таких как активность, а также выделить регуляционный и отдельно поведенческий фактор ассертивности.

Интерес представляет интерпретация и еще двух факторов - седьмого и девятого. Так в структуру седьмого фактора вошли вопросы, отражающие показатели альтруизма. В свою очередь, девятый фактор вобрал в себя вопросы, отражающие общие показатели ас-сертивности в социальных отношениях (интегральный фактор).

Таким образом, факторный анализ составленного нами опросника, отражающего различные подходы к понятию ассертивности, позволил нам сделать несколько важных выводов. Во-первых, содержательные составляющие феномена ассертивности не исчерпываются только показателями независимости и уверенности, которые до настоящего времени было принято рассматривать как основные показатели феномена. Более того, наиболее существенную факторную нагрузку берут на себя показатели, связанные с Я-структурой личности (самоуважение, воля). Данные подтверждаются как результатами факторизации уже имеющихся методик, так и данными факторизации вновь созданного нами опросника. Значительную роль в структуре ассертивности можно отвести и сбалансированной эмоциональности, влияющей на проявления человека (спонтанность и активность). Кроме этого, фактор ассертивного поведения, проявляющий себя в структуре сформированных навыков в области социальных взаимоотношений также занимает в данной структуре значительное место. Не обозначенным ранее фактором, имеющим отношение к понятию ассертивности, можно отнести и фактор альтруизма.

Во-вторых, анализ и работа с показателями ассертивности должны исходить из ее сложной факторной структуры и включать в себя все указанные нами показатели, а не быть ориентированными на общий показатель ассертивности, что свойственно практически всем современным исследованиям данного феномена, а также разрабатываемым на этой основе тренинговым программам.

В-третьих, с целью проведения мониторинговых мероприятий в данной области необходим отдельный методический инструмент, позволяющий исследовать у сотрудников все представленные показатели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольпе, Дж. Анализ индивидуальной динамики при лечении депрессии / Дж. Вольпе // Эволюция психотерапии в 4 т. / Дж. Вольпе. - М. : Изд-во независимая фирма «Класс», 1998. - Т. 2.

- С. 274-278.

2. Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. - СПб. : Питер, 1995. - 192 с.

3. Прихожан, А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан.

- М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

4. Шамиева, В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации : дис. ... канд. психол. наук / Шамиева В.А. - Хабаровск, 2009. - 207 с.

5. Шейнов, В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности / В.П. Шейнов // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 107-116.

6. Шильцова, Ю.В. Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шильцова Ю.В. - М., 2012. - 21 с.

REFERENCES

1. Volpe, John (1998), Analysis of individual dynamics in the treatment of depression, Publishing house independent firm "Class", Moscow.

2. Capponi, V. and Novak, T. (1995), How to do everything in your own way, or Assertiveness -in life, Peter, St. Petersburg.

3. Prikhozhan, A.M. (2000), Psychology of a loser: training of self-confidence, Shopping center "Sphere", Moscow.

4. Shamieva, V.A. (2009), Assertiveness in the personality structure of the subject of adaptation, dissertation, Khabarovsk.

5. Sheinov, V.P. (2014), "Development test ' assertiveness that meets the requirements of reliability and validity", Questions of psychology. No. 2, pp. 107-116.

6. Shiltsova, Yu.V. (2012), Development of social adaptation as one of the psychological mechanisms of senior preschool children, dissertation, Moscow.

Контактная информация: saunin.e@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.12.2019

УДК 159.923.5

ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Наталия Александровна Сидорина, кандидат педагогических наук, председатель, Ассоциация организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи», Москва; Анастасия Сергеевна Кузнецова, студентка, Алексей Викторович Хавыло, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблематики культуры безопасности личности. Парадоксальный рост особенно детского травматизма и несчастных случаев связан с социальными угрозами, домашним насилием, детской наркоманией, суицидом, молодежным экстремизмом, буллингом и хей-зингом в школах и социальных сетях. Авторами поднимается вопрос более углубленного изучения проблемы с целью дальнейшей разработки психолого-педагогической профилактической программы, в основе которой лежит комплексное системное развитие и синхронизация компонентов культуры безопасности жизнедеятельности: мотивации, ценностной сферы, когнитивной сферы и осознанности поведения школьников. Данные компоненты были выделены при детальном анализе трактовки понятия «Культура безопасности жизнедеятельности» в работах различных авторов. Не обходится стороной проработка и описание характерологических особенностей выбранной возрастной категории. Таким образом, авторы приходят к выводу, что пассивной осведомленности современных детей о существующих рисках и способах их преодоления недостаточно и ставится вопрос о необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности через проактивный подход.

Ключевые слова: культура безопасности личности, культура безопасности жизнедеятельность, безопасность детей и подростков, проактивный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.432-436

PROACTIVE APPROACH TO THE PROBLEM OF BUILDING A CULTURE OF

PERSONAL SAFETY

Natalia Alexandrovna Sidorina, the candidate of pedagogical sciences, Chairman, Association

of Organizers of Social Projects and Events "Coordinating Center for Social Support of Youth", Moscow; Anastasia Sergeevna Kuznetsova, the student, Alexey Viktorovich Khavylo, the candidate of psychological sciences, Tsiolkovsky Kaluga State University

Abstract

The article examines the problem of passive awareness of modern children about the existing risks and ways to overcome them in modern society. The authors note an increase in physical and social risk factors: child trauma, drug addiction, domestic violence, bulling and heisting in schools and social networks, youth extremism, etc. The theoretical analysis identifies components of a life safety culture: safety as a personal value, priority of safety motivation, knowledge and skills in the field of safe behavior and conscious desire to ensure personal safety. The need for a proactive approach to the problem of creating a culture of safety for children and adolescents is justified. The authors proposed the concept of a preventive psychological and educational program, which is based on the complex systemic development and synchronization of the designated components of the culture of personal safety of adolescents.

Keywords: personal safety culture, life safety culture, child and adolescent safety, proactive approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.