Научная статья на тему 'ОПЫТ ЕС В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОПЫТ ЕС В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
39
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водный транспорт / загрязнение / отходы / мусор / экология / судно / водные пути / очистные сооружения. / water transport / pollution / waste / garbage / ecology / ship / waterways / treatment facilities.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Градович Ю.А., Седунова М.В.

В статье проанализирован опыт ЕС в обращении, хранении и утилизации образующихся судовых отходов в результате эксплуатации флота. Приведены правила обращения, хранения и сортировки су-дового мусора, а так же правила обращения с вредными веществами при перевозке водным транспор-том.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU EXPERIENCE IN WASTE MANAGEMENT IN INLAND WATERWAY TRANSPORT

The article expresses and describes the EU experience in handling, storing and disposing of the generated ship waste as a result of the operation of the fleet. The rules for handling, storage and sorting of ship's gar-bage, as well as rules for handling hazardous substances during transportation by water transport.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЕС В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

46

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #35(122), 2021

УДК: 504.062 : 656.6

Градович Ю.А.

Седунова М.В.

Сибирский Государственный Университет Водного Транспорта DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-47-50 ОПЫТ ЕС В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ

ТРАНСПОРТЕ

Gradovich Y.A.

Sedunova M. V.

Siberian State University of Water Transport

EU EXPERIENCE IN WASTE MANAGEMENT IN INLAND WATERWAY TRANSPORT

Аннотация

В статье проанализирован опыт ЕС в обращении, хранении и утилизации образующихся судовых отходов в результате эксплуатации флота. Приведены правила обращения, хранения и сортировки судового мусора, а так же правила обращения с вредными веществами при перевозке водным транспортом.

Abstract

The article expresses and describes the EU experience in handling, storing and disposing of the generated ship waste as a result of the operation of the fleet. The rules for handling, storage and sorting of ship's garbage, as well as rules for handling hazardous substances during transportation by water transport.

Ключевые слова: водный транспорт, загрязнение, отходы, мусор, экология, судно, водные пути, очистные сооружения.

Keywords: water transport, pollution, waste, garbage, ecology, ship, waterways, treatment facilities.

Внутренний водный транспорт, как общеуста-новлено, является одним из наиболее экологически безопасных видов транспорта. Однако в процессе эксплуатации, на судах образуются бытовые и производственные отходы, что является потенциальным источником загрязнения водной среды. И даже если загрязнение является незначительным, то дальнейшее улучшение экологических характеристик водного транспорта позволит сохранять максимально возможную экологическую обстановку водных путей, а также способствовать достижению природоохранных целей.

Близость географического расположения стран Европейского сообщества (ЕС) определила необходимость разработки нормативно закрепленной системы мероприятий по обращению с отходами.

Отходы, разрешённые к утилизации в воду не должны превышать допустимые уровни сброса, во внутренние воды веществ, способствующие загрязнению. Эти уровни устанавливаются в правовых документах, регулирующих экологические нормы, соответствующие региональные или субрегиональные соглашения, или устанавливаются отдельными центральными или местными властями. Различаться допустимые уровни сброса могут в зависимости от страны, водного пути или речного бассейна [1].

Морские суда, осуществляющие плавание во внутренних водных путях, и суда смешанного плавания река-море, должны удовлетворять экологическим и природоохранным требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78). Однако управление речного бассейна может иметь в отношении контроля

загрязнения внутренних водных путей более строгие требования, чем те, которые применяются к морским судам, в особых случаях, когда это оправдано с точки зрения водопользования, например, для обеспечения питьевой водой.

Для обеспечения предотвращения загрязнения, в опыте ЕС, правительства внедряют и развивают эффективную систему управления отходами, включая:

- регулярный мониторинг качества воды;

- регулярные проверки для обеспечения соблюдения всех предписаний и требований по предотвращению загрязнения с судов;

- передовые технологии и оборудование, применяемые при удалении судовых отходов.

В управлении утилизации отходами для ЕС, предпочтительным вариантом предотвращения загрязнения внутренних водных путей судами, является сбор отходов на борту и их вывоз на берег для дальнейшей обработки. Сеть стационарных береговых пунктов приема отходов или самоходных судов для сбора отходов, необходимой мощности, должна быть доступна на соответствующих расстояниях друг от друга, для обеспечения предпочтительного варианта с учетом экономической целесообразности и практической осуществимости [2].

В странах ЕС правительства, когда того требуют конкретные местные условия, разрешают использование на своих внутренних водных путях судовых очистных сооружений для отходов, образующихся на борту судна.

Суда, задействованные в международном плавании, должны быть в обязательном порядке оборудованы соответствующими техническими средствами для сбора, хранения на борту и осуществления передачи в приемные пункты отходов,

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 2©21 / БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8

47

образующихся на берегу. Кроме этого в целях облегчения судоходства и прохождения судов по собственным территориальным водам судам, не оборудованным бортовыми очистными сооружениями, признана необходимость мер по созданию соответствующей инфраструктуры для сбора, обработки и удаления отходов..

Нормативно-правовые акты ЕС, учитывают, что правительства не разрешающие использование на своих внутренних водных путях бортовых сооружений для обработки отходов, не запрещают судам, оборудованным такими устройствами, прохождение их территории внутренних водных путей международного значения. В таком случае могут быть применены специальные технические меры, чтобы исключить возможность работы устройств для обработки судовых отходов, например путем помещения бортовых очистных сооружений, или их выпускных отверстий под закрытыми пломбами.

В политике управления отходами ЕС использует принцип «платит загрязнитель». В конечном итоге эксплуатационные расходы по содержанию пунктов береговых сооружений для приёма отходов, обработки и удаления судовых отходов в конечном итоге несёт организация, эксплуатирующая судно. Однако целевой задачей остаётся стремление к тому, чтобы плата за сброс образующихся на борту отходов и содержание приемных сооружений была возложена на непосредственно на судовладельца или экипаж судна, как основных ответственных за надлежащее удаление таких отходов.

С этой целью, в странах ЕС, предоставлено право правительствам вводить любые формы, способы и методы оплаты за сбор и обработку отходов, образующихся на борту судов. В частности рассмотрению и внедрению подлежат финансовые схемы, такие как покрытие расходов на береговой сбор и удаление отходов, образующихся на борту судов, за счет дополнительных налогов на топливо и увеличение портовых сборов.

Для обеспечения правильной сортировки, хранения и утилизации мусора необходимо полностью организации, эксплуатирующие флот должны соблюдать следующие правила [3]:

- табло с объявлениями, должны отображаться на рабочем языке судна, а также на английском, французском и испанском языках и формировать экипаж и пассажиров о требованиях к вывозу мусора;

- инсинераторы, должны быть в исправном состоянии, содержаться в надлежащем виде, и полностью функциональны с соответствующими запасными частями;

- укладка материалов, запрещенных к утилизации в море. Перед утилизацией в портовых сооружениях, должны храниться в специализированных ёмкостях или контейнерах.

- сортировка мусора на борту, с учетом разделения на ёмкости одобренного типа с советующей маркировкой.

- планы удержания и удаления остатков груза и записи об удалении отходов.

При перевозке вредных веществ в упакованном виде необходимо установлены следующие правила [4]:

- упаковка, достаточно соответствующая для сведения к минимуму опасности для морской среды;

- маркировка и отличительные знаки, помечены правильным техническим названием, своим номером кода паспорта безопасности или четырёхзначным идентификатором (по классификации, установленной ООН), чтобы указать, что содержимое является морским загрязнителем;

- соответствие документации. Наличие регистрации в судовом журнале в специальном списке, манифесте или подробном плане размещения, в котором указывается их местонахождение;

- укладка и правильное размещение, отделение и закрепление в соответствии с Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), для минимизации опасности для морской среды.

Нарушение требований прописанных в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, или фальсификация записей, являются частыми причинами задержания судов сотрудниками службы контроля государства порта и могут привести к уголовной ответственности или даже тюремному заключению для руководства компании. Также существует риск крупных штрафов, которые могут достигать миллионов долларов. Сам размер материальной и уголовной ответственности определяется законами страны, на территории которой.

Работа внутреннего водного транспорта может ощутимо сказываться на водных экосистемах, что проявляется главным образом в изменении гидроморфологии рек, изменении фрагментации экосистем, нарушении экологического баланса либо загрязнении воды и донных отложений (например, в результате незаконного сброса нефтесодержащих отходов, опасных веществ, сточных вод и мусора с судов, а также балластных вод). [5]

В качестве поддержания и сохранения экологической обстановки внутренних водных путей России, стоит обратить внимание на положения установленные в международном сообщении выстроенные на опыте ЕС, связанные с осуществлением безопасной утилизацией отходов для морской среды:

- обеспечение судов надлежащими установками для утилизации и хранения судовых отходов;

- ведение организованного и систематического контроля записей и отметок утилизации отходов в судовых и береговых портовых журналах;

- введение штрафных санкций за нарушение утилизации судовых отходов;

- обеспечение портовых сооружений, специализированными пунктами приёма и утилизации отходов;

- внедрение судов-сборщиков для обеспечения передачи отходов, где условия утилизации судового мусора судном самостоятельно затруднительны или невозможны.

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #35(122), 2021

48

Целесообразно создать комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих качество воды, мероприятия по борьбе с наводнениями и сохранностью грунтовых вод, управлением всеми видами отходов и обеспечением качества воздуха, охраной животного и растительного мира и создание системы инструментального мониторинга состояния окружающей среды и объектов воздействующих на окружающую среду.

В таком контексте поход к управлению водными ресурсами требует регулирования на уровне речных бассейнов, а не на основе административных или географических границ. Такой подход позволяет оценить всю деятельность, способную повлиять на водные ресурсы, а также контролировать эту деятельность при помощи мер, специфических для условий определенного речного бассейна. Организационное построение институциональных структур требует учета экономико - географических и организационно - технологических особенностей. Формирование таких структур может быть основано на следующих принципах:

- использование существующих региональных структур, но организованных и адаптированных для обеспечения координации функций, относящихся к речным бассейнам;

- назначение центрального наблюдательного органа с подразделениями на основе речных бассейнов или учреждениями, организующими и осуществляющими ежедневную деятельность в бассейнах рек;

- создание индивидуальных учреждений для прямого управления деятельностью каждого речного бассейна.

Для бассейнов рек, пересекающих границы государств, необходима международная координация в целях создания экосистем, учитывающих транспортную составляющую [6]. В настоящее время отсутствуют международное соглашения в области использования и охраны водных объектов по р. Обь (Казахстан, Монголия, Китай), р.Иртыш (Казахстан), р. Тумыньцзянь/ Туманная (КНДР, Китай).

Выгоды от интегрированного похода очевидны:

- осознанное устойчивое использование и управление водными ресурсами, более эффективное управление на уровне бассейнов рек;

- уменьшение загрязнения и улучшения в области очистки сточных вод;

- выгоды для здоровья населения в связи с улучшением качества питьевой воды и вод для купания, выгоды для экосистем, улучшенные условия

для экономической деятельности (например, туризма);

- инструменты для борьбы с маловодьем;

- ценообразование как инструмент для аккумулирования необходимых финансовых ресурсов и методов воздействия на поведение потребителя;

- возникновение реальной хозяйственной ответственности и заинтересованности у сторон в результате общественного участия в процессе принятия решения.

Список литературы

1. Economic Commission for Europe. Inland Transport Committee Working Party on Inland Water Transport. Boosting future-proof European inland waterway transport (NAIADES III): Inland Waterway Transport Action Plan for 2021-2027. - URL: http:// https://undocs.org/pdf?sym-

bol=en/ECE/TRANS/SC.3/2021/1 (дата обращения 10.12.2021).

2. Решняк В.И., Юзвяк З., Щуров А.Г.. Регулирование эксплуатационного и аварийного загрязнения окружающей среды на объектах водного транспорта. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - №1(17). - C. 85-90.

3. Пинаева О.М., Пластинин А.Е. Анализ требований полярного кодекса по охране окружающей среды северного морского пути.//Великие реки 2020: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». -2020. - URL: Шр://вф-река-море.рф/2020/PDF/1_15.pdf (дата обращения 10.12.2021)

4. Решняк В.И. Разработка комплекса организационных мероприятий по предотвращению эксплуатационного загрязнения внутренних водных путей при судоходстве. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - №5(45). - C. 965972.

5. Решняк В.И. Разработка систем управления экологической безопасностью судоходства./Вале-рий Иванович Решняк, Алексей Решняк В. И. Викторович Батяев, Ксения Валерьевна Решняк // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. -2016. - №2(36). - C. 34-41.

6. Синицын М.Г., Масленников С.Н. Роль речного транспорта в системе международных транспортных коридоров. В сборнике: Политранспортные системы. Материалы XI Международной научно-технической конференции. Новосибирск, 2020. С. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.