Научная статья на тему 'Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз»'

Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — А. А. Седых, А. Н. Дегтярев, А. Н. Ковалев, Ю. В. Панов, П. И. Капустин

Благоприятная конъюнктура рынка газомоторного топлива создает хорошие условия для развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Опыт показывает, что для рентабельной эксплуатации АГНКС необходима загрузка не менее 20-25%. По данным 2006 г. загрузка АГНКС в среднем по России составляла порядка 16%. Для дальнейшего увеличения загрузки АГНКС необходимо существенно увеличить количество потребителей газа – парк газобаллонных автомобилей (ГБА), работающих на компримированном природном газе (КПГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — А. А. Седых, А. Н. Дегтярев, А. Н. Ковалев, Ю. В. Панов, П. И. Капустин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз»»

Транспорт на КПГ

Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз»

т

А.А. Седых, генеральный директор ОАО «Автогаз»,

А.Н. Дегтярев, исполнительный директор ОАО «Автогаз»,

А.Н. Ковалев, генеральный директор ЗАО «Касимовавтогаз»,

Ю.В. Панов, профессор МАДИ (ГТУ), к.т.н.,

П.И. Капустин, ведущий экономист ООО «НИИгазэкономика»

Благоприятная конъюнктура рынка газомоторного топлива создает хорошие условия для развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Опыт показывает, что для рентабельной эксплуатации АГНКС необходима загрузка не менее 20-25%. По данным 2006 г. загрузка АГНКС в среднем по России составляла порядка 16%. Для дальнейшего увеличения загрузки АГНКС необходимо существенно увеличить количество потребителей газа - парк газобаллонных автомобилей (ГБА), работающих на компримированном природном газе (КПГ).

Коммерческая эксплуатация ГБА

требует развитой сети автозаправок. По результатам проводившихся исследований как в России, так и за рубежом (в частности в Германии компанией «Рургаз»), экономически оправданное расстояние от потребителя до автозаправки составляет:

■ в городских условиях - 5-10 км;

■ в пригородных условиях -10-15 км;

■ в сельских условиях - 20-25 км.

Во-первых, насыщение сети АГНКС

до предлагаемой выше плотности за счет строительства новых заправок потребует значительных капитальных вложений, во-вторых, увеличение производственных мощностей без роста спроса на КПГ приведет к снижению средней загрузки и, следовательно, к снижению рентабельности (повышению себестоимости) производства КПГ

Одним из вариантов насыщения заправочной сети и, одновременно, увеличения загрузки АГНКС является использование передвижных автогазо-заправщиков (ПАГЗ).

Рассмотрим это положение на примере ООО «Касимовавтогаз», в котором функционирует АГНКС МБКИ-125/250 производства ЗАО «Завод «Киров-Энер-гомаш» (г. Санкт-Петербург), рассчитанная на 125 условных заправок в сутки. В комплексе с АГНКС работают 4-5 ПАГЗов. Это ПАГЗ-5000-25, производства ОКБ

«Союз» (г. Казань), и ПАГЗ-2800-32, производства Свесского насосного завода.

АГНКС с помощью ПАГЗов обслуживает шесть автопредриятий в других городах Рязанской области (Рязань, Шацк, Муром и др.), имеющих суммарный парк газобаллонных автомобилей порядка 610 ед. Примерно 250 ед. газобаллонного автотранспорта заправляются в г. Касимов самостоятельно, в том числе и автомобили Касимовского ПОАТ.

АГНКС ООО «Касимовавтогаз» начала функционировать в штатном режиме с 2002 г. И сразу вышла на уровень реализации газа 1,5 млн. м3/г., что составляет более чем 50% ее загрузки.

Это стало возможным благодаря наличию ряда факторов.

Во-первых, это уже имеющийся на момент ввода в эксплуатацию станции парк газобаллонных автомобилей, эксплуатирующийся в Касимовском ПОАТ. До этого для обеспечения парка ПОАТ газом использовались ПАГЗы, которые привозили КПГ с АГНКС, расположенных в гг. Рязань и Орехово-Зуево.

Во-вторых, высокий уровень загрузки АГНКС был достигнут, благодаря переключению использовавшихся ПАГЗов для доставки КПГ сторонним потребителям.

В дальнейшем динамика реализации КПГ и, следовательно, загрузки, на АГНКС за период 2002-2007 гг. носила нарастающий характер, достигнув в 2006 г. максимума - 3 млн. 20,04 тыс. м3 в год, что составляло 110,3% от проектной мощности, и стабилизировалась на данной отметке. Превышение проектной мощности стало возможным благодаря использованию резерва производительности АГНКС в ночное время.

При этом, если рассматривать работу АГНКС и ПАГЗов как единый комплекс, то следует отметить, что ПАГЗы обеспечивают весьма значительное повышение реализации КПГ. Результаты совместной работы АГНКС и ПАГЗ в 2003-2007 гг. представлены на рис. 1, из которого видно, что на долю ПАГЗов приходится до 50% всей реализации

3 020,04

2 643,28

2 030,00

|891,88

2 319,00

I

1134,50

1 422,47

1 220,81

2 907,12

1 799,22

1 220,81

1 700,87

1 206,00

2003

2004

2005 Годы

2006

2007

■ Реализация всего □ Реализация без ПАГЗ □ Реализация ПАГЗ

Рис. 1. Динамика реализации КПГ в 2003-2007 гг., тыс. м3

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (4) июль 2008 г.

иВЬ»|Щ|Ц .....ШТШД^т

щ

Транспорт на КПГ

110,30

106,18

96,54

84,70

74,14

65,71

62,12

51,95

43,26

32,57

2003

2004

2005 Годы

2006

2007

Загрузка АГНКС

Загрузка АГНКС без ПАГЗ

Рис. 2. Динамика загрузки АГНКС в 2003-2007 гг.

газа на АГНКС. Без них загрузка АГНКС не превысила бы 65% (рис. 2). Это показывает, что ПАГЗ по объему реализации газа и стабильности заправки находится на уровне самой АГНКС. При этом один ПАГЗ-5000-25 способен перевозить не менее 600 тыс. м3 газа в год, а ПАГЗ-2800-32 - не менее 250 тыс. м3 газа в год. В общем, доля газа, перевозимого ПАГЗами в 2002-2007 гг., уменьшилась от 51 до 41% и зафиксировалась на этом значении. Это объясняется тем, что увеличилось количество КПГ, отпускаемого для автомобилей, при неизменности загрузки ПАГЗов.

Распределение загрузки АГНКС в течение суток показано на рис. 3, из которого видно, что основной пик заправок приходится на период времени с 6 ч утра до 12 ч дня, затем всплеск отмечается в 16-18 ч. После этого наблюдается спад загрузки. Именно в это время (после 18 ч и до 5 ч утра) наиболее рационально заправлять ПАГЗы.

Для обеспечения бесперебойного процесса заправки ПАГЗов и исключения их простоев для каждого ПАГЗа составляется график заездов на заправку. ПАГЗ-2800-32 заправляется с 18 ч, поскольку время заправки составляет порядка трех часов. А ПАГЗ-5000-25 заправляются только после 21 ч, когда

количество заправляемых автомобилей на заправке резко уменьшается.

Надежность заправочного оборудования АГНКС и ПАГЗов - важнейший фактор загрузки АГНКС. При эксплуатации АГНКС возникают различные отказы, связанные как с качеством производства элементов заправки, так и с особенностями эксплуатации. Рассматривая надежность АГНКС, следует отметить, что продолжительность работы компрессорных установок (КУ) в

течение суток (по данным 2007 г.) составляла в среднем 12-13 ч. Длительность простоя КУ по причине ремонта (по данным 2007 г.) составляла в среднем 8 ч (максимум - 72 ч).

Длительность обслуживания КУ в 2007 г. составляла:

■ текущего ремонта (замена колец, уплотнений и т.п.) - 8 ч;

■ среднего ремонта (замена штоков, ремонт цилиндров и вертикальной базы и т.п.) - 16 ч.

Если рассматривать надежность оборудования АГНКС поэлементно, то необходимо отметить невысокую надежность в первую очередь всасывающих и нагнетающих клапанов компрессорных установок, в особенности III и IV ступеней. Наработка на отказ у них составляет в среднем порядка 1 тыс. ч.

Наработка на отказ поршневых колец I и II ступеней компрессорных установок составляет 5 тыс. ч, а III и IV ступеней - всего 3,1 тыс. ч. При этом замена поршневых колец являлась одной из наиболее трудоемких операций при обслуживании и ремонте компрессорных установок. К таковым относятся также замена штоковых уплотнений и вкладышей коленчатого вала, устранение люфта между крейцкопфом и направляющими, замена втулок шатуна или втулок пальца крейцкопфа, замена адсорбента.

Из неисправностей ПАГЗ-500-25 следует отметить возникновение трещины лонжеронов рамы полуприцепа в районе седельного устройства и в

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Часы

Рис. 3. Динамика загрузки АГНКС за сутки по часам

ИИ дШи. НИИ Л <

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (4) июль 2008 г.

Транспорт на КПГ

р

районе тележки; трещины балансиров задней тележки; слом балки передней и задней оси в районе ступицы. Кроме того, были отмечены также случаи разрывов сварочных швов боковых стоек каркаса ПАГЗа в месте крепления крыши, что вызвано недостаточной прочностью данных элементов.

Среди неисправностей газового оборудования ПАГЗа следует отметить отказы заправочных кранов, в которых происходил срыв резьбы штока вентиля, что приводило к утечке газа. Одним из наиболее часто встречающихся отказов является нарушение герметичности соединяющихтрубок и штуцеров емкостей с газом.

Помимо технических аспектов использования ПАГЗов, важно отметить также и экономические аспекты. Кроме прочих причин, развитие парка АГНКС сдерживается невысокой рентабельностью данного вида деятельности по причинам, указанным в начале статьи. Высокая себестоимость КПГ связана с тем, что при низком уровне загрузки наибольший удельный вес в структуре затрат на эксплуатацию

имеют условно-постоянные расходы (амортизация, заработная плата, отопление, и т.д.).

При увеличении загрузки за счет повышения доли условно-переменных расходов (на покупку газа, электроэнергию на компримирование, материалы и т.д.) себестоимость возможно значительно снизить. При этом могут также возникнуть дополнительные расходы на эксплуатацию ПАГЗов. Они, по разным оценкам, составляют 500700 тыс. руб./г. на один ПАГЗ. И даже при таких условиях ПАГЗы могут обеспечивать значительное снижение себестоимости КПГ

В целом, анализ опыта эксплуатации АГНКС-125 в комплексе с ПАГЗами в г. Касимов показал, что для наибольшей эффективности эксплуатации АГ-НКС необходимо шире использовать ПАГЗы. Это позволит существенно повысить загрузку АГНКС, ее рентабельность, а также будет способствовать развитию парка газобаллонных автомобилей, что в свою очередь существенно расширит рынок газомоторного топлива.

Для АГНКС-125 можно рекомендовать использование четыре-пять ПАГЗов. Соответственно для более производительных АГНКС - большее количество ПАГЗов. Но необходимо учесть, что количество ПАГЗов, работающих в комплексе с АГНКС, зависит также и от уровня спроса на газ у конечного потребителя. От этого будет зависеть график заезда ПАГЗ на АГНКС. Технически АГНКС способна заправлять два-три ПАГЗа за смену.

Литература

1. Ковалев А.Н., Панов Ю.В., Капустин П.И. Опыт и анализ работы ПАГЗ в Касимовском ПОАТ / «АГЗК+АТ», № 4, 2003.

2. Эффективность использования ПАГЗ для заправки автомобильного транспорта газомоторным топливом / «АГЗК+АТ», № 6, 2003.

3. Саркисян В.А. Обоснование затрат при производстве компримиро-ванного природного газа / «АГЗК+АТ», № 5, 2000.

В Уральском федеральном округе проведены целевые обследования состояния промышленной безопасности на АГЗС

6 мая 2008 г. заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО Андрей Фоминых провел оперативное совещание, на котором были рассмотрены итоги целевых проверок соблюдения требований промышленной безопасности при проведении деятельности по эксплуатации взрывоопасных объектов.

Целевые обследования состояния промышленной безопасности на АГЗС по Свердловской области проводились государственными инспекторами межрегионального отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления МТУ Ростехнадзора по УрФО совместно с сотрудниками ГУВД по Свердловской области в течение марта-апреля 2008 г. Проверки проходили в рамках исполнения распоряжения Федеральной службы по экологи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческому, технологическому и атомному надзору «О мерах по безопасному обслуживанию баллонов со сжиженным углеводородным газом (СУГ), используемых населением в жилищном фонде» и графика проверок, утвержденного руководителем МТУ Ростехнадзора по УФО Анатолием Сидякиным.

При проведении проверок в работе ряда АГЗС были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов СУГ:

■ эксплуатация объектов, официально не введенных в эксплуатацию приемочной комиссией в установленном порядке (отсутствие землеотвода под строительство АГЗС, проектной документации, акта ввода в эксплуатацию);

■ АГЗС не защищены от несанкционированных действий посторонних лиц;

■ объекты не готовы к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на АГЗС.

О принятых мерах по устранению выявленных нарушений на совещании доложили представители организаций, эксплуатирующих АГЗС, - ИП Мочалов, ООО «Газтех», ООО «Уралгазцентр». Не представили необходимые разрешительные документы ООО «ВСК-Урал» и ООО «Октан К».

По итогам совещания было принято решение совместно с УБЭП ГУВД Свердловской области подготовить документы, необходимые для приостановки эксплуатации АГЗС ООО «ВСК-Урал», ООО «Октан К» и ООО «Газтех», а в случае продолжения работы АГЗС представить документы в судебные органы для решения вопроса о приостановке деятельности по эксплуатации АГЗС.

Пресс-служба МТУ Ростехнадзора по УФО e-mail: gosnadzor2006@rambler.ru

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (4) июль 2008 г.

иВЬ»|Щ|Ц .....TUTmtfrtBm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.