Научная статья на тему 'ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРАКТИКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Сергей Петрович, Афонина Александра Александровна

В статье сделана попытка провести анализ «по горячим следам» последствий перехода учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на дистанционный вариант преподавания. Необходимо отметить, что еще на этапе обсуждения возможности этого перехода рядом преподавателей дисциплины были высказаны определенные сомнения, касающиеся усвоения знаний и, главным образом, умений изложенных в новом образовательном стандарте и учебной программе. Поскольку введение дистанционного обучения было спровоцировано сложными медико-социальными и эпидемиологическими процессами, а также впервые вводилось в широких масштабах, то основной задачей явилось выявление его позитивных и отрицательных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXPERIENCE OF LIFE SAFETY DISTANCE TEACHING FOR STUDENTS UNDER CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The article makes an attempt to analyze the consequences of the transition of the academic discipline “Life Safety” to a remote teaching format forthwith. It should be noted that even during the course of the discussion of the possibility of this transition a number of lecturers of the discipline expressed certain doubts regarding the acquisition of knowledge and mainly the skills set out in the new educational standard and curriculum. Since the implementation of distance learning was caused by complicated medical, social and epidemiological processes, and it was also introduced on a large scale for the first time, the main task was to identify its positive and negative features.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

DOI: 10.17805/ggz.2021.3.4

Опыт дистанционного обучения студентов безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии*

С. П. Бурцев, А. А. Афонина Московский гуманитарный университет

В статье сделана попытка провести анализ «по горячим следам» последствий перехода учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на дистанционный вариант преподавания. Необходимо отметить, что еще на этапе обсуждения возможности этого перехода рядом преподавателей дисциплины были высказаны определенные сомнения, касающиеся усвоения знаний и, главным образом, умений изложенных в новом образовательном стандарте и учебной программе. Поскольку введение дистанционного обучения было спровоцировано сложными медико-социальными и эпидемиологическими процессами, а также впервые вводилось в широких масштабах, то основной задачей явилось выявление его позитивных и отрицательных свойств.

Ключевые слова: образовательный процесс; теория безопасного поведения; практика безопасного поведения; первая медицинская помощь; чрезвычайная ситуация

An Experience of Life Safety Distance Teaching for Students under Conditions of the Pandemic

S. P. Burtsev,

A. A. Afonina Moscow University for the Humanities

The article makes an attempt to analyze the consequences of the transition of the academic discipline "Life Safety" to a remote teaching format forthwith. It should be noted that even during the course of the discussion of the possibility of this transition a number of lecturers of the discipline expressed certain doubts regarding the acquisition of knowledge and mainly the skills set out in the new educational standard and curriculum. Since the implementation of distance learning was caused by complicated medical, social and epidemiological processes, and it

* Статья подготовлена на основе доклада, представленного на IV Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения» (Московский гуманитарный университет, 15-16 апреля 2021 г.).

was also introduced on a large scale for the first time, the main task was to identify its positive and negative features.

Keywords: educational process; theory of safe behavior; practice of safe behavior; first aid; emergency situation

ВВЕДЕНИЕ

Сложная медико-социальная и политическая ситуация, сформировавшаяся к весне 2020 г., потребовала введения ограничительных мероприятий во всех компонентах общественной жизни, в том числе и в образовании. До этого события о дистанционном обучении говорилось только в некоторых аспектах инклюзивного образования. Однако если оно и вводилось, то имело локальный и кратковременный характер.

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Из всех дисциплин обязательной части «Безопасность жизнедеятельности» имеет около 40 % учебного времени на проведение практической работы студентов. В частности, оно расходуется на отработку диагностических рутинных методик. Студенты обучаются точности измерения артериального давления, уровня глюкозы в крови с помощью глюкометра, пальцевой пуль-сометрии и термометрии. Два практических занятия посвящены отработке реанимационных мероприятий: наружному массажу грудной клетки и искусственному дыханию по типу «рот в рот» и «рот в нос», а также устранению ошибок и неправильных манипуляций при восстановлении жизнедеятельности человека. Одно практическое занятие занимает экспериментальная работа на студентах-добровольцах, позволяющая оценить влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Помимо этого, на ряде тематических занятий преподаватели демонстрируют специфические медицинские скоропомощные методики для купирования внезапных расстройств здоровья, угрожающих смертью пациенту (Бурцев, 2021).

Кстати, дефицит учебной работы с пациентами, замена ее на электронные методики, а также запрет на эксперименты на лабораторных животных привели к существенному ограничению мастерства молодых врачей и медицинских сестер в практическом здравоохранении. Молодые специалисты-врачи не владеют достаточным диагностическим мастерством: пальпацией, перкуссией и аускультацией. При постановке диагноза они ориентируются, главным образом, на лабораторные и инструментальные показатели. Все сказанное выше, в конечном итоге, приводит к постановке неправильных диагнозов и отсутствию эффективной терапии. Больные вынуждены «самостоятельно ставить себе диагнозы» по Интернету. Задачами практических заня-

тий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» являются рекомендации немедленного обращения к высококлассному врачу, работающем в заслуживающем доверии медицинском учреждении, при появлении первичных признаком заболевания.

К позитивным итогам дистанционного образования можно отнести увеличения объема анализируемых ситуационных задач и составления алгоритмов поведения спасателя в случае острого развития угрожающего жизни заболевания, например, при гипер- и гипогликемической комах, массивного кровотечения, прекращения дыхания, отравления, а также при возникновении опасных для жизни чрезвычайных ситуаций.

Второй положительный момент связан с увеличением количества времени для обсуждения современных научных медицинских и социальных проблем, лежащих в основе создания системы безопасной жизни граждан. В частности, довольно подробно были обсуждены механизмы нарастания па-тогенности симбиотических микроорганизмов, изменения эпидемиологических путей передачи различных инфекций, участия в защите от инфекционных заболеваний всех компонентов иммунной системы: гуморального, клеточного и тимус-зависимого. Наиболее важно это звучало в отношении коро-новирусной инфекции, для которой весьма спорными являются предположения о направленных мутациях этого микроорганизма и возможных путях распространения болезни.

Большой интерес у студентов вызвали темы, касающиеся профилактики заболеваний, передающихся половым путем, вопросы, связанные с планированием семьи и ребенка, профилактики наследственных и врожденных заболеваний.

В условиях распространения пандемии для студентов существенную важность представляли вопросы качественного и рационального питания, образа жизни и видов межличностного общения. Безусловно, «Безопасность жизнедеятельности» относится к тем дисциплинам, которые невозможно изучать исключительно в теоретическом ключе, так как ее основная задача заключается в практическом применении, которое невозможно без наработки опыта. Ведь даже наложение самой элементарной повязки требует большой ловкости и детальной отработки техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве положительного аспекта дистанционного обучения можно выделить именно углубление в теорию, так как при привычном формате обучения такой возможности нет. Соответственно, можно предположить, что студенты этого года обучения владеют большим объемом теоретических знаний, чем другие. Единственной проблемой в этом случае является необходи-

мость практической отработки полученных знаний. Дистанционное обучение не предоставляет таких возможностей.

Ведущие специалисты в области педагогики высшей школы говорят о целесообразности перенесения изучения данной дисциплины на старшие курсы, что позволит глубже и осознаннее подходить к изучению науки, имея при этом представление об области своей профессиональной деятельности. Нельзя не согласиться с авторами этой гипотезы, так как, бесспорно, еще одной проблемой дистанционного формата обучения для первокурсников является непонимание или недопонимание своих профессиональных дисциплин. Нынешние студенты совсем недавно окончили школу, и новая ступень в образовании, да еще и в таком формате, является достаточно сложной для адаптации и восприятия материала.

Несмотря на отсутствие практической составляющей образовательного процесса студентам удалось получить определенные знания, формирующие общее представление дисциплины. Однако образование было бы намного качественнее в таком формате на старших курсах, когда студенты уже адаптированы к обучению в высшем учебном заведении.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бурцев, С. П. (2021) Безопасность жизнедеятельности : рабочая программа дисциплины. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 116 с.

Дата поступления: 23.04.2021 г.

REFERENCES

Burtsev, S. P. (2021) Bezopasnost' zhiznedeiatel'nosti [Life protection] : A syllabus. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 116 p. (In Russ.).

Submission date: 23.04.2021.

Бурцев Сергей Петрович — кандидат медицинских наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.:+7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: socio@mosgu.ru

BURTSEV Sergey Petrovich, Candidate of Medicine, Professor, Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.:+7 (499) 374-60-21. E-mail: socio@mosgu.ru

Афонина Александра Александровна — студентка 1-го курса Московского гуманитарного университета (специальность: «Актерское искусство»).

Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: socio@mosgu.ru

AFONINA Alexandra Aleksandrovna, 1st-year Student, Moscow University for the Humanities (major in acting). Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.:+7 (499) 374-60-21. E-mail: socio@mosgu.ru

Для цитирования:

Бурцев С. П., Афонина А. А. Опыт дистанционного обучения студентов безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 33-37. URL: https://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1451 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ ggz.2021.3.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.