Научная статья на тему 'Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенциала'

Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / фокус-группы / фокусированное интервью / интервью / студенты / философия / история политических учений / человеческий потенциал / young people / focus groups / focused interview / interview / students / philosophy / history of political studies / human potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшин Василий Андреевич

В статье рассматривается применение метода фокусированного интервью в рамках учебного процесса для непрофильных социологических направлений. Рассматривается методика метода фокус-групп в рамках учебного курса «Философия» в Московском гуманитарном университете, а также учебного курса «История политических учений» в Московском государственном институте культуры. На занятиях студенты обучались методике проведения фокус-групп, разбивались на исследовательские группы по два-три человека и получали задание в рамках изучаемой дисциплины. В зависимости от уровня освоения дисциплины сложность темы задания варьировалась. Срок выполнения назначался в зависимости от хода учебного процесса от двух до трех недель. Метод фокус-групп помогает обучать исследовательской работе студентов в рамках указанных курсов, способствует обучению их командной работе и коммуникации, позволяет студенту получить дополнительную информацию по темам курса, развивать их человеческий потенциал. Также этот метод может служить для исследования интересов самой студенческой молодежи. Результатом исследовательской работы были подготовка и проведение учащимися фокус-группы, подготовка отчета исследования, дополненного видеоматериалами. В течение курсов проводилось два исследования, от более общих тем, не требующих специальной подготовки, к темам, предполагающим освоение в значительной мере материалов курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшин Василий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOCUS GROUP METHOD AND STUDENTS: THE ISSUES OF RESEARCH SKILLS DEVELOPMENT AND HUMAN POTENTIAL

The article discusses the use of the focus group method as part of the educational process for noncore sociological areas. It considers the methodology of the focus groups method within the framework of the “Philosophy” course at Moscow University for the Humanities, as well as the “History of Political Studies” course at the Moscow State Institute of Culture. As part of the classes, the students were trained in focus groups; they were divided into research groups of 2-3 people and were assigned tasks in the framework of the studied discipline. The complexity of the topic of the task varied according to the level of mastering the discipline. The deadline was assigned depending on the progress of the educational process from 2 to 3 weeks. The focus group method helps to teach students research work within the framework of the sperifled courses, contributes to teaching them team work and communication, allows the student to obtain additional information on the topics of the course, and to develop their human potential. Moreover, this method can be used to research the interests of students themselves. The result of the research work was the preparation and conduct of focus groups by the students, as well as the preparation of a research report, supplemented by video materials. During the courses, two studies were conducted, from more general topics that do not require special preparation to topics implying an extensive knowledge of the course materials.

Текст научной работы на тему «Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенциала»

Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, журналистики и дизайна, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета; заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес: [email protected]

Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Dean, Faculty of Advertising, Journalism and Design; Professor, Department of the Theory of Advertising and Mass Communications, Moscow University for the Humanities; Honoured Cultural Worker of Russia; Honoured Worker of Russian Higher Education. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-54-51. E-mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2019.1.18

Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенциала

В. А. Лапшин

Московский гуманитарный университет

В статье рассматривается применение метода фокусированного интервью в рамках учебного процесса для непрофильных социологических направлений. Рассматривается методика метода фокус-групп в рамках учебного курса «Философия» в Московском гуманитарном университете, а также учебного курса «История политических учений» в Московском государственном институте культуры. На занятиях студенты обучались методике проведения фокус-групп, разбивались на исследовательские группы по два-три человека и получали задание в рамках изучаемой дисциплины. В зависимости от уровня освоения дисциплины сложность темы задания варьировалась. Срок выполнения назначался в зависимости от хода учебного процесса от двух до трех недель.

Метод фокус-групп помогает обучать исследовательской работе студентов в рамках указанных курсов, способствует обучению их командной работе и коммуникации, позволяет студенту получить дополнительную информацию по темам курса, развивать их человеческий потенциал. Также этот метод может служить для исследования интересов самой студенческой молодежи.

Результатом исследовательской работы были подготовка и проведение учащимися фокус-группы, подготовка отчета исследования, дополненного видеоматериалами. В течение курсов проводилось два исследования, от более общих тем, не требующих специальной подготовки, к темам, предполагающим освоение в значительной мере материалов курса.

Ключевые слова: молодежь; фокус-группы; фокусированное интервью; интервью; студенты; философия; история политических учений; человеческий потенциал

ВВЕДЕНИЕ

Метод фокус-групп (фокусированного интервью) в рамках социологического или маркетингового исследования направлен на выявление спектра мнений по изучаемой проблеме, на поиск объяснения поведения людей в тех или иных сферах. Эффективность фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущают себя ком-

фортно, если вовлечены в дискуссию как часть группы. При правильном осуществлении метода появляются лучшие возможности для получения углубленной информации, чем при индивидуальных интервью (Дмитриева, 1999; Чеховский, 2009). Фокус-группа является качественным методам исследования, направленным на выявление глубинных социальных и психологических мотивов в осуществлении выбора аудиторией (Мальцева, 2008).

Данный метод был использован нами для улучшения освоения учащимися высших учебных заведений таких предметов, как «Философия» (в Московском гуманитарном университете) и «История политических учений» (в Московском государственном институте культуры). В 2017/2018 учебном году в рамках данных курсов мы ввели задания для исследовательской работы студентов с применением метода фокус-групп. В течение курса вводилось по два исследовательских задания разного уровня сложности освоения материала.

Цель статьи — раскрыть особенности включения исследовательской деятельности в виде метода фокус-групп в процесс обучения студентов несоциологических направлений для развития их человеческого потенциала и исследовательской компетентности.

ПОКАЗАТЕЛИ, ТЕМАТИКА, СТАТИСТИКА

Исследовательская работа студентов включала инструктаж, проведение фокус-группы, отчет с видеоматериалом, оценку.

В рамках лекционного занятия студенты знакомились с методикой проведения фокус-групп. Для осуществления исследовательского проекта они разбивались на группки по два-три человека. Для проведения фокус-групп предлагалось использовать внеаудиторное время (время, выделяемое на самостоятельную подготовку к предмету) и любое удобное для учащихся место проведения (в основном выбирали либо учебные аудитории, либо квартиру одного из участников, либо кафе). Фокусированное интервью предполагало видеофиксацию (например, с использованием видеокамеры смартфона), материалы которой затем прилагались к итоговому отчету. Также отчет был в устной (перед аудиторией) и печатной формах.

Проведение фокус-групп в данном формате предполагало отход от ряда правил, присущих данному методу. В частности, разрешалось приглашать людей знакомых друг другу и модераторам (например, сокурсников, студентов того же вуза и т. д.), число участников фокус-группы варьировалось от шести до восьми, не вводилось каких-либо ограничений по рекрутингу участников. Это было обусловлено задачами развития у обучаемых навыков исследовательской работы. Кроме того, по нашему мнению, это способствует развитию общекультурных компетенций, связанных с умением работать в коллективе и в кооперации с коллегами.

На проведение исследовательской работы, как правило, выделялся срок от двух до трех недель в зависимости от особенностей расписания учебного процесса. В 2017/2018 учебном году на базе Московского гуманитарного университета в рамках дисциплины «Философия» нами было проведено более 60 фокус-групп в данном формате. Курс предполагал при проведении первого исследования широкий уровень тем, с одной стороны рассматриваемых философией, с другой — понятных на уровне бытового диалога.

Студентам предлагалось исследовать отношение и восприятие людьми таких категорий (одной или нескольких выбор), как добро, зло, любовь, ненависть, одиночество, свобода, долг, жизнь, смерть, смысл жизни. Наиболее востребованными в рамках

первого набора тем оказались темы любви (27% учащихся), свободы (21%), смысла жизни (19%), одиночества (15% учащихся). Данный выбор тем, по нашему мнению, прежде всего связан с возрастом исследователей и совпадением данных тематик (преднамеренным, разумеется, с нашей стороны) с их собственными экзистенциальными поисками.

При составлении задания, предполагающего более глубокое освоение студентам знаний, умений, навыков, компетенций в рамках учебной дисциплины, темой исследования должна была стать одна из философских концепций, пройденных в процессе освоения курса. Можно выделить интерес студентов к философии Эпикура, римских стоиков, европейской религиозной философии, философии Ницше, философии феминизма, экзистенциальной философии.

Методика была применена также в Московском государственном институте культуры в рамках курса «История политических учений». Здесь также студентам давалось два исследовательских задания.

Тема первого задания предполагала работу, связанную с исследованием политической компетентности и политических взглядов студенческой молодежи. При этом выбор респондентов оставался полностью в руках студентов-исследователей, без ограничений по вузу и специальности. Таким образом, начинающие исследователи должны были, с одной стороны, замерить уровень первичных знаний респондентов о функционировании политической системы, с другой — выяснить политические ориентации молодежи. В рамках курса было проведено восемь фокус-групп.

Следует подчеркнуть пилотажный и нерепрезентативный характер исследования, который в целом и предполагает применение метода фокус-групп. Цель задания — включение студентов в исследовательскую деятельность, тем не менее исследование позволяет выявить отдельные особенности феномена политической культуры студенческой молодежи. Так, результатом исследования является выявление крайне низкого уровня политических знаний у студенческой молодежи непрофильных политологических направлений обучения. Представления о политической системе здесь в большинстве случаев характеризуются хаотичностью и стереотипностью, их источниками выступают, как правило, СМИ и референтные группы. Студенты-исследователи в основном выбирали респондентов из своей же среды, более чем 90% опрашиваемых (это студенты МГИКа других направлений и курсов). Результатом явился вывод о том, что политические ориентации опрашиваемой в рамках исследования студенческой молодежи неоднородны, в них преобладают либеральные идеи свободы и равенства, но без понимания их природы и сущности. Студенты-исследователи также отмечают присутствие протестных настроений против как существующий власти, так и власти в целом; существуют левые социалистические и коммунистические настроения; идеи политического феминизма.

Второе исследовательское задание предполагало дискуссию по поводу конкретного политического учения или идеологии. Наиболее частыми предметами обсуждения здесь стали либеральная идеология и протестные движения. Однако стоит отметить, что ранее отмеченный низкий уровень политической компетенции, с одной стороны, затруднял работу исследователей, с другой — заставлял их самих более глубоко работать с материалом, чтобы подготовить аудиторию к дискуссии.

Работа методом фокус-групп, с одной стороны, позволила студентам развить навыки научного исследования, включающего в себя выработку цели-задачи и гипотезы исследования, подготовку инструментария, подбор респондентов, модерирование

процесса встречи, видеофиксацию и элементы стенографирования, написание отчета. С другой стороны, в ходе общения с респондентами дала возможность уточнения и более целостного формирования своих взглядов и позиций на исследуемую проблему. Также задание формирует навыки работы в коллективе и навыки общения.

Все это в целом, по нашему мнению, ведет к развитию человеческого потенциала студентов через активизацию сразу двух его составных частей: интеллектуального и инновационно-деятельностного потенциалов (Лапшин, 2013Ь). Это приводит, в свою очередь, к развитию у молодежи социальной субъектности и активизации ее в роли источника социокультурных изменений (Лапшин, 2013а; Луков, Лапшин, 2010).

ПРИМЕНЕНИЕ СХОЖИХ ПРАКТИК ДРУГИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Аналогичные практики обучения исследовательской работе студентов осуществляются, например, в Тюменском государственном университете (Кичерова, Ефимова, 2016). Здесь преподаватели кафедры общей и экономической социологии выявили ограничения, возможности и перспективы квестов как социально-педагогической технологии для образовательного пространства вуза. Инструментом вовлечения студентов в исследовательскую работу служили квестовые задания, а методикой оценки эффективности выступал среди прочего метод фокусированного интервью, проводимого специалистами кафедры. В нашей работе студенты сами выступали в роли организаторов фокус-групп, выполняя и роль разработчика исследования, и роль модератора, и видеооператора. Это, в свою очередь, пересекается с идей квестового задания (где квест можно определить как интеллектуальный вид игры, процесс которой разворачивается в специально подготовленном помещении, из которого участники квес-та должны выбраться, решив поставленные задач (там же)), что, в свою очередь, позитивно влияет на развитие исследовательских и творческих навыков студентов.

Наша работа перекликается с подходом исследователей М. А. Курьянова и В. С. По-ловцева. Они говорят о методе игрового производственного проектирования, который включает разделение учащихся на соревнующиеся группы, наличие исследовательского задания, проведение заключительного заседания (Курьянов, Половцев, 2011). Все перечисленные элементы присутствуют в нашем подходе, в данном случае имеет место просто выделение конкретного метода работы студентов (проектирование исследования методом фокус-групп и его осуществление).

Также можно отдельно отметить исследование руководителя Научно-исследовательского центра национального человеческого капитала Ю. В. Алексеева «Основные свойства человеческого капитала и инвестирование в его развитие (на основании исследований методом фокус-групп)» (Алексеев, 2014). Здесь методом исследования выступает также метод фокус-групп, а объектом — человеческий потенциал (капитал).

В целом следует заметить, что методика фокус-групп используется авторами как инструмент исследовательской работы, где студентам остается роль респондентов. Наша же идея базируется на превращении студентов в субъекты исследовательского процесса посредством обучения методу фокусированного интервью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в статье раскрываются особенности включения исследовательской деятельности в виде метода фокус-групп в процесс обучения студентов несоциологических направлений для развития их человеческого потенциала и исследовательской компетентности. Исследовательская работа студентов в рамках курсов фи-

лософии и история политических учений с использованием метода фокус-групп, на наш взгляд, позволяет исследователям более полно и целостно не только воспринять, но и переработать «под себя» материалы курса.

Исследовательская деятельность дает возможность студентам реализовать инно-вационно-деятельностный и интеллектуальный потенциал, способствует формированию командной работы, формирует навыки общения с людьми, подготовки отчетной документации и репрезентации результатов своей деятельности. Преподаватель же получает срез мнений молодежи по ряду значимых социальных феноменов, что может быть использовано уже в его исследовательской деятельности.

Схожие исследовательские проекты также направленны на активизацию творческой и исследовательской работы студентов, однако фокус-группы являются здесь не методом обучения, а методом оценки результатов обучения.

В целом студенты активно откликаются на возможность выступать субъектами исследовательской работы, получать живой опыт, отходить от формальной модели исключительно аудиторного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, Ю. В. (2014) Основные свойства человеческого капитала и инвестирование в его развитие (на основании исследований методом фокус-групп) // Коммуникология. Т. 5. №3. С. 136-163.

Дмитриева, Е. В. (1999) Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. № 8. С. 133-138.

Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. (2016) Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] // Мир науки. Т. 4. №5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

Курьянов, М. А., Половцев, В. С. (2011) Активные методы обучения : метод. пособие. Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 80 с.

Лапшин, В. А. (2013a) Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII-XXI веков // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 259-264.

Лапшин, В. А. (2013b) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 259-263.

Луков, В. А., Лапшин, В. А. (2010) Человеческий потенциал и повседневность // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 211-215.

Мальцева, Т. В. (2008) Метод фокус-групп в академических исследованиях // Прикладная юридическая психология. №3. С. 130-133.

Чеховский, И. В. (2009) О значимости ошибок, возникающих при использовании метода фокус-групп (по результатам поискового исследования) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. № 2. С. 83-91.

Дата поступления: 12.12.2018 г.

THE FOCUS GROUP METHOD AND STUDENTS: THE ISSUES OF RESEARCH SKILLS DEVELOPMENT AND HUMAN POTENTIAL

V. A. Lapshin Moscow University for the Humanities

The article discusses the use of the focus group method as part of the educational process for non-core sociological areas. It considers the methodology of the focus groups method within the framework of the "Philosophy" course at Moscow University for the Humanities, as well as the "History of Political Studies" course at the Moscow State Institute of Culture. As part of the classes, the students were trained in focus groups; they were divided into research groups of 2-3 people and were assigned

tasks in the framework of the studied discipline. The complexity of the topic of the task varied according to the level of mastering the discipline. The deadline was assigned depending on the progress of the educational process from 2 to 3 weeks.

The focus group method helps to teach students research work within the framework of the spe-rifled courses, contributes to teaching them team work and communication, allows the student to obtain additional information on the topics of the course, and to develop their human potential. Moreover, this method can be used to research the interests of students themselves.

The result of the research work was the preparation and conduct of focus groups by the students, as well as the preparation of a research report, supplemented by video materials. During the courses, two studies were conducted, from more general topics that do not require special preparation to topics implying an extensive knowledge of the course materials.

Keywords: young people; focus groups; focused interview; interview; students; philosophy; history of political studies; human potential

REFERENCES

Alekseev, Iu. V. (2014) Osnovnye svoistva chelovecheskogo kapitala i investirovanie v ego razvitie (na osnovanii issledovanii metodom fokus-grupp). Kommunikologiia, vol. 5, no. 3, pp. 136-163. (In Russ.).

Dmitrieva, E. V. (1999) Metod fokus-grupp: problemy podgotovki, provedeniia, analiza. Sotsio-logicheskie issledovaniia, no. 8, pp. 133-138. (In Russ.).

Kicherova, M. N. and Efimova, G. Z. (2016) Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaia pedagogi-cheskaia tekhnologiia dlia studentov novogo pokoleniia. Mir nauki, vol. 4, no. 5 [online] Available at: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (access date: 18.12.2018). (In Russ.).

Kur'ianov, M. A. and Polovtsev, V. S. (2011) Aktivnye metody obucheniia : metod. posobie. Tambov, FGBOU VPO «TGTU» Publ. 80 p. (In Russ.).

Lapshin, V. A. (2013a) Problema istochnikov sotsiokul'turnykh izmenenii v sotsial'nykh teoriiakh XVIII-XXI vekov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 259-264. (In Russ.).

Lapshin, V. A. (2013b) Strukturnye komponenty chelovecheskogo potentsiala. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 259-263. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lapshin, V. A. (2010) Chelovecheskii potentsial i povsednevnost'. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 211-215. (In Russ.).

Mal'tseva, T. V. (2008) Metod fokus-grupp v akademicheskikh issledovaniiakh. Prikladnaia iuri-dicheskaia psikhologiia, no. 3, pp. 130-133. (In Russ.).

Chekhovskii, I. V. (2009) O znachimosti oshibok, voznikaiushchikh pri ispol'zovanii metoda fokus-grupp (po rezul'tatam poiskovogo issledovaniia). Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Sotsiologiia, no. 2, pp. 83-91. (In Russ.).

Submission date: 12.12.2018.

Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес: [email protected]

Lapshin Vasiliy Andreyevich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Cultural Studies and Political Science, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti, Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-11. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.