УДК 130.2
Касимов Руслан Харисович
Kasimov Ruslan Kharisovich
кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Humanities Department, Tyumen State Oil and Gas University
Тюменского государственного нефтегазового университета
ОПЫТ ДЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИОСОФИИ О. КОНТА
THE EXPERIENCE OF DECONSTRUCTION IN HISTORIOSOPHY OF A. COMTE
Аннотация:
Summary:
В статье рассматривается проект деконструкции «закона трех стадий» О. Конта, который играет большую роль в развитии социологической парадигмы модерна. Предлагается преодоление логоценризма и унитаризма позитивистской историософии путем трансфигурации линейной модели истории в циклическую или параболическую. Позитивистский прогрессизм О. Конта дополняется идеей регресса, универсализм - плюрализмом, логос - хаосом, позитивные стадии -негативными.
The author considers a project of deconstruction of A. Comte's "Law of Three Stages", which plays an important part in the development of sociological para-digm of modernism. It is suggested to overcome the logo-centrism and unitarianism of positivistic histori-osophy by transfiguration of the linear model of history into a cyclic or a parabolic one. The positivistic pro-gressism of A. Comte can be complemented with the idea of regress, universalism with pluralism, logos with chaos, positive stages with negative ones.
Ключевые слова:
«закон трех стадий», логоцентризм, парадигма, модерн, постмодерн, история, деконструкция.
Keywords:
law of three stages, logo-centrism, paradigm, modernism, postmodernism, history, deconstruction.
Общепризнанным «перводвигателем» социологической теории стала позитивистская доктрина О. Конта (менее известен факт, что подлинным вдохновителем О. Конта был философ К.А. Сен-Симон). Именно социология О. Конта означает обращение от теоретической «революции» в сфере социальных дисциплин к «нормальной науке» об обществе (в терминологии Т. Куна). Историософским ядром позитивизма является известный «закон трех стадий», который стал эвристическим источником последующей социологической парадигмы.
«Закон трех стадий» - своеобразная квинтэссенция эпохи модерна и одновременно ее символ. Невероятный эвристический потенциал данной модели истории был обусловлен не только новизной, но и соответствием ожиданиям своего времени, выраженным в идеях эволюции, рационализма, прогрессизма и сциентизма.
В соответствии с требованиями времени и существовавшей общенаучной парадигмы позитивистская модель истории линейна. «Теория эволюции представляет прямую систематизацию всех наших отвлеченных понятий о естественном порядке в целом» [1, с. 77]. Теологическая, метафизическая и научная стадии являются выражением эволюции разума. Несмотря на утверждение О. Конта об «относительном характере положительной философии» [2, с. 74-78] как об одном из важнейших оснований позитивизма, «закон трех стадий» абсолютен.
Линия времени в позитивистской трактовке представляет собой не вектор, устремленный в бесконечность, но отрезок, конечная точка которого является «концом истории»: «Длинная цепь необходимых предварительных фазисов приводит, наконец, наш постепенно освобождающий ум к его окончательному состоянию рациональной положительности» [3, с. 72]. Следовательно, эта историософская модель может быть признана закрытой системой.
Теологическая, метафизическая и научная стадии представляют собой не горизонт, а иерархию, вертикаль, так как они служат ступенями развития от несовершенного к совершенному, незаконченного - к окончательному. Отсюда возникает идея тотальности прогресса. Девизом будущего у О. Конта выступают «порядок и прогресс». При этом последний становится целью и проявлением порядка [4, с. 187].
Предметом социологии О. Конта является общество, понимаемое как человечество. «Единственно положительная философия может постепенно осуществить великий план всемирной ассоциации...» [5, с. 98]. Человечество выступает как некое органическое единство, где биологический и социальный принципы равно служат развитию [6, с. 112-113]. Категория нации становится частным случаем, «частью человечества» [7, с. 106].
Описанные элементы являются существенными характеристиками модернистской социологической и историософской парадигмы О. Конта. Термин «парадигма», понимаемый Т. Куном
как «общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование,... модели, из которых возникают традиции научного исследования» [8, с. 31], позволяет представить социологию О. Конта как репрезентацию Zeitgeist.
Модернистская парадигма О. Конта до сих пор обладает эвристической притягательностью, хоть и подрастеряла за полтора века былой, как сказал бы В. Скотт, glamour. До сих пор общеприняты темы релятивизма и эмпиризма, до определенной степени актуальны идеи прогресса и единства человечества. Тем не менее интересно было бы провести постмодернистскую деконструкцию этой историософской модели, взглянуть на возможность ее функционирования в условиях «по ту сторону современности».
Для этого требуется процедура рассогласования той логоцентрической матрицы, которая имплицитна данной парадигме. Так как целью является не разрушение (деструкция), а пересборка (деконструкция), следует выстроить элементы в рамках когерентной нам модели и «традиции».
Во-первых, следует плюрализировать предмет социологии. Теперь есть не общество, а общества. Причем нужно признать существование обществ и в синхроническом ключе, и в диахроническом. В вышедшей через 14 лет после смерти О. Конта книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского это множество получило название «культурно-исторических типов». Сегодня их принято называть цивилизациями. Впрочем, постструктуралистские методы позволяют определить данное множество и иначе.
Во-вторых, следует изменить геометрию линеарной хронологии О. Конта, так как иерархии, или «древовидные» среды, немыслимы в нашем мире ризом и сетей. Простое опрокидывание иерархии, ее превращение в вертикаль, ничего не даст, так как потеряется тот закон социальной жизни, который и репрезентирует парадигма О. Конта. Следовательно, требуется нечто иное. Например, обращение линии в цикл. Или ее трансформация в параболу.
Такие модели обещают интересные перспективы. К примеру, если представить контовский трином в виде цикла, где нижней точкой будет религиозная стадия, а вершиной - научная, появляется возможность выделения не только позитивных, но и негативных фаз движения.
Для наглядности представим диаграмму в виде циферблата. Предположим, что движение начинается из нижней точки цикла против часовой стрелки. Нижняя точка («6 часов») будет соответствовать религиозной стадии. Здесь позитивный момент движения. Следующим пунктом станет метафизическая стадия («9 часов»), строго по О. Конту являющаяся одновременно развитием первой фазы и ее отрицанием. Наконец, вершина цикла («12 часов») - высочайшее развитие позитивной эволюции: научная стадия.
Если первая, восходящая, часть движения связана с понятием прогресса, то вторая, нисходящая, - с идеей регресса. Высочайшая точка исторического движения, позитивная научная стадия, трансформируется в негативную. Следующим регрессивным этапом («3 часа») будет фаза «негативной» метафизики. Очевидно, она является отрицанием предыдущего и характеризуется распадом универсального знания и превращения его в частные абстракции и «регионы бытия». Примером подобной метафизики, по нашему мнению, может служить постструктурализм.
Завершением цикла («6 часов») служит негативная религия как конечное (но не окончательное) угасание разумного и универсального, догматизация остатков знания как неизменных деистических сущностей. Парадоксальным образом подобную религию пытались создать и К.А. Сен-Симон, и «поздний» О. Конт. Парадокс заключается в том, что эта «религия разума» описывается в их трудах как нечто позитивное. Однако уже К.А. Сен-Симон разделяет «религию разума» на экзотерику для черни и эзотерику для «ученых» и «математиков»: «Предположите, что вы узнали способ, которым была в какую-то эпоху распределена материя, и что вы составили план вселенной, обозначив числами количество материи в каждой ее части. Вам станет ясно, что, применяя к этому плану закон всемирного тяготения, вы будете в состоянии предсказать с той точностью, какую только позволит состояние математических знаний, все последовательные изменения во вселенной» [9, с. 144]. Эзотерическая часть являет собой позитивную сторону религиозной стадии, а экзотерическая - негативную.
Очевидно, что циклизация разрушает логоцентризм линейной историософии О. Конта, одновременно сохраняя отдельные его элементы. Контовский прогрессизм дополняется идеей регресса, универсализм - плюрализмом, логос - хаосом. Но подобное сюрреалистическое превращение О. Конта в Р. Генона является удовлетворительным лишь частично. Так как круг - замкнутая фигура, то есть закрытая система, можно представить себе агломерат циклов, и тогда они разворачиваются в сеть.
Но гораздо перспективнее трансформировать линеарность историософии О. Конта в параболу, где вершиной вновь оказывается научная фаза и зеркально отображены восходящие по-
зитивные и нисходящие негативные стадии. Такая модель не только продолжает процесс деконструкции и сохраняет черты аддитивности циклической модели, но и обладает свойствами инте-гративности. Можно представить параболу как социально-культурные «волны» Э. Тоффлера, отличительной чертой которых является их наложение друг на друга [10, с. 56]. Тогда параболическая модель будет отличаться не только открытостью, но и возможностью включения в бесконечное количество таких же «волн». Лишь в этом случае проект «релятивизации» науки и общества, начатый О. Контом, потеряет видимость утопии и реализуется в столь желаемое им социальное действие.
Ссылки:
1. Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. ; под ред. Э.Л. Радлова. 3-е изд. М., 2012. 296 с. (Из наследия мировой философской мысли: философия истории).
2. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. Ростов н/Д., 2003. 256 с.
3. Там же. С. 72.
4. Конт О. Общий обзор позитивизма. С. 187.
5. Конт О. Дух позитивной философии ... С. 98.
6. Конт О. Общий обзор позитивизма. С. 112-113.
7. Там же. С. 106.
8. Кун Т. Структура научных революций : сборник / пер. с англ. М., 2003. 365 с. (Философия. Психология).
9. Сен-Симон. К.А. Избранные сочинения : в 2 т. Т. 1 / пер. с фр. Л.С. Цетлина. М. ; Л., 1948. 468 с.
10. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М., 1999. 261 с.
References:
1. Comte, A 2012, Overview positivism, 3rd ed., Moscow, 296 p. (From the heritage of world philosophy: Philosophy of History).
2. Comte, A 2003, Spirit of positive philosophy. Word about positive thinking, Rostov-on-Don, 256 p.
3. Comte, A 2003, Spirit of positive philosophy. Word about positive thinking, Rostov-on-Don, p. 72.
4. Comte, A 2012, Overview positivism, 3rd ed., Moscow, p. 187.
5. Comte, A 2003, Spirit of positive philosophy. Word about positive thinking, Rostov-on-Don, p. 98.
6. Comte, A 2012, Overview positivism, 3rd ed., Moscow, p. 112-113.
7. Comte, A 2012, Overview positivism, 3rd ed., Moscow, p. 106.
8. Kuhn, T 2003, The Structure of Scientific Revolutions: collection, Moscow, 365 p. (Philosophy. Psychology).
9. Set-Simon, KA 1948, Selected Works: in 2 vols., vol. 1, Moscow, Leningrad, 468 p.
10. Toffler, E 1999, Third Wave, Moscow, 261 p.