Научная статья на тему 'Опыт датирования римских императорских портретов из базилики Юлиев в Коринфе'

Опыт датирования римских императорских портретов из базилики Юлиев в Коринфе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ ЮЛИЕВ / JULIAN DYNASTY / БАЗИЛИКА / ГРЕКО-РИМСКИЙ ПОРТРЕТ / РИМСКОЕ ИСКУССТВО / ROMAN ART / ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / GREEK ART / BASILICA / PORTRAITURE / ROMAN PORTRAITURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Т.В.

Интерес к Античности существует тысячелетиями. Он возвращается волнами, и они, как правило, имеют оттенок романизации. Другими словами это преувеличенное влияние римского искусства на становление европейской культуры при игнорировании греческого. Это сильнее свойственно авторам из Италии, но ученые других стран имеют тенденцию недооценивать вклад мощного эллинского ствола. Рассматривая историю изучения на протяжении двух столетий римского храма Юлиев, построенного в Коринфе в I в/н.э., находишь множество интересных деталей. Внимательное рассмотрение круглой скульптуры дает возможность уточнить ее датирование. Также возможно прояснить, кому могли принадлежать статуи, существующие сейчас в обломках или без голов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE DATING ROMAN IMPERIAL PORTRAITS FROM THE BASILICA OF JULIUS IN CORINTH

Interest in antiquity exists for thousands of years. He is always back with waves and they, as a rule, have a Roman hue. It means that impact of Roman Art in evolution of European culture is greater than that of Greek. This opinion is stronger in the authors from Italy, but scientists from other countries have a similar approach. Exploring of Roman Julian temple of Corinth count two centuries. And it can show us curious things. Corinthians built the temple in the 1st century AD, with many and interesting details. Attention to the round marble sculptures can give you possibilities to correct dates of making the portraits. Also there is chance to clear the names of the glorified people of Rome.

Текст научной работы на тему «Опыт датирования римских императорских портретов из базилики Юлиев в Коринфе»

Т.В. Андреева

Воронежский государственный университет

(г. Воронеж)

Опыт датирования римских императорских портретов из базилики Юлиев в Коринфе

В 146 г. Коринф был стерт с лица земли после неудачного восстания против Рима. Через столетие на развалинах греческого города Гай Юлий Цезарь строит новое римское поселение с впечатляющей римской агорой. В ее середине, напротив южной внутренней галереи с колоннами, стояла трибуна, с которо Луций Юлий Галий, брат фило софа Сенеки, в 52 г. н.э. судил апостола Павла. «Южнее, над всеми этими постройками, выше современного музея, - пишет К.К. Вермюле, стояло на высоком подиуме само большое и красивое святилище рода Юлиев, основателей римского Коринфа, ныне называемое "ба-

найдены в разных частях Коринфа и окрестностей.

У Павсания читаем [2]: «Теперь из древних коринфян никто не заселяет Коринфа, там живут только поселенцы, отправленные туда римлянами. Причиною послужил Ахейский союз; принадлежавшие к нему коринфяне оже приняли участие в войне отив римлян, которую подготовил Критолай, избранный полководцем ахейцев; он убедил отпасть (от римлян) как ахейцев, так и много других народов вне Пелопоннеса. Когда же римляне победили в этой войне, то они всех других эллинов лишили права носить оружие, а все те города, которые были укрепле-

зилика". Павсаний называет его "святыней сестры Августа Октавии", чья скульптура стояла внутри храма» [10, с. 211]. Заметим, что такую же ошибку, как К. К. Вермюле, делают многие исследователи, полагая базилику и храм Октавии одним зданием, однако это разные храмы. Все переводы с английского и немецкого языка сделаны автором.

Остановимся на архитектуре и истории Римского форума.

Основание Юлием Цезарем в 44 г. до н.э. «Колонии Лаус Юлия Коринтенсис» (Colonia Laus Iulia Corinthiensis) отмечено у разных древних авторов, об этом же рассказывает масса нумизматического и эпиграфического материала. Археологические находки, связанные со строительством, надписи, рассказывающие об организации городских частей колонии,

ны, они лишили стен, разрушив их; что же касается Коринфа, то его окончательно разорил Мум-мий, бывший начальником римлян во время этого похода; впоследствии же, говорят, он был восстановлен Цезарем, который первый в Риме установил нынешнее государственное устройство; при его правлении был восстановлен также и Карфаген [4, с. 45].

На середине площади стоит медная статуя Афины, на ее пьедестале вырезаны рельефные изображения Муз. За площадью — храм Октавии, сестры Августа, правившего римлянами после Цезаря, основателя нынешнего Коринфа» [1; 4, с. 46].

Знаменитый город, несколько раз разрушенный до основания, тщательно раскапывался и изучался на протяжении XIX и XX вв. Его культуре и истории посвящены монографии, науч-

Интерес к Античности существует тысячелетиями. Он возвращается волнами, и они, как правило, имеют оттенок романизации. Другими словами — это преувеличенное влияние римского искусства на становление европейской культуры при игнорировании греческого. Это сильнее свойственно авторам из Италии, но ученые других стран имеют тенденцию недооценивать вклад мощного эллинского ствола. Рассматривая историю изучения на протяжении двух столетий римского храма Юлиев, построенного в Коринфе в I в/н.э., находишь множество интересных деталей. Внимательное рассмотрение круглой скульптуры дает возможность уточнить ее датирование. Также возможно прояснить, кому могли принадлежать статуи, существующие сейчас в обломках или без голов.

Ключевые слова: династия Юлиев, базилика, греко-римский портрет, римское искусство, греческое искусство.

T.V. Andreeva

Voronezh State University (Voronezh) Experience dating Roman imperial portraits from the basilica of Julius in Corinth

Interest in antiquity exists for thousands of years. He is always back with waves and they, as a rule, have a Roman hue. It means that impact of Roman Art in evolution of European culture is greater than that of Greek. This opinion is stronger in the authors from Italy, but scientists from other countries have a similar approach. Exploring of Roman Julian temple of Corinth count two centuries. And it can show us curious things. Corinthians built the temple in the 1st century AD, with many and interesting details. Attention to the round marble sculptures can give you possibilities to correct dates of making the portraits. Also there is chance to clear the names of the glorified people of Rome. Keywords: Julian dynasty, basilica, portraiture, roman portraiture, Roman art, Greek art

Андреева Т.В.,

аспирант кафедры археологии и история древнего мира Воронежского государственного университета (г. Воронеж)

ные статьи, хотя по-прежнему остались неразрешенные вопросы, особенно в плане атрибуции и датировок многочисленных находок. Для нас наибольший интерес представляет базилика Юлиев, потому что с этой постройкой связано несколько первоклассных скульптурных портретов, что дает надежду на реконструкцию скульптурной декорации храма. Рассмотрим несколько вариантов реконструкций базилики, предложенных в книгах и статьях последнего времени.

«У северной стены был императорский алтарь Ларам, а у южной стены был трибунал. Базилика подвергалась реставрациям в императорское время, самая существенная из которых была перестройка каменного здания с гипсовой декорацией в мраморный храм, с укладкой пола мраморными плитами. Функции трибунала очевидны из факта находки семи императорских статуй. Статуи Августа, Клавдия? и, похоже, Антонина Пия? окружали трибунал с двух сторон, с монументами Августу и Клавдию направо и памятником Антонину налево. Находки статуй плюс большое заселение Коринфа, театр с эпиграфическим посвящением Августу, его семье и их Ларам, подсказывает что Базилика Юлиев был местом имперского трибунала, здесь был суд над государственными преступлениями и рассмотрение дел, требуемых имперского арбитража», - пишет в своей диссертации американский исследователь, архитектор Пауль Скоттон [7, с. 48-65].

По нашему мнению, трудно представить, что в базилике кто-то будет делать место культа богов домашнего очага — ларов. Тоже можно сказать о выводах П. Скоттона о расположении там суда [7, с. 65]. Возможно, такие выводы возникают вследствие того, что работа автора посвящена архитектурным вопросам

и исследователь плохо разбирается в истории или археологии. К тому же другие авторы уверенно говорят, что эпиграфических данных от периода Юлиев-Клавдиев в Коринфе не осталось [10, с. 108-112].

На раскопках Коринфа в 1914 и 1915 г. внутри базилики Юлиев были открыты многочисленные мраморные римские скульптуры. Среди них статуя Августа в тунике и тоге, обнаженные статуи молодых людей, которые считаются изображениями его наследников Гая и Луция Цезарей, портрет Германика (?) или Калигулы, два полуобнаженных мужских торса и две военные статуи в доспехах, их головы не сохранились. Все изображения хранятся в археологическом музее Коринфа, надписей на них нет [3, с. 85]. К позднему периоду правления Августа (около 414 гг.), по данным музея, относятся изображения его наследников Гая и Луция. По каталожным данным, статуя самого «божественного» Августа, у которой не сохранились ноги, и голова Германика, вероятно, принадлежат к периоду правления Калигулы. Два фрагментарных торса типа «обнаженный Юпитер» и две военные статуи трудно поддаются атрибуции, время их создания неизвестно [6, с. 186189].

Родные братья Гай и Луций, как указывали античные авторы, были дружны и отлично ладили между собой. Напомним, что внуки Принцепса Августа пользовались его любовью и были им усыновлены, поэтому обычно молодых людей называют сыновьями Августа. В произведениях искусства они, как правило, представлены в паре, что облегчает проблему атрибуции их изображений. «В статуях из базилики Юлиев братья представлены в героическом образе божеств или героев, изображения похожи между собой. К настоящему времени пришли к согла-

сию, что сохранившаяся до пояса статуя представляла Гая, тогда как целая фигура принадлежит его младшему брату Луцию. Первый имеет задумчивое лицо с тонкими чертами, а второй выглядит как версия молодого Августа из Прима Порты. Оба портрета достаточно сухие и академические», — пишет Ф.П. Джонсон [3, с. 71].

Работа Джонсона опубликована в 1931 г. Исследователи более позднего времени считают полную статую изображением старшего брата — Гая. Мы придерживаемся этой же версии (рис. 1, 2).

«Луций в представлении божественного тела, со следами «пунтелли», оставленными на левом плече копиистом, базируется на типе, обычно называемом Гермесом», - пишет Адольф Липпольд, профессор античной истории в Равенсбурге. «А.Липпольд предположил, что прототип представлял Тезея и Луций-Тезей имел парой Гая-Ахилла, что придавало мифологический оттенок героическим статуям двух наследников», -замечает по этому поводу К.К. Вермюле [10, с. 179]. Эти изображения продолжают питать воображение исследователей, которые снова и снова ищут им аналоги. Д. Поллини полагает, что «Гай и Луций представлены типом, напоминающим о Диоскурах: каждый показан в героической наготе, с накидкой, обернутой вокруг левого плеча и вокруг левой руки». Хотя конфигурация их рук сходна, Гай повернут направо и Луций налево, что предполагает, что статуи были парой. К тому же статуя Гая найдена в южной части восточной экседры, а статуя Луция использована в конструкции стены в той же части базилики. Они, возможно, фланкировали экседру, и их головы были повернуты в ее направлении. До периода Калигулы в римских колониях вроде Коринфа такие

обнаженные статуи использовались для посмертных посвящений, поэтому скорее всего статуи сделаны после смерти Гая в 4 г. н.э.» [6, с. 139].

«Полагаю, что юлианская базилика, в которой находятся римские портреты первого века, имеет связь с местной греческой традицией, - пишет Катарина Вандерпуул. - Это статуи Августа с его приемными сыновьями Луцием Цезарем и Гаем Цезарем из семейной скульптурный группы» [9, с. 53]. «В частности, обе статуи Гая и Луция Цезарей размерами и очертанием сходны с группой статуй в театре в Леп-тис Магне, - пишет Ю. Датч. - Эта группа включает хорошо известных «Диоскурой» - божественных близнецов. Гай и Луций представлены как божественные близнецы греческой мифологии Кастор и Полидевк. Этот статуарный тип восходит к существовавшим в прежние века прообразам, возможно, к знаменитым Диоскурам в Дельфах. Тот победный монумент был посвящен спартанской победе при Айгос-потамой 405-404 до н.э. Однако победный монумент был поставлен не только спартанцам, но также отмечал вклад жителей Пелопонеса и коринфян в войне с Афинами» [2, с. 53].

«Коринф как новая римская колония гордился своим связями с самим Римом. Среди коринфян эпохи ранней империи можно назвать спартанца Евриклеса, кто с другими спартанскими знатными людьми, возможно, ведет свой род от Кастора и Пол-лукса (Полидевка). Может, это спартанские патроны выбрали Диоскуров Антифана представлять Гая и Луция? Они не только льстили императорской семье, но и отдавали дань местным честолюбцам», — подчеркивает нидерландская исследовательница [9, с. 269-284].

Производство статуарных групп было остановлено импера-

Рис. 1.

Луций [3, с. 85]

Рис. 2. Гай [3, с.85]

Рис. 3.

Август из Прима Порта. Конец 1 в. до н.э.

Рис. 4.

Август в тоге. Коринф. Период Калигулы [5, с. 50].

Рис. 5.

Калигула. Коринф [5, с. 50].

Рис. 6.

Август в тоге. Коринф. Период Калигулы [5, с. 50].

ла возвращается к прерванной с предшествующее правление традиции и распространяет изображения своей семьи по империи. Снова используются забытые на четырнадцать лет формы прославления римских правителей. Молодой император включал в статуарные группы тех же представителей династии, которые появились на римских императорских монетах в ранний период его правления. Среди них чаще всего встречаются Август, которому он приходился правнуком по материнской линии, и его отец Германик, внук Ливии.

«Внутри базилики найдена табличка со словами Генти Аугу-сте (Genti Augustae). В ее нижней части выбито посвящение Тибе-рию Гемеллу, внуку императора Тиберия и Антонии II, дочери триумвира Марка Антония, матери Германика и бабке Калигулы. Надпись датируется началом правления Калигулы, поскольку он казнил первого в 38 г. и даровал второй титул Августы Антонии в 37 г. Хотя Гемелл был официально усыновлен молодым императором, он во всех надписях, включая две, определенно относящиеся к периоду Калигулы, назван сыном Друза II и таким образом внуком Тибе-рия, и его усыновление императором, как кажется, совершенно не принималось в расчет, — пишет Е. Свифт. Он продолжает: — Титул на базе упоминает Gens Augusta, а не привычный Gens Julia. Это свидетельствует о том, что императорская семья в тот момент соотносилась с самим Августом, а не с родом Юлиев. Династически это верно, поскольку и Калигула и Тиберий Гемелл восходят к Ливии» [8, с. 4-23].

Заметим, что игнорирование факта усыновления Гемелла Калигулой не удивительно. Возможно, император боялся конкуренции своего родственника и очень быстро его казнил. Процесс усыновления имел какое-то

политическое значение, был своеобразным показательным актом.

Обратим внимание на скульптурные изображения, сохранившиеся со времени первых лет существования базилики Юлиев. Статуя Августа из базилики, по мнению Ф. П. Джонсона, представляется упрощенной версией «тогата с Виа Лабиана» в Национальном музее Рима. «Скульптор, — пишет исследователь, — почти превратил тогу, накинутую на голову для традиционного римского акта жертвоприношения, в химатион, убрав складки с части одеяния, расположенного вокруг ног» [3, с. 56]. «Император, — замечает Ч. Роуз, — на передней части головы которого сохраняются следы красной краски, мог держать свиток и ковш для жертвенных возлияний вина, в левой и правой руках соответственно» [6, с. 34].

«Лицо Августа, удлиненное и треугольное, не соответствует созданным при его жизни портретам, а близко к изображениям самого Калигулы. Тот факт, что большая складка тоги с острым углом, синус, падает ниже колена, подсказывает время возникновения скульптуры уже после смерти Августа. Эта статуя могла быть создана в то же время, что и упомянутые посвящения, став своего рода визуальным свидетельством о "доме Августа"», -пишет Ф.П. Джонсон [3, с. 56].

«В поддержку того, что статуя Августа была создана после его смерти, можно привести складку ниже колена в форме «синуса», общий тип заостренного книзу лица, близкий тип прически» — высказывается Д. Бошунг [1, с. 29-32].

Наибольшие споры вызывает найденная в восточном нефе голова Германика (?), которую называют также Калигула, официальный портрет, близко следующий римской модели. Идентификация этого несомненного представителя семейства Юлиев-

Клавдиев трудна, хотя нос с горбинкой и оттопыренные уши позволяют предложить, что это может быть также Тиберий, его сын Друз II или Калигула. «Красивая голова с накинутой тогой и аккуратной бородкой, свидетельствующей о периоде оплакивания, — по мнению Ч.Б. Роуза, — могли принадлежать типу тогата и так же демонстрируют влияние стиля Калигулы, как и статуя Августа. Накидка императора состоит из одного слоя материи, а у Германика она формирует три горизонтальных слоя со складкой в форме буквы омега в центре. Если портреты сделаны в одно время, то можно говорить о нескольких мастерах». [6, с. 34]. «В исполнении портретов Августа в тоге и Германика? заметна разница», - полагает Д. Бошунг [1, с. 220].

«Когда мастерская обязывалась производить портреты императора и его семьи, то обычно скульптуры делали запрос черепных характеристик в столичных мастерских. Другими словами, хотя стандартный облик представителей династии оставался неизменным, действительная форма головы могла быть близкой к портретам императора того периода, когда создавалась группа. Такой курьезный факт влияния облика живущего правителя на форму некоторых портретов Августа отмечен в случае с головой Августа из Коринфа», — полагает Дж. Поллини [5, с. 45-47].

Как видно из этого краткого обзора, несмотря на давность находок и интерес к ним, единство мнений исследователей не достигнуто даже на по поводу датирования произведений (рис. 3-5).

Портрет Калигулы вызывает наибольшие разногласия, как мы видели. Мы поддерживаем точку зрения, что статуя Августа в тоге и голова Калигулы относятся ко времени правления последнего (см. рис. 19, 20, 21). Ар-

гументы, подтверждающие эту точку зрения упомянутых исследователей, представляются вполне разумными: Август в тоге имеет несколько более заостренный подбородок, чем образцовый портрет Августа из Прима Порты, заметно сходство головных накидок, близкий тип прически [6, с. 34] [3, с. 56] [1, с. 2932].

Добавим несколько своих замечаний и наблюдений по этому вопросу. Возможный интерес представляют особенности изображения ушных раковин, элементы которых стоит проанализировать. Рассмотрим сначала детали портретов, которые, вероятно, сделаны при правлении Калигулы (рис. 6-8).

К счастью, полностью сохранились левые ушные раковины, их можно рассмотреть (см. рис. 22, 23, 24). Несмотря на ряд отличий, общая форма мочек ушей и обработка внутреннего ушного пространства схожи. С другой стороны, изображения ушных раковин портретов из Коринфа другие, чем в портрете Августа из Прима-Порты (см. рис. 19). Что можно использовать как аргумент в атрибуции Августа из Коринфа, как скульптуру, сделанную после смерти принцепса.

Тот же прием используем для определения времени создания

портретов приемных сыновей Цезаря: Луция и Гая. На рис. 9 левые ушных раковины принцев Луция и Гая, сравним их с фотографией левого уха Августа из Прима Порты. Последний портрет сделан при жизни Августа и стал образцом для императорских изображений на несколько веков, поэтому обращение к нему с целью сравнения имеет все основания (рис. 9).

Легко заметить, что ушные раковины Луция, Гая и Августа из Прима Порты близки по форме и очень отличаются от тех, что принадлежат Августу в тоге и Калигуле.

Рис. 7.

Калигула. Коринф [5, с. 50]

Рис. 8.

Август. Калигула [5, с. 50].

Рис. 9.

Луций Цезарь. Гай Цезарь. Август

Заключаем, что последние были сделаны в другое время. Похоже, что Август из Прима Порты был моделью для портрета Гая. Заметим поразительное сходство и в деталях прически. Портрет Луция чуть отличается: его волосы сделаны в виде штриховки, хотя сама прическа та же. Это может свидетельствовать о том, что Луций и Гай созданы в период правления Августа, возможно даже в государственных мастерских в Риме, и потом привезены в Коринф. Также можно предположить, что образцами для мастеров, делавших изображения Гая и Луция, были классические статуи V века до н.э. (например, заметно сходство изображения Гая (рис. 2) с Дорифором По-ликлета). Можно предположить,

что самые первые статуи базилики Юлиев, сделанные в конце первого века до н.э. - начале первого века н.э., были вдохновлены лучшими образцами греческого искусства классики. Что вписывается в концепцию «классицизма» искусства Рима в период Августа.

Литература :

1. Böschung, D. Römische Glas-phalerae mit Porträtbüsten // BJb. —

1987.

2. Dutch, R. S. The educated elite in 1 Corinthians. — London, 2005.

3. Johnson, F.P. Corinth. 1. The Sculpture. 1896-1923. — Cambridge, Mass., 1931

4. Pausanias. Pausaniae Graeci-ae Descriptio. 3 vols. — Leipzig, Teubner. — 1903.

5. Pollini, J. The Portraiture of Gaius and Lucius Caesar. — 1987.

6. Rose C.B. Dynastic commemoration and imperial portraiture in the Julio-Claudian period. — Princeton. — 1997.

7. Scotton, P.D. The Julian Basilica at Corinth: An architectural investigation (January 1, 1997). Dissertations available from ProQuest. Paper AAI9727296.

8. Swift, E. H. A Group of Roman Imperial Portraits at Corinth. III. Gaius and Lucius Caesar // American Journal of Archaeology. — 1921. — Vol. 25. — № 4.

9. Vanderpool, C. de Grazia. Roman Portraiture: the Many Faces of Corinth. In Williams and Bookidis 8 (eds.). Corinth, The Centenary. 18961996.

10. Vermeule, C.C. Roman Imperial Art in Greece and Asia Minor. — Cambridge.—1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.