Научная статья на тему 'Опыт борьбы с посягательствами на физическую свободу человека, связанными с его эксплуатацией в зарубежных странах'

Опыт борьбы с посягательствами на физическую свободу человека, связанными с его эксплуатацией в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт борьбы с посягательствами на физическую свободу человека, связанными с его эксплуатацией в зарубежных странах»

знаками, роль которых в теории и практике уголовного права требует дальнейшего исследования.

4. Следует более широко использовать в правоприменительной практике комплексные патопсихолого-психиатрические экспертизы для более объективной многофакторной оценки влияния психического состояния индивида на совершение им правонарушения в конкретной ситуации.

5. Сохранив и конкретизировав норму ограниченной (уменьшенной) вменяемости, применять ее не только для смягчения наказания, а, прежде всего, для формирования в отношении конкретного индивида комплекса эффективных мер психологического и медицинского характера.

6. Для более эффективной социальной реабилитации и реадаптации, а также профилактики рецидива преступных деяний категорией лиц, признанных экспертами ограниченно вменяемыми, необходима многофакторная регламентация применения принудительных мер не только медицинского, но и (пато)психологического характера, с учетом срока принудительного лечения, критериев его прекращения, периодичности освидетельствования, психосоматических особенностей индивида и др.

Б.Н. Муханов

Опыт борьбы с посягательствами на физическую свободу человека, связанными с его эксплуатацией в зарубежных странах

Опыт борьбы с посягательствами на физическую свободу человека в зарубежных странах имеет достаточно богатый материал. В статье подробнее остановимся на проблеме торговли людьми и использования рабского труда в странах бывшего СССР и дальнего зарубежья.

Бюро международных информационных программ Государственного департамента США представило доклад о торговле людьми в странах бывшего Советского Союза1. Этот доклад представляет собой коллективный труд посольств, зарубежных правительств и неправительственных организаций по всему миру, проявивших твердое намерение положить конец такому явлению, как рабство. В докладе страны делятся на определенные категории:

1) страны, чьи правительства полностью соблюдают установленные в международном праве минимальные стандарты борьбы с рабством и работорговлей;

2) страны, чьи правительства не полностью соблюдают установленные в международном праве минимальные стандарты борьбы с рабством и работорговлей, но прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить их выполнение;

3) страны, чьи правительства не полностью соблюдают минимальные стандарты и не прилагают значительных усилий в этом направлении.

На основе данных указанного доклада рассмотрим ситуацию с торговлей людьми и использованием рабского труда в некоторых странах бывшего СССР.

Азербайджан (контрольный список категории 2) является, в основном, страной происхождения и транзита мужчин, женщин и детей, продаваемых в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда.

Азербайджанские, русские и центральноазиатские женщины и девочки продаются из страны или следуют через нее в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию и Пакистан в целях сексуальной эксплуатации, мужчины — в Турцию и Россию для принудительного труда, а мальчики продаются внутри страны для попрошайничества.

В уголовном кодексе нормы о торговле людьми и об использовании рабского труда помещены в главу 16 «Преступления против мира и безопасности человечества». Это рабство — ст. 106, которое включает в себя как торговлю людьми, так и использование

рабского труда; половое насилие — ст. 108, которое включает в себя принуждение к проституции.

Правительство сообщило о 23 арестах в связи с торговлей людьми, причем в 20 случаях были вынесены приговоры, предусматривающие тюремное заключение или штраф. Большинство преступлений, связанных с торговлей людьми, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет, за исключением изнасилования, максимальный срок за которое составляет 15 лет.

Беларусь (категория 2) является страной происхождения женщин и девочек, продаваемых в Западную, Центральную и Южную Европу, Россию, балтийские государства, Японию, Израиль, Сирию, Ливан и Объединенные Арабские Эмираты в целях сексуальной эксплуатации. Должностные лица и эксперты считают, что каждый год продаются тысячи белорусских женщин.

Правительство страны признало, что торговля людьми представляет серьезную проблему в Беларуси, и усилило следственные действия и общую информированность, несмотря на нехватку ресурсов.

В Уголовном кодексе Беларуси названы следующие преступления против физической свободы человека, связанные с его эксплуатацией: торговля людьми — ст. 181; принуждение — ст. 185; вербовка людей для эксплуатации — ст. 187.

При этом в УК Беларуси торговля людьми определяется как «действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им». Такое определение, как уже было отмечено, представляется более удачным, чем то, которое дано в УК РФ.

Торговля людьми считается более тяжким преступлением (максимальное наказание — до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества).

Грузия (контрольный список категории 2) является страной происхождения и транзита женщин и мужчин, продаваемых в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда в такие страны, как Россия, Греция, Израиль, Турция, и страны Западной Европы. Есть доказательства того, что некоторые женщины из России и Украины были проданы в Турцию через Грузию.

Статья 143 Уголовного кодекса Грузии запрещает торговлю людьми, а ст. 172 — торговлю несовершеннолетними в целях сексуальной, трудовой и других форм эксплуатации. Обе статьи предусматривают базовое наказание в виде лишения свободы сроком на 5-12 лет, а при отягчающих обстоятельствах максимальный срок увеличивается до 20 лет.

Районные прокуроры расследовали два дела о продаже женщин в Турцию для сексуальной эксплуатации, и двое обвиняемых были помещены в места предварительного заключения.

Казахстан (контрольный список категории 2) является страной-источником, страной транзита и страной назначения для лиц, продаваемых из Кыргызской Республики, Узбекистана и Таджикистана с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Жертвами являются объекты торговли, осуществляемой через Казахстан и из Казахстана в Россию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Израиль, Грецию, Южную Корею, Чешскую Республику, Румынию, Сирию, Германию, Испанию, Италию, Кипр, Нидерланды, Португалию и Ирландию. Имеет место также и внутренняя торговля между сельскими районами и городами.

В Казахстане к разряду уголовных преступлений относят вербовку людей с целью эксплуатации — ст. 128 УК Казахстана, которая наказуема тюремным заключением сроком от 1 до 8 лет. Казахстанские власти провели 9 расследований по этой статье. Четыре из них были закрыты или прекращены, два расследования проводятся в настоящее время и три временно прекращены. Правительство также провело за период 2003-2004 гг. одно судебное разбирательство, осудило четырех человек и потребовало вынесения

приговора по пятому судебному делу. Один человек был осужден в соответствии с новым законодательством и приговорен к трем годам условно, второй был осужден за организацию незаконной иммиграции и приговорен к одному году тюрьмы условно, еще два лица были осуждены по целому ряду пунктов обвинения и приговорены к четырем и трем годам лишения свободы соответственно.

Кыргызская Республика (категория 2) является страной-источником и страной транзита для женщин, мужчин и детей, которые продаются в Казахстан и Россию для принудительного труда и в Объединенные Арабские Эмираты, Южную Корею, Турцию и Китай для сексуальной эксплуатации. Женщины, которые едут в Кыргызстан или проезжают через него транзитом, направляются из Узбекистана и Таджикистана. Люди продаются также и внутри страны, из бедных сельских районов на юге в северные города, такие, как Бишкек и Ош.

Похищение невест также представляет собой серьезную проблему, несмотря на существование закона, запрещающего этот обычай.

Правительство Кыргызской Республики внесло поправки в Уголовный кодекс в августе 2003 г., установив за преступления, связанные с торговлей людьми, сроки лишения свободы от 3 до 20 лет. В июне 2003 г. было создано подразделение по борьбе с торговлей людьми. За период 2003-2004 гг. полиция выдвинула против 96 лиц обвинения в преступлениях, связанных с торговлей людьми, включая торговлю с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда, организацией незаконной миграции и выдачей замуж несовершеннолетних.

Литва (единственная страна бывшего СССР, которая включена в категорию 1) является страной-источником и страной транзита для женщин и детей, продаваемых для сексуальной эксплуатации в Германии, Испании, Дании, Норвегии, Нидерландов, Соединенного Королевства, Франции и Польши. Женщины являются объектом торговли для сексуальной эксплуатации в Литве и направляются через Литву из таких стран, как Украина, Россия (Калининград) и Беларусь, а также продаются внутри Литвы. Школы-пансионаты, которые часто выступают в качестве детских домов, являются новой целью для торговцев, ищущих жертв. Правительство Литвы полностью выполняет минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми.

Молдова (категория 2) в первую очередь является страной-источником в отношении женщин и детей, продающихся для сексуальной эксплуатации на Балканы (Босния и Герцеговина, Македония, Албания, Сербия и Черногория, Косово), в другие европейские страны (Италия, Франция, Португалия, Германия, Румыния, Болгария, Венгрия, Словакия, Чешская Республика, Польша, Греция, Кипр и Турция) и на Ближний Восток (Ливан, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сирия, Пакистан и Афганистан). Продажа женщин и детей из Молдовы в Россию, Турцию и ОАЭ в течение 2004 г. значительно увеличилась; продолжается, не ослабевая, их доставка в Израиль через Москву и в Египет. Мужчины и дети Молдовы используются для попрошайничества. Молдова также является страной транзита из Украины в Румынию. Пограничная область Приднестровья, которая не находится под контролем центрального правительства, также служит и источником, и пунктом транзита для жертв торговли людьми.

Таджикистан (контрольный список категории 2) является страной-источником по отношению к мужчинам, женщинам и детям, продаваемым в Россию, другие центральноазиатские страны и государства Персидского залива с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда.

Правительство Таджикистана причислило торговлю людьми к категории уголовно наказуемых деяний посредством принятия поправки к своему Уголовному кодексу в августе 2003 г. Правительство также подготовило всеобъемлющий закон о торговле людьми. В 2003 г. оно провело судебные разбирательства по двум делам, связанным с торговлей людьми, по сравнению с четырьмя делами в 2002 г., и осудило одного тор-

говца людьми на 14 лет лишения свободы. Второе судебное преследование касается целого круга лиц, подозреваемых в торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. Ведется расследование деятельности по торговле людьми 16 других уголовных групп. Однако по-прежнему отсутствует подготовка работников правоохранительных органов по вопросам, касающимся торговли людьми.

Украина (категория 2) — это страна-источник в отношении женщин и девушек, продающихся в страны Европы и Ближнего Востока в целях сексуальной эксплуатации, и в отношении мужчин, являющихся объектом продажи в Европу и Северную Америку для использования их принудительного труда. Украина также выступает страной транзита для азиатов и молдаван, являющихся объектом торговли в западных странах.

Украинский парламент принял поправки к Уголовному кодексу, которые укрепили законодательство по борьбе с торговлей людьми.

По УК Украины установлена уголовная ответственность за торговлю людьми — ст. 149 и эксплуатацию детей — ст. 150. За использование рабского труда взрослых людей уголовной ответственности не установлено.

Понятие «торговля людьми» трактуется как «продажа, иная оплатная передача человека, а равно осуществление в отношении него любой иной незаконной сделки, связанной с законным или незаконным перемещением с его согласия или без согласия через государственную границу Украины для последующей продажи или иной передачи другому лицу (лицам) с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, втягивания в преступную деятельность, вовлечения в долговую кабалу, усыновления (удочерения) в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации его труда». Получается, что торговля людьми внутри страны не может быть квалифицирована по ст. 149 УК Украины.

Узбекистан (категория 2) в основном представляет собой страну-источник и в меньшей степени страну транзита для людей, продающихся в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Индию, Малайзию, Южную Корею, Японию, Таиланд, Турцию, Казахстан, Россию и Западную Европу с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Жертвы из соседних стран следуют через Узбекистан в Таиланд, Малайзию, Индонезию, Индию, Корею и ОАЭ. Имеет место внутренняя торговля из сельских районов в города для принудительного труда. Узбекские женщины продаются в другие страны с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда и часто транзитом пересекают Ташкент.

УК Узбекистана предусматривает уголовную ответственность за вербовку людей с целью эксплуатации — ст. 135.

Данные составы сходны по содержанию с торговлей людьми и использованием рабского труда в УК РФ, однако наказание за их совершение довольно мягкое. За особо квалифицированную вербовку людей с целью эксплуатации предусмотрено максимальное наказание в виде 8 лет лишения свободы, за принуждение женщины к вступлению в брак — 3 года лишения свободы.

Рассматривая ситуацию в странах дальнего зарубежья, можно сделать вывод, что уголовные кодексы многих зарубежных стран предусматривают ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда.

Например, Уголовный кодекс ФРГ содержит группу норм, направленных на защиту свободы личности, при этом ответственность устанавливается дифференцированно, в зависимости от мотивов и цели торговли людьми.

К таким нормам прежде всего следует отнести § 180 «Торговля людьми», § 234 «Похищение человека» и § 236 «Торговля детьми»2. Основной состав похищения человека указывает способы совершения похищения и цель этого деяния: используя обман, угрозы или силу, похищение человека «для того, чтобы поставить его в беспомощное положение или рабство, крепостничество или доставить иностранным военным или

морским службам». Торговля людьми по УК ФРГ наказуема только при принуждении человека к занятию или продолжению занятия проституцией или иной сексуальной эксплуатации. При этом максимальное наказание представляет собой лишение свободы сроком до 5 лет. Максимальное наказание за торговлю детьми — лишение свободы сроком до 10 лет. Довольно либеральное в отношении наказания за торговлю людьми уголовное законодательство Германии сделало страну привлекательной для развития этого криминального бизнеса. В 2003-2004 гг. в ФРГ наблюдалось уменьшение количества случаев торговли людьми и детьми.

Уголовный кодекс Франции за совершение всех преступлений против свободы человека, включая преступления, связанные с его эксплуатацией, устанавливает длительные сроки лишения свободы (от 20 лет уголовного заключения до пожизненного). В случае деятельного раскаяния виновного предусмотрено смягчение наказания.

Уголовный кодекс Швеции формулирует нормы об использовании рабского труда самым общим образом. Так, ст. 3 гл. 4 гласит: «Лицо, которое путем незаконного принуждения или обмана заставляет поступить кого-либо на военную или трудовую службу, или ставит в иное подобное состояние ограничения, или побуждает кого-либо отправиться или оставаться в каком-либо месте за границей, где он или она могут находиться в опасности подвергнуться преследованию, или принуждает к временным половым сношениям... должно быть приговорено... к тюремному заключению на срок не менее одного года и не более десяти лет». Норм о торговле людьми в УК Швеции нет3.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики содержит несколько составов преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда. Интересно, что УК КНР в качестве потерпевших при продаже указывает только женщину и ребенка. При этом максимальное наказание, установленное за это преступление, — смертная казнь (ст. 240)4.

Также следует отметить, что УК КНР считает покупку людей менее тяжким преступлением, чем их продажа. При отсутствии в действиях покупателя другого состава преступления его действия наказываются лишением свободы сроком до 3 лет.

Итак, анализируя зарубежное законодательство, можно сделать вывод о том, что пока не наблюдается единой тенденции законодательного регулирования уголовной ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда.

Различен круг уголовно наказуемых деяний. Так, в некоторых странах не установлена уголовная ответственность за совершение сделок с людьми, но существует ответственность за их вербовку путем обмана (Узбекистан, Кыргызская Республика).

Иногда устанавливается уголовная ответственность за торговлю всякими людьми, а эксплуатация рабского труда наказуема только в отношении детей (Украина). В некоторых УК установлена ответственность только за торговлю женщинами и детьми (Китай).

Различны и меры наказания за преступления против физической свободы человека, связанные с его эксплуатацией. Минимальная мера наказания — 6 месяцев ареста — установлена в Швеции, максимальная — пожизненное лишение свободы (Франция) и смертная казнь (Китай).

Различается уровень законодательной техники. Сами понятия «торговля людьми» или «рабство» раскрываются по-разному. В некоторых УК подробно перечисляется круг деяний, образующих данное преступление (Украина), в других называются лишь самые общие признаки данного деяния (Азербайджан).

Все это свидетельствует о том, что единого законодательного подхода в борьбе с рабством и работорговлей не существует. В одних странах применяются одни меры, в других — совершенно другие, то есть заимствование чужого законодательного опыта не всегда может быть оправданным.

Примечания

1 См.: Доклад о торговле людьми в странах бывшего Советского Союза. М., 2004.

2 См.: Уголовный кодекс ФРГ: Пер. с нем. М., 2000. С. 112-139.

3 См.: Уголовный кодекс Швеции / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, С.С. Беляев. СПб., 2001. С. 40-44.

4 См.: Уголовный кодекс КНР / Науч. ред. А.И. Коробеева. СПб., 2001. С. 163-167.

А.А. Раков

Объективные признаки преступлений, совершаемых медицинскими работниками

Для того чтобы выделить преступления медицинских работников в сфере здравоохранения в отдельную главу Уголовного кодекса, необходимо определить признаки состава преступления — объективные и субъективные.

Медицинские работники могут нести ответственность за преступления и против жизни и здоровья граждан (ст. 105, 109, 111, 112, 118, 121, 122, 123, 124 УК РФ), и против свободы, чести и достоинства личности (ст. 128 УК РФ), и против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 137 УК РФ), и против семьи (ст. 153 УК РФ), и против здоровья населения и общественной нравственности (ст. ст. 228, 233, 235, 236 УК РФ), и за экологические преступления (ст. 248 УК РФ), и за преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления (ст. 290, 293 УК РФ). Что же следует считать объектом преступлений в сфере здравоохранения?

В. А. Глушков предлагает в качестве объекта выделять «общественное здоровье», под которым он понимает «не только совокупность характеристик и признаков индивидуального здоровья, но и интеграцию социально-экономических черт, делающих его жизненно необходимой частью того социального организма, каким является общество.

Видовым объектом преступлений против народного здоровья являются общественные отношения в области здравоохранения в соответствии с принципами государственности, доступности и квалифицированности оказания медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленным порядком оказания лекарственной помощи»1.

Объективная сторона преступления, совершаемого медицинским работником, — это акт его внешнего поведения, выражающийся в общественно опасном посягательстве на охраняемый уголовным законом объект. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы медицинский работник совершил преступление, ответственность не может наступить за мысли и желания. «Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, постольку я вступаю в область действительности, я вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»2.

Объективная сторона преступления, совершаемого медицинским работником, заключает в себе три основных признака: деяние (действие или бездействие), преступное последствие и причинную связь между ними. Объективная сторона преступлений медицинских работников может быть выражена в форме только действия (аборт, подделка документов) или бездействия (нарушение правил по борьбе с эпидемиями, обращения с ядовитыми, сильнодействующими и наркотическими веществами) либо только бездействия (неоказание помощи больному).

Любое преступное деяние медицинского работника посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения, причиняя им вред, который в юридической литературе называется преступным посягательством. В зависимости от наступивших последствий определяется уголовная ответственность за данное преступление, если та-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.