УДК 378.146:17.012
ОПЫТ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН»
EXPERIENCE OF ASSESSMENT OF COLLEGE-LEAVERS’ KNOWLEDGE ON FINE ARTS DISCIPLINES WHEN ADMITTING TO DESIGN COURSE IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
С. А. Бочаров S. A. Bocharov
ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар
Аннотация. Одной из проблем при приеме выпускников колледжей, получивших квалификацию дизайнера, в вуз на обучение по аналогичному направлению является аттестация дисциплин изобразительного цикла. В статье на основе собственного опыта работы, экспериментальных мероприятий, проводимых на протяжении ряда лет, и наблюдений за работой коллег из родственных вузов мы предлагаем методы организации и проведения аттестации дисциплин изобразительного цикла, которые позволят оптимизировать учебный процесс.
Abstract. Assessment of college-leavers’ knowledge on fine arts disciplines is one of the issues when admitting them to Design course in the institution of higher education. Considering the experience, experimental activities which have been undertaken over the years, observation of the colleagues’ works in kindred institutions of higher education, the author of the article offers the methods of organizing and conducting the assessment of college-leavers’ knowledge on fine arts disciplines. These methods help to optimize the educational process in institutions of higher education.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт,
аттестация, дизайн, общепрофессиональные дисциплины, академический рисунок, академическая живопись, общепрофессиональные компетенции.
Keywords: federal state educational standard, assessment, design, general professional disciplines, academic drawing, academic painting, general professional competence.
Актуальность исследуемой проблемы. Несмотря на узаконенный статус системы непрерывного профессионального образования, в т. ч. по схеме «колледж - вуз» [2], остается еще много вопросов по реализации этой схемы на практике. Опыт получения высшего профессионального образования выпускниками колледжей по направлению «Дизайн» (равно как и другим направлениям искусства) в вузе, накопленный на протяжении многих лет и имеющий теперь свою историю почти в каждом регионе России, где существуют учебные заведения этого направления, еще требует подробного анализа и повторного апробирования. То, что проблемы, возникающие в учебных заведениях при реализации модели «колледж -вуз», до сих пор не имеют принципиального подхода в их решении, факт очевидный, поскольку каждое учебное заведение выходит из ситуации по-своему [3], [4].
Сыктывкарский государственный университет и Республиканский колледж искусств сотрудничают уже на протяжении нескольких лет. Ежегодно некоторые выпускники колледжа отделения «Дизайн» желают продолжить обучение на факультете искусств Сыктывкарского университета по тому же направлению. В настоящей публикации мы, опираясь на практику, опыт других вузов и руководствуясь законодательными актами, предлагаем собственную модель перевода выпускников колледжа в вуз, которая будет способствовать решению возникающих проблем и тактических вопросов. Эта модель положительно зарекомендовала себя в нашей работе, но не рассматривается как ее окончательный итог.
Материал и методика исследований. В основу разработки предлагаемой модели был положен Закон РФ «Об образовании» [1]. Изучен опыт других вузов, изложенный в ряде публикаций [3], [4], [5], проведен подробный анализ государственных
образовательных стандартов для ссузов и вузов по направлению «Дизайн» [9], [10]. В течение ряда лет велись наблюдения за успеваемостью выпускников Республиканского колледжа искусств по дисциплинам общепрофессионального и профессионального блоков, ставились эксперименты по оптимизации форм аттестации отдельных профильных предметов для студентов, поступивших из колледжа в вуз. С ними проводились анкетирование и индивидуальные собеседования на предмет их подготовленности к усвоению вузовских программ профильных дисциплин.
Результаты исследований и их обсуждение. Наше исследование показало, что работа с выпускниками колледжа должна начинаться еще во время их учебы на последнем курсе и даже, по возможности, раньше. Это объясняется многими факторами, в том числе и требованиями к качеству подготовки художников-дизайнеров. Всем, кто работает в сфере художественного образования, известно, что российская система подготовки дизайнеров, начиная со времен ее зарождения (Строгановская школа технического рисования в Москве, Школа технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге), предполагает качественное профессиональное усвоение студентами изобразительного мастерства [6], [7], [8]. Значительные требования к освоению дисциплин блока общепрофессиональной подготовки продолжают предъявлять федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения для колледжей и вузов несмотря на то, что «Академический рисунок», «Академическая живопись», «История искусств» отнесены к категории общепрофессиональных дисциплин [9], [10]. Согласно стандартам одним из видов профессиональной деятельности дизайнера (выпускника как колледжа, так и вуза) является художественная деятельность. Поэтому выпускник должен обладать соответствующими профессиональными компетенциями, т. е. владеть:
• рисунком (уметь использовать его в практике составления дизайнерского проекта);
• основами академической живописи;
• элементарными профессиональными навыками скульптора;
• методами и технологией классических техник станковой графики.
Эти компетенции позволят ему в будущем вести преподавательскую работу в форме лекций и практических занятий в средних общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях.
Одним из условий успешного овладения указанными компетенциями является повышенное внимание к качеству обучения вышеперечисленным базовым дисциплинам. Качество же обучения во многом определяется продолжительностью выполняемых упражнений и их количеством (время, затраченное на выполнение работы, и число рисунков). В центральные художественные и художественно-промышленные вузы России чаще всего приходят абитуриенты, имеющие диплом профессионала в области искусства и, таким образом, уже частично подготовленные к творчеству. Региональные вузы, как правило, находятся в несколько других условиях. Абитуриент, идущий в вуз получить квалификацию дизайнера, либо вовсе не имеет художественной подготовки, либо подготовлен на уровне детской художественной школы. Обучение в большинстве современных художественных школ (если они неспециализированные), особенно на периферии, направлено только на эстетическое воспитание школьников в рамках дополнительного образования и организации детского досуга. Поэтому в условиях регионов вузу остается рассчитывать на колледж как первичный этап художественнопрофессиональной подготовки будущего студента факультета искусств. Студент колледжа - самый желанный абитуриент, ибо с ним уже можно работать на высоком профессиональном уровне, а не заниматься обучением «с нуля». Это может стать гарантией качественной подготовки будущего профессионала-дизайнера высшей квалификации.
Как правило, наиболее подготовленные выпускники колледжа устремляются по возможности в художественные вузы центральных городов. Остальные, желающие получить высшее образование, но не имеющие определенных возможностей выехать за пределы города и республики, поступают в местные вузы. Все они имеют различный уровень подготовки. Вот почему преподавателям вуза необходимо проводить предварительную работу с тем контингентом, который, скорее всего, придет продолжать обучение к ним на факультет, чтобы узнать этот контингент и при необходимости довести его подготовленность до необходимого уровня. На основе анализа сложившейся практики можно выделить следующие формы работы:
• периодические посещения занятий в колледже по рисунку, живописи, скульптуре и другим дисциплинам изобразительного цикла с целью наблюдения и знакомства с потенциальными абитуриентами.
• участие преподавателей рисунка и живописи вуза в семестровых просмотрах-аттестациях, проходящих в колледже;
• консультации и оказание необходимой методической помощи преподавателям колледжа вплоть до организации для них курсов повышения квалификации разной продолжительности;
• организация стажировок для молодых преподавателей колледжа на базе факультета искусств по методике преподавания дисциплин изобразительного цикла;
• опыт временного обмена преподавателями, что дает возможность создать преемственность в обучении;
• посещение студентами колледжа выставок учебно-творческих работ по рисунку, живописи, проектированию, которые проводятся на факультете в течение года;
• обмен выставками, составленными из методического фонда образцовых студенческих работ колледжа и вуза;
• проведение преподавателями факультета искусств мастер-классов по рисунку и живописи для студентов колледжа по определенным учебным заданиям;
• приглашение будущих выпускников колледжа, желающих усовершенствовать свои умения и навыки по рисунку, живописи, проектной композиции, на подготовительные курсы, которые организуются университетом при участии преподавателей факультета искусств;
• просмотр учебных работ выпускников по рисунку и живописи в период защиты выпускных квалификационных работ в колледже председателем ГАК, которым, как правило, является один их приглашенных преподавателей факультета искусств вуза; Это помогает создать более целостное представление о выпускниках колледжа и уровне сформированности у них профессиональных компетенций;
• индивидуальное предварительное собеседование с выпускниками колледжа, желающими продолжить обучение в вузе, и специально организованный просмотр их учебных работ;
• проведение совместных внеучебных мероприятий со студентами колледжа и вуза с целью знакомства с внутренней студенческой жизнью двух учебных заведений.
Во время продолжающегося сотрудничества список может постоянно дополняться новыми формами работы.
Согласно существующему положению в Законе [2], выпускники колледжа, поступившие в вуз, могут продолжить обучение в сокращенные сроки, начиная обучение со второго курса. Поэтому следующий этап работы с выпускниками колледжа - это аттестация дисциплин (в нашем примере - «Академического рисунка», «Академической живописи», «Истории изобразительного искусства»), которые предусмотрены
программой первого курса бакалавриата. Возникает вопрос, для чего устраивать дополнительную процедуру аттестации, если выпускник колледжа уже имеет диплом профессионала с перечнем полученных зачетов и оценок, в том числе и по дисциплинам изобразительного цикла. Также, возможно, предметы в колледже изучались в большем объеме по часам, что предусмотрено вузовской программой. Вот почему необходим этап предварительного знакомства с выпускниками, о чем говорилось выше. Предварительное знакомство допускает возможность автоматической аттестации «Рисунка» и «Живописи» как учебных дисциплин. Если же выпускник неизвестен по причине отсутствия предварительного этапа знакомства с его учебой в колледже, то необходим экзамен. Он может проходить как просмотр учебных работ, выполненных в колледже, либо как дополнительный экзамен, хотя бы по краткосрочной программе, который, на наш взгляд, поможет выявить уровень подготовленности студента-новичка. Форма организации экзамена будет зависеть от конкретной ситуации. Если поступает выпускник колледжа, с которым налажено сотрудничество (как в нашем случае), форма экзамена будет одна, если же выпускник колледжа из другого региона - иная, возможно, это будут экзаменационные испытания по экспресс-программе (она составляется индивидуально).
Унифицировать процедуру приема, сделав экзамен единым как для выпускника колледжа, с которым вуз имеет договор о сотрудничестве, так и для всех других, с которым и вуз не связан условиями договора, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку мы лишим преференций выпускников колледжа, с которым сотрудничает вуз. Готовить для себя гарантированного потенциального абитуриента - одна из задач такого договора. Здесь следует уточнить, что при наличии общих правил перевода из колледжа в вуз по
родственному направлению подготовки каждый вуз все же оставляет за собой право разрабатывать свой механизм такой процедуры исходя из индивидуальных условий и конкретных обстоятельств.
Аттестацию по «Истории искусства» желательно проводить в форме тестирования по материалу первого курса вуза (см. рабочую программу). Тестирование, как показывает практика, проводить следует обязательно. Оно поможет определить уровень общехудожественной подготовки выпускников колледжа и наличие сформированных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-10).
Полученные по итогам аттестации оценки войдут в индивидуальные ведомости, составленные для выпускников колледжа. Индивидуальные ведомости должны включать в себя перечень дисциплин, предлагаемых к аттестации, их объем (в часах) согласно учебным планам колледжа и вуза и отметку, полученную по итогам вузовской аттестации (табл. 1).
Таблица 1
Ведомость аттестации
Перечень дисциплин, изученных в колледже по направлению «Дизайн» Перечень дисциплин, изученных в университете по направлению «Дизайн»
Код УЦ ООП Наименование дисциплин Общий объем часов на усвоение Итоговая оценка Наименование дисциплин Общий объем часов на усвоение Итоговая оценка
1. Рисунок Академический рисунок
2. Живопись Академическая живопись
3. История искусств История искусств
Подписи: зав. кафедрой, декан факультета искусств (дизайна)
При составлении рабочих программ по дисциплинам необходимо специально отмечать те дисциплины, которые подлежат аттестации за 1 и 2 семестры вузовского этапа обучения. Это поможет полноценно составить программу аттестации. Как заведено уже во многих вузах, для аттестации определяется период времени, в течение которого можно ликвидировать разницу в объеме и содержании материала. Чаще всего это период первого полугодия. Учебным отделом и деканатом с участием кафедры (в нашей практике - изобразительного искусства) назначаются конкретные даты и время, а также экзаменаторы.
На втором курсе в соответствии с учебным планом студенты-дизайнеры должны проходить учебную пленэрную практику. Пришедшие после колледжа студенты ее уже проходили и имеют зачет. Возникает вопрос необходимости ее аттестации. Наш опыт показывает, что пленэр данной категорией студентов должен быть пройден снова, поскольку они могут показать результаты значительно выше, чем в колледже. Это объяснимо возможным ростом уровня их профессионализма в области изобразительного творчества. В связи с этим пленэрная практика в вузе становится для этих студентов более результативной, она умножает их творческий опыт. На заинтересованность
студентов в повторном прохождении пленэра влияет еще и место его проведения. Заинтересованность в ее прохождении возрастает при выезде в другие регионы, отличные по природно-климатическим условиям от своего. Пленэр проходит в сроки, предусмотренные учебным планом вуза.
Резюме. Мы рассмотрели опыт аттестации дисциплин только изобразительного цикла, но он вполне может быть перенесен и на другие модули и блоки, поскольку принцип организации аттестации един, как едины и цели ее проведения.
Безусловно, в статье затронута только малая часть значительного количества возникающих проблем в организации системы непрерывного профессионального образования. Большая часть проблем еще требует поиска своих решений, их анализа, апробации и внедрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурленова, Л. В. Современные решения в реализации подготовки дизайнеров по схеме «колледж -
вуз» / Л. В. Гурленова, С. А. Бочаров, Н. Ф. Коротаева, С. Н. Зыков // Вестник Нижегородского
государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 20-26.
2. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 16.11.1997 г., 20.07., 07.08., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г., 13.02., 21.03., 25.06., 25.07., 24.12.2002 г., 10.01., 7.07., 23.12.2003 г., 5.03.2004 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //ццц. всИ 73. edusite.ru/p193 aaa1.html.
3. Захаржевская, Е. Э. Проектирование технологии организации непрерывной профессиональной подготовки специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Э. Захаржевская. - Тамбов, 2003. - 28 с.
4. Мищенко В. В. Многоуровневая подготовка в системе непрерывного экономического образования [Электронный ресурс] / В. В. Мищенко, Н. Б. Грищенко. - Режим доступа: //ццц. Ееоп^и.
5. Профессиональные кадры России ХХ1 века: опыт, проблемы, перспективы : сб. док. и тезисов II Всероссийской конференции (23-24 апреля 2009 года, Москва) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //ццц. edu.meks-info.ru/tezis. shtml.
6. Строгановская школа рисунка. Альбом / гл. ред. Н. К. Соловьев. - М. : Изд-во «Сварог и К», 2001. - 352 с.
7. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица : альбом /отв. ред. В. В. Пугин. - СПб. : Лики России, 2009. - 256 с.
8. Традиции школы живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица : альбом / отв. ред. В. С. Миронов. - СПб. : Лики России, 2010. - 272 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 54-б Дизайн. Квалификация (степень) «Бакалавр». Утвержден приказом МО и Науки РФ 22.12.2009. № 780.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям). Утвержден приказом МО и Науки РФ 25.08.2010. Приказ № 878.