УДК 94(470+571)
Димони Кирилл Олегович
Вологодский государственный университет [email protected]
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ТРАДИЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Данная статья посвящена анализу комплекса опубликованных источников по истории дорожной инфраструктуры Вологодской губернии периода второй половины XIX - начала XX в. Выбор в качестве объекта исследования Вологодской губернии как типичной территории Европейского Севера России обусловлен её географическим положением и особым стратегическим значением для выхода к северным морским портам, а также уровнем инфраструктуры, который в целом характерен для Европейского Севера России. Его основные черты - преобладающая роль водных путей сообщения и относительно слабое развитие дорожной сети, особенно в малонаселённых обла-стяхрегиона. В данной статье даётся классификация опубликованных источников, характеризуются особенности каждого их вида. Среди этих источников анализу подвергнуты законодательные источники («Устав путей сообщения», «Устав о земских повинностях», «Положение о земских учреждениях»), делопроизводственные источники («Памятные книжки Вологодской губернии», «Отчеты вологодских губернаторов» и «Обзор Вологодской губернии» за разные годы. Приложение ко всеподданнейшему отчету губернатора», «Журналы заседаний Вологодского губернского земского собрания»), статистические источники («Военно-статистическое обозрение»), материалы периодической печати (журнал «Водные пути и шоссейные дороги», редактор Н.А. Александров). Особое внимание обращается на источники личного происхождения, в частности путевые дневники, или травелоги. Рассматривается состав создателей травелогов, анализируется их содержание, даются примеры характеристик дорог и водных путей Вологодской губернии. В конце статьи автор приходит к выводу о достаточно полном комплекте опубликованных источников, позволяющих делать обоснованные выводы об уровне развития дорожной инфраструктуры Вологодской губернии.
Ключевые слова: история России, транспортная система, тракты, пароходы, вторая половина XIX - начало XXв., опубликованные источники.
Повышенный интерес исследователей к истории транспортной инфраструктуры не случаен. Будучи трансфером основных ресурсов и информации, она является кровеносной системой государства, во многом детерминируя тем самым его развитие. Традиционно внимание исследователей фокусировалось на изучении истории железнодорожного транспорта, в то время как для дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в. ведущую роль играли обыкновенные дороги и водные магистрали, что особенно заметно на примере Русского Севера.
Выбор в качестве объекта исследования Вологодской губернии как типичной территории Европейского Севера России обусловлен её географическим положением, связанным с близостью к северным портовым регионам и особой стратегической важностью транспортной системы «центр - периферия», а также уровнем развития инфраструктуры, в целом характерным для Европейского Севера России. Его основные черты - преобладающая роль в транспортном сообщении водных путей и относительно слабое развитие дорожной сети, особенно в малонаселённых областях региона. Изучение данной проблемы требует формирования специфического комплекса источников. Особенностью XIX в. является активное изучение сложившейся транспортной инфраструктуры, а также публикация итогов этих исследований. Проанализируем основные группы опубликованных источников.
Первой группой источников являются законодательные источники. Важнейшее место среди
них занимает Свод законов Российской империи, в том числе законы, регулирующие отношения в транспортной сфере. Одним из таковых является «Устав о земских повинностях» 1851 года. В данном уставе устанавливались предметы натуральных повинностей и общий порядок их выполнения. Для нас имеет большое значение то, что устав о земских повинностях устанавливал натуральную повинность по содержанию населением грунтовых дорог и бечевников. Порядок несения земских повинностей регулировался ст. 33, 124, 263, 289 данного устава и ст. 752-754, 761-764 «Устава путей сообщения» [20]. В 1864 году было издано «Положение о земских учреждениях», которое возлагало надзор за исполнением натуральных повинностей на земские учреждения. «Положение» давало возможность заменять натуральную повинность денежной [16]. В 1890 году было принято новое «Положение о земских учреждениях» [15, с. 495-511]. Согласно ему, переложение натуральных повинностей в денежные требовало утверждения министра внутренних дел. Издавались также своды постановлений местных органов власти. Например, по развитию дорожного строительства Вологодское земство издавало материалы в 1905 и в 1913 годах.
Второй группой источников выступают делопроизводственные документы. Они включают комплекс сведений из отчетов губернаторов, переписки различных ведомств, предписаний, поступавших из разных ведомств по поводу развития путей сообщения. Отчеты вологодских губернаторов хранятся в фонде №2 18 Государственного архи-
38
Вестник КГУ Ji № 3. 2017
© Димони К.О., 2017
ва Вологодской области (канцелярия вологодского губернатора). Эти отчеты включают в себя такие характеристики составляющих транспортной инфраструктуры, как дороги грунтовые и шоссейные, водную систему сообщений. Часть приложений к губернаторским отчетам была издана под общим заглавием «Обзор Вологодской губернии» за тот или иной год. Приложение ко всеподданнейшему отчету губернатора». Из этих обзоров были извлечены сведения об отправлении натуральной дорожной повинности в разрезе уездов.
Большое значение для исследования дорожной инфраструктуры имели такие делопроизводственные источники, как журналы заседаний губернских земских собраний, представляющие собой, по сути, протокольную запись хода заседаний, ведущихся по определенному формуляру. В журнале заседания проставлялся номер и дата заседания, давалась информация о председателе, секретаре и гласных, которые прибыли на заседание. Кроме того, выделялись вопросы, которые рассматривались на заседании, итоги рассмотрения их прописывались в постановлениях губернского земского собрания. Некоторые заседания Вологодского губернского земского собрания были чрезвычайными: например, заседание 29 мая 1907 года, рассматривавшее вопрос об устройстве дороги к нефтяным месторождениям на реке Ухте. Журналы эти издавались по мере проведения заседаний, в них публиковались доклады Вологодской губернской земской управы и приложения к ним. Кроме того, в журналах отражены прения по разным вопросам. В частности, в данных журналах содержатся материалы о постройке и ремонте трактов, формировании дорожного капитала, устройстве пристаней, строительстве мостов, что было обосновано кругом компетенций земств согласно «Положению» 1864 года.
Часть информации в журналах заседаний Вологодского губернского земского собрания включена в журналы в виде приложений, среди которых - документы губернской и уездных управ, мнения отдельных депутатов и комиссий, справочные сведения, сметы и т. д.
Важнейшим делопроизводственным источником по истории развития дорожной инфраструктуры являются «Памятные книжки Вологодской губернии» и «Справочные книжки Вологодской губернии», представляющие собой одну разновидность исторического источника. Это ежегодные сборники справочной информации по губернии, включающие в себя адрес-календари, статистические обзоры губернии и краеведческие сведения. В них содержались данные о количестве трактов, их обустройстве, основных водных системах, пристанях, перевозимых грузах, количестве судов и т. д. Кроме того, нередко в памятных книжках публиковались специальные обзоры, посвященные более
узким вопросам. Так, например, в «Справочной книжке 1854 года» содержатся известия о датах вскрытия и замерзания рек Вологды (при г. Вологде) и Сухоны (при г. Великом Устюге), в «Справочной книжке Вологодской губернии на 1856 год» содержатся сведения о различных отраслях промышленности и судостроения в уездах Вологодской губернии. «Памятная книжка Вологодской губернии на 1875 и 1876 годы» содержит сведения о речных промыслах населения Вологодской губернии. В последнем материале также названо количество лиц в каждом уезде и волости, занимавшихся речными промыслами.
Отдельно следует отметить данные о судоходстве с пристаней Вологодской губернии, публикуемые систематически всю вторую половину XIX века в «Памятных книжках Вологодской губернии». В этих данных содержится наименование пристаней и отправленных с них товаров, число отправленных судов, количество товаров в пудах и ценность отправленного груза в рублях. Кроме того, в этих данных отмечено, в каком конкретно направлении с каждой пристани отправлялись товары.
Редакторами и составителями «Справочных книжек» и «Памятных книжек» были сотрудники губернского статистического комитета. Большое значение для Вологодской губернии имела деятельность в статистическом комитете Ф.А. Аресеньева. Он начал работать в Вологодском статистическом комитете в 1863 году, в 1867 году был повышен до высокой должности члена-секретаря вологодского статистического комитета, и, с небольшим годовым перерывом, трудился там до 1889 года. После него должность члена-секретаря Вологодского статистического комитета занял И.А. Полиевктов, с 1889 года и до конца изучаемого периода.
Важнейшим источником по истории дорожной инфраструктуры являются статистические данные. Среди них особое место занимает военно-статистическое описание губерний, в том числе Вологодской губернии, выполненное в середине XIX века. «Военно-статистическое обозрение Российской империи» было издано в 1848-1858 годах и составляло 17 томов. Информация по Вологодской губернии находится в третьей части 2 тома, изданного в 1850 году при Первом отделении Департамента Генерального штаба. Составителем данного источника был военный инженер, на момент составления сборника в звании капитана, Пётр Карлович Услар. Кроме части о Вологодской губернии, он подготовил разделы «Военно-статистического обозрения» о Тверской и Эриванской губерниях. К сожалению, историками этот источник в плане источниковедения изучен довольно слабо, при всей его очевидной пользе и высоком уровне информативности. В части, посвященной Вологодской губернии, была описана местность - гидрографический, климатический и почвенный обзор территории, её
административное деление, подробно рассмотрены сухопутные и водные пути сообщения. Там же описаны жители, даны их «племенной обзор», информация о занятиях и образе жизни и всём, что касалось возможности отправления ими дорожной повинности. В обозрении представлены и отрасли хозяйства, промышленность и торговля, сведения об образовании населения губернии. В специальной части (приложении) отмечены места возможной дислокации штабов войск для наиболее быстрой связи с армейскими частями, приведена информация о караулах и постах и прочие сведения, касающиеся военного дела.
Особую важность для исследования представляет подробность и высокий профессионализм описания как природных условий, так и водных и сухопутных путей сообщения. Показательна, например, структура части об описании дорог губернии: первоначально даётся общий взгляд на всю дорожную систему Вологодской губернии начала изучаемого периода, далее описываются отдельные виды дорог - почтовых трактов, торговых и больших просёлочных дорог, волоки и зимние дороги, этапные дороги. В каждом из описаний видов дорог указаны конкретные сухопутные пути сообщения и дана их характеристика, уровень проходимости на разных этапах, состояние переправ, возможность остановок для воинских команд. Водные же пути сообщения описаны по следующей схеме: в начале описаны основные судоходные системы, затем распадающиеся на более мелкие элементы. Дано описание таких важных составляющих инфраструктуры, как каналы, шлюзы и пристани. Приводится количество судов, их виды, дан перечень перевозимых грузов и стоимость товаров. Кроме того, описаны особенности судоходства по каждой из речной систем, возможные опасности, селения и города с точными сведениями о расстоянии между ними и т. д [5].
Статистические сведения о путях сообщения Российской империи Центральный статистический комитет (ЦСК) начинает помещать в своих изданиях со второй половины 60-х годов XIX века. В первом выпуске 1866 года «Статистического временника Российской империи» [17] помещены сведения о внутреннем судоходстве. Первая самостоятельная работа ЦСК о путях сообщения была помещена в «Статистическом временнике Российской империи» в 1872 году под названием «Материалы для статистики речного судоходства в Европейской России». В данном издании дан краткий перечень судоходных и сплавных рек Европейской России, перечень судоходных озёр и каналов, сведения о вскрытии и замерзании рек, сведения о судах разного рода, сведения о судостроении на реках Европейской России, данные о пароходах, перечень пароходных кампаний. Эти сведения, как правило, относились ко второй половине 1850-
1860 гг. Материалами для выполнения данной работы послужили издания Министерства путей сообщения, «Памятные книжки» губернских статистических комитетов, «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба», издания различных обществ и частных лиц.
В дальнейшем, начиная с 1904 года, очень полезные сведения о реках и судоходстве публиковались в «Ежегодниках России». В них содержалась информация о длине внутренних водных путей Европейской России по бассейнам и губерниям. Сведения о шоссейных, мощеных и грунтовых дорогах ЦСК стал помещать в своих ежегодниках начиная с 1907 года. Сам Центральный статистический комитет отмечал, что эти сведения не вполне удовлетворительны.
Министерство внутренних дел сведения о сухопутных дорогах собирало всего три раза: два раза силами Главного управления по делам местного хозяйства, которое в 1902 году опубликовало сведения по 49 губерниям Европейской России в книге «Россия в дорожном отношении» [12]. В третий раз сведения о сухопутных дорогах собирались Центральным статистическим комитетом и были опубликованы в «Ежегоднике России» за 1910 год. Это были данные по всей России, собранные непосредственно от губернаторов. Данные относились главным образом к дорогам, находящимся в управлении земств [13].
Следующим статистическим источником являются «Ежегодники России», издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел с 1904 по 1916 годы. С 1904 г. ЦСК начинает печатать первое периодическое статистическое издание - «Статистический ежегодник России», которое выходило до 1916 г. Структура содержания ежегодника, естественно, отражала структуру народного хозяйства Российской империи и менялась вместе с последней.
Среди периодических источников по изучению дорожной инфраструктуры важнейшее место занимает журнал «Водные пути и шоссейные дороги». Это издание было посвящено развитию сети водных и шоссейных путей, а также их улучшению, содержанию и эксплуатации. Данный журнал выходил с 1913 по 1916 год, по 12 номеров в год. Он издавался Управлением внутренних водных путей и шоссейных дорогь (редактор В.М. Лохтин). Большое количество особо интересных статей о шоссейных дорогах в этом журнале опубликовал Николай Фомич Александров [2, с. 113-115] - русский военный инженер и военачальник, инженер-генерал, начальник главного инженерного направления. В частности, он писал о причинах бездорожья в России, о зимнем содержании дорог, о работе земств в области дорожного хозяйства, об особенностях эксплуатации грунтовых дорог, о деятельности Ми-
нистерства путей сообщения по строительству дорог и др. Также о причинах бездорожья в данном журнале писали русский гидротехник и гидролог В.М. Лохтин [10], А. Чернявский [22, с. 389-390] и Лесной [9, с. 43-44]. В.М. Лохтин был крупным исследователем судоходных путей, руководил работами по улучшению судоходных условий рек Камы, Днестра, Волги. Написал большое количество трудов по речному делу, основатель учения о формировании речного русла.
Важными для изучения дорожной инфраструктуры являются источники личного происхождения. Особый интерес представляют путевые заметки, так называемые травелоги, в которых хорошо описано состояние путей сообщения и свойственная каждому из них специфика. Травелог - это литературное произведение, путевой дневник, описывающий путешествие автора куда-либо. Этот исторический источник особенно ценен своей подробностью и изобилием фактов, почерпнутых автором из путешествия, часто в нем встречаются графические изображения и фотографии, также он всегда содержит субъективное мнение автора по ряду проблем, что тоже является ценным источником информации. Государство и Русское императорское географическое общество, заинтересованные в исследовании и описании путей сообщения реальными людьми, а не в виде отчетности, охотно нанимало малоизвестных молодых литераторов, давая им возможность увидеть и описать частичку русского мира за деньги казны и с благословле-ния и частичного финансирования великого князя Константина Николаевича. Многие литераторы с радостью откликались на такое предложение. В результате мы имеем множество опубликованных путевых заметок-травелогов второй половины XIX - начала ХХ в.
Всего выявлено 13 дневников, в той или иной мере повествующих о транспортной инфраструктуре Вологодской губернии второй половины XIX - начала ХХ в. Описание преимущественно сухопутных путешествий встречается в путевых дневниках: С.П. Шевырёва, писавшего о поездке в Кирилло-Белозерский монастырь в середине XIX века [14], И. Тюменёва, оставившего заметки о путешествиях от Тихвина до Весьегонска [18], И.А. Шергина, описавшего железнодорожную поездку по Северу в начале XX века [23], С. Грэхема, путешествовавшего по Северу в 1914 году [1], А. Докучаева-Баскова, оставившего впечатления о пути от Каргополя до Антониево-Свирского монастыря [6]. С.П. Шевырёв был русским литературным критиком, поэтом, академиком Российской академии наук, работал в Московском университете и долгое время жил за границей. Поездку в Кирилло-Белозерский монастырь в 1848 году он совершил в поисках неизвестных памятников литературы. Особый интерес вызывают оценки состо-
яния дорожной инфраструктуры, сохранившиеся в дневниках рассматриваемых авторов. Особенно это касается одной из извечных проблем России -грунтовых дорог. И.А. Шергин являлся северным поэтом-самоучкой, публиковал в периодической печати очерки, выпускал собственный журнал (не являясь дворянином, что довольно необычно и любопытно в свете того времени). Стефэн Грэхем был английским подданным и стремился, посетив Россию, познакомить англичан с жизнью русского народа. Он увидел русскую жизнь в дальних селениях, где не ступала нога западноевропейца.
Основная часть путевых дневников посвящена водным путешествиям, которые были более лёгким и приятным способом добираться в пункт назначения, нежели поездка по трактам и проселочным дорогам бескрайнего Русского Севера. Отрывки из путевых дневников публиковались в «Морском сборнике» и многих других журналах. Некоторые авторы описывали свои путешествия по Русскому Северу преимущественно по речной системе для реализации литературных потребностей.
Путешествиям по рекам посвящены работы Ф.А. Арсеньева, оставившего путевые заметки о поездке от Шексны до Кубенского озера в последней трети XIX в. [3], А. Фирсова, проплывшего по рекам Вологде и Сухоне в начале XX в. [21], Е. Львова, посетившего большое число городов Севера в конце XIX века [11], И.Ф. Тюменёва, проплывшего из Москвы в Петербург по рекам и каналам Русского Севера также в конце XIX в. [18], А. Энгельмейера, путешествующего по Русскому и Скандинавскому Северу в начале XX в. [24], Н.А. Лейкина, совершившего путешествие на водопад Кивач из Петербурга в начале XX века [8], Б.В. Бессонова, исследовавшего возможность прокладки водных путей из Вологодской губернии в Сибирь в начале XX в. [4], В. Лебедева, путешествовавшего от Вологды до Ульянова монастыря в начале XX в. [7, с. 49-129]
Таким образом, комплекс опубликованных источников по истории дорожной инфраструктуры Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX в. достаточно обширен. Он позволяет выявить порядок поддержания дорог в проезжем состоянии, планы и выводы, которые делали местные органы власти о состоянии транспортной системы региона. Статистические источники позволяют довольно полно судить о протяженности, направлении и использовании путей сообщения. Материалы периодической печати и источники личного происхождения придают этим сухим сведениям эмоциональное наполнение и ценные дополнения.
Библиографический список
1. Graham S. Undiscovered Russia / пер. с английского М. Ильюшиной. - Lnd: John Lane the Bodley Head, 1914.
2. Александров Н. Причины плохого состояния наших грунтовых дорог. - 1916. - № 4-5. - С. 113-115.
3. Арсеньев Ф.А. От Шексны до Кубенского озера: Путевые очерки // Древняя и новая Россия. Т. 2. - 1878. - № 5.
4. Бессонов Б.В. Поездка по Вологодской губернии в Печерский край к будущим водным путям на Сибирь. - СПб., 1909.
5. Военно-статистическое обозрение Российской империи / сост. Ген. штаба. - СПб., 1850. -Т. 2. - Ч. 3: Вологодская губерния.
6. Докучаев-Басков А. Путевые заметки (от Каргополя до Антониево-Свирского монастыря и обратно) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1914. - № 2. - С. 49-58; № 3. - С. 84-91; № 4. - С. 107-122; № 5. - С. 139146; № 7. - С. 198-205.
7. Лебедев В. От Вологды до Ульянова монастыря на дальнем севере, у зырян // Труды IV областного историко-археологического съезда в Костроме в июне 1909 г. - Кострома, 1914. - С. 49-129.
8. Лейкин Н.А. По Северу дикому. Путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно. Поездка на водопад Кивач. - СПб., 1904.
9. Лесной. Бездорожье в Северо-Восточной России // Водные пути и шоссейные дороги. -1914. - № 1. - С. 43-44.
10. Лохтин В.М. Замерзание рек // Известия собрания инженеров путей сообщения. - 1908. -Т. 28. - № 2-3.
11. Львов Е. По студёному морю: Поездка на Север. Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурманск, Норд-Кал, Тронд-Гейм, Стокгольм, Петербург. - М, 1895.
12. Мейен В.Ф. Россия в дорожном отношении: в 3 т. Т. 1. - СПб., 1902.
13. Обзор статистики о дорогах дан в «Обзоре деятельности Центрального статистического комитета по разным отраслям статистики за период
1863-1912 гг. // Юбилейный сборник Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел (1863-30.04.1913). - СПб., 1913. - С. 33-39.
14. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году: в 2 ч. - М.: Унив. тип., 1850.
15. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 10. - № 6927. -С. 495-511.
16. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 39. - № 40457. - С. 1-10.
17. Сборник статистических сведений о России // Статистический временник Российской империи. Сер. 1. - Вып. 1. - СПб., 1866.
18. Тюменёв И.Ф. Хлебный путь в столицу (путешествие из Москвы в Петербург по рекам и каналам Русского Севера) // Нива. - 1898. - № 2.
19. Устав о Земских повинностях // Свод законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный. Т. 4. - СПб., 1899.
20. Устав путей сообщения // Свод законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный. Т. 12. - Ч. 1. -СПб., 1899.
21. Фирсов А. По рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине // Исторический вестник. - 1907. -Т. 110: Октябрь - декабрь. - С. 629-652; 981-1002.
22. Чернявский А. Деятель министерства путей сообщения в деле развития местного шоссейного строительства // Водные пути и шоссейные дороги. - 1913. - Вып. 9. - С. 389-390.
23. Шергин И.А. Поездка на Север. - СПб., 1912.
24. Энгельмейер А. По русскому и скандинавскому Северу. Путевые впечатления: в 4 ч. - М., 1902.