Научная статья на тему 'Оптимизация затрат на выполнение коммерческого осмотра поездов и вагонов на Донецкой железной дороге'

Оптимизация затрат на выполнение коммерческого осмотра поездов и вагонов на Донецкой железной дороге Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
317
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммерческий осмотр поездов и вагонов / коммерческая неисправность грузового вагона / комплексная система контроля коммерческих неисправностей / коэффициент периодичности выявления коммерческих неисправностей / пункт коммерческого осмотра / вагонные весы / АСКО ПВ / commercial inspection of trains and cars / commercial failure of a car / an integrated system for monitoring commercial failures / commercial failure rate / commercial inspection point / csr scales / ASKO PV

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Похилко С. П., Иванченко И. С.

В статье приведена Комплексная система контроля коммерческих неисправностей грузовых вагонов Донецкой железной дороги, проанализированы ее преимущества и недостатки, определены критерии, влияющие на затраты железной дороги при проведении коммерческого осмотра поездов и вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of costs for commercial inspection of trains and cars on the Donetsk railway

The article provides a comprehensive system for monitoring commercial malfunctions of freight cars of the Donetsk railway, analyzes its advantages and disadvantages, identifies criteria that affect the costs of the railway when conducting a commercial inspection of trains and cars.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат на выполнение коммерческого осмотра поездов и вагонов на Донецкой железной дороге»

УДК 656.212

ПОХИЛКО С.П., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ИВАНЧЕНКО И.С., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Оптимизация затрат на выполнение коммерческого осмотра поездов и вагонов на Донецкой железной дороге

Pokhilko S.P., candidate of technical sciences, assistant professor (DRTI) Ivanchenko I.S. senior lecturer (DRTI)

Optimization of costs for commercial inspection of trains and cars on the Donetsk railway

Введение

Одним из элементов

перевозочного процесса на

железнодорожном транспорте является коммерческий осмотр поездов и вагонов (КО), который применяется для обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов и проводится перед отправлением состава поезда на станциях погрузки, по прибытии на станциях выгрузки, а также в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (ПКО). КО -это комплекс мероприятий,

направленных на выявление

несоответствий условий размещения и крепления грузов требованиям технических условий, правил перевозки и сохранности груза, в том числе с использованием программно-

технических средств проведения КО [ 1].

Эффективная организация и своевременное совершенствование проведения КО являются актуальными задачами развития железнодорожного транспорта, поскольку положительно влияют как на повышение безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов, так и на

уменьшение продолжительности КО, простоя местного и транзитного вагона на станции.

Анализ последних исследований и публикаций

Значительная часть последних научных работ в области организации КО отведена внедрению современных комплексов технических средств выявления коммерческих

неисправностей грузовых вагонов (КН), основанных на интеллектуальных системах видеонаблюдения.

Так в работах [2, 3, 4] авторами для повышения эффективности КО предлагаются варианты внедрения современных автоматизированных систем осмотра вагонов АСКО ПВ, АСКО СВ, АСКО ПВ 3D и АСКИН, разработанных АО «АЛЬФА-ПРИБОР» [5]. Авторами работы [2] представлена сравнительная характеристика

вышеуказанных систем, сметная стоимость строительства и средний срок окупаемости. В [3] работе кроме основных конкурентных преимуществ и достоинств АСКО ПВ и АСКО ПВ 3D выделены проблемы и сложности, которые могут возникнуть при введении

их в эксплуатацию, проблемы установки автоматических систем, затрагивающие как финансовую сторону вопроса, так и исключительно техническую невозможность установки их на некоторых железнодорожных станциях ввиду несовпадения габаритов приближения строений.

Для изучения возможности применения других современных технологий КО, конструктивно отличных от АСКО ПВ, в работе [4] проведен анализ преимуществ и недостатков АСКО ПВ и комплекта технического средства «Спрут» 5327Т, разработанного ООО «Инновационная техника и технологии» [6]. На основании анализа определены условия, необходимые для принятия решения в пользу применения одной или другой технологии.

В работе [7] авторами проработаны и кратко представлены результаты технико-экономической оценки целесообразности внедрения на железнодорожной станции «К» системы АСКО ПВ 3D, работающей на основе лазерного сканирования.

Авторами [8] при исследовании работы ПКО более подробно рассмотрен вопрос условий труда приемщиков поездов, проведен анализ учета случаев травматизма с работниками ПКО. Для обеспечения безопасности условий труда приемщиков поездов и сокращения времени КО предлагается применять разработанное Самарским

государственным университетом путей сообщения «Мобильное устройство для осмотра подвижного состава».

В работе [9] кроме применения в КО вышеупомянутой АСКО ПВ предлагается использовать беспилотные летательные аппараты, оснащенные камерами наблюдения и тепловизорами.

Для сокращения простоев вагонов

на пограничных станциях под операциями КО в работе [10] авторами совместно с использованием автоматизированных систем «Транзит-Инспектор», «Инспектор +», АСКО ПВ предложено применение

унифицированной схемы движения приемщиков поездов при проведении КО.

Цель работы

Провести анализ коммерческих неисправностей, выявленных на Донецкой железной дороги. Определить и проанализировать критерии, влияющие на затраты железной дороги при проведении КО. Определить направления по оптимизации затрат на выполнение КО.

Основная часть

Порядок проведения КО на железнодорожных станциях

устанавливается технологическим

процессом КО, разработанным на основании Единого типового технологического процесса

коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях [1]. На станциях, оборудованных ПКО разрабатывается Технологический

процесс работы ПКО [11].

На Донецкой железной дороге КО включает в себя визуальный осмотр приемщиками поездов (на станциях, оборудованных ПКО) или агентами транспортного обслуживания (на станциях необорудованных ПКО) при их перемещении вдоль подвижного состава [6]. К основным техническим устройствам, используемым на Донецкой железной дороге при проведении КО, относятся вагонные весы, вышки и эстакады для осмотра.

Для выполнения поставленных

целей предлагается в данной работе не останавливаться на процессе КО типового или конкретного ПКО (железнодорожной станции), а рассмотреть все технические устройства, автоматизированные

системы и работников, принимающих участие в КО как Комплексную систему контроля КН Донецкой железной дороги, схема которой изображена на рис. 1 и состоит из следующих элементов:

- три железнодорожные станции, которые оснащены ПКО (Ясиноватая, Иловайск, Дебальцево-сортировочная);

- на четырнадцати станциях установлены статические вагонные весы;

- на двух станциях (Харцызск, Сорочье) установлены динамические весы;

- на сорока трех станциях, открытых для коммерческих операций с грузовыми вагонами, штатная единица агент транспортного обслуживания не укомплектован на 23%, а приемщик поездов на 29%.

Основными клиентами Донецкой железной дороги являются крупные предприятия горной, энергетической и металлургической промышленности, которые задают характер зарождения и погашения вагонопотоков.

Из основных вагонопотоков следует выделить импорт сырья и экспорт продукции металлургических заводов (станции Ясиноватая, Енакиево, Мушкетово) на Российскую Федерацию, а также экспорт угля. В большинстве случаев данные вагонопотоки будут проходить как минимум через ПКО Иловайска и частично через ПКО Ясиноватой. Экспорт продукции на Российскую Федерацию будет проходить через оснащённые динамическими весами

станции Харцызск и Сорочье. Так же стоит отметить транзитный вагонопоток сырья и продукции Алчевского металлургического завода (станция Коммунарск ЛНР), который также проходит через динамические весы станции Харцызск.

Проведя анализ Комплексной системы контроля КН на Донецкой железной дороге, можно выделить следующие недостатки:

1) недостаточный уровень укомплектованности штата сотрудников, занятых КО на железнодорожной станции, который приводит к увеличению времени проведения КО, а вследствие чего и увеличению простоя местного ^м) и транзитного вагона (Л^р), или к повышению риска проведения некачественного КО;

2) необходимость проводить КО на электрифицированных путях, что при отсутствии работников, ответственных за отключения напряжения и заземления контактной сети на время КО, сделает невозможным проведение проверки технических условий погрузки и маркировки груза на открытом подвижном составе или наличия исправных запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и целостности кузова на крытом подвижном составе в определенные периоды суток;

3) не на всех станциях есть в наличии вагонные весы, что в случаях необходимости проверки массы груза и отсутствия вагонных весов у грузополучателя потребует дополнительных затрат на доставку вагонов со следами несохранных перевозок груза на станцию с вагонными весами;

Рис. 1. Схема Комплексной системы контроля КН на Донецкой железной дороге

4) отсутствие автоматизированных систем КО (КТС «Спрут» 5327Т, АСКО СВ АСКО ПВ, АСКО ПВ 3D, прочее), вследствие чего увеличен риск дополнительного травмирования работников, занятых в КО на железнодорожной станции.

К положительному моменту в Комплексной системе контроля КН на Донецкой железной дороге стоит отнести наличие динамических вагонных весов на станциях Харцызск и Сорочье, которые позволяют выявлять вагоны, погруженные сверх

грузоподъемности, по основным вагонопотокам на Российскую федерацию.

КН согласно Правилам коммерческого осмотра поездов и вагонов [1] можно разделить на следующие виды:

1) отсутствие ЗПУ (пломб) на вагонах (контейнерах);

2) вагоны (контейнеры) с поврежденными и неисправными ЗПУ (пломбами);

3) вагоны, загруженные с нарушением технических условий (ТУ) погрузки;

4) вагоны с расстройством погрузки грузов на открытом подвижном составе при отсутствии нарушений требований ТУ;

5) вагоны, погруженные сверх грузоподъемности;

6) прочие.

После выявления недостатков и преимуществ Комплексной системы контроля КН на Донецкой железной дороге необходимо ответить на вопрос о достаточном ее оснащении для выполнения основных задач, а именно обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. С этой целью был проведен анализ статистических данных по выявлению КН на Донецкой железной

дороге за 2020-2021 гг.

На основании статистической отчетности формы КНО-5 были получены следующие результаты по выявлению КН на Донецкой железной дороге. За 2020 год 5% КН выявлены на ПКО Ясиноватая, 57 % - на ПКО Иловайск, 38% на - ПКО Дебальцево-Сорт. За 10 месяцев 2021 года 9% КН выявлены на ПКО Ясиноватая, 52% - на ПКО Иловайск, 39% на - ПКО Дебальцево-Сорт. Диаграмма

выявленных КН с разбивкой по месяцам и ПКО представлена на рис. 2.

Больше всего было выявлено КН, отнесенных к прочим: в 2020 году -81%, в 2021 году - 83%. Вторыми КН по частоте выявления являются вагоны, погруженные сверх грузоподъемности: в 2020 году - 18%, в 2021 году - 17%. Диаграмма КН выявленных КН с разбивкой по видам представлена на рис. 3.

Продолжительность КО

предлагается рассчитывать по формуле 1:

_ т-т-

'ко ~ кКО 'устр.КН ~ Ь '

(1)

где т - среднее время осмотра одного вагона, мин.;

ср

ти - среднее количество вагонов в осматриваемом поезде, ваг.;

поездов в бригаде ПКО;

кКО - коэффициент периодичности выявления КН;

'устр.Кн - средняя длительность

устранения КН;

Ь - время на подготовительно-заключительные операции (составления актов общей формы, прочее).

гр

п - число групп приемщиков

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% а) 30% 20% 10% 0%

11 15

35 з- 24 31 43

55 50 51 57

67

70

55 83

53 76 68 50

41 50 47 37

■ 29

■ ■ ■■ | | щ

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% б) 30% 20%

30 43 40 30 36 36 31

63 48

78

43 63 40 54

70 54 54

29 __ 50

22 ■ 23 ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п -з- ■■ ■ ■ щ

<1°

у / & л

V ^ V

^ / ¿г # л* #

^ ^ ^ ¿г

■ Ясиноватая ■ Иловайск ■ Дебальцево-Сорт.

Рис. 2 Диаграмма выявленных КН на Донецкой железной дороге с разбивкой по ПКО

а) 2020 год, б) 2021 год

Рис. 3 Диаграмма выявленных КН на Донецкой железной дороге с разбивкой по видам

Коэффициент периодичности выявления КН является качественным показателем операции КО, который определяет долю составов с выявленными КН и рассчитывается по формуле 2. Коэффициент

периодичности выявления КН можно определять отдельно для ПКО, станции или дороги за разный период.

-100%

где п

КН

к' =-

к КО

- количество составов,

(2)

которых выявлены КН за 1-ый период, сост.;

п

КО

- количество проведенных КО

с составами поездов за 1-ый период, сост.

Коэффициент периодичности выявления КН также можно рассчитывать относительно вагонов, определяя его отношением количества вагонов с КН к количеству КО, проведенных с каждым вагоном.

Показатели п'КН и п'КО не фиксируются в действующей на железнодорожном транспорте

статистической отчетности. Определить их можно только из Книги регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах (форма ГУ-98).

При выполнении настоящей работы был произведен поквартальный расчет коэффициента периодичности выявления КН по станции Иловайск за 2020-2021 гг., результаты которого приведены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет коэффициента периодичности выявления КН по станции Иловайск

за 2020-2021 гг.

Показатель 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

Коэффициент периодичности выявления КН:

- 2020 г. 2,3 1,8 2,0 1,4

- 2021 г. 1,1 2,6 2,6

Расчет, указанный в таблице 1, показывает, что ситуация с выявлением КН по станции Иловайск за 2020-2021 гг. не подверглась значительным изменениям. Коэффициент

периодичности выявления КН по станции Иловайск варьируется от 1,1 до 2,6, т.е. в среднем по станции из 100 проведенных КО КН выявляются не более чем в 3 составах.

Для определения критериев, влияющих на затраты железной дороги на проведение КО, приведем формулу расчета затрат на содержание и работу комплексной системы контроля КН:

С = и + С + С + Е

ко ко ту ас м

(3)

где и ко - фонд оплаты труда работников, занятых КО на железнодорожной станции, тыс.руб.; Сту - эксплуатационные расходы

на содержание технических устройств, применяемых в КО, тыс.руб.;

Сас - эксплуатационные расходы на содержание автоматизированных

систем КО, тыс.руб.;

Еман - расходы на маневровую

работу, по перестановке вагонов с КН с путей парка приема, отправления, приемоотправочного парка на пути, предназначенные для устранения КН, перевески, тыс.руб.

и = 7 Ч 12

и КО 7 с 1 сп 12 '

(4)

КН

п

КО

в

где 7С - средняя заработная плата работников, занятых в КО, тыс.руб.;

Ч сп - списочная численность работников, занятых в КО, чел.

Ч = Ч ■ K ■ K ,

сп яв см сп '

(5)

где Ч яе - явочная численность работников, занятых в КО, чел;

К м - коэффициент сменной потребности;

Ксп - коэффициент перевода

явочной численности в списочную.

Явочная численность работников, занятых в КО, рассчитывается согласно Нормативам численности работников, занятых коммерческим осмотром вагонов в поездах на железнодорожных станциях [12], и имеет зависимость от следующих переменных:

Ч = f(nn , тср,k , j ),

яв J V ко ? п ' ae^JnapK-'^

(6)

где n

количество

составов,

осмотренных за сутки, п.;

кустр - наличие АСКО ПВ;

]парк - тип парка, в котором

производится КО (парк приема, отправления, приемо-отправочный парк).

C =У C

ту / j ту

(7)

где С ' - эксплуатационные расходы 1-

го технического устройства,

применяемого в КО, тыс.руб. (вагонные весы, смотровые вышки, КТС «Спрут» 5327Т, прочее);

п' - количество 1-ых технических устройств, применяемых в КО.

C = U'K + С + C + с ,

ту опс мат ам пр '

(8)

где U 0 бс - фонд оплаты труда

работников, занятых обслуживанием i-го технического устройства, применяемого в КО, тыс.руб.;

С'мат - эксплуатационные расходы

на материалы для i-ого технического устройства, применяемого в КО, тыс.руб.;

С'ам - амортизационные расходы на технические устройства, применяемые в КО, тыс.руб.;

С'пр - прочие расходы на i-ое

техническое устройство, применяемое в КО, тыс.руб.

С =У С

ас / j а<

(9)

где C - эксплуатационные расходы i-

ой автоматизированной системы КО, тыс.руб. (АСКО СВ, АСКО ПВ 3D, АСКИН, прочее);

n' - количество i-ых технических

устройств автоматизированных систем КО.

С' = U' + С' + С' + С' .

ас обс.ас ПО ам.ас пр.ас -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

где и'бсас - фонд оплаты труда работников, занятых обслуживанием i-ой автоматизированной системы КО, тыс.руб.;

С'ПО - эксплуатационные расходы

на обновление программного обеспечения i-ой автоматизированной системы КО, тыс.руб.;

С ' - амортизационные расходы на устройства i-ой автоматизированной системы КО, применяемой в КО, тыс.руб.;

С'„р.ас - прочие расходы на i-ую

автоматизированную систему КО, тыс.руб.

n

Е е ■ г' ■ П ■103,

ман / а ман ман кн '

(11)

где еман - тариф за полчаса работы маневрового локомотива, руб.;

1 ман - количество получасов

необходимых для перестановки вагонов с КН с путей парка приема, отправления, приемоотправочного

парка на пути, предназначенные для устранения КН, перевески на 1-ой железнодорожной станции, получас.;

п' - количество КН с отцепкой для перестановки вагонов с КН с путей парка приема, отправления, приёмо-отправочного парка на пути, предназначенные для устранения КН, перевески на 1-ой железнодорожной станции.

Выводы

В работе проведено исследование процесса КО на примере Комплексной системы контроля КН на Донецкой железной дороге, включающей в себя все используемые технические устройства и работников,

принимающих участие в КО.

Был проведен анализ КН, выявленных на Донецкой железной дороге за период 2020-2021 гг., предложены варианты определения таких показателей как

продолжительность КО и коэффициент периодичности выявления КН. Рассчитанный по станции Иловайск коэффициент периодичности выявления КН за 2020-2021 гг. варьируется от 1,1 до 2,6.

Комплексный подход к

исследованию процесса КО позволил определить критерии, влияющие на затраты железной дороги при проведении КО, которые были выражены в виде математической

формулы 3.

Предложенная в статье Комплексная система контроля КН на Донецкой железной дороге может использоваться для создания

автоматизированной системы

выявления, учета и устранения КН. Применение такой автоматизированной системы позволит оптимизировать затраты на выполнение КО путем эффективного использования каждого элемента Комплексной системы контроля КН.

Список литературы:

1. Единый типовой технологический процесс коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях [электронный ресурс] // Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 г. № 3116/р.

2. Варгунин, В.И. Организация коммерческого осмотра поездов и вагонов / В.И. Варгунин, Р.Л. Владимиров, С.Н. Шишкина // «Наука и образование транспорту», 2014 - С. 55-59.

3. Тонкова, М.Л. Инновационные технологии коммерческого осмотра поездов и вагонов / М.Л. Тонкова // «Современные технологии -транспорту, 2019 - С. 130-138.

4. Иванченко, И.С. Автоматизация коммерческого осмотра поездов и вагонов / И.С. Иванченко, С.П. Похилко // XVПП Международная научно-практическая конференция: «Актуальные проблемы развития транспортно-промышленного комплекса: инфраструктурный, управленческий и образовательный аспекты» - Донецк, 2021 - С. 63-67.

5. Официальный сайт АО «АЛЬФА-ПРИБОР» [Электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа:

https://www.alfa-pr1bor.ru.

6. Официальный сайт ООО «Инновационная техника и технологии» [Электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа: https://ittspb.com.

7. Оленцевич, В.А. Оценка целесообразности внедрения системы АСКО ПВ 3D, с целью оперативного и качественного обнаружение коммерческих неисправностей подвижного состава / В.А. Оленцевич, А.А. Оленцевич, Ю.О. Гуд // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития - Вологда, 2020 -С. 23-24.

8. Волынкин, И.Е. Повышение эффективности коммерческого осмотра поездов и вагонов / И.Е. Волынкин, В.В. Денисов // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития - Самара, 2017 - С. 34-35.

9. Денисов, В.В. Применение беспилотных летательных аппаратов для выполнения коммерческого осмотра на железнодорожном транспорте / В.В. Денисов // «Наука и образование транспорту», 2016 - С. 93-95.

10. Доценко, Ю.В. Анализ существующего состояния технологии коммерческого осмотра поездов и вагонов / Ю.В. Доценко, Л.И. Виховская // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта, 2018 - С. 20-26.

11. Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов, утв. Приказом Министерства путей и сообщения России от 29 декабря 1995 г.

№ ЦМ-360. [электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа

http://www.consultant.ru.

Нормативы численности

работников, занятых коммерческим осмотром вагонов в поездах на железнодорожных станциях ОАО «РЖД», утв. Распоряжением ОАО «РЖД»

от 15 мая 2014 г. № 1193. [электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа http://www.consultant.ru.

Аннотации:

В статье приведена Комплексная система контроля коммерческих неисправностей грузовых вагонов Донецкой железной дороги, проанализированы ее преимущества и недостатки, определены критерии, влияющие на затраты железной дороги при проведении коммерческого осмотра поездов и вагонов.

Ключевые слова: коммерческий осмотр поездов и вагонов, коммерческая неисправность грузового вагона, комплексная система контроля коммерческих неисправностей, коэффициент периодичности выявления коммерческих неисправностей, пункт коммерческого осмотра, вагонные весы, АСКО ПВ.

The article provides a comprehensive system for monitoring commercial malfunctions of freight cars of the Donetsk railway, analyzes its advantages and disadvantages, identifies criteria that affect the costs of the railway when conducting a commercial inspection of trains and cars.

Keywords: commercial inspection of trains and cars, commercial failure of a car, an integrated system for monitoring commercial failures, commercial failure rate, commercial inspection point, csr scales, ASKO PV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.