Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 38-54. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2024. Vol. 26, по. 3. Р. 38-54.
Научная статья
УДК 354.45(470+571):339.92
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-3/38-54
Оптимизация внешней политики Министерства строительства РФ:
от СНГ к ЕАЭС и БРИКС
Дмитрий Семенович Белкин
Славяно-Греко-Латинская Академия, Москва, Российская Федерация Н [email protected]
Аннотация. Исследование затрагивает важность международного взаимодействия Министерства строительства РФ в контексте глобальной интеграции и регионального сотрудничества. Цель исследования заключается в анализе текущей ситуации в рамках международного взаимодействия Министерства строительства РФ и предложении возможных путей оптимизации этого взаимодействия. В работе используется комплексный подход, включающий анализ исторического контекста, сравнительный анализ, а также методы количественного и качественного исследования. Результаты исследования показывают, что оптимальным для Министерства строительства РФ может стать переориентация от взаимодействия с СНГ к сотрудничеству с БРИКС и ЕАЭС.
Данное исследование представляет собой первую попытку систематического анализа внешней политики Министерства строительства РФ с точки зрения его взаимодействия с международными организациями. Результаты исследования могут быть использованы в процессе формирования стратегии внешней политики Министерства строительства РФ, а также в процессе принятия решений на уровне государственного управления.
Ключевые слова: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ЕАЭС, БРИКС, ЭСКАТО, международное сотрудничество, международные организации, стратегии развития строительной отрасли, стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства
Для цитирования: Белкин Д.С. Оптимизация внешней политики Министерства строительства РФ: от СНГ к ЕАЭС и БРИКС // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 38-54.
© Белкин Д.С., 2024
Original article
Optimizing the foreign policy of the Ministry of Construction of the Russian Federation: from CIS to EAEU and BRICS
Dmitry S. Belkin
Slavic-Greek-Latin Academy, Moscow, Russian Federation H [email protected]
Abstract. The study addresses the importance of international cooperation of the Ministry of Construction of the Russian Federation in the context of global integration and regional cooperation. The goal of the study is to analyze the current situation within the international cooperation of the Ministry of Construction of the Russian Federation and propose possible ways to optimize this interaction. The research employs a comprehensive approach including historical context analysis, comparative analysis, as well as quantitative and qualitative research methods. The results of the research suggest that it may be optimal for the Ministry of Construction of the Russian Federation to redirect its efforts from interaction with the CIS towards cooperation with BRICS and EAEU. This study represents the first attempt to systematically analyze the foreign policy of the Ministry of Construction of the Russian Federation in terms of its interaction with international organizations. The results of the study can be used in the process of forming the foreign policy strategy of the Ministry of Construction of the Russian Federation and in decision-making at the level of state governance.
Keywords: Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation, EAEU, BRICS, ESCAP, international cooperation, international organizations, development strategies for the construction industry, housing and communal services development strategies
For citation: Belkin D.S. Optimizing the foreign policy of the Ministry of Construction of the Russian Federation: from CIS to EAEU and BRICS. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 3, рр. 38-54. (In Russ.).
В Российской Федерации функционирует специализированный орган исполнительной власти - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Согласно Положению об этом министерстве, указанному в статье 5.4.72, одной из функций Министерства является «взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства»1.
постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038 (ред. от 13.05.2021) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/465/
В соответствии с информацией, полученной с официального сайта Министерства строительства РФ в разделе «Международное сотрудничество», можно выделить следующие международные организации [1]:
1) Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат);
2) Комитет Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) по городскому развитию, жилищному хозяйству и землепользованию, базирующийся в Женеве, Швейцарская конфедерация;
3) Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), с штаб-квартирой в Бангкоке, Королевство Таиланд;
4) Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), с центром в Вене, Австрийская Республика;
5) Объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС);
6) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с штаб-квартирой в Джакарте, Республика Индонезия;
7) Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), базирующийся в Сингапуре, Республика Сингапур;
8) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
9) Евразийский экономический союз (ЕАЭС);
10) Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности (МПС);
11) Форум Азия-Европа (АСЕМ).
Все эти организации играют значимую роль в контексте международного сотрудничества в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а взаимодействие с ними является важной частью работы Министерства строительства Российской Федерации.
Исследуя официальные документы указанных организаций и анализируя их совместные мероприятия с Министерством строительства РФ, автор пришел к следующим выводам.
Исполнительное бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве было учреждено в 1989 году в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании Центра ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и Государственного комитета СССР по архитектуре и градостроительству [2]. Взаимодействие Министерства строительства РФ с ООН-Хабитат фактически приостановлено, так как последние контакты были установлены в рамках рабочего визита в Кению бывшего главы Минстроя России Владимира Якушева 27 мая 2019 года [3]. ООН-Хабитат играет важную роль в помощи развивающимся странам по улучшению городского развития и управления, например, в области землепользования и конфликтов, устойчивости, сокращения масштабов нищеты и га-
рантий владения в Кении, Непале, Уганде, Замбии [4]. Тем не менее в свете технологического развития России ее взаимодействие с мировым сообществом в рамках ЭКОСОС, особенно с развитыми странами, становится все более важным. В этом контексте сотрудничество с ООН-Хабитат может быть воспринято как обременение, поскольку оно не предлагает технологического обмена или возможностей для инноваций, которые могут быть получены от взаимодействия с более развитыми странами. В то же время продолжение сотрудничества с ООН-Хабитат может быть важным для поддержания имиджа России как одного из центров силы и регионального лидера, помогающего менее развитым странам. Таким образом, с точки зрения стратегического позиционирования, вероятно, стоит пересмотреть подход к взаимодействию с ООН-Хабитат, учитывая возможность подчеркнуть роль России как ключевого игрока в международном сообществе.
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) была создана Экономическим и социальным советом ООН в 1947 году и в 1951 году приобрела статус постоянного органа ООН [5]. Она является одной из пяти региональных комиссий Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) наряду с четырьмя другими региональными комиссиями: Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической и социальной комиссией для Западной Азии (ЭСКЗА), Экономической комиссией для Африки (ЭКА), Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). ЕЭК ООН не ограничена Европейским регионом и включает страны Закавказья и Средней Азии, а также США, Канаду и Израиль. Россия была членом ЕЭК ООН с 28 марта 1947 года как правопреемник СССР. В рамках комиссии действует Комитет по городскому развитию, жилищному хозяйству и землепользованию [6], что предоставляет возможности для обмена опытом в области строительства. Последние контакты Министерства строительства и ЖКХ РФ с ЕЭК ООН отмечены в рамках 82-й сессии Комитета по градостроительству, жилищному хозяйству и землепользованию (КГЖХЗ), проходившей в Женеве (Швейцария) с 6 по 8 октября 2021 года. Заместитель Минстроя РФ Никита Стасишин принял в ней участие в онлайн-формате [7]. Однако следует отметить, что Правительством Российской Федерации было принято решение о невыплате российского добровольного взноса в ЕЭК ООН за 2022 год [8]. Этот факт подчеркивает сложность и многогранность взаимоотношений России и ЕЭК ООН и необходимость более тщательного анализа потенциала данного сотрудничества для реализации стратегических целей Министерства строительства и ЖКХ РФ.
Как упомянуто выше, ЭКОСОС включает в себя пять региональных комиссий, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана - ЭСКАТО (до 1974 года известная как Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока -ЭКАДВ). Субрегиональный
офис ЭСКАТО, расположенный в Казахстане, включает девять членов, среди которых и Россия [9]. В свете представленных выше фактов можно предположить, что для России с учетом текущей международной ситуации и направления ее внешней политики может быть актуальным сотрудничество с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) вместо Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Но на момент написания статьи (май 2023 года) упоминаний об активном сотрудничестве Министерства строительства РФ с ЭСКАТО на официальном сайте Министерства нет. Важным моментом является отсутствие в рамках ЭСКАТО Комитета по городскому развитию, жилищному хозяйству и землепользованию, который входит в ЕЭК ООН. В этом контексте предложение о создании аналогичного комитета в рамках ЭСКАТО может быть рассмотрено как перспективное направление для дальнейшего развития взаимодействия. Учитывая прекращение сотрудничества с ЕЭК ООН и международную ситуацию, особенно при наличии санкций против России со стороны некоторых западных стран, а также тот факт, что многие азиатские страны сохраняют нейтралитет или проявляют положительное отношение к России, Министерству строительства РФ, видимо, стоит рассмотреть возможность более активного сотрудничества с ЭС-КАТО, включая инициацию создания Комитета по городскому развитию, жилищному хозяйству и землепользованию в его структуре.
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является специализированным учреждением ООН. Её миссия, определенная в Лим-ской декларации, принятой на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНИДО в 2013 году, заключается в содействии и ускорении инклюзивного и устойчивого промышленного развития в государствах-членах, а также в продвижении международного промышленного сотрудничества. В России взаимодействие с ЮНИДО осуществляется через Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО, история которого начинается с декабря 1989 года. Тогда вступили в законную силу соглашения, подписанные в Венском международном центре генеральным директором ЮНИДО Д. Сиазоном и заместителем председателя Совета министров СССР Н.П. Лаверовым. Они заключали Соглашение о Центре международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России и Соглашение о целевом фонде. Центр международного промышленного сотрудничества в России является подразделением ЮНИДО, который занимается мобилизацией инвестиционных ресурсов для реализации различных промышленных инвестиционных проектов в Российской Федерации. Он делает это путем создания совместных предприятий, передачи технологий, технологического ноу-хау, маркетингового опыта, организационной поддержки и других форм бизнес-партнерства. После того, как Российская Федерация перешла в категорию стран-доноров (ежегодно внося в Фонд промышленного развития ЮНИДО сумму в размере 2,6 млн долларов США), основной акцент в сотрудни-
честве стал делаться на реализации проектов, направленных на поддержку и развитие промышленного сектора. Это включает внедрение международных стандартов в области образования, энергоэффективности, экологии, водопользования, привлечение инвестиций в экономику страны, сохранение и защиту окружающей среды, создание эффективных механизмов переработки опасных отходов, а также выполнение обязательств России в рамках международных протоколов и конвенций (Монреальский протокол, Стокгольмская конвенция, Базельская конвенция и др.) [10]. Одним из проектов, позволяющих России получить новые технологии, является Проект ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России. Этот проект предусматривает процесс передачи передовых технологий для производителей пеноматериалов и холодильной техники, имеющих производственные мощности в России [11]. Таким образом, сотрудничество России с ЮНИДО не только способствует обмену технологическими новшествами и промышленному сотрудничеству, но и обеспечивает выполнение важных международных обязательств по экологии и устойчивому развитию. С другой стороны, необходимо учитывать, что организация ЮНИДО была создана в 1966 году с целью помочь развивающимся странам в ускорении их процесса индустриализации. Это был период активной деколонизации, и многие новые независимые государства столкнулись с необходимостью быстро развивать у себя промышленные секторы, чтобы обеспечить экономическую самостоятельность и улучшить уровень жизни своих граждан. Россия как страна, имеющая долгую историю промышленного развития и обладающая широким спектром высокотехнологичных отраслей, отличается от типичной целевой аудитории ЮНИДО. Скорее Россия может быть рассмотрена как партнер или донор для ЮНИДО, помогающая другим странам в их процессе индустриализации. В этом контексте участие России в ЮНИДО имеет больше общего с ее внешнеполитическими и имиджевыми целями, чем с конкретной потребностью в технологической помощи. Подобно ООН-ХАБИТАТ, организация может служить важной площадкой для демонстрации роли России как глобального игрока и донора в области промышленного развития. Однако, учитывая текущие внешнеполитические обстоятельства и ограничения, связанные с санкциями, а также специфику задач, стоящих перед Министерством строительства РФ, участие в ЮНИДО не может и не должно быть рассмотрено как основной вектор работы Минстроя на международной арене. Более важными для Минстроя могут стать другие формы международного сотрудничества, которые более тесно связаны с его основными функциями и задачами.
БРИКС - это ассоциация пяти крупнейших развивающихся экономик мира: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Этот формат был предложен в 2001 году вице-президентом компании Goldman Sachs Джимом О'Ниллом в его докладе, где он выделил группу стран с наиболее быстрорастущими экономиками, которые будут играть ключевую роль в мировой экономике 21 века. Первые формальные
встречи на уровне глав государств в формате БРИК (без Южной Африки) начались в 2006 году, а в 2010 году к ассоциации присоединилась Южная Африка, и группа стала известна как БРИКС. Россия сыграла важную роль в формировании этого альянса. Президент России Владимир Путин активно участвовал в обсуждении идеи создания такого сотрудничества и поддерживал её, видя в БРИКС инструмент для содействия многополярному мировому порядку и обеспечения более справедливого и сбалансированного международного взаимодействия. Сегодня БРИКС отражает новую геополитическую реальность, где сила и влияние распределены между несколькими центрами вместо одного доминирующего. Это не просто альтернатива западно-центрической модели, это группа стран, которые стремятся развивать сотрудничество на основе взаимного уважения, равноправия и взаимной выгоды. Для России БРИКС является ключевым инструментом в сфере продвижения своих интересов на международной арене и развития своей экономики. В этом контексте на Министерство строительства Российской Федерации возлагается важная роль в использовании возможностей, которые предоставляет БРИКС. Отдельно необходимо обратить внимание на Новый банк развития, который был создан в 2014 году главами государств-членов БРИКС в целях мобилизации ресурсов для инфраструктурных и устойчивых проектов развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках. Это новый механизм финансирования поддерживает ряд важных проектов, в том числе в сфере строительства и инфраструктуры, что является ключевой зоной ответственности Минстроя РФ. Когда в марте 2022 года Банк развития БРИКС приостановил транзакции в России, это оказало влияние на финансирование инфраструктурных проектов, включая те, что контролируются Минстроем РФ [12]. Однако в апреле 2023 года, после вступления в должность президента банка Дилмы Руссефф, было принято решение возобновить государственное финансирование инфраструктурных проектов. Это привело к запуску в эксплуатацию нового магистрального водовода в поселке Пыра городского округа Дзержинск в мае 2023 года, проект был реализован на средства банка БРИКС [13]. Мы считаем, что создание департамента Нового банка развития в Минстрое позволит более эффективно взаимодействовать с этим банком, формулировать и предоставлять проекты для финансирования, а также следить за их выполнением. Это даст Минстрою возможность более активно участвовать в международном сотрудничестве в рамках БРИКС, получая доступ к финансированию для важных строительных проектов и внося свой вклад в развитие строительной отрасли в России.
Таким образом, участие в БРИКС и внедрение его инструментов, таких как Новый банк развития, должно стать одним из ключевых векторов работы Минстроя РФ на международной арене. В то время, как другие международные организации могут быть подвержены влиянию политических санкций или других ограничений, БРИКС предоставляет стабильную и надежную платформу для сотрудничества и развития.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке. Изначально в ее состав входили пять государств: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд. Позже АСЕАН расширилась, приняв в 1984 году Бруней, в 1995 году Вьетнам, в 1997 году Лаос и Мьянму, в 1999 году Камбоджу. Статус наблюдателя на текущий момент имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. Полноформатными диалоговыми партнерами АСЕАН являются многие ведущие страны и объединения, включая Россию. АСЕАН и Россия активно сотрудничают в области энергетики. Постоянный представитель Российской Федерации при АСЕАН Евгений Загайнов отметил, что обе стороны завершают согласование рабочего плана в области энергетики [14]. Это может открыть новые возможности для российских компаний в области энергетики в Юго-Восточной Азии. Последние известные данные о взаимодействии Минстроя РФ с АСЕАН относятся к марту 2019 года, когда в Калуге на международном форуме «Умный город. Инструкция по применению» прошло заседание с участием представителей шести стран-участников АСЕАН и МИД России и Минэкономразвития России [15]. Бизнес-миссия SK Global Camp 2023, организованная «Сколково», также заслуживает внимания. Она нацелена на выход российских инновационных компаний на рынок АСЕАН. Среди участников уже зарегистрированы такие резиденты, как «Гринбар», «Гео-скан», «Теквел Парк» и «Джемс Девелопмент» [16]. Это свидетельствует о значительном потенциале для сотрудничества между Россией и странами АСЕАН в области инноваций и технологий. Тем не менее для Минстроя РФ важно сосредоточиться на эффективном взаимодействии с этими странами через БРИКС или ЭСКАТО. Распределение ресурсов и внимания между множеством международных организаций может привести к недостатку концентрации и меньшей эффективности в реализации ключевых проектов и стратегий. В то же время в рамках БРИКС или ЭСКАТО, где Россия является полноправным членом, Минстрой РФ может рассчитывать на более активное и взаимовыгодное участие в проектах и инициативах.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это международный консультативный орган, сформированный 21 экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли, облегчения и либерализации капиталовложений. Россия присоединилась к АТЭС в 1998 году. Уникальной чертой АТЭС является отсутствие формального устава, что делает его более гибким форумом для обсуждения и реализации инициатив. В 2012 году саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русский. Это было знаковым событием, подчеркивающим активное участие России в экономическом сотрудничестве Азиатско-Тихоокеанского региона. Министерство строительства и ЖКХ РФ (Минстрой РФ) активно участвовало в мероприятиях АТЭС. В августе 2019 года эксперты ТК 465 и ФАУ «ФЦС» приняли участие в конференции по предложению Росстандарта, представляющего Россию в подкомитете по стандартам
и соответствию Комитета по торговле и инвестициям АТЭС. Тем не менее, учитывая изменения в международном контексте и внутренних приоритетов, стоит рассмотреть возможность сосредоточить усилия Минстроя РФ на сотрудничестве с Юго-Восточной Азией через более ключевые для России платформы, такие как БРИКС или ЭСКАТО. Это позволит Минстрою РФ более эффективно использовать собственные ресурсы и усилить свое влияние в регионе.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является важным международным форумом, включающим развитые страны, придерживающиеся принципов представительной демократии и свободной рыночной экономики. Созданная в 1948 году как Организация европейского экономического сотрудничества, она была задумана для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. В мае 2007 года руководство ОЭСР одобрило начало переговоров о вступлении России в организацию. Этот процесс ускорился после того, как Россия официально вступила в ВТО в августе 2012 года. Ожидалось, что переговоры о вступлении в ОЭСР будут завершены в 2013-2014 годах. Однако события 2014 года, когда ОЭСР приостановила принятие России в члены на неопределенный срок, а затем в феврале 2022 года окончательно прервала переговорный процесс, привели к существенному изменению ситуации. С учетом прозападной ориентации ОЭСР и усиливающихся санкций со стороны Запада ресурсы Министерства строительства и ЖКХ РФ могут быть более эффективно использованы в других направлениях. Это особенно актуально при глобальных и региональных изменениях в экономической и политической обстановке. Таким образом, может быть, более целесообразно сосредоточиться на углублении сотрудничества с организациями, которые наиболее полно отражают интересы и приоритеты России в текущем контексте.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был учреждён Договором о Евразийском экономическом союзе и начал свою работу 1 января 2015 года. Эта международная организация региональной экономической интеграции обладает международной правосубъектностью и ставит перед собой задачу облегчения экономического сотрудничества между странами-участниками. В настоящее время к ЕАЭС присоединились такие государства, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. ЕАЭС облегчает региональную экономическую интеграцию между пятью членами: Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. ЕАЭС представляет собой единое экономическое пространство, которое обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и труда. В области строительств это значит, что компании из любой страны-члена ЕАЭС могут предоставлять свои услуги в других странах-членах без необходимости создания юридического лица в стране предоставления услуг [17]. Что касается взаимодействия Минстроя РФ и ЕАЭС, то его целью является развитие и гармонизация технических стандартов и нормативов в области строительства, что способствует улучшению качества и безопасности
строительных работ, материалов и изделий [18], а также облегчает взаимное признание квалификаций и сертификатов. Заметим, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Содружество Независимых Государств (СНГ) являются примерами региональных международных организаций в отличие от глобальных структур. Оба этих объединения включают в свой состав преимущественно бывшие республики СССР. В свою очередь, СНГ, несмотря на схожие цели, продолжает терять своих членов и показывает снижение интеграционной активности. Учитывая вышеизложенное, для Минстрой РФ будет более рационально сосредоточить свои ресурсы на взаимодействии с ЕАЭС, так как в данной ситуации участие в двух подобных организациях с пересекающимся членством является неэффективным с точки зрения распределения ресурсов. ЕАЭС обладает более устойчивой структурой и большими перспективами для международного сотрудничества, особенно в области строительства.
Межправительственный Совет по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ был создан в рамках Содружества Независимых Государств. СНГ - это организация, которая зародилась в результате развала Советского Союза в 1991 году и первоначально включала 12 бывших советских республик. С тех пор СНГ прошел через ряд изменений и потерь членства, что вызвало вопросы о его эффективности и перспективности. На данный момент активными участниками Межправительственного Совета являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Однако стоит отметить, что многие из этих государств также являются членами ЕАЭС, что создает пересечение интересов и дублирование ресурсов на взаимодействие. СНГ как организация не обладает надгосударственным статусом и функционирует на добровольной основе. Все решения принимаются по согласию его членов, что иногда может затруднять процесс принятия решений и достижения консенсуса [19]. В целом, несмотря на свою историческую значимость, СНГ, как мы видим, не обладает той же степенью интеграции и координации, что и ЕАЭС. С учетом этих факторов и тенденции к укреплению ЕАЭС, может быть, Минстрой РФ целесообразно сосредоточить больше внимания на ЕАЭС вместо распределения своих ресурсов между двумя подобными организациями.
Форум «Азия-Европа» (АСЕМ) представляет собой международную организацию, которая была основана 1 марта 1996 года в Бангкоке (Таиланд) по инициативе Франции и Сингапура. АСЕМ объединяет страны Восточной Азии и Европы, включающие 51 государство, которые вместе составляют 2/3 мировой торговли и около 60% мирового валового продукта. Организация также включает в себя две международные региональные организации - Европейскую комиссию и секретариат АСЕАН. Организация АСЕМ продолжила расти за счет новых государств, присоединившихся к Евросоюзу, а также присоединения Индии, Монголии, Пакистана, Австралии, Новой Зеландии и России в 2010 году, Бангладеш, Норвегии и Швейцарии в 2012 году,
а Хорватии и Казахстана в 2014 году. Однако с момента образования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой РФ) в 2013 году информация о его участии в мероприятиях АСЕМ отсутствует на официальном сайте Министерства по состоянию на май 2023 года. С другой стороны, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) является региональной подсистемой Организации Объединенных Наций, обладающей широким географическим охватом и включающей в себя многие страны, также входящие в АСЕМ. ЭСКАТО, в отличие от АСЕМ, активно занимается вопросами социального и экономического развития региона, представляя пространство для совместного обсуждения и решения проблем. Исходя из этого Минстрой РФ может найти взаимодействие с ЭСКАТО, более эффективным и полезным для достижения его целей, поскольку ЭСКАТО больше сосредоточена на экономическом и социальном развитии региона и устойчивом строительстве. Это делает взаимодействие с ЭС-КАТО особенно актуальным в контексте реализации стратегий устойчивого развития и зеленого строительства, которые выдвигаются как глобальные приоритеты. В свете европейских санкций в отношении России ограничено экономическое сотрудничество России и многих стран Евросоюза, что может затруднить выполнение общих проектов в рамках АСЕМ. В то же время взаимодействие с ЭСКАТО как с региональной подсистемой Организации Объединенных Наций предоставляет возможность для установления более широких и продуктивных связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом, который в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Таким образом, вместо размытого и осложненного политическими претензиями сотрудничества в рамках АСЕМ сотрудничество с ЭС-КАТО представляется более перспективным и полезным для Минстрой РФ, позволяет ориентироваться на конкретные, актуальные и срочные задачи в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Выше мы подробно рассмотрели все основные международные организации, в которых участвует Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации, основываясь на официальной отчетности министерства и данных открытых источников. Мы проанализировали историю и функциональное назначение каждой из этих организаций, а также их актуальность и перспективы для Минстроя РФ. Теперь обратимся к анализу еще одной важной региональной международной организации, которую Минстрой РФ не упоминает в своих отчетах. Несмотря на отсутствие упоминаний о сотрудничестве с этой организацией, ее значимость и влияние на региональном уровне делают ее рассмотрение целесообразным для понимания полной картины международного взаимодействия Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации.
Шанхайская организации сотрудничества (ШОС) - крупная международная организация, объединяющая восемь государств: Китай, Индию, Казахстан, Киргизию,
Пакистан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Цель ШОС - укрепление доверия и дружественных отношений между государствами-членами, увеличение эффективности сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах, а также в области образования, энергетики, транспорта, туризма и охраны окружающей среды. Однако, несмотря на заявленные цели и широкий географический охват ШОС, в открытых источниках и на сайте Минстроя РФ нет информации о взаимодействии Министерства с этой организацией. Это может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, ШОС в большей степени ориентирована на политическое и военное сотрудничество, чем на сотрудничество в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Во-вторых, географический охват ШОС широк, но разнообразие культур, экономического развития и законодательств стран-участников затрудняют разработку и реализацию общих стандартов и подходов в строительстве. Также стоит учесть, что многие из стран-членов ШОС входят в другие международные организации, с которыми Минстрой РФ уже сотрудничает или планирует сотрудничать. Например, Белоруссия, Казахстан и Киргизия являются членами ЕАЭС, а Китай и Индия - участники БРИКС.
С точки зрения оптимизации ресурсов и эффективности сотрудничества активное участие Минстроя РФ в ЕАЭС на региональном уровне и в ЭСКАТО и БРИКС на более глобальном позволит Минстрой РФ достигнуть более конкретных и осязаемых результатов. Работа в рамках ЕАЭС позволит продолжить интеграционные процессы, стандартизацию и гармонизацию подходов к строительству и ЖКХ на пространстве бывшего СССР. Более того, страны ЕАЭС связаны общими историческими, экономическими и культурными корнями, что упрощает разработку и внедрение общих решений. Взаимодействие в рамках ЭСКАТО даст возможность сосредоточиться на сотрудничестве с государствами Центральной Азии и Афганистаном, что также может быть перспективным в контексте строительства и ЖКХ. В рамках БРИКС Минстрой РФ сможет взаимодействовать с ведущими мировыми экономиками, такими как Китай и Индия, что может стимулировать инновационное развитие и использование передовых технологий в области строительства и ЖКХ. Таким образом, ШОС, хотя и является значимой международной организацией, для Минстроя РФ выглядит менее перспективной в сравнении с ЕАЭС, ЭСКАТО и БРИКС. Ресурсы Министерства следует сосредоточить на работе с организациями, которые лучше соответствуют его функциональным задачам и потребностям развития строительной отрасли Российской Федерации.
Выводы, которые можно сделать на основе вашего исследования, кажутся обоснованными и логичными.
1. В сфере международного сотрудничества Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации взаимодействие с организациями, такими как АСЕМ, АТЭС и АСЕАН, должно рассматриваться как второстепенное по отношению к ра-
боте с ЭСКАТО в контексте общих инициатив ООН. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, учитывая специфику работы АСЕМ, ориентированной на обеспечение диалога между Азией и Европой, взаимодействие с ней может быть более эффективно реализовано через структуру ООН, а именно через ЭСКАТО, которое специализируется на устойчивом развитии и строительстве в регионе Азии и Тихого океана. Это позволит сфокусироваться на ключевых приоритетах Минстроя РФ и оптимизировать затраты ресурсов. Во-вторых, при учете уникальных характеристик АТЭС и АСЕАН, их роль для Минстроя РФ может быть признана относительно низкой. АТЭС, в свою очередь, не имеет формального устава, что уменьшает эффективность и предсказуемость взаимодействия с этой организацией. Что касается АСЕАН, то, несмотря на то, что Россия является партнером по диалогу в этой организации, она не обладает полноправным членством, что ограничивает возможности для существенного влияния и взаимодействия. Таким образом, исходя из анализа специфики работы Минстроя РФ и особенностей различных международных организаций можно утверждать, что Минстрою РФ следует переориентироваться с АСЕМ, АТЭС и АСЕАН на ЭСКАТО в рамках общих инициатив ООН.
2. Следует подчеркнуть важность переориентации усилий Министерства строительства и ЖКХ РФ с Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ на углубленную интеграцию и взаимодействие в рамках ЕАЭС. Ранее было отмечено, что СНГ, хотя и является важной международной организацией, в которую входят бывшие советские республики, тем не менее продолжает терять своих участников и в общем и целом проявляет убывающую активность. Кроме того, СНГ не обладает надгосударственными полномочиями и функционирует на добровольной основе, что может ограничивать ее эффективность в достижении определенных целей и задач, включая такие, которые имеют важное значение для Минстроя РФ. Вместе с тем ЕАЭС представляет собой более перспективную и динамичную организацию, способную обеспечить эффективную интеграцию и координацию усилий в области строительства и ЖКХ. Важным преимуществом ЕАЭС является то, что она обладает более сильными интеграционными связями и более широкими полномочиями, чем СНГ. Это позволяет ей эффективнее координировать действия своих членов и обеспечивать выполнение принятых обязательств. Таким образом, для Минстроя РФ целесообразно увеличить взаимодействие и интеграцию с ЕАЭС, перераспределяя ресурсы, ранее направленные на работу в рамках Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ. Это не только поможет оптимизировать использование ресурсов Минстроя РФ, но и обеспечит больший охват и эффективность в достижении стратегических целей и задач министерства.
3. Можно предложить критически важное усовершенствование структуры Министерства строительства и ЖКХ РФ - создание отдельного департамента, который
будет заниматься взаимодействием с Новым банком развития (НБР). НБР был создан странами БРИКС в 2014 году в целях мобилизации ресурсов для устойчивого развития БРИКС и других развивающихся экономик. НБР основывается на принципах взаимного уважения, равенства, неразделения власти и решительности в стимулировании инфраструктурных проектов. Это делает его отличным каналом для финансирования и поддержки значительных проектов в области строительства и ЖКХ в России. Создание специализированного департамента внутри Минстроя РФ позволит эффективнее взаимодействовать с НБР, рационально используя финансовые и интеллектуальные ресурсы для продвижения проектов в области строительства и ЖКХ, которые имеют стратегическую значимость для развития регионов России. Этот департамент будет служить связующим звеном между руководством Минстроя и НБР, координируя все аспекты взаимодействия, начиная от подготовки проектов до их реализации. Более того, такая структура позволит Минстрою РФ активно участвовать в разработке новых проектов, которые могут быть представлены для финансирования НБР, и, следовательно, способствовать улучшению жилищных условий и инфраструктуры в России.
Таким образом, исходя из нашего анализа создание в Министерстве строительства и ЖКХ РФ отдельного департамента по взаимодействию с НБР представляется перспективной и целесообразной инициативой, способной значительно усилить влияние Министерства на уровне международных организаций и обеспечить эффективное взаимодействие с НБР.
Список источников
1. Международные организации // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://min-stroyrf.gov.ru/trades/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-organizatsii/.
2. UN-Habitat office in Russia // United Nations Human Settlements Programme. URL: https://unhabitat.org/ru/node/11.
3. Российская делегация во главе с Владимиром Якушевым примет участие в Первой Ассамблее ООН-Хабитат // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://min-stroyrf.gov.rupress/rossiyskaya-delegatsiya-vo-glave-s-vladimirom-yakushevym-primet-uchastie-v-pervoy-assamblee-oon-khab/?sphrase_id=1873147.
4. Деятельность Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам // United Nations Human Settlements Programme. URL: https://unhabi-tat.org/sites/default/files/2020/05/hsp_ha_1_2_add.2_r.pdf.
5. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vnesh-neekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/organ-izaciya_obedinennyh_naciy_oon/eek/.
6. Европейская экономическая комиссия ООН // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. URL: https://geneva.mfa.gov.by/ru/interorg/BLR_UNECE/.
7. Минстрой России принял участие в сессии Комитета ЕЭК ООН по градостроительству, жилищному хозяйству и землепользованию // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-prinyal-uchastie-v-sessii-komiteta-eek-oon-po-gradostroitelstvu-zhilishchnomu-khozya/?sphrase_id=1873171.
8. О невыплате российского добровольного взноса в Европейскую экономическую комиссию ООН за 2022 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1849203/.
9. Subregional Office for North and Central Asia // United Nations ESCAP. URL: https://www.unescap.org/subregional-office/north-central-asia.
10. Организация объединенных наций по промышленному развитию: офиц. сайт. URL: https://unido.ru/overview/center/.
11. Проект ЮНИДО/ГЭФ - Минприроды России // Сайт Проекта Арктического совета по выводу озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в рыбохо-зяйственном секторе Мурманской области. URL: https://www.ozoneprogram.ru/bibli-oteka/publikacii/junidogehf/.
12. Банк БРИКС возвращается на мировой рынок капитала // ТВ БРИКС. URL: https://tvbrics.com/news/bank-brics-vozvrashchaetsya-na-mirovoy-rynok-kapitala/.
13. Под Дзержинском запустили водопровод, построенный на средства банка БРИКС // РБК. URL: https://nn.rbc.ru/nn/freenews/645d3e429a79477af082ce19.
14. Россия будет способствовать формированию единого агропромышленного рынка в СНГ - концепция // АО «ИК «РИКОМ-ТРАСТ». URL: https://www.ricom.ru/primetass/1545437/.
15. Минстрой России провел диалог Smart City: Россия-АСЕАН // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-provel-dialog-smart-city-rossiya-acean/?sphrase_id=1874399.
16. «Сколково» организует бизнес-миссию в Индонезию // Официальный сайт Фонда «Сколково». URL: https://sk.ru/news/skolkovo-organizuet-biznes-missiyu-v-strany-yugo-vostochnoj -azii/.
17. Еликбаев К., Андронова И.В. Пять лет единому рынку услуг ЕАЭС: некоторые итоги // Современная Европа. 2021. № 2. С. 99-110.
18. Таджикистан и ЕАЭС: выгоды и перспективы // Sputnik. URL: https://tj.sput-niknews.ru/20190528/eeu-tajikistan-vygody-perspektivy-1029016767.html.
19. Устав Содружества Независимых Государств (г. Минск, 22 января 1993 года). URL: https://cis.minsk.by/page/180/ustav-sodruzestva-nezavisimyh-gosudarstv-g-minsk-22-anvara-1993 -goda.
References
1. International organizations. Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation: official website. URL: https://min-stroyrf.gov.ru/trades/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-organizatsii/. (In Russ).
2. UN-Habitat office in Russia. United Nations Human Settlements Programme. URL: https://unhabitat.org/ru/node/11.
3. Russian delegation headed by Vladimir Yakushev will take part in the First UN-Habitat Assembly. Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation: official website. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/rossiyskaya-delegatsiya-vo-glave-s-vladimirom-yakushevym-primet-uchastie-v-pervoy-assamblee-oon-khab/?sphrase_id=1873147. (In Russ.)
4. Activities of the United Nations Human Settlements Programme. United Nations Human Settlements Programme. URL: https://unhabitat.org/sites/de-fault/files/2020/05/hsp_ha_1_2_add.2_r.pdf. (In Russ.).
5. United Nations Economic Commission for Europe (EEC). Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomich-eskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/organi-zaciya_obedinennyh_naciy_oon/eek/. (In Russ.).
6. United Nations Economic Commission for Europe. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus. URL: https://geneva.mfa.gov.by/ru/inter-org/BLR_UNECE/. (In Russ).
7. The Ministry of Construction of Russia took part in the session of the UNECE Committee on Urban Development, Housing and Land Management. Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation: official website. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-prinyal-uchastie-v-sessii-komiteta-eek-oon-po-gradostroitelstvu-zhilishchnomu-khozya/?sphrase_id=1873171. (In Russ.).
8. On the non-payment of the Russian voluntary contribution to the UN Economic Commission for Europe for 2022. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1849203// (In Russ.).
9. Subregional Office for North and Central Asia. United Nations ESCAP. URL: https://www.unescap.org/subregional-office/north-central-asia/.
10. United Nations Industrial Development Organization: official website. URL: https://unido.ru/overview/center// (In Russ.).
11. UNIDO/GEF Project - Ministry of Natural Resources of Russia. Website of the Arctic Council Project on the Removal of Ozone-Depleting Substances and Fluorinated Gases in the Fisheries Sector of the Murmansk Region. URL: https://www.ozonepro-gram.ru/biblioteka/publikacii/junidogehf/ (In Russ.).
12. BRICS Bank Returns to the Global Capital Market. BRICS TV. URL: https://tvbrics.com/news/bank-brics-vozvrashchaetsya-na-mirovoy-rynok-kapitala/ (In Russ).
13. A Water Pipeline Built with BRICS Bank Funds Has Been Launched Near Dzerzhinsk. RBC. URL: https://nn.rbc.ru/nn/freenews/645d3e429a79477af082ce19. (In Russ).
14. Russia will promote the formation of a single agro-industrial market in the CIS-concept. JSC "IC RICOM-TRUST'. URL: https://www.ricom.ru/primetass/1545437/. (In Russ.).
15. The Ministry of Construction of Russia held a dialogue Smart City: Russia-ACEAN. Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation . URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-provel-dialog-smart-city-rossiya-acean/?sphrase_id=1874399 (In Russ.).
16. "Skolkovo" organizes a business mission to Indonesia. Official website of the Skolkovo Foundation. URL: https://sk.ru/news/skolkovo-organizuet-biznes-missiyu-v-strany-yugo-vostochnoj-azii/ (In Russ.).
17. Elikbaev K., Andronova I.V. Pyat' let edinomu rynku uslug EAES: nekotorye itogi [Five years of the single market for EAEU services: some results]. Sovremennaya Evropa, 2021, no. 2, pp. 99-110. (In Russ.).
18. Tajikistan and the EAEU: benefits and prospects. Sputnik. URL: https://tj .sputniknews.ru/20190528/eeu-taj ikistan-vygody-perspektivy- 1029016767.html. (In Russ.).
19. Charter of the Commonwealth of Independent States (Minsk, January 22, 1993). URL: https://cis.minsk.by/page/180/ustav-sodruzestva-nezavisimyh-gosudarstv-g-minsk-22-anvara-1993-goda. (In Russ.).
Информация об авторах
Д.С. Белкин - аспирант кафедры международного права, Славяно-греко-латинская академия, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-1532-1958, Researcher ID: IQT-9172-2023
Information about the authors
D.S. Belkin, Postgraduate student, Department of International Law, Slavic-Greek-Latin Academy, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-1532-1958, Researcher ID: IQT-9172-2023.
Статья поступила в редакцию / The article received 19.05.2023;
одобрена после рецензирования / revised 06.12.2023;
принята к публикации / accepted 03.09.2024