Научная статья на тему 'К вопросу о классификации многосторонних международных объединений'

К вопросу о классификации многосторонних международных объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1907
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОЭСР / "ГРУППА ДВАДЦАТИ" / МИРОВОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / INTERSTATE ASSOCIATIONS / OECD / GROUP OF TWENTY / GLOBAL BUSINESS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Алиса Андреевна

В статье рассматривается классификация ряда межгосударственных объединений экономическо-финансовой направленности, возникших в ре зультате событий кризисного характера, и выделяются два основных типа межгосударственных объединений с международной правосубъектностью международные организации и межгосударственные объединения клубного типа. Внимание уделяется практике институализации бизнес-сообщества в рамках рассматриваемых структур. Обосновывается особый интерес к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группе двадцати», как представителям двух типов объединений с универсальным мандатом и критериальным членством, которые способны справляться с трудноразрешимыми вопросами различной направленности, от политико экономических до проблем, связанных с экологической безопасностью, акку мулируя для этого имеющиеся властные, финансовые, аналитические ресурсы стран-членов. Подчеркивается, что в сравнении с другими рассмотренными межгосударственными объединениями формат участия бизнес-сообщества в работе ОЭСР и «Группы двадцати» является наиболее институализиро ванным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the Classification of Multilateral International Associations

This article examines the classifi cation of a number of intergovernmental as sociations of economic and financial orientation that arise as the result of a crisis. Intergovernmental associations with an international legal identity are divided into two main types: international organizations and interstate associations of the “club” kind. The article pays special attention to the institutionalization of the business community in the framework of the structures under consideration. The author acknowledges the special interest due the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) and the Group of Twenty (G-20) as representatives of two types of associations with a universal mandate and criterial membership that are capable of dealing with various difficult issues, from political and economic questions to matters relating to ecological safety, by marshalling for this purpose the available power, financial and analytical resources of the member states. The author emphasizes that in comparison with other international associations examined, the format of the business community’s participation in the work of the OECD and the G-20 is the most institutionalized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации многосторонних международных объединений»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 1

Алиса Андреевна Прохорова,

главный специалист Управления международного сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей (Россия), e-mail: alicepro@mail.ru

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МНОГОСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В статье рассматривается классификация ряда межгосударственных объединений экономическо-финансовой направленности, возникших в результате событий кризисного характера, и выделяются два основных типа межгосударственных объединений с международной правосубъектностью — международные организации и межгосударственные объединения клубного типа. Внимание уделяется практике институализации бизнес-сообщества в рамках рассматриваемых структур. Обосновывается особый интерес к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группе двадцати», как представителям двух типов объединений с универсальным мандатом и критериальным членством, которые способны справляться с трудноразрешимыми вопросами различной направленности, от политико-экономических до проблем, связанных с экологической безопасностью, аккумулируя для этого имеющиеся властные, финансовые, аналитические ресурсы стран-членов. Подчеркивается, что в сравнении с другими рассмотренными межгосударственными объединениями формат участия бизнес-сообщества в работе ОЭСР и «Группы двадцати» является наиболее институализиро-ванным.

Ключевые слова: межгосударственные объединения, ОЭСР, «Группа двадцати», мировое бизнес-сообщество.

Alisa Andreevna Prokhorova,

Chief Specialist, Department of International Cooperation, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (Russia), e-mail: alicepro@mail.ru

REVISITING THE CLASSIFICATION OF MULTILATERAL INTERNATIONAL ASSOCIATIONS

This article examines the classification of a number of intergovernmental associations of economic and financial orientation that arise as the result of a crisis. Intergovernmental associations with an international legal identity are divided into two main types: international organizations and interstate associations of the "club " kind. The article pays special attention to the institutionalization of the business

community in the framework of the structures under consideration. The author acknowledges the special interest due the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) and the Group of Twenty (G-20) as representatives of two types of associations with a universal mandate and criteriaI membership that are capable of dealing with various difficult issues, from political and economic questions to matters relating to ecological safety, by marshalling for this purpose the available power, financial and analytical resources of the member states. The author emphasizes that in comparison with other international associations examined, the format of the business community's participation in the work of the OECD and the G-20 is the most institutionaIized.

Key words: interstate associations, OECD, Group of Twenty, global business community.

Сегодня в условиях нестабильной экономической, политической, социальной ситуации и затянувшегося процесса выхода мировой экономики на траекторию устойчивого роста не ставится под сомнение необходимость многосторонних международных институтов, способных совместными усилиями стран-членов вырабатывать и реализовывать программы согласованных действий для решения проблем мирового сообщества. Межгосударственные организации и объединения начали активно создаваться после Второй мировой войны, когда потребность решать глобальные проблемы и предотвращать кризисные ситуации на международном уровне стала очевидной. В современном мире экономического регулирования только на национальных уровнях недостаточно. Универсальные наднациональные механизмы координации международных экономических отношений нужны также из-за частой несогласованности национальных законодательств, неизбежно порождающей серьезные проблемы и споры между экономическими субъектами.

Классификация межгосударственных объединений

В научной литературе классификация межгосударственных объединений осуществляется по различным критериям, в том числе: по кругу участников (универсальные, региональные, межрегиональные), характеру полномочий (межгосударственные, над-государственные или наднациональные), выполняемым функциям (нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные), порядку приема новых членов (открытые, закрытые), компетенции (общей компетенции, специальной компетенции — политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли). В настоящей статье предлагается выделять межгосударственные объединения с международной правосубъектностью двух категорий: международные организации и межгосу-

дарственные объединения саммитового типа (summitry institutions)1. Основанием послужили следующие атрибутивные характеристики: наличие устава — международного многостороннего соглашения или иного учредительного акта, определяющего характер, содержание деятельности, основные задачи и цели объединения; наличие постоянного секретариата или иного бюрократического аппарата с соответствующими функциями; наличие официальных полномочных представителей при штаб-квартире; формат проведения встреч (саммиты, совещания, конференции, конгрессы); обязательность исполнения решений или же рекомендательный характер принимаемых обязательств при отсутствии механизма «принуждения»; наличие обязательных взносов.

Набор указанных характеристик определяет роль межгосударственных объединений как субъектов международного публичного права и позволяет отнести их к международным организациям. К подобным организациям финансово-экономической направленности отнесем институты, учреждаемые на базе уставов (международного договора, соглашения): Всемирная торговая организация (ВТО); Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); учреждения банковского сектора — Азиатский банк развития (АзБР), Европейский банк реконструкция и развития (ЕБРР), Африканский банк развития (АфБР), Евразийский банк развития (ЕАБР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Межамериканский банк развития (МАБР); Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС ООН), который, не обладая статусом организации, является одним из главных органов, координирующих сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждениях (Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Международная организация труда (МОТ), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД)). Еще одна группа организаций — учреждения, действующие под эгидой Группы Всемирного банка (Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям). У этих объединений в большинстве случаев есть постоянный секретариат

1 Институты саммитового типа — объединения, главной формой деятельности которых являются проводимые саммиты с участием представителей высших органов государственной власти стран-членов.

(бюро), который выполняет делегированные ему функции. Решения организаций подлежат мониторингу, ввиду обязательности их исполнения. Чаще всего контроль над имплементацией решений и обязательств в национальные законодательные акты контролирует секретариат, бюро или специальная комиссия. В случае игнорирования страной-членом того или иного обязательства применяются механизмы давления со стороны «коллег» при угрозе исключения из организации, однако чаще практикуется, конечно, использование механизма принуждения к исполнению решения, в противном случае запускается судебный процесс (при ВТО действует суд, который вправе наложить на члена организации санкции за неисполнение обязательств). В ВТО каждый член вносит в организацию взнос в размере своей доли расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, принятыми Генеральным советом2. В ОЭСР учитывается приоритет интересов экономически сильных государств (США, Япония, Германия). При консенсусе используется «peer pressure» (давление равных), а при голосовании квалифицированным большинством государства, которые вносят большие по размеру членские взносы в бюджет организации, могут не допустить принятия не соответствующих их интересам решений. На примере перечисленных международных объединений — субъектов международного публичного права финансово-экономической направленности (а далее — и объединений клубного типа) можно предложить соответствующую матричную классификацию по двум критериям — в зависимости от широты мандата и странового представительства (табл. 1).

Представительство может быть универсальным, критериальным и географическим. Универсальное представительство подразумевает возможность вступления в объединение любого государства, выразившего желание, критериальное — необходимость соответствия определенным критериям для вхождения в организацию. Например, вступление в ОЭСР невозможно без предварительного максимально возможного сближения внутреннего законодательства государства с положениями нормативных актов организации. Географическое представительство подразумевает необходимость размещения на определенной территории ввиду специфической деятельности организации, затрагивающей интересы сопредельных государств. Мандат, в свою очередь, может быть глобальный (универсальный), широкий, специализированный. При универсальном мандате сфера деятельности организаций не ограничена, носит глобальный характер. Широкий мандат позволяет заниматься большим спектром

2 Подробнее см.: ВТО. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешская декларация) // Центр экспертизы по вопросам ВТО. URL: Шр://'^^«'.'^:о.ги/2014/06/13/соглашения-вто /

Таблица 1

Классификация международных объединений — субъектов международного публичного права финансово-экономической направленности

Мандат Представительство

Универсальное Критериальное Географическое

Глобальный (универсальный) ЭКОСОС ООН ОЭСР ЕЭК, ЭКА, ЭСКАТО, ЭКЛАК, ЭСКЗА

Широкий МОТ, Международный валютный фонд (МВФ) ВТО АзБР, ЕБРР, АфБР, ЕАБР, ЕИБ, МАБР

Специализированный ФАО, ЮНИДО, Группа Всемирного банка ОПЕК, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Меркосур

вопросов, специализированный подразумевает сосредоточение организации на деятельности в рамках определенной тематики, для работы над которой организация чаще всего и учреждается. Также существуют торговые блоки (зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок) — группы стран, которые снизили/ сняли торговые барьеры для членов блока (например, НАФТА, Мер-косур, торговый блок, созданный на пространстве СНГ, — ЕАЭС). ЗСТ — особые объединения, которые хоть и учреждаются на базе международного договора, но не имеют секретариата, бюджета и других атрибутов международных организаций. Встречи обычно проходят на министерском уровне. Их логичней всего относить к объединениям со специализированным мандатом и географическим представительством. Добавим, что в рамках данной статьи не рассматривается объединение с мощной политической надстройкой — Европейский союз (ЕС), который, несмотря на свою значимость, формально не является международной организацией, однако обладает рядом соответствующих ей признаков. Третьим критерием дифференциации посчитаем степень включенности бизнеса в процесс принятия и имплементации решений, и с учетом трех перечисленных параметров охарактеризуем ряд приведенных в качестве примеров международных организаций.

ООН состоит из главных и вспомогательных органов, 18 специализированных учреждений, МАГАТЭ и ряда программ, советов и комиссий. Органы ООН экономической направленности: ЭКОСОС, ЮНКТАД, ЮНИДО, Программа развития ООН, ФАО. ЭКОСОС

учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, 9 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Эксперты — представители гражданского общества и бизнеса — участвуют в проводимых советом коротких сессиях, подготовительных заседаниях, обсуждениях. На ежегодной сессии министры национальных правительств, руководители международных учреждений и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают важные вопросы политики в экономической, социальной и экологической областях. Институализиро-ванного механизма, единой площадки для консолидации интересов и предложений бизнес-сообществ стран — участниц ООН на данный момент не сформировано. Представители бизнеса вынуждены работать через национальные правительства. Два действующих сегодня инструмента, посредством которых в той или иной степени бизнес может участвовать в политике организации — Деловой совет ООН и «Глобальный договор» ООН. Деловой совет ООН (The Business Council for the United Nations) является своего рода проводником для взаимодействия представителей частного сектора с политическими представителями ООН для решения конкретных вопросов и продвижения конкретных частных инициатив.

Целью ВТО является обеспечение и поддержание функционирования системы мировой торговли на основе единых правил для того, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт той или иной страной. Подразумевая критериальное представительство, ВТО обладает широким мандатом — организация занимается торгово-экономическими вопросами. Механизм взаимодействия представителей бизнеса с руководящими органами ВТО сегодня только начинает зарождаться. Пока первый шаг к взаимодействию — веб-страница для бизнеса, которая делает доступной ключевую информацию для частного сектора (статистика и новости)3.

ОЭСР обеспечивает сотрудничество правительств развитых стран с целью обмена опытом и решения общих проблем (экономических, социальных, экологических). Основополагающим принципом организации является общая приверженность к рыночной экономике при поддержке демократических институтов, ориентированных на

3 Business, Trade and the WTO: WTO Strengthens Contact with the Business Community // World Trade Organization. 21 February 2013. URL: https://www.wto.org/ english /news_e /news13_e /bus_21feb13_e.htm

благосостояние всех граждан4. Мандат ОЭСР универсален — миссия ОЭСР заключается в продвижении политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире. В то же время представительство является критериальным — в организацию входят 34 страны, в том числе большинство государств — членов ЕС.

Основной представительной площадкой деловых сообществ стран ОЭСР по выработке стратегических решений, которые затрагивают интересы бизнеса и впоследствии получают отражение в национальном законодательстве, является Консультативный комитет по бизнесу и предпринимательству (The Business and Industry Advisory Committee — BIAC). Цель этой независимой ассоциации делового сообщества — консультирование представителей правительств и участие в форумах по многочисленным разноплановым вопросам глобализации и мировой экономики5. Члены комитета—крупнейшие национальные деловые ассоциации стран — участниц ОЭСР. Ведущим деловым ассоциациям стран, не входящим в ОЭСР, присваивается статус наблюдателя. Российское бизнес-сообщество представляет Российский союз промышленников и предпринимателей.

Вторая категория институтов глобального управления финансово-экономической направленности в предложенной типологии — межгосударственные объединения саммитового типа, определяющими характеристиками которых являются наличие саммитов — встреч на высшем уровне и отсутствие юридических обязательств по исполнению принимаемых решений. Данные объединения также можно рассмотреть в системе «мандат-представительство» (табл. 2).

Отсутствие универсального и по мандату, и по представительству клуба объяснимо тем, что они уже по определению ограничены критериями, изначально заданными при учреждении объединения (например, географическим или требованием по минимальному ВВП). К клубному объединению со специализированным мандатом и критериальным представительством можно отнести Парижский клуб кредиторов (The Paris Club) — неформальную организацию индустриально развитых стран-кредиторов, деятельность которых направлена на урегулирование государственной задолженности развивающихся стран посредством обмена необходимой информа-

4 The Organization for Economic Cooperation and Development. Paris: OECD, 1965. P. 10.

5 Подробнее см.: Current BIAC Policy Priorities // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://media.rspp.ru/document/2/b/0/b09fa6d2a 87a7a9eae59c13b122e1d61.pdf

Таблица 2

Классификация международных объединений «клубного» типа

Мандат Представительство

Универсальное Критериальное Географическое

Глобальный (универсальный) «Группа двадцати» (020), «Группа восьми/семи» (07 /8)

Широкий БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Специализированный — Парижский клуб Тихоокеанский альянс, Экономический пояс Шелкового пути

цией, проведения переговоров по реструктуризации и отсрочкам стран-должников. Однако данный клуб не является межгосударственным объединением саммитового типа — деятельность объединения не предполагает проведения встреч на высшем уровне. Такой институт, как недавно созданный Экономический пояс Шелкового пути пока также нельзя причислить к полноценному саммитовому объединению, однако данное объединение стоит упоминания, так как обладает высоким потенциалом для развития при условии дальнейшей поддержки инициативы первыми лицами стран-партнеров. Межгосударственные объединения саммитового типа, в свою очередь, можно также классифицировать на два подвида — «жесткие» (АТЭС, АСЕАН, ШОС) и «мягкие» (БРИКС, G7/8, G20) в зависимости от наличия у них черт международных организаций.

У АТЭС, АСЕАН, ШОС «жесткость» проявляется на уровне институтов — сложилась практика функционирования секретариатов, деятельность которых обеспечивается за счет обязательных взносов. Для данных объединений характерно наличие учредительного документа — соглашения или декларации, где прописаны цель и направления деятельности объединения. Существует набор функций постоянно действующего органа. Встречи лидеров государств-членов носят формат саммитов. За секретариатами закреплено выполнение ряда функций для обеспечения деятельности организации в течение года между саммитами. Например, в Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который

каждое государство направляет своего постпреда в ранге посла. Однако секретариаты данных объединений невелики и не обладают полномочиями, которые позволяли бы им осуществлять мониторинг и оценку исполнения принятых обязательств, принимаемых на очередных встречах лидеров. Строгая обязательность исполнения принимаемых решений отсутствует. Бизнес в деятельности данных объединений участвует через национальные и международные повестки, формируя свою позицию и предложения по перечню разрабатываемых и обсуждаемых лидерами стран-участниц в текущем году положений. У представителей национального бизнеса приоритетным направлением является налаживание инвестиционного сотрудничества с конкретными партнерами по объединению, продвижение национальной предпринимательской инициативы.

АТЭС — консультативно-ассоциативный форум, обеспечивающий сотрудничество 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Россия вступила в организацию в ноябре 1998 г. Цель организации — повышение экономического роста и процветания в регионе, а также укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Сегодня главная форма организационной деятельности форума — ежегодные саммиты лидеров экономик. АТЭС — свободный консультативный форум с отсутствием жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. У АТЭС есть небольшой секретариат, расположенный в Сингапуре (23 дипломата стран-участниц АТЭС, 20 местных наемных сотрудников). В 1995 г. лидеры АТЭС формализовали отношения c деловыми кругами и создали Деловой консультативный совет (Business Advisory Council). В совет от каждой страны входит до трех представителей, выражающих интересы различных кругов национального бизнеса. На полях саммита обычно проходят неформальные встречи лидеров АТЭС с членами Делового консультативного совета.

АСЕАН — региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии, занимающаяся политическими, экономическими и культурными вопросами. Высший орган АСЕАН — саммит лидеров (глав государств и правительств) — с 2001 г. проходит ежегодно. У АСЕАН сложилась практика взаимодействия с деловым сообществом посредством Делового консультативного совета (ASEAN Business Advisory Council). Его деятельность направлена на мониторинг и выявление проблем развития экономического сотрудничества и интеграции с последующим предоставлением рекомендаций лидерам АСЕАН. В июне 2012 г. на внеочередном заседании Делового совета в Торгово-промышленной палате РФ была принята концепция учреждения и

развития Делового совета Россия — АСЕАН6. На данный момент еще рано делать выводы о том, насколько эффективно этот Деловой совет справляется с работой по консолидации мнения национальных деловых сообществ с последующим делегированием интересов лидерам стран — участниц объединения.

ШОС—региональная международная организация, в которую с момента учреждения в 2001 г. входят Китай и страны СНГ — Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Главные задачи организации — укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях. Во время встречи глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о создании организации в формате двух актов: Декларации глав государств — членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом7, и Хартии ШОС — Устава организации8. Деловой совет ШОС учрежден 14 июня 2006 г. в Шанхае, были утверждены документы, регламентирующие деятельность совета и его постоянно действующего секретариата (располагается в Москве). Высший орган Делового совета — ежегодная сессия, которая решает основные вопросы взаимоотношений с основными деловыми объединениями государств9.

Ряд экспертов полагают, что «.. .ядром глобального управления для XXI в. являются новые многосторонние неформальные институты: прежде всего "Группа восьми", существующая с 1998 г., "Группа двадцати" — с 2008 г., а также БРИКС — с 2009 г.»10. Для этих «клубных» объединений характерно отсутствие устава, постоянного секретариата, представительства и штаб-квартиры. Временный секретариат создается и размещается в председательствующей стране и работает в течение срока председательства (обычно — год). Главные события — встречи на высшем уровне. Саммиты клубных объединений обеспечивают руководителей государств местом для дискуссий, платформой, на которой лидеры собираются для координирования выбранной политики, обсуждения и последующего выдвижения совместных инициатив, а также для взаимодействия с

6 См. официальный сайт Делового совета Россия — АСЕАН: http://russia-asean.

com

7 Выступление И.С. Иванова на совместной пресс-конференции по итогам совещания // Дипломатический вестник. 2002. № 5. С. 66.

8 Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества. URL: http://sco-russia.ru/load/1013174572

9 Деловой совет ШОС. URL: http://bc-sco.org

10 Ларионова М.В., Киртон Дж. Глобальные вызовы и управление ими // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 4. С. 7.

другими формальными и неформальными клубами, международными организациями. Система встреч глав государств дополнена постоянной работой министров, шерп, постоянных или временных рабочих групп, аутрич-партнеров. Решения саммитов, принимаемые единогласно, не имеют силы закона, но являются ориентиром и носят характер политических, экономических, социальных, экологических обязательств государств-участников. Действенные механизмы отчетности перед странами-членами, а также перед другими группами давления отсутствуют. Мониторинг исполнения обязательств может выполняться по инициативе представителей гражданского общества, например «Деловой двадцаткой» (Business 20 — B20) в G20.

G7/8 (Group of seven /eight) — межправительственный неформальный клуб, в состав которого входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония, Россия (с 1998 г., деятельность на данный момент приостановлена). Клуб лидеров промыш-ленно развитых стран своим появлением обязан кризисным явлениям в мировой экономике начала 1970-х гг., которые потребовали более тесной координации стран западного сообщества, нежели позволяли существующие на тот момент наднациональные институты11. У клуба нет своего устава, постоянного секретариата, официально закрепленных критериев приема. Решения фиксируют намерения государств-участников поддерживать ту или иную согласованную политику и носят характер политических обязательств, но также являются рекомендациями для других участников мирового сообщества в решении актуальных проблем. В апреле 2007 г. в Берлине по инициативе Ю. Туммена впервые была созвана «Деловая восьмерка» (Business 8, B8). До 2014 г. В8 регулярно готовила свои рекомендации, но в 2008 г. экономическая тема была перенята появившейся «антикризисной двадцаткой» — G20. В 2013 г. возглавляемая Великобританией G8 вернулась к экономической повестке ("Transparency, Tax and Trade"). На следующий год Россия в соответствии с очередностью должна была стать председателем G8 и планировала поддержать и развить это направление. 40-й саммит был запланирован на 4-5 июня 2014 г. в Сочи, однако, в связи с событиями в Крыму и на Украине, западные страны приостановили участие России в G8 до тех пор, «пока Россия не сменит политический курс»12.

11 Bayne N. The G8's Past Performance, Present Prospects, Future Potential: Paper Prepared for the Symposium the Kyushu-Okinawa Summit: The Challenges and Opportunities for the Developing World in the 21st Century, Tokyo, Japan, July 17, 2000 // G7 Information Centre. URL: http://www.g8.utoronto.ca/scholar/bayne20000713

12 Swaine J. Russia G8 Status at Risk over 'Incredible Act of Aggression' in Crimea, Says Kerry // The Guardian. 2014. 2 March. URL: http://www.theguardian.com/ world/2014/mar/02/john-kerry-russia-putin-crimea-ukraine

БРИКС — другой неформальный «клуб», состоящий из пяти стран с быстро развивающимися экономиками — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР13. Основным тезисом ассоциации является положение о том, что страны-члены изменили политические системы для того, чтобы войти в систему глобального капитализма. БРИКС успешно консолидирует позиции развивающихся стран. В то же время страны — участницы БРИКС входят в другое постепенно выходящее на первый план многостороннее неформальное объединение — G20. Взаимодействие бизнеса и власти в рамках БРИКС осуществляется через механизм Делового совета (BRICS Business Council). Цель работы совета — создание платформы, которая будет способствовать расширению и укреплению торговли, бизнеса, инвестиционных связей между деловыми сообществами стран БРИКС. Деловой совет представляет свои рекомендации и отчеты в формате ежегодного доклада правительствам стран БРИКС14.

G20 (Group of Twenty) — неформальный клуб, функционирующий в формате международных совещаний глав государств, министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 крупнейших мировых экономик (19 стран и Европейский союз). Уже вошло в традицию присутствие на саммитах G20 представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка15. G20 — ведущий форум международного глобального сотрудничества, который основные повестки саммитов посвящает наиболее важным вопросам международной экономической и финансовой политики и соответствующим проблемам. Группа была учреждена как ответ на финансовые кризисы конца 1990-х гг., убедившие в том, что страны с развивающейся рыночной экономикой должны быть представлены на мировой арене при принятии тех или иных важных экономических решений. До 2008 г. G20 проводила ежегодные встречи министров финансов и глав центробанков. В ответ на финансовый кризис 2007-2010 гг. на регулярной основе стали проводиться саммиты глав государств и правительств (в зависимости от политического устройства стран-членов). Первый саммит G20 на высшем уровне состоялся 14-15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, он носил антикризисный характер — основные обсуждаемые вопросы были связаны с мировым финансовым кризисом. Сегодня к основным целям и задачам клуба G20 можно отнести также координацию и

13 В связи с изменениями макроэкономической ситуации Россию и Бразилию характеризуют как страны с развивающимися рынками ("emerging markets").

14 См. официальный сайт российской части Делового совета БРИКС: http:// brics.tpprf.ru/ru/

15 Kirton J. What Is the G20? // G20 Information Centre. 1999. November 30. URL: http://www.g20.utoronto.ca/g20whatisit.html

укрепление сотрудничества между странами—членами G20 с целью поддержания политики, направленной на достижение глобальной экономической стабильности и устойчивого роста; совершенствование механизма финансового регулирования, построение и последующее поддержание новой международной финансовой архитектуры16. G20 носит неформальный характер и не имеет постоянного секретариата. Президиум G20 готовит повестку дня, разрабатываемую при консультации с представителями гражданского общества в соответствии с актуальными событиями в мировой экономике. Важной составляющей клуба является негласно сформированная управляющая «Тройка» — группа из трех членов (предшествующего, настоящего и последующего председателя G20).

В20 — неформальное объединение деловых представительств, которые сотрудничают с целью осуществления непрерывного диалога между деловым сообществом, властными структурами стран G20 и различными международными институтами. Ассоциации промышленников и предпринимателей, входящие в состав приоритетного аутрич-партнера, в своих странах являются признанными лидерами, способными полноценно представлять интересы делового сообщества в диалоге с государственной властью, а также мобили-зовывать силы частного сектора в поддержку механизма функционирования B20. Подход к организации деятельности B20 в разные годы различался. Неизменным остается завершение деятельности B20 крупным событием с участием значительного числа лидеров бизнеса из разных стран мира. Основной миссией B20 является содействие развитию стабильного, устойчивого экономического роста, представление и защита интересов национальных деловых сообществ — участников диалога с G20.

Выводы

Анализ рассмотренных международных институтов показал, что ОЭСР и G20 — примеры объединений с универсальным мандатом и критериальным членством, деятельность которых направлена на решение проблем различной направленности, от политико-экономических до вопросов, касающихся экологической безопасности. Несмотря на широкий спектр рассматриваемых проблем, членство в обоих институтах ограничено: для вступления государству необходимо соответствовать ряду требований. При разноплановом формальном характере деятельности ОЭСР и G20 их объединяет то, что они занимают важное и ответственное положение в системе глобального управления как объединения, способны

16 Ibid.

справляться с трудноразрешимыми вопросами посредством аккумулирования имеющихся властных, финансовых, аналитических ресурсов стран-членов.

Среди международных организаций наибольшим влиянием на глобальное управление обладает ОЭСР, играющая одну из ведущих ролей, объединяя «золотой миллиард» — население стран «первого» мира, а также распространяя свои стандарты на неразвитые страны, которые не являются членами организации, но внедряют лучшие практики ОЭСР (например, программа ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли). ОЭСР обладает большим опытом выработки разнообразных методов экономической политики, инструментов, способствующих сотрудничеству разных государств и достаточно широким опытом вовлечения представителей гражданского общества в рабочий процесс. Особенно важно, что все большую долю в работе ОЭСР занимают вопросы не экономического развития конкретных стран, на первый план выходят общие «межстрановые» проблемы, находящиеся на стыке национальных экономик.

Увеличивающаяся с каждым годом глобальная интеграция укрепляет взаимодействие национальных экономик и делает проблемы едиными, ввиду чего экономические и социальные решения каждой конкретной страны неизбежно отражаются на партнерах по организации или территориальных соседях (эффект "spillover")17. У таких "summitry institutions" с элементами жесткости, как АТЭС, АСЕАН, ШОС, нет универсального мандата, как нет и глобального представительства, поэтому больший интерес представляют институты с глобальным мандатом и почти глобальным членством (например, страны G20 в совокупности представляют 90 % мирового ВВП). Важность G20 очевидна. Она неформальна, в меру легитимна, в правовом отношении ее как бы «не существует». G20 объединяет лидеров соответствующих стран, которые в работе группы опираются на правительственный аппарат очередной страны-председателя, решения объединения ни для кого, включая и самих стран-участниц, не носят обязательный характер. В «жестких» объединениях в большинстве случаев формат встреч — министерский, а решения носят строго обязательный характер, что вовсе не гарантирует, как показывает практика, их имплементацию каждым участником. Механизм G20 предусматривает, что принятые группой итоговые заявления и протоколы являются основными директивами для глобального регулирования, которые утверждаются президентами

17 HaasE. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces 1950-1957. Stanford: Stanford University Press, 1958. P. 13.

или премьер-министрами стран-участниц. На основе именно этих документов разрабатываются планы мероприятий, являющиеся своего рода предписаниями для международных организаций (МВФ, МБРР, БМР, ОЭСР), которые трансформируют их в свои инструкции, кодексы, соглашения. Таким образом неформальные договоренности, которые достигаются в рамках G20, превращаются в формальные инструменты глобального управления. Политическая и психологическая легитимность G20 постепенно растет, что, в свою очередь, можно объяснить рядом следующих причин. В группе представлены наиболее развитые страны. G20 свободно обращается к любым вопросам, которые может поставить на ее рассмотрение любой из ее членов. Объединение является ареной согласия участников (в случае разногласий решение не принимается, но сами разногласия не принято оглашать публично). В полной мере реализуются преимущества неформального типа отношений, которые не ограничены жесткими протоколом и процедурой (хотя тенденция к формализации работы проявляется).

По степени институализированности представительства бизнеса ОЭСР и G20 также представляют наибольший интерес по сравнению с упомянутыми международными объединениями. В универсальной системе ООН бизнес структурирован плохо. Несмотря на то что глобальная повестка рассматривается на сессиях ЭКОСОС, совет является своего рода «зонтиком», под которым находится 14 из 18 специализированных организаций ООН с узким мандатом в зависимости от определенного направления деятельности. Получается, что влияние на глобальное управление есть, но бизнес в него не встроен полноценно, так как ЭКОСОС — не организация, а площадка для согласования и оглашения интересов различных комитетов. Внутри ООН нет такой формализованной деловой структуры, которая формировала бы глобальную повестку, поэтому в контексте данного исследования наиболее подходящая структура находится «на этаж ниже». По сравнению с другими международными организациями, в ОЭСР институализация бизнес-сообщества находится на достаточно высоком уровне. В1АС при ОЭСР является не просто комитетом, а консультативным органом, который не только представляет интересы гражданского общества, но и участвует в разработке политики международного института. Он действует как своего рода аутрич-группа, которая организационно структурирована и для которой характерна работа по большому спектру направлений. Особый интерес к анализу роли G20 основан на том, что взаимодействие власти и бизнеса при высокой степени развитости носит, в отличие от схожего института в ОЭСР, неформализованный характер.

До появления G20 существовала неофициальная понятийная установка, что G7/8 занимается только политическими вопросами. B8 не успела полноценно развернуться и сыграть значимую роль в формировании повесток клуба или разработки решений, так как в 2008 г. в связи с финансовым кризисом на первый план вышла G20, в повестке которой актуальными стали как экономические, так и политические вопросы. Когда в 2013 г. председательство в G7/8 перешло к Великобритании, основными темами были объявлены налоги, прозрачность и торговля, а организация взяла курс на работу в экономическом направлении, что означало вероятное усиление вовлеченности делового сообщества в работу клуба18. Однако параллельно стала развиваться деятельность аутрич-группы B20, которая в силу своего более широкого представительства, значительного потенциала и изначально большей вовлеченности в работу потеснила B7/8. На данный момент, когда деятельность России в клубе приостановлена, а экономическое направление «растворилось», не успев развиться, деятельность B7/8 «затихла» и не представляет интереса, который мог бы быть основан на актуальности ее деятельности. Без России «Семерка» вновь становится клубом только индустриальных стран, что ограничивает возможности глобалистского взгляда и соответствующего охвата проблем.

Клубное объединение БРИКС сегодня постепенно приобретает черты, свойственные международным организациям, — начинают появляться институционализированные образования: Новый банк развития БРИКС (BRICS Development Bank), Пул условных валютных резервов БРИКС (BRICS Contingent Reserve Arrangement). У B20 на данный момент еще не сложилось устойчивой структуры, схемы функционирования, «формулы». В связи с тем что модели ее работы в разные годы были различны, сейчас важно успеть проанализировать их на предмет наиболее рациональной и эффективной институализированности, пока определенная модель взаимодействия бизнеса и власти в рамках G20 не закреплена жесткими конкретными правилами.

ЛИТЕРАТУРА

Выступление И.С. Иванова на совместной пресс-конференции по итогам совещания // Дипломатический вестник. 2002. № 5. С. 66.

Ларионова М.В., КиртонДж. Глобальные вызовы и управление ими // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 4. С. 7-10.

18 На начальных этапах формирования работы международных организаций бизнес чаще всего представлен только через экономическую повестку.

Bayne N. The G8's Past Performance, Present Prospects, Future Potential: Paper Prepared for the Symposium the Kyushu-Okinawa Summit: The Challenges and Opportunities for the Developing World in the 21st Century, Tokyo, Japan, July 17, 2000 // G7 Information Centre. 2000. July 17. URL: http://www.g8.utoronto.ca/scholar/ bayne20000713

Business, Trade and the WTO: WTO Strengthens Contact with the Business Community // World Trade Organization. 2013. February 21. URL: https://www.wto. org/english/news_e/news13_e/bus_21feb13_e.htm

Current BIAC Policy Priorities // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://media.rspp.ru/document/2/b/0/b09fa6d2a87a7a9e-ae59c13b122e1d61.pdf

Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces 1950-1957. Stanford: Stanford University Press, 1958.

Kirton J. What Is the G20? // G20 Information Centre. 1999. November 30. URL: http://www.g20.utoronto.ca/g20whatisit.html

Swaine J. Russia G8 Status at Risk over 'Incredible Act of Aggression' in Crimea, Says Kerry // The Guardian. 2014. March 2. URL: http://www.theguardian.com/ world/2014/mar/02/john-kerry-russia-putin-crimea-ukraine

The Organization for Economic Cooperation and Development. Paris: OECD,

1965.

REFERENCES

Bayne, N. "The G8's Past Performance, Present Prospects, Future Potential: Paper Prepared for the Symposium the Kyushu-Okinawa Summit: The Challenges and Opportunities for the Developing World in the 21st Century, Tokyo, Japan, July 17, 2000" G7Information Centre, July 17, 2000, URL: http://www.g8.utoronto.ca/scholar/ bayne20000713

"Business, Trade and the WTO: WTO Strengthens Contact with the Business Community," World Trade Organization, February 21, 2013, URL: https://www.wto. org/english/news_e/news13_e/bus_21feb13_e.htm

"Current BIAC Policy Priorities," Rossiiskii soiuz promyshlennikov i predprini-matelei, URL: http://media.rspp.ru/document/2/b/0/b09fa6d2a87a7a9eae59c13b122e1 d61.pdf

Haas, E. The Uniting of Europe: Political, Social andEconomic Forces 1950-1957. Stanford: Stanford University Press, 1958.

Kirton, J. "What Is the G20?" G20 Information Centre, November 30, 1999, URL: http://www.g20.utoronto.ca/g20whatisit.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Larionova, M. V.; Kirton, J. "Global'nye vyzovy i upravlenie imi," Vestnik mezh-dunarodnykh organizatsii, Vol. 9, No. 4, 2014, pp. 7-10.

Swaine, J. "Russia G8 Status at Risk over 'Incredible Act of Aggression' in Crimea, Says Kerry," The Guardian, March 2, 2014, URL: http://www.theguardian. com/world/2014/mar/ 02/j ohn-kerry-rus sia-putin- crimea-ukraine

The Organization for Economic Cooperation and Development. Paris: OECD,

1965.

"Vystuplenie I. S. Ivanova na sovmestnoi press-konferentsii po itogam soveshchaniia," Diplomaticheskii vestnik, No. 5, 2002, p. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.