ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА OPTIMIZATION OF THE RUSSIAN FOREIGN TRADE COOPERATION WITH THE MIDDLE EAST COUNTRIES
Научный руководитель: И.Н. Буценко - доцент кафедры мировой экономики Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», к.э.н., доц.
Л.Д. КЕРИМОВА
Аспирант кафедры мировой экономики
Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
L.D. KERIMOVA
Postgraduate student of the Chair of World Economy of the Institute of Economics and Management FSAEI of HE V.I. Vernadsky Crimean Federal University.
420
Research supervisor: I.N. Butsenko - assistant professor of the Chair of World Economy of the Institute of Economics and Management FSAEI of HE V.I. Vernadsky Crimean Federal University, c.e.s., assistant professor.
АННОТАЦИЯ
В работе представлены результаты анализа состояния и динамики развития внешнеторгового сотрудничества России со странами Ближнего Востока в разрезе внешней торговли товарами. Определены ориентиры дальнейшего развития внешнеторговых отношений России со странами Ближнего Востока на основе полученных данных линейной модели международной торговли. ABSTRACT
The paper presents the analysis of the main trends and dynamics of the Russian foreign trade in goods with the Middle East countries. The perspective directions of the Russian Federation foreign trade cooperation with the Middle East countries based on the results of international trade model and correlation analysis are determined.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Внешняя торговля России, Ближний Восток, риски внешней торговли, оптимизация внешнеторгового сотрудничества, модель международной торговли. KEYWORDS
Russian foreign trade, Middle East, foreign trade risks, the optimization of foreign trade cooperation, international trade model.
Укрепление военно-политического влияния России в регионе с одновременным ослаблением роли США открывает новые перспективы развития внешнеторговых отношений. Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества России со стра-
нами Ближнего Востока выступают военно-техническая и энергетическая сфера.
С начала 90-х годов Россия начала активно налаживать торгово-экономическое сотрудничество со странами Ближнего Востока, подписаны торговые соглашения с Ливаном, Ираком, Турцией, Сирией и рядом других стран. В условиях санкционных ограничений Россия заинтересована в продвижении стратегических интересов со странами Ближнего Востока, что отражается в наращивании взаимного торгового сотрудничества.
В 2014 г. внешнеторговый оборот России со странами Ближнего Востока составил 44,06 млрд долларов, что на 1,61% выше показателя 2013 г. (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели внешней торговли России товарами
со странами Ближнего Востока, 2013-2016 гг.
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
млрд долларов Тпр, % млрд долларов Тпр, % млрд долларов Тпр, % млрд долларов Тпр, %
Внешнеторговый оборот 43,36 -2,2 44,06 1,61 32,92 -25,3 24,65 -25,1
Сальдо 23,4 -9,8 26,5 13,5 21,9 -17,4 17,3 -21,0
Экспорт 33,37 -5,0 35,29 5,75 27,42 -22,3 20,98 -23,5
Импорт 9,99 8,5 8,76 -12,3 5,5 -37,2 3,67 -33,3
Источник: составлено автором на основе данных: http://www.trademap.org.
В 2015 г. наблюдается сокращение объемов взаимной внешней торговли до 32,92 млрд долл. США в связи с применением к России международных санкций, последствиями конфликта с Турцией и напряжением геополитической
422
ситуации среди арабских стран. В 2016 г. внешнеторговый оборот между странами сократился на 25,1%, объем экспорта снизился на 23,5%, импорта — на 33,3%. Положительное внешнеторговое сальдо в 2016 г. сократилось на 21% — до 17,32 млрд долларов.
Анализ географической структуры внешней торговли товарами России позволяет выделить основных ближневосточных партнеров. В период с 2012 г. по 2016 г. наиболее значимым торговым партнером России в регионе является Турция с общей долей в экспорте товаров РФ 4,8%. Общая динамика имеет тенденцию к сокращению. В 2016 г. экспорт в Турцию сократился до 13,7 млрд долларов по сравнению с 19,3 млрд долларов в 2015 г. [1]. Второе место среди стран-покупателей российской продукции в 2016 г. занимает Иран с долей 0,66%. Доля Израиля в экспорте товаров России составила 0,51%. В 2016 г. зафиксировано резкое снижение объемов экспорта по сравнению с 2015 г. в Саудовскую Аравию (на 45,5%), Сирию (на 59,3%) и Ирак (на 50,7%). В то же время наблюдается улучшение поставок в Бахрейн, Кувейт и Катар, что положительно отразится на укреплении внешнеэкономического сотрудничества со странами ССАГПЗ.
Объемы импорта товаров из стран Ближнего Востока значительно меньше экспортных поставок из России и занимают небольшую долю в общем объеме импорта страны. Это связано со схожестью экспортной корзины стран, которая представлена больше сырьевыми товарами. Следовательно, диверсификация экспорта в двустороннем направлении будет затруднительной.
Объем импорта товаров в Россию из Турции в 2016 г. снизился по сравнению с 2013 г. в 3,4 раза и составил 2,1 млрд долларов или 1,18% от общего объема импорта России. Вве-
дение санкций со стороны России привело к изменению товарных потоков, оказав значительное влияние на развитие отраслей и рынков отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Турции. Импорт товаров из Израиля также существенно снизился и составил 719,6 млн долларов или 0,39%. Увеличение объемов импорта в 2016 г. наблюдается с рядом стран: Ираном (на 13%), ОАЭ (на 65,9%), Катаром (на 104,1%), Ливаном (на 36,3%), Сирией (на 107,9%). Наименьший объем товаров в 2016 г. поставляется в Россию из Палестины, Кувейта, Йемена.
Для торговли России с ближневосточными партнерами характерна высокая доля сырьевых товаров, так же, как для отечественного экспорта в развитые страны. Так, на минеральное топливо в 2016 г. пришлось 21,3% российского экспорта или 4,47 млрд долларов. На черные металлы приходится 15% экспорта или 3,15 млрд долларов. Ввиду обострения геополитической ситуации в регионе, в 2016 г. из России стали поставляться «специфические товары» с кодом ТН ВЭД 99, которые являются засекреченными и стратегически необходимыми для обеих сторон. Объем экспорта данной группы составил 25,6% или 20,98 млрд долларов. Наибольший объем поставок специфических товаров приходится на Турцию (4074 млн долларов), Ирак (773,5 млн долларов) и Иран (316,7 млн долларов).
В 2016 г. прирост экспорта ТН ВЭД 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного» составил 209,1%, ТН ВЭД 85 «Электрические машины и оборудование» — 200,1%. Увеличение экспорта наблюдается также по удобрениям (на 17,5%), овощам (на 21,5%), остаткам пищевой промышленности (на 15,5%). Значимыми статьями экспорта из России на Ближний Восток остаются злаки, жемчуг,
424
медь и алюминий с общей долей более 20%. Общий объем экспорта товаров в страны Ближнего Востока в 2016 г. превышает их импорт в 5,7 раза. Импорт товаров составил 3,7 млрд долларов, что на 33,3% ниже показателя предыдущего года.
Основная доля импортных поставок в 2016 г. приходится на овощи (16,17%), фрукты и орехи (8%) и ядерные реакторы (9,15%). Резкое снижение объемов импорта зафиксировано в товарных группах легкой промышленности. Кроме вышеперечисленных, Россия импортирует из стран Ближнего Востока ряд других товаров: пластмассы, средства наземного транспорта, электрические машины и оборудование, фармацевтическую продукцию и др.
При анализе внешнеторгового сотрудничества РФ со странами Ближнего Востока особое внимание следует уделить торговле продукцией военно-технического комплекса. Экспорт вооружений и военной техники (ВиВТ) в страны Ближнего Востока в 2008-2015 гг. составил 12,063 млрд долларов (15,52%) с максимальной долей Ирака в 6,64%. Второе место за исследуемый период занимает Сирия — 3,32%. Третье место занимает Египет — 2,23%. По оценке ЦАМТО, в период с 2016 г. по 2019 г. доля стран Ближнего Востока в структуре экспорта ВиВТ России возрастет до 20%.
Выступая лидерами на мировом рынке природных энергоресурсов, Россия и страны Ближнего Востока обладают значительным потенциалом синергии в сравнении с другими объединениями и отдельными национальными экономиками. «Преимущества сырьевой базы энергонезависимости стран, а также наличие значительного человеческого капитала при эффективном менеджменте способны расширить первоначальный экономический союз в нечто
большее, с политическим и технологическим акцентом. Такой альянс государств — вполне реальная задача, способная составить конкуренцию экономикам многих развитых стран, в частности и в большей степени — США» [2].
Последние изменения в стратегических ориентирах России и стран региона определяют достаточно весомые предпосылки к успешному совместному развитию в условиях глобализации. Динамичное развитие внешнеторгового сотрудничества стран выступает положительным сигналом на пути формирования прогрессивного ресурсно-инновационного союза, прочно подкрепленного сосредоточением в одной точке большей части мировых запасов нефти и газа. При сохранении ранее намеченного курса на укрепление внешнеэкономического партнерства Россия и страны Ближнего Востока ускорят процесс формирования модели «многополярного» мира.
Уровень развития и риски во внешней торговле России со странами Ближнего Востока
Анализ показателей результативности позволяет оценить уровень развития взаимной торговли России со странами Ближнего Востока и определить последствия влияния ряда проблем на внешнеторговое сотрудничество в регионе. Так, коэффициент покрытия импорта экспортом в целом по региону Ближнего Востока увеличился с 498,4% в 2015 г. до 572,1% в 2016 г., что свидетельствует о положительном сальдо торгового баланса и повышении уровня доходов от экспортной деятельности России.
Рассчитанный коэффициент сбалансированности внешней торговли РФ в целом с регионом Ближнего Востока в 2013-2016 гг. имеет тенденцию к сокращению (табл. 2). На-
426
блюдается снижение динамики показателя с 0,54 до 0,7 как следствие негативного влияния геополитической ситуации и дестабилизации некоторых национальных экономик региона. Коэффициент эффективности вклада стран Ближневосточного региона в общую сбалансированность торговых отношений с Россией в 2015 г. достиг максимального значения в 4,17%. В 2016 г. коэффициент снизился до 3,7%, однако это выше результатов 2014 г., что является положительным сигналом для достижения более высоких результатов в реализации программы военно-технического сотрудничества стран.
Таблица 2
Данные о сбалансированности внешней торговли товарами России
со странами Ближнего Востока
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Сальдо, млн долл. США 23,38 26,53 21,92 17,32
Товарооборот, млн долл. США 43,36 44,06 32,92 24,65
Коэффициент сбалансированности внешней торговли, % 0,539 0,602 0,666 0,703
Удельный вес внешнеторгового оборота со странами Ближнего Востока в общем внешнеторговом обороте России, % 5,15 5,62 6,26 5,27
Показатель эффективности вклада стран Ближнего Востока во внешнюю торговлю России, % 2,78 3,38 4,17 3,70
Источник: составлено автором на основе данных: http://www.trademap.org/
В ходе исследования был рассчитан коэффициент корреляционной зависимости ВВП России от объемов экспорта товаров России в страны Ближнего Востока (табл. 3). Коэффициент корреляции между данными показателями, рас-
считанный в период с 2011 г. по 2016 г., составляет -0,78, что свидетельствует о высокой обратной зависимости между величинами. Отрицательное значение показывает увеличение национальных доходов с одновременным сокращением экспорта продукции в регион, т.е. отражено ослабление товарных потоков, что является следствием влияния нестабильной геополитической обстановки и переориентации некоторых отраслей хозяйства на внутренний рынок.
Таблица 3
Корреляционная зависимость ВВП России от объемов экспорта
в страны Ближнего Востока
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Экспорт в страны БВ 35856,68 35139,65 33370,12 35292,20 27421,93 20983,2
ВВП РФ 59698,1 66926,9 71016,7 79199,7 83232,6 86043,6
Коэффициент корреляции -0,784
Примечание: данные объема экспорта переведены из долларов в рубли по курсу Центрального банка РФ за каждый год соответственно.
Источник: составлено автором на основе данных: http://www.trademap.org.
В процессе развития внешнеторговых отношений России со странами БВ возникают определенные внешние и внутренние риски как для субъектов хозяйствования, так и для экономики стран в целом. Влияние валютных рисков на развитие внешней торговли в регионе обусловлено влиянием политических событий в странах ЕС, сменой власти в США, решением Федеральной резервной системы США увеличить процентные ставки, военными конфликтами на Ближнем Востоке. Перечисленные события отразились
428
на повышении курса резервной валюты — доллара — и, соответственно, привели к обесцениванию всех местных денежных единиц. В таком случае важно рассмотрение решения о переходе во взаимных расчетах на национальные валюты.
Несмотря на наличие внешних рисков, на взаимную торговлю стран оказывают влияние и внутренние риски. К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия, в том числе: организационный, ресурсный, портфельный, кредитный, инновационный риски [3].
Следует отметить ряд проблем, которые охватывают все сферы взаимного сотрудничества: конфликтный потенциал стран Ближнего Востока; отсутствие диверсифицированной экспортной корзины стран; действующие санкции в отношении России и Турции; возможность присоединения Турции к ЕАЭС.
Ближний Восток — самый милитаризованный регион мира. Страны региона выступают одними из крупнейших заказчиков продукции военно-промышленного комплекса, активно налаживая военно-техническое сотрудничество с Россией [4]. В Глобальном рейтинге военной мощи (Global Firepower) в 2017 г. Россия заняла второе место после США с показателем 0,0929, в сравнении с Турцией, которая заняла 8-е место (0,2491), Израиль — 15-е место (0,3476), Иран — 21-е место (0,3933) [5].
Главы ближневосточных стран стремятся развивать свои вооруженные силы таким образом, чтобы они могли обеспечить сохранность политических режимов в случае развития ситуации по самому негативному сценарию. Средний показатель «соотношения военных расходов в процентах от ВВП в регионе» за последние 8 лет (2008-2015 гг.) составил, по оценке ЦАМТО, 4,10% [6]. По отдельным государствам де-
сятку стран с наибольшим значением данного показателя возглавляет Оман (10,28%), второе место занимает Саудовская Аравия (9,07%), третье — Йемен (6,29%). Последующие места в первой десятке наиболее милитаризированных стран занимают Израиль (5,89%), Иордания (5,15%), Ирак (4,53%), Сирия (4,09%).
Увеличение внешнеторгового оборота продукции военного комплекса, а также энергоносителей существенно снижает потенциал диверсификации экспорта России и ближневосточных стран. Сырьевая направленность экономического потенциала Ближнего Востока выступает предпосылкой нарастающей отсталости большинства государств региона. В создании собственной высокотехнологичной промышленности предпринимают попытки только Израиль, Иран и Турция. Другие страны сосредоточены лишь на развитии туристического сектора экономики. Необходимо развитие других отраслей, таких, как продукты интеллектуального труда, наукоемкие отрасли, тяжелая промышленность, что требует широкого инвестирования в НИОКР, а сектор исследований и разработок — в противоречии с религиозной составляющей региона. Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений со странами Ближнего Востока необходимо проводить с учетом политики России в сфере военно-технического сотрудничества, учитывая последствия военной поддержки отдельных государств.
Направления внешнеторгового сотрудничества России в Ближневосточном регионе
Для проведения внешнеторговой политики на Ближнем Востоке выделим следующие направления: интеграция в региональные экономические союзы, налаживание политических
430
отношений, диверсификация взаимных товарных потоков, внедрение продукции на ближневосточный региональный рынок [7].
«Россия и страны Ближнего Востока все больше интегрируются в систему международных экономических отношений. Страны являются лидерами в торговле энергетическими ресурсами и имеют значительный потенциал синергии по сравнению с другими союзами и отдельно взятыми национальными экономиками» [2]. Расширить выгоды от взаимного внешнеэкономического сотрудничества возможно также путем расширения сотрудничества с Африкой и другими развивающимися странами. В перспективе Россия и ближневосточные страны могут создать прочный союз, скрепленный природными, финансовыми, человеческими, технологическими ресурсами, а также значительным военным потенциалом.
В ходе исследования была применена модель международной торговли (линейная модель обмена). Решение модели включает в себя несколько этапов: сбор необходимых статистических данных (объемы импорта указанных стран за 2015 г.); вычисление структурной матрицы торговли; получение линейного уравнения; его решение; сравнение полученных результатов (соотношение ВВП стран при сбалансированной торговле) с реальным соотношением и их анализ.
Для определения соотношения ВВП стран для сбалансированной торговли необходим равновесный вектор национальных доходов х, при том, что Ах = х. Задача сводится к отысканию собственного вектора х, отвечающего значению X = 1. В качестве национальных доходов за 2015 г. выбран показатель ВВП исследуемых нами стран в теку-
щих ценах (млрд долл. США): России (1860,598), Турции (798,429), Саудовской Аравии (746,249), ОАЭ (399,451), Израиля (305,675) [8].
Используя приведенные показатели и объемы взаимного импорта рассматриваемых стран, составим структурную матрицу, в которой каждый элемент — отношение импорта страны Sj из страны Si к ВВП страны Sj (табл. 4).
Таблица 4
Структурная матрица международной торговли
Страна Россия Турция Израиль СА ОАЭ
Россия 0,997205955 0,025549931 0,002376269 0,001435793 0,00304144
Турция 0,002186852 0,967187794 0,008002198 0,003987739 0,00855915
Израиль 0,000421408 0,00209474 0,989621533 0 0
СА 9,85049E-05 0,002651732 0 0,983066546 0,00989362
ОАЭ 8,72805E-05 0,002515803 0 0,011509922 0,97850578
Источник: составлено и рассчитано автором.
Для того чтобы получить равновесный вектор доходов х, решаем уравнение (A — XE)x = 0, где А — структурная матрица, E — единичная матрица, X — собственное значение. Выполнив расчеты в MC Excel через надстройку «Поиск решения», получим соотношение ВВП стран при сбалансированной торговле. Более наглядно результаты представлены на диаграммах (рис. 1).
Сравнив реальные и сбалансированные бюджеты РФ, Турции, Израиля, Саудовской Аравии и ОАЭ, установим отклонение показателей ВВП стран. Выразив их в процентном соотношении, отметим, что доля России (36,15%) значительно ниже теоретического показателя (44,46%), в то
432
время как доля Турции, Израиля и СА соответствует рассчитанному сбалансированному соотношению по модели. Полученные результаты свидетельствует о недостаточно использованном потенциале взаимного внешнеторгового сотрудничества и необходимости его дальнейшей оптимизации.
Соотношение бюджетов стран Реальное соотношение бюджетов
при сбалансированной торговле, стран, 2016 г., % 2015 г., %
Рис. 1. Сбалансированное и реальное соотношение бюджетов стран Источник: рассчитано автором на основе: http://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx
В целях повышения эффективности и дальнейшего расширения взаимной торговли России со странами Ближнего Востока необходимо минимизировать внешние риски и реализовать ряд следующих задач в регионе:
• сдерживание и ослабление экстремистских движений;
• создание долгосрочных геополитических альянсов;
• поддержание цен на энергоносители путем координации действий с ключевыми поставщиками нефти и газа в странах Персидского залива;
• привлечение в Россию инвестиций, в т.ч. из богатых стран Персидского залива;
• расширение присутствия на региональных рынках вооружений, ядерного топлива, нефти и газа, продовольствия и др. [9].
Отметим, что заинтересованность России в продвижении стратегических интересов со странами Ближнего Востока отражается в наращивании инвестиционного и, как следствие, внешнеторгового сотрудничества. Так, Российский фонд прямых инвестиций заключил ряд перспективных соглашений с партнерами в регионе Персидского залива — это суверенный фонд Саудовской Аравии PIF, Кувейтский инвестиционный фонд (KIA), суверенный фонд ОАЭ Mubadala, инвестфонд Бахрейна Mumtalakat, суверенный фонд Катара Qatar Holding. Госкорпорация «Ростех» подписала соглашение по продаже 25% акций холдинга «Вертолеты России» консорциуму РФПИ и ближневосточным инвесторам на выставке IDEX-2017 в Абу-Даби. РФПИ совместно с арабскими партнерами объявили об инвестициях в вертикально интегрированный агропромышленный холдинг «АФГ Националь», а также в реконструкцию участка автотрассы М-4 «Дон» на сумму около 7 млрд рублей. В марте 2017 г. РФПИ заключил сделку с арабскими фондами по развитию логистической инфраструктуры в Московской области на общую сумму более 100 млн долларов [10].
Создание долгосрочного геополитического и экономического союза возможно через налаживание сотрудничества с региональными объединениями, наиболее значимым из которых является Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. В рамках развития внешнеэкономической деятельности стран ССАГПЗ в апреле 2017 г. делегация из Бахрейна в ходе визита в Республику Коми выразила намерение начать сотрудничество по проектам в лесной промышленности. Наиболее значимыми были выделены варианты создания в Коми предприятия по разработке не-
434
фтегазовых, угольных месторождений, переработке лесных ресурсов и производству бумажной продукции.
Все более очевидным становится экономическое сближение России и Иордании. В настоящее время Иордания стремится подписать соглашение о свободной торговле с пятью странами-членами ЕАЭС. В 2017 г. Иордания и РФ начали прием заявок на поставку турбин и электрических систем для первой в королевстве атомной электростанции. Страны будут инвестировать в данный проект стоимостью 10 млрд долларов в равных долях, по 30%.
Россия и ОАЭ также поддерживают дружественные двусторонние отношения. В сентябре 2010 г. в Дубае зарегистрирован Российский Совет предпринимателей. В 2013 г. между РФ и ОАЭ заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения, в 2012 г. — Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. «Важную роль играют межправительственные комиссии по торгово-экономическому, торговому и техническому сотрудничеству. Продукция и услуги компаний РФ востребованы в ОАЭ, как и капиталы ОАЭ представляют интерес для российских государственных и бизнес-структур» [11]. В планах руководства ОАЭ — дальнейшая диверсификация экономики, которая сегодня в основном ориентирована на нефть. В первую очередь, это развитие военно-технического комплекса, осуществляемое посредством взаимной торговли вооружением и военной техникой с Россией.
В апреле 2017 г. в ходе визита делегации Совета Федерации в Саудовскую Аравию стороны договорились развивать сотрудничество в военно-технической, энергетической и атомной сферах. В мае 2017 г. следует отметить положительный итог визита Президента Турции Реджепа Эрдогана:
Россия будет поставлять Турции зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф».
Перспективным направлением торгово-экономического сотрудничества России и стран Ближнего Востока выступает проведение на государственном уровне мероприятий в рамках созданного в 2003 г. Российско-Арабского Делового Совета, основной целью которого является установление прямых контактов между предпринимательскими структурами стран. Одним из наиболее масштабных мероприятий, проводимых в рамках Совета, стал проводимый 18-20 мая 2017 г. в городе Казани XI Международный экономический саммит России и исламского мира.
Следующим перспективным направлением развития внешнеторгового сотрудничества России и стран Ближнего Востока является переход на взаимные расчеты в национальных валютах. В этой системе важную роль играют совместимость финансовых институтов и эффективность Центральных банков. Так, Иран и Россия по итогам переговоров в марте 2017 г. собираются перейти в торговых операциях на расчеты в национальных валютах. Однако из-за отличий некоторых функций Центральных банков России и Ирана было принято решение, что на первом этапе реализации проекта расчеты будут производить российский «Газпромбанк» и иранский банк «Мелли». Данное решение станет основой для ускоренного роста объемов торговли между двумя странами.
Турция — важнейший партнер России на Ближнем Востоке. После переговоров глав государств в мае 2017 г. были сняты практически все раннее введенные торговые ограничения, в частности, ограничительные меры на ввоз в Турцию российской пшеницы. Кроме того, Президент РФ подписал
436
указ о начале строительства ветки трубопровода «Турецкий поток» общей стоимостью 7 млрд долларов и протяженностью 900 км. Россия с Турцией также реализуют программу по расчетам в национальной валюте. Во-первых, снизятся цены на товары и услуги, исключив стоимость банковской комиссии за перевод средств при транзакциях с участием доллара. Во-вторых, будет исключен риск блокирования платежей со стороны США по политическим мотивам. Инициативы России, Ирана и Турции, направленные на переход к взаиморасчетам в местной валюте в торговле, могут оказать эффект домино и ускорить процесс формирования новой экономической и торговой системы.
Еще одной предпосылкой для увеличения объемов взаимной торговли стала договоренность между Азербайджаном, Ираном и Россией о снижении в 2017 г. железнодорожных тарифов на 50% с целью активизировать перевозки грузов по международному транспортному коридору Север-Юг из России, Азербайджана, Беларуси, Латвии, Эстонии и Финляндии в страны Персидского залива и Индию и обратно.
Во внешнеполитическом сотрудничестве между Россией и странами Ближнего Востока есть ряд противоречий, что отражается на товарных потоках региона. Россия стремится доминировать в принятии стратегических решений странами Ближнего Востока. В последнее время стоит вопрос о недопущении расширения присутствия США в Сирии. Это возможно путем укрепления внешнеэкономических отношений с Турцией, Израилем и Ираном. Однако Иран и Израиль не ведут между собой дипломатических переговоров и находятся в состоянии холодной войны. Поэтому для России важно продолжать сохранять дружеские связи как с Тегераном, так и с Тель-Авивом.
В рамках данного исследования поведем итог. Россия применяет индивидуальный подход к каждому торговому партнеру региона. Россия и страны Ближнего Востока стремятся к восстановлению мира в регионе, поддерживая и расширяя внешнеторговое, инвестиционное сотрудничество путем проведения деловых переговоров и заключения двух- и многосторонних соглашений. В перспективе подобный экономический союз может стать достойным конкурентом на мировом рынке для лидирующих держав. В дальнейшем наращивании присутствия и уверенном позиционировании России на рынках стран Ближнего Востока приоритет должен быть отдан интенсификации и повышению эффективности торгово-экономических связей, военно-технического, научного сотрудничества, образовательных и культурных контактов, и как результат — усиление реального экономического и политического влияния и укрепление авторитета России в этом важном геостратегическом регионе.
Библиографический список
1. База данных Международного торгового центра ЮНКТАД-ВТО [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www. trademap.org/Bilateral_TS.aspx
2. Разем Р.А. Синергия и потенциал сближения экономик России и стран Ближнего Востока / Р.А. Разем, Р.Ю. Черкашев // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сборник науч. трудов по матер. междунар. заочной научно-практ. конференции. — г. Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». — № 4 (24), 2016. — С. 156-161.
3. Абдуллаев Р.В. Особенности финансовых рисков в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической
438
деятельности / Р.В. Абдуллаев // Azarbaycanin Vergi xabarlari. — 2011. — № 12. — С. 131-149.
4. Керимова Л.Д. Внешняя торговля Российской Федерации продукцией военно-промышленного комплекса со странами Ближнего Востока / Л.Д. Керимова // Молодая наука: матер. науч.-практ. конфер., г. Евпатория, 10-11 нояб. 2016 г. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. — С. 71-73.
5. 2017 Military Strength Ranking [Electronic resource] / Global Firepower Military Ranks. — 2017. — Access mode: https://www.globalfirepower. com/countries-listing.asp
6. Ежегодник ЦАМТ0-2016: статистика и анализ мировой торговли оружием [Электронный ресурс] / Центр анализа мировой торговли оружием. — Москва, 2016. — Режим доступа: http://armstrade. org/pages/main/magazines/yearly/report/1/index.shtml
7. Хадур А. Влияние внешней торговли на экономическое развитие Объединенных Арабских Эмиратов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». — Том 8, № 3, 2016. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/117EVN316.pdf
8. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта / Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016. — Режим доступа: http:// gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info
9. Тренин Д. В. Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. — 21 апреля, 2016. — Режим доступа: http://carnegie. ru/2016/04/21/ru-pub-63388
10. Керимова Л.Д. Инвестиционное сотрудничество России со странами Ближнего Востока / Л.Д. Керимова // Проблемы развития финансовой системы государства в условиях глобализации: материалы XIX межрегиональной научно-практ. конфер. студентов, аспирантов и молодых ученых, 23-26 марта 2017 г. — Симферо-
поль: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2017.
11. Шкваря Л.В. Особенности внешнеторговых связей стран Персидского залива и возможности инновационного развития / Л.В. Шкваря // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2013. - № 12. - С. 232-240.
Bibliographical list
1. Baza dannykh Mezhdunarodnogo torgovogo tsentra UNCTAD-WTO [Elektronnyi resurs]: sait. — Rezhim dostupa: http://www. trademap.org/Bilateral_TS.aspx
2. Razem R.A. Sinergiya i potentsial sblizheniya ekonomik Rossii i stran Blizhnego Vostoka / R.A. Razem, R.Yu. Cherkashev // Aktualnye napravleniya nauchnykh issledovanii XXI veka: teoriya i praktika: sbornik nauch. trudov po mater. mezhdunar. zaochnoi nauchno-prakt. konferentsii. — g. Voronezh: FGBOU VO «VGLTU». — № 4 (24), 2016. — S. 156-161
3. Abdullaev R.V. Osobennosti finansovykh riskov v sfere mezhdunarod-nykh ekonomicheskikh otnoshenii i vneshneekonomi-cheskoi deyatelnosti / R.V. Abdullaev // Azarbaycanin Vergi xabarlari. — 2011. — № 12. — S.131-149.
4. Kerimova L.D. Vneshnyaya torgovlya Rossiiskoi Federatsii produktsiei voenno-promyshlennogo kompleksa so stranami Blizhnego Vostoka / L.D. Kerimova // Molodaya nauka: mater. nauch.-prakt. konfer., g. Evpatoriya, 10-11 noyab. 2016 g. — Simferopol: IT «ARIAL», 2016. — S. 71-73
5. 2017 Military Strength Ranking [Electronic resource] / Global Firepower Military Ranks. — 2017. — Access mode: https://www.globalfirepower. com/countries-listing.asp
6. Ezhegodnik TsAMT0-2016: statistika i analiz mirovoi torgovli oruzhiem [Elektronnyi resurs] / Tsentr analiza mirovoi torgovli
440
oruzhiem. — Moskva, 2016. — Rezhim dostupa: http://armstrade.org/ pages/main/magazines/yearly/report/1/index.shtml
7. Khadur A. Vliyanie vneshnei torgovli na ekonomicheskoe razvitie Obedinennykh Arabskikh Emiratov [Elektronnyi resurs] // Internet-zhurnal «Naukovedenie». — Tom 8, № 3, 2016. — Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/117EVN316.pdf
8. Reiting stran mira po urovnyu valovogo vnutrennego produkta / Gumanitarnaya entsiklopediya [Elektronnyi resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologii, 2006-2016. — Rezhim dostupa: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info
9. Trenin D.V. Rossiya na Blizhnem Vostoke: zadachi, prioritety, politicheskie stimuly [Elektronnyi resurs] // Moskovskii tsentr Karnegi. — 21 aprelya, 2016. — Rezhim dostupa: http://carnegie. ru/2016/04/21/ru-pub-63388
10. Kerimova L.D. Investitsionnoe sotrudnichestvo Rossii so stranami Blizhnego Vostoka / L.D. Kerimova // Problemy razvitiya finansovoi sistemy gosudarstva v usloviyakh globalizatsii: materialy XIX mezhregionalnoi nauchno-prakt. konfer. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 23-26 marta 2017 g. — Simferopol: Krymskii federal'nyi universitet imeni V.I. Vernadskogo, 2017. — S. 70-71
11. Shkvarya L.V. Osobennosti vneshnetorgovykh svyazei stran Persidskogo zaliva i vozmozhnosti innovatsionnogo razvitiya / L.V. Shkvarya // Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten. — 2013. — № 12. — S. 232-240.
Контактная информация:
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского»; 295015, РФ, Республика Крым,
г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4
E-mail: [email protected]
Contact links:
Institute of Economics and Management FSAEI of HE V.I. Vernadsky Crimean Federal University;
295015, RF, Republic of Crimea, Simferopol, Sevastopolskaya st., 21/4 E-mail: [email protected]