тивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) : монография / Э.Г. Алиев. - СПб. : Центр цифровой полиграфии С.-Петерб. гос. политехн. ун-та, 2010. - 442 с.
2. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития минифутбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев О.С. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 2009. - 27 с.
3. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. -2007. - № 1. - С. 6-7.
4. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В. А. Бароненко, Л.А. Рапопот. - Изд. 2-е, перераб. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
5. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайно-ва. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 208 с.
6. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М. : Знание, 1976. - 64 с.
7. Тюленьков, С.Ю. Технология преподавания физической культуры / С.Ю. Тю-леньков // Теория и методика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 50-54.
8. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков [и др.]. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : Добросвет, 1998. - 569 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ НАГРУЗОК ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Аннотация
В исследовании показано проведение коррекции тренировочных нагрузок на основе полученных нормограмм изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата прыгунов в длину и результаты проведения педагогического эксперимента.
Ключевые слова: коррекция тренировочной нагрузки, функциональное состояние, нервномышечный аппарат, тестирование.
OPTIMIZATION OF THE TRAINING PROCESS BASED ON THE CORRECTION OF LONG-JUMPERS' LOADS DURING THE PREPARATORY AND COMPETITIVE
PERIODS
Victor Mikhajlovich Bashkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Physical training and sports department chairman,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The research showed the correction carrying out for the training loads based on the received tests results covering the changes of long-jumpers' neuromuscular apparatus functional condition and results of the pedagogical experiment fulfillment.
Keywords: correction of training load, functional condition, neuromuscular apparatus, testing.
ВВЕДЕНИЕ
Управление тренировочным процессом становится эффективным при наличии четко организованного комплексного контроля изменения функционального состояния организма спортсмена. Этот контроль должен нести объективную и существенную информацию о состоянии здоровья. Снижение адаптивных возможностей у спортсменов, при больших физических нагрузках неадекватных функциональному состоянию организма, вызывает снижение работоспособности. При этом важно нормирование двигательной активности спортсмена с учётом его индивидуальных функциональных возмож-ностей.[5,6].
Была разработана методика коррекции тренировочных нагрузок на основе изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов[1-4]. Функциональное состояние оценивалось по трем параметрам: времени включения мышц до максимальной активности; показателю упругости мышц и взрывной мышечной силы.
ЦЕЛЬЮ, проведенных исследований было подтверждение на опыте эффективности разработанной комплексной методики коррекции тренировочного процесса на основе данных экспресс-анализа срочной информации о функциональном состоянии ЦНС и НМА прыгунов в длину.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Педагогический эксперимент проводился во время учебно-тренировочных занятий прыгунов в длину членов сборных команд ГУАПа и Санкт-Петербурга по легкой атлетике. В эксперименте приняли участие 16 спортсменов: КМС 8 человек, перворазрядников 8 человек. Все испытуемые были разделены на две однородные группы: по восемь человек в контрольной и экспериментальной группе. Коррекция тренировочных нагрузок проводилась на основе нормограмм, разработанных для данного вида спорта и данной квалификации спортсменов в течение всего периода исследований. В контрольных группах коррекция тренировочных планов не производилась. Оценка эксперимента проводилась по изменению уровня специальной физической подготовленности по пяти тестам: бег на 40 метров, прыжок с места в длину, тройной прыжок с места, пятерной прыжок с шести беговых шагов, пять быстрых вставаний с отягощением.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
В течение всего периода исследований проводилась срочная и перспективная коррекция тренировочных нагрузок. Срочная коррекция проводилась, если значение тестируемого функционального параметра выходило за рамки нормограммы (рабочей зоны). Если значение функционального параметра попадало в зону отрицательной коррекции, то проводилась отрицательная коррекция тренировочной нагрузки. Если значение функционального параметра попадало в зону положительной коррекции, то проводилась положительная коррекция. Срочная коррекция тренировочной нагрузки выражалась, как правило, отрицательной коррекцией, величина которой составляла 50% от плановой нагрузки, если значение функционального параметра превышало над рабочей зоной 10%. Если это превышение составляло 10% и более, то данная нагрузка уменьшалась на 75% или даже исключалась из тренировочного плана. При этом обязательно учитывалось состояние ЦНС спортсмена. Положительная срочная коррекция тренировочной нагрузки производилась при совпадении следующих условий: тестируемый функциональный параметр попадал в зону положительной коррекции и превышал эту зону на 10 и более процентов и при условии нормального, активного или очень активного состояния ЦНС. Учитывалось также мнение самого спортсмена о его самочувствии.
В табл. 1 показано количество срочных коррекций тренировочной нагрузки в те-
чение всего периода исследований. Знак (-) означает отрицательную коррекцию, а знак (+) положительную коррекцию. Общее число отрицательных срочных коррекций составило 55, а положительных коррекций 6. Больше всего срочных коррекций проводилось у спортсмена 1, 2 и 4, а наименьшее количество коррекций проводилось у спортсменов 6 и
8.
Таблица 1
Срочная коррекция тренировочной нагрузки в зависимости от функционального _________ состояния ЦНС и НМЛ спортсменов экспериментальной группы____________________
Номер ОФП СФП ТП СП Всего коррекций
спорт- Число коррекций
смена (+) ( - ) (+) (-) (+) (-) (+) (-) (+) (-)
1 - 1 - 3 - 2 - 2 - 8
2 - 1 - 3 - 2 - 2 - 8
3 - 1 - 2 - 2 - 1 - 6
4 - 1 - 4 - 2 - 1 - 8
5 - 2 - 3 - 2 1 1 1 7
6 - 1 1 - 1 2 - 2 2 5
7 - 1 - 2 1 1 - 3 1 7
8 - 2 1 3 1 - - 1 2 6
Итого коррекций за период 6 55
Число срочных отрицательных коррекций, среди которых тренировочная нагрузка уменьшалась до 50%, составило 80% от всего числа коррекций, а в 20% случаев тренировочная нагрузка заменялась восстановительными мероприятиями. Наибольшее число срочных отрицательных коррекций было проведено в цикле СФП - 20 коррекций, где тренировочная нагрузка была максимальной. Наименьшее число срочных отрицательных коррекций было проведено в цикле ОФП - 10 коррекций. Почти у всех спортсменов проводилась отрицательная коррекция в течение всего тренировочного периода. Положительная коррекция проводилась только у спортсменов № 5, 6, 7 и 8.
Перспективная коррекция тренировочной нагрузки проводилась на основе полученных рабочих и коррекционных зон для каждого функционального параметра в зависимости от суммарных значений нагрузки за недельный микроцикл. Отрицательная коррекция проводилась, если значение исследуемого суммарного параметра смещалось из рабочей зоны более, чем на 10% в зону отрицательной коррекции за недельный микроцикл. При перспективной отрицательной коррекции вносились поправки в тренировочную нагрузку последующих недельных микроциклов по каждому функциональному параметру на 10% при условии хорошего состояния ЦНС спортсмена и не менее, чем на 30 процентов, если было утомление ЦНС.
В табл. 2 приводится число перспективных коррекций тренировочной нагрузки с отягощениями в зависимости от функционального состояния ЦНС и НМА экспериментальной группы в течение педагогического эксперимента. Общее число отрицательных коррекций в экспериментальной группе составило 26, а положительных 9.
Максимальное число коррекций пришлось на мезо цикл специальной физической подготовки, на этот же мезо цикл приходится максимальная тренировочная нагрузка за недельный микроцикл.
На рис. 1 приведена диаграмма прироста в уровне специальной физической подготовки прыгунов в длину по пяти тестам в экспериментальной и контрольной группе в конце педагогического эксперимента по сравнению с его началом. Светлые столбики означают прирост в уровне СФП в контрольной группе, а темные столбики прирост уровня СФП в экспериментальной группе.
Таблица 2
Перспективные коррекции тренировочной нагрузки в зависимости от функционального состояния ЦНС и НМЛ спортсменов экспериментальной группы_____________
№ ОФП СФП ТП СП Всего коррекций
спорт- Число коррекций
смена (+) ( - ) (+) (-) (+) (-) (+) (-) (+) (-)
1 1 2 1 4
2 - 1 - 3 - 1 - - - 5
3 - - - 1 - - - - - 1
4 - 1 - 2 - 1 - 1 - 5
5 1 - - - 1 1 - - 3 1
6 2 - 1 - - 2 1 - 4 2
7 - 2 - 2 1 - 1 - 2 4
8 - 1 - 1 - 1 - 1 - 4
Итого коррекций за период 9 26
бег на 40 м. пятерной прыжок с тройной с 5 быстрых
прыжок места места вставаний
Рис. 1 Процентный прирост уровня специальной физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе прыгунов в конце эксперимента
ВЫВОДЫ
Прирост уровня СФП в экспериментальной группе по всем пяти тестам оказался достоверно выше, чем в контрольной группе при Р<0,01. Выборка результатов имеет достоверный характер.
Эффективность методики коррекции тренировочных нагрузок подтверждает отсутствие травм опорно-двигательного аппарата и переутомления центральной нервной системы у спортсменов экспериментальной группы за весь тренировочный период.
Методика коррекции тренировочных нагрузок позволяет оптимизировать тренировочные нагрузки, привести их в соответствие с функциональными возможностями ЦНС и НМА спортсменов, индивидуализировать тренировочный процесс, подвести спортсменов к наилучшей спортивной форме в запланированное время к главному соревнованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкин, В . М. Методика коррекции тренировочного процесса на основе экспресс-анализа функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Башкин В.М. - Л., 1992. - 22 с.
2. Башкин, В.М. Исследование зависимости изменения упругости мышц от выполненной тренировочной нагрузки в осенне-зимнем тренировочном периоде / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 19-23.
3. Башкин, В.М. Изменение быстроты мышечных сокращений в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 5 (51). - С. 11-15.
4. Башкин, В.М. Изменение взрывной мышечной силы спортсменов в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 6 (52). - С. 16-19.
5. Шамардин, В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных футболистов / В.Н. Шамардин // Первый междунар. науч. конгресс «Спорт и здоровье». 9-11 сентября 2003 г., Санкт-Петербург. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2003. -Т. 1. - С. 111-112.
6. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. - М. : Изд-во «Астрель», 2002. - 864 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.923:316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,
Наталия Александровна Белевич, внешний соискатель Санкт-Петербургской академии управления и экономики, старший инспектор по контролю за исполнением поручений
отделения по профессиональному отбору в министерстве внутренних дел, Татьяна Андреевна Соловьева, внешний соискатель Санкт-Петербургской академии управления и экономики, старший инспектор по контролю за исполнением поручений
отделения по профессиональному отбору в министерстве внутренних дел,
г. Санкт-Петербург
Аннотация
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Ключевые слова: социализация, подростки, делинквентное поведение, психологические факторы социализации подростков.
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SOCIALIZATION OF THE ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The specialized enterprise “New Generation",
Nataliya Aleksandrovna Belevitch, the external competitor of Saint-Petersburg Academy of Management and Economics, senior supervisor over execution of assignments of the professional selection department at the Ministry of internal affairs,
Tatyana Andreevna Soloveva, the external competitor of Saint-Petersburg Academy of Man-